Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова Качурин Кирилл Олегович

Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова
<
Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Качурин Кирилл Олегович. Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Качурин Кирилл Олегович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1296

Введение к работе

В творчестве В.Е. Максимова (1930 - 1995) публицистика занимает - в особенности, после выезда в 1974 году за рубеж - весьма заметное место: биография, склад характера, наконец, своеобразие дара обусловили у писателя настоятельную потребность выйти к читателю с прямо обращенным к нему словом. Желание это обострялось по мере того, как все отчетливее осознавалась В. Максимовым необходимость коренных перемен в жизни взрастившего его общества, в царящей в стране атмосфере.

Публицистика занимает промежуточное положение между художественной литературой (беллетристикой) и журналистикой. Публицистическое произведение, находясь в ряду произведений литературных, обладает специфическими свойствами, которые обусловлены его непременно злободневным общественно-политическим содержанием и стремлением автора к воздействию на сознание максимально широкого круга читателей. И В. Максимов в полной мере реализует эти возможности публицистики, в особенности после того, как он получил в 1974 году возможность издавать журнал «Континент», очень скоро ставший одним из самых авторитетных периодических изданий русской эмиграции.

Порою, впадая в отчаяние или возвышая голос до крика, В. Максимов оказался не подверженным ни унынию, ни озлобленности. Написанное им отмечено более всего способностью писателя, размышляя, до жесткости трезво судить о происходящем сегодня в мире и прежде всего - в родной для него стране. Это обусловлено собственным - на редкость тяжелым - жизненным опытом, а неиссякаемая уверенность в конечном преодолении выпавших на долю соотечественников тяжелых испытаний - на понимании исторических судеб России, и еще более - на Вере, которая, по его убеждению, вооружает «критерием истины и красоты, безусловно обозначая цели, задачи и средства творчества». Публицистика открывала для В. Максимова возможность прямого контакта с массовой аудиторией, активного воздействия на сознание современников, давала надежду на собственную причастность к благотворным переменам в их жизни; писатель предпочитает в этом случае красивым фразам и заклинаниям борьбу, веря в силу слова, в его способность, если не переделать мир, то служить его изменению к лучшему. Публицистика для В. Максимова - это откровенный разговор с читателем о наболевшем, попытка вывести его (читателя) к верным решениям, вселить веру в конечное - несмотря на сегодняшние беды и потрясения - торжество идеалов добра и справедливости.

Обращение к публицистике диктуется необходимостью обращения к сугубо злободневной тематике и проблематике, стремлением писателя предложить свои решения сегодня поставленных жизнью вопросов.

Считая возможным оставить вне поля зрения очерки, статьи, репортажи В. Максимова, появлявшиеся на газетных полосах в пору его сотрудничества в прессе Кубани и Ставрополья, отметим, что в полную силу голос публициста зазвучал в середине 70-х годов. Теперь он ищет ответы на самые главные вопросы: о судьбе России и русского народа, о трагедии и вине русской интеллигенции, о вере и безверіш в судьбе народа и каждого отдельного человека. Отсюда - масштабность размышлений писателя на темы, поистине обжигающие. Настойчиво выхода к решению злободневных политических вопросов, В. Максимов при этом в качестве основополагающих выдвигает требования оздоровления нравственной атмосферы общества, единения людей, исповедующих разные

взгляды, стоящих на разных позициях: подлинная справедливость может, по его мнению, утвердиться в обществе лишь при условии духовного возрождения человека.

В структуре публицистического текста особое место и роль принадлежит авторскому началу. Для автора в беллетристике характерна его «вненаходимость» (М. Бахтин) по отношению к изображаемому миру, в то время как в публицистике постоянное присутствие автора в тексте является принципиально важным. В отличие от беллетристики, где автор существует в качестве художественного образа, созданного по законам типизации, и как угодно далеко может отстоять от реального автора-писателя, автор в публицистике идентичен личности публициста, он лицо невыдуманное, реальное. Публицистика всегда -форма полемически заостренного монолога, цель которого для писателя - убедить адресата в своей правоте, привлечь его на свою сторону и тем самым - побудить к действию. В таком монологе личность автора отчетливо обнаруживает себя не только в строе мыслей, но и в пафосе, в стиле. Здесь точность изложения, строгость аргументации неотделима от многозначности, эмоциональной насыщенности слова, образности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой - логико-понятийное. Образ существует здесь как форма, способ выразить мысль, и потому всегда остается рациональным.

Эффект присутствия в тексте автора, его открыто выраженная позиция является специфической особенностью публицистического высказывания: автор и читатель связаны здесь напрямую Потребность в слове публициста значительно возрастает в переломное для общества (народа) время, когда предельно обостряется борьба идей, концепций, мнений. А именно такой была эпоха, когда особенно громко, мощно звучал голос В. Максимова-публициста, который и в своем художественном творчестве обнаружил страстное стремление не только изобразить столь суровую по отношению к человеку действительность, но и - способствовать ее преображению.

Публицистика В. Максимова имеет наступательный характер, и это наступление велось им на широком фронте. Неизменным было его неприятие коммунистической идеологии, а вместе с тем - недоверчивое отношение к западной либеральной интеллигенции и скептическое - к той части русской эмиграции, которая из корыстных соображений угодливо приспосабливалась к западной системе ценностей. Проблемно-тематический диапазон публицистических выступлений В.Максимова был чрезвычайно широким: от обличения тоталитарной (коммунистической) системы в целом до гневных инвектив в адрес тех, кто вольно (сознательно) или невольно подыгрывал ей. При этом писатель не разбрасывался, откликаясь на происходящее сегодня, не терял из виду главные для него цели - важнейшей среди них была судьба России. Отсюда свойственный его выступлениям страстный пафос: В. Максимов-публицист поистине бил во все колокола. И при этом оставался художником - только собственно эстетические рамки были для него тесны. Сам автор говорил, что у него к литературе отношение молитвенное. Здесь объяснение его стремления, продолжая быть писателем (литератором), выходить в написанном им к самому главному в жизни народа, а стало быть, и каждого отдельного человека. Автор романов, повестей, рассказов, пьес, В. Максимов и в своих публицистических сочинениях верен своему призванию. Он вполне владеет искусством слова в публицистических статьях, вызывающе резких фельетонах, в убийственно обличительных памфлетах. Формулировочная точность неотделима в его тексте от образной выразительности, высокий пафос - от проникновенного лиризма: слово писателя

впрямую адресовано читателю, активизирует его сознание, рассчитано не просто на со -чувствие, но - на со - действие.

Публицистические тексты В. Максимова еще не собраны. В книге «Сага о носорогах» (1981), в девятом (дополнительном) томе вышедшего в Москве Собрания его сочинений в восьми томах (1983), в сборнике «Самоистребление» (1995) представлена лишь часть произведений этого жанра. Куда больше сочинений такого рода затерялось на страницах газет и журналов разных стран мира, в том числе - постсоветской России, куда он приезжал не раз: он хотел быть услышан на родине, вдали от которой прожил два десятилетия. При этом Максимов всегда признавался в том, что психологически я никогда не чувствовал себя эмигрантом, он всегда жил Россией, российскими интересами, шдавал журнал на русском языке.

Творчеству В.Максимова посвящено сравнительно немного работ (Н. Щедриной, В. Петелина, Ф. Светова, А. Берзер, И. Золотусского, Л. Аннинского и др.). В немногочисленных статьях, появившихся за рубежом, написанное им воспринимается как факт не столько литературы, сколько - борьбы с тоталитаризмом: упомянем в этой связи работы Ж.-П. Мореля, Ф. Эберштадт, А. Краснова-Левитина, 3. Маурины и др. В постсоветский период положение изменилось: творчество В.Максимова заняло подобающее место не только в литературоведческих исследованиях и литературной критике (И. Виноградов, Е. Пономарев, И. Золотусский, Л. Аннинский), но, но и в наиболее авторитетных учебных пособиях, становится предметом изучения в диссертациях Н. Савушкиной, М. Глазковой, Т. Жуковой, Е. Авдеевой, А. Сенкевич, И. Ильинского, Н. Векуа, А. Балыкова и др.

Публицистика В.Максимова до сих пор остается почти вне поля зрения исследователей. Можно объяснять это тем, что сочинения такого рода для многих - в том числе, профессиональных - читателей оказываются вне собственно литературного контекста, воспринимается главным образом как факт политической борьбы. Однако и при таком - прагматическом - подходе к публицистическому тексту нельзя забывать, что одновременно он принадлежит и литературе: слово здесь обеспечено талантом писателя, для которого публицистика является одним из форм (или — средств) его выражения.

Актуальность исследования, таким образом, обусловливается необходимостью научного осмысления столь значительного пласта творчества В.Максимова, каким является его публицистика, настоятельной потребностью выявить смысл и значение ее как для самого писателя, так и для литературы (но в этом случае еще - и жизни общества) в целом. Обращение к текстам, которые создавались в эмиграции, открывает возможность существенно дополнить и откорректировать сложившиеся в литературоведении представления о месте и роли литературы русского зарубежья в литературном процессе 70 -80-х годов XX века. Изучение деятельности В.Максимова на посту главного редактора журнала «Континент» позволяет охарактеризовать реализуемую в современных условиях специфическую для русского литератора форму организации творческих сил с целью усиления воздействия на читательскую аудиторию, а, стало быть, на общество в целом.

Объектом исследования являются публицистические тексты В. Максимова, созданные во время пребывания писателя в эмиграции, собранные в девятом (дополнительном) томе Собрания сочинений в восьми томах (М., 1993) и книге «Самоистребление» (М., 1995), а также - рассыпанные в журнале «Континент», «Смена», «Москва», «Наш современник» и др., в газетах «Правда», «Книжное обозрение»,

«Литературная газета», «Известия» и др. В этом ряду оказываются и интервью, которые давал писатель корреспондентам самых разных изданий: они воспршшмаются как публицистика в устной форме, открывающей перед автором возможности реализации своей индивидуальности и в этом жанре.

Предметом исследования избрана авторская позиция писателя, обуславливающая проблемно-тематический круг его публицистических выступлений, основные аспекты осмысления и оценки им современной действительности, пафос его сочинений в этом роде, наконец, средства (жанровые, композиционные, образные, стилевые и т.д.), которые используются в этом случае писателем для достижения тех целей, которые ставит он перед собою.

В связи с этим мы видим цель диссертации в том, чтобы наиболее полно охарактеризовать публицистику В. Максимова, что позволит глубже осмыслить природу его литературного дарования, роль и место его в литературном процессе, но также - в общественной жизни второй половины 70-х - первой половины 90-х годов XX века.

Указанной целью обусловлены задачи, которые поставлены и решаются в диссертации:

выявить закономерности обращения В.Максимова к публицистике;

охарактеризовать своеобразие позиции В.Максимова в русском зарубежье, его отношение к Западу;

определить сложившуюся у В.Максимова концепцию, лежащую в основании его представления о назначении писателя, его месте и роли в жизни общества;

систематизировать его размышления о России, осмысление им ее настоящего и будущего;

- исследовать жанрово-стилевые особенности публицистики В.Максимова.
Методологической п теоретической базой диссертационного исследования

являются труды известных историков и теоретиков литературы: М. Бахтина, В. Виноградова, Г. Гачева, Н. Лейдермана, Ю. Лотмана, В. Топорова, Е. Хализева и др. Автор опирается и на немногочисленные работы отечественных и зарубежных литературоведов и критиков, обращавшихся к творчеству В.Максимова: Л. Аннинского, И. Виноградова, В. Иверни, И. Золотусского, 3. Мауршюй, Н. Щедриной, И. Рубина, В. Марамзина, Ф. Эберштадта и др.

Методами исследования, используемыми в диссертации являются традиционный историко-литературный, а также методы интерпретации, мотивного, стилистического и контекстуального анализа текста. Из общетеоретических методов применяются системно-аналитический и аксиологический.

Научная новизна диссертации заключается в том, что здесь впервые исследуется большой по объему и чрезвычайно значимый как в контексте творчества В. Максимова, так и в литературном процессе 70 - 80-х годов XX века, материал. Обращение к нему дает возможность полнее и глубже, нежели это было сделано ранее, охарактеризовать роль литературы в происходящих в жизни народа процессах.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Обращение к публицистике обусловлено у В. Максимова как биографией человека, прошедшего на редкость суровую жизненную школу, так и складом дарования писателя, занимавшего в литературе чрезвычайно активную позицию.

  1. Положение вынужденного эмигранта способствовало выявлению с особой резкостью отношения В.Максимова к тоталитарной системе, к коммунистической идеологии - ко всему, что способствует ущемлению прав человека,

  2. Огромна роль В. Максимова в объединении общественно-литературных сил преимущественно Восточной Европы в борьбе со всеми проявлениями тоталитаризма, оказавшего заметное воздействие на сознание многих представителей западной интеллигенции. Деятельность В.Максимова-публициста неразрывно связана с журналом «Континент», создателем и бессменным (до 1992 года) редактором которого он был.

  3. В написанных до вынужденного отъезда в эмиграцию рассказах, повестях, романах В. Максимова отчетливо сказывается его темперамент бойца, бескомпромиссность позиции художника, не сомневающегося в своем праве вершить суд над изображаемой им действительностью и принадлежащими ей людьми.

  4. Основной темой - основной болью! - живущего вдали от родины писателя остается Россия: в его публицистических произведениях сказывается великолепное знание того, что сегодня происходит на родной земле, страстное желание своим словом способствовать искоренению зла во всех его формах. Пафос публицистических произведений В.Максимова определяется стремлением писателя, резко обличая, гневно клеймя, сделать все возможное для возрождения России, для согласия и примирения находящихся сегодня в состояюш войны сил, каждая из которых представляет лишь какую-то часть российского общества, народа.

  5. Важнейшую роль в обустройстве всеобщей жизни на истинно человеческих началах добра, справедливости, любви играет для В. Максимова Вера: убежденный христианин, он с уважением относится к другим конфессиям, нетерпим ко всем — в том числе, на религиозной почве - проявлениям ксенофобии, призывая к веротерпимости, к пониманию тех, кто исповедует иную веру.

  6. Публицистика В.Максимова находится на стыке собственно литературы и журналистики при заметном превалировании первого из названных начал. Чрезвычайно широк жанровый спектр произведений такого рода: памфлет, хлесткий очерк нравов, зарисовка с натуры, страстный монолог - В. Максимов использует возможности самых разных публицистических жанров, стремясь выйти к читателю с прямо к нему обращенным словом, воздействовать на него, заразить его тем, что владеет сердцем самого автора.

  7. За те два десятилетия, которыми очерчены временные рамки исследуемого в настоящей работе материала, В. Максимов, неизменно храня верность себе, не соступая со своих позиций, изменяется. В основе эволюции публициста - изменения, происходящие в мире и, разумеется, прежде всего в России. Тематика и проблематика, тональность, наконец, поэтика его произведений становятся иными, когда в советской стране начинается перестройка; еще более резок перелом, которым отмечены в публицистике В.Максимова события, ознаменовавшие первые годы постсоветской эпохи.

Теоретическая значимость диссертации в том, что работа дает возможность охарактеризовать специфичность публицистики русского зарубежья на новом этапе принадлежащей ей литературы, а также углубить представление об особенностях выявлеши в рамках указанного жанра творческой индивидуальности писателя.

Практическое значение работы: полученные здесь результаты исследования могут быть использованы при изучении истории русской литературы (в частности, литературы

русского зарубежья) XX века, а также развития публицистики в лекционных курсах и семинарских занятиях в вузах.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы РУДН. Промежуточные результаты проделанной работы докладывались на конференциях молодых ученых и аспирантов филологического факультета РУДН в 2007 и 2008 годах, а также на 111 Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии (РУДН, ноябрь 2008).

Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 308 наименований. Общий объем 196 страниц.

Похожие диссертации на Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова