Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа Васюк Валерия Георгиевна

Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа
<
Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васюк Валерия Георгиевна. Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Уфа, 2000.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/111-1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже веков и тысячелетий в истории России стало уже традиционным пересматривать и переоценивать свое прошлое, ища ответы на не менее традиционно оформившиеся вопросы: «По какому пути идти России?», «Кто виноват в ее бедах?» и «Что делать?». Мировая история, в которую включена и Россия, это история развития цивилизаций, представляющих собой исторически данные культурные общности людей, которых связывают обший язык, религия, традиция, социально-экономические институты, наконец, способ самоид'ентификации. Многие авторы отмечают специфику нашего «евразийского менталитета» и «догоняющего» типа социального движения России, способствовавшего как бы зигзагообразности нашего пути при врастании в мировую цивилизацию. Исследование этих поворотов в истории России необходимо, поскольку без знания прошлого нельзя понять настоящее и сделать попытку заглянуть в будущее. Нам представляется, что при определенном историческом ракурсе становятся более понятными сегодняшние события и проблемы. Рассмотрению одного из явлений прошлого - социально-философскому анализу феномену декабризма и посвящено данное исследование.

На наш взгляд, актуальность рассмотрения этой темы определяется не только потребностью ретроспективного социально-философского анализа этого явления, но и той модели социального развития России, которую выдвинули декабристы в первой четверти XIX века как альтернативный вариант.

Следует отметить, что если в недавнем прошлом в отечественной историографии главный акцент делался на подготовке и организации восстания 14 декабря 1825 года как на начале революционного движения в России, то сегодня представляется более важным исследовать теоретическое наследие

декабристов, в частности, их социально-философские и социально-политические взгляды.

Наибольшей радикальностью и актуальностью по прошествии более 170 лет, как известно, отличалась программа переустройства общества и государства, принятая в «Южном обществе» под руководством П.И.Пестеля. Проект переустройства общества включал не только экономические преобразования (реформирование промышленности, развитие фермерского хозяйства, ипотечной системы кредитования и т.п.)- В нём ставился вопрос о правовой системе общества, в частности, о разграничении властей (законодательной, исполнительной и судебной) Очень подробно были рассмотрены проблемы науки, образования и воспитания, экологического мониторинга.

Собственно социально-философские взгляды декабристов (например, И.Д.Якушкина, М.СЛунина и др.), на взгляд, по мнению, диссертанта, окончательно сформировались в последекабрьский период, поэтому эволюция этих взглядов представляет несомненный интерес для современных исследователей.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика декабризма впервые привлекла исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Обилие введенных в научный оборот и проанализированных документальных источников, посвященных декабристам из архивов, которые были недоступны для ученых, создает впечатление полной исчерпанности темы. Среди дореволюционных исследователей декабризма следует отметить таких крупных ученых того времени, как А.Н.Пыпин (1900 г.), М.В.Довнар-Запольский (1906г.), В.И.Семевский (1909 г.). В первые послереволюционные годы печатались работы Н.П.Павлова-Сильванского, П.Е.Щеголева (1919г.)

Интерес к восстанию на Сенатской площади в советское время был связан с тем, что декабристское движение послужило отправной точкой в развитии

революционной идеологии в России и в конечном итоге подготовило большевистскую революцию. Поэтому было много публикаций к 100-летию (1925 г.), к 125-летию (1950 г.), и к 150-летию (1975 г.) восстания декабристов. Но к очередной годовщине - 170-летию (1995г.) со дня восстания декабристов -отношение к данной проблематике в значительной мере меняется: это связано с формированием так называемого «нового мышления», пересматривающего и переоценивающего наше историческое прошлое преимущественно в негативном аспекте. Справедливости ради следует отметить, что эта дата все же была отмечена. В Москве, Уфе, Оренбурге и других городах были проведены конференции, выпущены юбилейные сборники (например,- «Движение декабристов в историческом самосознании». - Уфа, Изд-во БашГУ, 1998 г.).

Анализируя основные точки зрения, сложившиеся в отношении декабризма как социального явления, можно выделить следующие подходы:

Реабилитационный. Сторонники этого подхода, сформировавшегося к 70-80 гг. XIX в., пытались провести своего рода «реабилитацию» декабристов, отстраняя их от революционного движения. По мнению, например, А.Н.Пыпина, изложенному в работе «Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре 1», главная задача и цель декабристов -быть продолжателями тех самых начинаний, которые были характерны для первых лет царствования Александра 1, некогда выдвигавшего те же идеи. Само выступление декабристов он объясняет минутным взрывом экзальтации и отчаяния, а репрессивные меры, которые правительство использовало против распространения их идей, восстановили против него общественное мнение в различных слоях общества и создали ореол мучеников.

Скептический. Сторонники этого подхода, сформировавшегося также в конце XIX века, умаляли роль декабризма в истории России, относились к нему снисходительно-скептически. Они считали это явление своеобразной «аномалией» в российской истории. Так, по мнению выдающегося русского

4 историка В.О.Ключевского, декабризм - это историческая случайность, не имевшая никаких последствий для социального развития России.

І'ево иоциоино-романтичсский. Этот подход, представленный в работах лидеров революционно-освободительного движения, прежде всего в статьях ЛИ.Герцена и Н.П.Огарева получил свое продолжение на рубеже XIX-XX веков. Сюда же можно отнести документально-исторические исследования, например, книгу В.И.Семевского «Политические и общественные идеи декабристов» (1909 г.). Автор привлек к изучению обширный объем источников, в том числе следственные дела декабристов, что позволило всесторонне и объективно показать феномен декабризма и выразить в целом положительное к нему отношение. В работах В.И.Ленина, В.Г.Плеханова и др. отмечено стремление декабристов изменить существующий строй путем революции.

Следует отметить, что работы лидеров большевистской партии, имевшие идеологическую направленность и видение движения декабристов в классовом и историко-революционном ключе, дали генеральное направление всей научно-исследовательской работе по декабризму на последующие годы. Среди крупных советских исследователей, занимавшихся декабристской тематикой, следует отметить таких ученых и публицистов, как М.К.Азадовский, В.В.Бараев, С.С.Волк, С.Я.Гессен, А.Я.Гордин, А.А.Лебедев, Ю.М.Лотман, М.В.НечкиНа, П.Ф.Никандров, Ю.Г.Оксман, О.В.Орлик, С.Б.Окунь, А.Е.Пресняков, Б.Е.Сыроечковский, В.А.Фёдоров, Н.Я.Эйдельман и др.

Многие литературоведы, в частности, исследующие творчество А.С.Пушкина, также не обошли вниманием декабристское движение. К их числу можно отнести В.Г.Базанова, Г.А.Невелева, ИЛ.Фейнберга, П.С.Фридлендера, В.Н.Орлова и др!

Правовые аспекты декабризма рассматривали доктор юридических наук В.И.Басков и Р.Х.Яхйн. Интересную, но малоизвестную сторону деятельности

5 декабристов - научно-исследовательскую - изучили такие авторы, как В.М.Пасецкий, Е.К.Пасецкая-Криминская, Л.И.Чуковская

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает декабризм как социальное явление России конца XVIII - первой половины XIX вв.

Предметом исследования являются социально-философские взгляды декабристов.

Основная цель диссертационного исследования - социально-философский анализ феномена декабризма. Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда взаимосвязанных между собой задач:

исследования генезиса движения декабристов;

анализа исторического и социально-культурного фона, на котором развивался декабризм;

исследования социально-философских взглядов декабристов;

рассмотрения основные черт декабристской модели социального переустройства России;

выявление традиционных ценностей, характерных для российского общества, и их связь с проектом социального реформирования российского общества.

Методологическую основу исследования составляют принципы объективности рассмотрения и историзма, а также общефилософские принципы единства исторического и логического, методы аналогии, анализа и синтеза.

Источниками исследования предстают философские, конкретно-научные, междисциплинарные, публицистические исследования и произведения, в которых в той или иной мере рассматриваются социально-философские проблемы, поднятые декабристами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе дан социально-философский анализ декабризма как духовного,

исторического и социокультурного феномена. Опираясь на достижения естественнонаучной и философской мысли последнего времени (учение о ноосфере В.И.Вернадского, о пассионарности - Л.Н.Гумилёва и др.), автор предпринимает попытку проследить ритмические закономерности в истории России, в частности, на рубеже веков и тысячелетий. В рамках этого анализа автором

- доказано, что декабризм во всех его проявлениях не был аномалией,
чужеродным элементом в российском историческом и социокультурном
пространстве;

обосновано, что духовная обеспокоенность декабристов экономическими, социальными, экологическими и духовно-нравственными проблемами, позволяет выявить духовные масштабы их деятельности и сделать вывод, что революционные преобразования в экономике и культуре упираются в формирование социокультурного пространства;

- обнаружено, что феномен декабризма способствовал усилению
поливариантного характера социального и духовного развития общественно-
политической мысли России.

- исследовано влияние социально-философских и политических взглядов
декабристов на современные крупномасштабные преобразования в духовной и
социально-экономической сфере жизнедеятельности российского общества;

- обнаружено, что утопический характер декабристской модели
социального переустройства связан со специфическими особенностями
российского самосознания (установкой на героическое подвижничество
идеализация будущего, онтологическое восприятие духовных феноменов ^
т.д.).

Теоретическое и практическое значение исследования. Проблемы затронутые в диссертации, её обобщающие выводы и теоретическж построения могут быть использованы в качестве научной основы для изученш

7 исторического прошлого России, а также для решения проблем реформационного развития страны. Результаты диссертационного исследования найдут практическое применение в учебном процессе преподавания философии, при разработке спецкурсов, а также проблемных лекций.

Апробация исследования. Основные идеи диссертации положения,
выводы и проблемные вопросы, связанные с темой диссертации
докладывались и обсуждались: на конференции, посвященной 170-летию
восстания декабристов (Уфа, Уфимский государственный авиационно-
технический университет, декабрь 1995 года); на конференций ИППК при
Уфимском государственном нефтяном техническом университете (Уфа, май
1996); на Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные
ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, БГПИ, сентябрь 1997 г.); на
республиканской конференции «Экологическое образование: проблемы и
перспективы» (Уфа, Эколого-биологический центр, ноябрь 1998 г.); на курсах
повышения квалификации в Центре экологии и безопасности

жизнедеятельности (Уфа, Институт прикладной экологии и природопользования, июль 1998 г.) и др.; на Международной научно-практической конференции «Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века» (Уфа, БашГУ, 30 сентября, 1997 г.); на научно-практической конференции «Россия: выбор пути. Социальная и экономическая политика на рубеже века» (Уфа, БГПИ, 8 декабря, 1999 г.); на межвузовской научно-практической конференции «Социокультурные ценности западного и восточного миров» (Уфа, БГПИ-ВЭГУ, декабрь, 1999г.); на научно-практической конференции «Права человека и образование» (Уфа, БГПИ, декабрь, 1999 г.).

Похожие диссертации на Феномен декабризма : Опыт социально-философского анализа