Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формы творческой полемики Ф.М. Достоевского с Л.Н. Толстым Жарова, Анна Аркадьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жарова, Анна Аркадьевна. Формы творческой полемики Ф.М. Достоевского с Л.Н. Толстым : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Жарова Анна Аркадьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/25

Введение к работе

В центре диссертационного исследования находится художественное творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, которые были знаковыми фигурами для своей эпохи, осознавали нелегкую роль писателя, видели в художнике нового человека, призванного духовно преобразить общество, и современниками воспринимались не только как выдающиеся писатели, но и как мыслители, философы, учителя своего поколения.

Несмотря на то, что Достоевскому ни разу не удалось лично встретиться со Львом Толстым, он внимательно следил за творческим путем своего современника, искал в его произведениях близкие для себя мысли, откликался на них в собственных художественных и публицистических произведениях, а нередко вступал с ним и в творческую полемику. Через интерпретацию толстовских произведений Достоевский проговаривает собственный взгляд на человека.

Тема «Толстой и Достоевский» была поставлена в литературоведении давно. Исследованию творческого наследия обоих писателей посвящено немало научных работ ведущих историков литературы и литературоведов как в России, так и за рубежом. Б.М. Эйхенбаум, М.В. Храпченко, А.П. Скафтымов, К.А. Степанян, Л.И. Сараскина и многие другие ученые внесли свой вклад в изучение различных аспектов творчества Толстого и Достоевского.

Актуальность выбранной темы обусловлена возросшим интересом к анализу литературной деятельности Достоевского и Толстого и малой степенью изученности их творческой полемики, которая велась на языке художественных форм.

Как правило, творчество писателей либо сопоставлялось, либо противопоставлялось, но о существовании творческой полемики Достоевского с Толстым упоминали немногие, а фундаментальных исследований на эту тему, попыток выявления элементов творческой полемики и их систематизации и вовсе не проводилось. Б.И. Бурсов в статье «К спорам о Достоевском», В.С. Пушкарева в работе «Детство в романе Ф.М. Достоевского “Подросток” и в первой повести Л.Н. Толстого», Б. Баханов в статье «На разломе: Достоевский и Толстой», А.Л. Бем в работе «Толстой и Достоевский» и Г. Мондри в статье «Степан Трофимович Верховенский: полифония пародии в “Бесах” Ф.М. Достоевского» только упоминают о существовании полемики Достоевского с Толстым, которая, по их мнению, явилась лишь небольшим эпизодом в творческой жизни писателей. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что данная работа является первой попыткой систематически изучить творческую полемику Достоевского с Толстым и выявить ее конкретные формы.

Объектом работы избраны произведения Достоевского и документальные материалы, иллюстрирующие творчество писателя.

Предметом данного исследования стала творческая полемика Достоевского с Толстым и ее формы. В представленном диссертационном исследовании не анализируется взаимный интерес Толстого к его современнику, поскольку это тема отдельной диссертации.

Материал исследования – записные тетради, письма и тексты произведений Достоевского и Толстого. В круг анализа вошли такие произведения, как «Дневник писателя», «Идиот», «Бесы», «Подросток», трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Азбука», «Анна Каренина». Поскольку мы говорим о восприятии Толстого Достоевским, в нашей работе мы рассматриваем те произведения Толстого, которые появились при жизни Достоевского, то есть до 1881 года. Также при исследовании привлекались научные работы, посвященные творческой деятельности Толстого и Достоевского.

Цель работы – выявить и систематизировать элементы творческой полемики Достоевского с Толстым, заключенные в текстах произведений Достоевского и документальных материалах, иллюстрирующих его творчество.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Выявить круг произведений Достоевского, а также документы, иллюстрирующие творчество писателя, в которых заключается в том или ином виде полемика с Толстым.

  2. Провести сопоставительный анализ «Дневника писателя» и романов «Бесы», «Подросток» Достоевского с произведениями Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Азбука», «Война и мир», «Анна Каренина», указав на сходство и различия в творчестве писателей.

  3. Провести атрибуцию анонимного отзыва на «Азбуку» Толстого в журнале «Гражданин» и рассмотреть его как пример полемики Достоевского с Толстым, выраженной в публицистике.

  4. Рассмотреть конкретные эпизоды творческой полемики Достоевского с Толстым, в частности, на примере отношения писателей к теме семьи, образования, воспитания молодого поколения.

  5. Выявить и систематизировать формы творческой полемики Достоевского с Толстым.

Методологической и теоретической базой данной работы служат труды ведущих исследователей творчества Толстого и Достоевского (Н.Н. Арденс, М.М. Бахтин, А.Л. Бем, Б.И. Бурсов, Т.А. Касаткина, В.Я. Кирпотин, Д.С. Мережковский, Е.В. Николаева, Л.Д. Опульская, Л.И. Сараскина, Г.М. Фридлендер, Г.К. Щенников, Б.М. Эйхенбаум и др.), а также современные теоретико-литературные представления о понятии «творческая полемика». Методика исследования сочетает сравнительно-исторический подход с биографическими и доступными в рамках литературоведческой работы принципами и приемами автороведческой экспертизы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В диссертации впервые специально анализируются и систематизируются формы проявления творческой полемики Достоевского с Толстым. Эта полемика выражена на разных уровнях творческой деятельности Достоевского.

2. Художественная полемика Достоевского с Толстым принимала две основные формы: открытую (явную) и скрытую. Открытая художественная полемика выразилась главным образом в формах литературной критики (эту форму приняли «Дневник писателя», устные отзывы, зафиксированные современниками), а также в формах дневниковых записей и заметок в записных книжках. Скрытая литературная полемика имела форму художественных произведений, которые явились ответом на творчество Толстого (сюда относятся романы «Подросток» и «Бесы») и анонимной литературной критики (рецензия на «Азбуку» в журнале «Гражданин»).

3. Анонимная рецензия на «Азбуку» Л.Н. Толстого в журнале «Гражданин» (1 января 1873 г.) атрибутирована как принадлежащая перу Ф.М. Достоевского, а возможное авторство Н.Н. Страхова опровергается.

4. Установленное авторство рецензии на «Азбуку» позволяет уточнить творческую историю романа «Подросток», являющегося, следовательно, полемическим отзывом Достоевского не только на трилогию Толстого, но и на его педагогические труды.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и научные выводы можно использовать в курсах по истории русской литературы второй половины XIX – начала XX века.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях аспирантского объединения, на заседаниях кафедры русской литературы МПГУ и на Весенних Толстовских чтениях в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. По теме диссертации опубликовано 3 статьи общим объемом 0,94 п.л. в изданиях, реферируемых ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (138 наименований).

Похожие диссертации на Формы творческой полемики Ф.М. Достоевского с Л.Н. Толстым