Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приёмы субъективации в современной русской прозе: явления модификации Попова Галина Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Галина Борисовна. Приёмы субъективации в современной русской прозе: явления модификации: автореферат дис. ... кандидата филологические наук: 10.02.01 / Попова Галина Борисовна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»].- Улан-Удэ, 2011.- 20 с.

Введение к работе

Актуальность темы определяется новыми тенденциями в языке художественной прозы, а именно все большей субъективацией художественного текста и стремлением авторов модифицировать уже известные приёмы субъективации. Актуальность темы заключается также в том, что исследование связано с перспективным направлением филологии – стилистикой текста, в русле которого исследуются процессы, происходящие в языке современной художественной литературы.

Цель работы – исследовать модификацию приёмов субъективации авторского повествования в языке современной прозы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Определить конструктивные элементы языковой композиции современного прозаического текста.

2. Выделить модификацию традиционных словесных приёмов субъективации: прямой речи, несобственно-прямой речи, внутренней речи — в современной русской прозе.

3. Проанализировать графические приёмы субъективации авторского повествования.

4. Рассмотреть взаимодействие словесных и композиционных приёмов субъективации в текстах современной русской прозы.

Объектом исследования является субъективированное повествование в современной русской прозе.

Предметом исследования является модификация словесных приёмов субъективации, а также взаимодействие словесных и композиционных приёмов в современной русской прозе.

Модификация приёмов субъективации авторского повествования исследовались нами на материале текстов произведений современной русской художественной прозы конца XX - начала XXI вв.

В диссертации проанализированы произведения более шестидесяти авторов, среди которых И. Абузяров, В. Аксёнов, Д. Бортников, В. Вайнерман, С. Василенко, А. Гаффар, М. Гейде, Н. Горлова, Е. Гришковец, Д. Гуцко, О. Железков, Ю. Мамлеев, А. Найман, В. Орлова, Л. Петрушевская, Е. Попов, З. Прилепин, В. Пьецух, А. Слаповский, Т. Толстая, М. Шишкин и др. Хотя писатели принадлежат к разным литературным направлениям: новому реализму, постмодернизму, метафизическому реализму, постреализму, в языке их произведений наблюдается общая тенденция к субъективированному повествованию и его модификации.

Методологическую основу исследования составили труды Г.Д. Ахметовой, М.М. Бахтина, Н.С. Болотновой, Н.С. Валгиной, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Л.С. Выготского, И. Р. Гальперина, А.И. Горшкова, Г.А. Золотовой, Л.Г. Кайды, И.И. Ковтуновой, Н.А. Кожевниковой, Б.О. Кормана, В.Г. Костомарова, Н.А. Николиной, Е.В. Падучевой, Г.Я. Солганика, Б. А. Успенского, Ф. Шмида и др.

Работы данных учёных посвящены проблемам изучения литературного произведения (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.); анализу, интерпретации литературного текста (Г.Д. Ахметова, А.И. Горшков, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик, Б.А. Успенский и др.); анализу единства формы и содержания художественного текста (Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, В.В. Одинцов и др.); анализу образа автора (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, В.В. Одинцов и др.); полифоничности, диалогичности текста (М.М. Бахтин); теории нарратива (Е.В. Падучева, В. Шмид); изменениям в языковой композиции художественного и публицистического текстов (Г.Д. Ахметова, Л.Г. Кайда и др.); проблемам актуального членения предложения и коммуникативного синтаксиса, динамики языка (Н.С. Валгина, Г.А. Золотова, И.И. Ковтунова, В.Г. Костомаров, Н.А. Николина и др.);

Методы исследования. Ведущим в диссертации является метод наблюдения за особенностями языковой композиции текста анализируемых произведений. Используются также следующие методы: композиционный анализ, сопоставительный анализ, контекстологический анализ.

Научная новизна исследования состоит в анализе словесных и композиционных приёмов субъективации в аспекте их модификации в языке современной русской прозы. Кроме того, выявляется взаимодействие словесных и композиционных приёмов субъективации, что представляет собой модификацию указанных приёмов, а также исследуется использование графических приёмов субъективации и их участие в интенсификации субъективации.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в работе продолжается исследование проблем стилистики текста, связанных с языковой организацией художественного текста, а именно с выявлением тенденций в языке художественной прозы. Обращение к субъективированному повествованию предполагает прежде всего исследование антропоцентрического начала в тексте, что расширяет представление о том, как человек проявляет себя в языке («Человек в языке» и «Язык в человеке»).

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в преподавании вузовского курса стилистики русского языка, филологического анализа текста, истории русской литературы, а также в средней школе на уроках русского языка и литературы

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Субъективированное повествование является важным компонентом языковой организации художественного текста, позволяющим наиболее полно воплотить авторский замысел.

  2. Словесные приёмы субъективации имеют тенденцию к модификации: невыделенная прямая речь, парцеллированная внутренняя речь; линейный диалог, свернутый диалог.

  3. В художественном тексте словесные приёмы субъективации (как традиционные и модифицированные) взаимодействуют с композиционными приёмами.

  4. Одним из приёмов, модифицирующих субъективацию авторского повествования, является графический приём.

Структура и объем работы. Поставленная цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка источников, приложения, куда помещены произведения малых жанров, имеющих малый объём, но наполненных большим содержанием субъективированного повествования (рассказы с ладонь).

Похожие диссертации на Приёмы субъективации в современной русской прозе: явления модификации