Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Бедей Анна Михайловна

Антиглобализм в России :Социально-философский анализ
<
Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ Антиглобализм в России :Социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бедей Анна Михайловна. Антиглобализм в России :Социально-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : СПб., 2004 165 c. РГБ ОД, 61:05-9/213

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен глобализма в современном мире

1.1. Сущность американского глобализма 13

1.2. Социально-философские предпосылки возникновения антиглобализма 50

Глава 2. Основные направления антиглобализма в России

2.1. Мировой антиглобализм 83

2.2. Теоретические основания антиглобализма в России 110

2.3. Типологизация направлений антиглобализма в России 133

Заключение 151

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации затронули все сферы человеческой жизни, стали неким символом социального времени и пространства. Мировые интеграционные взаимосвязи коснулись не только основ социума, который под воздействием этих процессов трансформируется и меняет вектор своего развития, но затронули и каждого отдельного человека, способ его существования и смысл жизни. Исследование глобализации и ее идеологии - глобализма, невозможно без анализа ее альтернативной модели антиглобализма.

Процесс глобализации в современном мире неоднозначен, противоречив и сложен. Всепроникающие интеграционные процессы породили множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, военно-политического, конфессионального, демографического и нравственного характера.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы и правила игры, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного управляемого мирового сообщества. Глобализация на сущностном уровне предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни по принципу «господства - подчинения», хотя подчас это и не фиксируется обыденным сознанием.

Сегодня для нас принципиально важным является вопрос о том, какое место в этих интеграционных процессах займет Россия, какую роль она будет играть в системе «нового мирового порядка»? Впишется ли она в идеологию «сверхзападнизма»? Или она сможет возглавить антиглобалистское движение? В этом аспекте необходимо понять направленность антиглобалистского движения не только в России, но и во всем мире. Выявляя природу и содержание антиглобализма, как в известной мере антипода глобализма в реаль-

ных интеграционных процессах мира важно понять, станет ли это новое движение реальной позитивной силой или пойдет по оппортунистическому пути смягчения идеологии и практики глобализма, его «гуманизации».

От решения этих и многих других проблем зависит то, как будет развиваться человечество, которому брошен серьезный вызов глобализмом «по-американски» в настоящем и ближайшем будущем. Поэтому динамика глобализма и антиглобализма в современном мире, их внутренние и внешние противоречия предполагают настоятельную необходимость целостного философского осмысления глобализации как всепроникающего социального процесса в мире и антиглобализма как нового социального явления.

Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается истинностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество полученной информации. Проблема «глобализм-антиглобализм» привлекла внимание многих философов, ученых, государственных деятелей, политиков, журналистов и служителей церкви. Теоретические построения западной философии глобализма представлены в работе концепциями С. Хантингтона, 3. Бжезинского, Ф. Фукуямы, К. Поппера, Ж. Аттали. В целом, исследование феномена западного глобализма обладает большей полнотой в сравнении с разработанностью проблемы антиглобализма. Антиглобалистское движение постоянно растет и развивается, затронув многие страны и народы, но, несмотря на растущий масштаб движения, теоретико-философское его осмысление остается пока малоизученной темой. Антиглобализм начал распространяться как массовое движение именно тогда, когда последствия глобализации стали очевидными для мыслящих слоев населения и активной части молодежи. Процесс глобализации оказался настолько сложным и противоречивым, основательно затронув интересы самых различных социальных слоев, что даже в каждой из групп исследователей (а к ним можно отнести левых и правых, марксистов неолибералов и т.д.) невозможно выявить единства в трактовке

феноменов глобализации, глобализма и антиглобализма. Обзор научного и научно-публицистического материала показывает, насколько неоднозначно интерпретируют феномен антиглобализма философы, ученые, политические деятели и публицисты. Растущее снизу и не прогнозировавшееся в явном виде большинством ученых, историческое социальное движение масс — антиглобализм, опережает теоретические программные построения и сценарии мыслителей.

В то же время в исследовании было важно выявить некоторые истоки антиглобализма, объективные основы возникновения новой альтернативы. Теоретики и практики антиглобалистского движения (К. Агитон, Э. Валлер-стайн, А.А. Цветков и др.) отмечают, что по генезису, по принципам, по масштабам это движение напоминает волну «новых левых» 1968 г. В то же время, очевидно, что без мощного профсоюзного движения и левых партий, интеллектуальной элиты такой масштаб движения и его популярность были бы невозможны.

Систематическое исследование этого движения еще крайне далеко от своего завершения. Этой теме посвящены лишь немногие монографии, среди них можно выделить работу А.В. Бузгалина «Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения»; коллективную монографию «Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста», (составлена А.Ю. Ашкеровым; под редакцией А.А. Цветкова), опубликован также сборник статей «Антология современного анархизма и левого радикализма». К числу первых доступных материалов можно отнести многообразные сайты в сети Интернет, содержащие не слишком систематизированные массивы информации и несколько сот статей, затрагивающие эти проблемы.

Отрадно, что сегодня, феномену антиглобализма посвящены международные форумы, конференции и семинары в которых нашла отражение информация о нем.

В настоящее время доминирующими тенденциями в исследовании антиглобализма является выявление негативных последствий глобализма «по-американски». Ряд авторов (А.С. Панарин, А.А. Зиновьев, ГЛА. Зюганов, В.В. Гречаный, И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляев, Исаев Б.А.и др.) пытаются создать целостную научную базу, социально-критическую теорию глобализма. Фундаментальные исследования этих авторов могут стать в некоторой степени толчком, который поможет протестному оппозиционному движению оформиться идеологически. В нашей стране исследования антиглобализма основывается на более широком и многогранном анализе, т.к. движение противников империалистической глобализации в России имеет гораздо более свежую историю, чем во всем мире, поскольку оно связано с поиском реальных исторических альтернатив в социальной, экономической, политической областях, нежели глобализм «по-американски».

Относительно освещения феномена антиглобализма в России, надо отметить, что здесь нет сложившихся тенденций или закономерностей. Как уже отмечалось выше новое социальное явление «антиглобализм» весьма противоречиво. Работы и публикации на эту тему носят довольно неоднозначный и порой диаметрально противоположный характер. В среде исследователей этой проблемы нет общих мнений даже относительно названия данного феномена, сами участники движения не приемлют ярлык «антиглобалистов», в этой связи в публикациях их называют как «альтерглобалистами», так и «массовой антиглобалистской альтернативой», а также «движением против корпоративной глобализации», «альтернативным глобализмом». Все это не может не осложнять осмысление данного феномена, как по форме, так и по содержанию. Определить идеологическую базу движения, выявить его системность крайне сложно, поскольку он подвержен влиянию многообразных политических мнений, которые представляют различные социальные интересы, что вызывает противоречия и конфронтацию внутри самого движения, препятствуя созданию полной и целостной картины антиглобализма в совре-

менном мире. В целом, по нашему мнению, социально-философский анализ этого социально-политического направления носит фрагментарный характер и это является доминирующим в исследовании антиглобализма.

Отметим также, что как это не парадоксально, на Западе, особенно в академической среде, сохраняются более лояльные оценки антиглобалистко-го движения, в то время как в России не только глобализм «по-американски» является предметом резкой критики, но и к антиглобализму отношение довольно осторожное и неоднозначное.

Еще одним направлением в исследовании «антиглобализма» являются работы непосредственных участников этого движения. За пределами России наиболее известными практиками и одновременно теоретиками-идеологами движения являются Н. Хомский, Т. Негри, X. Бей, С. Джордж, С. Хоум, суб-команданте Маркое, У. Белло, С. Жижек, Л. Ларуш и многие другие. В России известны активисты антиглобалисткого движения и его теоретики — А.В, Бузгалин, А.А. Цветков, Б.А. Кагарлицкий, Л.А. Булавка и др. Уже складывается определенная теоретическая база, где на первый план выходят исследования западного глобализма а, следовательно, направленность этих работ антиглобалистская. Такие отечественные философы как А.С. Пана-рин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов и др. пытаются создать теоретические основания и базовую концепцию для новой, необходимой альтернативы нынешнему капитализму. Подчеркивается настоятельная необходимость выработки важнейших стратегических задач в ближайшем будущем: созревание качественно новой протестной силы, способной затронуть сами основы глобализма «по-американски».

Исследований, посвященных непосредственно проблеме сущности антиглобализма, значительно меньше в сравнении с серьезными критическими рассуждениями о процессах глобализации, о неравномерности развития человечества в современном мире, о возможных перспективах и сложностях глобально-интеграционных процессов.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы — социально-философский анализ антиглобализма в России в контексте социогуманитар-ных знаний. Выявление собственных особенных черт новой социальной реальности - антиглобализма. Попытка создать целостную картину нового социального феномена, раскрыть его роль и место в современном историческом развитии. Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи исследования:

проанализировать содержание и выявить сущность глобализма «по-американски»;

выявить предпосылки возникновения феномена антиглобализма в современном мире;

раскрыть природу антиглобализма, его принципы и противоречия в мировом оппозиционном движении;

рассмотреть идейную базу критических концепций глобализма в России;

обосновать типологизацию направлений антиглобализма в России;

исследовать динамику развития нового протестного движения — антиглобализма и его перспективы.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные понятия и категории диалектики (принципы всеобщей связи и развития, категории процесса и момента процесса, части и целого, сущности и явления, противоречия, единичного, особенного и всеобщего, пространства и времени, сознательного и бессознательного и др.). Научная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом из области социальной философии, в которой рассматриваются и формулируются такие проблемы, как социальная онтология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные из-

менения и социальные противоречия, затронуты также области специальной социологической теории, антропологии, демографии и этнологии.

Методологической основой диссертационной работы послужили диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях современного мира сущность и содержание явлений глобализации, глобализма и антиглобализма. Был использован также компаративный метод, в частности метод аналогий и противопоставлений, позволяющей проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их тождество и различия. В диссертационной работе использованы материалы международных форумов, семинаров и конференций, документы и программы политических партий, объединений и союзов по исследуемой тематике.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе осуществлено системное исследование нового социального феномена - антиглобализма, проведен социально-философский анализ этого движения как в контексте мировых протестных сил, так и в рамках особенностей России. Современные глобально-интеграционные процессы, воспроизводятся как объективная данность, преднаходимость, по существу не оставляющие выбора человечеству, т.е. идеологически их можно интерпретировать как разновидность глобального тоталитаризма. Доказано, что возникновение и развитие качественно нового социального феномена - антиглобализма носит крайне противоречивый характер и определяется, как неразвитое целое, с еще формирующейся структурой взаимосвязи и взаимодействия, а глобализм и антиглобализм понимаются как полюсы глобализационных процессов в мире.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:

1). Объективными предпосылками возникновения антиглобализма являются экономическая неоднородность мира и ее поляризация, резкое социальное неравенство развивающихся стран, образование «сверхэкономики», «сверхгосударственности», «сверхидеологии», «сверхуправления», диктат усредненности в многообразии форм социальной, культурной и этнонацио-нальной жизни, а также демографические, конфессиональные противоречия.

2). Антиглобалистское движение остается противоречивым социальным феноменом, по своим экономическим, политическим, социальным и культурным основаниям. Идеология антиглобализма в той форме, в которой она существует сейчас, зародилась внутри европейского «среднего класса», который быстро и чутко отреагировал на разрушение системы экономических и социальных гарантий и, таким образом, пытается лишь реформировать существующее мироустройство. Перспективу гуманизации неолиберальной экономики и общества, как правило, поддерживают респектабельные и обеспеченные участники движения. Создание и финансирование доминирующих антиглобалистских организаций в известной степени осуществляется западноевропейской экономической и социальной элитой, например, партии «зеленых» т.е. само движение существует за счет капитализма, который пытается критиковать.

В политической сфере антиглобалистское движение выступает против милитаризма и агрессии НАТО (Организация североатлантического договора), выдвигает антивоенные требования, но одновременно участники движения находятся в пространстве стран, входящих в этот и другие милитаристские блоки.

В культурной области для сторонников антиглобалистского движения характерно неприятие распространения универсализма и унификации, вытеснения национальных культур и религий. На практике антиглобалистское

движение, борясь за национально-государственные особенности, стремится создать свои надгосударственные и глобальные структуры организации (например, по сетевому принципу). В целом антиглобалистское движение непосредственно интегрировано в пространство массовой западной культуры, отчасти, являясь ее носителем.

3). Антиглобализм органически связан как с традиционными формами оппозиции, так и противостоит сверхгосударственности, сверхэкономики, сверхидеологии и сверхуправляемости, т.е. отчужденности человека в современном социуме, в котором глобальное потребительское общество создает и воспроизводит самого потребителя.

4). Антиглобализм понимается не только как противоречивое социальное явление, но и как позитивное, диалектическое отрицание глобализма «по-американски», как один из реальных социальных вызовов современного общества глобальному тоталитаризму.

5). «Антиглобализм» в России воспроизводится в двух аспектах: в узком смысле слова - речь идет о движении, которое непосредственно ассоциировало себя с этим именем, в этой связи оно является молодым и ограниченным как по кругу участников, так и по своим социально-политическим задачам; в широком смысле слова — это движение противников капиталистической глобализации в России имеет, более длительную историческую память и представляет реальную, альтернативную интеграционную модель развития общества, основанного на справедливости, гуманности, добротолюбии, нестяжательстве, державности сохранении «цветущей» сложности мира.

б). Социально-философская критика современного глобализма отечественными философами, учеными, писателями, публицистами может рассматриваться как определенный теоретический фундамент антиглобализма в России, Практически же постепенно зарождается протест достаточно широких народных масс, идущий «снизу», который является своего рода ответом

на вызовы глобализма. Таким образом, в антиглобализме наличествует момент рефлексивности когда теоретические поиски, т.е. момент сознательного отчасти реализуется в социальной практике.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и объединение большого по объему противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового социального явления - антиглобализма в современном обществе. Философско-методологический и социально-философский анализ процессов глобализации и антиглобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества. В диссертации отражена динамика и противоречия глобализма, негативные последствия эволюции которого стали толчком к формированию новой оппозиционной силы в мире.

Уже в ближайшем будущем станет понятно, сможет ли антиглобализм стать реальной альтернативой глобализму, либо же это движение останется стихийным и временным.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления острых экономических, социокультурных, национальных и религиозных противоречий и путей их разрешения ноосферным социализмом. Материалы диссертации пополняют теоретический и фактический фонд преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологи, этнологии.

Сущность американского глобализма

Проблема глобализма с каждым днем становится все более актуальной. Феномен глобализма неоднозначен, противоречив и сложен. Многие теоретики уделяют пристальное внимание этому явлению, а сам глобализм стал неким символом наступившей эпохи.

Экономические, военно-политические, социокультурные, духовные проблемы, связанные с повсеместным влиянием глобализма; возникновение антиглобализма; противостояние «золотого миллиарда» остальному человечеству, вот далеко не полный перечень актуальных вопросов волнующих мир сегодня.

Сказанное требует более глубокого философского осмысления данной проблематики, раскрытия социальной природы и внутренней структуры феноменов глобализма и антиглобализма. В данной главе предпринята попытка анализа различных исторических и современных концепций, мнений, взглядов, наблюдений, их сопоставление и тем самым, выявления сущности американского глобализма и предпосылок возникновения антиглобализма.

Для объективного понимания сущности современного социально-исторического процесса необходимо дифференцировать два различных понятия - глобализацию и глобализм.

Сегодня существует множество определений понятий «глобализация» и «глобализм». Среди них можно выявить тождество и различие. В течение последних двух веков в социуме интенсивно набирает силу процесс экономической, политической и культурной и информационной интеграции1.

Одной из доминирующих характеристик глобализации является невиданная универсализация экономических отношений, где экономика властвует над другими формами социального бытия и предъявляет модели его унификации, избрав в качестве собственно этикоонтологического принципа — тотальный обмен, тотальную обратимость1.

Глобализм, в его современной форме умоляет роль суверенных национальных государств, их традиционных религиозных и светских ценностей, направлен на утверждение однополюсного мира, под которым завуалировано реальное противоборство США и его сателлитов со всем остальным миром. Осуществляемая сегодня политика глобализма может привести к расколу всего человечества на «золотой миллиард» и остальную его часть, что порождает противоречия глобализму в виде многочисленных социальных движений, основным из которых является антиглобализм. Глобализм, поэтому определяется, как навязанная миру социальная модель экономического и по-литического доминирования западной цивилизации под эгидой США .

После окончания «холодной войны» наша цивилизация в XXI веке вступила в новую реальность, где безраздельно властвует и управляет ее триумфатор - Соединенные Штаты Америки. Распад СССР означал, что прежние правила, нормы, системы сдержек и противовесов исчезли. Уход коммунистической сверхдержавы с исторической арены, всеобщее торжество рыночных отношений и идей, так называемого, демократического преобразования мира не означает окончание глобального контроля США над миром. Напротив, новое время, знаменует собой неограниченные возможности для единственной сверхдержавы, обещает ей весь мир и все его богатства, небывалый прогресс и недосягаемый исторический отрыв. Таким образом, США начали ощущать свое неслыханное превосходство и осознавать отсутствие, каких бы то ни было, препятствий. Апологеты и идеологи однополюсной гегемонии еще с большей силой призывают американскую элиту воспользоваться уникальным историческим шансом. М. Олбрайт, определяя американскую стратегию, заявила всему миру о том, что США должны быть больше, чем просто мировая аудитория или просто действующие лица, они должны стать творцами мировой истории нашего времени, соответственно, американская мощь должна быть задействована, чтобы воздействовать на историю и законы1.

Сегодня, существует множество западных концепций и сценариев дальнейшего переустройства и развития нашей цивилизации.

Формирование идеологии американской империи обусловлено, прежде всего, геополитической концепцией глобалистов. После окончания «холодной войны» в западной теории ведущее место заняла концепция «неоатлан-тизма», согласно которой западная цивилизация превосходит все остальные и это превосходство определено климатом. Наряду с этим поддерживается традиционная для атлантизма линия конфронтации с Хартлендом, которая считается незаконченной даже с распадом главного противника - СССР, и предрекает образование новых евразийских блоков, основанных на цивили-зационных традициях и устойчивых этнических архетипах. Одним из ярких представителей неоатлантизма является директор Института стратегических исследований им. Дж. Олина при Гарвардском университете (своего рода питомник правящей американской элиты) - С. Хантингтон, поклонник идейных построений классика геополитики X. Маккиндера (суть основной идеи Мак-киндера состояла в том, что роль осевого региона мировой политики и истории отводится огромное внутреннее пространство Евразии и господство над этим пространством может явиться основой для мирового господства). Его, по праву, можно назвать первым ученым, постулировавшим глобальную геополитическую модель2. В своей книге «Столкновение цивилизаций и восстановление мирового порядка», Хантингтон предполагает возникновение конфликта глобальной политики между нациями и группами, принадлежащим к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Различия между цивилизациями вызовут главный мировой конфликт, среди них - история, культура, язык, традиции, религия. Хантингтон также подчеркивает значимость международных организаций для Западного мира, т.к. с их помощью

Социально-философские предпосылки возникновения антиглобализма

Процессы глобализации привели к взаимопроникновению и взаимопоглощению различных обществ в новое сверхобщество, к мировой стандартизации и унификации. Данная тенденция привела к экономическим, социальным, политическим, демографическим, геополитическим, конфессиональным, культурным, духовным, нравственным проблемам, которые дали толчок к формированию стратегии антиглобализма.

Одна из самых важных причин появления антиглобализма в современном мире - это глобальная экономическая экспансия, которая является движущей силой всех процессов глобализации, развивающихся по правилам международных наднациональных институтов, таких как ТНК, МВФ, Все- мирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк (ВБ) и др., о чем говорилось ранее.

Неолиберальные правила глобальной торговли привели к концентрации власти и богатства в одних руках - у «золотого миллиарда». Власть капитала стала тотальной, охватила весь мир и, следовательно, подчинила все сферы человеческой жизни. Власть единого мирового капитала, использует преимущества своей транснациональной кооперации и мобильности, что позволяет ему формировать свое господство в мире, и тем самым, укреплять диспропорции и противоречия между странами, социальными и национальными группами .

Исследуя функционирование мировых экономических институтов, американский профессор экономики Э. Саттон приходит к выводу о том, что за всеми операциями международных банков стоит тайная деятельность "ордена". В своей книге «Власть доллара» Саттон раскрывает множество тайн Федеральной резервной системы (ФРС), главной международной финансовой системы Соединенных Штатов, под контролем которой находится хождение доллара во всем мире2.

Фундаментом, на котором основывается экономика США, является долговая пирамида. Она характеризуется постоянным и высоким темпом роста денежной массы, потребительского и корпоративного кредитов, внешнеторгового дефицита и зависимости экономики США от притока иностранного капитала. Целью такой экономики является формирование доверия к себе со стороны крупных и мелких инвесторов.

Модель американской экономической глобализации использует доллар в качестве главной мировой расчетной единицы не только без соответствующего обеспечения, но, и что самое опасное, без контроля со стороны иных участников мировой экономики за осуществляемой ФРС эмиссией.

Такая модель является схемой решения всех внутренних экономических проблем Америки. Данная модель экономических махинаций была разработана при Ф. Рузвельте, он предполагал, что доллар превратится в мировую валюту и сброс образующейся инфляционной массы ляжет на плечи менее развитых стран, что означает, по сути, их эксплуатацию. Сегодня, как мы можем заметить, такая модель экономических спекуляций успешно прижилась и работает во всем мире.

Многие ученые пришли к выводу, что современный мир строится не для всех, а исключительно для богатых и мы столкнулись не просто с глобализацией - естественным интеграционным процессом, но с "глобальной гегемонией корпоративного капитала" (А.В. Бузгалин, Н. Хомский, Э. Валлерстайн, Т. Негри, И. Шамир и др.).

Известный американский философ Н. Хомский в своих работах анализирует, к чему приводят политика неолиберализма и делает вывод, что любой, кто подчиняется политике свободного рынка, в неизбежности терпит крах и погибает. Вот почему страны «третьего мира» находятся в таком катастрофическом положении. Политика свободного рынка была навязана «третьему миру» и всем развивающимся странам, как раз со стороны тех, кто всегда игнорировал все эти либеральные, уничтожающие принципы и установки. Суть существующей капиталистической системы заключается в следующем - прибыль приватизируется, а расходы социализируются, - отмечает Хомский. Сегодня ведется настоящая классовая война. Эта война ведется между рядовыми представителями рабочего класса и представителями элитарного либерализма, которые притесняют первых. Одна из работ Хомского так и называется «Классовая война». В этой работе автор наряду с другими проблемами, критикует действия частных корпораций, чьей целью, прежде всего, является реализация исключительно своих интересов, получение прибыли и участие в рыночных спекуляциях. Простые люди и рабочие вынуждены подчиняться рыночной дисциплине, но это приносит им только вред и разорение.

Сегодня, стало очевидным, чем обернулась приватизация для большинства стран, которую так настоятельно навязывали идеологи неолиберализма. Приватизация, превозносимая до небес, - отмечает Хомский, - означала буквально следующее: «общественные активы были отданы за крупицу их стоимости богатым друзьям президента» . Результаты приватизации во всех странах всегда одни и те же: быстрый рост числа миллионеров, резкое снижение заработной платы и ухудшение социальных условий. В итоге, приватизируется только прибыль, а долги социализируются. Лишь элитные круги обогащаются за счет приватизации, как, например, это происходило в Латинской Америке. Мексика стала показательной для всех, эта страна четко следовала правилам Вашингтонского соглашения (либерализация торговли и финансов, сведения к нулю инфляции, право рынка устанавливать цену, приватизация). К чему привели эти правила, стало известно в 1994 году, когда экономика Мексики окунулась в беспросветный кризис. Бедность в стране увеличивалась так же стремительно, как и количество миллионеров, разбогатевших за счет притока спекулятивного иностранного капитала. Сегодня половина мексиканцев живет ниже прожиточного минимума.

Мировой антиглобализм

За последние годы антиглобалистское движение прокатилось по всему миру и стало принципиально значимым событием нашей жизни, качественно новым социальным явлением. Антиглобализм стал неотъемлемым социальным феноменом XXI в., но остающимся неоднозначным в его основных характеристиках.

Относительно антиглобализма не существует единства мнений, нет четких понятий и однозначных оценок этого явления. Феномен антиглобализма требует серьезного философского осмысления его социальной природы и диалектического исследования, рассматривающего предпосылки возникновения и динамику развития.

Сегодня антиглобализм у всех на слуху, но его систематическое исследование только еще начинается. Необходимо понять какой характер в целом имеет антиглобалистское движение? Сможет ли оно стать реальной альтернативой господствующей ныне модели глобализации и не интерпретироваться в особого рода глобализацию — гуманистическую, превращаясь в свою рефлексию.

Широкое распространение и развитие антиглобалистского движения начинается в 90-е годы в самых постиндустриально и информационно развитых стран, т.е. на исторической родине глобализма. Это выразилось в антиглобалистском движении в Европе и США, возрождении левых идей, настроений и мощного профсоюзного, экологического, феминистического и др. протестных сил в западных странах.

Второе направление в развитии антиглобализма — страны третьего мира.

Третьим направлением, на которое нам хотелось бы обратить особое внимание является радикальная исламская оппозиция, спровоцированная Западом. Вызвано это мощное сопротивление — вестернизацией Востока, использованием мусульманского мира в качестве инструмента достижения своих (западных) идеологических, экономических, геополитических и культурных целей, а исламское противоборство - это попытка Востока отстоять свою самобытную культуру и религию - ислам, ценности и традиции.

В четвертых, совершенно особый вид антиглобализма, на наш взгляд, существует в России, чье противоборство с Западом обусловлено ходом и итогами «холодной войны», т.е. имеет длительные исторические основания. Несмотря на крушение социализма - модели развития, альтернативной капиталистической, Запад по-прежнему опасается возникновения на нашей территории великой альтернативы и способность «непредсказуемой» России в любой момент возглавить оппозицию. Надо отметить, что противоборство России и Запада уходит корнями в «русскую идею», где доминировал принцип соборности и возможность дальнейшего «самобытного» (некапиталистического) пути России; неприятие европейской цивилизации (критика частной собственности, буржуазного индивидуализма); предельное выражение национального характера (Н.А. Бердяев).

Систематизируя новое социальное движение - антиглобализм, можно выделить в нем две основные тенденции - радикальную (революционную) и умеренную. Первая представляет собой полное неприятие западного глобализма и выражается в активной борьбе, вторая, ограничивается отдельной критикой процессов глобализации. На Западе, как правило, можно наблюдать умеренную форму антиглобализма, в отличие от мусульманских стран и стран «третьего мира», где антиглобализм выражается в революционной борьбе. В России, на наш взгляд, формируется смешанная, довольно эклектичная форма антиглобалистских настроений — от умеренной критики до полного и категоричного неприятия западного глобализма (характерно преимущественно для левых организаций).

В целом антиглобалистское движение достаточно разрознено, и охарактеризовать его можно как широкую коалицию левых сил, леворадикальных, либерально-прогрессистских и национально окрашенных объединений, от левых либералов до самых крайних правых анархистов и нациолистов.

Понятия «антиглобализм» еще не получило распространения, когда в 1994 г. на юге Мексики в штате Чапас поднял индейское восстание никому еще не известный субкоманданте Маркое. Повстанцы чаще называли партизанского вождя «тата» т.е. «предок», в их восприятии он совпадал с мифологическим образом прародителя, пришедшего спасти мир.

В университете Мехико Маркое закончил философский факультет, изданы его интереснейшие статьи, рассказы, открытые письма и стихи, которые мгновенно стали классикой зародившегося тогда во всем мире антиглобализма. Поводом к вооруженному сопротивлению для субкоманданте Маркоса и его Сапатистской армии национального освобождения (Ejercito Zapatista de Liberacion Nacionai) послужил договор о свободной торговле в Северной Америке (США, Канада, Мексика) - НАФТА. Согласно этому договору еще не вскрытая нефть штата Чапас достается западным корпорациям. Субкоманданте Маркое объявил священную войну империи ТНК, утверждая, что новая мировая война будет фажданской, линия фронта ляжет между разбуженным населением и транснациональной буржуазией, на стороне которой остаются масс-медиа и силовые структуры. Причиной этой войны стало стремление транснациональной олигархии и местного марионеточного правительства отнять у коренных народов традиционную среду обитания, вестернизируя их самобытную, не умещающуюся в рыночную культуру. Коренное население, как например индейцы, не вписываются в теорию неолиберализма, где все является товаром, все продаваемо и эксплуатируемо, индейцы говорят о том, что «земля - это мать», хранящая их культуру, в которой живет их история, и что в ней «живут их мертвые». Для неолибералов это сплошной абсурд, который не вмещается в компьютерные стандарты, и не котируются на биржах. Таким образом, западные процессы глобализации и вестернизации сталкиваются с местными интересами и традициями, что в итоге, приводит к войне колонизаторов с эксплуатируемыми. Тысячи людей, по мнению субкоманданте Маркоса, бьются за человечество и против неолиберализма, говорят «хватит!» бездействию, конформизму, цинизму и эгоизму возведенных сегодня в культ. Начинается строительство лучшего, нового мира, где необходима консолидация всех народов за освобождение и справедливую жизнь .

Во всем мире Маркое вызвал восторг леворадикальных кругов. Несмотря на все усилия властей Мексики и давление США, район до сих пор остается автономным, где сапатисты строят свой «социализм», основанный на полновластии «базовых комитетов», которые они сравнивают с большевистскими советами. По всей Мексике, а затем и за ее пределами возникло безоружное движение «симпатизантов», от католических священников до партийных марксистов, людей солидарных с сапатистами. В Мексике сапа-тизм стал национальной идеей, возникшей «снизу», из народа. Для всего остального мира это пример того, когда восстание может произойти даже в самых, казалось бы, безнадежных условиях.

Похожие диссертации на Антиглобализм в России :Социально-философский анализ