Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Нестеренко Александр Андреевич

Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть)
<
Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нестеренко Александр Андреевич. Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть) : ил РГБ ОД 71:89-10/125

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

1. Обоснование темы. Методология проблемы. Структура исследования 2

2. Цели и задачи исследования II

Примечания II

ГЛАВА I

ПОВЕСТВОВАНИЕ И АВТОРСКОЕ НАЧАЛО КАК ПГОБЙЕМА ЭПИЧЕСКОЙ

ПРОЗЫ. (Теория вопроса в свете художественного опыта Л.Н.Толстого)

1. Диалектика связи повествования и авторского начала. 14

2. Повествования и характерология 29

3. Повествование и фабула (сюжет) Повествование и жанр .32

4. Повествование и стиль 46

5. Состав и структура повествования 52

6. Повествовательные формы. О типах повествователя 55 Примечания 58

ГЛАВА II ЧЕЖЗ ДИАЛЕКТИКУ И "СУБЯКТИВН0Г0" К ПРОСТОТЕ ОТКШТЬК ИСТИН: ОТ РАННИХ РАССКАЗОВ - К "НАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУНС". (Очерково-рассказовая структура повествования Л.Н.Толстого).

1. "Постепенное расширение круга жизни" .

2. Метаморфоза жанра и выработка новой поэтики.

60-70-е годы 133

3. Учительный голос: большая емкость малой формы. 80-90-е годы 140

4. Возвращение к истокам (поздняя форма)

Примечания 163

ГЛАВА III ОБНОВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ . (Структура толстовского повествования в жанре

Примечания 280

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 286

ПРИЛОЖЕНИЕ. СХЕМА № I 302

ПРИЛОЖЕНИЕ. СХЕМА 2 305

ПРИЛОЖЕНИЕ. СХЕМА JP 3 307

ПРИЛОЖЕНИЕ. СХЕМА $ 4 313 

Введение к работе

В ряду актуальных проблем теоретической и исторической поэтики у нас в стране и за рубежом за последние три-четыре десятилетия рельефно выделилась проблема авторского начала в произведении, представляющего собой сложную, исторически функционирующую систему выражения и отображения авторского сознания в творчестве писателя. Широко известны исследования В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, Б.О.Кормана и многих других филологов, посвященных так называемой "проблеме автора".

В ряде работ 30-70 годов В.В.Виноградов теоретически обосновал так называемую категорию "образа автора", понимаемую им как прежде всего категорию лингвостилистическую. "Наиболее сложным и трудным процессом... являются стилистические изменения, связанные с выработкой новых приемов и форм словесно-художественного

воспроизведения характеров, образов, персонажей и особенно т "образа автора"4". Он признавал также необходимость, "наряду с понятием стиля как исторической категории, в том же историческом плане рассматривать также соотносительные с ним понятия автора и структуры литературного произведения" .

В.В.Виноградов все виды речи литературного произведения -прозаической, драматической и стиховой и все литературные жанры рассматривает в конечном счете в связи с категорией автора .

Шире и объемнее рассматривает проблему автора М.М.Бахтин, а именно: в связи с "полифоническим" строем романа как эпического жанра, в системе "монологических", "диалогических" и "полифонических" речевых структур в художественном произведении. Признавая наиболее совершенной в идейно-художественном отношении форму "полифонического" романа Сна примере творчества Достоевского), М.М.Бахтин утверждал, в частности, что авторское начало активно управляет формою произведения, все элементы которой выражают единонаправленное авторское отношение .

Б.С.Корман известен своими исследованиями проблемы автора в лирике Н.А.Некрасова (Воронеж, 1964 г.), теоретическими статьями в этой области, а также как редактор целого ряда тематических научных сборников. Для нас наиболее ценным в его работах является попытка наметить линию связи авторского начала в эпи-ческом произведении и повествовательного строя в нем . Менее удачна, на наш взгляд, его классификация "точек зрения" в тексте художественного произведения, о чем более подробно будет сказано в Главе I.

Тему развития образа автора и рассказчика в мировой литературе именуют настоящим открытием в области поэтики.

"Образ автора" и "образ рассказчика" (или "образ повествователя") - едва ли не самые обиходные термины многочисленных статей и монографий, посвященных авторскому началу в различных произведениях различных писателей. Структурная связь "автор" - "рассказчик" С"повествователь") объемлет собою всю систему художественного произведения, затрагивая по необходимости все ее компоненты - начиная с его идейного пафоса и кончая номинативной и экспрессивно-оценочной лексикой речи автора, повествователя и героев.

Историк и теоретик литературы, критик и эстетик, устанавливая объективно-историческую ценность художественного творения, наряду с вдейной наполненностью, со степенью соответствия реальности, наряду с местом в художественной традиции и характером внутренней организации, наряду с уровнем художественного мастерства, - стараются выявить степень и способы выражения личности автора (так сказать, его самоосуществленность в художественном тексте).

Проблема автора должна рассматриваться, таким образом, одновременно с проблемой достоверного объективного изображения. Для современного литературоведения это аксиома. Иными словами: когда мы говорим об авторском начале в художественной литературе, мы говорим об определенных взаимосвязях между объектом и субъектом изображения.

Автор как эстетический объект соотносится с образом "Яи, т.е. с субъектом изображения. Образ ИЯ" - это самосознание личности, ,6 ее представление о себе и одновременно отношение к себе . При этом "Я" аккумулирует в себе и опыт среды (образы героев и природы). В повествовательно-прозаической разновидности произведений эпического рода автор является интерпретатором повествуемого, осуществляет которое, как правило, посредник автора - рассказчик или повествователь. Таким образом, самосознание автора и сознание повествователя соотносятся между собой как субъект выражения и его личностная проекция на объект отображения действительности. Вот почему авторское начало активно по отношению к форме произведения, содержательность которой обеспечивается авторским сознанием в сочетании с чужим опытом, включением чужого сознания в авторское - с помощью прежде всего повествовательного ряда.

Поэтому категории повествования и авторского начала, так тесно функционально и структурно спаянные, являют собой двуединую проблему при изучении произведения как художественного цело - 5 го. Далее это двуединство становится неизбежным и необходимым составным и в жанрово-родовом делении литературы, и в стилевых штудиях, и в характерологии. Проблема "повествование плюс авторское начало" властно заявляет о себе как в теории художественных методов, так и в истории литературных направлений и течений, и прежде всего - в творчестве отдельных писателей. Например, вопрос о концепции человека, присущий тому или иному литературному направлению и художественному методу, невозможно более или менее обстоятельно и даже верно осветить без помощи ориентиров "человек" и "общественно-историческая среда" Са именно они определяют конкретное содержание метода в данную эпоху). Типологию же человеческих отношений в условиях среды невозможно дать как эстетически значимое изображение без учета специфики характерных для данного писателя (на данном отрезке его творчества и на данном этапе развития национальной прозы) повествовательных структур, которые не определимы без учета системы авторского начала в конкретном произведении или в общей манере писателя. Только система авторского начала, "запрограммированная" в определенных повествовательных структурах, поможет нам дать ценностные характеристики человека в общественном процессе.

Ни в указанных нами работах крупных филологов, ни в многочисленных статьях, посвященных тому кругу вопросов поэтики прозы, который мы очертили, не ставилась проблема структурно-функциональной связи категорий повествования и авторского начала. В постановке этой методологической проблемы и конкретно-практическом использовании ее теоретической разработки в изучении поэтики художественной прозы Л.Н.Толстого и состоит принципиальная новизна данного диссертационного исследования. Глава I представляет

- 6 собой теоретическую постановку вопроса, в которой впервые в нашем литературоведении категории повествования и авторского начала всесторонне исследована как единоцелостная методологическая проблема эпической прозы. Суть проблемы заключается во взаимоположенности этих категорий и в определяющей роли при этом авторского начала как организующей субстанции замысла автора, проникнутого единым авторским сознанием с целью определенного воздействия на читателя.

Новизна решения этой методологической задачи заключается и в монографической всесторонности (системности) освещения взаи-мосвязей повествования и авторского начала (см. оглавление) и в увязывании каждого в отдельности компонента системы с художественным опытом Л.Н.Толстого. Затем, в движении от общего к частному, теоретические положения находят свое подтверждение в конкретном анализе рассказов и повестей писателя.

Художественная проза Л.Н.Толстого своеобразна не только своей высокой нравственной метой. Она, как и проза Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Чехова, Горького, совершенствовалась в постоянных условиях приблизить "изображение к изображаемому". Весь строй ее художественной речи освещен и согрет авторской активностью в постижении читательских, народных интересов, повествовательной сопредельностью с высоким предметом изображения - человеком и его исторической судьбой.

60 лет творческого пути Льва Николаевича Толстого являют нам последовательного художника-реалиста. Но путь этот сложен и заключает в себе непрямую линию эволюционного развития.

Неверно все художественное своеобразие прозы Толстого выводить из представления о двухэтапности его творчества - до и после "перелома" в мировосприятии конца 70-х - начала 80-х годов. Такое выпрямление упрощает и искажает трудный путь поисков крупнейшего прозаика XIX века. Трудно вычертить кривую от "диалектики души" в трилогии - через эпическую характерологию "Казаков" и "Войны и мира" - к драматическому повествованию в "Анне Карениной" и, тем более, к упрощенному слогу легенд и притч.

В нашей эволюционной линии есть и движение, и иерархия явлений, и своя шкала эстетических и этических ценностей.

Но ведь все это многообразие художественных миров в разные десятилетия XIX века создано одним человеком, одним творцом -Толстым! Осознать "механизм" этого явления можно, очевидно, лишь путем подключения двух уровней осмысления -генезиса и типа, в понимании отношений между которыми мы

7 опираемся на точку зрения В.И.Кулешова .

Из всех возможных критериев развития толстовской прозы (утверждение нравственного идеала, текучесть и диалектическая изменчивость человеческого характера, стилистические особенности и т.п.) в нашем исследовании избирается повествова-н и е, т.е. речь автора или персонифицированного рассказчика (повествователя), иначе говоря, весь текст эпического произведения, кроме прямой речи персонажей (последняя, однако, включена в систему повествования как своеобразная цитата).

На каких-то этапах развития толстовской прозы повествование достигает определенной меры, т.е. просматривается его тип, который затем осознается в ряду себе подобных.

В хронологической протяженности типологию толстовского повествования необходимо изначально как-то отграничить, чтобы явление не растекалось, не расплывалось. Такой изначальной типологической данностью повествования мы избрали жанр.

Темой данного диссертационного исследования является анализ, научное описание и обобщение повествовательной системы художественной прозы Л.Н.Толстого в ее типолог о-г е-нетическом аспекте на фоне русского литературного процесса XIX века. 

Как известно, проза входит своими родовыми признаками, и прежде всего своей повествовательностью, в границы эпоса как литературного рода. И поэтому определить исторические закономерности развития прозы, ее функциональное бытие в социально-идейном и эстетическом планах, эволюцию прозаических стилей данного метода или применительно к творческой индивидуальности - можно, изучая прежде всего повеет-вовательные структуры романов, повестей, рассказов и т.д.

Первая глава носит методологический характер: в ней ставится проблема соотношения повествования и авторского начала в художественной прозе вообще и в прозе Толстого в частности. Две другие главы источником исследования включают соответственно все прозаическое (художественное) наследие Толстого по двум жанрам эпического рода - рассказу и повести. Заключение подводит итоги исследования и указывает на выход повествовательного строя малых жанров прозы Толстого в повествовательную стихию его романов.

Малые жанры толстовской прозы избраны как источник данного исследования по ряду причин.

Во-первых, рассказ и повесть Толстого как самостоятельные жанры его прозы изучены гораздо слабее, чем толстовские романы.

Повествовательные же структуры его "малой" прозы в системном представлении не изучены вовсе. А между тем пристальное рассмотрение эволюции творчества Толстого показывает, что романы его появились, как правило, после определенного цикла (определенного количества) рассказов и повестей. Это, естественно, наводит историка литературы на мысль о своеобразном переходе количества в качество в процессе творчества писателя. Поэтому нам кажется справедливой следующая мысль известного исследователя творчества Л.Н.Толстого: "Рассказы и повести как бы прокладывали дорогу для эпоса, опережали его романы, знакомя читателей с поэтическим миром Толстого и его оригинальньми художественными законами. В произведениях малой формы отчетливо выявлены излюбленные идеи Толстого. В этом отношении они органически связаны с его романами. Вокруг "Войны и мира", "Анны Карениной" и "Воскресения" возникает целое созвездие повестей и рассказов, произведений малой формы" .

Во-вторых, объем материала, заключенного в рассказах и повестях Толстого, вполне достаточен для того, чтобы составить представление о любой стороне поэтики его прозы.

В-третьих, объемные рамки диссертационного исследования не в состоянии вместить полностью результаты наблюдений над материа лом художественной прозы Толстого, включая его романы. Последние достойны специального подобного же исследования и, может быть, не одного.

В каждой из двух жанрово-композиционных структур выявляется по преимуществу одна доминантная стилевая повествовательная форма из ныне известных литературоведению - это форма с различными типами связи "автор - повествователь - читатель". В зависимости от специфики жанров рассказа и повести, а также с учетом эволю - 10 -ции каждого из них этот основной тип повествовательной структуры исследуется нами в сочетаемости с различными формами диалога с различными пространственно-временными трансформациями изображаемых событий и характеров в них, наконец, с различной оценочной окрашенностью (повествование от I лица - и vf#-rA 2.tf# IUHQ , повествование от 3 лица -#с ґ - /9 ъьй и/&#f , несобственно-прямая речь, другие модуляции).

Таким образом, работа исследует одновременно генезис и типологию толстовского повествования в процессе развития русской прозы XIX века. При этом дается не линейная, плоскостная, а объемная картина повествовательного искусства Толстого, складывающаяся как бы из трех измерений:

жанрового (жанр - всеобщая и в то же время конкретная категория литературы: в нем отражаются черты метода и направления, в жанрах же непосредственно выражена творческая индивидуальность писателя) , обоснованию жанрового принципа ти-пологизации толстовского повествования посвящен специальный раздел Главы 2;

хронологического (что дает возможность увидеть жанровую динамику его эпической прозы);

и, наконец, стилевого (которое позволяет оценить повествование и прямо из особенностей содержания, и опосредованно - через художественную структуру произведения).

Методологическая разработка проблемы повествования за последние годы дала определенные количественные результаты. Но при этом бросается в глаза раз д елейность историко-генетического и типологического аспектов 9. Новизна предлагаемой методологии состоит, в частности, и в соединении этих двух подходов. 

Похожие диссертации на Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть)