Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Домашев Анатолий Николаевич

Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа
<
Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Домашев Анатолий Николаевич. Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Барнаул, 2005 147 c. РГБ ОД, 61:05-9/576

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа социокультурной сущности и содержания патриотического движения современной России 11

1.1. Теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержания патриотизма как социокультурного явления 11

1.2. Специфика социально-философского исследования патриотического движения в социокультурном контексте 32

Глава 2. Патриотическое движение в социальном контексте русской культуры 44

2.1. Национально-культурное своеобразие России 44

2.2. Социально-общностные формы патриотизма в российском обществе 63

2.3. Истоки и ранние формы патриотического движения в России 86

Глава 3. Основные тенденции развития патриотического движения в социокультурном пространстве современной России 101

3.1. Этапы идейной и социально-политической эволюции патриотического движения в социокультурном пространстве России в 90-е гг. XX века 101

3.2. Тенденции развития патриотического движения в социокультурном пространстве постперестроечной России начала XXI века 114

Заключение 135

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Среди актуальных феноменов современной российской общественной

жизни несомненным является превращение пока еще аморфного
патриотического движения в ведущую идеологическую силу. Рассуждения о
«Русской идее» стали хорошим тоном среди различных слоев интеллигенции,
а демонстрация радикальных взглядов превратилось в своеобразную моду
f* среди немалой части молодежи. В настоящее время становится все более

ясным, что утверждение гражданского общества, укрепление патриотизма, братства, дружбы народов, их согласия является главным условием развития России XXI века. Политика государства станет в полной мере эффективной только тогда, когда управленческая элита обратится к подлинным и высоким ценностям патриотизма, реализуемым через самоуправление и политическую активность граждан.

Возникновение проблематики патриотизма в отечественной науке тесно связано с реальными социальными процессами и политическими событиями. Актуальность феномена патриотизма в современных условиях значительно повышается в связи с осмыслением ее роли в устойчивом развитии общества. Трансформация российского социума в условиях переходного периода требует выработки качественно новой стратегии его развития.

В начале XXI века крах западнической либеральной доктрины в
общественном сознании граждан России стал очевидным. В связи с этим
актуализируется задача наполнения конкретным смыслом национальной
идеи, способной объединить различные социальные группы российского
общества. Хотя идеология и организация современного патриотического
движения находятся на стадии формирования, тот факт, что структурируются
его идейные позиции и организационные формы, дает возможность
определить комплекс мировоззренческих ориентации, которые задают этому
движению направленность.
щ Политика государственной власти также ориентирует научное

сообщество на разработку программы духовно-нравственного обновления российского общества: в феврале 2001 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.

В соответствии с обозначенными тенденциями в развитии научного знания актуализируется проблема изучения сущности патриотического движения.

Критическая ситуация в современном российском обществе обусловила подъем патриотического движения, всплески которого пришлись на периоды политических и экономических процессов, затрагивающих национальные интересы страны и жизнь рядовых граждан, что делает анализ сущности и социокультурного содержания патриотического движения социально значимым.

Философское осмысление идейных основ патриотического движения, его высокого созидательного потенциала необходимо для выработки оптимальной стратегии развития общества, направленной на возрождение могущества российского государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Патриотическое движение как интегральная междисциплинарная проблема является объектом изучения ряда дисциплин: социальной философии, политологии, политической истории, геополитики, социологии, демографии, этнополитологии, культурологии.

Научную литературу по исследуемой теме можно разделить на несколько групп:

  1. Труды классиков русской философской мысли, где рассматриваются понятия нации, национального сознания, патриотизма, вопросы об определении путей развития России (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, К.Н. Леонтьев, П.И. Новгородцев, К.П. Победоносцев, И.Л. Солоневич, B.C. Соловьев, Е.А. Трубецкой и др.).

  2. Исследования, касающиеся проблем общественного сознания, в том

* числе его политической и исторической формы (В.А. Артемов, А.П. Велик,

Л.П. Буева, В.А. Ельчанинов, А.И. Ракитов, С.Г. Спиркин, С.С. Фролов, Н.И. Чинакова, Р.Г. Яновский и др.)

  1. Работы, освещающие сущность социальных движений (П. Бергер, 3. Бжезинский, Э. Геллнер, О.М. Здравомыслова, М. Кастельс, М.И. Либоракина, М.Л, Макальская, И.М. Модель, Б.С. Модель, Г. Рормозер, А.Ю. Сунгуров, В.Г. Хорос, Г.И. Шмелев и др.).

  2. Работы, характеризующие условия развития патриотического движения в современной России, содержащие критику неолиберальной идеологии и теорий современной экономики свободного рынка (Э.А. Азроянц, Е.С. Баразгов, И.В. Бестужев-Лада, А.В. Бузгалин, И.Ю. Василенко, СИ. Григорьев, М.Г. Делягин, А.Г. Дугин, Э.Г. Кочетов, И.И. Лукашук, А.В. Меренков, А.С. Панарин, Е.М. Русаков, Т.А. Семилет, О.Н. Смолин, В.Н. Филиппов,

Р.Г. Яновский и др.).

  1. Справочная литература по современным российским партиям, организациям, социальным движениям и блокам, их программам, практической деятельности, участию в выборах (В.А. Олещук, В.Б. Павленко и др.).

  2. Теоретические труды лидеров патриотического движения (С.Н. Бабурин, СЮ. Глазьев, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, Н.Н. Лысенко, А.И. Подберезкин, Д.О. Рогозин, Б.Г. Федоров и др.).

Вместе с тем, необходимо констатировать тот факт, что остается

неизученным вопрос о месте патриотического движения в социокультурной сфере жизни общества, недостаточно глубоко исследованы особенности патриотического движения в России. Необходимо также обобщение многообразных точек зрения по вопросу о социокультурной сущности патриотического движения, о его целях и конкретно-исторических формах проявления.

'* Отсутствие цельной научной работы по осмыслению сущности и

6 социокультурного содержания патриотического движения в современной России делают необходимым изучение данной проблемы.

Объект диссертационного исследования — патриотическое движение в современном российском обществе.

Предмет исследования - сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков.

Цель исследования - изучение патриотического движения в России на рубеже XX-XXI веков в диалектике его социокультурной сущности и культурно-исторических проявлений.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

определить теоретико-методологические основания анализа сущности и социокультурного содержания патриотического движения;

исследовать роль патриотического движения в жизнедеятельности социума;

'* - выявить истоки и основные формы патриотического движения в России;

охарактеризовать основные черты патриотического движения в современной России;

выделить и охарактеризовать этапы идейной и социально-политической трансформации патриотического движения в России в 90-х гг. XX века;

определить тенденции развития патриотического движения в постперестроечной России начала XXI века.

Гипотезы исследования:

^ 1) Адекватными теоретико-методологическими основаниями анализа

социокультурного содержания и сущности трансформации патриотического движения способны выступить неовиталистская концепция жизненных сил человека, системный и структурно-функциональный подходы, концепция культурвитализма.

2) Социокультурная роль патриотического движения в России состоит в выражении интересов социально-культурных общностей, организации

* субъектной активности для защиты этих интересов, реализации данных

m -

принципов в государственной и международной политике.

3) Ведущей тенденцией развития патриотического движения в

современной России выступает его актуализация в связи с угрозой утраты

национально-культурной специфики, становление его как альтернативы

господствующему либерально-демократическому движению и глобализму, а

также партийно-организационная дифференциация.

Теоретико-методологические основания диссертационного

исследования.

1. Принципы культуроцентричности, детерминизма, историзма.

2. Системный подход (П.А. Сорокин, Н. Луман) и принципы структурно-
функционального анализа (М.Я. Бобров, Т. Парсонс, Б. Малиновский).

3. Социологическая концепция жизненных сил, виталистская
социология (СИ. Григорьев, Ю.Е. Растов, Л.Г. Гуслякова), концепция
культурвитализма (Т.А. Семилет, О.Т. Коростелева, Л.М. Ануфриева,

Е.А. Попов).

4. Социально-философские теории социальных процессов
(В.А. Артемов, А.П. Белик, В.А. Ельчанинов, Н.И. Чинакова,
Р.Г. Яновский).

Полипарадигмальный подход, комплексное применение

социологической концепции жизненных сил, системного и структурно-
функционального подхода в трактовке культурвитализма имеет
существенную эвристическую значимость, поскольку позволяет изучать
^ широкий спектр социальных явлений, логически объединять их в

структурные ряды и способствует проведению эффективного междисциплинарного исследования патриотического движения.

Методы исследования: исторический, системный, структурно-функциональный, сравнительного анализа и концептуального синтеза.

Информационную базу решения диссертационных задач составляет

информация, полученная путем анализа данных государственной статистики,

* профсоюзов и правоохранительных органов, программных документов

патриотических организации, теоретические исследования современных российских философов и политиков.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

  1. Определена сущность и социокультурное содержание патриотического движения в современной России.

  2. Рассмотрены основные формы патриотического движения в российском социокультурном контексте.

  3. Выделены основные этапы идейной и социально-политической трансформации патриотического движения в России на рубеже XX - XXI веков.

  4. Выявлены и проанализированы социально-экономические, политические и духовно-мировоззренческие факторы развития патриотического движения в России.

5. Проанализированы роль и значение патриотизма как сущностной черты
' русской культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Адекватной теоретико-методологической базой для анализа сущности и
социокультурного содержания патриотического движения в России на
рубеже XX-XXI вв. являются неовиталистская концепция жизненных сил
человека, системный и структурно-функциональный подходы к
рассмотрению культуры, концепция культурвитализма.

2. Патриотическое движение является средством сохранения и
воспроизводства российской социокультурной системы, национально-
культурных основ государственности, выражает интересы социальных групп,
организует активность индивидов для защиты этих интересов, способствует
реализации данных принципов во внутригосударственной и международной
политике.

3. Ведущей тенденцией развития патриотического движения является
актуализация национального самосознания как ответ на угрозу утраты

9 национально-культурной специфики и ущемления национальных интересов.

4. Историческими формами организации социокультурного содержания
патриотического движения являются: национально-освободительное
движение русского народа против иностранных интервентов в начале XVII
века, антинорманнская идеология, патриотическое движение 1812 года,
славянофильство, неославянофильство и русский религиозный ренессанс
конца XIX - начала XX вв., патриотическое движение периода гражданской
войны 1917-1922 гг., советский патриотизм, перестроечное и
постперестроечное патриотическое движение по возрождению русской
культуры и укреплению российской государственности.

5. Ведущими тенденциями развития патриотического движения в
постперестроечной России начала XXI века являются: партийно-
организационная дифференциация, становление его как альтернативы
господствующему либерально-демократическому движению и глобализму.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования способствуют определению специфики патриотического движения и дальнейшим исследованиям в контексте неовитализма как социальной метатеории.

Практическая значимость исследования.

Выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы:

преподавателями социальной философии, социологии, политологии в

преподавании учебных курсов по общественным движениям, а также

студентами, изучающими данные курсы;

в работе органов власти при разработке и корректировке программ по

снижению социальной напряженности в регионе; в деятельности политических и общественных организаций.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Духовность как определяющее свойство культуры // Образование и социальное развитие региона. - 2002. - № 1-2. - С. 92 - 94; 0,2 п.л.

  1. Идеологическое разнообразие национально-патриотических сил современной России // Муниципальный мир. - 2003. - № 5. - С. 150-155; 0,3 п.л.

  2. Национальная идея и образование // Русская национальная школа и социальные реформы в России на рубеже XX - XXI вв. — Барнаул, 2003. - С. 9-11; 0,3 п.л.

  3. Истоки возникновения и развертывания русского национально-патриотического движения // Образование и социальное развитие региона. -2003.-№ 3-4.-С. 101 - 109; 0,5 п.л.

5. Идейные основания патриотизма // Сибирский социологический
вестник.-2003.-№2.-С. 179-192; 0,8 п.л.

6. Основания и особенности русского патриотического движения //
Сибирский социологический вестник. - 2004. - № 1. — С. 98-101; 0,2 п.л.

7. К вопросу об определении социокультурного содержания
'« патриотизма // Сибирский социологический вестник. - 2004. - № 2. - С.206-

208; 0,2 п.л.

8. Патриотическое движение в социальном контексте русской
культуры // Труды Философского общества Алтая Российского
философского общества Российской академии наук. — Барнаул, 2005. - Вып.
2. - С. 282 - 287; 0,4 п.л.

Теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержания патриотизма как социокультурного явления

Теоретического осмысления патриотизма как социокультурного феномена настоятельно требует современное состояние российского общества, когда поиск внутренних источников развития общества, путей реализации его духовных сил, наполнение содержанием национальной идеи стали первоочередными задачами. Как подчеркнул Президент В.В. Путин, эффективно противостоять серьезным угрозам, нависшим над современной Россией (слабость экономического фундамента, неконкурентоспособность большинства отраслей экономики, недостаточное развитие политической системы, бедность большей части граждан, сложность международной '« обстановки, террористическая опасность и др.) можно только «...на основе консолидации всех слоев общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей» [29].

Вместе с тем, существует мнение, что патриотизм представляет собой идеологизированную догму, поэтому нужно изъять его из числа научных понятий. На наш взгляд, философское осмысление сущности патриотизма необходимо для понимания закономерностей развития общественного сознания, так как патриотизм является неотъемлемой его частью. Особенно актуальны научные поиски в этом направлении в связи с требованием гуманизации российской общественной жизни. Выявление ресурса патриотизма как стратегии развития современного российского общества и есть цель данного исследования.

Понятие патриотизм имеет глубокие традиции осмысления и употребления в обществоведческой и политологической литературе. Вопрос о том, кто есть патриот, кто достоин звания «сын Отечества» волновал мыслителей на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, А.Н. Радищев ставил эту проблему в конце XVIII века.

Полемика славянофилов и западников в 30-40-е гг. XIX века была насквозь пронизана патриотической проблематикой. Идейные искания обеих направлений общественной мысли России были связаны с мучительным поиском наиболее приемлемых путей развития, что само по себе и является проявлением патриотизма - заботы о судьбе Родины. В работах и западников, и славянофилов во главу угла ставятся интересы Родины, тревога о ее будущем. Именно это объединяет оба направления и делает их философские поиски значимыми для многих поколений потомков. А.И. Герцен писал: « Да, мы были противниками их, но очень странными: у нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» [38, с. 236].

В.И. Даль зафиксировал современное ему понимание патриота и патриотизма в своем труде в 1882 году: «Патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм -любовь к отчизне» [44, с. 542].

Философское осмысление патриотизм получил в трудах русских мыслителей конца XIX - начала XX века. И.А. Ильин отождествляет понятия национализм и патриотизм. В работе «Путь духовного обновления» он пишет: «Национализм — есть любовь к духу своего народа, и притом именно к его духовному своеобразию» [67, с. 233]. Но любовь не может быть слепой, следует видеть не только достоинства, но и «соблазны, слабости и несовершенства», с которыми следует бороться. Путь борьбы всегда один -совершенствование. Ошибкой многих патриотов является то, что они ответственность сваливают «...на иные «вечно злые» и «предательски враждебные силы» [67, с. 235]. Главная задача человека, любящего свою страну, свой народ, свою культуру, - творческое единение. И.А. Ильин подчеркивает значение патриотизма для личности и общества, считая его неотъемлемым компонентом полноценного бытия культуры. Философ противопоставляет патриотизм (национализм) и интернационализм. «Интернационализм, - по мнению философа, - отрицает родину и национальную культуру, и самый национализм, и духовный акт своеобразно-национальной структуры» [67, с. 242]. Интернационалист становится как бы «никем», потому что высокое, духовное недоступно ему в силу его оторванности от почвы родной культуры. Сверхнациональное напротив, «утверждает родину, и национальную культуру, и самый национализм, и особенно - духовный акт своеобразно-национального строения» [67, с. 242].

Е.Н. Трубецкой в труде «Смысл жизни» называет патриотизм одним из главных принципов, на котором должна покоиться жизнь народа. Основой же самого патриотизма, по мнению философа, должна стать религиозная вера в святыню вообще и в святыню родины в частности...» [186, с. 268]. Е.Н. Трубецкой считает необходимым условием жизненности патриотизма слитость его с религиозным чувством, которое одушевляет, согревает чувство любви к родине. Родина - «...земля святая, освященная могилами отцов, а еще более — подвигами мучеников, святителей и преподобных...» [186, с. 268]. Патриотизм, основанный на религии - высшей духовной ценности, сообщающей святость национальному чувству, «...способен сделать царства крепкими, нерушимыми» [186, с. 268].

Мыслитель показывает опасность утраты патриотизма как высшей ценности, которая заключается в том, что это влечет за собой ее подмену, постановку на пьедестал чего-то более низкого, прагматичного, соответствующего сиюминутным потребностям. В целом, русские философы считали патриотизм одной из основ общественной жизни. В период господства марксистско-ленинской идеологии патриотизм понимался несколько односторонне. Так, В.И. Лениным патриотизм был поделен по классовому принципу, так же как феномены культуры и нации [87, с. 54]. Следуя данной традиции, марксистская философская и социологическая наука, фактически игнорируя объективное существование патриотизма на общенациональном уровне во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивала лишь «социалистический патриотизм» и его разновидность - советский. Социалистический патриотизм определялся как «беззаветная любовь советского народа к Отечеству, преданностью социалистическому строю, Коммунистической партии, дружбой народов СССР» [112, с. 28].

Современные российские философы к определению патриотизма подходят по-разному. Толковый словарь определяет это понятие как «чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы» [160, с. ПО].

Национально-культурное своеобразие России

Патриотическое движение в России имеет длительную историю в качестве движения, обеспечивающего сохранение и воспроизводство нации и государства. Патриотизм не раз выступал той силой, которая приходила на «выручку гибнущей земле» [120, с. 572]. Патриотизм как общественное движение призван принести нации и государству спокойствие, стабильность и возрождение к новой жизни. Особенно ярко это свойство проявляется в критические моменты истории, когда государству и нации угрожает опасность разрушения. Тогда патриотизм выступает тем началом, которое объединяет различные социальные группы и социальные слои. Забываются взаимные претензии, взаимная вражда во имя спасения нации. Патриотизм способен дать нации необходимые духовные силы для борьбы с трудностями, в этом состоит его исключительная роль. Подпитка духовных сил отдельного человека сопряжена с большими трудностями, а целой нации с еще большими, несоизмеримыми по масштабу, ведь необходима такая сила, которая бы мобилизовала огромное количество людей. Патриотизм рождается из связи человека с землей предков, с родным очагом, из осознания особости и значимости судьбы Родины. Патриотизм возникает тогда, когда существует понимание общности судеб, когда объектом любви и почитания разных людей становится единое - Родина. Это чувство требует отказа от сиюминутных потребностей, от соображений личной выгоды и интересов. Любовь к Родине делает личные нужды мелкими и незначительными и именно в этом источник духовных сил и отдельного человека, и целой нации. Высокое чувство любви к Родине возвышает человека, делает его жизнь наполненной смыслом, причем таким смыслом, ради которого допустимы жертвы и лишения. Патриотизм «светит и просвещает» путь нации, именно он способен указать ей правильное направление движения. Для возрождения и стабильного развития нации необходим сообщаемый патриотической идеологией «дух жертвенной готовности служить общему и целому» [120, с. 580]. Таким образом, патриотизм выступает в качестве стержня национально-государственной жизни, ее формирующим началом, ее духовной основой. Отказ от ценностей патриотизма ведет к хаосу, угасанию и гибели нации.

Идеология патриотизма включает широкий круг понятий, связанных с нацией, государством, национально-культурным своеобразием. По вопросу об определении этих базовых понятий отсутствует единство. Многозначность употребляемых понятий, связанных с национальными и этническими проблемами России требуют определиться в системе координат настоящего исследования.

Этнос - устойчивая социальная группа, сложившаяся на основе родства, общности языка, существующей (или существовавшей) общности территории и осознания собственной отличительности. Опыт истории показывает, что большинство этносов не достигало высокого уровня развития и поглощалось другими этносами и культурами. Лишь немногие народы оказываются способными построить высокую культуру. Именно они формировали и формируют нации.

Нация - этносоциальная, культурно-историческая и духовная общность людей, сложившаяся в процессе формирования государства и укоренения высокоразвитой культуры. Нация в понимании виталистской социологии и концепции культурвитализма - единство прежде всего, культурное, культура - ее жизненная сила, то есть то, что создает, вызывает к жизни, рождает ее, обеспечивает существование, целостность, самореализацию и развитие [153, с. 52]. Вместе с тем, нация - субъект культуротворчества, источник жизненных сил культуры.

В контексте рассмотрения патриотизма как социально-культурного движения необходимо обозначить своеобразие русской нации. Русская нация, как и всякая другая, имеет свои неповторимые пути становления и развития. Судьба русской нации, ее своеобразие являлись предметом постоянной рефлексии в отечественной философской и социологической мысли. Остановимся на характеристике принципиальных положений, которые являются основами социокультурного бытия современной России, выступают объектом патриотического сознания и целью патриотического движения.

Отличительной особенностью русской нации является ее жизнеспособность. П.А. Сорокин, осуществивший фундаментальный анализ особенностей русской нации, обращает внимание, что «...несмотря на многие великие испытания, включая двухсотлетнее господство татар, несмотря на многочисленные нашествия европейских и азиатских завоевателей, русская нация сумела не только сохранить свою целостность и суверенность, но и смогла, со временными отступлениями и потерями, развиться от маленькой группы в период Киевской Руси в огромную территориальную, демографическую, политическую, экономическую, социальную и культурную империю» [167].

Географические, территориальные особенности России составляют самостоятельную группу специфики развития русской нации. Уникальное расширение границ России было основано на мирной колонизации русских крестьян и купцов, а также на свободном присоединении к русскому государству ряда нерусских этнических, национальных и государственных групп. Русская нация, как полиэтническая общность, органически выросла из древнерусского этноса, православной цивилизации и российской государственности. На протяжении веков, вбирая в себя большие и малые народы, русская нация объединила великорусов, малороссов, белорусов, сравнительно недавно сложившиеся новорусские этносы, а также представителей коренных народностей России, считающих себя русскими.

Этапы идейной и социально-политической эволюции патриотического движения в социокультурном пространстве России в 90-е гг. XX века

Сложный и неоднозначный период российской истории, начавшийся с избрания в марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева и продолжавшийся вплоть до 2000 года, вошедший в историю как перестройка и ельцинизм, явился особым временем для патриотического движения, ставшим самостоятельной социальной силой. Слова «отечество», «патриотизм», «русский», не просто обрели респектабельность, но и оказались самыми распространенными в речах политиков любого направления.

Однако на фоне идеологических успехов патриотическое движение в России остается раздробленным на множество мелких партий, групп, кружков и сект. Более того, наблюдается определенный кризис патриотических организаций, многие из которых исчезли или потеряли большинство актива. В качестве примера таких организаций можно привести следующие: Русский Национальный собор (РНС), Русское национальное единство (РНЕ), социал-патриотическое движение «Держава» (СПДД). Как общенациональная политическая партия или блок патриотическое движение до сегодняшнего дня не институализировано.

Такое положение объясняется не только внутренними особенностями развития патриотического движения, но и воздействием внешних сил. Негативное влияние на патриотическое движение как социальную силу оказывает активная деятельность западных антирусских и советологических центров. Российского патриотизма на Западе боялись всегда и, ведя борьбу против коммунизма, опасались возрождения национального самосознания [17]. Соответствующие меры на Западе начали предпринимать заранее, еще в начале перестройки. К таким мерам можно отнести и беспрецедентную информационно-культурную агрессию через российские СМИ, пропагандирующие «общечеловеческие» (западные) ценности, в которых не находится место традиционным ценностям российской культуры.

Кроме того, наплыв западных миссионеров и фактическое поощрение властями в 90-е гг. XX в. деятельности религиозных сектантов угрожал авторитету Русской Православной Церкви, которая была потенциально способна стать не только духовной, но и политической силой. Самый яркий пример - покровительство вице-премьера Правительства РФ О. Сосковца секте «Аум Сенрике» и российско-японскому институту, деятельность которых запрещена в ряде стран Западной Европы.

Главной внутренней причиной отсутствия единства в патриотическом движении в постсоветский период, на наш взгляд, заключалась в маргинализации постсоветсткого общества на всей территории бывшего СССР. Маргинализация привела к тому, что в России не сформировались четко выраженные социальные слои, осознающие свои долговременные политические интересы и готовые отстаивать их политическими методами через опирающиеся на них партии. Значит, и возможности для возникновения общенациональной организованной партии любого идеологического оттенка были невелики.

Социальная разобщенность населения в условиях многолетнего социально-экономического кризиса привела, к социальной апатии. Основными формами социального протеста были блокады железных дорог, голодовки и случаи насилия, но социального структурирования в масштабах всей страны не происходило.

Для постсоветского общества характерно также наличие не только социальных, но и этнических маргиналов, что затрудняет создание партии патриотической направленности. Под этническими маргиналами мы подразумеваем, во-первых, огромное количество людей смешанного этнического происхождения, которых на территории России десятки миллионов. Данные статистики показывают, что в СССР каждый девятый брак был этнически смешанным [24, с. 123]. Дети, рожденные в смешанных браках, имеют большие сложности в этнической самоидентификации и трудности в формировании этнического самосознания.

Во-вторых, к этномаргиналам по происхождению можно отнести также и мелкие рассеянные этнические диаспоры, многие из которых в силу разных обстоятельств могут поддерживать самые различные политические силы, отдавая все же предпочтение «общечеловеческим» идеологиям. В какой-то степени сюда же можно отнести различные территориальные субэтносы (например, казаков среди русских), менталитет и политические предпочтения которых могут отличаться от умонастроения нации в целом, и которые порой могут проявлять сепаратистские настроения.

Еще одной причиной, препятствующей созданию общероссийской патриотической партии, является то, что большой нации гораздо труднее объединиться на почве национальной идеи, чем мелким этносам.

Все эти факторы и привели к появлению такого явления, как триумф идеологического патриотизма при отсутствии организационных форм. Несмотря на трудности, патриотическое движение в постперестроечной России является неотъемлемой частью жизни страны. В короткой и бурной истории современного патриотического движения можно выделить несколько этапов развития, каждый из которых был отмечен определенными особенностями.

Похожие диссертации на Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX - XXI веков :Опыт социально-философского анализа