Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Факторы социальной детерминации экономической системы Мартынов Александр Борисович

Факторы социальной детерминации экономической системы
<
Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы Факторы социальной детерминации экономической системы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартынов Александр Борисович. Факторы социальной детерминации экономической системы : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Мартынов Александр Борисович; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Чебоксары, 2010.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/316

Содержание к диссертации

Введение

Глава № 1 .Экономическая система в контексте социально-философского исследования

1.1. Основания социально-философского исследования экономических отношений 18

1.2. Экономическая система как объект социально-философского исследования

1.3. Методологическое обоснование философского анализа экономической системы 55

Глава № 2. Социально-антропологические основы экономической системы

2.1 Экономическая сфера жизни общества (системный аспект) 77

2.2 Экономическая ментальность и идеология 96

2.3 Общественный социально-экономический идеал в контексте национальной культуры

Заключение 135

Библиографический список использованной литературы 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена неоспоримой значимостью экономической сферы общественной жизни для организации системы жизнеобеспечения социума. В экономической сфере аккумулирован многовековой опыт производственной и общественной практики человечества, в своеобразной форме выражены коллективное мировоззрение и идеология людей в различные исторические эпохи. Экономическая сфера образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности, а реализуется через конкретные формы организации хозяйственной деятельности, определяемых как экономические системы. Уровень развития экономических отношений, степень их сложности позволяет судить о многообразных формах активного отношения социума к окружающей среде, в его вечном стремлении к преобразованию в интересах социального прогресса. Родоначальник отечественной философии экономики С.Н. Булгаков в своей фундаментальной монографии «Философия хозяйства» отмечал: «… время понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство, а мощь человечества как богатство преимущественно в экономическом смысле…. Жизнь есть процесс, прежде всего хозяйственный».

Спецификой философского осмысления проблем отраслевых наук вообще и экономической теории в частности является то, что философские и конкретно-научные вопросы и методы исследования представлены здесь в целостном единстве, которое является следствием органической связи специально научного знания с философией, как в рамках генезиса знания, так и в сфере его применения. Решение проблемы создания и организации целостной научной социально-экономической концепции синтезирующей в себе философские, социальные и экономические аспекты создаст базу для поиска исчерпывающего ответа на главный, в интерпретации И. Канта, вопрос философии – Что такое человек?

Вместе с тем, необходимо отметить, что в отечественной социально-философской мысли в постсоветский период главное внимание уделялась философскому анализу деятельности предпринимателя, этике бизнеса, проблемам определения роли делового человека в общественной жизни. При этом собственно экономическая составляющая общественной жизни оставалась вне рамок философской рефлексии. Подобное положение дел и, на наш взгляд, безусловная теоретическая и практическая значимость исследования экономической системы общества с очевидностью демонстрируют актуальность избранной темы исследования.

В результате осмысления понятия «экономическая система общества» в рамках социальной философии, его содержание наполняют «живые» идеалы, практические и духовные проблемы человеческого коллектива. Социально-философское исследование проблем экономики позволяет выйти на культурное разнообразие мировоззренческих основ при разработке программ социального и экономического реформирования общества.

Указанные обстоятельства на наш взгляд, представляются достаточными, для того чтобы еще раз обратиться к теме социально-философского осмысления экономической системы общества как важнейшей для понимания сущности общественных явлений.

Степень разработанности проблемы. История хозяйственной деятельности неоднократно демонстрировала, что экономической теория не может основываться исключительно на хозяйственных постулатах, для успешного развития она должна вбирать в себя все достижения человеческой культуры. Исследование экономической жизни с позиций социально-философского анализа показывают, что взаимосвязи между экономическими и неэкономическими факторами имеют сложный, многогранный, неоднозначный характер. Первоначальные варианты теоретического осмысления этого взаимодействия получили отражение уже в работах античных мыслителей Ксенофонта, Платона, Аристотеля, несомненной заслугой которых следует признать формирование основ обобщения экономических знаний, из чего следует, что экономическая наука обрела базовые основания конституирования и дальнейшего развития. Оформление экономической науки в качестве социального института произошло в Новое время, когда в Европе образованны первые научные общества и началось организованное издание научных работ. А. Монкретьен, Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго включили в сферу философии экономики систему знаний о способах непосредственного производства материальных благ и идею неограниченной свободы экономической деятельности как эффективного средства приумножения общественного богатства. А. Смит, Д. Риккардо впервые стали рассматривать развитие экономики как закономерный процесс со своими объективными законами и принципами.

Макроэкономический анализ капиталистической системы, осуществленный классиками политэкономии К. Марксом и Ф. Энгельсом, определил экономическую систему в качестве ключа к познанию истории общества во всем богатстве ее проявлений. Согласно марксистской концепции наука об обществе должна исследовать, прежде всего, законы обмена между человеком и природой, человеком и человеком, а несправедливость, укоренившаяся в экономических отношениях, подрывает устойчивость всей общественной системы.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма – предельной полезности, суть которой заключается в оценке экономической ситуации с точки зрения предельной выгоды отдельного участника экономических отношений, т.е. основу анализа экономических явлений маржиналисты усматривали в исследовании субъективных оценочных суждений субъекта экономических отношений. Основателями теории маржинализма считаются экономисты австрийской (К. Менгер, Ф. фон Визер) и кембриджской (А. Маршалл) школ.

Экономику как равновесную систему спроса и предложения предложил рассматривать Л. Вальрас виднейший представитель математической экономической школы. Структуру экономической системы и движущие силы ее эволюции определил выдающийся австрийский экономист Й. Шумптер.

Одним из заметных направлений философии экономики первой половины XX в. была концепция инстуционализма, авторы которой попытались дать системный анализ экономических процессов и явлений. Особый интерес, в социально-философском ракурсе, вызывает возникшая, в рамках институционально-социологического направления, теория общественного выбора (Д. Бьюкенен). Эту концепцию можно рассматривать как теорию экономического анализа эффективности политической деятельности.

В конце XIX – начале XX вв. особый интерес к вопросам экономической составляющей общественной жизни был характерен для отечественной философской мысли. Различные аспекты этой проблематики затрагивались в исследованиях С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.Б. Струве, С.Л. Франка, Б.Н. Чичерина.

Аспекты взаимосвязи социальной и экономической сфер общественной жизни исследовали историки экономической эволюции мировой цивилизации Ф. Бродель, М. Вебер, Р. Камерон, К.Поланьи, М. Блауг и др.

Отдельные элементы экономического анализа в социальной философии применяли З. Бауман, П. Бурдье, Р. Дарендорф, Дж. Ролз, О. Тоффлер, Т.И. Заславская, Г.В. Калинина, Н.Н. Козлова, С.А. Никольский, Т.Я. Сильвестрова, А.Н. Сорочайкин, В.Г. Федотова, А.П. Федяев и др.

Разработкой философских проблем предпринимательства, а также вопросами экономической и корпоративной культуры, в том числе сравнительным анализом национальных хозяйственных культур, занимались И.Н. Антонов, М.Н. Маков, М.П. Желтов, А.И. Соколов и др.

Особого внимания заслуживают труды, непосредственно посвященные «философии хозяйства». В целом число таких исследований незначительно, в зарубежной литературе выделяются труды немецкого философа П. Козловски, разрабатывающего концепцию «этической экономии». Среди отечественных исследователей несомненный интерес вызывают работы Ю.М. Осипова, в которых предпринята попытка развить некоторые базовые идеи «философии хозяйства» С.Н. Булгакова на современном материале.

В целом, философия экономики представляет собой исследовательское направление, которое в рамках социальной философии не получило окончательного оформления. Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о недостаточной разработанности проблем, составляющих базовое содержание исследуемой области в целом, и в частности необходимости социально-философского осмысления роли экономической сферы в организации общества на новом этапе развития философской теории и социальной практики.

Объектом исследования является экономическая система, как особая сфера социальной организации человека. Предметом исследования определены содержание, формы, структура и функции факторов социальной детерминации экономической системы в контексте социально-философской теории.

Цель диссертационного исследования: в процессе социально-философского анализа определить значение социокультурных факторов детерминации экономической системы.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

1. Выделить существенные аспекты социально-философского анализа экономической системы общественной жизни.

2. Продемонстрировать реальную картину присутствия социальных отношений в экономической системе и влияние социальных регуляторов на экономическое развитие общества.

3. Характеризовать духовно-антропологический аспект экономической деятельности как значимый фактор ее детерминации.

Методологические основания исследования составили диалектические принципы всеобщей связи, системности, историзма, всесторонности рассмотрения предмета исследования. Сложность и многогранность объекта исследования, его непосредственная связь с деятельной активностью человека определили обращение к комплексному использованию аксиологического, структурного и функционального подходов.

Аксиологический подход предполагает интерпретацию социально-экономической системы как совокупности культивируемых приоритетов. Ценностное рассмотрение позволяет проследить связь экономической системы с представлениями членов общества о социально-экономическом идеале.

Важное значение в исследовании имеют также структурный и функциональный подходы. Структурный подход позволяет рассматривать экономическую систему как единство двух подсистем: онтологической и антропологической. В первом случае речь идет о месте и роли экономического опыта в системе социальной действительности; во втором – подразумевается процесс оформления этого опыта в контексте субъективных способов реализации.

Предназначение экономического комплекса, с точки зрения деятельности конкретных субъектов экономической деятельности, составляет основное содержание функционального подхода.

Эмпирическую базу исследования составили сведения заимствованные в экономической теории, социологии, политологии, истории, психологии.

Научная новизна исследования:

1. Определены сущностные аспекты социально-философского анализа экономической системы. Социально-философский подход в условиях актуализации проблематики социальной справедливости позволяет выделить в качестве базовых компонентов анализа онтологический и антропологический аспекты экономических феноменов, акцентирующих внимание на экономической деятельности, как имманентно присущих обществу и человеку.

2. Экономическая система современного общества представляется как область взаимопроникновения объективной и субъективной реальностей, где способы хозяйствования обусловлены социальным механизмом поведения и взаимодействия социальных групп, который порождает и регулирует тенденции развития общества.

3. Дана характеристика духовно-антропологическому аспекту экономической деятельности как определяющему в системе современного материального производства. Определяя место человека в системе экономических отношений производства, распределения и потребления материальных благ, мы выделяем следующие факторы его социально-экономической детерминации: социально-воспроизводственный и этнокультурный.

Положения, выносимые на защиту:

1. В рамках онтологического подхода экономика представляется как определяющая сторона общественного бытия человека и социума. Совокупность экономических отношений выступает в качестве особой сферы социального бытия и характеризуется синтезом факторов индивидуального и коллективного существования субъектов общественной практики. Антропологический подход позволяет характеризовать экономическую составляющую существования человека как важнейшую сферу жизнедеятельности, в которой отражается весь потенциал его личности, реализуются все аспекты его духовно-нравственного мировоззрения.

2. Экономическая система это совокупность социальных отношений, своеобразие которых состоит в непосредственной связи с природной и интеллектуально-духовной средой жизни общества в рамках производства, распределения и потребления, материальных благ. Особенность экономической системы на современном этапе развития общества заключается в комплексном единстве видов социальной деятельности направленных на удовлетворение совокупности системы потребностей человека. Формирование экономической системы реализуется в контексте доминирующих на данном этапе общественного развития социальных технологий, включающих определённый спектр ценностных приоритетов культурной парадигмы.

3. Человек, в качестве субъекта экономической деятельности, должен быть рассмотрен на следующих основных уровнях: во-первых, социально-воспроизводственном, раскрывающим значение экономических явлений в воспроизводстве человека как личности и равноправного члена социума, что в свою очередь позволяет определить значение экономических отношений в организации социальной системы в целом; во-вторых, на этнокультурном, позволяющем определить этническую специфику содержания его экономических побуждений, иерархию культурных ценностей (и ценностей экономического характера в том числе). Человек является особым комплексом, определяющим производственную деятельность как исходное основание для конструирования гармоничных социальных отношений, достижение которых непосредственно связанно с уровнем развитости духовных качеств, ментальных оснований, идеологических систем, этических оценок социально-экономических отношений в ракурсе приоритетов парадигмы общественного идеала.

Научно-практическая значимость исследования заключена в том, что проведенный в диссертации анализ социально-философских подходов к экономической сфере общественной жизни, позволяет говорить о том, что современное общество имеет выраженные экономические черты, что объектом экономической рационализации становятся все сферы человеческих отношений.

Представленное исследование вносит определенный вклад в обоснование социально-философского исследования экономической сферы общественной жизни, позволяет раскрыть некоторые аспекты этой проблемы на современном этапе развития общества.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки социально-экономической модели, соответствующей современному этапу общественного развития.

Отдельные положения и выводы диссертации могут быть применены при чтении лекций и проведении семинарских занятий по отдельным темам обязательного курса философии и всего комплекса социально-политических и гуманитарных дисциплин для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Апробация результатов исследования проведена в процессе обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Права человека и система их защиты в России» (г. Чебоксары, 2007); на Региональной научно-практической конференции «Информационные технологии в социально-значимых отраслях экономики» (г. Новосибирск, 2009); на Межвузовской научно-практической конференции, посвященной дню науки (г. Чебоксары 2009); на Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности и их отражение в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин» (г. Чебоксары, 2009); на Межвузовской научно-практической конференции «Традиции и инновации в учебно-воспитательном процессе» (г. Чебоксары, 2009).

Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на ежегодных итоговых научных конференциях студентов и преподавателей Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России (2005–2009 гг.).

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

Структура и объем диссертации. В соответствии с замыслом и задачами диссертации структуру диссертации составляют введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список используемой литературы (157 источников). Общий объем работы составляет 154 страницы текста.

Основания социально-философского исследования экономических отношений

Содержательный комплекс социально-философского знания представляет собой интегральное единство научного знания с ценностными мировоззренческими выводами, выражая, тем самым, амбивалентность философии вообще, которая, включает в свою структуру как собственно научное знание, так и ценностное отношение к нему. В предельно общем плане объектом социально- философского изучения выступает общество, а в качестве предмета исследования принято выделять законы существования общества и специфику их реализации. Законы в обществе и природе имеют ряд общих характеристик, так как любой закон отражает объективные, всеобщие, необходимые и повторяющиеся связи между феноменами действительности. Вместе с тем проявление законов социальной реальности имеет свои уникальные особенности, связанные с тем, что общественные отношения формируются благодаря субъективному выбору человека. «В природе ... действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти; стремящиеся к определенным целям»1. Реализация выражения закона как внутренней, существенной, устойчивой связи явлений непосредственно зависит от наличия соответствующих внешних или внутренних условий. Человек, благодаря своей способности познавать законы и принципы бытия, имеет возможность, в известной степени, подчинить себе его закономерности, целенаправленно создавая необходимые предпосылки, которые позволят обеспечить переход предполагаемых следствий из сферы возможного в сферу действительного. Исследование, определение и обоснование изучения регулятивных доминант общественной жизни и составляют задачу социальной философии как науки.

Законы общества являются продуктом его самоорганизации, характеризуют его системную целостность, условия существования и развития. Они формируются как устойчивые, необходимые связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного производства в ходе осознанных действий людей, преследующих свои цели. При этом люди не создают законы сами, а только определяют сферу их применения. Эти законы проявляются в социальной деятельности людей. Будучи законами системы общества, они носят объективный характер. Вместе с тем их проявление осуществляется через целеполагающую деятельность, связанную с осознанной мотивацией поступков человека, направленных на удовлетворение потребностей, желаний, интересов.

Преодоление антагонизма противоречия в проблеме отношения законов и принципов объективной действительности и субъективностью человеческой деятельности непосредственно может быть реализовано в процессе определения уровня диалектического противоречия содержания базовых для социальной философии категорий, в частности «необходимости» и «свободы». Категория «необходимость» рассматривается нами как выражение существенной, внутренней, неизбежно возникающей при определенных условиях взаимосвязи предметов и процессов действительности. В рамках социально-философского исследования необходимость может быть характеризована как неизбежность проявления объективных законов развития общества, которые в процессе своей реализации обуславливаются уникальными обстоятельствами исторического процесса, что придает форме их проявления неповторимость. Однако далеко не все, что существует, имеет место быть только по необходимости. В мире вообще и в мире социальном, прежде всего, действует и случайность, которой в объективной действительности принадлежит определенное значение. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах, но она находится в многообразных связях с необходимостью, оказывая на нее непосредственное влияние. Неповторимость формы не следует отождествлять с уникальностью сущности, социальных явлений и процессов, форма во многом произвольна, случайна. Необходимость выражает только существенные тенденции социальной организации, которые в свою очередь во многом зависят от конкретных, уникальных, необязательных, а потому случайных условий. Поэтому практическую реализацию законов организации общества можно характеризовать как вероятностную детерминации. Они действуют как тенденция, проявляющаяся в коллективном общественном поведении. Однако традиционно в рамках научного знания выделяют два вида категории «вероятность» - объективную и субъективную. Если субъективная вероятность позволяет анализировать субъективные особенности социальной организации, то объективная вероятность предоставляет возможность дать характеристику неоднократно повторяющимся явлениям, общим для социальных систем в целом. В общественной системе существуют такие виды взаимодействия между элементами связей, которые имеют однозначный характер.

Методологическое обоснование философского анализа экономической системы

Анализ, осуществленный в процессе установления объекта исследования, приводит нас к необходимому выводу, что научное познание содержит в себе как сугубо рациональные, эмпирически доказанные и обоснованные формы, так и предположительное знание. Система научной теории отображает характеристики реально существующих объектов, в том числе и таких, которые непосредственно не входят в поле наших ощущений. Это позволяет выбрать из многообразия опыта факты, изучение взаимосвязей которых позволяет определить существенные характеристики исследуемого явления.

Научные теории, определяющие смысл и характер экспериментальных процедур, содержат знание о таких объектах и параметрах, которые не наблюдаются и непосредственно не измеряются. Характерным для научных форм познания является то, что они закрепляют на определенный период знания, которые правильно отражают отдельные закономерности и явления объективной реальности, и то что систематизируют эти знания согласно определенным правилам с помощью строго обоснованных методов и теорий, принципов и понятий. Научное познание оказывает исключительное воздействие на процедуру познавательного процесса не только посредством содержания, но и через свои организованные формы. Человек реализует познание не только как научное, но и как вненаучное. Например, вненаучное, познание может быть зафиксировано в нормах морали и права.

Научное, так и вненаучное познание по своему характеру может быть реализовано и как философское, и как нефилософское. Дифференциация познания на философское и нефилософское имеет исключительное значение для исследования познавательного процесса в его целостности и неразрывности, в силу чего мы полагаем достаточно обоснованным рассмотреть поднятую проблему более подробно. Это, на наш взгляд, позволит сформировать методологическую основу для анализа различных сторон и компонентов социально-философского исследования экономической составляющей общественной жизни.

Различия между формами философского, научного и вненаучного познания, их отраслями - это различия между характером предметов познания, их типов и видов, способов классификации и систематизации полученных знаний. Именно в этих сферах необходимо искать основу разграничения между философским и частнонаучным познанием. Философское познание как один из способов человеческого познания вообще также реализуется как научное и вненаучное.

Различия между объектами исследования философских и общественных наук еще не означают, что между ними нет ничего общего. Если сравнить их объекты исследования, то очевидным становиться, что общим у них является то, что они занимаются изучением структуры, свойств, особенностей и структурных закономерностей развития человеческого общества. При этом, теоретические составляющие частнонаучных социальных дисциплин не могут не включать в сферу своих отраслевых интересов и проблемы определения наиболее общих законов, закономерностей и принципов развития общества. Следовательно, мы решительно отказываемся использовать в качестве критерия для дифференциации философского и нефилософского знания только степень общности исследованных объектов. Несомненно, что предметом философского изучения является исследования всеобщих законов и форм субстанций бытия, но всегда в связи с исследованием диалектики отношений между бытием и сознанием.

Специфика философского знания заключается не только в изучении всеобщих законов развития бытия, но, прежде всего, в отражении всеобщих форм и принципов этого развития в сознании человека, и именно этот аспект философского знания делает объектно-предметную, и как следствие методологическую сферы, уникальными в системе большой науки в целом. Особенность философии заключается не просто в анализе всеобщих закономерностей изучаемых явлений, но в отношении человеческого сознания к объективной реальности.

Теоретические составляющие частнонаучных дисциплин неизбежно вовлекают в сферу своих интересов и изучение законов и принципов той или иной степени общности. Не существует отрасли фундаментального научного знания, которая бы не занималась исследованием определенного типа общих законов. Организация существования природы в целом, общества и человека в частности осуществляется в определенных формах и обусловливается определенными законами. Одни законы и формы существования сфер бытия определяются (характеризуются) как всеобщие, другие как общие и частные, специфические. Законы диалектики характеризуются в качестве всеобщих, так как их содержание и формы реализации отмечаются во всех сферах бытия в природе и обществе. Так закон стоимости - это общий закон, который действует в обществе при определенных условиях, а законы влияния на экономические процессы представляют собой частные, специфичные законы. В сферу внимания философия входят, прежде всего, всеобщие законы. Но действительное существование всеобщих законов и форм бытия проявляется в диалектической взаимосвязи.

Экономическая сфера жизни общества (системный аспект)

Философия, являясь сложнейшей совокупностью научного знания о всеобщих законах и принципах организации природы общества и мышления, выполняя важнейшие функции по становлению адекватного, человекомерного мировоззрения, в процессе своей эволюции выработала или обосновала такие приемы познания, которые являются эталонными основаниями для любой научной дисциплины вообще и для отраслей социально-гуманитарной сферы в частности. Отечественная философия науки на современном этапе характеризуется углубленной рефлексией собственных социокультурных оснований, внутренних и внешних механизмов развития, целей, ценностных ориентиров и т.д.

Однако, на протяжении истории советской и постсоветской философии науки, отмечается противостояние двух гносеологических тенденций частнонаучной и философской. Это противостояние было вызвано несколькими причинами, во-первых, спецификой философского знания которое, обладая признаками научности, не является наукой в традиционном представлении, в силу чего многие ценности, исповедуемые философией остаются неизвестными большинству представителей науки. Ученные часто высказывают сомнения в способности философов строить строгие научные концепции, особенно в сфере социально-экономических отношений. Во-вторых, философия на протяжении долгих лет являлась инструментом политизации научной деятельности (со всеми последствиями), что так же не способствовало установлению понимания между философами и отраслевыми ученными.

Вместе с тем, потребности дальнейшего прогрессивно-поступательного развития науки создали предпосылки для преодоления такого противостояния. Сопоставление различных отраслей научного знания это само по себе составляет процесс организации взаимного обогащения знанием, предоставление возможности его переноса из одной сферы знания в другую, что создает возможность положительной эволюции научного знания. Поэтому методологическое сопоставление философии и отраслевой науки может привести к получению новой информации. В рамках формирования единой науки о человеке, обществе, природе и жизни методы междисциплинарного исследования становятся все более значимыми для всего комплекса социальных наук. Интегративные процессы в науке с наибольшей четкостью стали проявляться во второй половине XX в, когда возросшие темпы и результаты научного прогресса и социально-экономического развития общечеловеческой цивилизации позволили ощутить всю глубину разносторонних связей человека с природой и обществом. Что в свою очередь позволило сформулировать перед научным познанием новые ориентиры формирования эталонов и способов фундаментальных исследований.

Значительное число непрерывно возрастающих, ранее не существовавших отраслей научного знания, уже изначально, по самой природе своей организации носит интегративный, синтетический характер. Новой чертой современной интеграции научного знания является изменение характера синтеза научного знания. В этой связи отрасль социально гуманитарного дисциплинарного комплекса так же должна быть сориентирована на переосмысление методологических положений с целью их критического переосмыслении и анализа для дальнейшего развития. Проблемы, связанные с созданием единой науки о человеке и окружающей его природной и социальной среде, настоятельно диктуют необходимость аргументированного обоснования инструментов интеграции. Конструирование и практическое применение интегративных исследовательских методик социально-экономических исследований возможны при условии взаимосвязи процессов позитивного развития методологической мысли и формирования методологической культуры исследователей.

Вместе с тем, приходится констатировать, что в настоящее время некоторые исследователи социально-экономических процессов, пытающиеся определить роль и место экономической составляющей в структуре общественной жизни, не обращают должного внимания методологии исследования. Часто автор исследования довольствуется перечислением классических способов общенаучного анализа, и, не затрагивая при этом, такие необходимые составляющие как определение оснований объекта исследования, характеристика качеств субъекта познавательных отношений, определение порядка их взаимодействия и т.д. При этом методологическим аспектам, в традиции российской социально-экономической науки, всегда придавалось большое значение.

Похожие диссертации на Факторы социальной детерминации экономической системы