Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия образования в буддийской традиции Кожевникова Маргарита Николаевна

Философия образования в буддийской традиции
<
Философия образования в буддийской традиции Философия образования в буддийской традиции Философия образования в буддийской традиции Философия образования в буддийской традиции Философия образования в буддийской традиции
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кожевникова Маргарита Николаевна. Философия образования в буддийской традиции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кожевникова Маргарита Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 511 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/509

Введение к работе

Раздел I.

Актуальность

Философия образования1 обретает особую актуальность в контексте современного мирового кризиса образования, диктующего необходимость перехода к новым принципам, которые бы удовлетворяли требованиям глобальной щівилизации будущего. В этом свете важно социально-философское осмысление буддийской философии образования.2

Степень разработанности проблемы

В рамках ФО буддийская традиция не была исследована. Индийская образовательная традиция в целом изучалась С. Саркаром, Ф. Кеви и др. в историческом плане. В буддоло-пш описывалось образование тибетских монастырей-университетов, начиная с Чома де Кереша, Г. Цыбикова, Б. Барадийна и вплоть до Д. Пердю, Р. Джексона, Дж. Кабезона, Г. Ньюлэнда, Самдонга Ринпоче, а особенно Г. Дрейфуса, в российской же науке - А. Базарова. Во 2-й пол. XX в. в рамках движения Дзэн-буддизма на Западе появились книги о педагогике этого дальневосточного культурного феномена. Ближе всего к задачам- данной работы подходит исследование С. МакФерсон, которое, однако, осуществлено как этнографическое.

Объект, предмет исследования

Объектом предпринятого исследования явилась ФО, начавшая складываться как отдельная научная область на рубеже XX века. Предмет исследования - буддийская традицій образования: ее философские основы, принципы, формы.

Пели исследования

Целью исследования является рассмотрение буддийской традиции с позиций ФО, выявление образовательной модели и социально-философский анализ образовательных идей, принципов, подходов в буддизме, с перспективой возможности использования их в современной ФО.

Задачи исследования

1) Уточнить границы, определения и основные понятия ФО как научно-философской дисциплины для применения их в анализе не исследованной в этом плане традиции буддизма;

1 Далее в сокращении - ФО. " Далее в сокращении - Б_ФО.

\ V.

  1. Выработать методы исследования, принципы описания и построения модели буддийской образовательной традиции;

  2. Выявить и рассмотреть относящиеся к теме исследования тексты раннебуддийской традиции в свете ФО. Определить главные концепты Б_ФО, построить ее модель;

  3. Провести аналогичную работу относительно текстов традиции Махаяны;

  4. Рассмотреть имеющиеся в истории примеры применения буддийских принципов и концепций образования для анализа тенденций их функционирования и развития; выявить их социально-философский смысл;

  5. Дать компаративистский анализ идей, подходов, принципов современной западной и буддийской традиций образовательной мысли. Определить место и перспективы Б_ФО среди концепций образования современного мира.

Методология исследования

В исследовании широко применялся текстологический анализ и в связи с ним - приемы философской герменевтики. Построение модели ФО в буддийской традиции потребовало использования принципов системного анализа. В частности, использовался авторский «алгоритм описания» буддийских концептуальных текстов, трактующих образование. При введении буддийских образовательных идей в контекст западной ФО использовались подходы и методы философской компаративистики.

Научная новизна исследования

В первую очередь, новизной отличается сама постановка вопроса относительно экспликации буддийской традиции в ФО;

Кроме того, элементами научной новизны характеризуются:

- авторская позиция относительно самого объекта исследования - ФО, выраженная в
построении алгоритма описания моделей ФО;

- введение в концептуальное поле западной ФО ряда буддийских философско-
образовательных идей: «образование-преобразование»; «обращение к «внутреннему»; «ве
дение - видение»; концепция «людей-детей»
(инфантильности); трехчастная схема; пони
мание среды-социума как «людей толпы»;
методы тренировки мотивации к образованию;
«обуздание ума»
- тренировка аппарата мышления; развитие «воззрений» - тренировка
диалектической модели мышления; «подготовка к жизни и смерти»; принцип очищения;
тренировка мотиващюнной сферы аналитическими медитациями; обучение преодолению

себялюбия (методом проработки Я-отождествления);

- социально-философский анализ буддийских источников, не переведенных прежде на русский язык и не введенных в научный оборот отечественной философии;

Источники

В Главе 1 - тексты российской ФО (К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, СИ. Гессена, Г.П. Щедровицкого, Б.П. Битинаса, В.Д. Шадрлкова, Б.С. Гершунского, В.М. Розина, С.К. Булдакова, Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой и др.), работы по истории педагогики и истории ФО; ряд англоязычных исследований по ФО; в рамках раздела по методологии работы по теории систем (Л. Берталанфи, А.Д. Холла, др.), по герменевтике (Х.-Г. Гадамера). В Гл. 2 - сутты (санскр.: сутра) Палийского Канона, в основном в английских переводах: Дхаммачаккапаваттана, Махапариниббана, Кеватта, Парьесана, Муни, Локавипаттн, Лнусота, Дхамма-нияма, Пабхассара, Паччайо, Дантабхуми, Махапуриса и др., также англоязычные публикации авторов Тхеравады: А. Састри, Т. Бхиккху, Дхамма-нанды, В. Рахулы и др. В Гл. 3 - буддийские тексты индо-тибетской традиции, в основном тибетские оригиналы: «Четыре сотни строф» Арьядевы «Чатухшатака шастра карика на-ма» - bstan bcos bzhi rgya pa zhes bya ba'i tshig leur byas pa3, к нему канонические комментарии и устные комментарии тибетских учителей; сутры Праджняпарамиты, комментарии к ним; другие философские тексты традиции. В Гл. 4 - а) исследования по эдиктам Ашоки; б) история тибетского буддизма Гой-лоцзавы Шоннупэла; в) работа японского философа образования Цунэсабуро Макигучи «Сока Кёику Тайкэй» («Система педагогики творения ценностей») в английском переводе; г) книги Далай-ламы XIV; д) материалы образовательного проекта The Foundation for the Preservation of the Mahayana Tradition (Фонд поддержания Махаянской традиции); е) интервью и резюме английской учительницы Бет Ар-роусмит; ж) материалы образовательного проекта Essential Education («Сущностного образования»). В Гл. 5 - работы российской ФО, работы Дж. Дыои и англоязычные материалы современной ФО (П. Деарден, Э. Санковски, Ю. Хабермас, К. Маккартни, К. Бек, Г. Бредо, X. Жиро, П. Макларен, X. Сигал, Г. Б иста, Н. Бурбулис, т.д.), работы философов XX-XXI вв. (Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Шелер, П. Сорокин, М. Бубер, Э. Левинас, Б. Хюбнер, Г. Йонас, Ю. Хабермас, т.д.)

' Здесь и далее кириллицей записаны буддийские названия на пали и санскрите, а латиницей - на тибетском языке.

Научно-практическая значимость исследования

Научная значимость исследования состоит в том, что в сферу современной ФО вводятся модели, идеи, принципы, подходы буддийской образовательной традиции. Выявленные системные характеристики Б_ФО значимы для философских, а также - культурологических, политологических, исторических исследований, касающихся буддийской цивилизации. Результаты работы важны для дальнейшего сопоставления буддийской цивилизаци-онной модели с современной западной моделью. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в рамках курса «Философия образования» в вузах, а также в сфере образования в автономных республиках Калмыкии, Бурятии, Тывы, Алтайского края, Агинского округа при разработке национальной компоненты школьных программ. Это жизненно необходимо для современного вклада национальных культур в развитие российской цивилизации и дальнейшего укрепления ее единства и целостности.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Буддизм необходимо рассматривать не только как религию, но и как систему образования и философию образования. Б_ФО представляет собой единство целей, оснований, содержания и методов образования.

  2. В рамках Б_ФО выделяются две модели согласно двум основным традициям буддизма: модель 1 южной (ранней) традиции и модель 2 (северной) - поздней традиции.

  3. Общее ядро обеих моделей Б_ФО имеет в качестве определяющего элемента интерпретацию образования как «доведения до зрелости», преодоление инфантилизма, свойственного «людям-детям». Ключевая характеристика зрелости, ответственность, в буддийской традиции понимается как принятие (осознание) причинно-следственной связи индивида с объектом ответственности, и эта связь интерпретируется как в рамках теории кармы, так и в рамках философского «принципа взаимообусловленности».

  4. Буддийское образование - это «преобразование», то есть не обучение знаниям и навыкам, а преобразование личности в тех ее аспектах, которые обуславливают неадекватное отношение к реальности. Это определяет «направленность на внутреннее» (свой внутренний мир) в процессе образования, а также - идею «самообуздания» (овладения своей психикой).

  5. В Б_ФО придается большое значение отношениям учителя - ученика, построен-

ным, в частности, на инициативной, активной позиции ученика.

  1. В буддийской модели образования общество рассматривается преимущественно как коллективный носитель обыденного сознания («люди толпы»). В рамках модели I образование понимается преимущественно как система закрытого типа, не имеющая выхода в социум; в рамках модели 2 образование рассматривается как система открытого типа, образование имеет выход в социхчыгую среду. Это различие определяет различия в целях и методах образования.

  1. В компаративном плане выявлено, что проблематика и подходы буддийской образовательной традиции соотносимы с рядом проблем в современной западной ФО и своим своеобразием зачастую представляют эвристическую ценность в подходах к их решению.

  2. Буддийская традиция образования способствовала формированию важных цивили-зационных особенностей общественной и культурной жизни буддийских регионов и в настоящий период может внести значимый вклад в формирование глобальной цивилизации будущего.

Апробация работы

Основные идеи нашли отражение в работах диссертанта, указанных в списке публикаций, и в докладах на конференциях: International Annual Conference of Philosophy of Education Society of Great Britain, Oxford, 2004; «Межвузовская научно-методологическая конференция по эдукалогии». СПбГЛТА, 2004; конференция «Вторые Доржиевские чтения. Буддийская культура: история, источниковедение, языковедение и искусство». СПб., 2006; конференция «Образование взрослых: проблемы и перспективы». СПб., Институт образования взрослых, РАО, 2006; Международная конференция «Торчиновские чтения». Философский факультет СПбГУ, 2007.

С 1995 г. автор эффективно сотрудничала по вопросам национальной специфики образования с Минобр Калмыкии, Тывы, с учителями Калмыкии, Тывы, Бурятии.

Объем и структура диссертации

Похожие диссертации на Философия образования в буддийской традиции