Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена Абсалямова Элина Наилевна

Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена
<
Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абсалямова Элина Наилевна. Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.05 / Абсалямова Элина Наилевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- 247 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/455

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена анализу стилистических особенностей литературной критики Поля Верлена с целью выявления своеобразия критических текстов автора в соотношении с общими тенденциями литературной критики как типа дискурса, обслуживающего особую коммуникативную сферу.

Поль Верлен (1844-1896) известен в первую очередь как поэт; его вклад во французскую поэзию получил признание еще при жизни автора. Мало исследованная на сегодняшний день критика Верлена представляет собой исключительное по важности явление: творческий путь Поля Верлена связан с такими значительными явлениями во французской поэзии второй половины XIX века как парнасская школа, декадентство и символизм. С начала 1880-х годов существенно возрос авторитет Верлена-поэта в глазах младших современников; его литературно-критические работы не могли остаться незамеченными и не оказать влияния на литературные вкусы эпохи.

Своеобразие прозы поэта, выступающего в роли критика, стало темой многих работ, в первую очередь литературоведческого характера [О.Г.Порошина, Т.С.Тайманова; J.Petit, М.Вгіх]. Вместе с тем, литературно-критический дискурс представляет собой интереснейший лингвистический феномен, поскольку может сочетать в себе черты различных традиционно выделяемых функциональных стилей: публицистического, художественного и научного. Жанрово-дискурсивные характеристики критического дискурса оформились именно во второй половине XIX века, когда критика утвердилась как самостоятельное явление и вступила в фазу диверсификации и трансформации: наряду с меняющей свой облик журнальной и писательской критикой постепенно оформляется научный дискурс о литературе. Между тем, литературная критика сохраняет неоднозначное отношение к литературе;

в частности, забота о форме по-прежнему иногда воспринимается как атрибут критики, сближающий ее с художественной литературой. В целом, во французской и англосаксонской традиции просматривается тенденция к преобразованию критики в научную дисциплину, тогда как в отечественной традиции литературная критика более прочно ассоциируется с творческой деятельностью.

Проблема разнообразия форм критики является, в том числе, и проблемой языка и стиля. Современная лингвистика может предоставить теоретическую и методологическую основу для изучения литературной критики.

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, возросшим вниманием к литературной критике со стороны французских и отечественных исследователей [M.-E.Therenty, A.Vaillant, P.Berthier, E.Monfort; И.В.Кондаков, Р.П.Шагинян], а с другой, устойчивым интересом ученых-лингвистов к проблематике использования языковых средств в различных речевых жанрах и типах дискурса.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в изучении корпуса литературно-критических текстов с использованием целостного лингвостилистического подхода, который предполагает анализ морфологических и синтаксических языковых средств с точки зрения прагматики их функционирования в тексте. В условиях отсутствия работ, которые рассматривали бы критику как объект для лингвистического изучения, обращение к литературно-критическому наследию Поля Верлена позволяет приблизиться к осознанию типологических особенностей французской литературной критики через изучение текстов конца XIX века.

Основная цель работы состоит в выявлении лингвостилистических характеристик литературной критики Поля Верлена в их соотнесении с коммуникативно-стилистическими установками критики как типа дискурса.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

определение места литературно-критических текстов Верлена во франкоязычной литературной критике;

выявление особенностей литературной критики как типа дискурса и специфики реализации в данном типе дискурса общих функций языка;

выделение основополагающих лингвостилистических характеристик литературной критики Поля Верлена и средств их реализации (на лексическом, синтаксическом и прагматическом уровнях); определение функциональной обусловленности выделенных лингвостилистических характеристик и их систематизация; изучение соотношения функций языка в литературно-критических текстах Поля Верлена как типологического показателя в рамках критического дискурса. Материалом исследования послужил корпус из 86 литературно-критических текстов (объемом от 82 до 4209 слов), написанных Полем Верленом в период с 1865 по 1895 г. Объектом исследования является франкоязычный литературно-критический текст выбранного автора. Предмет исследования составляют лингвистические показатели конативной, фатической, эмотивной и поэтической функций.

Теоретической основой диссертации являются теория функций языка Р.ОЛкобсона, представления о диалогизме и диалогичности, разработанные в трудах М.М.Бахтина и М.Н.Кожиной, определения дискурса и текста, данные Э.Бенвенистом, Т. ван Дейком, П.Серио, Ж.Дюбуа, О.Дюкро, Ц.Тодоровым, Р.Бартом и Ж.Женеттом, а также основы дискурсивного анализа, предложенные Д.Менгено, К.Кербрат-Ореккьони, Ж.Отье-Ревюз, С.Муаран.

Методологической основой послужили труды отечественных и
зарубежных учёных в области стилистики и риторики (К.А.Долинина,
Ю.С.Степанова, Э.М.Береговской, В.Г.Гака, О.С.Ахмановой,

В.В.Виноградова, Ю.М.Скребнева, Н.М.Болотновой, О.А.Крыловой, В.В.Виноградова, Ш.Балли, Ж.Марузо), а также дискурсивного анализа и прагматики (Н.Д.Арутюновой, В.Н.Телия, Дж.Лакоффа и М.Джонсона).

При анализе материала были использованы методы прагматической интерпретации и контекстно-ситуативного анализа, дескриптивный и сравнительный метод, а также метод функционального анализа в свете теории функций языка Р.О.Якобсона на основе сплошной выборки лингвостилистических единиц по принципу релевантности относительно исследуемых функций языка. К единицам, связанным с явлением диалогизма, нами был применен стилометрический метод: полученные результаты приведены в приложении.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Литературную критику можно определить как дискурс, тематически относящийся к литературе и обслуживающий сферу металитературной коммуникации. В отношении стилистического оформления критического дискурса, различаются два полярных подхода к комментированию литературных произведений: первый максимально приближен к научному стилю, второй не ограничен жесткими стилистическими рамками. В зависимости от проявления в конкретном критическом дискурсе отдельных функций языка выделены следующие типы критики: импрессионистическая критика (эмотивная функция), публицистическая критика (конативная и фатическая функции, направленные на установление и поддержение канала связи с адресатом), поэтизированная критика (поэтическая функция). Литературно-критический дискурс представляет собой наджанровое явление,

которое занимает промежуточное положение между различными функциональными стилями языка: научным, публицистическим и художественным.

  1. Литературная критика Поля Верлена характеризуется высокой степенью диалогизма и эмотивности в сочетании с отдельными приемами эстетизации (поэтизации).

  2. Диалогизм и подчеркнутая адресованность верленовской критики проявляются в употреблении обращений, местоименных форм II лица наряду с местоименными формами I лица множественного числа, включающими адресата, и неопределенно-личным местоимением "on". Нацеленность крического дискурса на адресата выражается также в применении императивов, риторических вопросов, слов-фраз «oui»/«non» в функции риторических ответов и пространственно-временных деиктических маркеров, максимально сближающих время и место создания текста с моментом его восприятия. Адресатами-соратниками Верлена являются писатели, оппонентами выступают критики, а публика делится на понимающую элиту и непонимающую массу. Присутствие пространственно-временных деиктических маркеров в критике Верлена свидетельствует в первую очередь о том, что она направлена на современников автора без ориентации на последующие поколения.

  3. Эмотивность литературно-критических текстов Верлена высока и проявляется во введении в критический дискурс разного рода восклицаний, междометий и бранных слов. Специфичным для данного автора является употребление стилистически маркированной лексики (архаизмов, неологизмов, латинизмов и варваризмов) для повышения экспрессивности текста. Помимо прочего, Верлен стремится привнести в критику игровой элемент; его критика апеллирует не к разуму читателя, а к его чувствам.

  1. Эстетизация (поэтизация) представлена в литературно-критическом творчестве Вердена в меньшей мере, чем диалогизм и эмотивность. Выявленные элементы эстетизации в тексте (оригинальные метафоры и сравнения, аллитерации, повтор), позволяют провести параллели между критическим и поэтическим творчеством автора, но, в то же время, представляют собой скорее рефлекторные явления, чем результат осознанной и целенаправленной творческой деятельности.

  2. В силу своей диалогичности и эмотивности верленовская критика безусловно относится к типу эмотивной критики. Недостаточное проявление эстетизации не позволяет говорить о критической прозе Верлена как о примере прозы художественной.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении литературной критики как дискурса и рассмотрении соотношения стилистических характеристик литературно-критических текстов с их прагматической направленностью. В работе показана важность таких характеристик, как диалогизм, эмотивность, поэтизация для описания и классификации подобного рода текстов. Разработана и опробована модель анализа стилистики литературно-критических текстов. Выводы о лингвостилистических особенностях критики Поля Верлена и полученные статистические результаты могут найти применение при изучении литературно-критических текстов других авторов. В целом, работа способствует углублению существующего представления о стилистических характеристиках французской литературной критики конца XIX века.

Практическая ценность результатов и материалов работы определяется возможностью их использования при чтении курсов по стилистике французского языка, аналитическому чтению и интерпретации текста, а

также в рамках курсов по истории, поэтике и теории литературы и литературной критики. Выводы о лингвостилистических особенностях критической прозы Вердена могут быть учтены при переводе статей Вердена на русский язык.

Апробация работы проводилась в рамках Ломоносовских чтений факультета иностранных языков и регионоведения МГУ (2005), IV Межвузовской научной конференции «Риторика в свете современной лингвистики» (Смоленск, 2005), II Международной конференции «Феномен творческой личности в культуре» факультета иностранных языков и регионоведения МГУ (2006), а также на аспирантских чтениях Общества специалистов по французской культуре XIX века (Society of Dix-Neuviemistes Post Graduate Study Day; Лондон, 2006). Основные положения диссертации отражены в публикациях, список которых приводится в конце данного автореферата.

Похожие диссертации на Стилистически особенности литературной критики Поля Верлена