Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Бадаев, Алексей Феликсович

Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв.
<
Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадаев, Алексей Феликсович. Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Екатеринбург, 2005. - 227 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Поэтическая графика как средство визуализации поэтического текста 18

1. Поэтический текст как вариант художественного текста 18

2. Поэтическая графика как объект лингвистического анализа 27

3. Графика как формально-содержательная категория поэтического текста 42

4. Поэтическая графика как система материальных знаков выражения единиц дискурса (ритм, интонация, рифма, дикция, строфа) 64

Выводы по первой главе 72

Глава II. Лингво-текстовое описание функций поэтической графики 74

1. Связь поэтической графики с категориями и признаками поэтического текста 74

2. Функциональные типы поэтической графики 82

3. Связь поэтической графики с языковыми единицами поэтического текста 159

3.1. Функциональная природа поэтической графики 159

3.2. Связь единиц поэтической графики с фонетическими единицами поэтического текста 166

3.3. Связь единиц поэтической графики со словообразовательными единицами поэтического текста 168

3.4. Связь единиц поэтической графики с лексическими единицами поэтического текста 171

3.5. Связь единиц поэтической графики с синтаксическими единицами поэтического текста 177

4. Опыт лингво-текстового анализа единиц поэтической графики в поэтическом тексте 179

Схема лингво-текстового анализа единиц поэтической графики 182

Лингво-текстовой анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Треугольникъ» 186

Выводы по второй главе 197

Заключение 201

Словарь использованных терминов 208

Библиография 210

Введение к работе

Настоящее исследование является результатом работы, проведенной автором на кафедре русского языка Уральского государственного университета имени А. М. Горького в рамках коллективных тем под общим руководством доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко.

Диссертационная работа посвящена лингво-текстовому исследованию поэтической графики как особой графической формы визуально-материальной, функционально-эстетической, креативной сферы стихотворения.

В лингвистике художественного текста выделяется особая область изучения поэтического текста. В настоящее время наиболее исследованными оказываются такие стороны поэтического текста, как его просодические особенности, метрико-ритмическая структура и система (А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, В. Е. Холшевников и др.), строфика, рифма (М. Л. Гаспаров, П. А. Руднев и др.), поэтическая интонация (Н. В. Черемисина-Ениколопова и др.), а также лексическая система и структура поэтического текста (В. П. Григорьев, Н. А. Кожевникова, Б. А. Ларин, Ю. М. Лотман и др.), поэтическая неология (М. А. Бакина, Е. А. Некрасова, Н. Л. Степанов и др.), фразеология и синтаксис (И. И. Ковтунова). Кроме того, появились и появляются научные работы, посвященные описанию индивидуально-авторского стиля поэта (С. С. Аверинцев, В. П. Григорьев, Н. А. Кожевникова и др.). Развивается и поэтическая лексикография как дескриптивного характера (словари рифм, метафор, эпитетов и т. п.), так и идеографической направленности (описание лексико-тематических групп, ключевых слов и концептов в том или ином поэтическом тексте).

Активно исследуется и решается проблема поэтического текста как феномена культуры (С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев и др.). На основе выявления интертекстуальных особенностей поэтического текста изучаются вопросы генезиса и развития текста, а также влияния данного поэтического текста на порождение других текстов (А. К. Жолковский, Н. А. Кузьмина, М. В. Трост-

ников и др.). Зарождается новый раздел лингвистики ПТ - поэтология как наука о творческом поведении поэта, когда имманентный анализ текста расширяется и углубляется с учетом конкретных фактов жизни и судьбы художника и с выявлением степени детерминированности творчества того или иного поэта факторами историческими, бытовыми, социальными, психологическими и культурными в целом (С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лот-ман, М. В. Тростников и др.).

Углубляются исследования эстетической природы ПТ преимущественно на основе анализа языковых и образных средств, а также стилистических особенностей поэтических текстов.

В рамках психолингвистики зарождаются новые разделы науки о поэтическом тексте - психопоэтика и нейропсихопоэтика; такие исследования опираются на методы так называемой порождающей поэтики, моделирования текста, а также на собственно психологические исследования восприятия и создания поэтического текста (Л. С. Выготский. Б. М. Гаспаров, Ю. Н. Караулов, Е. Г. Эткинд и др.).

Системное изучение поэтического текста обеспечивает возможность разработки как мифологической, так и в целом философской специфики поэтики стихотворного текста. Изучение духовных и религиозных основ поэтики и бытийных причин поэтического текстотворчества (С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев и др.) стало возможным после появления структурно-смыслового анализа поэтического текста (А. К. Жолковский, Ю. И. Левин, КХ М. Лотман, Ю. К. Щеглов и др.) и осмысления стихотворного текста как функциональной системы, в структуре которой осуществляются парадигматические и синтагматические отношения единиц текста, выражающих те или иные смыслы.

В последние годы (2000-2005 гг.) в лингвистике текста появился ряд работ, посвященных комплексному анализу художественного текста (Бабенко 2000, 2001, 2004а, 20046) и поэтического текста (Казарин 1999, 2002, 2004а, 20046). Л. Г. Бабенко, автор капитальных трудов, посвященных лингвистиче-

6 скому и филологическому анализу текста, разработала методику комплексного анализа текста, а также значительно расширила парадигму признаков художественного текста. Ю. В. Казарин в своих работах произвел подробное (и теоретическое, и практическое) исследование системы и структуры поэтического текста (от единиц вербального и паравербального до единиц невербального макрокомпонентов текста).

Диссертация ориентирована на системный, многоаспектный путь исследования такого нового признака поэтического текста, как графичностъ, наличие которого обусловлено особым визуально-эстетическим функционированием в поэтическом тексте единиц графики.

Исследование проведено на материале поэтических текстов XVII-XXI вв. Все рассмотренные тексты функционируют в рамках одной национальной культуры России, но реализованы в различных сферах и направлениях эстетики и формальной поэтики (от традиционализма С. Полоцкого, Г. Державина, А. Апухтина до авангардизма С. Третьякова, В. Хлебникова, В. Маяковского и модернизма В. Брюсова, А. Белого, А. Вознесенского и мн. др.). С целью идеографического исследования поэтической графики привлекаются также материалы визуальной поэзии Юго-Восточной Азии и Европы (иероглифические стихи, стихотворения-каллиграммы Г. Аполлинера и др.). Поэтическая графика - явление одновременно и международное, и национальное. Основное внимание уделялось анализу поэтической графики русского поэтического текста с целью выявления и описания связи единиц поэтической графики с единицами паравербальной и вербальной систем русского поэтического текста.

Рассмотрение и анализ единиц поэтической графики проводилось в диссертации в рамках лингвистического, дискурсивного и в целом текстового анализа с учетом культурологического / поэтологического и эстетического исследования поэтического текста. Поэтическая графика как неотъемлемая часть поэтической, дискурсивной формы стихотворения является продуктом экспериментальной, креативной формальной поэтики изящной словесности и

версификации, следовательно, поэтическая графика есть явление функционально-эстетическое, обусловленное множественной связью единиц поэтической графики с художественными методами, поэтическими направлениями, эстетическими пристрастиями авторов, а также с единицами поэтического дискурса (ритмом, рифмой, строфой и т. д.) и с единицами языковой системы поэтического текста (фонетикой, словообразованием, грамматикой, лексикой и синтаксисом).

Степень имманентности, замкнутости такого анализа на одном тексте, является достаточно высокой, однако в диссертации учитывается связь той или иной специфики функционирования единиц поэтической графики в определенном поэтическом тексте с общими тенденциями функционально-эстетического функционирования поэтической графики. Поэтическая графика - это феномен и поэтического дискурса, и поэтического текста, и поэтической эстетики в целом.

Актуальность диссертационного исследования заключается в рассмотрении таких единиц поэтического дискурса и поэтического текста, которые до сих пор считались выразительными, наглядными, орнаментальными средствами текста, и рассматривались (весьма редко и фрагментарно, исключение составляют работы Ю. В. Казарина) в основном лишь в сфере истории поэзии и поэтики как явления в достаточно высокой степени единичные и/или курьезные. За такими единицами поэтической графики, дискурса и поэтического текста не признавалась функция смысловыражения, а отмечались лишь функции чистой визуализации, то есть графического оформления текста без учета строфостроительной и текстостроительной функций поэтической графики.

Исследование функционально-эстетического функционирования единиц поэтической графики в поэтическом тексте показало, что данные единицы могут доминировать и в текстостроении, и в смысловыражении, так как единица поэтической графики (графема, графолексема, строка, графический комплекс) есть явление одновременно графической и дискурсивной сфер поэтического текста. Связи единиц поэтической графики с единицами дискурса

и языка являются опосредованными: эстетические и смысловые коммуникации этих единиц с единицами дискурса и языка осуществляются в непосредственных функционально-содержательных контактах единиц графики с единицами фонетики поэтического текста. Поэтому рассмотрение единиц поэтической графики в поэтическом тексте как единиц функционально и структурно значимых оказывается в настоящее время очень актуальным.

В поэтическом тексте, по утверждению Ю. М. Лотмана, любой элемент значим. Двойственная, а иногда и множественная (в зависимости от авторского замысла) природа единиц поэтической графики обеспечивает наличие системных связей единиц поэтической графики с остальными единицами поэтического текста. Диссертация написана в русле современных лингвистических исследований художественного текста (Болотнова 1999, Бабенко 2001, 2004а, 20046, Казарин 1999, 2002, 2004а, 20046, Лукин 2005 и др.). В основе ее лежат семиотический, семантический, системный, структурно-смысловой, идеографический и денотативно-смысловой принципы описания единиц поэтической графики и связей данных единиц с другими единицами поэтического текста. Таким образом, исследование функционально-эстетической природы единиц поэтической графики, произведенное в диссертации, является одновременно текстоцентрическим и лингвоцентрическим.

В целом в диссертации реализуется комплексный, системный подход к лингво-текстовому анализу функций единиц поэтической графики в поэтическом тексте, что соответствует общей тенденции современной лингвистики к полипарадигмальности исследований.

Итак, в диссертации представлен ряд проблем, актуальных для современной лингвистики текста: наличие в поэтическом тексте особой графической формы; комплексная природа единиц поэтической графики; взаимодействие единиц поэтической графики с фонетическими единицами поэтического текста; системные связи единиц поэтической графики с единицами поэтического текста и опосредованный характер этих единиц; общие и частные функции единиц поэтической графики, обусловливающие наличие функционально-

эстетической природы поэтической графики; строфостроение, текстострое-ние и смысловыражение единиц поэтической графики в поэтическом тексте; проблемы комплексного лингво-текстового анализа единиц поэтической графики; графичность как конститутивный признак поэтического текста. Данные проблемы, взятые в единстве, обусловили актуальность проведенного исследования.

Цель и задачи исследования. Главная цель диссертационного исследования - описание единиц поэтической графики в поэтическом тексте как уникальной, визуально-содержательной, функционально-эстетической формы стихотворения, то есть графической формы поэтического текста как системы графических знаков - графем, графолексем и графических комплексов, -осуществляющих в тексте множественные системные связи и отношения с другими единицами поэтического текста - паравербального, вербального и невербального характера.

Полноценное исследование функционально-эстетической системы единиц поэтической графики предполагает обязательное рассмотрение наиболее важных единиц поэтической графики как части поэтического дискурса как в функциональном, так и в содержательном аспектах (анализ функционально-смысловых связей единиц поэтической графики и других единиц поэтического текста). Учитывая комплексный характер исследования функционально-эстетической системы поэтической графики и ориентируясь на достижение сформулированной выше цели диссертации, мы определили круг задач, которые входят в осмысление, изучение и анализ единиц поэтической графики как части общей функционально-эстетической системы поэтического текста:

  1. Описание исторических, поэтологических и формально-функциональных особенностей визуальных поэтических текстов.

  2. Выявление и описание характерных признаков, присущих визуальным поэтическим текстам, а также характеристика функциональной природы поэтической графики.

3. Выявление и описание системных связей единиц поэтической графики с
единицами поэтического дискурса и языковой системы поэтического текста.

  1. Описание строфических, текстовых и смысловыразительных единиц поэтической графики.

  2. Разработка схемы комплексного лингво-текстового анализа функционирования единиц поэтической графики в поэтическом тексте.

  3. Проведение опыта комплексного лингво-текстового анализа единиц поэтической графики в поэтическом тексте (на материале стихотворения В. Брюсова «Треугольникъ»).

Все перечисленные выше задачи были подчинены единой сверхзадаче -обнаружению основных закономерностей связи единиц поэтической графики с единицами поэтического дискурса и языка, а также способности данных единиц участвовать не только в текстосложении, но и в смысловыражении. Такая задача в подобной формулировке ставится в лингвистике текста впервые, и решение ее позволило представить поэтическую графику как уникальную функционально-эстетическую и функционально-смысловую (денотативно-смысловую) форму поэтического текста.

Предметом исследования в диссертации явился визуальный поэтический текст, а также поэтическая графика как особая графическая (визуальная) и одновременно дискурсная форма поэтического текста, как визуально-графический план выражения стихотворения, связанный функционально и эстетически с планом содержания поэтического текста.

Объектом системного анализа, включающего в себя анализ функциональной природы поэтической графики, описание связи единиц поэтической графики с единицами поэтического дискурса и языка и исследование функций текстостроения и смысловыражения единиц поэтической графики, явились единицы и комплексы единиц поэтической графики: графемы, графолексемы, графические комплексы.

Методика сбора материала, основная модель его анализа и методы исследования. Методика выявления материала - выборка визуальных по-

11 этических текстов из поэтического наследия русских поэтов XVII-XXI вв. (от С. Полоцкого до И. Бродского и А. Вознесенского). Кроме того, в историографической части исследования учитывались тексты поэтов Юго-Восточной Азии и Европы.

Проведенный в диссертации комплексный анализ функционально-эстетической природы единиц поэтической графики состоит из нескольких этапов - направлений исследования различных аспектов функционирования единиц поэтической графики. В целом оригинальная модель лингво-текстового анализа единиц поэтической графики разработана на основе научных достижений в исследовании художественного текста и поэтического текста таких ученых, как С. С. Аверинцев, Л. Г. Бабенко, Н. С. Болотнова, С. Бирюков, М. Л. Гаспаров, В. М. Жирмунский, А. П. Журавлев, Ю. В. Казарин, Ю. Н. Караулов, И. И. Ковтунова, Э. В. Кузнецова, Д.С.Лихачев, Ю. М. Лотман, Л. Н. Мурзин, М. В. Панов, Л. П. Якубинский и др.

В основе диссертационного исследования лежит следующая модель анализа, учитывающая главные качества и функции поэтической графики как функционально-эстетической формы / системы поэтического текста. На начальном этапе производилось описание и осмысление природы единиц поэтической графики как части поэтического дискурса и языковой системы поэтического текста. Далее поэтическая графика рассматривалась как объект лингво-текстового анализа, как формально-содержательная категория поэтического текста, а также поэтическая графика описывалась как система материальных знаков выражения единиц дискурса - ритма, интонации, рифмы, дикции и строфы. На следующем этапе анализа исследовалась связь поэтической графики с категориями поэтического текста. Производилась историография поэтической графики и выделялись формально-функциональные типы поэтической графики. Далее исследовалась связь единиц поэтической графики с единицами фонетического, словообразовательного, лексического и синтаксического уровней языковой системы поэтического текста. На заключительном этапе исследования был проведен комплексный, системный лин-

гво-текстовой анализ единиц поэтической графики на материале стихотворения В. Брюсова «Треугольникъ». Данный анализ включал в себя следующие виды и методы лингво-текстового анализа:

поэтологический анализ;

формально-графический анализ фактуры визуального текста;

формально-функциональный анализ поэтической графики данного поэтического текста;

артикуляционный анализ звуковой формы поэтического текста;

фонетический анализ;

графический анализ поэтического ритма;

комплексный дискурсивный анализ строфы;

фоносемантический анализ;

морфемный и словообразовательный анализ;

компонентный анализ;

контекстологический анализ;

лексико-смысловой анализ;

идеографический анализ лексической системы стихотворения;

синтаксический анализ;

функционально-смысловой анализ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования выражается в конкретном вкладе в разработку концепции уникальности графико-дискурсивной формы / системы поэтического текста. В диссертации предложено новое осмысление функционально-эстетической природы поэтической графики как системы материальных, визуально-графических знаков, участвующих не только в строфо- и текстостроении, но и в смысловыражении. В диссертации предложено новое понимание системных связей единиц поэтической графики с единицами поэтического дискурса и языка. В диссертации выявлен и описан новый признак поэтического текста — графичность, а также вводятся новые термины, обозначающие формально-функциональные типы поэтической графики, называющие единицы поэтической графики, ме-

тоды исследования и так далее (например, графичность поэтического текста^ графолексема, графический комплекс, графическая строфа, формально-графический анализ фактуры визуального текста и др.). Новые теоретические данные, полученные в диссертации, позволили исследовать поэтическую графику как уникальную визуально-графическую, формально-содержательную сферу поэтического текста.

Новизна диссертационного исследования обнаруживается прежде всего в расширении материала исследования и в его комплексном, системном, структурно-функциональном анализе. Впервые специальное исследование поэтического текста проводилось на обширном материале визуально-графических текстов. Впервые единицы поэтической графики рассматривались не только как декоративно-изобразительные, но и как функционально-эстетические, содержательные единицы поэтического текста. Впервые в диссертации рассмотрены функционально-содержательные связи единиц поэтической графики с единицами поэтического дискурса и языка. Впервые выявлен и рассмотрен такой признак поэтического текста, как графичность.

Новизна диссертационного исследования заключается и в активном использовании категории парадигмы в конкретном анализе функционально-содержательных связей единиц поэтической графики с единицами поэтического дискурса и языка, что делает такой анализ полипарадигмальным.

Новизна диссертационного исследования выражается также в логике конкретного анализа единиц поэтической графики с учетом стадиального функционирования данных единиц в сферах графической, звуковой, дискурсивной и языковой форм поэтического текста. Таким образом, в диссертации разработана новая модель комплексного лингво-текстового анализа единиц поэтической графики, функционирующих в поэтическом тексте.

Практическая ценность диссертации обусловливается возможностью использования ее результатов в практике дальнейших исследований в области лингвистического текста и преподавании этой дисциплины в рамках специальности «Русский язык».

Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке теоретических и практических курсов по дисциплинам «Лингвистический анализ поэтического текста», «Филологический анализ поэтического текста» и «Лингво-текстовой анализ поэтического текста» (темы: анализ поэтической графики; анализ поэтического дискурса; комплексный анализ поэтического текста; функционально-эстетические системы поэтического текста и др.).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре современного русского языка Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Основные теоретические положения и практические результаты докладывались автором на трех международных и региональных конференциях в Екатеринбурге (1995,1996), по результатам которых были опубликованы 3 тезисов:

Бадаев А. Ф., Казарин Ю. В. Опыт графико-семантического анализа поэтического текста (на материале русской поэзии) // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: Тез. докл. и сообщ. междуна-родн. научн. конф. Екатеринбург, 1995. С. 115-116;

Бадаев А. Ф. Опыт графико-семантического анализа поэтического текста (на материале русской поэзии) // Уральская русистика и специальное образование: Тез. докл. научн. сессии памяти Э. В. Кузнецовой. Екатеринбург, 1995. С. 4-5;

Бадаев А. Ф. Функциональные типы выделительной графики в русской поэзии // VII Кузнецовские чтения: Семантика слова, предложения и текста: Тез. докл. межвуз. конф. Екатеринбург, 1996. С.58-59.

В научных сборниках (1997, 2004, 2005) было опубликовано 3 статьи:

Бадаев А. Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. С. 13-27;

Бадаев А. Ф. Графика сплава в русской поэзии XX века как функциональный тип поэтической графики // Лингвистика. Бюллетень Уральского Лингвистического общества. Том 8. Екатеринбург, 2002. С. 54-63;

Бадаев А. Ф. Графика черновика // Linguistica juvenis. Вып. 5. Дискурс и текст. Екатеринбург, 2005. С. 8-20.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтический текст как уникальная функционально-эстетическая система,
имея сложную формально-содержательную организацию, в основе которой
лежит четырехслойная форма - графическая, звуковая, дискурсивная и языко
вая, наделен особым, присущим только ему признаком графичности. Наличие
данного признака обусловлено прежде всего работой двух сопутствующих
номинативной и экспрессивной функций языка: креативной и эстетической.
Поэтическая графика - это самостоятельная визуальная, материальная обо
лочка стихотворения и одновременно часть поэтического дискурса.

  1. Концепция сложной функциональной природы поэтической графики. Поэтическая графика выполняет в поэтическом тексте как общие (объективные), так и частные (текстовые) функции: фонографической и информативной функциям графики сопутствуют функции строфо- и текстостроения, декоративная, изобразительная и смыслообразующая. Единицы поэтической графики, поэтического дискурса и языка выполняют - партитурно - свои специфические функции. Единицы поэтической графики - графемы, графо-лексемы и графические комплексы — выполняют как сопутствующие смыс-лообразованию, так и доминирующие (в визуальных текстах) функции смы-словыражения на денотативно-смысловой основе.

  2. Связи единиц поэтической графики в поэтическом тексте с единицами дискурса и языка имеют постоянный, системный характер. Такие связи имеют как прямое (визуальные тексты), так и опосредованное (традиционные тексты) выражение. Поэтому поэтическая графика как формально-содержательная категория поэтического текста есть система материальных знаков выражения смыслонесущих единиц поэтического дискурса и языка стихотворения.

4. Защищается типология функций поэтической графики, которая включа
ет в себя следующие типы:

строфически-смещенная поэтическая графика;

строфически-изобразительная поэтическая графика;

поэтическая живопись (эмблематико-символическая поэтическая графика, геометрическая поэтическая графика, иероглифическая поэтическая графика, языческая поэтическая графика);

геометрически-изобразительная поэтическая графика;

ритмическая поэтическая графика;

конкретная поэтическая графика;

выделительная поэтическая графика (эпатажно-выделительная поэтическая графика, смысло-выделительная поэтическая графика, построчно-выделительная поэтическая графика);

вакуумная поэтическая графика;

поэтическая графика сплава;

декоративная поэтическая графика (бордюрная поэтическая графика, со-судная поэтическая графика);

поэтическая графика черновика.

5. Защищается модель комплексного лингво-текстового анализа поэтиче
ской графики, основанная на методах системного, структурно-смыслового,
функционально-эстетического, фоносемантического, идеографического и
других исследований единиц поэтической графики и связей этих единиц с
единицами поэтического дискурса и языка.

Структура диссертационного исследования. Изложенные выше цель и задачи, а также потребность многоаспектного (лингвистического, дискурсивного и текстового) рассмотрения функций поэтической графики в поэтическом тексте обусловили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе поэтическая графика рассматривается как объект лингво-текстового анализа, как формально-содержательная категория поэтического

текста, как система материальных знаков выражения единиц поэтического дискурса (ритм, интонация, рифма, дикция, строфа).

Вторая глава посвящена описанию связи поэтической графики с категориями и признаками поэтического текста, созданию типологии функций поэтической графики, рассмотрению природы поэтической графики, а также в этой главе прослеживается связь функциональных единиц поэтической графики с функциями единиц поэтического языка (с фонетикой, словообразованием, лексикой и синтаксисом поэтического текста). Кроме того, во второй главе предложена модель комплексного лингво-текстового анализа единиц поэтической графики и производится опыт такого анализа в стихотворении В. Брюсова «Треугольникъ».

В заключении приведены основные результаты диссертационного исследования, намечены перспективы дальнейших изысканий в данной области знания.

Поэтический текст как вариант художественного текста

Поэтический текст является неотъемлемой и особой частью парадигмы художественных текстов. Как объект лингвистического исследования, в силу своей явной непохожести на тексты прозаические либо драматургические, он нуждается в отдельном и пристальном рассмотрении всех его сторон.

Владислав Кулаков в статье «Бронзовый век русской поэзии» пишет: Слишком велик соблазн писать стихами. Но если уж писать, то, как выразил ся Всеволод Некрасов, «не стихами, а сразу стихи». В частности они (стихи) могут быть написаны «стихами». А могут и как-то по-другому, например, по-соц-артовски - «плакатами». В конечном счете, это не так уж важно. Но территории действительно разные, и на каждой действуют свои - помимо общих - собственные законы (Кулаков 1999: 107).

Каждое время предлагало свое понимание поэтического текста. Так, после реформы М. В. Ломоносова непременным условием восприятия текста как по этического стала рассматриваться повторяемость ударных и безударных сло ,.j гов. Однако если бы мы до сих пор считали ломоносовскую систему оценок критерием подлинности стиха, то нам бы пришлось констатировать наличие только силлабо-тонической поэзии в российской словесности ХІХ-ХХ вв.

Дать определение стихотворения пытались и сами поэты, нередко, по замечанию В. Жирмунского, более сведущие в вопросах поэтического иску ества, чем ученые-филологи (Жирмунский 1977: 17). Такие попытки осознания своего творчества, поэтического текста и поэзии вообще Ю. Казарин называет самоопределением поэзии. Ученый подробно рассматривает взгляды на поэзию крупнейших российских литераторов от М. Ломоносова до И. Бродского (Казарин 1999: 15-40), но и они не могут дать поэтическому тексту всеобъемлющее определение, выделяя лишь отдельные, близкие им, качества и категории такого текста.

Филологическая наука также не может прийти к единому мнению относительно определения поэтического текста. Многие исследователи пытались для начала провести границу хотя бы между стихотворением и прозой, но вынуждены были отказаться от этой мысли. Ю. Лотман, затрагивавший этот вопрос в своей работе «Анализ поэтического текста», приходил к неутешительному для ученого выводу: «Сталкиваясь с обилием промежуточных форм, исследователь вынужден заключить, что определенной границы между стихами и прозой провести вообще невозможно» (Лотман 1999: 41). Отсутствие четкого научного критерия в различении поэтических и прозаических текстов привело к тому, что Б. Томашевский предложил «рассматривать стих и прозу не как две области с твердой границей, а как два полюса, два центра тяготения, вокруг которых исторически расположились реальные факты. ... Законно говорить о более или менее прозаичных, более или менее стихотворных явлениях. ... А так как разные люди обладают различной степенью восприимчивости к отдельным проблемам стиха и прозы, то их утверждения: «это стих», «нет, это рифмованная проза» - вовсе не так противоречат друг другу, как кажется самим спорщикам» (Томашевский 1959: 7-8).

М. Л. Гаспаров предложил следующее определение стихотворения: «это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой» (Гаспаров 1993: 5). Но, с другой стороны, «наличие в стихе определенного изоритмизма, изотоничности и синтаксической соизмеримости представляет собой скорее определенный обычай, распространенный весьма широко, чем закон, нарушение которого лишает стих права именоваться подобным образом» (Лотман 2000: 177). Подобные, отнюдь не редкие разногласия среди крупнейших ученых-лингвистов дают право говорить, что стихотворение - это все же нечто большее, чем ряд коротких смысловых отрезков. Категорией поэтичности обладает множество вещей, к поэзии не имеющих никакого отношения. Ныне теория литературы стоит перед задачей отграничения поэзии не только от прозы, но и от нелитературных жанров искусства (живописи, скульптуры и др.) «Язык разбирается по кирпичикам: «Где она, поэзия?» Оказывается, везде. Надо только уметь, по выражению того же Некрасова [Всеволода - А. Б.], «поймать себя на поэзии» (Кулаков 1999: 101).

Связь поэтической графики с категориями и признаками поэтического текста

Двадцать лет назад известный лингвист И. Р. Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования», базовой для многих современных языковедов, утверждал, что «нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий. Сущность номинации и состоит в том, что она раскрывает понимание явления. Из общего, еще вербально не оформленного понятия оно становится научно осмысленным» (Гальперин 1981: 4). В вышеназванной работе ученый первым предложил систему текстообразующих грамматических категорий, в качестве которых он предлагал рассматривать такие параметры текста, как информативность, членимость, когезия, континуум, автосемантия отрезков текста, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция и завершенность текста. За последние годы в теоретическом текстоведении количество категориальных признаков текста заметно увеличилось, они сложились в определенную парадигму, представляющую собой иерархию качеств, присущих любому функциональному типу текста и определяющих особенности его структуры.

Н. С. Болотнова выделяет коммуникативность, концептуальность, прагматичность, информативность, структурность, интегративность, регулятив-ность, смысловую завершенность, отдельность, цельность, членимость, коге-зию, модальность, экспрессивность, эмотивность, проспективность, ретро-спективность (Болотнова 1999: 31—37).

Профессор Л. Г. Бабенко, рассматривая основные категории и свойства текста, пишет о том, что «основу универсальных категорий текста составляют целостность (план содержания) и связность (план выражения), вступающие друг с другом в отношения дополнительности, диархии» (Бабенко, Васильев, Казарин 2000: 56). Исследователь подчеркивает, что «эти две фундаментальные текстообразующие категории притягивают к себе и группируют вокруг себя категории, соотнесенные с ними» (там же: 58).

Категория целостности, по Л. Г. Бабенко, «обусловлена концептуально-стью текстового смысла» и «обеспечивается категориями информативности, интегративности, завершенности, хронотопа, категориями образа автора и персонажа, модальности, эмотивности и экспрессивности», а категория связности «внешне выражается в тексте на уровне синтагматики слов, предложений, текстовых фрагментов» (там же: 57-58). Далее автор монографии приводит следующие, наиболее часто указываемые в лингвистической теории текста, категориальные признаки художественного текста: контекстуально-смысловая завершенность, абсолютная антропоцентричность, социологич-ность, диалогичность, единство внешней и внутренней формы текста, развернутость и последовательность, статичность и динамичность, напряженность, эстетически обусловленная прагматичность, эстетически ориентированная концептуальность, образность и интерпретируемость (там же: 58-64). Все данные признаки характеризуют и поэтический текст. Однако у поэтического текста как функционально-эстетической системы есть и свои, уникальные признаки. Многие известные ученые задавались вопросом различия языка поэзии и прозы, выдвигая собственные теории (Бухштаб 1969, Веселов-ский 1997, Лотман 1998, Потебня 1989, Томашевский 1998), но проблема оппозиции поэтического и прозаического текстов остается открытой по сей день. Ю. В. Казарин приводит даже результаты сопоставительного анализа планов выражения и содержания поэтического и прозаического текстов в виде таблицы из четырнадцати пунктов (Казарин 2002: 39-40). Ученый считает, что, в отличие от прозаического текста, для поэтического текста в плане содержания характерно преобладание образного выражения смыслов, образной / лирической фабулы, полиинтерпретируемости поэтических смыслов (неоднозначной интерпретации, наличие единиц невербальных компонентов системы ПТ, функционирование единиц ПТ по типу языковой системы («язык языка»), а также состояние гармонии между категориями поэтичности и стихотворности. В плане же выражения поэтический текст отличает от прозаического неоднородность плана выражения (единство графической, дискурсной и языковой форм); максимальная степень дискурсной формализации; относительно самостоятельная графическая форма; наличие расчлененности и метричности речи; внешняя музыкальность, мелодичность, определяемая метром и ритмико-интонационной структурой ПТ; медитативность, непрагматичность формы; экспериментальность, языковая / доязыковая игра (преимущественно в текстах авангардного характера), наличие формально-смысловых темнот; отсутствие изоморфизма языковой формы и содержания.

Функциональные типы поэтической графики

Фонетическая система поэтического текста в настоящее время исследуется, как правило, с двух сторон: с точки зрения физических свойств звуков в стихотворении, то есть аллитерация, звукопись (Холшевников 1991, Барулин 1999, Казарин 1999 и др.) и с точки зрения фоносемантики и анаграмматики поэтического текста (Журавлев 1991, Гончаренко 1995, Казарин 2002 и др.). То есть при описании и интерпретации функций единиц фонетической формы поэтического текста необходимо учитывать как физические, так и функционально-содержательные свойства звуков.

Для осуществления анализа фонетической системы стихотворения С. Третьякова «Веер» необходимо выявить количественное соотношение букв-графем и звуков. Изображение веера осуществлено при помощи ста пятидесяти трех букв, организованных в тридцать лексем (без учета названия текста). Сто пятьдесят три буквы, выполняя фонографическую функцию, представляют сто пятьдесят два звука; сравни: [в эъ фісргуь n jaHbix ма ф // noJT b jaBHb I n 3JT b jyHb jaT II п иэстр э)ъ I страдгуъ ф Ъавл ин йх кружанъх I pacKpoJT b І закро]т ь I штапплавнъ Hcfcfm aJT b разбрьізгьл йс луны І штсГв окнъх пл иэскучих стоуат].

Отметим, что особую роль в отображении фоносемантической сферы текста играют гласные, что объясняется особой функциональной природой веера, которым обеспечивается движение воздуха для охлаждения лица и других частей тела. Вокальные звуки образуются также при помощи достаточно интенсивного и свободного движения воздуха через гортань и рото-носовую полость. Из двадцати четырех ударных гласных десять представлены звуком [а] // [ а], который является вокальной доминантой звуковой формы данного поэтического текста.

Следует отметить, что основная эстетическая функция звуков в этом поэтическом тексте - звукоизображение. Так, ударные [а] и [ а] суть изображение сильного движения воздуха, остальные ударные гласные [э], [о], [ у], [и], [ы], [у] призваны изображать затрудненное движение воздуха, или завихрения воздуха, которые возникают при обмахивании веером. Функции согласных звуков в фонетической системе этого поэтического текста также замыкаются на звукоизображении процесса движения веера, вызывающего движение воздуха. Обилие сонорных [j], [н], [м], [л] выражает также количество движения веера (и воздуха), как плавность, а сонорный [р] и шумные согласные [к], [п], [б], [т], звукоряды [стр ], [стр], [кр], [скр], [збр], [ск] и другие призваны изображать треск павлиньих перьев, из которых сделан веер.

Следует отметить также то, что первый ряд визуального текста представлен достаточно короткими в фонетическом отношении словами («вея», «юно», «яд») - от трех звуков (]ат]) до шести ([n jaHbix]), - что выражает короткие, частые взмахи веером. Второй же ряд наполняется словами средней ([плавнъ]) и сверхсредней фонетической длины ([разбрызгъл йс ]), - явное звукоизображение достаточно объемного, заметного движения веера и воздуха.

Ю. В. Казарин (Казарин 2004) предлагает образцы анализа языковых единиц поэтического текста: фоносмысловой анализ (Казарин 2004: 344-346), анализ словообразовательных единиц (Казарин 2004: 346-347); анализ лексических единиц (Казарин 2004: 347-349); анализ синтаксических единиц (Казарин 2004: 349-350). Методика, предложенная Ю. В. Казариным, нами, безусловно, учитывается, но подвергается корректировке и дополняется. Так, при анализе звуковой формы стихотворения С. Третьякова «Веер» особое внимание уделялось исследованию и интерпретации звукоизобразительных значений фонетических единиц. В тексте стихотворения не наличествуют устойчивые звукокомплексы анаграмматического характера. Однако следует отметить, что фонетическая форма этого текста насыщена аллитерационным комплексом [J + гласный]: jb, jb, ja, jb, ja, jy, ja, jb, jb, jn, jb, ja (всего двенадцать случаев), который дополняется рядом звукокомплексов с j в постпозиции по отношению к гласному - [гласный + j]: [oj], [3J], [oj], [oj], [3J] (всего пять случаев). Данный пример аллитерации выполняет сопутствующую функцию усиления общей (доминирующей) функции единиц фонетической формы стихотворения - звукоизобразительной.

Похожие диссертации на Функциональные типы поэтической графики : На материале русской поэзии XVII - XXI вв.