Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Резниченко Вера Анатольевна

Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект
<
Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Резниченко Вера Анатольевна. Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Резниченко Вера Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2009.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/357

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Нормативная природа социального

1.1. Понятийная сетка проблемы 11

1.2. Ценности как поведенческие регулятивы 32

1.3. Трансформация ценностных оснований современной России 53

ГЛАВА 2. Сущность и механизм девиаций: междисциплинарный подход

2.1. Рефлексия девиантнтности. Анализ теорий 69

2.2. Социальный конфликт в формировании девиантного поведения 91

2.3. Социально-правовая регуляция: опыт России 106

Заключение 121

Библиография 129

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Строительство постсоветской жизни в современной России проходит в непростом социально-политическом контексте, обусловливается издержками, изъянами переходного времени. Трансформации «старого» в «новое», «прошлого» в «будущее» осложнены нерешенными политическими проблемами, экономическим кризисом, растущей социальной дифференциацией. Ситуация усугубляется характерной тенденцией — ростом невовлеченности масс в продуктивную деятельность, развитием социальной апатии.

Резюмируя негативные стороны отечественного общественного развития, следует указать на такую тревожную симптоматику, как:

- кризис населения (деградация «среднего класса», маргинализация
граждан);

кризис гражданского общества, перестающего влиять на разработку, принятие ответственных макроуправленческих решений;

упрочение социальных общин (меньшинств), интересы которых плохо согласуются с интересами большинства граждан;

упадок нравов;

развитие в обществе аномии, рост девиаций.

Деградация нации — реальная опасность, вызывающая тревогу всего общества. Статистика однозначно свидетельствует о кризисном состоянии населения России. Обосновывая вышесказанное, обопремся на факты.

1 .Психическое здоровье нации. Общая численность больных, находящихся на диспансерном учете 6,5 млн. человек. Около 80% всех больных - это алкоголики, наркоманы, токсикоманы, олигофрены. Страна занимает печальное 2 место в мире (после Литвы) по суициду. Огромную тревогу вызывает факт того, что психическими заболеваниями страдают около двух миллионов детей. По данным московских психиатров из каждой тысячи несовершеннолетних: 250 нуждаются в помощи невропатолога и

4 психотерапевта, 90 - в амбулаторном лечении, 30 - в стационарном1

[2.Физическое здоровье населения. В настоящий момент в стране более 2 млн.

больных туберкулезом, 300 тыс. ежегодно умирает от онкологических

заболеваний, до 350 тыс. — от болезней, инспирированных плохой экологией,

2,5 млн. больных алкоголизмом (диспансерный учет), 1,5 млн. наркоманов. С

начала 90-х началась катастрофическая убыль населения. С 1995 по 2005 гг.

число жителей РФ уменьшилось на 9,5 млн. Ежегодно осуществляется до

ЗОтыс. заказных убийств, в автокатастрофах гибнет до 35 тыс., от суррогатного

алкоголя погибает до 50 тыс., от травм умирает до 15 тыс".

3.Падение нравственности. Число сирот в 2007 г. - 720 тыс., беспризорных - 4 млн.; 700 тыс. детей не посещает школу. Детская смертность достигает 70 тыс. в год; ежегодно регистрируется более тысячи новорожденных отказников; за год вывозится за рубеж 15 тыс. несовершеннолетних, на алименты подается до 4млн. заявлений. Насчитывается 3 млн. бездомных. Уровень убийств и самоубийств, расцениваемый как национальный показатель социальной патологии увеличился в РФ с 1989 в два раза3.

Кризисные явления продуцируют в обществе крайние формы девиаций — экстремизм, терроризм. Базовой социальной проблемой выступает аномия ценностей, изменение привычных поведенческих стереотипов, различные виды антиобщественных проявлений. Обращение к данной теме продиктовано необходимостью осмысления инструментов купирования аномии, профилактики девиантного поведения.

1 Морозова Г.Ф. Деградация нации - миф или реальность? // Социс, - 1994. -
№ 1.-С.29.

2 Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). Тенденции и
социологическое осмысление /отв. редактор ЯМ Гилинский. - СПб.: Изд- во
«Алетейя», 2000 г. - С. 122.

3См.: Там же.

СТЕПЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Вопрос влияния норм на жизненный выбор человека привлекал внимание мыслителей всех времен и народов. Проблему динамики ориентиров общества в разных контекстах рассматривали Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Т.Гоббс, Т. Мор, И. Кант, М. Монтень, Б. Спиноза, Д. Юм, А. Уайтхед, Ф. Ницше, М. Хайдегтер. Важный вклад в ее исследование внесли: Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, представители отечественной гуманитарной традиции: Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин и др. В советский период проблемы аксиологии, к сожалению, не были приоритетными. Однако начиная с 60-х гг. усилиями О. Дробницкого, В.Тугаринова, А.Леонтьева, А.Здравомыслова, Б.Г.Ананьева, В.А.Дцова и др. аксиологическая проблематика стала систематически разрабатываться.

Среди работ последнего десятилетия XX в. следует отметить труды М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, А.А. Гусейнова, А.А. Леонтьева. Значительную роль в изучении вхождения ценностных факторов в деятельность и познание сыграли усилия Е.А. Мамчур, А.П. Огурцова, Н.С. Розова, И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина, Э. Агацци, X. Лейси, Ст. Тулмина, К. Поппера и др.

Теории девиантного (отклоняющегося) поведения Ч. Ломброзо, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна, Г. Тарда, А. Кетле, Г. Зиммеля, К. Лоренца, В. Шелдона, Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, В.А. Петровского послужили основанием рассмотрения вопроса трансформации социальных норм как причине возникновения асоциальное.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - социальные нормы как основа поведенческого стереотипа в условиях реформирования российского общества.

ОБЪЕКТ - девиантное поведение личности в условиях трансформации социальных норм.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - анализ ценностно — нормативной базы Российского общества.

Реализация данной цели определила необходимость решения следующих ЗАДАЧ:

- уточнить предметное значение «нормы»;

- выявить специфику социальных норм как ценностных регуляторов общественной жизни;

- выработать модель купирования девиантного поведения в рамках аномии ценностей, социальной конфликтности российского общества.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА

ИССЛЕДОВАНИЯ. Учитывая исходно комплексный, динамический статус
социальной реальности, методологическую базу диссертации составили
принципы единства исторического и логического, абстрактного и
конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения,
целостности, принципы комплексного и междисциплинарного исследования.
В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших
представителей философской, социологической, политической,

психологической мысли, использовал труды российских, немецких, американских, французских ученых. Эмпирический базис философской рефлексии составил богатый фактический материал отечественной и мировой философии, социологии, психологии.

НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующих полученных автором результатах.

1.Уточнено предметное значение «нормы» как идеального образа общественно-значимых отношений. Зафиксировано, что норма является директивной инстанцией, устанавливающей меры, руководящие начала, правила, порядки обмена деятельностью, распространяясь на биологическую и социальную стороны человека. Норма предстает в качестве идеала и, в этом смысле цели, к которой стремится человек в действиях и которая воспроизводится в ряду поколений.

2. Выявлена специфика социальных норм как ценностных регуляторов

общественного взаимодействия и интеракции. Разрушение ценностной канвы жизни детерминирует девиации. Будучи объективированы в виде социальных норм и интернализованы, ценности: а) формируют мировоззрение, общественную идеологию и психологию; б) объединяя общество, являются основой стабильности. Внутренняя определенность норм задает систему ожидаемого поведения, недопускающую развала «я - концепции», деформации и депривации образов «значимого другого».

Механизмами непосредственного регулирования обмена деятельности выступают комплексы права, морали, традиции.

Право - совокупность санкционированных институтами норм; выражение порядка через единство равной для всех меры справедливости, равенства, свободы, обеспечивающейся контролем диспозициями, санкциями.

Мораль - охватывает принципы, взгляды, предписания, заповеди, мотивы, цели поступков. Опираясь на представления «чести», «достоинства», «совести», «милосердия», «добра», устанавливает «внутренний распорядок души», формирует способы самоконтроля.

Традиция - набор представлений, привычек, ритуалов, обычаев, заветов, обрядов, преданий, назиданий, передаваемых из поколения в поколение, вырабатывающих групповую идентичность, задающих преемственность опыта.

3. Выработана модель купирования девиантного поведения в рамках
аномии ценностей, социальной конфликтности российского общества.
Показано, что аномия ценностей вынуждает единицу социальности прибегать
к девиантным формам самоорганизации и адаптации, идущим вразрез с
ценностной формацией. На уровне соматики отмечается увеличение числа
психически больных, возрастание суициидальности, на уровне психики -
самоутрата распад «я — концепции», отчуждение, на социальном уровне — рост
преступности. Предложенная модель купирования девиаций предполагает:
а) адресную поддержку входящих в группу риска слоев населения
(патронажные, реабилитационные, профилактические программы);

8 б) оформленные государственными решениями мероприятия по повышению

поведенческой, общегражданской, правовой культуры населения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Базовое понятие теории ценностей - норма. Как директивная
инстанция она устанавливает меры, руководящие начала, правила, порядки,
распространяющиеся на биологическую и социальную природу человека.
Наличие норм обусловлено общественным сознанием. Их содержание
детерминировано конкретной культурой. Социальная норма воплощает
общественную волю и осознанную необходимость, представляя собой
определенную конструкцию образа жизни общества. Нормативная канва обмена
деятельностью реализуется через систему диспозиций, санкций, условий
действия. Первые - включают множество требований, предписаний, влияющих на
способ деятельности. Вторые, выполняя репрессивную функцию, защищают
деятельность от нежелательных исходов. Третьи - задают предпосылки
объективации и интернализации норм в процессе личностной вовлеченности в
социально-значимые отношения. Становление и функционирование социальных
норм проходит несколько этапов: а) генезис; б) их понимание (усвоение)
индивидом в процессе социализации; в) выражение социальных норм в поведении
индивида (ключевое звено механизма социально — нормативной регуляции); г)
оценка и контроль поведения, выявление степени его соблюдения или отклонения
от нормы.

2. Нормативная регуляция жизни детерминируется ценностной формацией.
Будучи зафиксированы в виде социальных норм, ценности формируют
мировоззрение личности и, как следствие, общественную идеологию. Основанием
человеческого бытия выступает преследование целей. Выступая пограничным
понятием, цель:

- вбирает образы потребностей;

- проявляется в качестве регулятивного принципа;

- выражает долженствовательное, безусловное;

9 - априори наделяет поведение значимостью. Исходно ценности отвлечены от целей. Функциональное преследование целей, осуществляется по ценностям. Цель в блоке с ценностью организует поведение, сообщая ему некие генеральные гуманитарные интенции с позиций идеала личности. Объединяя общество, ценности являются основой стабильности в нем. Разрушение ценностной основы приводит к глубокому нравственному конфликту индивида, потере смысложизненных ориентиров.

3. Трансформация ценностно-нормативной системы современного Российского общества - сложный процесс. Он обладает рядом особенностей: а) идет «рывками»; б) не имеет определено заданного вектора изменения, то есть в определенном смысле хаотичен; в) выбор способов действий непреднамерен и связан с социальной адаптацией к меняющимся нормам и условиям. На него влияют неразвитость правосознания и правовой нигилизм, являющиеся массовыми и устойчивыми явлениями в обществе; г) характерно появление нового смыслообразующего содержания ценностей при сохранении прежней вербальной формы. На основе теории аномии Э. Дюркгейма и структурного функционализма Р. Мертона, выдвинуто положение: аномия ценностей в отечественном социуме вынуждает индивида, группу найти необходимые формы выживания и самоорганизации, зачастую отклоняющиеся от нормы. Разрушение казавшейся стабильной структуры, расхождение между предписанными устремлениями (нормо — ценностями) и социальными путями осуществления этих устремлений, приводит к резкому увеличению девиаций. Выделены существенные характеристики отечественной социальности (тотальное огосударствление культуры, всех сторон жизнедеятельности общества). Указаны особенности ее модернизации (некумулятивность, непоследовательность, радикальность, отрыв от традиции).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Результаты диссертационного исследования имеют важное концептуальное и методологическое значение. Позволяют понять влияние социальных норм на

10 мотивацию поведения и деятельность человека, способы его взаимодействия с

окружающим миром, выявить социальные причины возникновения девиантного поведения, уяснить принципы его эволюции, проанализировать процесс трансформации девиаций в условиях социального кризиса, обозначить перспективы развития ценностно - нормативной системы российского общества. Результаты работы могут быть использованы в высшей школе при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по аксиологии, социальной психологии, социальной философии и антропологии; для осмысления причин возникновения девиаций в условиях кризиса отечественного социума; адекватной оценки социально-экономических, политических реформ в России, поиска новых смысложизненных координат развития Отечества.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основные результаты работы представлены на конференциях «Шаг в будущее» (МГТУ, 2005 - 2008 гг.). По теме диссертации опубликованы 5 работ, одна из которых в журнале, рекомендованном ВАК РФ, общим объемом 1,8 п.л.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Композиция исследования определена целями, задачами, принятым способом поиска. Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

Понятийная сетка проблемы

Одним из условий существования системы является способность поддерживать состояние равновесия. В истории человечества есть убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение. Гарантией существования общества, жизни есть некое упорядочивание, согласование. Нормы - тот механизм, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен .

В переводе с латинского «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Традиционно понятие нормы в сфере гуманитарного знания рассматривается в качестве предмета социально-психологического анализа, выступает стандартом деятельности, правилом поведения, выполнение которого ожидается от членов группы, поддерживается с помощью санкций.

Существуют биологические, технические, эстетические, медицинские, социальные и другие нормы. Особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма -совокупность требований, ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности. Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в обществе интервал дозволенного или обязательного поведения.

При всем многообразии, социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, повторяемость, безусловность. Данные свойства означают, что норма исторически выработанное, обобщенное социальное предписание, обязательное для выполнения со стороны всех людей, в любой ситуации. То, что социальные нормы характеризуются относительной устойчивостью, повторяемостью, общностью, позволяет говорить о них как о законах. Наличие норм обусловлено человеческим, общественным сознанием. Это обстоятельство определяет качественную специфику социальных норм и отличает их от законов, действующих в природе. Связь с человеческим сознанием, имеющим историческую природу и содержательно детерминированным конкретной культурой, обусловливает содержание, форму, а также способ и характер действия. Именно корреляция социальных норм с общественным, определенным культурой, сознанием и делает их собственно социальными нормами .

Наиболее важные функции, выполняемые нормами, — регуляция, управление человеческим поведением, взаимоотношениями людей. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым, ориентируя личность в ее поведении. Выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

Социальные нормы могут образовываться стихийно (традиции) или целенаправленно (законы, официальные предписания, запреты). Для понимания и определения «нормы» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный подход, когда здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По замечанию Б.Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» 6. Другой подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Например, Ч.Ломброзо описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть, домашнее животное» . Другой подход к определению нормы основан на социально-нормативном критерии. Опираясь на него, мы предполагаем, что норма существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто успешно справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Один из примеров критериально-ориентированной нормы - школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) учащиеся условно делятся на «успевающих» и «неуспевающих». Наконец, о норме можно рассуждать, исходя из некого идеала - обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов - вдохновляющих образцов для подражания8.

Трансформация ценностных оснований современной России

Кризисное состояние российского социума вынуждает каждого индивида, группу найти необходимые формы выживания и самоорганизации. Одновременно с масштабной трансформацией общественных структур происходит сильный кризис идентификации и самоидентификации личности, для которой оказались утраченными прежние способы идентичности. Отсутствие надежных источников поддержания уже достигнутого уровня, качества жизни, разрушение казавшейся стабильной структуры занятости, профессионального самоопределения привело к ослаблению прежнего «символа веры», размыванию механизма социальной, эмоциональной идентификации с наработанными в культуре формами жизнедеятельности.

Драматизм, переживаемой нашим обществом ситуации, состоит в интенсивной партикуляризации, "приватизации" привычного общественно (государственно) ориентированного уклада жизни большинства. Патриархально-этатистские ожидания, свойственный им тип авторитарной справедливости, элитарности подорваны. Бытующее среди старших поколений впечатление утраченных иллюзий способно обернуться реакцией отрицания любых новых форм социальности, культуры, связанных с рыночной системой хозяйства, парламентарно-президентским режимом власти. Это вероятный выбор жизненной стратегии для категорий населения, ощущающих бесплодность индивидуальных усилий, невозможность мобилизовать силы, найти собственное место в нынешней ценностно-неопределенной ситуации. Россия, начиная с конца 90-х гг., находится в состоянии перманентного кризиса, охватывающего политическую, экономическую, производственную, духовную сферы. Происходит утрата идентификации личности с прежними ценностями, нормами. С позиции гуманистических идей методы, подходы, результаты реформирования в России 90-х гг. являются неприемлемыми. Социальные изменения осуществлялись навязыванием населению определённых ценностей и моделей поведения. Был нарушен принцип осуществления социальных изменений ненасильственным способом. Реформаторы игнорировали такие основополагающие принципы и идеи, как терпимость, солидарность, участие и учёт мнения граждан в выработке курса действий, диалога и достижения взаимопонимания, солидарности различных групп общества, прозрачность для общества информации о намерениях и методах действий. Именно факторы, связанные с нарушением вышеуказанных принципов, оказали значительно большее воздействие на рост уровня конфликтности российского общества, чем экономические трудности и неурядицы непосредственно. Отечественный вариант «выхода» из кризиса продемонстрировал распад существующей социальной системы, реформу как резкое, скачкообразное изменение основы социальной системы, приведшую к катастрофическому переходу из одного состояния в другое. Трансформацию внутренних ценностей россиян, их представлений о справедливости, добре, зле, свободе и ответственности, обусловили радикальные социально-экономические реформы России 90-х гг. Изменения ценностных оснований современной России выражают переходное состояние социума. В современном кризисно-реформируемом российском обществе наблюдается утрата прежних, идеологизированных общих целей и, как следствие, рост пессимизма, озлобленности, негативных настроений. В процессе трансформации наше, частично традиционное общество решает задачи модернизации и 55 постмодернизации, задачи индустриального и постиндустриального общества. Народ живет одновременно в трех мирах: прошлом, настоящем и зарождающемся будущем. Для каждого из этих времен существует своя система норм и ценностей. Умение жить в таком обществе означает правильно оценивать, какая именно система норм и ценностей действует в данной ситуации. Наш социум характеризуется многозначностью ситуаций, мозаичностью социальной структуры. Ослабление нормативной основы общества, характерное для кризиса, обусловливает наличие аномии. В 1992 г. был выбран путь «шоковой терапии», рассчитанный на то, что в считанные годы Россия превратиться в «нормальную» цивилизованную страну. Этот выбор был насилием над естественно-историческим процессом поступательного развития, осуществлялся старыми испытанными большевистскими методами и в интересах узкого круга людей. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в октябре 1999 г. 5,8% граждан считали, что выиграли в результате реформ; 63,8% - проиграли. Соотношение «проигравших» и «выигравших» составляет 10:1; 18,8% - не выиграли и не проиграли; 11,8% затруднились ответить54. Объективные последствия выбранного курса реформирования многократно описаны в научной литературе: более чем на половину снизился объём производства, резко снизился уровень жизни населения, упала продолжительность жизни (особенно мужской половины), выросла пропасть между самой богатой и самой бедной частью населения и т.д. Не приходится говорить и о сколько-нибудь существенных завоеваниях в сфере демократии. Многие, даже официальные лица, определяли общественный строй России в 90-е как «номенклатурно-олигархический», говорили о «псевдорыночных отношениях», «криминализированном обществе». Такие методы и результаты реформирования не могут быть приняты основной массой населения и не могут не породить огромный потенциал для возникновения конфликтов. Большинство россиян живут ощущениями тревоги, неуверенности в будущем, апатии. Человека в социальной действительности общества ориентируют ценностные установки. Они направляют, стимулируют его действия. Осознание индивидом их содержания образует мотив деятельности — фактор, ведущий к превращению установок в активную личностную позицию, позволяющую субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой социальных норм, которыми он руководствуется в поведении. Ценности задают стандарты культурных оценок, жизненных целей, методов их достижения, являются мощными стимулами культурного поведения человека, характеризуют отношение индивида к тем предметам, которые имеют для него значение, определяют ориентацию в удовлетворении жизненных потребностей. Чем универсальнее ценность, тем выше интегрирующая функция стимулируемых ею массовых действий, обособляющая, партикуляристская ценность вызывает углубление социальной дифференциации в обществе. Одна и та же ценность выполняет неоднозначные функции на различных стадиях развития общества, в различных социальных ситуациях. Ценностной иерархией определяется порядок, очередность выборов жизненных целей и средств их достижения, механизм социализации индивидов, освоение ролевых структур поведения. Для общества и индивида важно, какая ценностная иерархия принята в определенном социуме.

Рефлексия девиантнтности. Анализ теорий

Существование всякой системы (в том числе, общества) есть динамическое состояние. Чем выше уровень организации системы, тем более динамично ее существование и тем большее значение приобретают изменения как необходимые условия сохранения. Адаптация общества (и каждого отдельного индивида) заключается в обеспечении сохранности в условиях изменчивости среды 7. На естественном уровне достаточно хорошо исследовано, что норма, так и отклонение от нее, являются формами адаптации (И.П. Павлов, И.В. Давыдовский, Дж. Фурст и др.). Применительно же к социальным феноменам, в частности, к человеческому поведению, как правило, «каждый новый шаг вперед является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка» 8.

Научная литература насчитывает множество томов, посвященных теориям отклоняющегося поведения. На сложность поставленной проблемы указывает также наличие различных подходов к определению поведения как такового, анализу механизмов формирования, реализации и восприятия поведенческих моделей. Общественные науки не располагают единой парадигмой относительно критериев оценки человеческого поведения.

Причиной столь дискуссионного характера вопроса об отклоняющемся поведении является, на наш взгляд, то, что человек, прежде всего - живое, природное существо. Он обладает пластичностью, несёт на себе следы биогенетической, культурной эволюции. Невозможно не брать во внимание способность человека изменять самого себя. Соответственно возникает вопрос, относительно девиации, как о некой потребности, заложенной в самой природе человека. Сторонники антропологического релятивизма утверждают, что человеческая натура восприимчива к бесконечным пересотворениям, её внутреннее устойчивое ядро может быть расколото, разрушено, а изначальная природа преобразована в соответствие с той или иной программой, причём, вполне возможно и программой, несущей с собой различные отклонения. С другой стороны, позиция социоцентризма отстаивает мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. В частности, структуралистами утверждается убеждение, что человек есть слепок формирующих его культурных условий.

Отсутствие чётких «маркеров», то есть указателей того, какое поведение соответствует нормам, а какое отклоняется от них, детерминировано как различными обстоятельствами, в которых совершается тот или иной поступок, так и различиями в самих нормах. Например, убийство — явное отклонение, но если такой акт совершается в бою по отношению к противнику, он оценивается как вполне нормальный и даже похвальный. Ещё сложнее дать однозначную оценку поступку как девиантному, если мы примем во внимание множество различных форм норм, существующих в обществе. Кроме различия по модальности (нормы - правила и нормы - ожидания) существует дифференциация норм по субъектам их оценивания и контролирования. Часть действующих в обществе норм контролируется малыми группами, к которым принадлежат совершившие отклонения от них индивиды -семьёй, группой друзей и т.д. Следует иметь в виду дифференциацию оценивания отклонения от социальных норм, совершаемого различными социальными институтами. Одно и тоже поведение, выражающееся в отклонении от нормы, с точки зрения морали оценивается как безнравственность, с точки зрения медицины и психиатрии оценивается как болезнь, с точки зрения религии как олицетворение зла, с точки зрения права как беззаконие или противоправное действие. Опираясь на вышеизложенное, представляется возможным обозначить следующие компоненты девиации как процесса: человек, которому свойственно отклоняющееся поведение; существующее в обществе, группе ожидание или норма, которые являются критерием оценки поведения индивида; другой человек, группа или организация, реагирующая определённым образом на поведение индивида. Нужно подключить ещё один значимый компонент - конкретную ситуацию, подталкивающую индивида на совершение девиантных поступков. Данный компонент не рассматривается должным образом в исследованиях, касающихся девиантного поведения, отсюда необходимость подробного рассмотрения вопроса о ситуации, в которой совершается тот или иной поступок. Функционирующая в обществе норма - правовая, моральная, религиозная, эстетическая — это правило общего характера. Она рассчитана ни на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на типовые, наиболее распространённые ситуации и, тем самым, на определённую категорию общественных отношений. В ней содержатся в концентрированном виде общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам общества или социальных слоев, занимающих в нём господствующее положение. Особое значение для понимания доминирующего влияния на возникновение девиантного поведения, с одной стороны, сложившейся ситуации, в которой действует индивид, а с другой стороны, психологических особенностей действующего индивида приобретают, так называемые, проблемные ситуации. Чем более сложной и трудной для решения оказывается проблемная ситуация, тем более реально она может стать фактором, побуждающим индивид совершить девиантный поступок. В целом, биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантными. Концепции социальных дезорганизации рассматривают силы, которые «подталкивают» человека на путь девиации. Культурные теории делают акцент на анализе культурных «ценностей», благоприятствующих девиации и «побуждающих» людей к девиантному поведению, выстраивая теорию «отрицательной аксиологии». В культурологических теориях подчёркивается, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами различных культур, утверждается, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придаёт огромное значение таким качествам, как готовность к риску, везение, выносливость, стремление к острым ощущениям и новизне. Считается, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Детально анализируя факторы, сочетания которых способствуют девиантно-криминальному поведению, подчёркивается, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение - в школе, дома, на месте постоянных «тусовок». Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей.

Социально-правовая регуляция: опыт России

Регулятором общественных отношений выступает право. Наряду с правом в обществе действуют и не правовые способы регулирования: мораль, обычаи, традиции, религиозные нормы, нравственные ценности. Следует обратить внимание на то, что существуют такие виды права, которые регулируют отношения индивида и общества, но не обеспечивают его конкретных прав - этот факт, как нам думается, является мощным толчком для развития девиантного поведения. Если в реальности не существует регулятивного механизма обеспечения прав субъекта, субъект вынужден сам обеспечивать реализацию своих прав. Право должно быть адекватно требованиям жизни и интересам каждого субъекта. Но «должно быть» не является «есть»: равенство юридических прав не есть равенство реальных возможностей. Это противоречие стимулирует рост асоциального поведения. Равенство перед законом не означает равенства перед фактом, когда законы выражают и защищают только социально-групповые интересы властвующей элиты, а не общенародные. Проблема ответственности в контексте выбора выходит на первый план, так .как именно безответственность одних провоцирует реакции девиантного характера у других. Если нет ответственности общества (в лице власти) перед каждым конкретным человеком, тогда человек начинает самостоятельно, минуя «отсутствующие» в ряде случаев регулятивные механизмы, добиваться выполнения обществом (властью) его (человека) прав, прибегая к протесту (разумный бунт) против существующей несправедливости.

Одним из фундаментальных оснований ценностной ориентации личности является правовая культура, в частности, один из ее базовых компонентов — правосознание. Правовое сознание представляет, с одной стороны, наличие знаний об установленном в стране порядке поведения в конкретных сферах жизнедеятельности и об ответственности за нарушение порядка. С другой - оно отражает объективно существующее у индивидов отношение к действующим правилам поведения, то есть эмоционально-волевую установку, сформированную оценочными процессами на основе индивидуальных, социально-групповых или общегосударственных потребностей.

Характерными чертами любого переходного периода становятся смена социально-политических и правовых ориентиров, целей развития общества, разрушение старого и формирование нового мировоззрения. В подобные периоды обычно отрицаются прежний опыт, традиции и идеалы, причем не в форме диалектического отрицания, а в форме отрицания прежнего опыта, в том числе и правового. Это ведет к разрыву исторической причинно-следственной связи, столкновению поколений, конфликту их миро-и правопонимания. Вышеназванные обстоятельства оказывают влияние на правовое сознание индивида.

Ценностность определяет ценностно-нормативную природу правосознания в целом. Ценности служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении цели и средств; являются основой принятия решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать; служат арбитром в решении внутренних конфликтов, указывая на предпочтительный выход; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь, обеспечивая возможность их предвидения. Любые изменения в законодательстве необходимо обосновывать не с позиций социально-групповых и индивидуальных потребностей, а исходя из общих интересов. В праве, как нормативной системе, иерархия ценностей предписана однозначно и заложена в самих нормах. Но в правосознании право и его применение сами рассматриваются как ценности, значимость и вес которых могут не совпадать в различных группах и отклоняться от господствующих в обществе оценок. Ценности, опосредованные правом (правовые ценности), включены в ценностно-нормативную систему индивида, группы, общества. Практическое поведение зависит от того, какой системой предпочтений руководствуются люди и какое место занимает та или иная ценность в их иерархической системе. Реальное поведение есть результат действия многих переменных, к числу которых относятся конкретное содержание жизненной ситуации и индивидуальные особенности участвующих в ней лиц. В современной России складываются две правовые системы, формальное отличие которых - в степени кодификации норм права, их представления в виде законов и кодексов. В конкретной ситуации за этим стоит отношение между правом и этикой. В России право ассоциируется с правдой - сводом базовых этических норм (они до такой степени сливаются с правовыми, что большинство людей в обыденной жизни не делают между ними различия). В западном обществе государство заменило этику законом, который «стыда не имеет». Бывают лишь нарушения закона. В отношении права существует принцип: «разрешено все, что не запрещено законом», который понимается буквально. Эта лаконично выраженная мысль означает полный и необратимый разрыв со всей системой права, которая существует в России — в обществе снимаются все запреты, все не записанные в законе культурные нормы. Нормальное правосознание начинается всегда с попытки вскрыть и сформулировать то естественное право, которое должно лежать в основании новых норм. Такая попытка необходима именно потому, что именно норма берет на себя ответственность указать людям обязательное для них «лучшее» поведение. Идея «лучшего» отнюдь не совпадает с понятиями о наиболее «удобном, выгодном, полезном» и т.д.: разным людям «полезно, выгодно, удобно» 109 разное. Правовая идея «лучшего» имеет единое, предметное содержание. «Лучшее» в праве может разойтись и со всеми наличными традициями, верованиями, предрассудками, не исключая общественного мнения. Каждый гражданин есть субъект ценностно-правовых отношений, носитель определенной правовой культуры, , которая формирует в нем конкретное правосознание, базирующееся на ценностно-нормативной составляющей. То есть, каждый индивид является носителем предусмотренных нормами прав и обязанностей. Ценности - то ядро, которое определяет правосознание в целом, служит мотивообразующим фактором, участвующим в определении целей и форм поведения, является основой принятия решений и критерием оценки поведения. Ценностно-нормативный компонент вносит устойчивость в поведение личности, служит фундаментом в решении различного рода конфликтов, в том числе и внутренних. Ценности организованы в иерархическую структуру. Несоответствие ей является источником конфликтов и предпосылкой отклоняющегося поведения. Право рассматривается как тождественное ценностям, значимость и вес которых в случае несовпадения в различных группах, могут отклоняться от господствующих в обществе оценок и приводить к различного рода девиациям. Ценности, опосредованные правом (правовые ценности), детерминированы в ценностно-нормативную компоненту и образуют ядерную, фундаментальную базу правового сознания, регулятивная функция которого осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

Если говорить о правовом государстве как о демократическом, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей, то построение такого правового государства может быть только идеей, целью, к которой необходимо стремиться. В государстве, где органы власти, должностные лица не несут ответственности за свои решения и действия перед гражданами, ценностно-нормативная база правосознания трансформируется. Следствие этого является реализация гражданами негативных поведенческих моделей. Ответственность общества перед человеком непосредственно связана с укрепление гарантий прав личности - экономических, социальных, правовых. Государство призвано гарантировать человеку работу, возможность получить образование, медицинскую помощь, жилье — тем самым обеспечить реализацию самого главного права — права на жизнь.

Похожие диссертации на Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России : социально - философский аспект