Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Камышников Александр Александрович

Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов
<
Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Камышников Александр Александрович. Концептосфера А. Меня : На материале богословских трудов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Таганрог, 2006.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/379

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы, связанные с проблемой исследования... 9

1.1. Основные особенности богословских взглядов А. Меня и отношение к ним представителей традиционного православия 9

1.2. Лингвокультурология и ее понятийный аппарат 13

1.3. Разнообразие подходов к пониманию термина «концепт» в современной лингвокультурологии 19

1.4. Структура культурного концепта и вопрос о классификации культурных концептов 29

1. 5. Понятие «концептосфера» 34

1. 6. Прецедентные тексты как единицы текстовой концептосферы 37

Выводы 43

ГЛАВА 2. Общехристианские концепты в традиционном православии и ,,, в богословских трудах А. Меня 46

2.1. Концепт Бог 50

2.2. Концепт вера 81

2.3. Концепт христианство 92

2.4. Концепт церковь 100

Выводы ПО

ГЛАВА 3. Нетипичные для традиционного православия концепты в богословских трудах А. Меня 112

3.1. Концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность; принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля 112

3.2. Сравнительный анализ концептов, нетипичных для традиционного православия, с концептами типичными 121

Выводы 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 127

СПИСОК БОГОСЛОВСКИХ ТРУДОВ А. МЕНЯ 130

СПИСОК БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 131

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Концепт Бог (расширенный вариант) 152

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Концепт Бог (по Библии) 179

Введение к работе

Наследие А. Меня, которое представляет собой очень значимый компонент современной духовной культуры нашего общества, изучено еще мало Внимание исследователей в основном привлекали его общие мировоззренческие установки, но детального и комплексного лингвокультурологического анализа концептосферы этого уникального богослова пока еще нет. В настоящее время, когда так изменилась роль церкви как социального института, когда изменился концептуальный, культурный фон жизни нашего общества и появился большой интерес к религиозным верованиям, появилась потребность осмысления обширного и глубокого наследия А. Меня не только с собственно богословских позиций, но и с позиций лингвокультурологии, ибо именно в религии и в языке коренятся все начала человеческой культуры. Объектом исследования являются концепты в богословских произведениях А. Меня и в трудах, относящихся к традиционному православному богословию. Предметом исследования является сравнительный лингвокультуроло-гический анализ ряда ведущих общерелигиозных концептов в трудах А. Меня и в традиционном богословии, а также концептов, которые используются А. Менем, но которые для традиционной догматики не типичны. На основании лингвокультурологического подхода богословское наследие А. Меня изучению еще не подвергалось. Этим определяется актуальность и новизна данного исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать ведущие концепты богословских трудов А. Меня и выяснить специфику его концептосферы по сравнению с традиционным православием.

Целью исследования определяются его задачи:

  1. Обосновать исходные теоретические положения исследования.

  2. Собрать материал для изучения.

  3. Выработать принципы собственного подхода к анализу изучаемого объекта.

  1. На основе этого подхода проанализировать весь собранный фактический материал, выделить в нем ведущие концепты и проанализировать их на основании выработанного подхода.

  2. Сопоставить концептуальное пространство А. Меня с концептуальным пространством православной традиции.

  3. В результате выполненного анализа выяснить особенности мировоззрения А. Меня по сравнению с православной традицией.

  4. Наметить перспективы дальнейшего изучения концептов, имеющих религиозную и общекультурную значимость, в избранном направлении.

Решение поставленных задач позволяет вынести на защиту следующие положения:

  1. Мировоззрение А. Меня представляет особый интерес, ибо в нем отразилась длительная эволюция мирового религиозного сознания и стремление осмыслить проблемы богословия с учетом общенаучных положений и духовных запросов, возможностей современного человека. В результате этого в произведениях А. Меня сложилась очень своеобразная индивидуальная концептосфера.

  2. В настоящее время понятие «концепт» привлекает большое внимание ученых. Сформировался ряд подходов к изучению концептов - психолингвистический, логический, лингвокультурологический, антропоцентрический. В связи с тем, что концепт многогранен, к его изучению плодотворно применение каждого из этих подходов. В данной диссертационной работе для исследования избран подход лингвокультурологический, который основан на понимании концепта как посредника между человеком и культурой. Этот подход плодотворен с разных точек зрения, в том числе и с той точки зрения, что позволяет достаточно убедительно и в деталях показать, в чем конкретно заключается связь мировоззрения А. Меня с традиционным православием, а в чем - отличие от него.

При лингвокультурологическом подходе концепты, функционирующие в изучаемом тексте, анализируются на базе прецедентных текстов. Ряд концептов из числа тех, которые лежат в основе мировоззрения А. Меня, анализируются на базе богословских трудов его предшественников и современников, т.е. анализ осуществляется на основе принципа от текста — к концепту.

Представилось целесообразным выделить концепты двух типов - общехристианские концепты и концепты, не являющиеся типичными для традиционного православия, ибо это дает возможность сопоставить его мировоззрение с положениями традиционного православия. В качестве общехристианских были проанализированы концепты Бог, вера, христианство, церковь, а в качестве тех, которые не являются типичными для традиционного православия, концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность, принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля. Основной результат выполненного лингвокультурологического сравнительного анализа избранных для изучения концептов заключается в том, что А. Мень, несмотря на то, что он внес в понимание каждого из концептов, включая и ведущие общехристианские концепты, элементы своего собственного понимания их, оставался, несомненно, в рамках православия. Основная специфика концептосферы А. Меня:

Наиболее широко в трудах А. Меня представлены концепты Бог, вера и христианство. Концепт церковь у А. Меня оказался менее ёмким, чем в православной традиции. У А. Меня более отчетливо просматривается тенденция не отождествлять церковь с верой.

Расхождения в семантике концептов Бог, вера и христианство у А. Меня и в традиционном православии в основном заключаются в том, на чем делается основной акцент. Так, например, у А. Меня делается акцент на том, что Бог познаваем, постижим в определенном смысле и в определенных условиях, и гораздо меньше используются компоненты концепта непознаваемый, непостижи-

7 мый, ибо связь человека с Богом у него характеризуется более тонко, разносторонне и явственно (см, с. 57-59), хотя и в традиционном православии можно найти использование компонентов познаваем, постижим в семантике этого концепта (см. с. 59). В содержании концепта вера акцент делается на том, что «внешнее исполнение обрядов — далеко не всегда показатель благополучия веры» [А. Мень, История религии, с. 8], хотя и у представителей догматического православия говорится о том, что «христианство, православие -это не только обряд» [А. Кураев, Вызов экуменизма, с. 225]. Семантика нетипичных для традиционного православия концептов, используемых А. Менем, практически почти полностью совпадает с семантикой типичных для православия концептов Бог, вера, христианство, так что в богословских трудах А. Меня эти концепты в силу своей емкости и многокомпонентное выступают как религиозные и общекультурные константы. 7. Критика мировоззрения А. Меня обусловлена, с одной стороны, тем, что его труды еще очень мало изучены, а с другой - тем, что есть противоречия у самих представителей догматического православия. Это отчетливо обнаруживается, например, в отрицательном их отношении к экуменистическим воззрениям А. Меня, ибо, когда дело касается прошлого, представители традиционного православия отмечали прогрессивную, объединяющую силу христианства по отношению к другим религиозным взглядам.

Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в том, что его результаты в целом способствуют дальнейшему развитию лингвокультурологического подхода к изучению концептосфер ЯЗЫКОВЫХ личностей, дальнейшему развитию лингвокультурологии и антропоцентрической лингвистики.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для подготовки учебных пособий по лингвокультурологическому анализу текста, а также при продолжении де-

8 тального изучения концептосферы А. Меня, что имеет значение для объективного осмысления его места и роли в развитии религиозной мысли, в духовной жизни нашего общества.

Материалом для исследования послужили проповеди, эссе, публицистические труды, очерки, религиозно-философские размышления и курсы лекций по основам богословия А. Меня; православная богословская литература; толковые словари русского языка, философские словари.

Методологической основой исследования является системный подход к объектам изучения, а также достижения последних лет в области лин-гвокультурологии и когнитивной лингвистики, лингвистики текста (работы Д.С. Лихачева, А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, З.Д. Поповой и И.А. Стернина, Е.С. Кубряковой, Г.Г. Слышкина, В.И. Карасика, О.Ы. Селиверстовой).

Методы и приемы исследования. При анализе объекта исследования и для решения поставленных задач использовались следующие основные методы: метод лингвистического наблюдения и описания, метод компонентного анализа, сравнительно-сопоставительный метод на основе элементов системного подхода к объекту изучения.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в докладах на Международной научно-практической конференции «Текст в системе высшего профессионального образования» (ТГПИ, г. Таганрог, 2004); на Межвузовской научно-теоретической конференции «Речь. Речевая деятельность. Текст» (ТГПИ, г. Таганрог, 2004); на Международной научной конференции «Русская философия и Православие в контексте мировой культуры» (Куб-ГУ, г. Краснодар, 2004), а таюке на ежегодной научно-практической конференции преподавателей ТГПИ в 2005 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка условных сокращений, списка проанализированных трудов А. Меня, библиографии и двух приложений.

Основные особенности богословских взглядов А. Меня и отношение к ним представителей традиционного православия

Для каждого, кому близки и дороги вопросы духовной культуры, личность А. Меня должна представлять особый интерес. Во взглядах А. Меня отражена длительная эволюция мирового религиозного сознания, конец которой — христианство. «На протяжении веков люди исходили несметное множество дорог и тропинок; они испытали и взвесили почти все, что в со-стоянии был охватить человеческий дух, — от мироотрицающеи мистики, до богоотрицающего материализма. И лишь тогда, когда пути эти были пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясь библейским языком, полнота времени» [Менъ, 1994, 7]. Мир оказался перед Откровением величайших тайн, и человеку были указаны пути к совершенной жизни. С грехопадением прародителей человеческого рода произошел сначала разрыв с Творцом и че ловечество впало в самые грубые формы идолопоклонства, но впоследствии под действием Промысла Божия человечество в результате длительной рели pj гиозной эволюции постепенно возвращалось к Творцу и к истинному богопо знанию. Восхождение - такова история человечества, а христианство - вершина этой горы. Человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь [Маслоу, 250].

Отношение А. Меня к многообразию религиозного опыта во многом - - не совпадает с официальным мнением Ортодоксальной Церкви. Так, в уче нии А. Меня отчетливо прослеживается то обстоятельство, что во всех религиях он видит искры единого огня. И это отношение к другим религиям оказывается более веротерпимым, чем в традиции. Допустим, в Основном богословии религиозный опыт многих святых Католической Церкви рассматри вается как «прелесть» (то есть обман чувств), а отношение к этому опыту в трудах А. Меня обычно положительное. Важно отметить и то, что он являлся сторонником экуменизма по отношению к разным течениям христианства. А. Меня обвиняли в «собственной научной недобросовестности (про являющейся в умышленном искажении первоисточников)» [Антиминсов, б].

Но он писал, что в его книгах «нет ничего такого, что не опиралось бы на первоисточники и на выводы современных исследователей». А. Мень считал, что его библейские комментарии и применяемые методы исследования Библии не посягают на духовный авторитет священной книги [Мень, 1971, 15 16], а духовный авторитет Библии состоит в том, что она содержит непогре шимое, безупречно верное учение б спасении человека. Воззрения А. Меня в этом отношении отличаются тем, что в осмыслении Библии и библейских персонажей ему в большей степени свойствен исторический подход, причем конкретные образы имеют для него многоплановый смысл.

В чем конкретно состоят расхождения А. Меня с традицией, «многочисленные и серьезные уклонения от православного вероучения»? [Антиминсов, 6].

Одно из главных расхождений - вопрос о достоверности Священного Писания. Церковное понимание достоверности Библии хорошо отражено в словах святого Иоанна Кронштадтского: «...все Священное Писание бого вдохновенно есть, как говорит Апостол, значит - истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басен и сказок, хотя есть притча, а не собственное сказание, где всякий видит, что речь идет приточная. Все Слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое нибудь сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Свя щенного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог» [Кронштадт ский, 102]. Для А. Меня в Библии (особенно в Ветхом Завете) далеко не все достоверно. А. Мень считал, что в основе библейских повествований лежат реальные сказания богодухновенного характера - откровения пророков. Но впоследствии, по прошествии веков, эти первоначальные пророчества обрас тали разнообразными легендами и вымыслами (сравни - русские народные былины). Таким образом, необходимо отделить историческую основу биб лейских повествований от фантастического элемента, так как повествования исторического характера переплетаются здесь с легендами и мифами.

Концепт Бог

«Гибель отца Александра чрезвычайно затрудняет выработку нормального отношения к его письменному наследию: посмертно отец Александр был лишен права на диалог,... светское и церковное общественное мнение разошлись в восприятии отца Александра» [Кураев, 178]. По мнению А. Кураєва, основная причина этого кроется в самом А. Мене, в его личности и в том пути церковного служения, по которому он шел. «Отец Александр был миссионером по всему складу своей души. А быть миссионером - это очень опасно. Миссионер, ушедший к язычникам, может потеряться среди них. Миссионер всегда немного вне Церкви. Он обращается к людям, далеким от Церкви, ...кроме языка, миссионер заимствует у своих собеседников еще и некоторые их представления. Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей» [Кураев, 179]. «Как о потерявшемся миссионере приходится говорить об отце Александре Мене потому, что он не смог ощутить ту грань, за которой уже нельзя идти ни на какие уступки ради сиюминутной эйфории всеоб-щего единомыслия и ради аплодисментов публики» [Кураев, 183]. Основной проблемой А. Меня как священника православной церкви, проповедника миссионера, писателя, общественного деятеля было, как считает А.Кураев то, что он был «батюшкой да», то есть не умел говорить пастве слово «нет». В результате этого в его взглядах (особенно в публичных выступлениях) зачастую находили поддержку модные религиозно-философские течения, не одобряемые ортодоксальной церковью: оккультизм (теософия, антропосо-фия, Агни Йога, уфология, парапсихология, труды Даниила Андреева, НЛО, нетрадиционная медицина и психолечение, спиритизм и др.). Кроме того, А. Мень был униатом, экуменистом, сторонником объединения Западной и

Восточной Церквей, глубоко симпатизировал протестантизму, в своей писа тельской деятельности высказывал прокатолические взгляды.

Впрочем, А. Кураев во многом оправдывает А. Меня. Дело в том, что идеи экуменизма витали в церковных кругах в период деятельности А. Меня, ежемесячно проходили братские встечи представителей Церквей-сестер.

Идея объединения христиан - общее настроение той поры. Основополагаю щим направлением в 60-70 годы была борьба с атеизмом, стремление привить атеистам веру, интерес к религии любыми путями, не спугнуть зарож-дающееся религиозное сознание. Именно в это время А. Мень пишет свои книги. На современном этапе на первый план выходят борьба с ересями, сектами, засилием инославия, антихристианскими течениями. В свое время А. Мень много сделал, чтобы привести людей в православную церковь и ко Христу. Нельзя судить его посмертно только за то, что ситуация в стране и в церковной жизни изменилась. Многие критики А. Меня просто не утруждают себя подобными вопросами. Принципиально важно выяснить, как все это отразилось (и отразилось ли вообще) на понимании основных концептов обще-христианского характера, и прежде всего на понимании самого ведущего концепта - концепта Бог.

Концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность; принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля

Наряду с концептами, типичными для традиционного православия, А. Мень использует некоторое количество концептов, традиционному православию не свойственных. Как правило, эти концепты характерны для философских трудов, и поэтому их семантический объем сопоставляется с тем, как они представлены в философских словарях и в философских трудах В.Н. Лосского. Но все они по сравнению с концептами, рассмотренными в главе 2, не принадлежат к числу частотных, так при классификации компонентов этих концептов им выделяется лишь две-три группы, как у концептов Абсолют, абсолютное, или они представлены вообще единичными употреблениями.

Для А. Меня — это неведомые глубины бытия, где царит абсолют, который является Перворазумом мира и к которому стремится и вера, и знание. Эти же семантические компоненты содержатся и в концепте Бог. Б философских словарях Абсолют прямо отождествляется с Богом. Обращает на себя внимание, что А. Мень употребляет слово Абсолют часто тогда, когда говорит не о православии, а о других верованиях, о других системах взглядов (мистики, пантеизм и др.).

II. Качества концепта

Качества объекта, для обозначения которого используется слово Абсолют, - абсолютное совершенство, неисчерапаемость, всеохватный характер - при внимательном анализе можно обнаружить и в составе компонентов концепта Бог. Обращает на себя внимание то, что «непостижимая сущность Абсолюта транцедентальна человеку», А. Мень все же отличает в творческом акте уничтожает пропасть между собой и миром, что тоже есть в составе компонентов концепта Бог у А. Меня: «Творец совершенно не сравним с тварью, но Он безмерно превышает тварь, что между ним и тварью онтологическая бездна, и мост через эту бездну может перебросить только милосердие Творца к своему творению» [34, с. 12].

Концепт Абсолютное

Компоненты, входящие в состав семантики концепта Абсолютное, полностью подтверждают то, что было сказано о концепте Абсолют: Абсолютное для А. Меня - это «Абсолютное Начало - Бог» [7, с. 240], для которого характерны в принципе те же качества, которые представлены и в концепте Абсолют, и в концепте Бог, который, конечно, является несравненно более емким концептом.

Концепты Запредельный, Голос

Запредельный у А. Меня - Бог (см. комментарии к таблице концепта Бог), но слово это для обозначения Бога используется весьма ограниченно (см. набор компонентов этого концепта). Голос - это для А. Меня «Голос Божий» [9, с. 3, 15].