Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского Вьюшкова, Ирина Геннадьевна

Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского
<
Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вьюшкова, Ирина Геннадьевна. Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Вьюшкова Ирина Геннадьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/515

Введение к работе

Актуальность исследования. Я.П.Полонский оставил богатое и до сих
пор востребованное читателем художественное наследие, по объему
составляющее свыше 10 томов. В нем художник сохраняет верность ряду
мотивов, значимых для него на протяжении всего творческого пути. В их
числе - мотив сна, достаточно широко распространенный в творчестве
многих писателей XIX века (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и др.). При этом каждый из
авторов вводит мотив сна в произведения по-разному, разрабатывая его
сообразно своим творческим установкам, - но и с учетом сложившихся
традиций; этой проблематике посвящено значительное количество
исследований, рассматривающих историко-литературные,

культурологические аспекты бытования мотива, а также устанавливающие его роль в формировании индивидуальной поэтики авторов.

В стихотворном наследии Я.П.Полонского обнаружено 178 стихотворений (из 394) (45,2 %), в которых встречается мотив сна, что свидетельствует о его высокой частотности. В прозе этот мотив присутствует в 31 произведении из 33-х нами учтенных. Настоящее исследование нацелено на анализ всей парадигмы художественных смыслов мотива сна в поэзии и прозе Полонского, своеобразия онейропоэтики его творчества. Оно актуально как впервые осуществляемое комплексное изучение поэтики творчества Полонского как целостного явления в едином проблемном аспекте - выяснения особенностей сквозного функционирования мотива сна в его произведениях разной родовой и жанровой принадлежности.

Степень разработанности темы. Первые критические отзывы и
оценки, посвященные творчеству Я.П.Полонского, появлялись уже при
жизни художника, по мере выхода его поэтических сборников:
«Гаммы»(1844), «Стихотворения 1845 г.», «Сазандар»(1849) и т.д.
(В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и др.) и публикаций прозаических
произведений (И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин и др.). В конце XIX -
XX вв. творчество Я.П.Полонского привлекает внимание литературоведов,
обращающихся прежде всего к вопросам творческого пути Полонского, его
места в «литературном быте» эпохи, влияния на него традиций
предшественников (Л.П.Бельский, Е.Ф.Будде, М.П.Карпинский,

Е.Н.Опочинин и др.). Сравнительно менее изученной остается поэтика его произведений, особенно прозаических. Несмотря на ряд интересных работ, затрагивающих вопросы поэтической организации в творчестве Полонского (В.В.Гольцев, С.Ю.Косицына, В.А.Кошелев, А.В.Круглов, А.И.Лагунов, М.Г.Халанский, Б.М.Эйхенбаум и др.), в этой области явно не достает исследований, которые опирались бы на весь массив его творческого наследия - как поэзию, так и прозу - и помогли бы составить представление об особенностях художественной системы Полонского в целом. Существенным уровнем анализа, позволяющего выявить инварианты и доминанты этой системы, представляется мотивика.

Объектом диссертационного исследования являются поэтические и прозаические художественные тексты Полонского, включающие мотив сна (178 поэтических и 31 прозаический текст); не учитывались лишь поэмы и мемуары. Текстология источников произведений Полонского представляет отдельную проблему, связанную с отсутствием современного академического собрания его сочинений; соответственно, мы опирались на наиболее полные издания наследия Полонского XIX в. Материалом для работы послужило «Полное собрание стихотворений Я.П. Полонского в 5 тт.»(1896 г.), «Полное собрание сочинений в 10 тт.»(1885 - 1886 гг.), «На высотах спиритизма (Прибавление к «Полному собранию сочинений»)» (1889 г.), а также отдельные издания повестей «Шатков», «Психопатка» и «Проигранная молодость», опубликованных в периодической печати и не вошедших в «Полное собрание сочинений».

Предметом исследования является функциональное воплощение мотивного комплекса сна в поэтических и прозаических текстах Полонского.

Цель диссертационного исследования: выявить особенности онейропоэтики Полонского, рассмотрев место и функции мотивного комплекса сна в образной системе поэзии и прозы Полонского и проследив эволюцию его бытования.

Поставленная цель предполагала решение следующих задач:

  1. выяснить основные пути изучения феномена сна в современном литературоведении, а также степень изученности вопроса применительно к творчеству Полонского;

  2. выявить корпус текстов Полонского, в которых присутствует мотивика сна;

  3. определить вариативность и частотность мотива сна в поэзии Полонского;

  4. изучить функциональность использования мотива сна в поэзии Полонского;

  5. охарактеризовать лексико-семантический спектр значений мотива сна, распространенный в прозе писателя;

  6. проанализировать особенности сюжетного функционирования мотива сна в прозе Полонского;

  7. установить основные тенденции в эволюции бытования мотива сна в творчестве Полонского;

  8. определить роль и значение онейропоэтики в художественной системе Полонского и созданной авторской картине мира в целом.

Методология исследования обусловлена задачами работы. Основными методами исследования являются историко-литературный и сравнительно-типологический. Характер поставленной проблемы и специфика литературного материала определили аппарат ведущего в диссертации мотивного анализа, в котором использована методика статистического подхода, а также контекстуально-интерпретационного и жанрового анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. творчество Полонского характеризуется неизменным и постоянным интересом писателя к мотиву сна, что выступает важной определяющей доминантой его поэтики;

  2. мотивный комплекс сна представлен у Полонского богатым спектром семантических вариаций, отражающих тему сна не только номинативно прямо (с помощью лексем «сон», «полусон», «сновидение», «спать», «просыпаться»), но и опосредованно (на основе введения лексем «дрема», «бред», «галлюцинация», «мерещится», «чудится» и др.), чт0 демонстрирует его разветвленность, позволившую писателю активно использовать мотив сна для построения сюжетов своих произведений;

  3. мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Полонского проявляется в разнообразных сюжетных функциях:

а) в поэзии, фигурируя в качестве детали, мотив сна выполняет
экспрессивную, дидактическую функции, служит для создания картин
природы, обстоятельством сюжетно-фабульного развития, может быть
полифункциональным в пределах одного текста; кроме того, мотив сна
вводится для ограничения или организации произведения, определяя его
структуру и художественный смысл;

б) в прозе мотив сна, участвуя в построении сюжетов, применяется: в
функции предсказания, для характеристики психологического и
психического состояний героев, как сон-«обманка» и т.д.

4) мотивный комплекс сна реализуется в художественном наследии
Полонского с неизменной опорой на сложившиеся литературные
традиции: любовной романтической лирики, «дорожных дум» (в
поэзии); этнографически-очерковую в духе «натуральной школы» (в
ранней прозе), реалистической прозы, основой которой является
психологизм (проза 1850-x-l 860-х гг.), реалистического романа и т.д.

  1. мотив сна функционирует в поэзии и прозе Полонского различным образом, в соответствии с особенностями и возможностями каждой из этих разновидностей литературы, прежде всего - в плане субъектной организации;

  2. в поэзии Полонского мотив сна изначально выступает знаком жизненной гармонии, покоя, обнаруживая тенденцию к драматизации художественной реальности в контексте социально-идеологической проблематики, а также прогностических сюжетов;

  3. в многосубъектной прозе Полонского мотив сна важен для выявления сложных отношений между героями, демонстрируя отсутствие контакта между ними и сигнализируя об их душевной разобщенности;

  4. Полонский на протяжении всего творчества настойчиво проблематизирует относительность границ между сном и явью (фантастичность и достоверность сновидений - в поэзии, связь сна с психическими явлениями - в прозе), что является отражением гносеологических устремлений писателя.

Научная новизна исследования заключается в том, что

  1. в работе впервые целенаправленно в едином проблемном аспекте -изучения функционирования мотивного комплекса сна - достаточно полно рассмотрено художественное творчество Полонского;

  2. определено место мотивного комплекса сна в творчестве Полонского;

  3. выделены образотворческие особенности и механизмы выражения сновидческих мотивов в системе поэзии и прозы Полонского;

  4. разработана типология сюжетного функционирования мотивного комплекса сна у Полонского, с учетом жанрового своеобразия художественных текстов;

  5. установлена роль сновидческих мотивов в создании художественной картины мира Полонского и ее проблематизации.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

  1. выявлена специфика функционирования мотивного комплекса в условиях поэзии и прозы одного автора с учетом родо-жанровых особенностей, а также предшествовавших литературных традиций;

  1. разработана типология функционирования сновидческой мотивики в художественных текстах;

  2. исследованы пути освоения и индивидуально-творческого развития сложившихся в литературе XIX в. онейропоэтических традиций;

  3. конкретизированы пути формирования художественной картины мира у Полонского средствами онейропоэтики.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности их использования в вузовском преподавании - при подготовке и реализации учебных курсов «История русской литературы XIX века», «Филологический анализ текста», различных специальных курсов, посвященных русской поэзии и прозе XIX века и творчеству Полонского в целом, а также при переиздании и комментировании текстов Полонского.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 23 опубликованных работах, были представлены в виде докладов на научных конференциях различного уровня, проходивших в Бийске («Художественный текст: варианты интерпретации» 2005, 2007, 2008, 2009), в Ижевске («Кормановские чтения» 2007), в Ишиме («Русская литература в контексте мировой культуры» 2002, 2006, 2007, 2008, 2010; «Ершовские чтения» 2006, 2009, 2010), в Санкт-Петербурге («Герценовские чтения» 2009), в Тобольске («Знаменские чтения» 2009), в Томске («Развитие русского национального мирообраза в пространстве межкультурного диалога» 2008), а также на семинарах кафедры литературы Ишимского государственного педагогического института имени П.П.Ершова и заседаниях кафедры русской литературы РГПУ имени А.И.Герцена.

Объем и структура диссертации. Исследуемый материал, поставленные цель и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 230 страницах. Список использованной литературы включает в себя 239 наименований. Общий объем работы составляет 248 страниц.

Похожие диссертации на Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского