Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лермонтовские мотивы в русской лирике 80 - 90-х годов XIX века Мишина, Татьяна Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мишина, Татьяна Юрьевна. Лермонтовские мотивы в русской лирике 80 - 90-х годов XIX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Мишина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Орел, 2013.- 302 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/729

Введение к работе

Лирика 80–90-х гг. ХIХ века – уникальное явление в истории русской литературы, характеризующееся взаимодействием множества разнородных направлений, течений, школ. Современное литературоведение только подходит к мысли о необходимости рассмотрения литературы 1880–1890-х годов как целостного периода, обладающего общностью идейных представлений, стремлением к кардинальной переоценке культурных и духовных ценностей, глобальным изменением поэтической системы. И в этом отношении особенно важным оказывается определение точки отсчета, той художественной системы, которая скрепляла литературный процесс, предоставляя каждому художнику слова собственный выбор.

Общими чертами поэзии 80-90-х годов ХIХ века являются неприятие общественно-политической ситуации в стране, поиски нравственных и духовных ориентиров, создание новых эстетических концепций. Но эволюционные процессы были бы невозможны без переосмысления художественного опыта прошлого, без овладения «наследием предшествующих поколений» (В.Е. Хализев). Не случайно параллельно с развитием нового этапа велась переоценка достижений литературы (статьи Вл. Соловьева, Д.С. Мережковского, Н.М. Минского, С.А. Андреевского, А.А. Голенищева-Кутузова и др.), устанавливались художественные приоритеты и новые эстетические нормы.

И определяющим в этом процессе для большей части поэтов 80-90-х годов ХIХ века стало творчество М.Ю. Лермонтова, в котором обнаруживалась закономерная духовная близость и созвучность в оценках действительности.

Вопрос о формах и способах освоения лирики М.Ю. Лермонтова в творчестве поэтов 1880-1890-х годов иллюстрируется всей их наличной практикой и напрямую связывается с осмыслением сущности процессов, которые происходили в ходе литературной эволюции, с проблемами традиций, преемственности, диалога и новаторства, т. е. тех компонентов художественной системы, из которых, в конечном итоге, складывается литературный процесс.

Основополагающим в данной работе является разграничение понятий «традиция», «преемственность» и «влияние». Принято считать, что влияние является порождением субъективного, глубоко личностного, отношения поэта/писателя к творчеству предшественников или современников. Оно базируется на литературных пристрастиях, вкусе, увлеченности творчеством или личностью кумира. Преемственность проявляется в том случае, если наблюдается соединение субъективных и объективных факторов литературного процесса. Создатель литературного произведения умышленно ориентируется на творчество предшественника, но дает собственное толкование его идей, образов, мотивов, по-новому, в соответствии с собственными творческими установками использует разработанные ранее художественные средства. Выбор художественного материала для нового преломления в творчестве обуславливается увлеченностью автором определенным кругом тем, близостью мировоззренческих позиций, кажущимся или очевидным сходством общественно-политической ситуации.

При использовании традиции определяющими оказываются объективные законы творчества. Обращение к культурно-художественному опыту предшествующих эпох зиждется на понимании истинных духовных ценностей, осмысленном выборе творческого ориентира. Использование традиции закономерно, так как «каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах» (Ю.Н. Тынянов). Фактором, обусловливающим возникновение традиции, является потребность в развитии заложенных предшествующими эпохами принципов изображения действительности, использовании и переосмыслении этих принципов.

Обращение к традиции в художественном творчестве и порождение «нового» происходит на основе установления «диалогических» отношений. Еще М.М. Бахтин указывал, что творческий процесс невозможен без соотнесения творческой позиции конкретного автора с другими точками зрения, без включенности произведения в культурное пространство, без выражения эстетической позиции, основанной на внутреннем смысловом диалоге.

Именно взаимодействием, по мнению Ю.М. Лотмана, обусловлены процессы формирования новых семиосфер, адаптирования и усвоения «чужого» новым культурным контекстом. Текст, интериоризированный культурой, оказываясь в ином семиотическом пространстве, зачастую меняет свои художественные координаты, становится частью новой культурной парадигмы и основой для генерирования новых идей, смыслов, эстетических представлений.

Для понимания традиции как одной из основных форм литературной эволюции важными представляются теоретические положения, выдвинутые Ю.Н. Тыняновым, М.М. Бахтиным и Ю.М. Лотманом, которыми, несмотря на различие в методологических подходах и терминологических системах, было доказано главное: наличие диалогизма как основополагающего принципа межтекстовых связей.

При всей разработанности проблемы традиций в литературоведении, особенности освоения лирикой 80-90-х годов ХIХ века художественных открытий предшествующих эпох и принципов их включения в культурно-эстетическое пространство периода предсимволизма (термин З.Г. Минц) рассматривались эпизодически, в статьях Е.В. Изусиной, Т.В. Ковалевой, Лео Пильда, С.В. Сапожкова, Е.З. Тарланова, Л.В. Щенниковой, ориентированных на изучение творчества конкретных авторов, что расширяет представление о художественном мире и творческой манере каждого из поэтов, но не демонстрирует единства литературного процесса. При этом исследования С.В. Сапожкова и Л.В. Щенниковой сконцентрированы на стремлении объяснить особенности мировоззрения поэтов и найти то общее, что характеризует время, в рамках которого зародился модернизм. Внимание этих и других ученых сосредоточено на рассмотрении идеологических программ, этико-философских концепций, культурного фона (исключение составляет диссертация Е.Е. Завьяловой, посвященная проблеме функционирования жанров). Но не менее важным аспектом является изучение доминантных мотивных комплексов и их истоков, что в конечном итоге помогает осмыслить художественный мир эпохи в его неповторимости и своеобразии.

Близкой по тематике к нашему исследованию является диссертация А.А. Дякиной «Наследие М.Ю. Лермонтова в поэзии Серебряного века», автор которой в большей степени ориентирован на анализ мировоззрения поэтов 80-90-х годов ХХ века и лишь эпизодически обращается к наследию Д. Мережковского, К. Бальмонта и М. Лохвицкой. Таким образом, можно констатировать, что степень разработанности темы исследования незначительна.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью осмысления процессов, происходивших в русской поэзии 1880-1890-х годов, так как именно в этот период формировались основные художественно-эстетические парадигмы такого значимого для русской литературы явления, как модернизм. Становление новых подходов к освоению картины мира и духовной сущности человека требует не только дальнейшего изучения, но и установления общих принципов, характерных для всей поэтической культуры эпохи предсимволизма.

В качестве основы, объединяющей различные художественные концепции эпохи, предлагается рассматривать лермонтовские традиции, оказавшие определяющее влияние на формирование мотивной и образной систем переходного периода 80-90-х годов ХIХ века.

Объектом исследования стала художественная система лирики 1880-1890-х годов, многообразие проявлений философско-эстетических традиций М.Ю. Лермонтова в поэтическом сознании эпохи.

Предметом настоящего исследования является русская лирика конца ХIХ века как отражение сложных процессов литературной эволюции эпохи предсимволизма.

Материалом исследования послужили шесть прецедентных (термин Ю.Н. Караулова) текстов М.Ю. Лермонтова, обладающих сверхличностным характером, т. е. высоким уровнем его освоенности культурой, и послуживших основой для многочисленных интерпретаций в творчестве поэтов эпохи предсимволизма.

На уровне эмпирического освоения материала нами были изучены поэтические сборники поэтов, активно участвовавших в литературном процессе конца ХIХ века. Поведенный анализ 74 текстов позволил представить русскую лирику эпохи предсимволизма как единый процесс.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей интерпретации доминантных мотивов и образов лирики М.Ю. Лермонтова, реализованных в творческом наследии поэтов 1880-1890-х годов на уровне персональных дискурсов. Осуществление указанной цели позволяет приблизиться к пониманию эволюции русской лирики ХIХ века.

Осмысление принципов освоения лермонтовских мотивов художественными системами отдельных авторов 80-90-х годов ХIХ века предполагает решение следующих задач:

- изучение лирики 80-90-х годов ХIХ века как целостного этапа русской поэзии в контексте развития традиции творчества М.Ю. Лермонтова;

- определение принципов использования основных мотивов лирики М.Ю. Лермонтова в творчестве поэтов 1880-1890-х гг.;

- изучение поэтики стихотворных текстов М.Ю. Лермонтова и особенностей восприятия лермонтовской традиции в творчестве поэтов-предсимволистов;

- осмысление наиболее значимых мотивов лермонтовской поэзии как источника художественных исканий русской лирики 1880-1890-х гг.;

- рассмотрение доминантных образов/образных средств поэзии М.Ю. Лермонтова и особенностей их переосмысления поэтической культурой конца ХIХ века.

Научная новизна настоящего исследования определяется широтой предпринятого изучения русской лирики 1880-1890-х годов, эпохи формирования новой поэтической культуры, примененными методиками анализа поэтического контекста и различных форм выражения авторского сознания, что позволило не просто констатировать новаторство предсимволистских исканий, но и представить сущность эволюционных процессов.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о медитативной и ораторской лирике, уточнении теории использования прецедентного текста в рамках литературной традиции, формировании представлений о специфике творческого диалога между представителями различных художественно-эстетических систем.

Методологической базой диссертации являются историко-литературный, историко-типологический и сравнительно-исторический методы исследования.

Теоретической основой для изучения мотива при анализе художественных традиций стали идеи Б.В. Томашевского и В.Б. Шкловского о тематичности мотива, а также труды современных ученых – Б.М. Гаспарова, М.Н. Дарвина, В.И. Тюпы, Д.Н. Целковой и др., рассматривающих мотив в системе интертекстуального анализа.

Анализ лирического текста базировался на методике, разработанной в разные периоды истории развития литературоведческой мысли Ю.Н. Тыняновым, Ю.М. Лотманом, З.Г. Минц, Б.М. Гаспаровым, В.Н. Топоровым, Б.А. Успенским, М.Л. Гаспаровым, А.К. Жолковским, Л.Л. Бельской и другими учеными.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лирика 1880-1890-х годов является целостным художественным феноменом, характеризующимся общими настроениями, интенсивными идейно-нравственными поисками и ориентированностью на единый эстетический источник – поэтическое наследие М.Ю. Лермонтова.

2. Интенсивные поиски гармонии и смысла Бытия в медитативной лирике М.Ю. Лермонтова стали источником для осмысления духовного мира личности русской поэзией 80-90-х годов ХIХ века. Освоение в эту эпоху лермонтовского «текста» в прямой корреляции или с применением семантической инверсии является развитием лермонтовской традиции в новых исторических условиях.

3. Декламационная лирика М.Ю. Лермонтова, восходящая по своим интонационным характеристикам к одическому жанру (Ю.Н. Тынянов), как особый феномен русской романтической литературы, обусловила развитие гражданской поэзии в 1880-1890-е годы, отличающейся повышенной эмоциональностью и обличительным пафосом.

4. Мотивные комплексы и доминантные образы прецедентных лермонтовских текстов, рассматриваемых в диссертации, в 80-90-е годы ХIХ века стали частью особого «текста» русской культуры, который создал романтизированное культурное семиотическое пространство и стал основой для порождения новых идей, смыслов и эстетических представлений.

Степень достоверности полученных данных подтверждается классификационным материалом, представленным в диссертации, а также – серией публикаций, посвященных проблемам преемственности и традиций в русской поэзии 1880-1890-х годов.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в системе формирования профессиональных компетенций студентов в рамках общих курсов и спецкурсов, посвященных истории русской поэзии.

Основные результаты исследования использовались при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Филологический анализ текста», «Теория литературы», спецкурса «Литературный процесс» на филологическом факультете ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Апробация работы проводилась на научных конференциях: «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009), «Русская поэзия: проблемы поэтики и стиховедения» (Орел, 2009, 2010, 2012), «Славянских чтениях» (Орел, 2009, 2010, 2011, 2012), Никитских чтениях (Великий Новгород, 2009, 2010), межвузовской конференции «Гуманитарные науки глазами молодых исследователей» (Орел, 2009), «Фетовский текст русской литературы» (Орел, 2010).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Лермонтовские мотивы в русской лирике 80 - 90-х годов XIX века