Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Чужая речь" в творчестве Давида Самойлова Трепачко Анна Николаевна

<
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трепачко Анна Николаевна. "Чужая речь" в творчестве Давида Самойлова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Ставрополь, 2004 205 с. РГБ ОД, 61:04-10/1063

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Чужая речь»: теоретико-литературные концепции

1.1. Интертекстуальность — «диалог» двух или более текстов 9

1.2. Диалогические отношения в художественном тексте 22

1.3. Понятия язык и речь в литературоведении 29

Глава 2. Разновидности «чужой речи» и её роль в творчестве Давида Самойлова .

2.1. Цитаты как средство создания полифонизма 35

2.2. Аллюзии как способ раскрытия внутреннего мира героев 45

2.3. Эпиграфы и их функции в творчестве Д. Самойлова 56

2.4. Реминисценции как способ генерализации новых смыслов 72

2.5. Стилизация как синтез идейно-художественных особенностей предшественников в творчестве Д. Самойлова 102

2.6. Сказ как особая форма организации лирического произведения... 120

Глава 3. Функционирование «чужой речи» в лексическом и синтаксическом аспектах творчества Д. Самойлова

3.1. Роль ассоциативных значений, идиоматических конструкций и архаизмов в лирике поэта 129

3.2. Основной принцип композиционной организации стихотворений Д. Самойлова: анафорические конструкции, инверсия, внутренняя рифма 154

Заключение 175

Библиография 178

Введение к работе

В современном литературоведении творчество Давида Самойлова не обойдено исследовательским вниманием. Лирика поэта, его литературная судьба, связи с русской и европейской традициями, особенности творческой эволюции — вот те вопросы, которые с различной степенью глубины рассматриваются литературоведами.

Однако исследования, посвященные творчеству Д. Самойлова, не только не дают достаточного представления о его поэзии и содержат в себе противоречивые оценки его творчества.

В. Баевский и Л. Лавлинский отмечали, что Д. Самойлов находит опору в традициях А. Пушкина и Ф. Тютчева.

П. Вегин в статье «Волна и камень» писал: «Сначала Давида Самойлова причисляли к военным поэтам, потом к «тихим», совсем недавно — к продолжателям философской лирики Ф. Тютчева и А. Фета» (43, с 216).

А. Зверев воспринимал поэта как не совсем определившегося в своих исканиях. В его поэзии критик видел скорее нейтральное, чем действенное начало. Приведём несколько тезисов из критических работ А. Зверева, в которых он оценивает Д. Самойлова как поэта и человека: «Самойлов не стал на сторону прогресса», «не отвергал предысторию», «не стремился к спору», «держался от власти в стороне», «не жёг партбилет», «никогда не становился бунтовщиком мысли» (103, с 41-43). Каково же в действительности направление творчества поэта? Что являлось ориентиром в его поэтических исканиях?

Чтобы до конца устранить противоречивые оценки во мнениях критиков, необходимо обратиться к интертекстуальному прочтению текстов поэта, выделить «чужую» речь, способствующую разрешению проблем, возникающих при изучении творчества Д. Самойлова.

В современном литературоведении всё больший интерес вызывает проблема интертекстуальности, которая понимается как свойство любого текста вступать в диалог с другими текстами. Интертекстуальность знаменует собой и взаимодействие внутритекстовых дискурсов: повествователя и персонажа, одного персонажа с другим. Проблема трактуется и как процесс метаязыковой рефлексии, с помощью которого определяется генезис текста и устанавливаются многомерные связи с другими текстами.

Изучение интертекстуальных отношений, возникающих между творчеством Д. Самойлова и творчеством его предшественников, исследование диалогических отношений поэта с его современниками позволит выявить «чужое» и решить вопрос о том, на каких традициях и идеалах основано творчество поэта, какое место в русской литературе занимает Давид Самойлов. Этим и объясняется актуальность данного исследования.

Объектом и материалом исследования стали поэтические тексты Д. Самойлова, представленные в сборниках разных лет, дневниковые записи поэта, опубликованные в периодических изданиях, его книги «Памятные записки», «Книга о русской рифме».

Предметом исследования является система художественных средств Самойлова, которая понимается как система принципов, структурно организующих его тексты. При этом учитывается обращение к мотивам и сюжетам, приёмам и принципам стихосложения, лексическим и синтаксическим конструкциям, обращение к размеру и рифме, существующим в русской литературе.

Цель исследования определяется выявлением интертекстуальных отношений текстов Давида Самойлова с текстами классиков русской литературы XIX -XX веков и его современников в плане художественно-творческого взаимодействия, установлением закономерностей, связывающих творчество Д. Самойлова с творчеством А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Лермонтова, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Тарковского, А. Межирова и др. Задачи исследования.

• Исходя из концептуальных разработок М. Бахтина, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж.Жанетта, трудов современных учёных Г. Поспелова, Ю. Лотмана, Я. Я блокова, В. Чернявской, Н. Фатеевой и ряда других исследователей, выделить интертекстуальные единицы в лирике Д. Самойлова, предложить возможную их иерархию.

• Исследовать механизм реализации «чужой речи» в творчестве Д.Самойлова, имея в виду его смысловую и художественную направленность. Определить его значение для характерологии его произведений.

• Провести анализ «чужой речи» в текстах Д.Самойлова, позволяющий на основе объективного содержания и субъективной речевой коннотации выявить информацию о духовной культуре и эстетических установках поэтов, взаимодействующих в творческом диалоге.

• Исследовать функционирование «чужой» речи в лексическом и синтаксическом аспектах творчества Д. Самойлова, показать её идейное, композиционное и стилевое своеобразие.

Методология исследования обусловливается решением конкретных задач на различных этапах работы и определяется характером исследуемого материала, целью и задачами диссертации. Работа базируется на сравнительно-историческом, структурно-семиотическом, интерпретационном, сравнительно-сопоставительном, историко-функциональном, биографическом методах исследования. Принцип анализа произведения как семиологического факта способствует определению текста как особой организации текстового пространства в свете интертекстуальности.

Новизна исследования заключается в углубленном исследовании «чужой речи» в текстах Д. Самойлова, которая рассматривается сквозь призму смыслового, философского и культурно-исторического аспектов. Новизна диссертации связана с обнаружением и интерпретацией ряда новых факторов интертекстуального взаимодействия творчества Д. Самойлова с традициями его предшественников и современников, трактовкой специфики самойловского литературно-эстетического феномена как своеобразного сплава творческих принципов, сходных с принципами А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Лермонтова, Н. Некрасова, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Цитаты и их разновидности наиболее часто встречаются в текстах Д. Самойлова. Они являются результатом взаимодействия с «чужим» словом, способствующим рождению «своего», выступают в поэтике Д. Самойлова как отправные точки для развития мысли. Цитаты показывают отражение диахронного историко-литературного пласта в синхронности отдельного произведения, создают полифонизм между текстами Самойлова и его предшественников.

• Аллюзии способствуют представлению конкретного литературного образа с комплексом только ему присущих черт, раскрытию внутреннего мира героев, аккумуляции фактов истории.

• Эпиграфы создают напряжение между «своим» и «чужим» словом, на основе которого открывается позиция автора. С помощью эпиграфов, взятых из произведений разных авторов, поэт создаёт целостную систему культуры, выстраивает ассоциативные ряды в контексте эпох.

• Реминисценции способствуют генерализации новых смыслов в диалоге различных видов культур, возникновению новых сюжетных, идеологических, философских и онтологических направлений в текстах Д. Самойлова.

• В стилизованных текстах выявляются идейно-художественные особенности творчества автора, основанные на достижениях классиков русской литературы и традициях народного творчества. В творчестве поэта наблюдается множество стилей, существующих в литературе. В этом проявляется желание автора сохранить коды предшествующей культуры, литературы, перенести их в современность.

• В сказовой форме Д. Самойлов передаёт различные сознания автора и героя в пространственно-временных рамках, разные манеры говорения героев, представляет ситуации, отражающие авторскую точку зрения.

• «Чужая речь», проявившаяся на лексическом уровне, основана на ассоциативных значениях слов, включает в себя употребление архаизмов, идиоматических конструкций, способствующих созданию литературно-фольклорного диалога.

• Синтаксический строй поэтического пространства Д. Самойлова приближен к классическому, отражает связь между литературными поколениями и динамическими процессами языка.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что вносится определённый вклад в разработку проблемы «чужая речь». Исследование строится на сопоставлении теории диалога, берущей начало в трудах русских учёных (В. Веселовского, М. Бахтина, Б. Томашевского), и теории интертекстуальности, разработанной западными постструктуралистами (Р. Бартом, Ю. Кристевой, В. Лейчем ), берутся во внимание разработки крупных современных учёных (Ю. Лотмана, М. Полякова, Г. Поспелова, В.Чернявской, Н. Фатеевой). Элементы интертекста теоретически осмысливаются и интерпретируются как ценностные ориентиры, выполняющие ряд функций. Концептуальное ядро работы может послужить базой для дальнейших исследований в области проблемы «чужая речь».

Научно-практическая значимость Результаты и материалы исследования могут быть использованы на лекционных, практических занятиях по истории русской литературы XX века, на спецкурсах и семинарах, а также будут полезны для преподавания в средней школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на межвузовских, всероссийских и международных научно-методических конференциях (2001-2003гг), в ряде научных публикаций. По теме диссертации опубликовано 6 статей.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 404 источника. Общий объём работы - 205 страниц.

Интертекстуальность — «диалог» двух или более текстов

«Чужая речь» - это речь какого-либо лица, включённая в авторский контекст. «Речь в речи» (55, с. 331), - как определил её В. Волошинов. Она значима для литературы, так как, по убеждению учёного, передача и обсуждение «чужих речей», «чужого слова» - одна из самых распространённых и существенных тем человеческой речи. «Наша речь во всех областях переполнена «чужими словами», переданными со всеми разнообразными степенями точности и беспристрастия» (20, с. 150).

В жизни, как и в литературе, используется чужой опыт, уже материализовавшийся когда-то в чьём-либо высказывании. Следовательно, главным резервом знаний является опыт прошлых поколений, который передаётся при помощи речи других индивидов, как современников, так и предшественников.

Любое произведение становится текстом только тогда, когда открывает свои границы и обогащается за счёт предшествующих смыслов, включается в процесс литературной эволюции. Это свойство текста мы называем интертекстуальностью.

В литературоведении подход к проблеме интертекстуальности неоднозначен. Она понимается в настоящее время по-разному представителями различных школ и направлений.

В постструктуралистическом подходе Ю. Кристева рассматривала это явление как «мозаику цитации», в которой новое возникает за счёт перекомбинаций.

В такой трактовке усматривается некоторая неточность, так как известно, что текст всегда сохраняет собственную референцию, по теории С. Джона репрезентирует некоторую объективно существующую или воображаемую реальность.

«Чужое слово», вживаясь в другом контексте, должно приобретать равновесие как признаками интегрированности, так и собственной основой. Только при таком условии достигается равновесие между «своим» и «чужим» словом.

Р. Барт, В. Лейч, Ш. Гривель останавливаются на том положении, что интертекстуальность представляет собой «новую ткань, сотканную из старых цитат». По теории Р. Барта, каждый текст -открытая структура по отношению к любому другому тексту и читателю, тезаурус его предполагает восполнение и дополнение. Учёный утверждает: «Невозможно уловить все смыслы текста, поскольку текст бесконечно открыт в бесконечность: ни один читатель, ни один субъект, ни одна наука не в силах остановить движение текста, а скорее те формы, те коды, через которые идёт возникновение смыслов текста» (18, с.428-486). В таком подходе усматривается свободная игра текстов и игнорируется авторская интенция.

Опираясь на это положение, не представляется возможным исследовать функциональность интертекстуальности, так как она в постструктуралистических теориях не «функционирует», а устремляется в абстрактную бесконечность.

В своём исследовании мы ориентируемся на такой подход к пониманию интертекстуальности, который позволяет увидеть смысловую направленность и отметить творческое использование художником метатекстовых связей, которые обогащают литературное произведение в плане содержания. Нас интересует интертекст в плане выявления его функций и способа употребления.

Б. Томашевский указывал на необходимость разграничения текстовых схождений и их функций: «Без разграничения такого рода параллели носят характер сырого материала, не бесполезного для исследователя, но мало говорящего уму и сердцу». «Выискивание этих параллелей, вне уяснения их характера, сути, функций, напоминает некий род литературного коллекционерства» (296, с. 210-213).

В настоящее время в литературоведении выделяется ряд направлений, противостоящих постструктуралистическому подходу к проблеме интертекстуальности.

В. Чернявская рассматривает интертекстуальность как категорию текстовой «разгерметизации» и утверждает, что она предстаёт перед читателем как процесс диалогического взаимодействия текстов в плане содержания и в плане выражения, отмечает основную функцию интертекстуальности, заключающуюся в способности соотносить один текст с другим в плане смысловых систем. Интертекстуальность рассматривается как отношение автора к литературному процессу в сознательно-творческом отношении, а значит, представляет собою основу его творческого метода. При таком подходе представляется возможным различение функций интертекстуальности в поэтике автора.

Н. Фатеева говорит об интертекстуальности как о новом уровне образного мышления и придаёт первостепенное значение творческой индивидуальности. «Новый смысл, полученный в результате взаимодействия текстовых схождений, является показателем художественности интертекстуальной конструкции» (313, с. 20). Такой подход к классификации интертекста определяет мировоззрение автора, показывает связь с предшественниками в идеологических отношениях.

Ж. Жанетт в книге «Палимпсесты» (1982) ввёл понятие «транстекстуальность». Это могут быть отношения текста с его ближайшим окружением (паратекстуальность), с его жанром, вообще с типом творчества, к которому он принадлежит (архитекстуальность), с суждениями и интерпретациями критиков и читателей (метатекстуальность), с целым предшествующим текстом (гипертекстуальность) или с его отдельными фрагментами: цитатами, реминисценциями (интертекстуальность в особом смысле). Особым случаем гипертекстуальности является «геральдическая конструкция», при которой текст удваивается, отражается сам в себе. В широком смысле это вообще включение целостного текста в другой текст, которое неизбежно заставляет нас искать и находить между ними структурные взаимодействия, читать внутренний текст как эмблему внешнего.

Это положение, на наш взгляд, заставляет по-новому подойти к интертекстуальным процессам, наиболее точно выявить их функции. Межтекстовое взаимодействие - сознательный художественный приём у поэта. Прежде всего, это средство конструирования смысла на основе претекста.

Диалогические отношения в художественном тексте

Проблема «чужого слова» впервые обозначилась в работе М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». В ней была отмечена связь с диалогическими отношениями: «Путём абсолютного разыгрывания между чужой речью и авторским контекстом устанавливаются отношения, аналогичные отношению одной реплики к другой в диалоге. Этим автор становится рядом с героем, и их отношения диалогизируются» (55, с 136-146).

Интертекстуальный подход к художественному произведению получил широкое распространение только в последние десятилетия, но, по наблюдению Н. Николиной, «выявление в тексте значимых для его организации и понимания цитат, реминисценций, установление его связей с другими текстами, определение и анализ «бродячих» сюжетов имеют давние и глубокие корни» (200, с. 226). Н. Николина имеет в виду разработки А. Веселовского в области проблемы диалога.

Рассматривая высказывания поэтов как диалог, мы интерпретируем текст с точки зрения межличностных взаимоотношений поэтов, которые могут быть как прямыми (непосредственными), так и опосредованными.

В. Хализев явление интертекстуальности рассматривает как единичные звенья или как текстовые эпизоды, как организующие начала, как цемент и ткань каждого произведения. Диалогичность рассматривается им как понятие, генетически восходящее к методологии герменевтики, предполагающей понимание и интерпретацию художественного произведения. В таком подходе главную роль играет читательское восприятие. Понимание всегда индивидуально, оно предполагает многовариантность и субъективность. Важно также отметить, что в процессе работы встречаются люди, а не тексты. Таким образом, понятие диалога становится шире, чем понятие интертекстуальности.

По мнению М. Бахтина, «диалогическая ориентация слова -явление, свойственное каждому слову. На всех своих путях слово встречается с «чужим словом» и не может не вступать с ним в живое направленное взаимодействие» (23, с. 115-120.) Рождение слова и его жизнь возможны, по утверждению Бахтина, только в диалоге. Слово не существует отдельно от бытия; пока есть слово, есть и бытие. Обмен словами и есть диалог, где одно слово является реакцией на другое. В нём происходит процесс проникновения «чужого слова» в речевую ткань говорящего. Всякое понимание высказывания говорящего рассматривается Бахтиным как активно-ответная реакция на живую речь. Любой объект высказывания исследователь представляет как отвечающего, так как «он не первый говорящий, нарушивший вечное молчание Вселенной» (22, с. 280.)

Главным условием полноценного существования человека является межличностная коммуникация. «Быть - значит общаться» (22, с 361). М. Бахтин рассматривает слово и бытие как неразделимое существование, а бытие человека важно для него вне одиночества, в обычной сущности. Для функционирования языка в естественном ходе его развития и существования предполагается, как минимум, два субъекта, а, следовательно, «...говорящий пользуется как системой того языка, на котором он говорит, так и системой готовых высказываний», таким образом, «каждое высказывание - это звено в очень сложной организованной цепи других высказываний» (21, с. 280).

Диалогические связи между произведениями существуют до и после каждого текста. Эта проблема и заставляет рассматривать текст в «пересекающемся поле многих семантических систем, многих «языков», и принцип монологизма вступает в противоречие с постоянным перемещением семантических единиц. В тексте идёт полилог различных систем, сталкиваются разные способы объяснения и систематизации картины мира» (173, с. 111). Они не ограничиваются взаимодействием двух или более субъектов, а существуют между народами, культурами, шире - эпохами, следовательно, необходимо принимать во внимание требование времени и ориентироваться на меру и качество ценностных систем народов в укладе их жизни и культуры. На этом и строили свои концепции М. Бахтин, Ю. Лотман и др.

В аспектах культуры и общения невозможно представить текст как монологический и как изолированный. По мнению М. Бахтина, монологизм присущ наукам точным, требующим знания, и является завершающим, овеществляющим. Диалогизм присущ наукам гуманитарным, ибо монологизм заглушает голос другого сознания. Диалогичность, по мнению учёного, предполагает открытость сознания и поведения человека в окружающей реальности, его готовность к общению на равных, дар живого отклика на позиции других людей.

Существуют различные виды диалога. В разновидности диалога автор - читатель, читателю приходится преодолевать «чуждость чужого» и прояснять для себя истину, исходящую от автора, принимать его убеждения, взгляды, опыт.

Восприятие художественного текста Ю. Лотман определяет как «борьбу» между автором и читателем, так как, восприняв часть текста, читатель «достраивает» целое (165, с. 220). Если автор ведёт повествование по заданному коду, хорошо знакомому штампу, то он не вносит ничего нового в произведение, а читатель ничего нового не получает (165, с. 220).

Изначально теория диалога была разработана Бахтиным относительно к истине, затрагивала сознание, язык, речевые жанры, она так или иначе была направлена на узнавание того, что должно было быть узнано. В схеме автор - текст - читатель предполагается читатель исторический, для которого известны ранние коды диалога, и который может при принятии смысла произведения не только обогатить свой опыт, но и внести элементы собственного воззрения на мир. Словом, «другость» должна быть признана в «другости».

Цитаты как средство создания полифонизма

Самый распространенный вид «чужого слова» — цитата. Цитатой, в сущности, может называться любой структурный элемент текста: заглавие, слово, стихотворный размер и др. При появлении цитаты в тексте возникает напряжение между «своим - чужим» словом. Автор вносит в собственный контекст «чужое» для того, чтобы сделать его «своим» в определённых ситуациях. Тем не менее, дистанция между словами сохраняется, и слово принадлежит сразу двум контекстам: «чужому» и «своему». Вот этим и определяется роль цитаты в поэтическом тексте. Подтверждение этому мы встречаем в трудах Е. Козицкой. Она пишет: «Роль цитаты в поэтическом тексте определяется двойным статусом «своего - чужого» слова. Цитата аккумулирует определённые грани смысла, ассоциативные коды того текста, из которого взята, и привносит их во вновь создаваемый авторский текст, делая эти «чужие» слова-смыслы частью становящейся содержательной структуры, причём частью, сложно, диалогически взаимодействующей с целым - «собственно своим», авторским словом» (127, с. 3). Ссылка «...потенциально вмещает в себя всю ту литературно- художественную структуру, откуда она заимствуется» (51, с. 153-154). При помощи ссылки происходит обогащение текста за счёт текста предшественника со всей уже имеющейся смысловой нагруженностью, за счёт возникновения ассоциативных связей между текстами.

По наблюдениям М. Полякова, отношения между цитатой и произведением являются микромоделью историко-литературного процесса: диахронность историко-литературных изменений проецируется в синхронность отдельного произведения, отражая отношения между литературным произведением и между сегментами индивидуального произведения» (216, с. 350-367). Говоря о цитате, Козицкая отмечает, что её эффект «заключается именно в уникальном напряжении между ассимилированностью цитаты авторским текстом и отражённостью от него: цитата тесно связана со своим новым окружением, но в то же время отделяет себя от него, благодаря чему другой художественный мир оказывает влияние на авторский текст» (127, с. 3-4).

Нас интересует не цитата сама по себе, а её функции и способ употребления, её суть. Цитаты многообразны и многофункциональны, могут употребляться в точном своём виде и быть несколько изменёнными. В тексте они занимают различные положения: находятся в начале, в середине и в конце текста.

В стихотворении Д. Самойлова «Из детства» (1958-1963) точная цитация подключает внимание читателя к вечным темам, воспроизведённым в литературе предшествующих эпох, устоявшихся в культурных традициях. Она говорит о своём ценностном содержании и о значении творчества А. Пушкина в духовном мире поэта. Я маленький, горло в ангине, За окнами падает снег, И папа поёт мне: «Как ныне Сбирается вещий Олег».

Положение цитаты в начале стихотворения (сильная позиция) при которой внимание читателя переключается на хорошо знакомый текст Пушкина, говорит о том, что речь пойдёт об одной из известных тем в литературе. Цитата выполняет функцию возвращения к уже сказанному слову, смысл которого постигает лирический герой. В стихотворении представляется модель мира и человека в мире, внутренняя организация текста - «я» и «мир». Автор ведёт повествование от первого лица и воспроизводит воспоминание о детстве, при этом в структуре текста последовательно используется именно детская точка зрения. Воссоздавая процесс освоения мира словом, автор как бы моделирует процесс его познания, перевоплощаясь в ребёнка. Воспроизводя впечатление конкретного дня, он связывает его с «большим временем» (термин М. Бахтина). «Вживаясь» в другой контекст, слова Самойлова, воспринимаемые изначально как принадлежащие только ему и определяемые как «свои», постепенно занимают позицию «своё» - «чужое». Цитата, объединяющая два текста, является элементом, движущим сюжет, своеобразным толчком для его развития. Также не случайна статика первой строфы, сменяемая динамизмом второй, являющей собою включение в духовный мир героя элементов памяти прошлого. Видимым становится процесс постижения истины через смену чувств героя: Я слушаю песню и плачу, Рыданье в подушке душу, И слёзы постыдные прячу, И дальше и дальше прошу. Глаголы «слушаю», «плачу», «душу», «прячу», «прошу» являются средством описания эмоционального отношения автора к происходящему. Описание огорчения, непонятного чувства стыдливости от слёз - лиричны, ими движется лирическая мысль. Постижение «величия искусства» образует намагниченный эмоциональный контекст, однородный с лирическими высказываниями поэта, где, по мнению Л. Я. Гинзбург, проявляется «включённость индивидуального в общие связи объективного порядка» (71, с. 35-38).

«Песнь о Вещем Олеге» по своей жанровой принадлежности отнесена к сказанию, преданию. Прямая выделенная цитата из текста Пушкина оказывает воздействие на реальный объект, подключая его к ходу исторических событий. Постижение мира у Д. Самойлова показано через приобщение к искусству. Это было свойственно традиционной пушкинской поэтике, когда свои собственные убеждения и чувства поэт передавал читателю через призму своего духовного мира. По словам В. А. Сарычёва, это «является результатом взаимодействия предшествующих культур и предполагает связь между прошлым, настоящим и будущим» (273, с. 67). Пушкинская традиция утверждения вечности бытия, ощущение каждого отдельного человека звеном в непрерывающейся временной цепи находит продолжение в творчестве Д. Самойлова.

В первых двух строфах стихотворения Самойлова постижение мира шло через приобщение к искусству, а в заключительной части поэт приходит к пониманию того, что всё в мире преходящее, и «я» - это одно из звеньев в цепи поколений. В постижении смысла жизни важную роль играет понимание своего положения в ней. В последней строфе создана оппозиция: «мир - я», где мир - центр, а «я» - частица в нём, мир входит в субъективное восприятие и отражается в нём как преходящий.

Роль ассоциативных значений, идиоматических конструкций и архаизмов в лирике поэта

Слово в стихотворении обладает не только своим собственным лексическим значением, но и получает смысловое наполнение в зависимости от других факторов, воздействующих на его смысл. Одним из таких элементов может являться ассоциативное восприятие явлений. Рассмотрим это на примере стихотворения «Сороковые», посвященного военной памяти поэта. Лексема «Сороковые» в контексте имеет несколько значений, в том числе обладает значением, выражающим исчисление лет. В чём же выражается его идея? Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

Лексема «роковые» является определением военных лет. Слово «сороковые» оказывается несвободным в контексте. Связанность «сороковые» в соотнесении со словом «роковые» образует параллельное положение. Разные слова оказываются близкими по смысловому содержанию. В народной речи послевоенных лет слово «сороковой» воспринимается как близкое по значению «рок», «смертельная опасность» и имеет несколько значений: «злая судьба», «чёрная жизнь», «опасность». Сходство в семантике определило этимологическое сближение слов. Фактом их сопоставления. явилась и другая причина: сходство в звучании — сороковые роковые. В поэзии двадцатого века вообще и среди современников Д. Самойлова слово «роковой» в значениях, приведённых нами выше по тексту, использовалось традиционно А. Ахматовой, О. Бергольц, А. Тарковским и многими другими. Ещё до создания стихотворения Самойловым «Сороковые» А. Тарковский в стихотворении-посвящении употребляет слово «роковые» в значении «опасные». Я-то знаю, как другие, В поздний час моей тоски, Смотрят в эти роковые. Слишком тёмные зрачки.

Т.О.-Т.( 1929-1940). Позже, в послевоенные годы, Тарковский употребит эту лексему в контексте стихотворения военного времени. Остался этот запах с тех Времён, когда сороковые По снегу в гору свой доспех Тащили годы чуть живые. Определение военных лет, «сороковые чуть живые», предвещало самойловскую рифму сороковые - роковые. Формула не осталась окаменевшей и нашедшей себя в одном лишь стихотворении. А. Межиров взял её для своей «Предвоенной баллады» в качестве эпиграфа. Ассоциативность военных лет с «роком» выражалась в творчестве поэтов, прошедших войну и переживших её ужасы. Сочетание стало традиционным в поколении поэтов послевоенного времени не только в смысловом отношении, рождённом лексическим строем, но и в своём фонетическом оформлении, где взрывной р рождает ассоциацию со звуком, шумом, резкостью. Звук выражает принадлежность к смыслу «рок», «бедствие» и другим сходным лексемам.

Рассмотрим подробнее лексику стихотворения, содержащую взрывной звук, в разряде имён прилагательных. Поэт говорит о годах: сороковые, роковые, фронтовые, пороховые. Об извещениях: похоронные; об ушанке: замурзанная. Если сопоставить значения, то получим выражение, анаграммированное в слове рок, явившееся в заглавии стихотворения его составной частью «Сороковые». Каждое слово, содержащее взрывной звук р, отражает ужас войны и несёт в себе отрицательные эмоции.

Существительные, содержащие взрывной звук, в целом отражают состояние России и называет различную военную атрибутику: рельсы, погорельцы, Россия. Вырисовывается картина бедственного вынужденного движения. В России главный путь - рельсы, а жители её -это люди, лишённые крова. Наречие «просторно» так же преобразуется в тексте Самойлова и выражает скорее всего категорию состояния лирического героя, так как он ощущает себя частицей настораживающе обширной, страшной территории. О себе герой говорит: я - задорный, мундштук у него - наборный; действия героя переданы глаголами: балагурю, хромаю (в положительном значении, с целью преувеличить свои достоинства), и выражают, как и прилагательные, оптимистическое и радостное настроение. Так, посредством лексических средств, описаны и годы войны, и военные известия, и чувства героя, и родина его, а внутри каждого такого фрагмента находятся микрофрагменты (судьба героя на фоне войны). Все эти подробности не являются лишними, а создают полноту и завершённость каждого эпизода и одновременно воплощают в себе давнюю убеждённость писателя в самоценности любого жизненного явления и равноценности всего сущего в мире. При сопоставлении лексики, определяющей состояние военного времени, и лексики, отражающей внутреннюю сферу духа лирического героя, мы имеем явное несоответствие: герой счастлив в трудное время. Это состояние является закономерным, эта закономерность выражена в лексическом параллелизме второй строки шестой строфы. Как это было! Как совпало Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось. Последняя строфа — результат восприятия войны и себя в военное время, своеобразный итог понимания этого рокового явления в целом для всего поколения, на что указывает местоимение «мы». Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые. Война гуляет по России, А мы такие молодые! Заметим, что все смысловые доминанты выражены словами, » содержащими согласный «р». Аллитерация находит объяснение: с применением этого приёма смысловая сторона слова представляется образнее, а значит и конкретнее. Употребление слов с постоянно повторяющимися звуками, способствующими стройному созвучию слов, открывает возможность рассматривать лексический строй стихотворения в целом в рамках ассоциативного значения. Определение 4 военных годов как «свинцовые», «пороховые» мотивировано народной образностью.

Похожие диссертации на "Чужая речь" в творчестве Давида Самойлова