Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Музяков, Сергей Иванович

Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ
<
Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Музяков, Сергей Иванович. Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Музяков Сергей Иванович; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2008.- 337 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-9/46

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Воинская деятельность как объект аксиологического анализа

1. Ценность и воинская деятельность: сущность и взаимобусловленность 22

2. Методология анализа ценностных оснований воинской деятельности 48

3. Социокультурная детерминация ценностных оснований воинской деятельности 78

ГЛАВА II. Ценностные основания воинской деятельности как система 103

1. Системный подход к формированию ценностных оснований воинской деятельности 103

2. Социальные идеалы как ценностные основы воинской деятельности 121

3.Диалектика нравственных и правовых регулятивов в воинской деятельности 141

ГЛАВА III. Состояние ценностных оснований воинской деятельности: сущее

1. Влияние природных и социальных факторов на состояние ценностных оснований воинской деятельности. 163

2. Противоречия функционирования ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях . 186

3. Тенденции изменения содержательных элементов ценностных оснований воинской деятельности 204

ГЛАВА IV. Соотношение должного и сущего в формировании ценностных оснований воинской деятельности .

1. Социальные модели реализации ценностных оснований воинской деятельности. 235

2. Оптимизация ценностных оснований воинской деятельности современной Российской армии . 263

Заключение 297

Список литературы 328

Введение к работе

Современный этап развития российского общества характеризуется изменениями во всех основных сферах общественной жизни. Во многом это обусловлено противоречивым процессом становления новой системы ценностей, ориентированной на рыночные принципы и механизмы организации экономического производства, провозглашением приоритетности демократических прав и свобод.

Рыночная форма организации экономической сферы оказалась явно привлекательней в виду более полной реализации деятельностного потенциала индивида, возможного повышения благосостояния большинства населения. В то же время, западная цивилизация, ценности которой стремится культивировать современная Россия, оказалась заложницей своего материального благополучия. Ее ценностная система, нацеленная на удовлетворение все возрастающих и все более изощренных потребностей индивидов и социальных групп, во-первых, обедняет духовную жизнь общества, во-вторых, нуждается в неограниченном количестве материальных ресурсов. Достигнутый в ее рамках уровень потребления в принципе недоступен большинству человечества, чреват резким обострением борьбы за ресурсы, а в весьма недалекой перспективе грозит глобальной продовольственной и экологической катастрофой. В виду того, что воинская деятельность не производит материальных ценностей, она становится все менее привлекательной для граждан западных стран, но значимость ее от этого меньше не становится.

В то же время, традиционная форма жизни, с ее консервативной системой ценностей оказалась более устойчивой в плане организации системы жизнеобеспечения. В традиционной системе ценностей человек не противопоставляется естественным условиям жизни, а органично вписывается в природную среду. К примеру, в российской философской традиции, особенно в ее консервативной ветви, аксиологический фактор всегда являлся неустранимой реальностью, отправной точкой исследования деятельности, как специфической формы человеческой активности. Подлинная деятельность как открытая система не могла быть замкнута только на уровень конкретного, эмпирического, физикалистского познания природы. И подлинную свободу в своей деятельности человек мог достичь только при условии развитой ответственности и чувства долга перед природой, обществом и личностью. В традиционной цивилизации эти личностные качества и ценности воспитываются и органично вписываются в организацию воинской деятельности. Поэтому в традиционных обществах воинская деятельность является одной из значимых форм человеческой активности.

Из противоречивости и особенностей рыночной и традиционной форм цивилизации вытекают, по крайней мере, следующие три вывода.

Первый. Рыночная форма организации экономической жизни ни в коей мере не должна являться препятствием для дальнейшего развития уникальной российской цивилизации с ее традиционными ценностными основаниями.

Второй. Изменения ценностных оснований российского общества с необходимостью требуют приведения в соответствие с новой ситуацией всей системы организации воинской деятельности, прежде всего духовно-нравственных основ.

Третий. Формы, способы и средства ведения войны, организации воинской деятельности постоянно совершенствуются, смещая акцент с захвата физического пространства на поражение духовного пространства с использованием информационных ресурсов борьбы.

В этих условиях для осмысления причин, источников мотивации человеческой активности, для поиска оптимальных мер по организации воинской деятельности необходимы мощные, информационно емкие понятийные средства и концептуальные подходы. Можно предположить, что исследование ценностных оснований в значительной мере позволит, четко и ясно осмыслить возникшие проблемы функционирования воинской деятельности в современной российской армии, сформулировать стратегические цели развития и выявить необходимые средства их достижения.

На основании вышеизложенного актуальность исследования проблемы ценностных оснований воинской деятельности определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, изменением функционального состояния материального и идеального в современной цивилизации. В современной России интенсивно перестраивается система ценностей, причем структура ценностей очень неустойчива и имеет большую амплитуду раскачивания: от признания только материальных или духовных ценностей. Сложные процессы самоорганизации системы ценностей показывают, что в социальной динамике приоритет духовности очевиден, ибо ценности, являясь ядром духовности, представляют собой смыслообразующие элементы человеческой деятельности, от них зависит ее направленность. Так как только ценности, выработанные в процессе деятельности, проверенные временем и жизненной ситуацией могут выступать мотивом для активной творческой деятельности человека, в том числе и военнослужащего. Иными словами, ценности, в виде духовных и материальных образований возникают из деятельности и в деятельности же реализуются в виде различных мотивов.

Во-вторых, недостаточная научная разработка проблемы ценностных оснований воинской деятельности выдвигает сегодня на первый план потребность уточнения социально-философской сущности ценностей в рамках современных парадигм философии, новых механизмов их возникновения и реализации, особенностей их детерминации социокультурной средой. В этом плане исследование ценностных оснований воинской деятельности в контексте анализа их внутренней структуры имеет некоторые преимущества по сравнению с другими подходами, традиционно применяющимися для объяснения общественных процессов, проблем и явлений. Диалектический, системный, классовый, функциональный, коммуникативный и т.д., как по отдельности, так и в комбинации с другими, – все эти подходы при очевидной важности и необходимости каждого из них направлены на выявление закономерности, а не смысла событий. Они строятся на принципе необходимости, а не свободы, но, не основываясь на принципе свободы, смысл деятельности понять невозможно. Напротив, включение ценностей в анализ воинской деятельности немыслимо без этого принципа, ибо стремление к определенной ценности изначально предполагает ее свободный выбор.

В-третьих, объективной потребностью осмысления сложившейся системы ценностей в жизни общества и армии, их обусловленности с деятельностью военнослужащих, отражения данного процесса в сознании как программы действий. И если общество в погоне за какими-то из них зашло в тупик, то и выйти из него оно сможет лишь тогда, когда уяснит, к каким ценностям и их основаниям следует стремиться, чтобы сохранить интерес людей к определенному виду деятельности.

Если рассматривать основание как мотив, источник человеческой активности, необходимо отметить, что существуют различные уровни и плоскости мотивации воинской деятельности, которые могут быть структурированы как по «горизонтали» (когда имеются в виду связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы, например, связи между духовными ценностями общечеловеческого характера (благо, жизнь, добро, истина, красота и т.д.)), так и по «вертикали» (например, связи между духовными ценностями национального и группового уровней и т.д.; субординационные отношения: «начальник» - «подчиненный» и др.).

В-четвертых, исследование динамики ценностных оснований воинской деятельности, основных параметров и характеристик диктуют необходимость пересмотра иерархии ценностей современной российской армии. Традиционные для российских граждан, в том числе и для военнослужащих понятия, как Родина и Отечество, долг, честь, достоинство, профессионализм, ответственность и другие претерпевают существенную трансформацию, в значительной мере утрачивают свой прежний смысл и значение, изменяются не только по объему, но и по содержанию. В связи со значительными изменениями социально-политических, экономических и духовных основ общества и армии возникает потребность пересмотра ценностных ориентиров, установок, организации в интересах успешного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач на основе познания реального состояния дел в российской армии. Изменения в характере деятельности военнослужащих обусловливают включение в круг аксиологической компоненты самых разнообразных вопросов военно-технического, служебно-боевого, социального, административно-хозяйственного характера, что, в свою очередь, требует развития и оптимизации уровня культуры в военной сфере. Военнослужащим необходимы разнообразные знания, навыки, умения и качества, соответствующие ценностям и нормам формирующейся политической, экономической, духовной, социальной систем российского общества для успешного выполнения задач в мирное время и боевой обстановке.

В-пятых, необходимостью повышения эффективности воспитательной работы в войсках, формирования необходимых духовных и материальных ценностей, которые способствуют достижению соответствия должного и сущего в деятельности военной организации государства. Современные модели ценностных оснований воинской деятельности должны быть направлены, прежде всего, на реализацию творческого потенциала личности военнослужащего. Процессы глобализации, происходящие в современном мире, затрагивают все стороны жизни и деятельности военной организации и оказывают существенное воздействие на сознание военного человека. В этом потоке информации бывает сложно найти ценностные ориентиры деятельности. Современные глобализационные проекты западного образца, основанные на информатизации, а в прошлом – колонизации и империализации, ориентированы в основном на экспорт собственной системы ценностей в другое социокультурное пространство. Противопоставить такой форме экспансии, ориентированной на поражение духовного пространства других стран, в том числе и России, можно, только предложив свои социальные модели реализации ценностных оснований деятельности.

Таким образом, актуальность исследования ценностных оснований воинской деятельности определяется необходимостью приведения их в соответствие с изменившейся мировоззренческой, военно-политической ситуацией в мире и стране с целью надежного обеспечения безопасности России, свободы ее граждан, справедливости социальных отношений и активизации ценностно-мотивационного компонента военнослужащих.

На необходимость исследования данной проблемы указывают также результаты анализа научной литературы. В философии и других науках об обществе создан богатый потенциал идей, подходов, на основе которого происходило постепенное освоение проблем ценностей и деятельности. В трудах Е. Ануфриева, Г. Арефьевой, Д. Артюховича, Г. Баранова, Г. Батищева, М. Бахтина, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Бессонова, В. Василенко, Ю. Воробьева, М. Демина, М. Кагана, А. Коршунова, А. Лойко, А. Маргулиса, А. Огурцова, В. Пивоева, С. Туманова, А. Ухтомского, В. Фофанова, В. Швырева, Э. Юдина и других глубоко и обстоятельно рассмотрены общие проблемы деятельности и ценностных отношений. В них проанализированы вопросы взаимодействия субъектов и объектов социальной деятельности, социального управления, структуры деятельности и ее обусловленности социокультурным пространством и другие, без понимания которых ценностные основания воинской деятельности исследовать невозможно.

Анализ научных источников позволяет также выделить наиболее и наименее изученные стороны, определить общие тенденции исследования ценностных оснований воинской деятельности.

Первая тенденция характеризуется решением многочисленных и сложных задач исследования проблемы деятельности учеными различных специальностей. В социальной психологии деятельность чаще всего рассматривается как форма активности в органическом мире, как свойство деятельности. Некоторые исследователи отождествляют деятельность сугубо с предметной деятельностью. Предметом многочисленных исследований в социологической науке являются проблемы структуры деятельности, ее роль в системе социальных отношений, социального управления и организации жизни общества и личности.

При этом трактовка деятельности в тех или иных отраслях общественного знания различна. Собственно философское понимание деятельности особенно широко рассматривалось многими авторами в 70-х – 80-х годах XX столетия, когда возникла потребность системного осмысления данного социального феномена.

Современные подходы к исследованию проблемы деятельности связаны в основном с самоуправляемыми, самоорганизующимися системами на основе ценностей. Отмечается, что эффективность человеческой деятельности выше там, где есть понятная и четкая система ценностных ориентиров, учитываются внутренние и внешние факторы организации жизни, при открытости социальной общности.

В целом авторы, соглашаясь с трактовкой деятельности как особой формы активности, вкладывают в это понятие различный смысл. В итоге единого понимания деятельности как аккумулирующей системы духовных и материальных ценностей, не сложилось.

Вторая тенденция связана с тем значительным материалом, который содержится в произведениях зарубежных авторов, создавших развернутые теории «социальной мобильности», «социального действия», «социальной стратификации» общества. Важные результаты в исследовании сущности, онтологического статуса, мировоззренческих и социальных функций ценности и деятельности в рамках названных теорий были достигнуты в более ранний период в работах Э. Дюркгейма, О. Конта, К.Маркса, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, В. Дильтея и др., а несколько позже в работах М. Шелера, Г. Гадамера, Н. Гартмана, Э. Гидденса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Ф. Адлера, Х. Лейси, Н. Лумана, А. Маслоу, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера и др.. Вместе с тем понимание категорий «ценности» и «деятельности» в общественной теории на Западе весьма неоднозначно. Зачастую данные категории чрезмерно психологизируются, либо трактуются в контексте только объективных процессов; рассматриваются, в одном случае, вне связи с экономической и политической, а в другом случае – вне связи с духовной сферами жизни общества. Все это затрудняет реализацию системного, всестороннего подхода к анализу ценностных оснований деятельности человека.

Третья тенденция получила свое выражение в основном социально-философских, социологических работах, касающихся тех или иных аспектов проблемы ценностей и ценностных оснований деятельности социальной группы и личности. Этой проблеме посвятили свои работы А. Акбашева, С. Анисимов, А. Арнольдов, Л. Архангельский, Г. Батурина, В. Блюмкин, В. Василенко, В. Гуляев, А. Гусейнов, В. Гречаный, А. Здравомыслов, М. Каган, В. Крюков, Н. Лапин, В. Лекторский, Д. Леонтьев, Н. Лосский, А. Максимов, О. Музыка, А. Невелев, И. Полякова, Н. Розов, Е. Селезнев, И. Сурина, В. Тугаринов, В. Форсова, Н. Худякова, Н. Шеляпин, Л. Юлдашев и др.. Пристальное внимание они уделяют анализу сущности разнообразных ценностей, их систематизации и влияния на формирование сознания людей, практической роли в нормировании общественной жизни и деятельности. В то же время данная проблема, особенно в части изучения мотивов, источников деятельности не выступает предметом специального анализа. В результате уровень ее исследования таков, что не позволяет обобщенно представить ценностные основания различных форм деятельности, в том числе и воинской.

Четвертая тенденция представлена трудами военных ученых. Непосредственно изучению воинской деятельности были посвящены работы П. Аганова, В. Барабина, В. Бондалетова, В. Булычева, Л. Важенина, В. Волкова, В. Кулешова, Г. Лигинчука, В. Ляшенко, Е. Макаренкова, О. Марусенко, О. Михайленка, О.-Х. Рахимова, В. Серебрянникова. С различных методологических позиций они выходили на проблемы обусловленности воинской деятельности ценностями.

В целом проблема определения ценностных оснований жизнедеятельности личности и социальных групп многообразна и широка. Она требует постоянного изучения многими науками. Особую значимость для исследования ценностных оснований воинской деятельности имеют работы, содержащие философско-методологические подходы к рассмотрению связи системы ценностей с вооруженной защитой государства, Отечества, своего народа. Такие ориентиры обозначены в работах А. Балаховского, Б. Валеева, В. Гидиринского, А. Дмитриева, А. Дырина, Б. Каверина, С. Клягина, В.Ксенофонтова, А. Миловидова, Ю. Носкова, А. Павлова, П. Петрия, Ю. Чернавина, П. Чижика, В. Чугунова, О. Рахимова, А. Опалева, М. Шахова и многих других авторов.

Проблеме функционирования ценностей в условиях Вооруженных Сил посвящены исследования О. Алексеенко, Г. Ашева, Г. Боговича, М. Гунибского, С. Галченко, Ю. Славинского, Г. Торгашева, А. Цыбульки, В. Чеснокова, О. Шевченко и др..

Отдавая должное вкладу данных авторов в разработку проблемы ценностей, ценностных оснований жизнедеятельности воинов, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры социально-философского анализа ценностных оснований воинской деятельности. Вместе с тем, детальное осмысление литературы позволяет очертить круг менее исследованных, либо неисследованных вопросов, определить некоторые недостатки.

Во-первых, важно подчеркнуть, что специальных исследований, посвященных непосредственно анализу ценностных оснований воинской деятельности, особенно в контексте изменившихся реалий нет. В ряде работ представлены аспекты проблемы. Однако сегодня возрастает значение концептуальной разработки источников, мотивов воинской деятельности.

Во-вторых, практически неизученными остаются вопросы должного и сущего в содержании ценностных оснований воинской деятельности, особенностей их формирования, а также выявление и обоснование основных тенденций функционирования данного феномена в связи с изменившимся статусом военнослужащих Российской армии и формированием новой по содержанию ценностной и нормативной базы в деятельности военной организации.

В-третьих, недостаточно разработана проблема разработки социальных моделей ценностных оснований воинской деятельности. Между тем глобализационные процессы, происходящие в мире, настоятельно требуют определения ценностных ориентиров, установок, организации воинской деятельности.

Таким образом, анализ литературы показывает, что выбор указанной темы в качестве предмета исследования обусловлен ее актуальностью, определяемой совокупностью целого ряда факторов, теоретической и практической значимостью, недостаточной степенью ее научной разработанности.

Объектом исследования выступает воинская деятельность в аксиологическом измерении. Полное и всестороннее исследование воинской деятельности как ценности для общества и личности возможно лишь на основе взаимодействия разнообразных гуманитарных и естественных наук, каждая из которых изучает данный феномен под своим углом зрения с помощью специфических способов, методов и средств.

Предметом исследования – сущность, содержание, структура ценностных оснований воинской деятельности и тенденции их реализации на этапе качественного преобразования общества и армии, а также основные пути оптимизации данного процесса на основе исследования должного и реального состояния системы ценностей в Вооруженных силах РФ.

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа ценностных оснований воинской деятельности как целостного социокультурного явления в системе духовных и материальных ценностей, меры их единства и рассогласования и в обосновании приоритетных путей оптимизации системы ценностей в современной российской армии.

Общий теоретический замысел диссертации состоит в том, чтобы на основе использования методологии социально-философского анализа определить сущность, структуру и содержание ценностных оснований воинской деятельности, выявить их состояние и специфику проявления в российском обществе и армии, выработать систему ценностных оснований, принципы ее построения в интересах обеспечения духовной безопасности личности, общества и государства, обосновать модель и приоритетные пути оптимизации функционирования ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях. Итогом реализации замысла станет выработка социально-философской концепции ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях.

Замысел и цель исследования предопределили постановку и решение конкретных задач:

а) исследовать сущность и взаимобусловленность ценностей и воинской деятельности;

б) разработать методологию анализа структурных компонентов ценностных оснований воинской деятельности, показать их обусловленность социокультурным пространством;

в) рассмотреть систему детерминации ценностных оснований воинской деятельности на общем, особенном, единичном уровнях, имеющих как объективный, так и субъективный характер;

г) предложить систему ценностных оснований воинской деятельности как должное состояние исходя из интересов различного уровня и характера;

д) определить влияние природных и социальных факторов на состояние ценностных оснований воинской деятельности;

е) показать динамику и тенденции изменения содержательных элементов ценностных оснований воинской деятельности с точки зрения сущего;

ж) на основе соотношения должного и сущего определить социальные модели реализации ценностных оснований воинской деятельности;

з) сформулировать предпосылки и предложить приоритетные направления оптимизации ценностных оснований воинской деятельности современной Российской армии.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам общественного и индивидуального сознания, мировоззрения, духовности, ценностей и ценностных оснований деятельности личности и социальных групп, взаимосвязи с другими элементами духовного мира субъекта, места и роли в жизни общества и армии. В диссертационном исследовании проанализированы работы военных философов и публицистов, посвященные социально-философскому анализу проблемы ценностных оснований жизнедеятельности различных категорий военнослужащих в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, а также положения и выводы по данной проблеме, содержащиеся в принятых законах Российской Федерации по военным вопросам. На основе изученных источников в исследовании предложены различные методологические подходы к раскрытию сущности, содержания, структуры ценностных оснований воинской деятельности. Наряду с глубоко разработанными методологическими подходами: диалектическим, системным, структурно-функциональным, в диссертации предложен социосинергетический подход с его принципами открытости, взаимообусловленности, энтропийности, сложности, свободы и т.д.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа положений основных руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению духовной, информационной безопасности Российской Федерации; результаты и выводы опросов и социологических исследований, проведенных военно-социологическим центром Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Центром военно-социологических, правовых и психологических исследований Вооруженных Сил; Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) применительно к теме диссертационного исследования; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности и духовной безопасности общества, государства и личности, а также конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в целом ряде диссертационных исследований.

Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках и военно-учебных заведениях Министерства обороны России.

Методология анализа ценностных оснований воинской деятельности

Именно для этой цели мы рассмотрели деятельность с различных точек зрения и выявили её ценностные характеристики. Общей отличительной чертой различных подходов к проблеме воинской деятельности является то, что она рассматривается как нечто активное, сознательное, сложно организованное и целостное, то есть как некая субстанциональная и динамичная единица, функционирующая на основе свойственных ей закономерностей.

В своей, непосредственной реальности воинская деятельность предстает перед нами в форме бесконечного разнообразия конкретных видов деятельности, которые отличаются друг от друга многими особенностями.

Те виды деятельности, которые входят в состав воинской деятельности и составляют при определенных взаимосвязях ее содержание, не суть конкретные виды деятельности, многочисленные по своему количеству и различающиеся между собой по различным признакам. В содержание воинской деятельности, поэтому могут входить не все, а лишь ограниченное число видов деятельности. Данные виды деятельности выступают ее элементами и, следовательно, являются подсистемами воинской деятельности, число которых, естественно, не может не быть ограниченным. Кроме того, они различаются между собой не по любым признакам, подобно конкретным видам деятельности, а должны быть различными по качеству видами, которые бы взаимно дополняли друг друга, образуя целостное и взаимосвязанное единство системы воинской деятельности, способной успешно функционировать.

Итак, воинская деятельность представляет собой совокупность различных форм деятельности, смешивающихся друг с другом, скрещивающихся самым причудливым образом. И здесь ведущая форма деятельности подчиняет себе все остальные. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать ценностные основания воинской деятельности как отдельную форму, ибо она является доминирующей, охватывающей все содержание бытия военного человека.

Ценностные основания воинской деятельности могут быть рассмотрены не только как фиксация доминирующей формы деятельности в армейской системе отношений, но и как явление, имеющее свою сложную внутреннюю и внешнюю структуру. Это утверждение базируется на том основании, что, в сущности, любое явление действительности возможно и необходимо исследовать как целостное образование. Рассматриваемая как сложная динамическая система, ценностные основания воинской деятельности имеют свое внутреннее строение и подвержены воздействию внешней среды. Пытаясь выявить содержание ценностных оснований воинской деятельности, мы должны иметь в виду структуру деятельности как таковую, в ее общем виде. Для этого, отмечает М.Демин, необходимо абстрагироваться от частных проявлений конкретных видов деятельности и взять то общее, что свойственно всем им. Необходимо, таким образом, сконструировать идеализированный предмет. Такая идеализированная деятельность обладает противоречивой, подлинно диалектической природой: ее нет в чистом виде, но вместе с тем она присутствует в каждом варианте практически бесконечного ряда конкретных видов деятельности, неизменно составляя их основу1.

В этом направлении учеными проделана значительная работа и высказаны определенные, хотя и не всегда развернутые, мнения. Если учесть предлагаемые решения, так и их критику и отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементами содержания человеческой, в т.ч. и воинской деятельности, в общем виде могут быть: люди как субъекты деятельности; их потребности и интересы, определяющие мотивы и основания деятельности; цели как идеальные прообразы потребных предметов; средства деятельности, как идеальные, так и материальные; субъект и объект деятельности и сама деятельность с использованием материальных и духовных сил людей; результат деятельности. Такая парадигма позволяет признать, что военнослужащий, вступив в отношения с объективной реальностью, обязан подумать о последствиях своей целеполагающей деятельности, то есть, реализовывая начальную цель, основанную на интересах и потребностях, предвидеть и последующую цель, которая неотделима от первой. И в сущности своей такая деятельность может быть рассмотрена как единое целое и уходит в своей основе в аксиологическую плоскость. Поэтому нами будет предложена методология рассмотрения ценностных оснований воинской деятельности исходя из анализа внутренней структуры деятельности, с той лишь разницей, что в содержание ценностных оснований мы будем представлять как совокупность ценностей-потребностей, ценностей-интересов, ценностей-целей, ценностей-средств, ценностей-результатов.

Но прежде чем непосредственно приступить к анализу каждого из элементов системы ценностных оснований воинской деятельности, необходимо определиться, что такое «основание».

Согласно философскому словарю под редакцией И.Т. Фролова: «Основание - необходимое условие, являющееся предпосылкой существования каких-либо явлений (следствий) и служащее их объяснением»1.

Э.Л. Радлов дает определение основанию исходя из онтологического и гносеологического аспектов, соотносит основание с известным законом достаточного основания. Сославшись на А. Шопенгауера, выделяет 4 вида основания: 1) закон достаточного основания возникновения (закон причинности); 2) закон достаточного основания познания: 3) закон достаточного основания бы-тия; 4) закон достаточного основания деятельности (закон мотивации) .

В философском энциклопедическом словаре основание определяется как, достаточное и (или) необходимое условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности. Например, необходимые (но не достаточные) основания материальных явлений - законы природы; достаточные (но не необходимые) основания поступков — их мотивы; достаточные основания суждений - др. суждения (посылки) или опыт1.

Из краткого анализа понятия «основание» видно, что основанием деятельности выступает мотив, закон мотивации. А конечным мотивом деятельности человека являются ценности. По этому поводу американский философ X. Лесли писал, что «...ценность есть основное благо, к которому последовательно стремятся люди в течение всей жизни; ... ценность есть конечный мотив всех действий»2.

Социальные идеалы как ценностные основы воинской деятельности

Для воинской деятельности характерной особенностью является наличие в ней строгой системы проверенных временем и условиями воинской службы надежных оснований: потребностей, интересов, идеалов, которые подкрепляются нравственными, правовыми ценностями и нормами.

Если потребность предметна, интерес - осознание необходимой предметности, единство объективного и субъективного, то идеал как побудитель социальной активности выступает в качестве абстрактной модели совершенного, к чему стремится человек. Идеал - это образец, нечто возвышенное и прекрасное, высшая цель стремления человека. Начиная с античности, идеал рассматривался как благо, ведущее человека к совершенству.

Если в средневековье идеалом выступал Бог, то в эпоху Возрождения он принимает земные формы. Речь все больше идет о человеке, поиске идеальной формы общественного устройства, новой Атлантиды, города Солнца, коммунистического общества. «Причиной деформации идеала в рамках утопизма, - как справедливо считает Э. Ильенков, - является, прежде всего, его отождествление с понятием цели. Идеал, возможно трактовать как цель, но только как цель абсолютную, как цель, которая всегда впереди»1.

В. Воробьев в своей книге «Природа человеческой активности» отмечает, что почти вековой эксперимент по воплощению в жизнь идеала нового общественного устройства показал: природа человека мало меняется, даже под воздействием мощной надстройки. Человек продолжает оставаться тайной. Какие идеалы ему ближе зависит не только от совокупности общественных отношений (по марксизму), но и от состояния его духа, уровня культуры, нравственности. Всякий отход в действительности от идеала подрывает веру в него, и он утрачивает действенную силу2. То, что идеал выступает в качестве манящей линии горизонта, есть своя логика, своя объективная закономерность. Как говорил М. Ганди, ценность идеала в том, что он удаляется по мере того, как мы приближаемся к нему. Это подтверждает справедливость толкования идеала Гегелем как образца конкретной цели деятельности «рода», т.е. человечества на данной ступени его интеллектуального и нравственного развития.

Согласно Хайдеггеру, идеалы и нормы, принципы и правила, цели и ценности учреждены «над» сущим, чтобы придать ему в целом цель, порядок и - как вкратце говорят - «смысл»3. Поэтому, в аксиологии вещи рассматриваются не столько в ее пространственно-временных параметрах, но как носитель смысла, воплощение вне - и сверхпредельных значений, как знак, символ и ценность человеческой деятельности. А это значит, что сознание в аксиологии апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь «...мир задан человеку не вещно-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию»1.

Проблема поиска идеалов во все времена являлась актуальной. Это объясняется тем, что идеалы всегда связаны с фундаментальными вопросами человеческого бытия. Дело в том, что предметы и явления окружающего нас мира не только обладают объективными свойствами, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих эгоистических устремлений, потребностей и интересов. Поэтому для построения целостного мировоззрения необходимо наличие чего-то такого, что может связать в целостную, единую конструкцию разнообразные потребности, интересы, знания о мире.

По мнению X. Перельмана, в условиях плюрализма различных интересов, часто несовместимых, общественная система, основанная только на разуме, вне ценностного пространства не способна примирить антагонизмы, хотя она и может содействовать тому, чтобы люди научились соглашаться друг с другом. Строгая логическая дедукция и индукция не могут гарантировать перехода от того что есть, к тому, что должно быть, от действительности - к норме, идеалу. Люди должны, считает он, идти достаточно далеко в по-пытках оправдать идеалы . К. Аксаков в своей статье «О том же», исследуя основания государства Русского, пишет: «Вся сила в идеале. Да и что значат условия и договоры, как скоро нет силы внутренней? Никакой договор не удержит людей, как скоро нет внутреннего на это желания. Вся сила в нравственном убеждении. Это сокровище есть в России, потому что она всегда в него верила и не прибегала к договорам»3.

Это не значит, что идеал есть духовная абстракция, оторванная от материального мира. В общей культуре общества в целом и отдельного индивида неотъемлемы две стороны: материальная и духовная, так и в идеале эти моменты присутствуют. Поэтому абсолютизация одного из них, недооценка другого приводят к тому, что идеал перестает выполнять свою основную функцию — направлять социальную активность на совершенствование человека и общества в целом. К примеру, стремление решить материальные проблемы делали коммунистический идеал действенным до тех пор, пока люди нуждались больше в удовлетворении своих материальных потребностей. Но ни хлебом единым жив человек. С.Н. Булгаков, критикуя идеалы социализма, отмечает, что общественный идеал не может долго существовать только на материальной основе. Без надлежащей духовности он скоро превращается в абстрактную схему, в лучшем случае в идеологизированную теорию, далекую от интересов людей.

Противоречия функционирования ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях

В настоящее время наиболее тяжело военнослужащие переживают не столько политическую неопределенность и материально-бытовую неустроенность, а невозможность творческой реализации себя в воинской деятельности. Присущие воинской деятельности модусы социальной значимости, как романтика службы, воспитание воли, силы, проявление мужества, храбрости, смелости, взаимопомощи принижены и не востребованы. Поэтому многие молодые люди стараются избежать воинской службы, мотивируя это тремя моментами: а) низким уровнем материального стимулирования, б) невозможностью реализовать себя в условиях воинской деятельности и в) отсутствием полноценных социальных гарантий для службы и отдыха.

Отсюда возникают серьезные противоречия между сущим и должным, с представлениями о службе с одной стороны и реальностью с другой. В сознании военнослужащего возникают противоречия между ценностями социальной действительности и требованиями воинской деятельности, между устоявшимися социальными качествами гражданского человека и военнослужащего. Как утверждал в свое время Н. Данилевский, ... высшей ценностью служебной деятельности не может быть социальная значимость действующего субъекта. Напротив, эта деятельность выполняется тем лучше, чем более самоумаляет себя человек во имя служебного долга. В идеале служащий должен быть готов принести себя в жертву1. Но переход к рыночной цивилизации требует иных ценностей-средств, делая акцент не на общественной, а индивидуальной значимости.

Возникает противоречие между необходимостью выполнения воинского долга и материалистическим стилем мышления многих военнослужащих. Причем одно исключает другое практически полностью. В настоящее время молодые люди, вырастающие в атмосфере всеобщей капитализации жизни, теряют многие качества служебного характера деятельности. В такой обстановке формируются и проявляются такие мотивы и нравственные качества, как устойчивое стремление к наживе, легкой жизни, рвачество, неразборчивость в средствах достижения личных целей, жажда обогащения, попрание элементарных моральных норм и правил поведения. Легко представить, какие ценности будут исповедовать эти молодые люди, приходя на службу в армию. Многие приходят с опытом коммерческой, другие криминальной деятельности. Практически все они из одной ценностной среды попадают совершенно в другую, что не позволяет многим адаптироваться к условиям армейской службы.

Несомненно, такие субъективные инструментальные ценности воинской деятельности, как ответственность, исполнительность, честность и др. остаются востребованными обществом и вписываются в общую структуру социальных ценностей традиционного типа цивилизации, но оказываются далеко не на высоких ступенях в иерархии ценностей. Проблема в том, что с момента объявления перестройки в 1985 году, а затем и всеобщей либерализации экономики, руководство страны, объявив свободу рынку, поставила вне закона традиционные ценности российской цивилизации, которые складывались с момента образования Московского государства. А либерализм, в отличие от традиционализма (консерватизма) обусловливает движение общества к рыночной цивилизации, где якобы индивид, по крайней мере формально, обладает правом притязать на любую ценность. В этой цивилизации ведущей ценностью постепенно становится богатство, связанные с ним: хозяйство и мастерство. В реальной истории эти ценности далеко не автоматически становятся ведущими. Первоначально они требуют своей сакрализации, превращающей мирские обязанности в дело угодное богу1. Но освящение материальной жизни, высвобождая человеческую энергию, может вести к обезбожению единой души целого общества .

Рынок оказывается ведущим способом получения социального признания, а вместе с ним получают значение такие ценности-средства, как свобода и право, ибо свободному рынку нужна защита закона, и в западном обществе правовая система развивалась с развитием промышленности, свободного рынка и предлагаемых им инициатив3.

Достаточно очевидно, что среди общечеловеческих ценностей высшего уровня в традиционной цивилизации преобладающей оказывается общественная форма деятельности, а в рыночной - индивидуальная.

Воинская деятельность по определению не может быть индивидуальной формой деятельности. Поэтому, нам представляется, что данному виду деятельности должны быть присущи ценности-средства, призванные обеспечить удовлетворительное выполнение служебных обязанностей. На первый план выступают такие социальные ценности, как долг, дисциплина, самозабвение, повиновение и т.д., включая целый шлейф ценностей-качеств - ответственность, терпеливость, неприхотливость, покорность, смирение, героизм и т.п. И русским людям во многом были свойственны эти черты или, по крайней мере, они были им понятны и симпатичны. Почему в тяжелые годы испытаний для российской государственности проблема мобилизации добровольцев не стояла. Проблема возникала в части организации большой массы людей. Особенно в начале военных кампаний. Но и здесь удивительным образом за короткое время вырастали замечательные полководцы.

А для эффективной воинской деятельности еще необходимы усилия государства по поддержке данного вида деятельности. В настоящее время руководство государства, Министерство обороны предпринимают усилия по поднятию престижа воинской службы и привлекательности ценностей и традиций деятельности армии и флота. В СМИ появляются статьи и публикации патриотического характера, по ЦТ стали транслировать чаще фильмы, пропагандирующие ценности воинской деятельности. Появился государственный заказ на воспитание защитника Отечества. Общественное мнение постепенно меняется в сторону значимости и важности воинской деятельности. Так, например, в 1996 году к армии положительно относились 35% опрошенных, а в 2007 году эта цифра увеличилась до 56%. Это говорит о том, что значимость воинской деятельности в общественном сознании растет и имеет положительную тенденцию к росту.

Оптимизация ценностных оснований воинской деятельности современной Российской армии

Предварительным условием анализа тенденций данной группы является соотнесение понятий нравственной деятельности, поступка и поведения. По мнению большинства авторов, исследующих данную проблему, элементарной «клеточкой» ценностной деятельности, в которой преломляются все ее противоречия, является поступок. Поведение индивида ориентировано преимущественно на внешние, объективированные формы проявления поступков и содержат определенные элементы стихийного, неосознаваемого, регулируемого эмоционально-стихийным. Понятие же ценностной деятельности, отражая взаимосвязь объективной и субъективной сторон человеческой активности, объединяет все проявления и формы поведения, но главное - характеризует личность с точки зрения соотношения ее мотивов и поступков.

Обладая спецификой, относительной самостоятельностью, ценностная деятельность в то же время выступает стороной, аспектом, "срезом" любого вида деятельности, в том числе и воинской . В этом заложен ее широкий смысл, в контексте которого она рассматривается как «вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими духовного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в обществе»2. В узком смысле ценностной можно считать такую деятельность, при которой достигается соответствие поступков и поведения моральным мотивам и целям, имеющим личностный смысл и социально значимую направленность.

С этих позиций рассмотрим те тенденции, которые характеризуют названную сферу моральной регуляции воинской деятельности.

Одна из рельефно проявляющихся тенденций - повышение удельного веса отклоняющихся от норм /девиантных/ форм поступков и поведения военнослужащих. В основе отклоняющегося поведения лежат как социальные факторы /деструктивные процессы в обществе, социальная напряженность, повышенная криминогенность, произвол, насилие и др. А также биологические, нравственно-психологические, определяющие содержание витальных потребностей, особенности возраста, психологической предрасположенности, характера, темперамента, эмоционально-волевой сферы человека.

Каждый конкретный вид отклонений /а к ним относятся воинские преступления, суицид, грубые нарушения воинской дисциплины, акт вандализма и жестокости, так называемого немотивированного поведения/ порождается особым комплексом причин. Применительно к современному этапу развития нашего общества они видятся прежде всего в резком ослаблении регулятивных возможностей нравственности и права, вызванном переходом к новому состоянию, в результате которого усиливается распад целостной воинской деятельности на отдельные поведенческие акты, инициируемые вненравст-венными /политическими, правовыми, национально-этническими и др./ побуждениями и мотивами.

Безусловно, этот процесс зарождается еще до призыва молодых людей в армию, в условиях гражданской жизни, где закладываются основы их социализации, воспитания и образования, отношения к службе в армии. А это отношение, как известно, носит в целом негативный характер вследствие изменения отношения общества к Вооруженным Силам, "размытости" их функций, усложнения и расширения спектра задач, отсутствия механизма социально-правовой защищенности

Следует иметь в виду и общее падение дисциплины и порядка в обществе, рост преступности, вызванных резким снижением жизненного уровня людей, ослаблением рычагов государственной власти, отставанием системы законодательства от новаций, осуществляемых в рамках экономической реформы. Все эти факторы накладывают ощутимый отпечаток на социально-нравственный облик молодежи, приходящей в армию и на флот.

В социальной практике весьма часто можно обнаружить многочисленные факты преступного и аморального поведения молодых людей - проявления жестокости, вандализма, хулиганства, хамства, воровства, пьянства и т.д. Тем не менее, представляется, неправомерно давать только негативную оценку современному молодому поколению, видеть в нем лишь потерянных людей, негодяев, рафинированных индивидуалистов с размытыми нравственными критериями, людей, лишенных веры, национального самосознания, видящих смысл жизни в потребительстве, достижении материального благополучия.

К сожалению, значительная часть интеллектуально развитых, нравственно воспитанных юношей как раз и не пополняет ряды Вооруженных Сил, поскольку поступает в высшие военно-учебные заведения, пользуется правом отсрочки от воинской службы. Кроме того, в армию приходит много призывников, имевших судимость. Преступность среди молодежи достигла колоссальных размеров. Почти каждый десятый воин, осужденный в армии, ранее привлекался к уголовной ответственности. Если в 2000 году на военную службу было призвано около 2000 лиц, потребляющих наркотики и ток-сикогенные средства, то в 2006 году эта цифра уже составила 2500 юношей, склонных к употреблению наркотиков.

Как показывают исследования, у людей, совершивших тяжкие преступления, достаточно устойчиво проявляются лагерные /тюремные/ обычаи и традиции, как правило, доминируют потребности насилия над людьми, самоутверждение, превосходство над окружающими, стремление властвовать, эгоцентризм. 90% случаев - потребности, лежащие в основе указанных преступлений, связаны с самоутверждением преступников, чаще всего в извращенной форме.

Похожие диссертации на Ценностные основания воинской деятельности : социально-философский анализ