Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика "Музыкальных новелл" С.Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект Мансков Алексей Анатольевич

Поэтика
<
Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика Поэтика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мансков Алексей Анатольевич. Поэтика "Музыкальных новелл" С.Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Мансков Алексей Анатольевич; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2007.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1956

Введение к работе

Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью поиска новых подходов к творчеству С Д Кржижановского, целесообразностью акцентирования внимания на конкретных аспектах поэтики писателя (ин-

тертекстуальность, интермедиальность) Все эю способствует воссозданию многоплановой модели художественного мира Кржижановского посредством расширения «поля» научной рецепции, выявлению внутренней логики первоначального замысла автора, имплицитных аспектов его произведений

Новизна цанной работы обусловлена предпринимаемым впервые опытом комплексного изучения малоизвестных сторон творчества Кржижановского («музыкальные новеллы»), а также рассмотрением произведений писателя в свете междисциплинарных исследований

Объект исследования - «музыкальные новеллы» Кржижановского, атакже его искусствоведческие статьи о литерагуре и театре «Философема о театре», «Комедиография Шекспира» и другие работы

Предмет исследования - формы взаимодействия литературы и музыки, литературы и театра в произведениях Кржижановского Мотивацией для подобных сопоставлений служит наличие интертекстуальных и интермедиальных связей в рассматриваемых текстах

В основу предложенной диссертационной работы положена рабочая гипотеза, которая состоит в і ом, что творчество С Д Кржижановского соответствуют типологическим особенностями русского и западноевропейского модернизма Основанием для этого служат хронологические рамки создания писателем произведений, а также специфика его текстов В новеллах и повестях Кржижановского обнаруживаются черты, характерные для данной художественной парадигмы установка на интеллектуальное начало, мифологизм, феномен игры, интертекстуальность, интермедиальность

Цель работы - изучение особенностей поэтики музыкальных новелл Кржижановского с точки зрения художественных принципов модернистской прозы В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

  1. Выявление особенностей проявления модернистских тенденций в творчестве Кржижановского

  2. Определение роли музыкальных новелл в художественной концепции писателя

  3. Изучение специфики взаимодействия культурных кодов, представленных в музыкальных новеллах Кржижановского, с точки зрения их функциональности и релевантности (музыкальный, пространственный, ономастический)

  4. Реконструкция индивидуальной мифологии автора

5 Исследование интертекстуальных связей в музыкальных новеллах
Методологическую основу диссертации составили работы представителей

отечественного и зарубежного литературоведения тартуско-мосшвской семи-

отической школы (Ю М Лотмана, Б А Успенского, Б М Гаспарова, В Н Топорова, ТВ Цивьян), теоретиков интертекстуального подхода (М М Бахтина, Ю Кристевой, Р Барта, И П Смирнова). В связи с исследованием неомифо-логизма Кржижановского нами использовались труды ученых, занимавшихся различными аспектами мифомышления XX века (К Г Юнга, М Элиаде, Д Д Фрэзера, А Ф Лосева, О М Фрейденберг, Е М Мелетинского)

Методы исследования: структурно-семиотический с элементами культурологического, интертекстуального, интермедиального, мифопоэтического подходов и историко-типологический Необходимость обращения к междисциплинарным методам объясняется разносторонним характером личности Кржижановского (писатель, музыкант, литературовед, теоретик театра), а также многоплановостью и неоднозначностью его художественного мира

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется выявлением малоизученных аспектов в теории интертекстуальности (музыка, театр - как формы интертекстуальности в тексте) Предлагаемая концепция выражает уникальность художественного мира Кржижановского, и дает возможность рассмотрения его творчества в контексте культуры XX столетия

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов диссертации в учебном процессе, при подготовке основных и специальных курсов по истории русской литературы XX века, а также в работе спецсеминаров

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В художественном мире Кржижановского одной из основных категорий, формирующих художественное пространство новелл писателя, является музыка Она обусловливает характер взаимодействия культурных кодов, представленных в исследуемых текстах

  2. Для музыкальных новелл Кржижановского характерно своеобразное функционирование определенных культурных кодов музыкального, пространственного, ономастического Они обладают функциональностью и релевантностью Совокупность этих кодов определяет развитие сюжета в том или ином произведении

  3. Для сознания исследуемого автора свойственно неомифологическое видение В его произведениях обнаруживаются многочисленные отсылки к различным мифологиям На основании традиционных мифологических сюжетов и мотивов он создает собственную индивидуальную мифологию, которая является выражением авторского миропонимания

  4. Характерной особенностью новелл Кржижановского является активизация интертекстуальных связей (цитаты, аллюзии, литературные реминисцен-

ции) Они отсылают читателя как к текстам предшествующей культуры, так и к реалиям современной писателю действительности Существенными являются мифологические, философские и литературные аллюзии

  1. В художественном мире Кржижановского наряду с музыкой важное место отводится театру Обращение автора к данной сфере объясняется особенностями его биографии Театр представлен в произведениях писателя в двух планах как тема и как художественный принцип

  2. Основными претекстами, определившими специфику новелл и повестей писателя, являются драматические произведения В Шекспира и А С Пушкина Обращение Кржижановского к их творчеству говорит о значимости культурного диалога писателя с его литературными предшественниками

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в виде докладов на конференциях молодых ученых Алтайского государственного университета (2005,2006, 2007), на международной конференции «Культура и текст» (Барнаул 2005), на научных и научно-практических конференциях филологического факультета Барнаульского государственного педагогического университета (2004, 2005, 2006), на конференциях молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (2006, 2007) Диссертация обсуждалась на кафедре русской и зарубежной литературы Алтайского государственного университета По теме исследования было опубликовано 9 статей общим объемом 3,5 п л

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка, включающего 280 наименований Общий объем диссертации - 202 страницы

Похожие диссертации на Поэтика "Музыкальных новелл" С.Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект