Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Мелешенко Елена Викторовна

Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя
<
Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мелешенко Елена Викторовна. Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Новосибирск, 2003 159 c. РГБ ОД, 61:05-10/173

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Письма как выражение личности писателя 22

1.1. Достоевский и адресат: эпистолярные интенции 23

1.2. Эпистолярная манера как форма внутреннего самовыражения писателя (из наблюдений над письмами 1863,1865,1871г.г.) 46

Глава 2. Эпистолярная манера выражения: стиль и слог 59

2.1 . Специфика внутренней стратегии Достоевского по отношению к письму 61

2.2."Разрыв и связь": эпистолярная манера самовыражения..75

2.3. Повествовательный почерк писателя 86

Глава 3. "Единство видения": время и пространство в письмах и художественной прозе Ф.М.Достоевского 101

3.1. Психологизм восприятия пространства и времени Ф.М.Достоевским 103

3.2. Напряженность пространства и времени в художественном мире Ф.М.Достоевского 120

Заключение 138

Библиографический список 144

Введение к работе

Документальная литература (мемуары, дневники, письма) относится к "промежуточной"1, не включенной в традиционный ряд литературы. В силу своеобразной природы эпистолярного жанра появляется зыбкая грань между письмом как фактом литературы и бытовым документом. С одной стороны, можно говорить о "литературности" писем, с другой - о их практическом назначении. Живой стиль общения, который воссоздается в письмах, дает возможность автору высказать свою просьбу, внести совет, наполнить сказанное мелочами быта2. Однако и в бытовом письме проявляется "литературность" жанра. Н.Степанов пишет: "Благодаря перетасовке интимных, домашних сообщений с литературными новостями, критическими отзывами, весь характер письма олитературивается, мелочи быта создают ощущение писательской личности" .

Несмотря на непринужденную разговорную форму общения, в письме совершается эстетическая работа: разрабатываются особенности стиля, художественной манеры. В процессе долговременного общения с корреспондентом автор, создавая очередное письмо, вводит его в контекст переписки, которая за счет "...тематического единства обсуждаемых в ней событий, проблем, повторяющихся сквозных мотивов, имен, общих

1 Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. М.,1987. С.56.

2 И.А.Гончаров, высказываясь против публикации частной переписки писателей,
объясняет это "нарушением цельности художественного образа" автора,
происходящим в письме. Он пишет: "Письма читаются вовсе не так, как
художественные произведения тех же авторов, не потому только, что они небрежны,
что автор является во многих нараспашку. <...> В письмах он не связан ни
содержанием, ии техникой. Мысль и воображение играют, что хотят, как в разговоре
наедине. Читатель чувствует себя только крайне утомленным, не вынося никакого
цельного впечатления". См.: Гончаров И.А. Нарушение воли // Гончаров И.А.
Собр.соч.: В 8Т. М.,1980. С. 164-186.

3 Степанов Н. Дружеское письмо начала 19 века // Степанов Н. Поэты и прозаики. М.,
1966. С.66-91.

словечек обнаруживает свойства структурного целого" , которое можно рассматривать как текст.

Письмо, не являясь жанром художественного текста, включается в класс культурных текстов и является фактом литературы. Раскрывая эволюцию бытового письма и превращения его в литературный факт, Ю.Н.Тынянов отмечает, что письмо "...поднимается в самый центр литературы и становится жанром"5. Появляется "тип карамзинского письма", представляющего собой "мозаику с внедренными стихами, с неожиданными переходами и закругленной сентенцией"6. Сохраняя "мозаику карамзинского письма" с его чередованием стихов и прозы, письмо, по словам Ю.Н. Тынянова, "эволюционирует к грубой простоте" . В письмах младших карамзинистов - А.Тургенева, П.Вяземского поэтичность стиха разрушается его наполненностью разговорно-бытовыми элементами.

Продолжая и развивая традиции Н.МКарамзина, П.А.Вяземского, А.С.Пушкин, "...открывает новые возможности и своеобразия эпистолярного жанра"8. Его письмо становится качественно иным. Оно свободно от этикетной скованности, тематической узости, манерности, приобретает точность, лапидарность, разговорную свободу. Вводя в свои письма анекдоты, каламбуры, исторические реченья, стихотворные цитаты, автор придает "...почтовому сообщению характер живой занимательной беседы"9. Несмотря на калейдоскопичность содержания,

4 Магомедом Д.М. Переписка как целостный текст и источник сюжета ( на материале

переписки Блока и Андрея Белого) // Динамическая поэтика. От замысла к

воплощению. М.Д970. С. 244-261.

' Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.,1993. СЛЗО.

"Там же. С. 135.

7Тамже.СЛ37.

8 Степанов Н. Дружеское письмо начала 19 века // Степанов Н. Поэты и прозаики.

М.Д966.С.66-91.

' Гроссман А.П. Культура писем в эпоху Пушкина // Гроссман А.П. Цех пера. Статьи о

литературе. М.,1930. С-242.

Пушкин ощущает жанр письма. Отметим, что поэт тщательно работает над письмом, использует черновик для его создания.

Для письма первой трети 19 века характерно регламентированное

построение. Стиль письма определяется его назначением. Письмо может

быть дружеским, деловым, семейным. В отличие от делового письма

дружеское создается в "...более свободной форме, не связанной нормами

делового и светского этикета"11. Дружеское письмо12 ближе всего

находится к литературному письму. Для данного письма характерны

следующие черты: "...наличие традиционных эпистолярных реквизитов,

многотемность, сочетание нескольких функциональных стилей (книжного,

разговорного, официально-делового), ориентация на диалоговую форму"13.

В процессе эволюции эпистолярного жанра содержание и форма

письма становятся нерегламентированными. Сохраняются только

".. .внешние признаки, от века к веку все менее соблюдаемые: обращение,

вступительные и заключительные фразы, дата, место написания,

подпись"14. Письмо второй половины 19 века отличается своим

неканоничным построением. Оно представляет собой мозаику. В него

10 Я.Л.Левкович в работе "Автобиографическая проза и письма Пушкина" отмечает:
"Эпистолярный жанр по своей природе обладал качествами, которые Пушкин
стремился выработать в прозе ( в ранних письмах обнаруживаются черты его прозы:
точность выражения, лапидарность). Тщательная работа над письмом в начале
литературной деятельности привела к тому, что Пушкин пришел к прозаической
манере сразу, минуя промежуточные стадии и искания". См.: Левковяч Я.Л.
Автобиографическая проза и письма Пушкина. Л.,1988. С.271.

11 Логунова Н.В. Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVUI -
первой трети 19 в.в. Ростов-на-Дону, 1999. С.10.

12 У.М.Тодд в работе "Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху"
отмечает: "В отличие от обыкновенного личного письма, дружеское письмо
подсознательно создается автором с расчетом на более широкого читателя. Ни один из
этих аспектов презентативной основы дружеского письма нельзя игнорировать при
описании жанра. Первый побуждает писателя выбирать предмет, представляющий
интерес для его адресата. Второй вдохновляет его выбирать темы, имеющие более чем
сиюминутное значение, или, по крайней мере, разрабатывать их каким-либо
интересным способом". См.: Тодд У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в
пушкинскую эпоху. СПб., 1994. С.67-80.

13 Логунова Н.В, Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII -
первой трети 19 в.в, Ростов-на- Дону, 1999. С. 10,

14 Полоцкая Э.А. Письма драматурга (о внутренних истоках чеховской драмы) //
Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М,1990. С, 193.

вводится критическая статья, воспоминания, путевые записки, деловые письма. Так письма Ф.М.Достоевского, как и письма писателей-современников - это "чудодейственный сплав". Они наполняются биографическим материалом, творческими отчетами, просьбами, деловыми прошениями. В данном случае важно отметить, что при своей биографичности письмо преодолевает узость и замкнутость частного документа,

Л.Я.Гинзбург, рассматривая биографию в более широком смысле этого слова, отмечает; "Биография как принцип организации действительности вносит в свой материал ретроспективную преднамеренность, как бы замысел. Он возникает из исторического осознания данной жизни, из ее соотнесенности с типологическими формами разных жизненных укладов"15. Творческий замысел16 как важный этап при построении биографии подобен рождению идеи, которая выливается в художественную форму у писателя.

Литературная обработка жизненного факта, происходящая в письме, отражает эстетическую работу художника. С этой точки зрения рассматриваются письма Ф.М.Достоевского 1855-1857г.г. в работе Е.Д.Трухан . Автор акцентирует внимание именно на том, как слово писателя, эквивалентное самой жизни, введенное в культурный контекст, становится поэтическим. Исследуя письма Достоевского, написанные из Семипалатинска, она останавливается на биографическом факте, связанном с историей отношений М.Д.Исаевой и Достоевского. По ее

15 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.,1971. С.84.

16 В письме свободном от литературных канонов "с большей непреднамеренностью,
независимостью", по словам Л.Я.Гинзбург, "...раскрывается самосознание человека".
Обращаясь к документальной литературе, исследовательница рассматривает
соотношение между концепцией личности, присущей данной эпохе и социальной
среде, и художественным ее изображением. Привлекая письма Жуковского,
Станкевича, Бакунина, Белинского, автор раскрывает то, как происходит
моделирование личности, начиная с эпохи романтизма и заканчивая реализмом. См.:
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971. С.68-100.

17 Трухан Е.Д. Письма Достоевского 1855-1857 г.г/. Текст и контекст // Достоевский и
мировая культура. М., 1999. №12. С. 155-163.

мнению, "слово, найденное Достоевским, выступает субстанцией синтезирующей: оно включает письма в различные культурные контексты (романтический, христианский)"18.

При обращении к письму важно учитывать коммуникативный аспект, поскольку письмо немыслимо без читателя. Соприкосновение двух миров — реальности и литературы, происходящее в письме, определяет своеобразие коммуникации между автором и корреспондентом. Автор, передавая реальную информацию частного порядка, не может быть равен самому себе, так как письмо рассчитано на адресата. По словам Г.П. Макогоненко, "как только возникла ситуация, которая предопределяла возможность чтения письма более чем одним человеком, так закономерно и почти императивно менялось качество письма, его содержание, стиль, литературная обработка"19. Достоевский, раскрывая свое внутреннее состояние в письмах, принимает в расчет реакцию адресата. С одним корреспондентом он может быть искренен и откровенен, с другим -сдержан и деликатен. Бесспорно, характер письма во многом определяется тем, в каких отношениях находится автор с адресатом. Изменение стиля общения свидетельствует также о том, что Достоевский продумывает ход своей мысли, другими словами, эстетически обрабатывает ее. При построении писем он не только перечитывает, сопоставляет их, но пользуется черновиком, свидетельствующим о серьезном отношении к письму.

Обращение к письму как литературному источнику способствует, как отмечает Н.Ф.Бельчиков, "...углублению филологической основы историко-литературных процессов" . Исследователь подчеркивает, что при изучении историко-литературного процесса "... большое значение

18 Там же. С. 160.

1S Макогоненко Г.П. Письма русских писателей 18 в и литературный процесс // Письма

русских писателей 18 века. Л., 1980. С.ЗЗ.

20 Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М., 1983. С. 21.

имеют письма как биографический первоисточник", который вскрывает сразу несколько пластов: исторический22, психологический, творческий.

Литературоведческая стратегия, связанная с истолкованием писем через призму биографических23 и творческих сведений, раскрывается во вступительных статьях, посвященных письмам Достоевского. Письма как "важнейший автобиографический документ"24 рассматриваются во вступительной статье Г.М.Фридлендера. Исследователь уделяет внимание характеру письма, изменение которого, по словам автора, объясняется "...становлением личности Достоевского и его творческого самосознания" . Выделяя три группы писем первого периода, автор, отмечает, что стиль "взволнованной романтической исповеди"26 в письмах периода 1837-1844 г.г. становится "... более уверенным, деловым, энергичным"27 в письмах 1845-1849 г.г.

Обращаясь к группе писем из Петропавловской крепости, он выделяет письмо к М.М.Достоевскому от 22 декабря 1849 г., определяя его

21 Там же. С. 145

12 В аспекте исторической психологии личности, выделим работу А.Г.Тартарковского "Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века". Автор, рассматривая принцип историзма, отраженный в мемуарной литературе и письмах, соотносит индивидуальное и историческое сознание личности. По мысли автора, "принцип историзма, последовательно проведенный до уровня отдельно взятой личности способствовал тому, что личность начала ощущать себя человеком истории, частицей исторического процесса". Автор также отмечает, что исторический контекст, раскрываемый в частной переписке, наделяется осмысленным содержанием, потому что "...письма фиксируют прошлое как настоящее и лишь но мере отделения от него выявляют свое ретроспективно-памятное свойство, свою способность свидетельствовать о породившем времени исторически". См.: Тартаковский А.Г. Мемуарный жанр в свете историзма // Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1987. С. 131. Письмо, оказываясь причастным к историко-литературным процессам времени, преодолевает узость частного документа. "Краткие замечания о письмах Достоевского как биографическом источнике представлены в работах: Вригт Г. Три мыслителя. СПб., 2000.; Лейфер А. "Вокруг Достоевского" и другие очерки. Омск, 1996.; Джексон Р.А. Искусство Достоевского. "Бреды и ноктюрны". М.Л998.; Шульц О. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Петрозаводск, 1999.

24 Фридлендер Г.М. Письма Достоевского // Письма 1832-1859. Л., 1985. Т.28(1). С. 5-26. 15 Там же. С. 8.

26 Там же. С.8.

27 Там же. С.9.

"одним из шедевров не только эпистолярной прозы Достоевского, но и всего русского и мирового эпистолярного жанра XIX века"28. Лейтмотив данного письма, как отмечает исследователь, становится ведущим в творческом мире писателя. Для Достоевского Семеновский плац, сцена смертной казни являются событием, переживая которое, писатель приходит к осмыслению жизни: "...я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем" (28 ь 162). Если говорить о сфере переживания благодаря которой исторический факт становится биографическим (личностным), то, как отмечает Г.О.Винокур, "...мы получаем право рассматривать личную жизнь как творчество. Личность здесь — словно художник, который лепит и чеканит в форме переживаний свою жизнь из материала окружающей действительности. Пережить что-либо - значит сделать соответствующее явление событием в своей личной жизни"29.

Взгляд на письмо как "творческую лабораторию", в которой
зарождаются особенности стиля, художественной манеры Достоевского
отражен в работах в Ю.Н.Тынянова30, В.А.Комаровича31,

Н.Ф.Бельчикова К.А.Баршта . Ю.Н.Тынянов, рассматривая ранние письма Достоевского, отмечает, что гоголевская манера становится одним из объектов стилевой игры писателя. Варьируя гоголевские приемы в письмах, Достоевский придает им новую значимость34 в поэтическом мире. В.А.Комарович, обращаясь к ранним письмам, адресованным

28 Там же. С. 10.

29 Винокур Ґ.О. Биография и культура. М., 1997. С.45-46.

30 Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (К теории пародии ). Пг.,1921.

31 Комарович В.А. Литературное наследство Достоевского за годы революции. Обзор
публикаций 1818-1933 г.г. // Литературное наследство. М., 1934. Вып. 15. С. 272-273.

32 Бельчиков Н.Ф. Письма Ф.М.Достоевского к жене // Письма Ф.М.Достоевского к
жене. М.,Л.,1926. С.3-14.

33 Баршт К.А. "Маленькая рама" эпистолярного романа. Ранние письма
Ф.М.Достоевского и "Бедные люди" // Литературная учеба. М.,1982. С.127-177.

34 Подробнее о влиянии Гоголя на творческое сознание писателя см.: Бем А.Л. У
истоков творчества Достоевского. Прага, 1936. С. 127-167.; Викторович В.А. Гоголь в
творческом сознании Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования.
СП6.Д997. Т.14. С. 216-233.

П.А.Карепину, акцентирует внимание на характере отношений писателя с корреспондентом и его личных чувствах: любовь к Варе, неприятие Карепина, переживание из-за ее замужества. Цикл ранней переписки Достоевского, по мнению Комаровича, "...проливает неожиданный свет не только на биографию писателя, но и самое творчество, обнажая в Достоевском такие переживания, которые должны были послужить как бы личным апперципирующим фоном для сентиментального сюжета романа «Бедные люди»" .

Художественная манера писателя, по мнению К.А.Баршта, раскрывается в литературных письмах Достоевского, адресованных Михаилу. Как пишет исследователь, "Достоевский, создавая свои литературные письма к брату, уже подспудно готовился к написанию своего первого романа, на деле опробовал его стиль и жанр"35. Кроме того, письма-исповеди, обращенные к Михаилу, по словам Баршта, «"... выход из "запустения" через сочувствие и моральную помощь близкого человека "» . В общении с Михаилом Достоевскому важно быть услышанным. Проблема читательского восприятия, заявленная в письмах к брату, нашла свое отражение в романе "Бедные люди". Баршт пишет: "Макару Девушкину, так же как в свое время и самому Федору Михайловичу, важно не просто "написать", но самое главное "получить ответ", без

которого написанное теряет всякий смысл" .

Попытка рассмотреть письмо как "творческий первоисточник" писателя, предпринята во вступительной заметке Н.Ф.Бельчикова к письмам Ф.М.Достоевского к жене. Рассматривая письма Достоевского к Анне Григорьевне, исследователь останавливается на письмах писателя из

Комарович В.А. Указ.изд. С.272. Баршт К.А. Указ. изд. С. 173. Там же. С. 175. Там же. С. 175

рулеточных городов. Как пишет Бельчиков, "письма Достоевского, свидетельствующие о его страсти к игре, дают верный источник и богатый материал. Письма дают возможность определить, какие переживания, связанные со страстью к рулетке, были знакомы душе творца романа "Игрок" и нашли отражение в созданных образах-героях этого романа"39.

Тексты документальной словесности интерпретируются как
источник изучения психологии творчества. Такой подход дает
возможность рассмотреть творческий процесс писателя. Использование
писем, мемуаров позволяет полнее раскрыть то, как происходит работа
писателя по созданию художественного образа, выяснить стратегию его
творчества, составляющей которой является воображение, фантазия,
интуиция, вдохновение- С этой точки зрения рассматривается
документальная литература в работе Г.В.Краснова "Мемуары как источник
изучения психологии творчества"40. Привлекая документальные

источники, автор отмечает, что они позволяют "схватить общие особенности творческого процесса", такие, как "образ его мысли, авторскую интерпретацию произведения" . Несмотря на то, что при таком подходе психологический фактор становится важным, документальный источник воспринимается прежде всего как "творческая лаборатория".

Письма представляют литературный интерес не только по причине того, что являются биографическим и творческим первоисточником. Проблема гораздо шире. В связи с этим выделим работу АЛ.Чудакова "Единство видения: Письма Чехова и его проза"42. Чудаков, рассматривая письмо, обращается к нему не только как источнику, воссоздающему творческую биографию писателя, а, сопоставляя письма с художественной прозой, находит единство личностного и эстетического сознания

19 Бельчиков Н.Ф. Указ. Изд, Сб.

"а Краснов Г.В. Мемуары как источник изучения психологии творчества // Психология

художественного творчества. Л., 1980. С. 84-93.

"' Там же. С. 85

12 Чудаков А.П. Единство видения: Письма Чехова и его проза // Динамическая поэтика.

От замысла к воплощению. М.,1970. С.220-243.

художника. Чудаков так определяет "единство эпистолярной и художественной прозы писателя": "Говоря видение художника, имеют в виду некое единое восприятие им мира, которое проявляется во всех обнаружениях его личности, во всех порожденных им текстах "43.

Проблема "единого восприятия мира", затронутая Чудаковым, становится важной в аспекте нашего исследования. Для того чтобы раскрыть особенность личностного сознания* определяющую художественное мышление писателя, мы обращаемся к письму прежде всего как словесному высказыванию, открытому самовыражению личности пишущего.

В работах С.В.Белова, В.А.Туниманова, А.С.Долинина, Б.И-Бурсова44 также отмечается, что письма Достоевского - верный путь к познанию его личности. С.В.Белов, В.А.Туниманов, представляя ряд замечаний о стилистике писем Достоевского к жене, объясняют изменение тональности писем "сложной структурой личности" писателя. Белов, Туниманов так определяют стиль писем писателя: "Достоевский не заботится о композиции писем и стилистических красотах, они создавались сразу и запечатлевали мгновения, но в этом как раз их непреходящее значение -маленьких бесформенных исповедей и это не примитивный, упрощенный пересказ чувств и будничных мыслей ... а потрясающе взволнованный, взвинченный, усложненный, психологически уникальный монолог"45. Авторы» называя только общие черты, характерные для стилевой манеры писателя, оставляют за скобками то, как Достоевский строит эпистолярное высказывание. Обращение к структуре писем представляется нам чрезвычайно важным, поскольку именно в бесформенном, путаном

"Тамже.С.243.

т Белов СВ., Тунишиов ВА Переписка Достоевского с женой // ФЛІДостеевекиЙ,

AT .Достоевская. Переписка. Л., 1976; Достоевский. Письма / под ред. А.СДолинина.

М., Л., 1928. Т.1.; Бурсов Б.И. Личность Достоевского, Л., 1974.

45 Белов СВ., Туниманов В.А. Указ.Изд. С.364.

изобилии проявление их литературности . Поэтому точка зрения А.Жида
на словесное высказывание в письмах Достоевского, по нашему мнению,
слишком категорична. Он пишет: "Достоевский, такой упорный, такой
суровый в работе, неустанно исправляющий написанное, ... пишет здесь
как попало, должно быть, ничего не вычеркивая, но постоянно перебивая
самого себя" . Утверждая, что письма Достоевского лишены

литературных достоинств, Жид предлагает оставить их чтение.

В этом смысле показательным является взгляд А.Ф.Седова на публикацию писем Достоевского в полном собрании сочинений писателя. Факт включения писем в собрание сочинений, по словам Седова, "...принижает статус художественного текста" писателя. Он пишет: "Письма и черновики почему-то в этом издании составляют соотношения с собственно с текстами произведений тома, а они не могут быть уравнены даже в этом смысле, ибо статус у них принципиально различный"48. Несмотря на категоричность высказываний относительно статуса художественности писем Достоевского, они представляют литературный интерес. Именно то, как Достоевский строит фразу является важным и ценным, поскольку в процессе ее построения раскрывается внутренняя стратегия пишущего, дающая ключ к поэтическому миру художника.

46 "Корявость слога", характерная для эпистолярной и художественной манеры
писателя, во многом объясняется тем, что Достоевский снимает с литературы
надстройку изящной словесности. Разрушение "прекрасной речи" в произведениях
Гоголя и Достоевского характеризует, как отмечает Ore Хансен-Леве, переход от
романтизма к раннему "авангардисткому" периоду реализма, которому свойственна
«установка на несовершенство, "антиэстетизм", грубость». См.: Хансен-Леве О.
Дискурсивные процессы в романе Достоевского "Подросток" // Автор и текст:
Петербургский сборник. Вып.2. СПб., 1996. С.231. Реалистические произведения
Достоевского не складываются в эстетически завершенные. При изображении мира
действительности писателю важно показать незаконченность, неопределенность. Как
пишет Д.С.Лихачев, «Достоевский ищет непосредственности, отказываясь от всякой
"литературщины" и литературных красот». См.: Достоевский: Материалы и
исследования. Л., 1974. Т.1. СП.

47 Жид А. Переписка Достоевского // Жид А. Достоевский. Эссе. Томск, 1994. С. 10-11.

48 Седов А.Ф. Достоевский и текст (Проблема текста с точки зрения поэтики
повествования в повестях и романах Ф.М.Достоевского 60-70-х годов). Балашов, 1998.
С.14.

Обращаясь к документальным источникам, мы имеем дело, как отмечает Т.И.Печерская, "прежде всего со словесным высказыванием"49. Подход к документальной литературе как тексту позволяет увидеть в ней "...самостоятельные возможности выражения смысла"50. С этой точки зрения рассматриваются письма Достоевского в статье Т.И.Печерской "Письма Ф.М.Достоевского как предмет эстетического анализа "51. Рассматривая письма Достоевского-игрока, Т.И.Печерская исходит из структуры письма. Выявляя зависимость между игрой и творчеством писателя, она отмечает: «"...кроме сознательного соотношения, в письмах проглядывает бессознательная, неотрефлексированная связь между тем и другим. Этот второй, глубинный семантический слой понятий "игра-творчество" более всего значим для авторской самообъективации, именно он определяет своеобразие синтагматических форм текста"»52.

В аспекте нашего исследования данный подход позволяет через словесное самопредъявление приблизиться к пониманию пространственно-психологического мира писателя.

Объектом для исследования послужили письма и художественная проза Ф.М.Достоевского.

Предмет исследования.

Определяя внутреннюю стратегию Достоевского в процессе общения с адресатом, подробнее останавливаемся на письмах периода 1838-1859г.г., 1864-1875г.г. Выделение писем данного периода объясняется тем, что в это время Достоевский ведет интенсивную переписку с близкими ему корреспондентами. С той целью, чтобы

*э Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в

аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999. С.21.

я Там же. С.110.

S1 Печерская Т.И. Письма Ф.М.Достоевского как предмет эстетического анализа //

Эстетический дискурс. Семио-эстетические исследования в области литературы.

Новосибирск, 1991. С. 107-145.

"Там же. С.110.

расширить представление о личностном складе писателя, обращаемся к мемуарным текстам.

При исследовании эпистолярной манеры как формы внутреннего самовыражения особое внимание уделяется группе писем, адресованных А.Г.Достоевской. Это письма 1863, 1865, 1867, 1871 г.г. Обращение к данной группе позволяет раскрыть, как внутренние переживания Достоевского, испытанные при игре в рулетку, отрефлектированы в художественном пространстве "Игрока". Для того чтобы выявить "единое восприятие мира" художником, как субъективный опыт становится основой эстетического сознания, привлекаем корпус художественных текстов: "Бедные люди", "Двойник", "Роман в девяти письмах", "Господин Прохарчин ", "Маленький герой", "Игрок".

Цель диссертационного исследования — рассмотреть письма Достоевского в контексте исследования личности и творчества, интегрируя различные подходы к письму: письмо как текст, документ психологии, творческий источник.

Задачи исследования:

обратиться к письму как словесному высказыванию, в процессе построения которого раскрывается эпистолярная манера поведения, определяющая своеобразие личностного пространства Достоевского;

рассмотреть письма Достоевского-игрока в аспекте анализа внутреннего склада писателя и его проявления в художественном тексте;

-исследовать специфику стилевой манеры выражения Достоевского, акцентируя внимание на том, что по своей стилистической установке письмо находится в непосредственной близости к художественной прозе;

-раскрыть то, как субъективный опыт переживания пространства и времени становится . основой художественного мышления Достоевского.

Актуальность исследования.

Письма не становятся предметом самостоятельного филологического анализа. В исследованиях, посвященных письмам Достоевского, они в основном рассматриваются как автобиографический документ и творческая лаборатория, в которой раскрывается эстетическая работа художника. Г.М.Фридлеидер во вступительной статье к письмам Достоевского отмечает: "Все этапы биографии художника отражены в его письмах"5 . Ранние письма раскрывают зарождение творческой манеры художника. Стиль этих писем повторяет, варьирует стиль Гоголя. Ю.Н.Тынянов пишет: "Письма переполнены гоголевскими словцами, именами, фразами. <...> Достоевский как бы играет в письмах гоголевским стилем"54.

В работах исследователей большее внимание уделяется письмам Достоевского, обращенных к брату Михаилу и А.Г.Достоевской. К.А.Баршт, останавливаясь на письмах Достоевского к брату, определяет их как "...удивительные письма-исповеди, рецензии на прочитанное, философские трактаты, и даже черновики будущих произведений"55. Выделяя цикл ранних писем к Михаилу, автор считает, что Достоевский, создавая их, готовился к написанию романа "Бедные люди". По мнению К.А.Баршта, переписка, которую ведет Достоевский с адресатом, сродни переписке Макара Девушкина и Вареньке: "Макару Девушкину, так же как в свое время и самому

53 Фридлендер Г.М. Письма Достоевского // Письма 1832-1859. Л.Д985. T.28(l). С.7.

54 Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (К теории пародии). Пг., 1921. С.8.

55 Баршт К.А. "Маленькая рама" эпистолярного романа. Ранние письма
Ф.М.Достоевского и "Бедные люди"// Литературная учеба. М., 1982, С.173.

Федору Михайловичу, важно не просто написать, но самое главное -
получить ответ, без которого написанное теряет всякий смысл" .
Во вступительной статье Н.Ф.Бельчикова к письмам

Ф.М.Достоевского к жене в поле зрения автора находятся письма Достоевского, обращенные к Анне Григорьевне из "рулеточных городов". Исследователь отмечает, что они дают возможность определить, как личностные переживания писателя, испытанные им во время игры в рулетку, "...нашли отражения в созданных образах-героях романа "Игрок" " . Определяя письма Достоевского к жене как "усложненный, психологически уникальный монолог", С.В.Белов, В.А.Туниманов отмечают, что они "...дают ключ к пониманию творческого мира художника".

В аспекте нашего исследования мы рассматриваем письмо прежде всего как словесное высказывание. Останавливаясь на характере фразы, нам важно раскрыть то, как Достоевский строит высказывание, словесно предъявляет себя. Именно в процессе эпистолярного самовыражения раскрывается внутренний склад писателя, дающий ключ к его художественному миру.

Научная новизна заключается в том, что письма Достоевского стали предметом самостоятельного филологического анализа. Новым представляется само обращение к письму как тексту (словесному высказыванию), при построении которого происходит самовыражение личности пишущего.

Подход к письму как тексту снимает взгляд на него как только на источник биографии и творчества писателя и дает больше возможностей для интерпретации. Во-первых, рассмотрение специфики эпистолярного высказывания Достоевского позволяет

56 Там же. С.173.

37 Бельчиков Н.Ф. Письма Ф.М.Достоевского к жене // Письма Ф.М.Достоевского к

жене. М., Л., 1926. С.3-14.

раскрыть личностное сознание писателя, во многом определяющее его мировидение. Во-вторых, само обращение к письму как к роду письменного текста и его сопоставление с прозой оттесняет жанровый подход, связанный с разведением художественного и нехудожественного текста.

Методы исследования.

Структурно-семантический метод используется нами при рассмотрении эпистолярного высказывания Достоевского. Обращаясь к структуре словесного высказывания, мы выявляем смысловые связи, которые устанавливаются в пределах фразы. Анализ структуры письма позволяет раскрыть инверсивность внутренней стратегии Достоевского. При сопоставлении двух родов письменных текстов -писем и художественной прозы используется сравнительно-сопоставительный метод.

Теоретическую и методологическую базу составляют работы Ю.М. Лотмана, А.П.Чудкова, Т.И.Печерской, В.Н.Топорова, К.А.Баршта. На защиту выносятся следующие положения:

- в "нехудожественности" писем Достоевского их литературная ценность. Отсутствие красоты слога характерно как для эпистолярного, так и художественного мира Ф.М.Достоевского. Разрушение прекрасной речи в творчестве Достоевского можно рассматривать как признак эстетического высказывания. С одной стороны, появление усложненной фразы в письмах Достоевского объясняется тем, что писатель не обрабатывает их как художественные тексты, с другой — в процессе ее конструирования, что на наш взгляд является важным, воссоздается образная модель действительности в неустойчивости, движении, свойственная художественному миру Достоевского. Запутанную, неопределенную конструкцию в письмах и художественной прозе Достоевского можно

рассматривать как особое свойство стиля, творческий почерк писателя.

- специфика эпистолярной манеры самовыражения определяется
особенностью личностного склада Достоевского.

Специфика стилистической манеры Достоевского состоит в том, что
писатель, устанавливая в пределах фразы внутренние связи, которые
характеризуются "разрывом и связью", вариативностью
определенного/неопределенного фиксирует собственное

психологическое состояние. Несмотря на то, что Достоевский стремится к точному выражению мысли, он наполняет фразу вводными словами, оговорками, предполагающими обратное, вводит предложения, дублирующие одну и туже мысль. Таким образом, стремление Достоевского к порядку оборачивается ощущением дисгармоничности, необходимым натуре писателя.

- "единое восприятие" мира Достоевским проявляется в том, что
субъективный опыт переживания пространства и времени,
раскрываемый в письмах, становится основой эстетического сознания
художника.

Категории пространства и времени в психологическом мире Достоевского являются формой внутреннего чувства писателя. Для того чтобы усилить критичность момента Достоевский накаляет обстановку, создает атмосферу крайнего напряжения за счет сжатия времени. Внутренняя склонность писателя к ощущению напряженности, дисгармоничности определяет пространственно-временную характеристику в художественном мире. Пространство, переживаемое героем Достоевского, отличается предельной дробностью, катастрофичностью.

Практическая ценность диссертационного исследования

определяется возможностью применения его результатов. Обозначенный подход к письму как словесному высказыванию может

быть использован при исследовании текстов нехудожественной словесности. Материал, содержащейся в диссертации, может привлекаться при построении вузовских спецкурсов, спецсеминаров по изучению личности и творчества Достоевского. Апробация работы.

Материал исследования был представлен на конференции молодых ученых в Институте филологии СО РАН (г.Новосибирск, май 1999г., апрель 2000-2002г.г.), конференции "Творчество Ф.М.Достоевского: Проблемы, жанры, интерпретации" (г.Новокузнецк, 21-22 ноября 2001г.); Вторых филологических чтениях, посвященных проблемам интерпретации в лингвистике и литературоведении (НГПУ, 29 ноября-1 декабря 2001г.).

Поставленные цели и задачи определили структуру работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, каждая глава диссертации содержит примечания.

Структура работы :

Достоевский и адресат: эпистолярные интенции

В общении с близкими корреспондентами Достоевский проявляет всю полноту чувств: заботливость, сердечность, душевную привязанность . При всей проявленной мягкости и деликатности Достоевский так выражает себя через эпистолярное высказывание, что становится видно, насколько сложен и противоречив3 психологический мир писателя. Исследование эпистолярной манеры, которая рассматривается как ряд психологических черт, бессознательно проявляющихся в поведении, позволяет уловить эпистолярные интенции, характерные для личностного пространства Достоевского.

Противоречивый стиль поведения раскрывается при выстраивании эпистолярных отношений с М.Достоевским. Обращая свои письма к Михаилу, Достоевский искренен и откровенен. С особым чувством любви и нежности, он сообщает о своей душевной привязанности: " ... я беспокоюсь о твоей участи, о твоих решениях, намерениях ... что за мучение испытываю я через твое молчание" (28і;74). В ответных письмах Михаил также замечает, как дорог и близок ему брат: "Мне без тебя очень скучно и на душе все это время было так тяжело ... я все боюсь за тебя, ... за твою хандру и тоску, на которые ты мне жалуешься чуть не в каждом письме" (537)4.

Однако Достоевский может изменить внутреннюю стратегию при построении эпистолярного высказывания, акцентируя внимание на своем "я": "Ну, брат! Ты жалуешься на свою бедность нечего сказать, и я не богат" (28ь 50); " Знаю, что ты сам как рыба на жаровне. Я уж только так молчу, а не меньше твоего терплю, не от одних денег" (282; 69). С одной стороны, Достоевский сочувствует брату, с другой, - находит в его бедственном положении поэтичность момента: "Можно ли не иметь 5 копеек, питаться бог знает чем и лакомым взором ощущать всю сладость прелестных ягод, до которых ты такой охотник!" (281; 50). В данный момент Достоевский не может помочь Михаилу деньгами, но при этом не заявляет в открытую. Он старается так обыграть ситуацию, чтобы убедить брата в своей причастности к высылке денег. С этой целью Достоевский просит Меркуровых, с которыми были знакомы братья, при отправлении денег вложить "...его письмо в их" (28ь 50). Варьируя ход действий, Достоевский словно избегает прямого ответа, заставляя адресата самому домыслить сказанное.

По характеру просьб видно, что в эпистолярном поведении Достоевского соперничают две тенденции. Выражая просьбу, он проявляет требовательность: "У меня есть до тебя просьба, которую ты должен исполнить и хлопотать о ней всеми силами " (281; 122). Рефлексируя над сказанным, Достоевский здесь же смягчает требование: "Прошу тебя покорнейше"(28і;122); "Итак, дай же мне средства, если можешь" (28ь 128). Однако внутренняя стратегия Достоевского настолько изменчива, что, не настаивая на просьбе, он здесь же напоминает о ней: "Я же тебе предлагаю, дай мне средства на издание ... Если хочешь, брат, то отвечай мне немедленно и деньгами. Ожидаю ответа немедленного" (281; 132).

Несмотря на деликатность в общении ("... я вовсе от тебя не требую"), Достоевскому удается поставить брата в безвыходное положение: "Одно из двух: или ты очень любишь меня и хочешь помочь, — или нет. Если любишь меня, то я прошу без церемоний, ибо знаю, что сам бы помог не только брату, но даже чужому, отказав себе" (28 198). Внося модальность желательности, Достоевский все-таки прибегает к конструкциям в форме императива, для того чтобы обратить собеседника к действию. Выразительным является еще одно обращение Достоевского к брату. Писатель просит Позаботиться о Павле Исаеве: "Скажу тебе, милый мой, что я действительно надеялся крепко на тебя. Что бы стоило тебе в самом деле иногда взять его к себе на воскресенье. Не объел же бы он тебя, бедненький сиротка. А за сироту тебе бог еще больше подаст" (28,; 221). Достоевский, беспокоясь о материальном положении брата, проявляет заботу, рассчитывая на услугу со стороны Михаила. Как пишет Михаил, "я ужасно обрадовался, что ты мне высылаешь 50 фридрихсдор" (540). Следующее письмо к Ф.М. Достоевскому начинается так: "Письмо твое, милейший друг и брат, просто меня убило, так-таки наповал убило. Я его прочел в 12 часов ночи по возвращению из Павловска. Дело в том, что накануне только я получил твое золото, и оно уже было мною истрачено. Оставалось только 100 р., и на те возлагались самые пышные надежды ... . Хоть лоб разбей, хоть в гроб ложись, а денег не достанешь. Что мне было делать? " (541). Несмотря на отчаянное положение, М. Достоевский находит способ возвратить деньги, сообщая: "... к 15 октября я обязуюсь возвратить..." (541).

Писатель усиливает воздействие на собеседника сочетанием "мольбы" и повышенным выражением эмоций. Достоевский с таким отчаянием сообщает о своем крайнем положении, что вынуждает адресата оказать помощь, Достоевский, находясь в затруднительном положении из-за того, что в "Современнике" дают небольшую плату за роман, изо всех сил просит брата вступить в переговоры с Некрасовым: "Да к тому же, вспомни, голубчик мой, что я тебя особенно просил увидеть Некрасова, чтобы узнать от него все его соображения и что он думает о романе, то есть как о нем отзывается?"(28[;357). Ласкательное обращение ("голубчик мой"), использованное писателем, смягчает требование. Тем не менее Достоевский продолжает повторять: "Ради бога, съезди, и съезди немедленно" (28ь 358); "Да еще умоляю тебя, бесценный мой, поступить по моей просьбе в последнем письме, то есть съездить и к Некрасову..." (28,; 355).

Писатель, пытаясь смягчить требование, так настойчив, что, не получая ответа от брата, отправляет письмо с "упреками". Ответное письмо к брату Михаил начинает так: "Нынче опять получил от тебя одну бомбу, милейший мой. Опять волновался ... "Немного побольше старания с твоей стороны, и я спасен" - так или почти так пишешь ты. Позволь мне несколько переиначить твою фразу. Немного более старания... и прочее... и все погибло ... Если заставишь действовать, то крайне огорчишь любящего тебя М. Достоевского" (519). Однако Достоевский, не отказываясь от собственного решения, умоляет о помощи: "Любезный брат, еще раз пишу к тебе и умоляю: ради бога, съезди к Некрасову сам, добейся того, чтобы застать его дома, и кончи с ним мое дело" (28i;341) Одна из причин, которая заставляет Достоевского быть настойчивым, - долг брату. Узнав плату "Современника" в размере 1000 рублей, писатель не соглашается с подобным решением: "Друг мой, Миша! Согласиться невозможно! Одно: я должен тебе 700 и теперь, без куска хлеба, у тебя же на время буду искать помощи, а ты сам стеснен. Это одно может заставить меня изменить свое мнение" (281; 347). Вместе с тем Достоевский не изменяет свое мнение: "...и вот как нам надо поступить: если я не разорю тебя семьюстами и можно подождать еще немного, — то отказать Некрасову, и отказать непременно" (28ь 347). Замечание ("...если я не разорю тебя семьюстами...") двойственно в смысловом выражении. С одной стороны, Достоевский проявляет участие и заботу об адресате, с другой, ставит его в безвыходное положение: "Одно из двух: или ты очень любишь меня и хочешь помочь, - или нет!"(28ь198).

Специфика внутренней стратегии Достоевского по отношению к письму

При обращении к эпистолярию писателя нельзя не заметить противоречивое отношение Достоевского к письму. Достоевский, заявляя, что письмо - это мучительное занятие, за которое он принимается с трудом, беспокоится о том, что и как написать в нём, серьёзно относится к его созданию.

Достоевский неоднократно замечает, что " ... в письмах ничего понятно не передать 1 (29ь41); "... трудно в них говорить, после стольких лет разлуки, о предметах для себя важных и быть понятым" (29 ь 135); м ...не умею писать писем" (282;148). К тому же писатель выдерживает долгую паузу при переписке, опаздывает с ответом, объясняя, что "занят срочной работой". Как он пишет A.M. Достоевскому, "... буквально день и ночь занят срочной работой, которую теперь только окончил и отослал. Когда же я занят срочной работой, то никому не могу отвечать не письма -иначе это меня на три дня расстроит и отобьет от работы" (29ь 94).

Умаляя свое отношение к письму, Достоевский не избавляется от чувства внутреннего беспокойства из-за того, что письмо может пропасть, торопится объяснить причины своего молчания и порой, не дожидаясь ответа, принимается за очередное письмо. В письме к С.А.Ивановой, объясняя причину молчания в связи с "разными хлопотами, неприятностями", он подчеркивает, насколько значимо для него обращение к письму: "Иногда бывает столько разных хлопот, неприятностей, тягостей, что ни за что взяться сил нет, тем более за письмо" (29ь 134).

Что касается процесса работы над письмом, то можно говорить о взаимосвязи между составлением письма и написанием сочинения Достоевским. Затруднительный процесс работы писателя над романом ("Я всё писал роман и всё никак не мог с ним справиться. Выходит решительная дрянь. Бьюсь, рву написанное и переделываю вновь".) (29i;163) проецируется на письмо ("... письмо же, которое другому стоит полчаса, - мне стоит 4 часа, потому что я не умею писать писем.") (28j; 148).

Для того чтобы приняться за письмо, Достоевскому также важно ощущение особого чувства, которое становится обостренным после игры в рулетку. Достоевский свидетельствует Анне Григорьевне: "...но вот что вспомни еще, Аня, что теперь эта фантазия окончена навсегда. Я и прежде писал тебе, что кончена навсегда, но я никогда не ощущал в себе того чувства, с которым теперь пишу" (29ь199).

Благотворное воздействие игры выражается в том, что Достоевский увлеченно приступает к работе над письмом. Он пишет: "Постараюсь заняться чем-нибудь; сяду писать в эти три дня два нужные письма -Каткову и Майкову!" (291; 200). Подчеркнем, Достоевскому важно не просто написать, а как можно лучше, настоятельнее: "Напишу к Каткову и буду умолять его ускорить, и я уверен, он примет в соображение. Так напишу, что примет" (29 200).

Нельзя не заметить, что Достоевский, работая над письмом, обдуманно относится к его написанию, несмотря на оговорку "пишу наскоро". В этом смысле выразителен процесс работы над письмом к редактору "Зари" В.В. Кашпиреву. Достоевский, сообщая в письме к А.Н.Майкову о составлении письма к редактору, отмечает: "... писал от руки, набело, и потом уж, перечтя письмо, увидел, что кажется уж слишком почтительно" (29 ь 64). Наряду с перечитыванием Достоевский сопоставляет свои письма (";.. сопоставил мое письмо с первым моим письмом..."), а так же использует черновик6, свидетельствующий о творческом подходе к письму. Достоевский также создает черновик в мысленной форме. Как сообщает писатель в одном из писем к Н.Н. Страхову, "...каждый день порываюсь отвечать Вам, дорогой и многоуважаемый Николай Николаевич, на Ваше приветливое и любопытнейшее письмо, и вот только что теперь исполняю желание мое. Несколько раз я уже отвечал Вам мысленно и каждый раз прибавлял что-нибудь к мысленному письму, и если бы все это записывать, то образовали бы, кажется, целый том" (29i;38); или в письме к А.Н. Майкову: "Я уже и обдумал тогда, всё, до последней строчки, что Вам написать" (29ь38).

Писатель, объясняя свое молчание во время переписки "тоскливым положением", "досадой ожидания", "бесконечными хлопотами", "погружением в работу", содержит в тайне истинную причину. На наш взгляд, длительная пауза необходима писателю для того, чтобы осмыслить ход дела, оформить мысль, как и во время литературной деятельности.

Взаимосвязь между сочинением письма и написанием романа выражается в том, что письмо для Достоевского может являться своего рода черновиком, позволяющим ему высказываться, расписаться, а затем совершить переход к литературной работе. Как только писатель понимает, что "писать, то есть сочинять, - буквально невозможно", он принимается за письмо, не дожидаясь ответа. Одно из писем к А.Н. Майкову с внесением оговорки ("8 месяцев уже не писал ничего"), Достоевский начинает следующим образом: "Напишу, не дожидаясь Вашего письма, милейший и драгоценнейший друг Аполлон Николаевич" (29]; 51).

Несмотря на отношение Достоевского к письму как черновику, позволяющему "расшевелить" авторские привычки, процесс работы над ним уподобляется творческому. Организовать работу творческой мысли помогает использованный Достоевским черновик письма. В черновом письме к М.Н. Каткову Достоевский излагает идею будущего романа "Преступления и наказания". По нашему мнению, писатель, прописывая данную идею в черновике, которая им пока "разъясняется с трудом", оформляет, закрепляет её.

Повествовательный почерк писателя

Художественный слог рассказчика Достоевского близок эпистолярной манере выражения. Определяя слог своего письма, Достоевский отмечает его лихорадочность, бессвязность. "Путаное изобилие", характерное для эпистолярного слога, раскрывает внутренний склад личности пишущего. Достоевский, принимаясь за письмо, торопится с его написанием: "Пишу наскоро. Дела у меня много"(291;268); "...голубчик, Аня, тотчас же и отвечаю тебе, ибо, после, с вечера, буду так занят, что не найду свободной минуты" (29i;277). Стараясь, как можно быстрее прописать о своих делах, он перескакивает с одной мыли на другую, создавая неопределенное письмо.

Создание эффекта "неопределенности" и "неупорядоченности" в выражении мысли является органичной повествовательной манерой рассказчика Достоевского. С этой точки зрения обратим внимание на жанр записок, к которому часто прибегает рассказчик. Жанр записок позволяет повествующему, как замечает В.А.Викторович, « "...отказаться от "порядка и системы", литературной "обработанное", Что припомнится, то и запишу. Таким образом, записки фиксировали сложное движение сознания героя, а также бессознательные, алогичные порывы"» .

При построении фразы повествователь Достоевского, последовательно излагая мысль, неожиданно обрывает ее, наполняет пропусками: "Нужно признаться, что он был неловок с женщинами, даже очень неловок, даже однажды случилось, что ... Но это потом (П;26). При стремительности высказывания рассказчик не только обрывает мысль, но и повторяет ее: "Зала была, как говорится, набита битком, не было ни одного места свободного" (П;270); "Из танцоров ловких было очень немного, но неловкие так сильно притопывали, что их можно было принять и за ловких"0/;26). Порой слова рассказчика рождаются до бесконечности, что подобно плетению клубка. Повествователь, создавая длинные перечислительные ряды, может вводить слова "наконец", "в заключение" с целью упорядочить изложенное. Однако создается впечатление, что ему затруднительно точно и лаконично закончить, и он "застрявает" в фразе: "...и, наконец, в заключение, откровенно рассказать все мотивы, побудившие его, незваного, явиться к Пселдонимову, выпить у него две бутылки шампанского и осчастливить его своим присутствием" (V;31).

При конструировании растянутой, рыхлой, запутанной фразы проявляется личная стратегия писателя. В силу внутренней склонности к ощущению дисгармоничности Достоевский, создавая фразу, не может не обратить внимание на распадение порядка. Другими словами, писатель намеренно разрушает упорядоченное изложение и переходит к размытому, неопределенному повествованию. Фраза Достоевского с совмещением противоположностей характерна для художественного языка писателя. Для того, чтобы раскрыть стилистическую манеру письма Достоевского, проявляющуюся в создании динамичного неустойчивого повествования, рассмотрим художественный язык писателя с сохранением авторской пунктуации в романе "Бедные люди".

Герои, находясь в пространстве переписки, так выстраивают свое общение, что в пределах их письма устанавливаются внутренние связи, характерные для эпистолярного слога писателя. Обратимся к слогу героев. Макар Девушкин, стремясь сказать, как можно лучше и точнее, так оформляет свою мысль: "Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая; очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный... т.е. или еще лучше сказать, кухня большая в три окна" (20). Подчеркнем, что в редакторском варианте текста слово "то есть" расписывается полностью. В данном случае герою важно быстро прописать слово "т.е." и акцентировать внимание на обороте "лучше сказать" . Девушкин, оформляя свою мысль, стремится к упорядоченному изложению с полным прописыванием мелких подробностей.

В стремлении героя сказать как можно лучше раскрывается эпистолярная манера выражения писателя. Достоевский в письмах старается писать точно, аккуратно, излагать мысли по порядку. Писатель, сообщая о своем трудном положении, пытается изменить его в пространстве письма. Достоевский, подробно описывая свое положение, стремится писать в некотором порядке, чтобы прояснить ситуацию и создать такую комбинацию событий, которая желательна для писателя. Тем не менее писатель не может не обратить внимание на распадение порядка. Точное и ясное изложение разрушается вкраплением в фразу слов с оттенком неуверенности. В одном из писем к Майкову Достоевский, описывая подробное положение и рассчитывая на успех в деле, вносит замечание: "...не может, кажется, быть такой комбинации в настоящее время" (29i;27). Достоевский, внося оттенок неуверенности, создает зыбкую границу между определенным и неопределенным, упорядоченным и хаотичным.

Психологизм восприятия пространства и времени Ф.М.Достоевским

Время и пространство для Достоевского являются выразителем "психологического самонапряжения", "внутренних ориентации «"я"»3. Состояние внутреннего напряжения, которое является неотъемлемым качеством натуры писателя, переносится им на внутреннее освоение пространства. По словам Достоевского, "мне все кажется, что подо мной колышется пол, и я в моей комнате сижу, словно в пароходной каюте" (281; 159). Восприятие физического пространства Достоевским как "пароходной каюты" передает ощущение ритма, волнения, напряжения, в котором живет писатель.

Личная склонность писателя, как можно предположить,, к переживанию внутреннего смятения, дисгармоничности проявляется в видении мира. Достоевский, находясь в состоянии крайнего напряжения, воспринимает предметный мир в его распадении. В психологическом отношении очень ярок эпизод, описанный Достоевским в одном из писем к Анне Григорьевне: "Совершенно исковерканный и измученный дорогой, едва стоя на ногах, принялся я искать в большом сундуке и что же - ничего не нашел белья. То есть в полном смысле хоть бы одну штуку. Есть две или три твои рубашки, кажется, еще дрезденской стирки, а больше нет ничего, кроме разных лоскутьев. Правда, есть еще какая-то салфетка, - и только. А белья нет никакого. Лежит же белье какое-то в шкапике, потом черное мое в большом платяном шкапу, да какие-то штуки на стульях, да в комоде во втором ящике две-три салфетки и черные простыни - одним словом, все разбросано и разметано в совершенном беспорядке (29і; 237). Ощущение дисгармоничности становится острее во время крайнего состояния ("совершенно исковерканный и измученный дорогой"). Достоевский в письмах неустанно повторяет о своём раздражённом состоянии, которое проявляется в душевной тревоге, волнении и беспокойстве. Личная склонность писателя к переживанию напряжённости отражена в характере просьб. При обращении с просьбой Достоевский настаивает на ее немедленном выполнении: "Напишите, пожалуйста, не медля, ни минуты" (29i;37); "...ответьте сейчас, иначе сил моих больше не хватит" (29ь62); "...с получением этого письма, ради бога, прочтите его по возможности немедленнее" (29t;78). Достоевский торопит события, потому что не может ждать. Как замечает писатель, "ждёшь, ждёшь - мука нестерпимая" (29i;34). Ожидание - мучительно, так как не позволяет Достоевскому совершить задуманные действия.

Обращаясь с просьбой, Достоевский рассчитывает действия, которые адресату предстоит выполнить. Занимаясь расчетом заранее, Достоевский словно ускоряет события. В одном из писем к Майкову, датированном 27 октября 1869г,, он сообщает о своих предстоящих хлопотах, связанных с получением денег с "Зари". Несмотря на то, что все это, по словам писателя, "...произойдет в январе", он уже сейчас старается все предусмотреть. Достоевский так подробно фиксирует все детали, что, воссоздавая реальное положение, проживает его в настоящий момент. Настоящий момент ценностей в психологическом мире писателя. В данном случае, воспринимая предстоящее с позиции настоящего, Достоевский ускоряет разрешение затруднительных обстоятельств. Поэтому, прибегая к просьбе, он просит "повести дело поскорее". Интересен внутренний стиль общения Достоевского. Несмотря на то, что, сообщая о просьбе заранее, уже беспокоит адресата, он здесь же замечает: "Раньше Вас беспокоить не буду ... К Вам же, раньше получения Вами денег - никто не придет за ними"(29і;74).

Достоевский, раскрывая со всей тщательностью настоящее положение дел перед адресатом, не останавливается на этом и устремляется в будущее. Психологическое ощущение будущего своеобразно у писателя. Будущее осмысливается с позиции настоящего. В одном из писем к Михаилу Достоевский, вспоминая о мучительном состоянии, которое ему пришлось пережить, сообщает: "Пишу к тебе тотчас же по приезде моем, по условию. Сказать тебе, возлюбленный друг мой, сколько неприятностей, скуки, грусти, гадости, пошлости, было вытерпено мною во время дороги и в первый день в Петербурге — свыше пера моего" (28i;110). Ощущение безысходности, которое проживается Достоевским в данный момент, переносится в будущее: "Я смутно перечувствовал всю мою будущность в эти смертельные три часа нашего въезда ... мне Петербург и будущая жизнь петербургская показались такими страшными, безлюдными, безотрадными, а необходимость такою суровою, что если б моя жизнь прекратилась в эту минуту, то я, кажется, с радостию бы умер" (28i;lll). Прекращение жизни подобно остановки времени, которое, сворачиваясь, приобретает черты духовного времени, вечности. В психологическом восприятии времени Достоевским раскрывается экзистенциальное мышление писателя. Вечность — это мгновение, абстракция настоящего, в котором нет разделение на прошлое и будущее. Это время вечной полноты и гармонии. В письмах Достоевский неоднократно выделяет слово "мгновение", подчеркивая ценность этой минуты: "Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслию, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу!" (28!; 163). Далее: "Нет желчи и злобы в душе моей, хотелось бы так любить и обнять хоть кого-нибудь из прежних в это мгновение. .. . Жизнь - дар, жизнь -счастье, каждая минута могла быть веком счастья" (28;; 164). Можно сказать, что вечность, состоящая из перетекающих мгновений, получает свое материальное воплощение и соотносится с земным раем , который оценивается Достоевским как "век счастья".

Будущее время в психологическом пространстве писателя осмысливается с позиции настоящего. Уведомляя брата о том, что настоящее положение окончательно неопределенно, Достоевский, сообщая о будущности, вновь воспроизводит неопределенность настоящего: "Вообще говоря, будущность (и весьма недалекая) может быть хороша и может быть и страх как дурна " (28]; 113).

Похожие диссертации на Письма Ф. М. Достоевского в контексте исследования личности и творчества писателя