Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Демидова Елена Николаевна

Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке
<
Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демидова Елена Николаевна. Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Н. Новгород, 2004 224 c. РГБ ОД, 61:04-9/434

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ 16

1.1 . Общество и ценности 16

1,2. Язык и социум 39

1.3 .Ценности и язык 70

1.4 .Ценности как определяющий фактор смыслообразования в языке 86

ГЛАВА 2.СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ (исторический аспект) 121

2.1. Первобытное общество 121

2.2. Античное общество 146

2.3. Средневековое общество 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 207

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Представленное исследование посвящено рассмотрению одной из актуальных проблем социальной философии -изучению влияния ценностных отношений на формирование смыслов в языковом поле человеческого общества.

Современная эпоха поставила перед обществом новые проблемы. Среди них так называемые глобальные.

Многие исследователи считают главной причиной этого процесса характер тех ценностей, которые пытаются утвердить страны, выступающие лидерами глобализации. Западная цивилизация формирует человека рационального, но безразличного к духовным ценностям. Падает, регрессирует нравственность, процесс, активно поддерживаемый пропагандой насилия в средствах массовой информации.

Многие ученые связывают возможность преодоление глобальных проблем со сменой идейных установок, преодолением старой модели развития стран, с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с новым гуманизмом. Поэтому обращение к проблеме реального функционирования общественных ценностных отношений, представленных в языке, представляется особенно актуальным.

Уже видно, что в России реформа не приведет страну к современному обществу западного типа. В России восхищение западными ценностями начинает исчезать. Попытки просто перенести западные ценности на нашу «почву» заканчиваются неудачей.

На наш взгляд, возможность инноваций - это возможность укоренения соответствующих ценностей. Возникает сложнейшая теоретическая проблема, имеющая громадное практическое значение — выявление возможности в обществе таких позитивных инноваций, которые носили бы характер ценностей для общества. Эта проблема мало исследована, что делает наши попытки реформ теоретически недостаточно обоснованными.

Ценности, будучи социально значимой категорией, представляют собой начала, на которые опирается процесс осмысления человеком окружающего мира и, прежде всего, его социальной составляющей. Ценности наполняют объективным социальным содержанием языковые единицы, в которых человек осмысливает свое бытие. При выборе социально-значимых ориентиров ценности служат теми необходимыми основами, которые определяют направленность усилий общества и его отдельных граждан. Эти ценности воплощаются в различных общественных конструкциях и, прежде всего, в языке.

Человек, осмысливая окружающую действительность и ориентируясь на выработанную иерархию ценностей, в словах своего языка выражает свое осознание бытия. А в этом бытие - в первую очередь его социальную сторону. Смыслы, складываясь в сознании человека как проявления его творческой сущности, опираются, прежде всего, на глубинные ценностные установки, присущие обществу и детерминированные им. Следовательно, процессы смыслообразования в языке, их детерминированность ценностями, господствующими в обществе, является, на наш взгляд, важной социально-философской проблемой, нуждающейся в специальном исследовании.

Любой человек всегда ориентируется на те или иные ценностные предпочтения. Именно они, являясь детерминантами смыслообразования в языке, позволяют каждому человеку, и целому социуму определиться в будущем направление своего социального движения. Судьбы народов при определении выбора того или иного варианта социального развития в значительной части обусловлены иерархией ценностей, господствующей в обществе и получающей свое материальное воплощение вовне в процессе смыслообразования в языке.

Ценности - это то, что делает бытие человека осмысленным, человеческим. Но само это осмысление реально осуществляется в языке и посредством языка. Конечно, то, что мыслится, предмет, существенным образом определяет возможности его мышления. (Культурно-историческая школа мыш-

ления). Но при этом принято оставлять в стороне то обстоятельство, что то, посредством чего осуществляется мышление, язык, играет в этом процессе отнюдь не пассивную роль. Язык привносит в мышление индивида общечеловеческое содержание, причем далеко не всегда им осознаваемое адекватно. Другими словами, с языком в наше мышление вступают законы, действие которых далеко выходит за пределы законов индивидуальной психики. А ведь это только одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, анализируя отношение «мышление - язык». Познание открывает перед человеком мир; ценности, мотивируя человеческую жизнь и познание в том числе, делают ее осмысленной, но реально и то, и другое (обращение к знанию и ценностям) осуществляется в языке.

Представляется, что сама социальная реальность(т.е.реальность общества и всего, что к нему относится) принципиально отлична от реальности природы. Природа существует объективно, человек познает и оценивает ее, но не может приписывать ей то, что ей не свойственно. Иное в обществе -именно здесь и функционируют ценностные отношения с присущей им креативной функцией, с их способностью творить новую (т.е. собственно социальную ) реальность. Так, например, с позиций теории познания мы ничего не можем сказать о бытии Бога, но с точки зрения аксиологии, Бог ценность, а религия - один из компонентов социальной реальности. Выражая свои представления о Боге в языке, индивид тем самым включается в реальность общества, обретает возможность понимать и быть понятым, а значит, сосуществовать как человек с другими людьми.

Важность общетеоретической разработки темы исследования обусловлена ее общегуманистическим содержанием. Тема выходит за рамки социально-психологических, культурологических, политологических, социологических аспектов и требует междисциплинарного изучения. Причем, такого изучения, которое поднималось бы до уровня социально-философского обобщения.

Состояние исследования проблемы. Тема исследования « Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке »

предполагает анализ категорий и понятий, относящихся к философии, языкознанию, психологии, культурологии, семантике, истории. За указанной проблемой стоят сложные вопросы социальной и духовной жизни общества, диалога различных культур и осмысления языковой реальности бытия человеческого общества.

Проблема познания смысловой наполненности языковых выражений, на основе ценностной ориентации деятельности человека, является тем определяющим направлением, в русле которого исследуются все многообразные факторы этой области социального бытия человека.

Начиная с 20 века, становится весьма актуальной проблематика ценностных отношений и их роли в различных сторонах социальной жизни человека. Намечается определенное сближение позиции различных наук при решении данной проблемы. Интересы философов, филологов, психологов, культурологов, социологов тесно переплетаются в решении проблем, что такое ценности и каково их место и значение в человеческом бытии. Тема настолько многогранна, что представители разных наук испытывают затруднения при формировании четкого и однозначного ответа на эти вопросы.

В философии ценностные представления являются предметом исследования такой дисциплины как аксиология. Аксиологическая проблематика, будучи традиционной, привлекала к себе внимание крупнейших мыслителей. Впервые вопрос «Что есть благо?» поставил Сократ. Ценностные характеристики, в духе идеалистического рационализма, в качестве реальности истинного бытия включались в философские концепции от Платона до Гегеля.

И. Кант, разграничивая сферу сущего и должного, выделял ценности как особый социальный феномен положительной значимости. Ценность, по И. Канту, «есть предмет, существование которого само по себе всегда есть цель, а не средство».

Свои работы данной проблематике посвящали такие ученые как Р.Б. Перри, Дж. Дьюи, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, В. Дильтей, О. Шпенглер, А.Д. Тойнби, П. Сорокин, М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, 3. Фрейд, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс, которые рассматривали вопросы ценностных отношений жизни общества с весьма различных позиций.

В отечественной философии теория ценностей нашла свое воплощение в трудах В.П. Тугаринова, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкого, В.В. Гречаного, М.С. Кагана, А.А. Ручки, В.Ф. Сержантова, О.М. Панфилова, Э.В. Соколова, Л.Н. Столовича и др., которые анализировали природу и происхождение ценностных отношений, соотношение истинности и ценности, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения к действительности, анализировали духовную деятельность общества как процесс распространения и усвоения определенных ценностей.

Обращению отечественной философии к проблемам аксиологии способствовало то, что уже в 60-х годах в ряде специальных наук, в большинстве случаев независимо от философии, были поставлены многие важные аксиологические проблемы. Прежде всего, здесь имеется в виду: направление в отечественной психологии, сложившееся под влиянием трудов таких зарубежных и отечественных ученых как П. Жане, Ж. Пиаже, К.Р. Мегрелидзе Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия др., психологическая школа Д.Н. Узнадзе.

Выбранная тема исследования предполагала обращение к работам ученых касающихся проблематики смысла. (Г. Фреге, Э. Гуссерля, В. Диль-тея, Э. Шпрангера, 3. Фрейда, // А.Б. Брутяна, Ю.А. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Р.С. Павилениса, В.В. Налимова, B.C. Степина, В.Н. Лекторского, А.Я. Гуревича, Г.Л. Тульчинского, В.П. Козловского, А.Н. Портнова и др.)

Актуальными и глубоко разработанными вопросы смысла представлены в работе нашего отечественного психолога Д.А. Леонтьева, пересекающиеся с аксиологической проблематикой, в связи с чем они были использованы в нашем исследовании.

Для более полного и всестороннего изучения проблемы смыслообра-зования в языке, нам необходимо было обратиться к трудам Платона, Аристотеля, Ансельма Кентерберийского, Т. Гоббса, Д. Локка, Р. Декарта, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Фреге, М. Хайдегера, Э. Кассирера, Г. Гадамера,В. Гумбольдта, А.А. Потебни, Ф. де Соссюра, Ч. Пирса, Ю.М. Лотмана, Э. Сепира, Б. Ли Уорфа , Б. Рассела, Л. Витгенштейна, К. Маркса, Ж. Дерриды, У. Эко ,Ж.Делеза, Н. Хомского, П. Флоренского, А. Лосева, В.В. Налимова, Г.Г. Шпета, В.А. Звегинцева, Г.В. Быковой, А.П. Журавлева, Е.А. Бабаевой, Б.А. Серебренникова, И.С.Торопцева, Е.Н.Басовской и др.

Для раскрытия исторической ретроспективы процесса смыслообразо-вания, с учетом многоплановости проблемы, нами использовались работы ученых, посвященные исследованию языкового пространства в различные эпохи развития общества ( В.Я. Проппа, И.М. Дьяконова, В.В. Соколова, Е.М. Мелетинского, М.Ф. Альбедиль, М.И. Шахновича, Леви-Брюля, А.Ф. Лосева, А.Н. Афанасьева, С.А. Токарева, П.П. Гайденко, В.Б. Иорданского, Д.С. Лихачева, А.Я. Гуревича, В.В. Колесова и др.)

Кроме того, можно отметить работу Е.П.Савруцкой (раскрывающую диалектическую взаимосвязь образа жизни и культуры общения), Н.А. Ос-таркова (показывающую социальность как семантический феномен), Л.В.Константиновой (анализирующую место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации).

В настоящее время имеется множество работ, посвященных социальным ценностям - справедливости(А.И.Новикова, B.C. Паценок, З.А. Бербеш-кина), коллективизму(Е.И.Суименко), свободе (К.А.Новиков, Л.В.Скворцов), труду (В.А.Буслинский, В.Ф.Капица), равенству (Г.К.Ермолина и др.); обобщенный анализ социальных ценностей приводится в работе В.Н.Шилова.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество глубоких и интересных трудов, имеющих отношение к теме работы, она далеко не исчерпана, здесь, по существу пока еще остается до конца не осмысленным опыт и разносторонний материал различных наук. Причины затруднений, ко-

торые испытывают разные науки, могут быть в том, что, как уже указывалось, их представители рассматривают проблему несколько односторонне, при этом сами ценности отрывают от процесса их образования, рассматривают их как нечто застывшее, неизменное, вне динамики развития общества, не учитывая их постоянной трансформации. До настоящего времени никто пока не исследовал «живую реальность» смыслообразований человеческого общества, а ведь в основе духовной жизни общества всегда лежит система определенных смыслов, воплощенных прежде всего в языке, а сам язык реален пока осмысленен.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является:

Изучение ценностей как фактора социальной детерминации смыслооб-разования языковых значений «живой реальности» социального бытия, исследование механизма смыслообразования слов (иначе - воплощения ценностей в словах) и особенностей действия этого механизма в разных исторически конкретных типах общества.

Сформулированная выше цель предполагает выделения трех основных компонентов исследования, таковы: ценности, язык, культура - как моменты социального бытия.

Соответственно, задачи исследования сводятся к следующим:

уточнение значения понятия «ценность»;

уточнение значения понятия «смысл», на основе аксиологического подхода;

исследование закономерностей выражения смысла в значениях языка;

анализ социальной природы языка ;

исследование механизма смыслообразования слов, т.е. воплощения ценностей в словах;

исследование особенностей действия этого механизма в разных исторически конкретных типах общества;

Объектом исследования является социальная детерминация смыслообразования в языке.

Предметом исследования являются ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В основу методологии исследования положены принципы диалектики, в частности, сравнительно-исторический, абстрактно-логический, а также понятийного моделирования, которые базируются на объективности, системности, взаимосвязи, развития и детерминированности. В целом данная работа представляет собой попытку широкого синтеза методологических установок «языков» и материалов различных наук о человеке (психология, филология, история, культурология, комплекс философских наук), используемых для решения проблемы смыслообразования в языке исходя из роли ценностей в этом процессе.

В качестве теоретической основы исследования использованы идеи, выраженные в работах отечественных и зарубежных философов по проблемам ценностей (М. Вебера, В.Ф. Сержантова, М.С. Кагана, О.М. Панфилова и др., в области культурологии (А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, А.Н. Афанасьева), по проблемам смысла (В.П. Козловского, Д.А. Леонтьева), в области филологии (В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Б. ли Уорфа, Ю.М. Лотмана, В.А. Звегинцева, Г.Г. Шпета, А.П. Журавлева, Е.А. Бабаевой, Г.В. Быковой, В.В. Колесова), в области психологии (И.Ю. Черепановой, Б.А. Грушина Д.А. Леонтьеваи др.) истории мифологии (С.А. Токарева, И.М. Дьяконова, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, М.И. Шахновича, М.Ф. Альбе-диль), социальных философов (Е.П. Савруцкой, В.Н.Шилова, Н.А.Остаркова, Р.Л.Розенбергс, Н.П. Медведева и др.) имеющих непосредственное отношение к решению проблемы смыслообразования в языке с точки зрения разных наук и в разных культурно-исторических контекстах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Исследован реальный процесс смыслообразования в языке как общефилософская проблема.

  2. Показан механизм смыслообразования в языковом поле социального бытия.

  3. Выявлены закономерности формирования языковых единиц.

  4. Сформулированы, исходя из темы работы, понятия «ценность», «смысл».

  5. Определена неразрывность связи ценностных отношений с языком и культурой.

Методологическая новизна исследования заключается в попытке:

проанализировать реальное существование общественных ценностных отношений, представленных в языке;

преодолеть тем самым наметившееся в аксиологии расхождение трактовки ценностей как «субъективных» (результат проявления человека) и как «объективных» (результат действия неких объективных, независящих от человека закономерностей).

Собственно, целью диссертации, является не разработка проблем культурологии (синтетический, сущностно - смысловой подход культурологии неприемлем для исследования наших проблем ) или теории ценностей (особой, вполне самостоятельной философской теории), а исследование всего одной проблемы, именно - в чем заключается специфика реальности социального бытия? Как, в каких формах реализуется эта реальность? Каковы предпосылки (детерминанты) этой реальности?

Следует отметить, тот факт, что в аксиологии до сего времени ценности не рассматривались в их реальном, "повседневном" бытии, т.е. в воплощении в языке.

На защиту выносятся следующие обоснованные в работе положения:
1. Из трех определяющих компонентов духовной культуры об-

щества (иерархия ценностей, картина мира, стиль мышления) ведущим является иерархия ценностей общества.

  1. Ценности - детерминанты процесса смыслообразования, становящиеся смысловым содержанием языка.

  2. Динамика смыслообразования коррелируется свойствами, присущими языковым единицам.

  3. Ценности выступают в роли мотивов активности человека в его отношении к бытию, при этом, на этот процесс оказывает воздействие их воплощение в языке.

  4. Ценности, культура и язык - это сложная конфигурация системного типа, своеобразный треугольник, оказывающий определяющее воздействие на вектор развития социального бытия общества. Практическая и теоретическая значимость работы. Полученные в

ходе исследования выводы и результаты могут быть использованы для разработки ряда проблем аксиологии, философии языка, культурологии, семантики, сравнительного языкознания. Материалы исследования могут быть применены при чтении лекционных курсов следующих дисциплин: «социальная философия», «языкознание», «психолингвистика», «культурология». Необходимо отметить важность полученных результатов для разработки аксиологических и семантических концепций, построения и обоснования теории культурологической лингвистики. Результаты работы позволяют выработать совершенно новые подходы для обеспечения успешного реформирования общества. Кроме того, рассматриваемая тема имеет непосредственное отношение к возможности идейного и психологического влияния на массовое сознание.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Волжской государственной инженерно-педагогической академии. Основные теоретические выводы были изложены автором на IV Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов Волжской государственной инженерно-педагогической академии 4-5 февраля 2003 г. Н. Новгород, на IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов 29-30 мая 2003 г.

Н. Новгород, на Международной научной конференции «Социальные варианты языка-Н» 24-25 апреля 2003 г. Н. Новгород, на межвузовской научно-практической конференции 6 февраля 2003 г. Благовещенск, на научных чтениях, посвященных памяти Сычевского 7 февраля 2003 г. Благовещенск, на гумбольдтовских чтениях - Первой международной конференции «Культурология как строгая наука» 25-26 сентября 2003 г.Санкт-Петербург.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии Волжской Государственной Инженерно-педагогической академии и рекомендована к защите.

Публикации. Выводы и положения диссертации были опубликованы в 8 публикациях автора.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем диссертации составляет 223 машинописные страницы, библиография включает 210 наименований.

Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, дается характеристика уровня разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава диссертации, имеющая название «Социальная детерминация смыслообразования в языке» состоит из четырех параграфов и имеет целью анализ взаимосвязи и взаимовлияния ценностей, языка и общества. В данной главе рассматривается проблема социальной детерминации смыслообразования, формулируются понятия ценности, смысла. Затем рассматриваются ценности в качестве основы смыслообразования и изучается воплощение смысла в языке. Кроме того, раскрывается диалектическое единство ценностей, языка и культуры.

В параграфе 1.1 «Общество и ценности» рассматривается взаимосвязь и взаимовлияние общества и ценностей. Показывается взаимосвязь между реалиями социальной действительности и процессом смыслообразо-

вания в языковом пространстве, детерминируемым ценностями. Учитывая проблематику работы, анализируется категория ценности.

В параграфе 1.2. «Язык и социум» подробно анализируется язык как феномен социального бытия, рассматривается взаимосвязь и взаимовлияние социума и языка.

В параграфе 1.3. «Ценности и язык» расматривается взаимодействие ценностей и языка, выделяя основные тенденции, присущие бытию этих компонентов человеческой жизни.

В параграфе 1.4. «Ценности как определяющий фактор смыслооб-разования в языке» формулируется само понятие смысла, затем рассматриваются ценности как важнейший фактор смыслообразования, после чего анализируются воплощение смысла в значениях языка.Процесс смыслообразования в языке рассматривается как диалектическая взаимосвязь между ценностями и языковыми единицами.

Вторая глава диссертации «Становление социальной детерминации смыслообразования в языке» (исторический аспект) состоит из трех параграфов и имеет целью раскрытие процесса воплощения ценностей, характерных для конкретной исторической эпохи развития человеческого общества в смысловой содержательности значений языка. При этом мы анализируем опредляющую роль ценностей в формировании смыслового поля того или иного типа общества.Для анализа берутся проявления ценностей в наиболее фундаментальных языковых концептах, имеющих важнейшее значение при осмыслении человеком реалий своего бытия.

В параграфе 2.1. «Первобытное общество» мы рассматриваем в данном контексте начальный этап человеческой истории.

В параграфе 2.2. «Античное общество» анализируется изменение системы ценностей, господствующей в обществе и отражение этого в языке.

В параграфе 2.3. «Средневековое общество» исследуется дальнейшая трансформация общественной системы ценностей. Изучается проявление данной системы в языковом поле средневековья.

В Заключении подводятся итоги по работе, намечаются проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения.

Общество и ценности

Общество, являясь сложнейшей системой, постоянно изменяется в каких-то параметрах. Изменения в обществе, происходящие в течение истории человечества, всегда обусловлены конкретными причинами. Да и само состояние общества тесно связано с определенными факторами, имеющими важнейшее значение для социума. К таковым определяющим факторам мы относим экономические основания жизни общества, которые включают орудия труда, производственные отношения, уровень развития производительных сил. Однако, общество, являясь сложнейшим социальным феноменом, не может базироваться только на экономической составляющей. Оно в силу своих сущностных характеристик слишком сложно по своей природе, чтобы опираться в своем развитии только на причины экономического плана.

Ценности, являясь социальными ориентирами для любого общества наряду с экономическими факторами, играют такую же важную роль в жизни общества как и материальное производство. Ценности, воплощая в себе направленность и мотивацию человеческой деятельности, как бы очерчивают вектор социального развития общества. Исходя из экономических предпосылок, созданных социумом на предыдущих этапах развития, общество избирает направление своего движения в соответствии с определенной системой социальных ценностей. Система социальных ценностей также носит подвижный и незавершенный характер. В ней находят свое воплощение смысловые ориентиры реализации человечеством основных черт своей социальной бытийности. Ценности, создаваясь в обществе, зависят в определенной степени от уровня развития экономической базы социума. Они позволяют как человечеству в целом так и отдельным социальным группам яснее и четче осознать наиболее оптимальные варианты развития и эффективно использовать для достижения указанных целей имеющийся экономический базис общества. Общество, меняясь в ходе истории, неизбежно приходит к переоценке основных установок и постулатов, обусловленными ценностными отношениями, которые характерны для определенного этапа социального развития общества. Взаимосвязь между системой социальных ценностей и обществом настолько тесная и неразрывная, что их невозможно представить отдельно друг от друга. Ценности, будучи идеальными по своей природе, являются для общества горизонтом возможного развития социальной действительности. Ценности позволяют обществу увидеть конечные социально значимые цели, к которым движется социум. Однако общество, решая задачи по обеспечению своей жизнедеятельности и стабильности, может вносить и вносит существенные коррективы в систему ценностных отношений, приспосабливая ее для наиболее полного и адекватного освоения социальной реальности. Ценности не могут быть общими в полном объеме для всех социальных групп и социальных слоев общества. Они часто существенно различаются. Процесс общественного развития весьма противоречив по своему характеру. В нем сталкиваются и взаимодействуют интересы и мотивы, как отдельных индивидуумов, так и значительных групп населения, которые, как правило, выражают свои устремления в определенных ценностных отношениях. Обществу часто приходится выбирать между теми или иными ценностями разных социальных слоев и определять детерминирующие в конкретный исторический момент ценностные установки. Конечно основные наиболее фундаментальные ценности, присущие человечеству вообще, не меняются. Общество, постоянно трансформируясь в ходе истории, так или иначе трансформирует и систему ценностей. В свою очередь, ценности, вырабатываемые человечеством, воздействуют на все стороны его бытия и часто именно они подталкивают социум к движению в конкретном направлении, тем самым значительно изменяя социальную действительность.

Категория ценности имеет весьма сложное содержание, отражающее многообразие функций общественных ценностных отношений, но она на наш взгляд есть прежде всего то смыслообразующее основание, в котором воплощается осмысленность, т.е. направленность (знание) и мотивированность(собственно ценность) человеческого бытия.

Язык, возникая на ранних стадиях сознательной деятельности человека, опосредованно входит во все сферы жизни человеческого общества. Он выступает в качестве важнейшего фактора социализации человека, без языка вообще невозможно само развитие человеческого общества. Необходимым условием функционирования, преобразования и трансформации деятельности человека является языковая среда. Язык - это связующее звено, с помощью которого передаётся всё богатство человеческого опыта, и в то же время язык, в качестве онтологического компонента, определяет саму бытийность человека как сознательного существа.

Для человеческой цивилизации характерным является преемственность между различными поколениями людей. Всё богатство накопленных знаний, социальных стереотипов, норм и правил, а также материального воплощения достижений человеческого разума объективируется в ходе развития человеческого общества в таком явлении, как культура. Именно она выступает условием воспроизводства и изменения человеческой жизни во всех её основных направлениях.

Культура это сложный материально-духовный феномен, способ существования человека и человеческого общества. Возникая вместе с человеком, она пронизывает всю ткань его жизнедеятельности, воплощая в себе наивысшие результаты творческого преобразовательного начала, присущего человеку как существу мыслящему, осознанно стремящемуся к изменению и преобразованию как объективной реальности, так и к достижению высот духовности в своём самосовершенствовании.

.Ценности и язык

Ценности, образуя сложную систему, очень важны для человека в качестве тех пределов социальной реальности, к которым он стремится в течение всей жизни. В словах языка ценности становятся более однозначными. Их смысловое содержание приобретает четкую конфигуративность. Языковые единицы, вбирая в себя ценностное содержание, придают им качества универсальности, логичности и позволяют членам общества оперировать в ходе реализации своих социальных намерений ценностными понятиями. Слова языка, формализуя и очерчивая ценностные отношения, придают им наиболее удобную форму для восприятия их отдельными индивидуумами. Ценности, находя свое воплощение в языковых единицах и акцентируя в словах и предложениях языка наиболее значимое ключевое смысловое наполнение, меняют саму смысловую содержательность и лингвистическую структуру отдельных слов и предложений. Ценности, являясь основными доминантами фраз и предложений, используемых людьми в языковом поле, меняют лексические особенности, присущие конкретному языку. Ценности акцентируют в языке наиболее важные значения, необходимые обществу для конкретизации своих мотивов деятельности. Язык выступает в качестве поля проявления ценностей и, одновременно опираясь на те законы лингвистики, в рамках которых возможно функционирование языка как целостной системы, придает ценностям форму и содержание, соответствующие уровню языковых структур.

Общество, осознавая новые ценности, создает предпосылки для возникновения и образования новых языковых выражений, в которые могут воплотиться ценности. Тем самым язык получает дополнительные импульсы социального характера, ведущие к его трансформации и развитию. Диалектическое единство языка и ценностей зримо проявляется во все периоды человеческого общества.

Рассматривая проблемы ценности и языка нельзя обойти тот факт, что они как явления, свойственные обществу, неразрывно связаны с такой категорией как культура. Как уже говорилось, роль культуры в жизни человека, как целостной совокупности предметных и духовных условий, предпосылок, воздействующих на него, его образ жизни и мировоззрение, невозможно переоценить. Уникальная позиция человека в мире находит своё выражение в культуре и её специфических представлениях, в единстве духовного мира и мировоззрения каждого конкретного человека. Культура воздействует на человека, его опыт, образ жизни, тем самым, проявляя свой смыслообразующий потенциал. Широкое внедрение в практику материальной и духовной деятельности современного общества информационных технологий ведёт к выработке стандартных норм и стереотипов поведения человека в масштабах всей планеты. Учитывая, что носителем культуры, прежде всего выступает язык, использование того или иного языка ведёт к универсализации культуры. В то же время каждая культура, как феномен и результат развития определённой нации и народа, стремится сохранить свою смысловую особенность и обеспечить при этом преемственность и устойчивость ценностных отношений, присущих конкретной нации, народу, этносу.

Культура часто рассматривается многими философами как совокупность ценностей. Ценности и ценностные отношения в поле культуры составляют её ядро, вокруг которого строится всё многообразие смыслового пространства, воплощающее богатство и достижения культуры. Смысловая определённость культуры формируется в процессе развития социума, его языковой деятельности. Нормы и ценности жизни людей разных наций и народов, находя своё выражение в смысловом горизонте культуры, сохраняют свою устойчивость, и национальный колорит на протяжении длительного времени, обеспечивая преемственность в жизни многих поколений и воздействуя на все стороны социальной сферы общества. При перестройке культуры, её трансформации меняется само смысловое пространство жизнедеятельности человека. Меняются ценностные ориентиры жизни общества, изменяется и язык, воплощая в себе новые смыслы и явления культурно-исторического прогресса. Осмысление преобразований, происходящих в системе язык - ценности - культура, приводит к появлению новых концептуальных положений о закономерностях развития и функционирования социальной жизни общества, т. е. язык - ценности -культура во многом определяют вектор движения человечества из прошлого в будущее. Человеческая цивилизация проявляет себя в культуре, но культура -не собрание артефактов, а живое, реальное движение социальной деятельности, её смысловое, ценностное содержание. Культурная деятельность осуществляется как отдельными людьми, так и разными по объёму социальными общностями людей. В ней находят своё выражение специфические потребности общества. Культурная деятельность и ценности, создаваемые в её ходе, непременно воплощаются в языковом пространстве. Ценности и достижения культуры, выражаясь в значениях языка, проявляют то семантическое содержание, которое человек придаёт разнообразным видам своей деятельности, и позволяет достичь определённых социально-значимых результатов в ходе общественной практики.

Первобытное общество

Человеческому обществу присуще последовательное расширение знаний об окружающем мире. Человек постоянно переосмысливает свою роль, место и предназначение в социальной реальности. Для него свойственен непрерывный процесс смыслопорождения все нового и нового в условиях быстроменяющейся социальной действительности. Нам представляется весьма важным исследовать диалектику взаимодействия между уровнем социального бытия, который во многом определяется господством тех или иных ценностей и уровнем воздействия ценностных отношений на процессы смыслообразования в языке. Социальное бытие, проявляясь в различных аспектах, тесно связано с проблематикой ценностей, их ролью и значением в формировании языка. Ценности как основания смыслообразования входят в качестве одного из основных компонентов сложной структуры социальной реальности. Изучая социальное бытие все исследователи так или иначе затрагивают ценности как основополагающие ориентиры развития социальной реальности. Ценности, являясь точкой опоры гуманистических концепций, присущих человечеству, воздействуют самым конструктивным образом на формирование языковой картины мира. Неся в себе глубинное смыслообразующее содержание, ценности детерминируют изменение социального бытия человека в том или ином направлении. Конечно, бытие человеческого общества настолько многолико и разнообразно, что не может быть сведено к одному или нескольким его важнейшим аспектам, проявлениям. Социальное бытие, постоянно меняясь, трансформируясь, часто принимает весьма причудливые формы, конструируется при этом на базовых определенных элементах, к каковым мы относим ценности.

Социальное бытие невозможно представить без языка. Социальная реальность погружена в языковое поле. Человек, выражая в языке результаты деятельности своего сознания и осмысляя окружающую действительность, опирается на ценности, которые позволяют ему выработать наиболее оптимальные критерии отношения в рамках того или иного типа социальной действительности. Бытие человека настолько тесно пронизано его смыслообра-зующей деятельностью, получающую свое выражение в словах и предложениях языка, что трудно даже представить социальную реальность без данного процесса. Социальное бытие, выражаясь в определенном типе ценностей, воплощается в словах и значениях языка. Изменения в социальном бытии происходит гораздо динамичнее, чем меняется языковое поле. Таким образом возникают противоречия, которые ведут к трансформации языковых выражений, опирающихся на определенную систему ценностей, которые тоже в свою очередь меняются. Накопление важных изменений, затрагивающих сущность социального бытия, рано или поздно приводит к коренному, качественному переходу, т.е. к новой системе ценностей, что неизбежно влечет глубокие преобразования в языковой картине мира.

Следует отметить, что социальное бытие не рождается на пустом месте. Новый тип социальной реальности всегда зиждется на каком-то прочном основании, т.е. достижениях человеческого общества в предыдущем периоде истории.

Коренная ломка ценностей, сопровождающая данный процесс, приводит к отрицанию ценностных отношений, присущих предшествующему периоду и неизбежно ведет к их изменению, что рано или поздно находит выражение в словах и выражениях языка. Диалектику данных перемен можно четко выделить при изучении систем ценностей и языковых выражений, свойственным разным историческим эпохам.

Рассматривая ценности в аспекте языковых воплощений смысла в эпоху первобытного общества, античный период истории и в средневековье и выделяя эти три исторические эпохи для анализа языковых выражений, мы пытаемся проследить восходящие тенденции в ценностном осмыслении мира человеком в рамках трех последовательных, вырастающих друг из друга типов социальной действительности. Как нам представляется, именно в эти периоды развития человеческого общества происходит универсализация системы ценностей и проявляются наиболее общие тенденции в осмыслении человеком ценностей своего бытия. Указанные исторические эпохи длительны по своей временности, что позволяет полно и всесторонне исследовать детерминирующую роль ценностей в качестве социальной основы смыслообразования в языке. Общество, проходя три указанных исторических этапа, которые на наш взгляд, едины в направленности трансформации социальной действительности, что опирается на систему сходных, сопоставимых ценностей и проявляется в словах и выражениях языка.

Научные взгляды, касающиеся важнейших характеристик первобытного общества, разрабатывались в основном в историческом аспекте. Исследователи придавали значение одному или другому процессу, конечно важному в жизни первобытных людей, но не охватывали проблемы в целом, не выявляя объективных связей между различными гранями бытия первобытного строя. И тем самым не всегда полно и всесторонне могли высветить ту степень диалектического единства, которая существует между культурно-ценностными параметрами социальной реальности первобытного общества и их языковыми воплощениями. Многие ученые, изучая и анализируя процесс смыслообразования у людей первобытного социума не придавали должного внимания такому важнейшему фактору в образовании и формировании языковых понятий и представлений, как ценностные отношения первобытного человека ко всем событиям и явлениям его бытия.

Похожие диссертации на Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке