Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Доброва Галина Радмировна

Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века
<
Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Доброва Галина Радмировна. Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века : ил РГБ ОД 61:85-10/989

Содержание к диссертации

с.
Введение 4

Глава I. История вопроса и границы жанра 10

I. Актуальность изучения пародии в настоящее время; основные труды исследователей пародии 10 2. Границы жанра пародии (пародия и каламбур, пародия и эпиграмма, пародия и произведение, включающее в себя фрагменты пародии, пародия и подражание, пародия и стилизация,

пародия и бурлеск) 28

Глава П. Виды"русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX в. и способы достилсения комического эффекта

в них 88

I. Виды русской стихотворной пародии, участвовавшие в общественно-литературной борьбе

ХУШ - начала XIX в 88

2. Способы достижения комического эффекта
в русских стихотворных пародиях ХУШ - нача
ла XIX в 126

Глава Ш. Роль русской стихотворной пародии в общест
венно-литературной борьбе ХУШ - начала XIX в 155

I. Основные направления общественно-литера
турной борьбы ХУШ - начала XIX в. в России. . . 155
2. Отражение в стихотворных пародиях
А.П.Сумарокова его борьбы с "варварским"
стилем (тоном, приемами, тропами, языком,
отдельными выражениями и т.д.) В.К.Тредиаков-
ского 163

с. 3. Значение пародий А.П.Сумарокова на М.В.Ломоносова в борьбе против "гремящей" оды, за простоту языка, за ясность и конкретность

образов и выражений 173

4. Борьба против образов, средств выраже
ния и штампов сентиментализма в пародиях
<М. И. Попова>, <^А. С. Кайсарова^, А. А.Шаховско
го и др 178

5. Борьба пародистов за чистоту русского языка, против злоупотребления в любовной лирике профессионализмами (пародии <(Н.Ф.0столо-

пова (?)>, А.С.Шишкова и др.) 182

Заключение 192

Список основной использованной литературы и неопубли
кованных источников 195

Приложение 216

Введение к работе

Стихотворная пародия занимала заметное место в русской литературе ХУШ - начала XIX вв. и играла значительную роль в общественно-литературной борьбе эпохи. Почти все ведущие поэты того времени были причастны к полемике, которая велась с помощью пародического оружия: одни - как пародисты, другие -как пародируемые. В русской стихотворной пародии, как в зеркале, отразились основные направления, по которым шла общественно-литературная борьба. Материал русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. позволяет судить о том, что волновало литераторов и читателей в ту эпоху, а анализ этого материала позволяет внести существенные добавления в представления о культурной жизни России на границе позапрошлого и прошлого столетий. Именно этим и определяется то внимание, которое в разное время уделяли русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. такие литературоведы, как Ю.Н.Тынянов, Г.А.Гуковский, П.Н.Бер-ков, А.А.Морозов, В.И.Новиков и др. Однако обобщающего исследования по проблеме до сих пор не существует, да и многие конкретные вопросы, связанные с русской стихотворной пародией ХУШ - начала XIX вв., никогда ранее не изучались.

Актуальность темы исследования определяется тем вниманием, которое привлекает к себе проблема пародии в современной науке, и тем интересом к русской литературе допушкинского периода, который отчетливо заметен в советском литературоведении в последние годы. Анализ русских стихотворных пародий ХУШ - начала XIX вв. позволяет глубже понять специфические черты литературы исследуемой эпохи, а рассмотрение вопроса о роли пародии в общественно-литературной борьбе ХУШ - начала XIX вв. способствует выявлению существенных особенностей борь-

5 бы различных литературных и общественных направлений.

Научная новизна работы состоит в том, что это первый в литературоведении монографический анализ русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. Если вопросы, связанные с теорией пародии, в литературоведении уже рассматривались, то историко-литературоведческий анализ русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. до сих пор лишь эпизодически встречался в трудах исследователей.

Между тем именно этот период представляет особый интерес для выявления роли стихотворной пародии в общественно-литературной борьбе, поскольку именно в данный период в России возникает собственно пародия и именно с середины ХУШ в. она начинает играть серьезную роль в общественно-литературной борьбе эпохи. Предлагаемый ниже краткий обзор истории зарождения жанра пародии объясняет выбор того периода (ХУШ - начало XIX вв.), который исследуется в настоящей работе.

Жанр пародии зародился еще в древности. Изобретателем пародии некоторые считают Иппонакса (Гиппонакта), другие - Архилоха, третьи - Гегемона, но, так или иначе, очевидно, что корни жанра следует искать в середине УІ .-*- начале У века до н.э., то есть в начале существования самой "авторской " поэзии.

В России пародия также существует с давних времен, хотя указать точное время ее зарождения невозможно, так как первоначально этот жанр появился в устном народном творчестве. Известны следующие фольклорные пародические произведения: былины "Агафонушка" /см. приложение, примечание I/, "Не спеть ли вам, братцы, про старинушку...", исторические песни "Как у нас в прошлом году...", "Что во марте было месяце, во восьмой было тысяче...", свадебные песни "Твой жених не хорош,, не пригож...", "По улице, улице...", "Мы не хаем тебя, велича-

ем...", "Ой, ты друженька...", "У нашего дружки...", "Сваха неряха, немытая рубаха...", "Околеть тебе., свашеньке", "Уж тому ли свату-своднику...", "Да тебе, свату большому" /127/. Нельзя не сказать об особом характере этих пародийных произведений. Все исследователи, касающиеся вопроса о характере этих произведений, подчеркивают их связь с так называемыми "перепевами" /см. приложение, примечание 2/. Так, например, Д.М.Молдавский пишет: "Что касается песен и былин, обнаруживающих свойства пародии, то они близки к так называемым "перепевам", распространенным в литературе, которые отнюдь не всегда ставят целью высмеять и дискредитировать то или иное произведение. ..^Фольклорные пародии также имеют своей мишенью не тот или иной жанр с его специфическими чертами стиля, а то или иное явление жизни. При этом изображаются явления, достойные насмешки и осуждения: в манере героической былины рисуются семейные потасовки у печи; обращение с нелюбимым старым мужем пародирует ухаживание за молодым и любимым и т.д." /128, с.28 - 29/.

Поэтому вопрос о принадлежности подобных фольклорных произведений к жанру пародий может быть решен только совместно с вопросом о соотношении понятий "пародия" и "перепев" ("стилизация") вообще. Поскольку в данной работе стилизация рассматривается, несмотря на ряд оговорок, как разновидность пародии в широком смысле слова (подробнее об этом см. 2 1-ой главы настоящей работы), то и эти фольклорные произведения также рассматриваются как произведения, принадлежащие к ареалу пародии.

О подобных пародийных произведениях в русском фольклоре и в древнерусской литературе писала в своих трудах В.П.Адри-анова-Перетц /2, 3, 4, 5 и др./. И во всех ее трудах подчер-

7 кивается следующая мысль: "Необходимо сразу подчеркнуть, что в ХУЇЇ в. это широкое распространение пародирования готовых литературных форм не было явлением литературной борьбы, борьбы различных направлений, каким оно становится нередко в ХУШ и XIX вв."/5, с. 143/. Связано это с тем, что пародия в ХУЛ в. "выступает лишь как литературный прием, а не самоцель. Вся сила сатиры направляется на осуждение того общественного явления которое дало для нее в каждом отдельном случае тему" /2, с.25/.

П.Н.Берков совершенно справедливо отмечает, "что это -сатира на жизнь, а не на литературное произведение..." /25, с.230/, причем жанр, в котором выступает "пародист" не высмеивается, ему лишь подражают. Эти произведения, хотя и принадлежат к числу произведений пародийных, собственно пародиями не являются.

Настоящего расцвета собственно пародия достигла в России в ХУШ в., давшем истории литературы имена таких талантливых пародистов, как А.П.Сумароков, С.Н.Марин и др. (как и в античности этот период совпал, и, по всей видимости, не случайно, с началом существования "авторской" поэзии), когда пародия стала отражать литературную жизнь, включилась в литературную борьбу.

Именно этим и определяется выбор того периода, который исследуется в данной работе.

Исторический отрезок времени ХУШ - начало XIX в. обычно делится на два этапа: ХУШ в. и начало XIX в. Однако при изучении пародии ХУШ столетие и первые полтора-два десятилетия XIX в. можно на этапы не членить, поскольку, как показывает исследованный материал, существенных изменений в характер жанра пародии начало XIX в. не внесло. Поэтому ХУШ - начало XIX в. будут рассматриваться в работе как некий единый

8 период.

Методологическую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам литературы и искусства, наследие революционно-демократической критики; ме-тодика исследования базируется на опыте историко-литературных и теоретических работ русских и советских литературоведов.

Целью настоящей работы является изучение русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. и ее роли в общественно-литературной борьбе эпохи. Указанная цель определяет следующие задачи исследования:

  1. Обобщение данных, касающихся русской стихотворной пародии исследуемого периода, которые имеются в трудах литературоведов.

  2. Определение границ жанра пародии,отграничение круга тех явлений, которые подлежат анализу.

  3. Выявление основных разновидностей русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. и анализ этих разновидностей.

  4. Характеристика основных способов создания комического эффекта в русских стихотворных пародиях ХУШ - начала XIX вв.

  1. Рассмотрение основных направлений, по которым шла в ХУШ - начале XIX вв. борьба посредством пародического оружия.

  2. Определение места и роли русской стихотворной пародии исследуемого периода в общественно-литературной борьбе эпохи.

В соответствии с целью и задачами исследования настоящая работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе предлагается

краткий обобщающий анализ литературоведческих трудов по проблеме пародии, определяются границы жанра пародии со смежными жанрами (с каламбуром, с эпиграммой, с произведением, включающим в себя фрагменты пародии, с подражанием, со стилизацией и с бурлеском). Во второй главе характеризуются основные виды русской стихотворной пародии исследуемого периода, анализируются основные способы создания в них комического эффекта и .намечается связь этих видов пародии с характером общественно-литературной борьбы эпохи. В третьей главе анализируются основные направления, по которым в исследуемый период шла борьба с помощью пародического оружия, и характеризуется роль русской стихотворной пародии в общественно-литературной борьбе ХУШ - начала XIX вв. В заключении формулируются основные выводы по результатам исследования.

В работе над материалом русских стихотворных пародий ХУШ - начала XIX вв. использовались как произведения, напечатанные в ХУШ - XX вв., так и ранее не публиковавшиеся произведения, в основном находящиеся в отделе рукописей ШБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Следует отметить, что анализу были подвергнуты не все русские стихотворные пародии, относящиеся к исследуемому периоду, а лишь наиболее существенные для выявления роли русской стихотворной пародии в общественно-литературной борьбе ХУШ - начала XIX вв.

Помимо трудов советских литературоведов, использованы исследования и публикации дореволюционного периода, изданные отдельными книгами и печатавшиеся в периодических изданиях (в "Русском библиофиле", "Русской старине", "Ясском архиве" и др.). Привлечены также некоторые литературоведческие исследования английских и западногерманских ученых, касающиеся рассматриваемой проблемы.

Практическое значение работы. Основные положения исследования могут быть использованы при подготовке курса русской литературы ХУШ в., в спецкурсах, посвященных проблемам сатирических жанров и общественно-литературной борьбы эпохи, а также при подготовке и комментировании новых изданий русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв.

Похожие диссертации на Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века