Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций Морозова, Светлана Николаевна

Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций
<
Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозова, Светлана Николаевна. Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Морозова Светлана Николаевна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Пенза, 2010.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/39

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, несмотря на большую работу, проделанную отечественными литературоведами за последние двадцать лет, одним из важнейших вопросов изучения русской литературы все еще остается восполнение так называемых «белых пятен» в истории ее становления. Объективная и полная характеристика развития литературы, воссоздание целостной картины историко-литературного процесса возможны при усилении внимания к творчеству поэтов и писателей, которых обычно относят ко «второму», «второстепенному ряду». Не поднимая вопрос о правомерности подобной классификации, отметим, что роль таких писателей в развитии литературы несомненна и значительна. Конкретное изучение их творчества позволяет выявить специфику русской литературы, расширить представление о жанровом разнообразии и художественных особенностях, более точно охарактеризовать историко-литературный контекст, в котором развивалась деятельность выдающихся художников.

Творчество Я. П. Полонского в истории отечественного литературоведения изучено не достаточно тщательно. Исследование лирики поэта далеко от убедительных итогов, а отдельные немногочисленные анализы его текстов не позволяют судить с достаточной определенностью о специфике его поэтического мышления, об особенностях лирического дара.

Первый этап творческой деятельности Я. П. Полонского приходится на 40-е годы XIX века, когда в литературном процессе доминировала проза, а поэзия отошла на второй план: печаталось меньше стихотворений, поэтические сборники почти не издавались. Причину такого состояния поэзии В. Г. Белинский видел «… в духе времени, во всеобщем, можно сказать, всемирном направлении». В данный период были сильны традиции романтизма, в рамках которого создавали свои произведения Н. М. Языков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков.

Веяния эпохи оказали влияние и на творчество Я. П. Полонского, в ранней лирике которого преобладает романтический взгляд на мир. Поэт пытается передать тончайшие душевные изменения человека, его стихотворения отличаются исповедальностью и психологизмом.

С другой стороны, в эти же годы в литературе возрастает интерес к народной теме. Позднее Я. П. Полонский неоднократно будет обращаться к ней, следуя лучшим традициям Н. А. Некрасова. Постепенная демократизация не только тематики, но и жанровых форм, лексики охватит большую часть стихотворений поэта 60–70-х годов XIX века.

Творчество Я. П. Полонского нельзя отнести к числу незамеченных как со стороны общества, так и со стороны критиков. В немалой степени на это повлияло то, что Я. П. Полонский был известен в литературных кругах и его стихотворения сыграли заметную роль в качественном обогащении русской поэзии.

Однако как при жизни Полонского, так и после смерти о его произведениях высказывались самые разноречивые, полярные (нередко взаимоисключающие) суждения. Сегодня трудно говорить об истории изучения творчества Я. П. Полонского в отечественной науке, – это, скорее, «отзывы» о поэте в разного рода обзорных работах, посвященных литературе второй половины ХIХ века. Подавляющее большинство позднейших литературоведческих высказываний о художнике представляет в основном повторение противоречащих мнений и суждений современной ему критики.

Неоднозначность критических отзывов о Я. П. Полонском обусловлена сложностью определения принадлежности поэта к конкретной общественной и литературной эпохе. Ситуация «pro at contra» сопровождала его на протяжении всей жизни и в последующие десятилетия после смерти. Так, в 1902 году В. И. Покровский, публикуя серию статей о поэте, именует его «либералом-идеалистом», подразумевая под этим выражением свойство людей с гуманистическим складом души. Ранее М. Е. Салтыков-Щедрин эту же приверженность Я. П. Полонского к возвышенным, «идеальным» идеям рассматривал как признак слабости, знаменующей отрыв поэта от действительности, его неспособность включиться в решение «кричащих» проблем современности. В поэзии Я. П. Полонского отмечали и черты, которые сближают его с одним из литературных направлений начала XX века – символизмом. Не случайно А. А. Блок в 1901 г. называет его «избранником», «великим учителем», в 1907 г. – «основным литературным влиянием».

Научная традиция изучения наследия Полонского так и не сложилась ни в XIX веке, ни в XX веке, по крайней мере, в том объеме тематических и проблемных наработок, какой мы имеем применительно к творчеству
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Литературоведческое представление о поэте на сегодняшний день сводится к разделению его биографического облика и лирического героя, сведению смысла всего творчества к тем или иным «колебаниям» между различными литературными партиями. И это несмотря на тот факт, что Я. П. Полонский – один из самых «упоминаемых» авторов в работах отечественных литературоведов, посвященных корифеям русской поэзии XIX-ХХ вв., начиная с М. Ю. Лермонтова и заканчивая А. А. Блоком. Исследователи вполне осознают значение Я. П. Полонского как крупного поэта, поскольку включают его в ряд именитых. Однако очень редко упоминание переходит в конкретный, а тем более развернутый анализ поэтики творчества Я. П. Полонского. Имя его присутствует в многочисленных обзорах как, условно говоря, «эмблема» литературной эпохи в целом. Отсутствие внятных характеристик, пусть и полузабытого потомками, но широко известного в свою эпоху поэта, может привести к тому, что общая картина окажется не только неполной, но и искаженной. Даже если признать справедливым упрек в неясности (точка зрения Н. Щедрина) творческой позиции Я. П. Полонского (с чем категорически не согласен автор диссертационной работы), поэт заслуживает внимания как заметное явление текущего литературного процесса второй половины ХIХ века.

Все сказанное, если не в полной, то в значительной мере объясняет тот факт, что поэзия Я. П. Полонского осталась сегодня в стороне от «магистральных» дорог отечественного литературоведения. Во всяком случае, последнее десятилетие не отмечено новыми исследованиями творчества Я. П. Полонского, что свидетельствует, с одной стороны, об исчерпанности прежних литературоведческих подходов в оценках поэта, а с другой – о недостаточной активности современных исследователей в изучении творческого наследия Я. П. Полонского.

Объект исследования – романтические и реалистические традиции в художественном творчестве Я. П. Полонского.

Предмет исследования – эволюция творческой индивидуальности
Я. П. Полонского в аспекте взаимосвязи романтических и реалистических традиций.

Материалом диссертационного исследования послужили произведения Я. П. Полонского в их многожанровости, дневниковые записи, мемуаристика, фрагменты переписки, архивы Я. П. Полонского, хранящиеся в Институте русской литературы (г. Москва), романсы русских композиторов XIX века на стихотворения поэта.

Целью диссертации является исследование взаимосвязи романтических и реалистических традиций в литературном наследии Я. П. Полонского, их влияния на творческую индивидуальность писателя в целом.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать особенности мировидения Я. П. Полонского, обусловившего творческую позицию поэта;

- охарактеризовать ведущие мотивы лирики Я. П. Полонского в аспекте наследования традиций русской поэзии второй половины XIX века;

- показать характер соотношения реалистических и романтических начал в эпических и лиро-эпических произведениях Я. П. Полонского;

- определить характерные черты жанра романса в творчестве
Я. П. Полонского на основе установления соотношения романтических и реалистических литературных традиций;

- выявить традиции и новаторство Я. П. Полонского в использовании средств художественной выразительности.

Важность выделенных задач состоит в том, что их решение позволит ответить на вопрос: что составляло творческую индивидуальность
Я. П. Полонского, было ли это подражание уже известным литературным образцам или же – оригинальное и самобытное явление в русской литературе, имеющее глубинные связи с предшествующими традициями?

Теоретико-методологической основой диссертации явились статьи отечественных критиков XIX века (В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова,
Н. Щедрина); литературоведческие труды по истории русской литературы XX-XXI веков (работы В. Н. Аношкиной, Л. Я. Гинзбург, Б. П. Городецкого, А. Ф. Захаркина, В. В. Кожинова, В. И. Коровина, Ю. Г. Круглова,
В. И. Кулешова, П. А. Орлова, Н. Н. Скатова, И. П. Щеблыкина); работы по теории литературы и стиховедению (публикации М. Л. Гаспарова,
В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, Л. И. Тимофеева,
Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, В. Е. Хализева, В. Е. Холшевникова, Б. М. Эйхенбаума); исследования, посвященные проблемам поэтики русской литературы и романтизма (работы А. Н. Веселовского, А. А. Потебни,
В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Н. А. Гуляева, Д. С. Лихачева,
Ю. В. Манна, Г. М. Фридлендера, Н. В. Фридмана, Е. Г. Рудневой).

Методология исследования сочетает сравнительно-исторический, историко-культурный, сравнительно-типологический, биографический методы исследования, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении в развернутом и системном виде представлен целостный анализ творческой индивидуальности Я. П. Полонского в аспекте взаимопроникновения романтических и реалистических традиций в его произведениях; впервые выявлено и изучено наличие в лирике поэта органичного синтеза фетовских и некрасовских литературных традиций не в качестве противоположных, а как взаимообогащающих и дополняющих друг друга поэтических компонентов.

Теоретическая ценность исследования заключается в освещении специфики творческой индивидуальности Я. П. Полонского на основе синтеза, органического взаимопроникновения элементов романтического и реалистического искусства.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования теоретических положений, конкретных материалов и выводов исследования при дальнейшем изучении творчества Я. П. Полонского, создании учебников и учебных пособий, разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной литературы XIX века. Представленный обширный материал может быть использован в научных комментариях при издании творческого наследия Я. П. Полонского.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование мировоззренческой позиции и личности
Я. П. Полонского на начальных стадиях его становления как поэта определяется взаимодействием и взаимопроникновением умеренно либеральных идей и народно-утопических представлений, вовлеченностью поэта в активную общественно-политическую жизнь. На этом этапе творчества ведущим в лирике автора выступает духовно-нравственное начало, в полной мере отразившее его мировидение, проявляющееся не только в художественных произведениях, но и в жизненных убеждениях, в поступках.

2. В процессе эволюции творческого мастерства единое пространство художественного мира поэта организуется и структурируется сквозными мотивами, пронизывающими большинство его произведений. Переходя из текста в текст, эти мотивы оттеняют романтические краски в произведениях Я. П. Полонского, а их комбинации дают всякий раз новое образно-творческое, реалистическое по преимуществу, оформление текста. Этому во многом способствует сближение фетовских и некрасовских традиций, которые следует рассматривать как существенное обогащение поэтической палитры Я. П. Полонского, имеющее самостоятельное значение.

3. Эпические и лиро-эпические произведения Я. П. Полонского испытали на себе влияние поэзии романтизма (особенно в художественной подаче того или иного явления в соответствии с тенденциями романтического искусства). Одновременно с этим во многих произведениях поэта присутствует проблемное, реалистическое осмысление общественных явлений, свойственное поэтике Н. А. Некрасова.

4. Глубокое воздействие реалистических тенденций, многое определявших в литературе второй половины XIX века, сказалось в обращении Я. П. Полонского к сюжетно-психологическим образцам бытового романса. Вместе с тем реалистические традиции не приглушают романтических красок романсной системы Полонского с ее повышенной эмоциональностью, что и составляет заметную особенность лучших образцов его поэтического искусства.

5. Отличительными чертами использования Я. П. Полонским лексико-стилистических средств художественной выразительности являются простота, проявляющаяся в нарочитом отказе от броскости и вычурности языка с целью акцентирования внимания на чувствах и настроениях лирического героя, а также естественность, лаконизм и экспрессия языкового выражения, наглядность и конкретность, подкрепляемые реалистическими принципами изображения действительности.

Апробация работы. Научные результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в сборниках всероссийского и международного значения, в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Материалы и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре русской и зарубежной литературы Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского, кафедре литературы и методики обучения литературе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Основные положения диссертации были представлены на IХ Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (2010, г. Москва), Международной научной конференции молодых ученых «Россия и Восток: язык – культура – ментальность» (2010, г. Владимир), Всероссийской конференции молодых учёных «Филология и журналистика в начале XXI века» (2010, г. Саратов), Международной научно-практической конференции «Филологические науки: современность и перспективы» (2010,
г. Стерлитамак), на итоговых научно-практических конференциях ПГПУ им. В. Г. Белинского (г. Пенза).

Структура и объем диссертационного исследования определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объем диссертации – 171 страница. Библиографический список включает 213 наименований.

Похожие диссертации на Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций