Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма Шетракова Александра Николаевна

Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма
<
Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шетракова Александра Николаевна. Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Шетракова Александра Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.].- Москва, 2008.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/561

Введение к работе

з

С. Клычков и другие «новокрестьянские» поэты вошли в литературу как писатели от народа, гордившиеся своим происхождением и пытавшиеся воплотить в своем творчестве всю глубину и многогранность крестьянского Космоса. Понятие «космос» употребляется в нескольких значениях. В широком смысле оно означает «мир», или «мироздание». Во втором значении космос обозначает категорию античной философии, обладающую «астрономическим, эстетическим, этическим, социально-политическим и философским значением» . В работе данное понятие используется в обоих значениях, но акцент делается в первую очередь на втором определении в его противопоставлении хаосу.

Космизм Клычкова уходит корнями в основы русского крестьянского менталитета, в мифологию славянских народов, которым была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человека. В XX веке космическое мироощущение было свойственно многим авторам из разных стран. Особенно ярко оно выражалось у писателей, которых в дальнейшем станут причислять к «магическому реализму». Термин «магический реализм» принадлежит Францу Роо, который выдвинул его в книге «Постэкспрессионизм. Магический реализм» (1925) для характеристики постэкспрессионистской живописи. Термин получил известность главным образом в связи с успехом латиноамериканского романа 1960-1970-х годов (М. Астуриас, Г. Гарсиа Маркес, А. Карпентьер). В России в рамках «магического реализма» рассматривают произведения новокрестьянских поэтов и прозаиков, Евг. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова, А. Грина, М. Пришвина, Б. Пастернака и др. Произведения этих авторов, обладая всеми

  1. Лосев А. Космос // Философская энциклопедия. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1964. Т 3. С. 76.

  2. Космизм - это «специфическое мировосприятие, мироощущение, заключающееся в осознании органического единства всего во всем, и целесообразная общественно-политическая деятельность, осуществляемая в общепланетарных масштабах или же выходящая за ограниченные земные рамки в мировое пространство. Иными словами, это новое качество научного мировосприятия и практического отношения человека к миру» (История русской философии: Учеб. для вузов. - М.: Республика, 2001. С. 378).

4 чертами реализма, одновременно включают в себя волшебные эпизоды, полные сакрального, мистического или метафизического смысла.

Истоки русского неомифологизма «магического» типа, проявившиеся в творчестве Н. Клюева, С. Клычкова, С. Есенина, как отмечает Е. Скороспелова, восходят к стремлениям символистов обрести «нравственную связь с родиной» (А. Белый), таким образом формируются условия для «пробуждения национальной идеи» . Хотя крестьянская литература существовала и до «новокрестьянских» поэтов (например, А. Кольцов, С. Дрожжин, И. Суриков), именно Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин вошли в литературу как писатели от народа, гордившиеся своим происхождением и пытающиеся воплотить в своем творчестве всю глубину и многогранность крестьянского Космоса.

Начиная с работ Н.М. Солнцевой романы Клычкова рассматриваются также в русле «магического реализма», в котором смешиваются сон и явь, равноправно сосуществуют реальные и фантастические персонажи, повествование переходит из бытового в философский план, что позволяет заявить о существования крестьянского Космоса с присущими ему законами.

Стремление С. Клычкова в своих произведениях через изображение жизни простых людей выйти к философской проблематике и таким образом создать миф о крестьянском Космосе в определенном смысле продолжили писатели-«деревенщики», в частности, В. Распутин. «Все, что было накоплено «сказовым» опытом классической литературы и литературы 1920-х годов, как будто изменилось в масштабе, и современная проза стремится воссоздать не столько ракурс героя, сколько ракурс стоящего за ним корневого целого - народа, - пишет о «деревенской прозе» Г.А. Белая. - То, что в 1920-е годы казалось исключительной принадлежностью лишь

  1. Городецкий С. Ближайшая задача русской литературы // Золотое руно. 1909. № 4. С. 75. Цит. по книге Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). - М.: ТЕИС, 2003. С. 64.

  2. Впервые романы С. Клычкова были отнесены к «магическому реализму» в книге Е. Скороспеловой «Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»)». - М.: ТЕИС, 2003. С. 67- 74; в работе К. Кислицына проза С. Клычкова в целом рассматривается как явление русского магического реализма (Кислицын К.Н. Проза С.А. Клычкова: поэтика магического реализма. Дисс. ... канд. филол. наук. МГУ, 2005).

5 некоторых великих писателей - одновременная прикрепленность стиля к голосу рассказчика, голосу героя и голосу народа, - оказалось сегодня почти повсеместной нормой "деревенской прозы"» .

Как справедливо пишет Е. Скороспелова, «к концу 1920-х годов русский "магический реализм" был уничтожен ортодоксальной критикой. О богатстве возможностей русского "магического реализма" говорит крестьянская поэзия и проза Сергея Клычкова. В 1970-е годы эта тенденция в известной степени возродилась в творчестве писателей-"деревенщиков"» . В связи с этой традицией в данной диссертации анализируются такие проблемы, как природа, изображение крестьянского быта и Космоса, мифопоэтический пласт народной культуры и ее соотношение с городской культурой и цивилизацией, ценностная система уходящего мира деревни и т. д.

Предметом нашего диссертационного исследования является миф о крестьянском Космосе в художественной прозе С. Клычкова и В. Распутина и связи их творчества с философией русского космизма; объектом для изучения - романы С. Клычкова и повести и рассказы В. Распутина.

Материалом диссертационного исследования стала художественная проза и публицистика С. Клычкова и В. Распутина. Нами подробно проанализированы романы С. Клычкова «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1927) и повести В.Распутина «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) и некоторые его рассказы, статьи, интервью. В работе рассмотрены также восточнославянские народные верования, мифы, сказания, русские утопические легенды, сказки и их творческое преломление в прозе Клычкова и Распутина.

  1. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс, преодоления «нейтрального» стиля // Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М.: Наука, 1978. С. 477.

  2. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). -М.: ТЕИС, 2003. С. 73.

Наш выбор обусловлен следующими причинами. В литературе о деревне произведения этих авторов занимают различное место, так как С. Клычков и В. Распутин принадлежат разным литературным эпохам («новокрестьянской литературе» и «деревенской прозе»). Они родились в разных уголках России (один - в деревне Дубровки Тверской губернии, другой в поселке Усть-Уда Иркутской области), по-разному сложились их жизненные пути. Однако оба эти писателя создали в своих произведениях целостный образ русского Космоса, что и позволяет объединить их в одной работе, в которой творчество Клычкова и Распутина рассматривается сквозь призму сравнительного литературоведения в следующих аспектах: генетическом и типологическом, и сквозь призму мифопоэтики. При этом анализируются такие уровни прозаических произведений Клычкова и Распутина: тематический, проблемный (метафизические вопросы жизни и смерти, нравственные вопросы памяти и долга, социальные вопросы), идейный, сюжетный (в том числе художественное время и пространство), образный (герои, в том числе и фантастические; природа, предметная и поэтическая образность).

Ориентация «деревенской прозы» на традицию «новокрестьянских»
поэтов и писателей,
представленных в первую очередь С. Есениным,
Н. Клюевым и С. Клычковым, отмечается во многих исследованиях . О
сходстве «новокрестьянской литературы» с произведениями «деревенщиков»
и непосредственном влиянии прозы С. Клычкова на творчество В.
Распутина
пишет Н.М. Солнцева: «Творческая деятельность

7 См.: Солнцева Н.М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Николай Клюев, Сергей Есенин и др. // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 2. ИМЛИ РАН. М.: «Наследие», 2001. С. 716; Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»). - М.: ТЕИС, 2003. С. 73.; НикеМ. Образ мирового древа и его превращения в русской литературе XX века // In memoriam: Эдуард Брониславович Мекш.— Daugavpils Universitates Akademiskais Apgads "saule", 2007. С. 105; Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В 2 т. -М.: Академия, 2003.Кн. 2. С. 49, С. 64; Белая Г.А. Философско-эстетическая проблематика современной прозы // Советская литература и мировой литературный процесс Гуманистический пафос советской литературы. - М.: Наука, 1982. С. 40.; Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века: В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев: Дисс... д. филол. наук. - РАН ИР Л, - СПб., 2005. С. 120.

7 «новокрестьянских» писателей, завершившаяся в пору репрессий 1930-х годов, составила маргинальную эзотерическую тенденцию в литературе советского периода. Запрет на издания их произведений в последующие годы явился актом политического и гражданского возмездия. Исключением оказалась лишь поэзия Есенина. После долгого забвения в начале 1990-х годов творчество новокрестьянских писателей было возвращено в научный оборот. Их метафизический опыт и стилевые открытия еще не восприняты современной художественной литературой. Однако темы трагической крестьянской судьбы, деревенского мира в той или иной мере повторились в творчестве прозаиков и поэтов, которых критика относила к так называемым «деревенщикам». Справедливости ради следует заметить, что в большей мере это относится к творчеству новокрестьян 1920-х годов; прежде всего явный след прозы Клычкова усматривается в творчестве В. Распутина. Очевидны и

аналогии сюжетного характера, образного ряда» . Однако идейно-тематические и художественные пересечения в произведениях выбранных авторов в литературоведении только обозначены, но не становились предметом особого изучения.

Подход, основанный на установлении генетических и сравнительно-типологических схождений между произведениями писателей, относящихся к разным поколениям, но близких по духу творчества, имеет право на существование, поскольку помогает увидеть общность традиций писателей, хорошо знающих народное сознание и пытающихся ответить на одни и те же вечные вопросы бытия, обращенные к каждому человеку, независимо от его национальности, веры и политических убеждений.

Подобный метод помогает не замыкаться на изучении биографической личности авторов. Подход, согласно которому анализ произведений ведется в непосредственной связи с личностью автора и его биографией, часто

8 Солнцева Н.М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Николай Клюев, Сергей Есенин и др. // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 2. ИМЛИ РАН. - М.: «Наследие», 2001. С. 716.

8 встречается при изучении «новокрестьянских» писателей и писателей-«деревенщиков». Он стал основой для появления многочисленных «биографий», «воспоминаний», которые в последнее время издаются во многих издательствах. Особенно притягательна в этой связи тема трагической смерти, убийства или самоубийства, которые имели место практически у всех «новокрестьянских» поэтов и писателей.

Творчество «деревенщика» В. Распутина в 1980-е гг. также рассматривали в непосредственной связи с его биографией и публицистикой В. Курбатов и С. Семенова . Несмотря на определенную продуктивность данного методологического подхода многие современные исследователи отмечают, что он в настоящий период изучения творчества "деревенщиков" практически исчерпал себя. К тому же сходство биографических данных писателей-"деревенщиков" лишь до некоторой степени объясняет исходные параметры в возникновении данной литературной общности: специфическая и многоликая природа рассматриваемого феномена имеет гораздо более глубокие корни и воплощается, в частности и в особенности, в индивидуальной образно-художественной переработке исходного биографического материала. «С социально-исторической точки зрения, образ автора, сложившийся в творчестве "деревенщиков" в целом, несет в себе приметы крестьянского мироощущения... <...> внутреннее единство деревенской прозы обусловлено типологически единым образом автора - т.е. вненаходимым по отношению к биографической личности (хотя и связанным с нею), автономным художественным образом» , - пишет А.Ю. Большакова, добавляя при этом: «в наиболее каноническом виде тип всеведущего "автора" проявляется, продолжая солженицынские традиции, в творчестве В. Астафьева (в основном, от первого лица) и В. Распутина (где доминирует повествование от третьего лица) - с их тяготением к философскому

9 Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. - М.: Сов. писатель, 1992; Семенова С.Г. Валентин
Распутин. - М.: Сов. Россия, 1987.

10 Большакова А.Ю. Русская деревенская проза. Код прочтения. Шумен: Аксиос, 2002. С. 102.

9 осмыслению действительности, художественному решению "вечных вопросов" бытия через обращение к общечеловеческому началу в человеке, осмысление частного фактора как выражение всеобщих жизненных законов» .

Актуальность данной диссертации обусловлена тем, что для современной культуры, озабоченной поисками духовных и нравственных точек опоры, произведения С. Клычкова и В. Распутина с полным правом могут быть одними из них.

Главной темой прозы С. Клычкова становится поиск утраченной духовной и социальной гармонии в человеке. Пытаясь найти причину разрушения патриархального мира деревни XX века, Клычков обращается к истории России конца XIX века. В статье «О зайце, зажигающем спички» он писал о своем замысле отобразить «жизнь русской деревни, начиная с крепостного права и заканчивая последними годами революции включительно» . Девятикнижие, которое должно было состоять из трех трилогий, Клычков планировал назвать «Живот и смерть». Каждый роман включал бы в себя девять глав, а сюжеты и образы героев переходили бы из романа в роман.

Закончить начатый замысел С. Клычкову не дал приговор «десять лет без права переписки». Его арестовали в ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г., и в октябре того же года он был расстрелян. Поэтому многие десятилетия его стихи, проза и публицистика, печатавшиеся в 1910—1920-х годах, не переиздавались и не рассматривались в едином процессе развития отечественной литературы XX века. Но идеи выдающихся писателей не умирают бесследно. В.В. Кожинов в своем труде «Пути русского исторического самосознания», анализируя идеи В.И. Вернадского, приходит к выводу, что русская культура не раз как бы умирала и лишь гораздо

  1. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза. Код прочтения. Шумен: Аксиос, 2002. С. 103.

  2. Клычков С.А. Собр. соч.: В 2 т. - М.: Эллис Лак, 2000. Т. 2. С. 505. Далее ссылки на этот двухтомник произведений С.Клычкова будут даваться в тексте в квадратных скобках с указанием тома и страницы.

10 позднее воскресала заново. Ученый отмечает, что за последние годы происходит воскрешение культурных ценностей, как бы исчезнувших за время советского правления .

Спустя практически полвека после появления замысла С. Клычкова о написании художественной истории «жизни и смерти» России и русского народа появились писатели-«деревенщики», которые подхватили художественные идеи «новокрестьянских» писателей и сумели выразить их в своих произведениях, ориентируясь на русскую реалистическую литературу XIX века и творчество «новокрестьянских» писателей, но уже с позиций своего времени. Иными стали стиль и язык «деревенщиков».

В связи с этим кажется целесообразным и интересным сопоставить их прозу в плане преломления в ней мифа о крестьянском Космосе и ее связей с философией русского космизма. Это поможет выявить некоторые особенности содержания (темы, проблемы и идеи) и образы героев, специфику сюжета (в том числе художественного времени и пространства), предметных и мифопоэтических образов и прийти к новым научным результатам.

Цель исследования - анализ мифологизма прозы С. Клычкова и В. Распутина, выявление в их произведениях отражения архаических представлений о жизни, мифологических сюжетов (в том числе художественного времени и пространства), образов героев, мотивов и художественных приемов, а также рецепции идей философии русского космизма.

Данная цель обусловливает и основные задачи диссертации:

1. Исследовать художественную семантику произведений Клычкова и Распутина и особенности творческой обработки в них мифологических и фольклорных мотивов, сюжетов (в том числе хронотопа), композиционных

13 См.: Кожинов В.В. Пути русского исторического самосознания // История Руси и русского слова. - М.: Эксмо-пресс, 2001.

11 форм и образности, раскрыть генетические и сравнительно-типологические схождения прозы Распутина с романной трилогией Клычкова;

  1. рассмотреть мифологические и фольклорные структуры (образы, сюжеты, мотивы) в прозе Клычкова и Распутина;

  2. проследить многообразные идейные связи прозы С. Клычкова и В.Распутина с философией русского космизма;

  3. проанализировать онтологические (человек и мир), экзистенциальные, нравственно-философские проблемы прозы С. Клычкова и В. Распутина в контексте философии русского космизма;

  4. проанализировать экзистенциальные сюжетные мотивы и пространственно-временную составляющую сюжетов прозы С. Клычкова и В. Распутина;

  5. проанализировать архаические и национальные особенности менталитета героев прозы С. Клычкова и В. Распутина;

  6. выявить художественное воплощение крестьянского Космоса в поэтике произведений двух писателей в центральных для крестьянского менталитета образах («космос», «небо», «земля», «вода», «дерево», «дом», «изба»).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В произведениях С. Клычкова и В. Распутина художественно запечатлен целостный образ крестьянского Космоса со своими обычаями, традициями, особым пониманием жизни, смерти, пространства, времени.

  2. Художественный мифологизм «новокрестьянской литературы» и «деревенской прозы», представленных произведениями С. Клычкова и В. Распутина, генетически связан с фольклорно-мифологическими традициями и типологически с идеями русских космистов.

  3. Проза В. Распутина имеет генетические и типологические схождения с романной трилогией С. Клычкова на художественных уровнях тематики, проблематики, идей, характеров героев, сюжета, образности.

4. «Деревенская проза» обладает преемственностью по отношению к «новокрестьянской» прозе в области художественного выражения национального идеала, национальной ментальности, форм крестьянского Космоса.

Новизна работы заключается в следующем:

  1. произведения С. Клычкова и В. Распутина рассмотрены как различные варианты воплощения художественного мифологизма, образующие внутренне близкий литературный феномен;

  2. впервые генезис «деревенской прозы» возводится к творчеству «новокрестьянских» прозаиков 1920-х гг. и анализируется образ крестьянского Космоса, отраженный в прозе двух разных авторов, С. Клычкова и В. Распутина;

3. мировоззрение «новокрестьянских» поэтов и писателей-
«деревенщиков» соотносимо с идеями русского космизма, суть которых
заключается в утверждении неразрывной связи судьбы человека с освоением
Космоса. Русский космизм отказывается от идей антропоцентризма,
рассматривая «человека в качестве элемента природы».

Методологическую основу работы составляет комплексный подход к изучению некоторых феноменов литературного процесса, ориентированный на сочетание различных методов литературоведческого анализа - генетического, сравнительно-типологического и историко-культурного, а также структурно-семиотического и мифологического. Базовыми являются историко-генетический и сравнительно-типологический методы, с помощью которых определяется проблематика произведений, выявляется их место в литературном процессе, выстраивается типология героев (Д.С. Лихачев, Б.М. Эйхенбаум, Ю.В. Манн). Использование историко-культурного метода позволяет рассмотреть произведение в различных культурных контекстах (А.Я. Гуревич, A.M. Панченко). Структурно-семиотический метод привлекается при изучении пространственно-временных характеристик художественного мира (Ю.М. Лотман,

13
В.Н. Топоров). Представление о художественном мифологизме базируется
в работе на идеях С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, Д.Е. Максимова.
Используются также результаты обобщений отдельных литературоведов. В
исследовании мифопоэтического аспекта романов С. Клычкова особенно
значимыми являются идеи Н.М. Солнцевой и К.Н. Кислицына, а при анализе
«деревенской прозы» - основные положения и выводы работ

А.Ю. Большаковой и М.М. Голубкова.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате анализа обширного литературного материала выделяются различные формы воплощения художественного мифологизма.

Практическое значение исследования связано с возможностью использовать его результаты в вузовском образовательном процессе: в лекционных курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах (посвященных методике анализа прозаического текста), при подготовке студентами курсовых и дипломных работ. Некоторые положения диссертации будут полезны в школьном преподавании русской литературы по углубленной программе (в гимназиях, лицеях, гуманитарных классах общеобразовательных школ). Положения и выводы работы могут быть использованы также в работе специалистов, занимающихся научными исследованиями «новокрестьянской» прозы и «деревенской прозы», творчества Клычкова, Распутина, составителей собраний сочинений и других изданий произведений данных авторов.

Апробация работы. Положения, представленные в диссертационном исследовании, были сообщены на научной конференции в Елецком государственном Университете им. И.А. Бунина в 2006 г., на Международной научной конференции в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге в 2006 г., на VIII Поспеловских чтениях в декабре 2007 года в МГУ. Основные идеи диссертации изложены в 5 публикациях автора.

Похожие диссертации на Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма