Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Хабибулина Наиля Накиповна

Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии)
<
Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хабибулина Наиля Накиповна. Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Улан-Удэ, 2003 142 c. РГБ ОД, 61:04-9/197

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические проблемы исследования проблемы диаспоры 12-67

1.1. Сущность и понятие «диаспора» его соотношение с другими сопредельными понятиями 12-4 6

1.2. Факторы формирования диаспоры 47-67

Глава 2 Диаспоры в составе Республики Бурятия 68-124

2.1. Становление и социально - этнические особенности диаспор Бурятии 68-102

2.2 Перспективы развития диаспор в Республике Бурятия 103-124

Заключение 125-127

Библиография 128-142

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется, в конечном счете, процессами, происходящими в современном российском обществе, в том числе в сфере национальных отношений. Развитие последних выдвинуло проблему об их дальнейшем теоретическом осмыслении, с учетом такого феномена этносоциальной структуры, как диаспора.

Актуальность исследования феномена диаспоры обусловлена рядом причин. Во-первых, необходимость его научного анализа определяется новым содержанием данного феномена и его новыми критериями. Дело в том, что область явлений, обозначаемых, как «диаспора» в последнее время заметно расширилась, а частота употребления этого понятия возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в данное понятие, существенно изменился.

Дискуссии о проблемах диаспор ведутся уже давно специалистами различных наук: этнологии, социологии, политологии, философии, культурологи и др. Они показали, что очень важно исследовать феномен диаспоры с точки зрения социально-философского анализа. Во-вторых, актуальность исследования диаспор, требует их всестороннего изучения, начиная с выявления их места в этносоциальной структуре общества, во всем комплексе межэтнических отношений, а также общении между представителями разных наций в рамках многонациональных

государств. В-третьих, особую актуальность проблема диаспор приобрела в постсоветском пространстве. В условиях, когда миллионы людей, считавшиеся до этого единой семьей народов, оказались вне своих государственных образований, в ряде стран ближнего зарубежья, превратились в национальное меньшинство. Вследствие этого перед ними встает проблема социокультурной адаптации в принявшем обществе.

Все названные процессы оказывают возрастающее воздействие на жизнь общества, не укладываясь в рамки сложившихся представлений. Для их адекватного осмысления требуются новые подходы и критерии. Этим также определяется актуальность исследования проблемы, диаспор.

Состояние изученности проблемы Проблема диаспоры имеет длительную историю. СамоД понятие «диаспора» (греч. - рассеяние) возникло еще в-V | веке до н.э. и применялось по отношению к;. еврейским и греческим переселенцам. В XX веке данное понятие получило широкое толкование, в основном в исследованиях западных ученых. 1

В отечественной науке проблема диаспоры долгое время была на обочине исследовательского интереса. В настоящее время, когда в России проявилась тенденция к

См.:1 Diaspora.// The Encyclopedia Britannika.15 -Edition. Vol .4. - Chicago Encyclopedia Britannika. 1990.-P. 68; Connor Walker. The impact of homelands upon diasporas in International Politics, - London: Groom Helm, 1986. - P.- 16; Aumstuong John A.Mobilized and proletarian diasporas. // The

AmerikacanPolitical Science Review. Vol. 70 (June, 1976) №2. -P.393; Esman Milton J. Diasporas and international relatios. // Modern Diasporas International Politics.- London: Groom Helm, 1986. - P .-333.

актуализации и усилению значения этнического фактора в
социальной жизни, этническая мозаичность населения
страны становится предметом теоретико-

методологического, социально-философского и

социологического анализа.

Исследования социологов, этнографов, философов,
правоведов, политологов психологов в основном

группируются вокруг таких проблем диаспоры, как-то
методологическая база, дефиниции понятия, критерии
диаспоральности, типология диаспор, перспективы

развития и т.д.

Существующие разработки по проблеме диаспоры можно разделить на следующие группы:

Первая группа - это теоретико-методологические '

труды, заложившие основу для исследований данной

проблемы. Следует иметь в виду, что в отечественной '

литературе проблема диаспоры всегда шла на базе
разрабатываемой теории этноса. Последняя нашла глубокую:
научную разработку в 60-80-х годах в трудах Ю.В.
Бромлея, Л.Н. Гумилева и др. В то же время проблема
диаспоры в качестве отдельного вопроса не

рассматривалась. Однако основополагающие труды данных

См. :2Абдулатипов Р.Г. Государственное регулирование национальной
политики М., 2001. Бромлей Ю.В. К типологии этнических

общностей. Проблемы типологии в этнографии. - М.-1979.; он же
Очерки теории этноса. - М.-1988.; Арутюнян Ю.В., Дробижева

Л.М., Сусоколов А.А., Этносоциология. - М., 1998./ Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.-198 9.; Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность // Вопросы истории. - 1976 .- № 4. Затеев В.И. Национальные отношения при социализме. - Улан-Удэ. -1975.; Полоскова Т. Современные диаспоры. Внутриполитический и международный аспекты. - М. , 1999.; Тишков В.А. Политическая антропология // Российские исследования в гуманитарных науках. -Lewiston, 2000. - Т.14,. и др.

ученых заложили теоретические основы для исследования
разнообразных этносоциальных общностей. В частности,
указанными учеными (особенно Ю.В. Бромлеем) была дана
подробная классификация этнических общностей, указаны
их признаки и особенности. Последующие поколения ученых
Р.Г. Абдулатипов, И.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, Т.А.
Полоскова, В.А. Тишков и др., в 1980-1990-е годы,

приступили непосредственно к исследованию проблемы
диаспор. Занимаются вопросами их политико-правого
статуса, роли и места во внешне - и -

внутреннеполитическои жизни государств. Данные работы
известны в качестве классических примеров

использования приемов социологического исследования в проблеме диаспор.

Вторую группу составляют исследования, посвященные
разработке различных аспектов и конкретных

особенностей диаспоры, как специфического

этносоциального феномена. 3

Первым теоретическим исследованием об источниках
формирования, критериях самоорганизации диаспоры в

отечественной литературе явилась работа Т. С.

3См. : Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // Этнографическое
обозрение. - 2000. - №2.; Аствацатурова М. Северокавказские
этнические сообщества Ставрополья: движение к диаспоре //
Диаспора. - 2001. - №1.; Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические
миграции и проблема диаспор // Общественные науки современности.
2000. - №3.;ИларионоваТ.С. Этническая группа: генезис и
проблемы самоидентификации (теория диаспоры). - М., 1994.;
Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М.,
1993.; Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и

социокультурный анализ). - М., 2001. - 176с.;Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // СОЦИС: социол. исслед. - 1996.-№12., и др.

Иларионовои «Этническая группа: генезис и проблемы
самоидентификации (теория диаспоры)». Как весьма
содержательную, следует также отметить монографию

З.И.Левина «Менталитет диаспоры», который в основу функционирования диаспоры положил принцип системного и социокультурного анализа. Особого внимания заслуживает работа доктора социологии Ж.Т. Тощенко (в соавторстве с Т. И. Чаптыковой) «Диаспора как объект социологического анализа». Это наиболее ценная в теоретическом плане обобщающая публикация по данной проблеме. Авторы внесли значительный вклад в изучении диаспоры: определили ее типологию, функции, особенности и.д.

Третью группу исследований проблемы диаспоры,
составляют многочисленные статьи, опубликованные в

научных журналах, а также сборниках конференций и

других периодических изданиях, посвященных вопросам-

диаспоры, в которых освещены, главным образом, региональные аспекты проблемы.4 Важное значение имеет издание с 1999 года журнала «Диаспоры», являющегося

См.:4. Алисова М. Армяне в Бурятии // Правда Бурятии. - 2001. -
20 апреля.; Анготкин А. Азербайджанцы в Бурятии // Информ Полис.
- 2000. - 10 мая.; Бредникова. О, Паченков О. Азербайджанские
торговцы в Петербурге: между «воображаемыми сообществами» и
«первичными группами». // Диаспора. - 2001. - №1.; Буяхаев С.
Этнические меньшинства в республике Бурятия // Российский
этнограф. - 1993. - №12.; Гапеева А.В. Национально-культурные
центры как фактор стабильности межкультурных отношений в
полиэтническом обществе: Дис. ...канд. культурологии.- Улан-Удэ.-
2002.; Ирильдеева Л.Г. Национально-культурные объединения
этнических меньшинств Республики Бурятия // Этнографическое

обозрение. - 2000. - №5.; . Остапенко Л., Субботина И. Проблемы социально-экономической адаптации выходцев из Закавказья в Москве // Диаспора. - 2001. - №1.; Попков В. Как живется кавказцам в российской провинции? (на примере Калуги) // Диаспора. - 2001. - №1.; Хабенская Е.О. Татары о татарском. -М., 2002.,и др.

сосредоточением научно-исследовательской мысли и «копилкой» разрабатываемых вопросов по данной проблеме.

Таким образом, за последние годы в отечественной литературе было издано значительное число работ по проблеме диаспоры, что свидетельствует о получении значительной научной информации по названной проблеме. Однако надо признать, что в разработке данной научной проблемы продолжают оставаться не до конца раскрытые и спорные вопросы.

Следует обратить внимание также на то, что в нашей литературе до сих пор мало создано крупных, в том числе диссертационных и монографических исследований по проблеме диаспоры. Особенно недостаточен социально-, философский анализ указанной проблемы. Автор настоящей' диссертации поставил задачей восполнить указанный пробел, хорошо сознавая при этом сложности и трудности, стоящие на пути исследования.

Объектом исследования является этносоциальная-структура современного российского общества (на примере Бурятии).

Предметом исследования выступает диаспора как этно - социальное явление в ее теоретическом и конкретно-историческом освещении.

Теоретико-методологическую базу диссертации составили концепции и обобщения ведущих специалистов отечественной социально-философской и социологической мысли по этносоциальным проблемам современности. В частности, это фундаментальные исследования Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева по теории этноса, монографии В.А. Тишкова «Исторический феномен диаспоры», Ж. Т.

Тощенко «Диаспора как объект социологического исследования». А также ряд специализированных учебников для вузов последнего поколения: Ю.В.Арутюнов, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов «Этносоциология», Г.Т. Тавадов «Этнология», З.В. Сикевич «Социология и психология национальных отношений».

В качестве методологической основы в диссертации также широко использовались важнейшие принципы научного исследования: принципы системности, историзма, целостности, социального детерминизма структурности (с некоторыми элементами синергетики). В работе вместе с тем применялись общенаучные методы: сравнительный,, формализации, прогнозирования; для сбора эмпирического материала диссертантом использовался известный метод этносоциологии - экспресс-опрос.

Целью диссертационной работы является исследование феномена диаспоры как социального явления и-; специфического этнического образования, выявление основных особенностей ее функционирования и развития в обществе.

Поставленная цель конкретизировалась через постановку и решение следующих задач:

Сущность и понятие «диаспора» его соотношение с другими сопредельными понятиями

Широкие миграционные процессы в 20 веке привели к формированию и развитию такого феномена этносоциальной структуры общества как диаспора. Последняя приобретает в современном мире новое звучание и значение. В связи с этим изменяется сущность диаспоры, набор ее критериев, а также само понятие «диаспора» требует уточнения. Исходя из этого, диссертант поставил в параграфе задачи определение сущности диаспоры и ее соотношение с сопредельным понятиями этносоциальной структуры общества.

Постановка данных вопросов объясняется тем, что дискуссия о диаспоре уже давно ведется различными специалистами: этнологами, социологами, политологами, философами, культурологами, психологами и др. Каждый специалист стремится со своих позиций проанализировать возникшие задачи. Диссертант, в свою очередь, обращается к исследованию проблемы с позиций социально-философского анализа феномена диаспоры.

В феномене диаспоры можно выделить две стороны функционирования. Во-первых, динамический аспект т.к. она находится в постоянном развитии; во-вторых, статический, который можно рассматривать как результат состоявшегося перемещения. Также данную проблему можно исследовать как автономно, так и в рамках более широкой темы - «Национальные движения в постсоветском пространстве».

Как видно, предмет нашего исследования многоаспектен и в настоящее время возникла необходимость его анализа с учетом современных тенденций в общественном развитии. Это, естественно, будет невозможно без обращения к истории первоначальной трактовки данного термина. Для греков «diaspora» (разбрасывать, рассеивать) имело значение естественного процесса рассеивания семян. Позднее для описания разрушения городов и того, как из них изгонялось население, данный термин применял античный историк Тацит.

Около 250 г. до н.э. в Септуагинте (греческом переводе Библии) термин «диаспора» использовался для обозначения рассеивания народов. Некоторое время спустя термин начал употребляться в основном по отношению к крупным еврейским общинам, которые были хорошо известны в государстве Селевкидов и в Египте. Разрушение Иудеи и Храма римлянами и потере евреями своей родины постепенно наполнило понятие диаспору трагическим и болезненным смыслом. Со временем идея диаспоры приобрела устойчивые черты страдания, сопровождающего многие виды (не только еврейского изгнания). Поэтому процесс собственно еврейского расселения передавался термином «галут», в значении «принуждение к переселению в наказании за грехи» (114, С.7).

Таким образом, понятие «диаспора» в его первоначальном виде описывало изгнание евреев с исторической родины и их разбросанность по многим странами, а также вытекающие отсюда угнетенность, упадок духа. Поэтому долгое время под диаспорой понималась только еврейская, которая представляла собой нечто уникальное.

В связи с последними событиями в мире ситуация резко изменилась: переселения становятся все более частыми а потому появляются вопросы «что такое диаспора?», «что следует, а что не следует называть диаспорой?». В итоге данное понятие приобрело большую многозначность и глобальность и междисциплинарность в его исследовании. В частности, в настоящее время широко распространилось мнение, о том, что диаспора - это своеобразный эксперимент по выживанию этнических общностей в условиях интенсивного изменения среды обитания (110, С.185).

В связи с вышесказанным, диссертант считает, что в настоящее время содержание понятия «диаспора» существенно изменилось. Поэтому теперь это не единственный в своем роде феномен (как это было в древности), а типичное массовое явление, которое можно наблюдать во многих странах. Возросшая смысловая нагрузка потребовала выяснения и сущности современных диаспор, анализ их места и роли в мире.

К данному вопросу мы сейчас и перейдем. Для познания сущности диаспоры следует проанализировать ее проявления, которыми будут выступать различные сферы общественной жизни. Взаимодействие всех сфер жизни общества, таких как материально-производственная, политико-правовая и социально-культурная, порождают различного рода отношения: экономические, политические, правовые, нравственные, психологические, языковые и др. Именно благодаря этим отношениям обеспечивается функционирование диаспоры как целостной системы.

Факторы формирования диаспоры

Реализация глобальных социально-экономических и политических реформ в России в 90-е годы хх столетия привели к многочисленным миграционным движениям. Поэтому будет вполне правильным считать, что определение роли и места миграций, проблема не одной, а целого комплекса наук, изучающих общество. Этносоциологами уже доказана ведущая роль миграций на социальные процессы. Так, ими было обозначено основное понимание термина «миграции», характерное для данной науки, их типы и др. (7, С.86,87). Также весьма актуальными в настоящее время становятся социологические проекты по миграционным процессам, протекающим в республиках бывшего Советского Союза (страны Балтии, Украины, Белоруссии, Средней Азии и Казахстана)(68, С. 85). Последние нас интересуют в плане того, что исследователи проектов обращают особое внимание на процесс так называемой «возвратной миграцией», которая несет для России определенные трудности. В связи, с чем государству требуется выработка продуманной политики в отношении русской диаспоры в странах ближнего зарубежья. Современной России, по мнению исследователей, гораздо выгоднее иметь сильную диаспору, нежели заниматься вопросами возвращения и трудоустройства мигрантов.

Таким образом, изучение влияния миграционных процессов на становление диаспор важно как с теоретической, так и с практической точек зрения. В данном параграфе диссертантом поставлены следующие задачи: определить причины миграций на основе, которых показать роль в становлении диаспоры, типологизация миграций, анализ их структурных элементов и значения каждого из них в формировании диаспоры; структурно-функциональный анализ адаптации мигрантов в иноэтническом обществе.

Известно, что миграции, как перемещение населения, обусловлены различными причинами. В одних случаях, это являлось следствием вынужденного расселения некогда единого народа, вызванного какой-либо политической катастрофой и связанным с ней насилием. В других, рассредоточение в пространстве возникало в ходе колонизационной активности, в третьих, было порождено давними перемешиваниями живущих в одном географическом регионе народов, и невозможностью провести территориальную границу между ними. Но в любом случае процесс миграции приводит к маргинализации этнических общностей, их последующей адаптации и интеграции в иноэтническом обществе и, в конечном счете, становлению диаспоры. При этом миграция и адаптация выступают в качестве факторов формирования диаспоры.

Из истории известно, что миграции населения существуют с древности, но именно со второй половины XX в. они становятся более динамичными. Распад СССР заметно повлиял на миграционную подвижность населения большого региона некогда единого государства. По официальным данным, с начала 90-х годов XX в. из бывших союзных республик на территорию России прибыло более 5 млн. человек (114, с. 31). В целом миграции обусловлены комплексом причин, которые, как правило, взаимообусловлены, причем какое-либо из них является главным, основным.

Так, экономические причины способствуют появлению этнических мигрантских сообществ; данные причины обусловлены предкризисным или кризисным состоянием народного хозяйства соответствующих стран, неблагоприятной демографической ситуацией. Миграции могут быть вызваны объективными и субъективными мотивами, так как, доминантным в этом процессе обычно выступает личное решение индивида переменить страну проживания.

Историками и демографами давно установлено, что наиболее сильные миграционные потоки исходят из стран с сельскохозяйственной структурой экономики в страны с развитой промышленностью. По мнению Т. Иларионовой, аграрное перенаселение всегда дает исход нации за свои границы.(42, С.78) В ходе данной миграции раскрывается поведенческий императив личности и мотивационные установки в отношении результата перенаселения. Это определяет генезис этнической мигрантской общности и ее последующее существование. Иначе говоря, идеальные цели материального обустройства на новой родине, характеризуют (даже при условии их несоответствия с действительностью) формы и способы миграции.

Последние принято делить на четыре формы так называемой экономической миграции: 1) экономические беженцы; 2)трудовая миграция; 3)утечка мозгов; 4)колонизация.

Кратко охарактеризуем каждую из названных форм экономической миграции и определим их роль в становлении диаспоры. Так, появление экономических беженцев связано с кризисным состоянием экономики. Они предпочитают компактное расселение в новой среде, что способствует .воспроизводству национальных традиций, родного языка, сохранению микроструктуры. Данную категорию мигрантов характеризует низкий уровень языковой и профессиональной подготовки, поэтому они нанимаются на низкооплачиваемую, непрестижную работу, что мешает быстрой интеграции в среду принимающего общества.

Трудовые мигранты стремятся к сохранению в иноэтническом окружении приобретенной на родине профессиональной подготовки. Они достаточно быстро адаптируются в сходных экономических условиях и оседают для длительного проживания. Как правило, они заранее прогнозируют принимающую страну и сферу деятельности. Микроструктура их хозяйственной жизни способна регенерировать традиционные виды занятий осколков этноса. Компактность проживания обеспечивает сохранение и воспроизводство национальной культуры и самобытности. Связь того или иного этноса с экономикой порождает целую научную проблему как этническое предпринимательство.

Становление и социально - этнические особенности диаспор Бурятии

Уже свыше.трех столетий территория Бурятии является местом расселения людей различных национальностей. Кроме бурят, эвенков и русских в настоящее время в республике проживают представители 113 национальностей. По данным переписи 198 9 года в Бурятии проживали: украинцы - 228 68, татары - 104 96, белорусы - 5338, армяне - 2269, немцы - 212 6, азербайджанцы - 1679, чуваши - 1307, мордвины - 1294, казахи - 1270, евреи -1181. Представительство других национальностей составляет от нескольких единиц до одной тысячи человек: чеченцы, удмурты, марийцы, осетины, кабардинцы, якуты, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, узбеки, хакасы, литовцы, латыши, эстонцы, китайцы, халха-монголы(51, С.154)

Начало 90-х годов хх века характеризуется пробуждением этнического самосознания, проявившееся в том, что представители многих этнических общностей стали, стремится к возрождению своей культуры через национально-культурные центры, устанавливать контакты с зарубежными соотечественниками и организовывать диаспоры.

Практически все диаспоры в Республике Бурятия начинают отсчет своего существования именно с этого времени. И это, по нашему мнению, не случайно.

Оформляется и обеспечивается правовая сторона данного процесса, государство проявляет заинтересованность в сохранении и развитии этнокультурных особенностей народов, населяющих Российскую Федерацию. Охарактеризуем основные законы, которые способствовали становлению и развитию диаспор. Так, 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», который может быть назван как. , один из самых гуманных актов за все годы существования Советской власти. Закон стал началом национально-культурного самоопределения народов. Исходя из положений Закона РСФСР, в Бурятии вышло постановление Верховного Совета Республики Бурятия «О реабилитации народов Бурятии ». В этом же году в Бурятии вышло постановление «О государственной поддержке деятельности культурных национальных объединений в республике». В июне 1996 года утверждена указом Президента Российской Федерации Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, а в октябре была принята на республиканском уровне. В третьей главе Концепции РБ о механизмах и основных направлениях реализации программ государственной национальной политики в РБ впервые была озвучена на правовом уровне необходимость принятия закона «О национально-культурных объединениях в Республике Бурятия».

Правительством республики в постановлении о мерах по реализации Концепции государственной национальной политики были определены мероприятия, которые должны осуществить министерства и ведомства, органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения, средства массовой информации.

В целях координации деятельности органов власти и местного самоуправления, национальных общественных объединений и научных учреждений оказания им организационной и методической помощи сектор по вопросам национальной политики Администрации Президента и Правительства РБ был преобразован в Комитет по вопросам национальной политики. При Президенте республики создан Совет национальностей. Важное значение в проведение государственной национальной политики в стране имел состоявшийся в апреле 1999 года Первый съезд Ассамблеи народов России, на котором было принято постановление об организации Дома народов России в Москве и его филиалов в регионах Российской Федерации. В республике состоялся Первый съезд Ассамблеи народов Бурятии, который избрал свой руководящий орган, который объединяет и координирует работу всех национально культурных центров народов и этнических групп республики. По важным проблемам национальных отношений в республике приняты законы «О языках народов

Республики Бурятия », «О культуре», «Об образовании», «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия». Приняты государственные программы «Сохранение и развитие языков народов Республики Бурятия », «Развитие и сохранение культуры и искусства Республики Бурятия ». Таким образом, в проведении государственной национальной политики в республике важное место занимает реализация программ в области культуры. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данные законодательные акты послужили основой для начала законного оформления диаспор в Республике Бурятия.

Наряду с этим представители этнических групп испытывали потребность в организации и функционировании культурно-национальных центров, как органа занимающегося сплочением и поддержкой представителей иноэтнической общности. Следует отметить, что именно эти события начинают развиваться гораздо раньше, нежели оформление законодательной базы. Это можно подтвердить на. следующих фактах.

Первые диаспоры в Бурятии были зарегистрированы в 1991 году. Это - корейская и немецкая, польская и еврейская, оформились в 1993 году. Неслучайно, по мнению диссертанта, они стали организовываться именно у внешних мигрантов, что определяется внутренними и внешними причинами. Так географическая отдаленность от исторической родины способствует развитию более обостренного чувства этнической идентичности и памяти об историческом прошлом государства - исхода.

Похожие диссертации на Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (На материалах Бурятии)