Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века Останкович Анатолий Вячеславович

Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века
<
Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Останкович Анатолий Вячеславович. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Останкович Анатолий Вячеславович; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2009.- 465 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-10/133

Введение к работе

В последние десятилетия русский сонет стал популярным объектом научных исследований. Ученые анализируют сонеты отдельных поэтов (М.Л. Гаспаров, К.С. Герасимов, СИ. Кормилов, Т.А. Кошемчук, О.И. Федотов, А.Б. Шишкин и др.), исследуют историко- и теоретико-литературные закономерности развития сонета в мировой и русской поэзии (Л.И. Бердников, К.Д. Вишневский, М.Л. Гаспаров, К.С. Герасимов, Е.А. Донская, СИ. Кормилов, Г.В. Мелентьев, Б.С. Михайличенко, В.В. Сонькин, СД. Титаренко, В.В. Тюкин, О.И. Федотов, А.Б. Шишкин и др.). Необозримая литература о сонете полна превосходных определений его свойств и возможностей как идеальной формы художественного произведения и формульного воплощения поэтической мудрости (А.В. Шлегель, В.Я. Брюсов, И. Р. Бехер, В. Мёнх, О.И. Федотов, К.С. Герасимов, СД. Титаренко, К.Д. Вишневский, Е. Грэбер и др.). Разнообразные и при этом не опровергающие друг друга интерпретации сонета свидетельствуют о его универсальности и высочайшем онтологическом статусе, выдержавшем строгую проверку временем. Универсальность сонета определяется:

1) включенностью в действительность и литературный процесс через осуществление в содержательной структуре всеобщих законов бытия; 2) неисчерпаемым адаптационным потенциалом к изменяющимся условиям функционирования жанра; 3) практически неограниченным пределом трансляционного развития сонета через количественное умножение структуры, т.е. качествами саморазвивающихся и самоорганизующихся систем.

Сонет менялся вместе с человеком и миром, сохраняя свое лицо, но не переставая быть узнаваемым. Узнаваемость обеспечивалась инвариантной архитектонической структурой. Ренессансный сонет, опираясь на строфическую архитектонику, преимущественно сосредоточен на реализации диалогического развития поэтической темы. Классицисты и неоклассицисты предпочитают воплощать в синтезе терцетов противоречивое единство тезиса и антитезиса катренов. Романтики развивают антиномии по пути их самоуглубления и вывода противоречий на новый онтологический уровень; их сонеты демонстрируют драматическое взаимодействие оппозиций, образов, диалектически структурирующих образную ткань в композиционном развёртывании сонетного текста. Модернистский сонет тяготеет к созданию средствами сонетных циклов панорамных полотен, проникнутых идеей симфонизма. Взаимоотношения антиномий в нем определяются отношениями дополнительности, то есть ситуацией, когда ни одно из противоречащих друг другу суждений об объекте не может считаться ложным. То или иное понимание жанровых задач всегда находило соответствующие объяснения и подтверждение в восприятии архитектоники жанрово-строфической формы, что свидетельствует как о содержательной неисчерпаемости сонета, так и о неполноте жанровых концепций, предлагаемых наукой. Правила, жестко сформулированные еще в эстетике классицистов, закономерности вживания и развития сонета в национальных поэтических культурах, определение его места и роли в жанровой системе по-прежнему остаются объектом научного интереса. К решению этих и других вопросов жанровой природы и исторической эволюции сонета может приблизить анализ его гармонической структуры, сосредоточенной в архитектонике и композиции. Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу структуры русского классического сонета с точки зрения реализации в ней гармонических принципов пропорции золотого сечения (далее - з.с). Под гармонической структурой

сонета мы понимаем системное диалектическое единство всех элементов, созидающих его

і как «подвижно-равновесное целое» ; при этом развитие, взаимоотношение и взаимодействие

всех формально-содержательных единиц текста, структурированных архитектоническим и

композиционно-образным антиномизмом, определяется свойствами рекуррентной повторяе-

1 Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. - С. 360.

мости инвариантных элементов.

Традиция изучения гармонии, в том числе, и в отечественной науке имеет давнюю и
прочную традицию. Исследования А.Ф. Лосева, Н.А. Васютинского, В.М. Шестакова, И.Ш.
Шевелева, А.В. Шубникова, М.А. Марутаева, А.И. Степанова и др. ориентированы на обна
ружение гармонических закономерностей в самых разных объектах: от структуры ДНК чело
века и галактик до произведений искусства. Гармоническая структура поэтического текста
стала объектом изучения Э.К. Розенова,

Н.В. Черемисиной, К.Э. Штайн и др. Труды К.Э. Штайн содержат системный уровневый анализ гармонии поэтического текста. Структурированность сонета делает его уникальным объектом для научного анализа. Уникальность определяется единством воплощения в нем противоположных подходов к постижению действительности: первый принадлежит науке, второй - искусству. Наука заявляет себя через идеи инвариантности, симметрии, пропорции, опирающиеся на формально-количественные показатели архитектонических частей, взаимодействующих в рамках художественного целого. Взаимодействие и связь частей осуществляются по законам искусства, руководимым идеей гармонии, категорией не количественной, а эстетической. Поэтому идея классического сонета - идея красоты и совершенства.

Объектом исследования в диссертации являются сонеты и сонетные циклы русских поэтов XVIII - XX вв. (В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, А.А. Ржевского, А.В. Нарышкина, В.И. Майкова, М.Н. Муравьева, В.И. Ту-манского, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, В.К. Кюхельбекера, М.Ю. Лермонтова, Н.И. Бутырского, B.C. Курочкина, Л.Н. Трефолева, А.А. Фета, А.А. Григорьева, Ф.Е. Корша, П.Д. Бутурлина, B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба, И.Ф. Анненского, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, М.А. Кузмина, И.В. Северянина, И.А. Бунина, Н.Н. Ушакова, И.Л. Сельвинского, Л.П. Гроссмана, А. Бердникова и других русских поэтов), исследуемые в аспекте их гармонической организации. В процессе анализа актуализируется предмет исследования - реализация в русском сонете гармонических законов пропорции з.с. как структурного и эстетического воплощения его содержательного потенциала.

Общая цель диссертационного исследования состоит в создании теории гармонической структуры русского сонета, во всестороннем анализе инварианта жанрово-строфической формы, вариативно реализующегося в различных эстетических и индивидуальных художественных системах, в сонетах и сонетных циклах русских поэтов XVIII - первой половины XX века.

Целью исследования продиктованы следующие задачи:

ввести изучение русского сонета в парадигму общенаучного знания о гармонии, пропорции, симметрии, самоорганизующихся и саморазвивающихся систем;

проанализировать архитектоническую структуру классического сонета с точки зрения содержательной реализации в ней принципов пропорции з.с;

раскрыть гармонический смысл индивидуально-авторских отступлений от традиционных моделей жанрово-строфической формы;

установить и проанализировать формы и закономерности реализации принципов пропорции з.с. на разных уровнях организации текста сонета: графическом, звуковом, морфологическом, лексическом, синтаксическом, архитектоническом, композиционно-образном;

выявить, описать и проанализировать воплощение диалогической сущности сонета как жанрово-строфической формы;

определить диалогическую природу гармонии сонета в его взаимодействии с другими жанровыми и строфическими формами русской лирической поэзии;

обосновать систему и закономерности возникновения сонетных циклических единств в русской поэзии XVIII - XX вв.;

- выявить специфику реализации жанрового и строфического потенциала сонета при его функционировании в циклах.

Актуальность предпринятого исследования определяется неполнотой изученности жанровых параметров сонета в современной науке. Анализ гармонии сонета позволяет говорить о нем в контексте сформированных культурной традицией эстетических представлений о прекрасном. Исследование русского классического сонета в парадигме гармонии существенно дополняет и корректирует его научное моделирование. До сих пор попытки анализа гармонической организации сонета ограничивались констатацией близости или отдаленности тех или иных сонетов от идеального соотношения их архитектонических составляющих, предписываемых пропорцией з.с. Исследования, берущие начало от новаторских изысканий Э.К. Розенова и Н.В. Черемисиной, ориентированы, прежде всего, на формальное подтверждение наличия идеи з.с. в архитектонике (К.Д. Вишневский, В.О. Нилендер, К.Ю. Постоутенко, М.А. Абрамов, Г.Я. Мартыненко, А.В. Волошинов) или в тонической структуре сонета (О.Н. Гринбаум). При нашем подходе, основанном на понимании универсальности и системности гармонических проявлений пропорции з.с. на всех уровнях текстовой организации, русский сонет анализируется как самоорганизующаяся художественная система.

Новизна научной работы определяется впервые предпринятой попыткой исследовать эстетический потенциал русского сонета в аспекте закономерностей его гармонической организации как целостного и системного явления, способного к самоорганизующемуся функционированию и развитию через создание многообразных циклических единств и диалогизи-рованные жанрово-родовые взаимодействия. Создание теории гармонической структуры сонета корректирует противоречивое отношение в науке к следованию или не следованию всем правилам жанрово-строфической формы, актуализирует дилогизированную пространственно-временную сферу сонета, систематизирует закономерности образования циклических сонетных единств и реализацию сонетом строфического и жанрового потенциала в условиях цикла.

Общая гипотеза исследования заключается в следующем:

Гармоническая структура русского классического сонета основана на диалектическом соответствии его архитектоники как общего и композиции как частного пропорции з.с, сущность которой заключается в установлении соотношений между частями и целым по принципу: меньшая часть так относится к большей, как большая часть относится к целому. Установленный пропорцией диалог между частями сформировал сонет как содержательно открытое жанрово-строфическое образование и полилогическую систему, основанную на взаимодействии диалогизированных структур.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Реализация принципов пропорции з.с. в сонете основана на вариационном развитии инвариантных центров, которые, будучи заданными в заголовочном комплексе или первых стихах, становятся основой гармонической вертикали: на них рекуррентно ориентировано развитие инвариантной структуры, соотношение ее частей; в месте композиционного стыка частей, гармоническом центре сонета, или точке з.с, их смысловые отношения достигают кульминации, существенно изменяющей их первоначальное содержание и характер взаимодействия.

  2. В русской поэзии ритмико-строфический канон есть гармонический инвариант сонета, реализующийся через свои бесчисленные вариации, которые демонстрируют рекуррентную ориентированность на него как на общий первоисточник. Эта связь объективно ощутима, и отступления отдельной поэтической индивидуальности от выполнения достаточно обширного свода правил не влекут за собой разрушения гармонической идеи сонета. Как система, способная к саморегуляции, он, актуализируя конфликт, вызванный нарушением на каком-либо уровне организации текста, способен компенсировать отступление на других, только подчеркнув этим свои релевантные гармонические свойства.

  3. Сонет в русской поэзии - самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная: а) на динамическом противоречии архитектоники и композиции; б) на способности осваивать жанровое содержание сопредельных жанровых и строфических форм; в) на реализации трансляционного потенциала через создание разного рода циклических единств; г) на способности к актуализированному выражению своего строфического или жанрового потенциала.

  4. В процессе длительного жанрового развития русский сонет сформировался как содержательно открытое целое, способное к развитию через многообразные циклические образования, системно организованные в соответствии с реализацией его содержательного потенциала и характером авторского замысла.

  5. Предопределенная гармонической закономерностью содержательная открытость сонета сделала его универсальным жанром. Его становление и развитие в отечественной поэзии сопровождалось освоением жанрового содержания практически всех форм лирической поэзии: мадригала, оды, элегии, послания, эпитафии, эпиграммы, портретной зарисовки и др. Их сюжетно-тематические установки, воплотившись в форме сонета, подчинились его жанровым принципам организации поэтического материала, а сам сонет обнаружил необычайную гибкость в плане выражения обновленного содержания.

  6. Сонет - полилогичная система, сложившаяся на основе взаимодействия диалоги-зированных структур: диалога строф, их симметричных и асимметричных соотношений, антиномично развивающихся инвариантов, которые обогащены корреспондирующими отношениями жанрового прошлого и настоящего сонета, его взаимодействием с сопредельными лирическими жанрами русской поэзии.

  7. Сонет как системная структура, обладающая мощным потенциалом самоорганизации, функционирует и как жанр, и как твердая форма строфы. В своей жанровой ипостаси он обладает композиционно-образной завершенностью, сохраняя способность к содержательному развитию через циклы. Как структурная единица более крупного художественного образования, в зависимости от авторского замысла и жанровых условий он реализует себя или как жанр, или как твердая строфическая форма, содержательное назначение которой - ритмико-строфическая организация повествования.

Теоретическая значимость предпринятого диссертационного исследования состоит: 1) во включении представлений о сонете в общенаучный контекст знаний о пре-

красном, самым надежным показателем которого является гармония; 2) в утверждении понимания сонета как жанрово-строфической формы, диалектично соединившей в своем «подвижно-равновесном целом» (А.Ф. Лосев) разнонаправленные начала статики и динамики, традиции и новаторства, симметрии и асимметрии; 3) в обосновании гармонизирующей роли системы канонических правил и выработке критериев оценки многообразных отступлений от них, то есть в понимании сонета как системного единства; 4) в установлении и обосновании диалогической природы жанрово-строфической формы, опирающейся и на диалектическое взаимодействие в его архитектонике разнооформ-ленных частей, и на диалог инвариантных центров, осуществляемый в системе всех уровней текстовой организации; 5) в анализе характера взаимодействий сонета с другими жанровыми и строфическими формами; 6) в установлении закономерностей интертекстуального диалога в жанровой истории русского сонета; 7) в выявлении принципов связи сонетов-частей и сонетов-строф в рамках сонетных циклов и их систематизации с точки зрения реализации жанрового и строфического потенциала.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его аналитических, историко-литературных, теоретических наблюдений и выводов в преподавании базовых курсов истории русской литературы в вузах, в возможности адаптации его содержания к дисциплинам специализации («Русско-европейские литературные связи»), в ИПК учителей; в чтении курсов магистратуры, специальных курсов и курсов по выбору, обеспечивающих исследовательскую направленность образовательного процесса; в возможности научной и методологической ориентации дипломников, магистров, аспирантов. Результаты работы внедрены и продолжают внедряться в учебный процесс: лекции по курсу «Русская литература XIX века», лекции по курсу «Введение в литературоведение»; семинарские занятия в рамках курса «Историческая поэтика жанров»; спецкурсы «Твердые формы стиха в поэзии»; «Теория и история русского сонета» и «Анализ гармонической организации поэтического текста».

Теоретической и методологической основой работы послужили исследования по
теории гармонии и симметрии А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, А.Ф. Лосева,
P.O. Якобсона, Э.К. Розенова, В.М. Шестакова, И.Ш. Шевелева, М.А. Марутаева,
А.В. Шубникова, Дж. Фейен,Н.В. Черемисиной, К.Э. Штайн, М.М. Гиршмана; работы
по истории и теории русского (Л.П. Гроссман, К.Д. Вишневский, О.И. Федотов,
К.С. Герасимов, СИ. Кормилов, С.Д. Титаренко и др.) и европейского сонета
(A.-W. Schlegel (1884), Lentzner (1886), Monch (1955), Wilkins (1959), Becher (1957),
Ftissel (1965), Wendel (1968), Fuller (1972), Lauer (1975, 1988), Yates (1981), Jost (1989),
Weinmann (1989), Spiller (1992)); исследования по теории и истории русского стиха
В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского, Г.А. Гуковского, М.Л. Гаспарова, Е.Г. Эткинда,
О.И. Федотова, Ю.Б. Орлицкого, и др.; теория диалогической организации художест
венного текста, развитая в трудах М.М. Бахтина, М.М. Гиршмана,
Ю.М. Лотмана. Предмет, поставленная цель и задачи определили выбор методологии
исследования, которая опирается на принципы традиционного академического литера
туроведения (сравнительно-исторического, историко-культурного, системно-
типологического) и таких методов, как феноменологический, позволяющий рассматри
вать сонет как феноменологически заданную композиционно-образную структуру,
вскрывающий его интертекстуальные связи (М.М. Бахтин, Э. Гуссерль,
Н. Гартман, Р. Ингарден, Г.Г. Гадамер), структурно-семантический, рассматривающий
поэтический текст как гармонизированную на всех уровнях ее организации систему
(К. Леви-Стросс, М. Фуко, P.O. Якобсон, В. Пропп, Ю.М. Лотман и др.). Методологиче
ское единство исследования обеспечено использованием общенаучной теории инвари-

антов и их вариаций, разработанную в трудах А.В Шубникова, В.А. Копцика, P.O. Якобсона, И. Р. Гальперина, К.Э. Штайн, определившей закономерности их функционирования в поэтическом тексте: «Инвариант в тексте - это некоторая заданность (строфа, двустишье, слово, словосочетание, троп, фигура, часть стихотворения, предложение), точка отсчета в структурном и смысловом отношениях, которая может варьироваться, сохраняя тем не менее постоянство в структуре и значениях»

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации нашли отражение в монографии и 40 печатных работах, из них 9 опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ. Основное содержание и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах и публикациях статей и материалов по итогам Международных научных конференций: Международной конференции в МГУ (Москва, 2008), Международной стиховедческой конференции в РГГУ (Москва, 2007), Международной научной конференции «Язык, культура, общество» (Москва, РАН, 2007), Международных Пушкинских чтениях» (СПб., 2006), Международных конференциях «Восток - Запад» и «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2005), Международных конференциях «Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы литературоведения» (Армавир, 2002, 2003, 2005), «Пуришевских чтениях (Москва, 2002), международных и всероссийских конференций в Ставрополе (1990, 1991,1993, 2003, 2006, 2007), Пятигорске (2007, 2008), Крыму (Саки - 2007), Оренбурге (2005), Санкт-Петербурге (1993, 2005), Челябинске (2005), Омске (2005), Нижнем Тагиле (2005), Майкопе (2001), Донецке (1992) и др.

Предварительное обсуждение диссертации состоялось на кафедре истории русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного университета.

Структура и объем работы обусловлены объектом исследования, логикой ее научной проблематики, целью и задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, двух приложений. Библиографический список насчитывает 440 наименований, общий объем работы - 465 страниц.

Похожие диссертации на Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века