Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские проблемы креативности языка как общественного явления Амельченков Владислав Викторович

Философские проблемы креативности языка как общественного явления
<
Философские проблемы креативности языка как общественного явления Философские проблемы креативности языка как общественного явления Философские проблемы креативности языка как общественного явления Философские проблемы креативности языка как общественного явления Философские проблемы креативности языка как общественного явления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амельченков Владислав Викторович. Философские проблемы креативности языка как общественного явления : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Амельченков Владислав Викторович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2009.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/120

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Креативность языка в воззрениях мыслителей от Древности до становления философии языка» 10

1. Мифология и философия Древности о креативности языка 11

2. Философские идеи о креативности языка от Средневековья до Нового времени 33

3. Учение о креативно-эстетической активности языка В. фон Гумбольдта 53

Глава II. «Воззрения на креативность языка в отечественной и зарубежной мысли XIX - XX веков» 76

1. Русская философская мысль об эвристической природе языка. (А.Н. Веселовский и А. А. Потебня о языке как основе культуры) 77

2. Проблема креативности языка в философии XX века. (гипотеза «лингвистической относительности») 100

3. Креативность языка: социально-философский анализ современных воззрений 126

Заключение 159

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Актуальность данной проблемы в современных условиях обусловлена не только интересом к изучению образа мысли человека и влияния языка на формирование этого образа в каждом обществе Данная проблема становится особенно актуальной в условиях углубляющейся глобализации и взаимопроникновения культур Единое мировое пространство, выстраивающееся на основе информационной экономики, становится реальностью существования человечества и на первый план выносит именно вопросы взаимопонимания и принятия явлений и поведения, присущих каждой культуре и народу В таких условиях все проблемы, касающиеся влияния форм языка на восприятие мира представителями разных лингво-культурных групп, приобретают огромное значение

Диссертационное исследование очень актуально в контексте нахождения инвариантных способов взаимодействия разных культур и качественного изменения диалога не только между такими культурами, но и различными социальными группами Вместе с тем, в современных условиях общего усложнения деятельности, углубления информатизации всех процессов существования человека и общества, особую роль приобретают исследования креативных процессов как способов творчески-свободного осуществления любой деятельности Успешное развитие, как отдельного человека, так и общества в целом теперь не может осуществляться без постижения креативной составляющей самых разнообразных социальных феноменов Важными, поэтому, становятся все исследования, проясняющие основания креативности

4 Диссертационное исследование ставит проблему креативного влияния языка на образование у человека представлений о действительности и наиболее адекватных способов взаимодействия с ней в контексте социально-философских вопросов, касающихся улучшения взаимопонимания представителей различных культур Эта проблема приобретает особый смысл для современной России, ставшей открытым многонациональным сообществом, интегрированным в мировую экономику и общемировую культурную среду

Степень научной разработанности темы.

В рамках философии, психологии и лингвистики накоплены значительные теоретические и опытные данные, касающиеся изучения творческой активности языка в жизни человека и общества, которые могут и должны быть использованы для постановки и дальнейшей разработки философских проблем креативности языка Истоки воззрений на активную роль языка в жизни человека можно обнаружить уже в мифологическом корпусе представлений совершенно разных народов

С течением времени, с развертыванием историко-философского процесса, эти воззрения о разнообразном воздействии языка на жизнь человека и общества развивались и разрабатывались Практически все серьезные исследователи уделяли внимание вопросам воздействия языка на человека, роли языка в формировании мыслей и протекании духовно-мыслительной деятельности в целом В рамках философии языка и языковедения доминируют идеи о творческом характере активности языка Зарубежные и отечественные философы, ученые и мыслители, излагая свои воззрения на малоизученную область активного творческого воздействия языка на человека, внесли существенный вклад в осмысление взаимодействия языка человека и его души

На современном этапе развития философии и науки, была выделена тема взаимодействия между креативностью языка и творческими способностями человека Разработка аспектов креативностии языка осуществляется

5 комплексом наук, поэтому на сегодняшний день они разработаны в разной степени По креативности языка можно выделить следующие группы проблем креативная личность1, креативность и текст (теории познания)2, креативность и бизнес3, игровая теория и личность4, креативность и интеллект5, развитие креативности6 Их изучение осуществляется на сегодняшний день практически только в рамках психолингвистики, психологии, лингвистики и других направлений, изучающих языковые и психические процессы Среди них важно отметить труды Богатыревой О Л, Жоль К К., Леонтьева А А, Овсянниковой О Н, Панфилова В.З, Петрова М К, Ремчуковой Е Н, Реформатского А А, Трофимовой Р П, Фещенко В В, Якобсона Р и других Философские и социально-философские исследования креативности языка, по крайней мере, среди указанных источников, отсутствуют При этом необходимо отметить, что в соответствующих работах, посвященных проблематике активного творческого воздействия языка на человека либо затрагивающих ее, термин «креативность языка» используется крайне редко или не используется

Беспанская Е, Конькова О, Смирнова H Креативность 4-5 лет Изд-во Попурри, 2006, Богоявленская Д Б Метод исследования уровней интеллектуальной активности //Вопросы психологии 1971, N 1, Галкина Т В, Алексеев Л Г Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики Вып 2 М ИПРАН, 1995, Маслоу А. Мотивация и личность Motivation and Personality Изд-во Питер, 2008

2 Касавин И.Т Миграция Креативность Текст Проблемы неклассической теории познания. Издательство
Русского Христианского Гуманитарного Института (РГХИ), 1998, Григоренко Е Л Экспериментальные
исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности Автореф
канд диссертации -M, 1989, Богатырева, О Л Креативный потенциал категории рода в современном русском
языке Автореф диссертации на соисхание ученой степени кандидата филологических наук - М, 2008,
Ремчукова, Е Н. Креативный потенциал русской грамматики Морфологические ресурсы языка. Автореф
диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук - М, 2005, Фатеева Наталья О
поэтическом языке и тексте рубежа XX-XXI веков - М, Изд-во Вест-Консалтинг, 2006, Фещенко В В
Семиотика творчества и лингвистика креативности Общественные науки и современность 2008, № 6

3 Креативное мышление в бизнесе Коллектив авторов Изд-во Алышна Бизнес Букс, 2006, Грин Энди
Креативность в паблик рилейшнз Изд-во Нева, 2003

4 Микалко Майкл Игры для разума Тренинг креативного мышления (Thinkertoys A Handbook of Creative-
Thinking Techniques) Изд-во Питер, 2007

1 Эдвард де Боно Серьезное творческое мышление (Serious Creativity Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas) Изд-во Попурри, 2005, Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М, Изд-во Прогресс, 1969, Алан Дж Роу Креативное мышление (Creative Intelligence) Изд-во НТ Пресс, 2007 6 Эдвард де Боно Генератор креативных идей (How to Have Creative Ideas) Изд-тво Питер, 2008, Эдвард де Боно Создай себе удачу (Opportunities) Изд-во Попурри, 1999, Эдвард де Боно Научите себя думать самоучитель по развитию мышления (Teach Yourself to Think) Изд-во Попурри, 2005, Бос Эвелин Как развивать креативность (Das grobe Buch der Kreativitatstechniken) Изд-во Феникс, 2008, Рождественская H В, Толшин АВ Креативность Пути развития и тренинги Изд-во Речь, 2006, Овсянникова О Н Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза На материале изучения курса иностранного языка Автореф диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Орел, 2005 и др

6 вообще Исследования представителей классической немецкой философии, отечественных мыслителей Потебни АА и Веселовского АН, создателей теории «лингвистической относительности» Э Сепира и Б Ли Уорфа, тем не менее, составляют устойчивый базис для специального социально-философского исследования, посвященного различным проблемам креативности языка

Исследованию влияния языка на человека как проявления собственно креативных свойств языка уделяется недостаточно внимания Этим обусловлено основательное изучение этого феномена в диссертационном исследовании

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в философском осмыслении феномена креативности языка как целостного социального явления

Задачи, решаемые в ходе исследования

исследовать креативность языка как эпистемологический фактор познания человеком мира,

провести социально-философский анализ отношения человека к феномену креативности языка в разные исторические эпохи развития историко-философского знания,

сравнить философскую и научную парадигму в постижении креативности языка,

- раскрыть динамику философского понимания креативности языка в
обществе,

- типологизировать социально-философские модели осмысления
креативности языка,

- обозначить пути повышения взаимопонимания в современном обществе
между представителями разных культурно-языковых групп через признание
отличий в восприятии мира, вызываемых креативностью их языка.

Объектом диссертационного исследования является феномен креативности языка, его существование и проявление в конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности, а также социальной действительности

Предметом исследования является социально-философское изучение феномена креативности языка в контексте эволюции представлений о нем и системного единства креативности.

Методологическая и теоретическая основы диссертации.

Общефилософскую методологическую основу диссертации составляют принципы философского общенаучного познания всеобщей взаимосвязи и развития, объективности, компаративизма, системности, историзма, в том числе философско-культурологического подхода в изучении активности и креативности языка в социальной философии При решении конкретных задач комплексно применялся целый ряд методов, включая каузальный анализ, типологический, феноменологический и герменевтический подходы

Для реализации поставленных целей и задач автор диссертации опирался на методы и принципы исследования, используемые в социальной философии Узловым моментом методологической основы диссертационного исследования является применение философско-исторического метода, который нашел свою актуализацию в нашей философии и науке Особое место занимает также органическое сочетание дескриптивных и интерпретативных методов исследования, дополняющих друг друга, что дает возможность «гибко» подойти к изучению различных общественных явлений

Научная новизна исследования состоит в следующем - дано авторское определение сущности феномена креативности языка, как особого общественного явления, имеющего свое выражение в восприятии

8 человеком окружающей реальности и объективируемое в его конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности,

исследованы философские основания феномена креативности языка в разные исторические эпохи,

на основе социально-философского анализа типологизированы модели осмысления креативности языка,

концептуализированы креативно-эстетические и эвристические факторы как основные составляющие креативности языка,

обоснована эволюция креативности языка в современном обществе,

- на основании анализа креативности языка сформулированы новые
подходы в ознакомлении с иностранными языками и их изучении,

- установлены социальные следствия креативности языка на
поведенческие процессы представителей разных культурно-языковых групп и
предложены пути их осмысления с целью повышения толерантности внутри
современного общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Креативность языка - особое общественное явление, имеющее основой
совокупность свойств языка и заключающееся в разносторонней активности
языка в духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности человека.

  1. Системообразующими свойствами креативности языка выступают эстетическая и эвристическая активность языка

  2. Эволюция осмысления креативности языка проявила себя в ряде социально-философских моделей постижения креативности языка.

4 Наиболее ярко следствия креативности языка проявляются в различиях
в восприятии мира представителями различных культурно-языковых групп

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования

заключается в теоретическом исследовании малоизученной проблематики в

9 социальной философии и ее детальной разработке на основе современной методологии философского знания Современные методы познания позволили избегнуть чисто метафизических размышлений о феномене креативности языка и обосновать его как особое явление, изучаемое как самостоятельное общественное явление, имеющее свое выражение в восприятии человеком окружающей реальности и объективируемое в его конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности

Введены новые подходы по ознакомлению с иностранными языками, их изучению и созданию механизмов повышения культурно-языкового взаимопонимания в современном обществе Предложены методы повышения эффективности экспертных оценок владения иностранными языками как выразителями значимых духовно-культурных особенностей народов

Апробация работы

Результаты диссертационного исследования апробированы на кафедре «Философия» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Материалы, идеи и выводы диссертации нашли применение в педагогической и научной деятельности автора. По материалам диссертации был подготовлен лекционный курс

Методология и основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных автором докладах и статьях

Структура диссертационного исследования определена его общими целью и задачами, логикой проводимого исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии Общий объем работы -178 стр, в том числе библиография - 12 стр

Философские идеи о креативности языка от Средневековья до Нового времени

Проблемы функционирования языка, его происхождения и возможного воздействия на жизнь и поведение человека издревле привлекали к себе внимание на разных уровнях осмысления человеком себя и окружающего мира. За тысячелетия изучения этих вопросов накопилось значительное количество информации, ибо практически в каждой культуре уделялось внимание этому вопросу. На каждом отрезке истории мнение по поводу воздействия языка на сознание и жизнь людей было различным. Оно эволюционировало от древних, мифических представлений, обычно имеющих в своей основе идею о тождестве слова и вещи к современным представлениям о формировании картины мира на родном (т.е. определенном и нередко серьезно отличающимся от других) языке. Естественно, возникало множество ппсол, направлений, течений рассмотрения языка, и исторический анализ взглядов даже на какую-то отдельную его сторону неизбежно предполагает обобщения и некоторую схематизацию. При рассмотрении воззрений на проблему креативности языка в древности для нас прямой интерес представляют ближневосточные, индийская, китайская и античная языковедческие традиции.

Наиболее древние свидетельства рассмотрения языка как особого явления в жизни человека обнаруживает мифология народов Ближневосточного региона. В многочисленных преданиях, имеющих аккадское, шумерское, египетское, хеттское происхождение повествуется о создании языка богами, почитающимися в каждом конкретном поселении. Кроме того, утверждается наличие у этих потусторонних покровителей своего собственного языка, не похожего на язык людей. Дальнейшее развитие хозяйственной и духовной деятельности и параллельное усложнением самой социальной структуры, протекающие в условиях постоянного накоплении информации, порождают потребность в сохранении и передаче данных максимально надежным способом. Именно таким образом, т.е. полностью от нужд повседневной практики, в древних государствах Ближнего Востока (Угарит, Египет, Вавилония, Финикия, Шумер, Хеттское царство) создается древнейшее в истории письмо. Шумерская клинопись (32-30 вв. до н.э.) и египетская иероглифика (30-29 вв. до н.э.) оказали непосредственное, часто организующее влияние на многие другие позднейшие системы письма. Народы древнего Ближнего Востока достигли больших успехов в исследовании языковых явлений - это и пристальное изучение грамматической структуры, скрупулезное описание лексических единиц, в частности, составление одно- и двуязычных словарей, начатки фонетических изысканий, распространение школ писцов, значительное развитие литературы.

Но все же главный и- основной упор древневосточных народов при изучении языка был сделан на развитие систем письма. Говорить о сколько-нибудь значимых языковедческих достижениях в научном смысле слова не приходится ввиду отсутствия систематического анализа языка. В мифологическом сознании тоже не возникает представлений о том, что язык в определенной степени оформляет духовное развитие человека и может оказывать влияние на его деятельность.

Наиболее ярким проявлением собственно креативности языкаг на данном этапе истории явилось, по нашему мнению; возникновение и развитие письма7. Люди постепенно начали осознавать, что язык это не хаотичное образование, что он обладает гармоничной внутренней структурой. Эта система настолько стройна, что ее можно абсолютно точно

7 Подробнее об истории зарождения и развития письменности см. Реформатский А.А. Введение в языковедение. M., «Аспект Пресс», 1997. С. 347 - 375. Также: Гиляревский Р.С, Гривнин B.C. Определитель языков мира по письменности. 2-е изд., испр. М., «Изд-во восточной литературы», 1961; ИстринВ.А. Развитие письма. М., Изд. АН СССР, 1961; 2-е изд. М., 1965; ЛоукоткаУ. Развитие письма // Русский пер. M., 1950; Рубинштейн Р.И. Разгаданные письмена. М., «Учпедгиз», 1960; Тайны древних писем. Проблемы дешифровки. М., 1976; Фридрих И. История письма. // Пер. с нем М., 1979. передать посредством пиктограмм, а в дальнейшем и с помощью относительно небольшого числа знаков. Уже шумерская и египетская письменности были синтетическими, при пиктограммах ставились детерминанты, определяющие грамматические категории. Можно предположить, что язык как бы сам подсказал заложенную в нем потенциальную возможность письменности. Можно предположить, что образы, рождаемые языком, натолкнули людей на идею того, что эти образы могут быть изображены, а уже через них могут быть зафиксированы отношения, выражаемые самим языком. Благодаря использованию письменного языка стало возможным более динамичное развитие всех сфер жизни, более эффективное функционирование различных составляющих хозяйственной, культовой, и духовно-творческой деятельности. И совершенствование письма, безусловно, способствовало дальнейшему продвижению культуры данного ареала в целом. Язык таким образом, направив в философском смысле движение человеческой мысли к письменности, способствовал существенному культурному продвижению.

Возникновение письменности имело еще одной своей важной стороной то, что только теперь стало возможным зарождение собственно экономики и экономических институтов из экономических отношений обмена и планирования. Человек начал вести экономическую деятельность на заре своего появления. Но в глубокой древности, до зарождения цивилизаций в Шумере и Древнем Египте, эта деятельность была ограничена неразвитостью систем письма. Системы счета, существовавшие уже тогда, все же не могли обеспечить дальнейшее развитие экономических отношений. Одно из существенных препятствий состояло в том, что такие первоначальные системы счета не давали возможности более глубокой трактовки послания кроме прочтения4 самой поверхностной информации. Например, как квипус; древнее узловое письмо инков, содержавший комбинацию узлов на разноцветных шнурах. «Узловой счет применялся в Китае, Японии, Африке, Бенгалии до начала нашего века. Но квипус имел большой недостаток - он не позволял интерпретировать текст.... Перуанцы по квипусу узнавали о числе сражений, численности посольств, но не более информации»8. Для развития общества было необходимо более информативное письмо и способ исчисления. Они возникают в Шумере и Древнем Египте. В том, насколько отличными друг от друга стали в дальнейшем письменности разных народов, высветилось их духовное и культурное своеобразие, продиктованное, в определенном смысле, и структурными отличиями их языков. «С возникновением в 3,5 тыс. до н.э. «локальных цивилизаций» в Древнем Египте и Шумере слова сначала «рисовали»; потом египтяне использовали вместо иероглифов простые знаки, причем ставили их справа налево и только согласные, а гласные пропускали, а шумеры заменили рисунки клинописью, которая просуществовала три тысячи лет. Древние греки писали сначала справа налево, потом стилем бустрофедон («как бык пашет»): четные ряды -слева направо, нечетные - наоборот, затем - слева направо. Арабское письмо, как известно, располагают справа налево; в Китае и Японии - столбиками сверху вниз»9.

Несмотря на отличия культуры древней Индии от культуры древнего Ближнего Востока, интерес к языку проявляется здесь также от нужд практики. Древнеиндийская культура носит название ведической культуры. Это название происходит оттого, что данная культура нашла свое воплощение в виде религиозных сочинений - вед, заучиваемых первоначально наизусть. Этнические предки индусов проникли в начале 2-го тыс. до н.э. в Индию и Иран с Северо-Запада. Этими народами были индоевропейские арии (индоиранцы). Впоследствии индоиранские языки образуют две отдельные ветви — индоарийскую и иранскую. Ведийская культура (середина 1-го тыс. до н.э. - середина 1-го тыс: н.э.) - это культура-индоарийцёв. Язык в ней попадает в- сферу пристального изучения под влиянием практической необходимости, однако, в древней Инди№ это было

Учение о креативно-эстетической активности языка В. фон Гумбольдта

Одним из наиболее важных достижений Гердера является то, что он наряду с другими мыслителями постулировал единство языка и сознания. Влияние языка проявляется, на данном этапе развития философии в том, что, по Гердеру, мышление возможно только в языке и с помощью языка. Язык способен дать заготовки для мыслей, указать правильный, четкий и логический путь процессу мышления. Гердер делает большинство своих важных открытий, специально занимаясь именно проблемами поэзии: язык оказывает влияние на поэтическое творчество своим фонетическим строем, безграничная на первый взгляд фантазия великих поэтов оказывается лимитированной языком, на котором они творят44.

Поэзия является одной РІЗ разновидностей, определенным пластом языка. Существуют разные слои в языке: язык логического абстрактного познания, язык обиходного общения и литературный язык поэзии и прозы. Поэзия несет в себе большую смысловую и эмоциональную нагрузку, и так же она воздействует на человека, воспринимающего ее. Это воздействие так и протекает, затрагивая и эмоциональную, и разумную части человеческой души. В своем произведении «О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена» (1778) Гердер говорит: «Если поэзия представляет собою то, чем она должна быть, то сущность ее заключается в действии».43

Поэзия обладает возможностью вызывать чувственные представления. Язык предоставляет поэту прекраснейший материал для творчества и выражения себя; выплескивания эмоций и страстей. Это становится возможным потому, что Гердер считает поэзию совершеннейшим выражением чувств. Чувства могут быть выражены в поэтическом произведении различными способами. Первый способ идет от мощи эмоциональной силы, живущей внутри слова. Второй исходит из того, что речь сама по себе является языком страстей и движений души, идущих непосредственно от ощущений. В этом смысле страстные звуки, издаваемые человеком, близки к звукам животных. Третий способ тесно связан с отличительной особенностью именно поэтического произведения - критерия привлекательности и красоты. Таким образом, поэт может реализовать свою потребность в создании прекрасного и притягательного с эстетической точки зрения произведения.

Поэзия тоже изменяется с течением времени, как и сам язык. Но так как языки на пути к логической завершенности постепенно утрачивают певучесть и ритмичность, в них снижается степень красоты и чувственной наполненности. Он замечает: «как много выиграла поэзия в качестве искусства и как много утратила в своем непосредственном воздействии!» 46. Наиболее выразительной была поэтичность и образность древних, первобытных языков. Они оказывали, согласно Гердеру, наибольшее воздействие на слушателей и в эмоциональном, и в креативном смысле. Древние языки, обладая особой ритмикой и певучестью, дали, кроме того, и толчок к появлению и развитию музыки. По нашему мнению, в творчестве Гердера отражается признание им креативно-эстетической и творческой активности языка. Общее же направление движения взглядов Гердера состояло в том, что развитие языка связано с развитием мышления, и они были, в том числе, восприняты и развиты В. фон Гумбольдтом, X. Штейнталем и А.А. Потебней.

Интересно сопоставить взгляды Гердера на творческую роль языка, со взглядами его друга, учителя и наиболее видного соратника по движению «Бури и натиска» Иоганна Георга Гамана. Гаман был философом-идеалистом, оказавшем большое влияние на диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля своей идеей о единстве противоположностей как законе бытия.

Исходя из своих метафизических и гносеологических предпочтений, он отнюдь не разделяет восторженности Гердера по поводу преобразующего и вдохновляющего воздействия человеческого языка. Наоборот, считает он, есть первичный и подлинный язык природы - это сам мир. На этом языке божество, которое объединяется в философских построениях Гамана с природой в духе пантеизма, обращается к человеку. Речь человека является калькой с истинного языка, слова являются всего лишь знаками настоящих вещей, чувств и переживаний. Природа, мир и божество предстают неделимой целостностью, поэтому любые попытки впустить в этот единый организм нечто разделяющее, пусть даже только на уровне абстракции, отрывает жизнь духа от его сущности. Сущность духа человека состоит именно в непосредственном переживании и выражении чувств. Первичны переживания и образы, возникающие в сокровенных глубинах человеческой души, а слова - это просто их бледные копии, знаки, только отдаленно напоминающие оригинал. Только поэзия, представляя собой прямое выражение чувств и эмоций, получает одобрение в сочинениях Гамана. Поэзия наполнена образами, которые доходят до глубин души и находят там настоящий отклик. Поэзия и возникает как естественное проявление чувств и восприятий мира. Так как мир познается интуитивно, через его чувствование, то только поэзии может быть под силу адекватно отразить впечатления человека. Поэтому она и возникает раньше всего, в самой ранней древности, когда люди могли только таким образом открыть друг другу свои переживания и ощущения от «ангельскогсязыка природы».

Проблема креативности языка в философии XX века. (гипотеза «лингвистической относительности»)

В русской философской традиции изучение особенностей и закономерностей становления и развития культуры всегда сопровождалось вниманием к языку. Оно опиралось на постулат, что культура определенного народа всегда существует и выражается в национальном языке. На эту характерную особенность тесной связи языка и способа существования культуры обратили внимание русские ученые, которые «... впервые, задолго до швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра, предложили рассмотрение языка как знаковой системы и задолго до французского культуролога К. Леви-Строса попытались осмыслить культуру как знаковое явление, имеющее системный характер и структурирующее бытие человека. Для русских культурологов-академистов культура» представляла собой закодированную в знаках искусства, литературы, поэзии, религии и особенно языка, реальность того или иного народа» . Русские мыслители полагали, что изучение строения и закономерностей развития естественного языка может помочь при разработке проблем философии культуры. Из отечественных исследователей, на наш взгляд, наиболее плодотворно в данном направлении работали А.Н. Веселовский, А.А. Потебня и их последователи. «Философия языка» составляла, безусловно, ядро их научных изысканий. При философско-компаративном анализе наследия обоих мыслителей необходимо принимать во внимание, что каждый из них создал собственный философско-методологический подход.

В философии языка того периода самым распространенным было психологическое направление. «Психологизм становится господствующим "Трофимова Р.П История русской культурологии. М., «Академический Проект: Трикста», 2003 С 121. методологическим принципом языкознания второй половины 19 в. и первых десятилетий 20 в» . Для психологизма характерно рассмотрение языка как носителя определенных культурных особенностей каждого конкретного общества. Язык, бесконечно варьируясь от региона к региону, отражает не общечеловеческие логические схемы мышления, а принимает непосредственное участие в формировании принятых в данном национальном коллективе способов отношения к миру и познанию этого мира. Человек выступает мыслящим и говорящим существом, создающим речь совместно с представителями своего этноса, и во многом сходно с ними мыслящим. Психологизм возникает на основе лингво-философских идей В. фон Гумбольдта, и оказывает влияние на русских ученых, в особенности на А.А. Потебню.

В своих трудах А.Н. Веселовский и А.А. Потебня дают как сходные, так и весьма различные трактовки вопросов возникновения языка, его сущности, эвристической роли языка в процессе познания и его влияния на культурно-историческое развитие общества. В рамках нашей работы мы не имеем возможности рассмотреть все вопросы, которые изучались учеными. В ней ставится задача проанализировать, их взгляды на проблему происхождения языка и мышления и их взаимовлияния; философскую трактовку образной природы слова, а также представления о языке как специфической деятельности человека, призванной выполнять эвристико-познавательную функцию вместе с коммуникативной. Также будут затронуты вопросы, касающиеся участия национального языка в формировании и поддержании специфических культурных особенностей общества, и проблема эстетического влияния, оказываемого языком.

Русские мыслители в своих работах-проводят подробный философский и культурологический анализ языка, но-в своих размышлениях они отводят языку различное место в процессе развития человечества и культуры в широком смысле. Для Потебни главную роль в этом процессе играет язык,

Сусов И.П. История языкознания. М., «ACT: Восток-Запад», 2006. С 184. развивающийся в сложном и неразрывном единстве с мышлением. Веселовский обращает внимание на взаимодействие различных явлений общественного характера, видя основу развития человека в их взаимодействии, причем язык рассматривается им наряду с другими феноменами, и не получает звания фундаментального, образующего фактора.

Языкознание было в центре философских и научных интересов А.А. Потебни. «Его исследования составили новое направление в развитии как отечественной, так и мировой лингвистики». 9 Он был одним из первых в отечественной науке, кто пришел к изучению взаимосвязи языка и мышления в контексте их совместного исторического развития, а также установлению общих семантических принципов понимания человеком основных отношений действительности.

А.Н. Веселовский, напротив, сосредоточил свое внимание на отыскании принципов и возможности построения всеобщей литературы как следствия существования общего культурологического процесса. Великий немецкий мыслитель Гете высказывал сходные идеи в области возможного складывания мировой литературы на основе взаимопроникновения и взаимодействия различных культур. А. Н. Веселовский в связи с этим создает оригинальную концепцию развития языка.

При изучении любых явлений в языке ученому необходимо определить философские основания своего исследования, ибо язык относится именно к тем феноменам человеческого бытия, изучение которых предполагает наличие четкого отношения к узловым моментам в их происхождении и развитии. Поэтому проблемы, изучавшиеся Потебней и Веселовским, а в особенности проблема соотношения языка и мышления - неизбежно приводят исследователей к началу человеческой истории и проблеме зарождения разума. «Вопрос об отношении мысли к слову ставит лицом к лицу с другим вопросом - о происхождении языка, и наоборот, попытка

Креативность языка: социально-философский анализ современных воззрений

Особенно сильно словотворчество проявляется в эпохи социальных трансформаций, когда новые общественные явления и отношения ищут наименования в языке. Так было во времена французской революции, когда придумывали новый революционный календарь, так было и в России в 20-е -30-е гг. XX века, когда оформилась тенденция к выдумыванию революционно-советского новояза. По нашему мнению, исходя из самодовлеющего влияния внутренней структуры языка и сложнейшей совокупности элементов языкового сознания, подобного рода попытки обречены на провал в том случае, если нововведенные слова не отражают характерные особенности языка как сложившейся системы. Этим можно объяснить то, что вместе с затуханием революционного рвения ушли из русского языка наиболее одиозные и не отвечающие русскому языковому сознанию слова (воскресник) и личные имена (Гелий, Октябрина, Дазраперма - «да здравствует первое мая», Рева и. Люция - имена для близнецов). Умирание подобных слов свидетельствует о том, что они появились как дань социальной моде, и не отражали креативных моделей словотворчества данного языка, глубинных тенденций языка,в его реакции на необходимость наименования новых явлений общественной жизни. Такие слова уходят еще раньше, чем социальные явления, вызвавшие- их к жизни. Футуризм как направление в русской» поэзии первой четверти XX в.. также характеризует повышенное внимание к словотворчеству. Можно упомянуть в связи, с этим творчество В. Маяковского и В. Хлебникова с их словами «легендарь», «бул», «смехачи»: В 60-е гг. XX века в СССР в молодежной субкультуре (т.н. «стиляги») употреблялись и собственные жаргонизмы. В дальнейшем, в связи с проникновением в страну элементов западного образа жизни, словотворчество склоняется в сторону использования варваризмов, т.н. кальки - «шузы» (от англ. «туфли»), «фэйс» (от англ. «лицо»), «босс» (от англ. «хозяин») и т.д. В России конца XX- начала XXI века подобные тенденции в словотворчестве сохраняются. В каком-то смысле можно говорить о том, что словотворчество находится на подъеме, ибо неологизмы жаргонного характера не остаются элементами речи некоторых слоев населения, но находят свое место даже в речи телевидения, СМИ и официальных лиц (слова «отморозок», «кинуть», «авторитет» и т.д.) По нашему мнению, слова подобного рода, закрепившись в речи, отражают глубинные тенденции развития языка. Возможно, некоторое стирание грани между официальным языком средств массовой информации и просторечным языком народных масс отвечают народному языковому сознанию.

При изучении словотворчества как одной из сторон креативности языка необходимо разграничивать области его существования и проявления. В связи с этим возникает немало интересных филологических и философских вопросов. Первая группа вопросов связана с тем, где находится источник словотворчества - в самом языке или в его носителях? Возможно ли словотворчество в мертвых языках? Словотворчество языка продиктовано самой его структурой или оно позволяет общей креативной способности человека находить свою языковую форму и выражение?

Вторая группа вопросов связана с тем, что вызывает потребность в словотворчестве - необходимость, например, называть новые явления или это самостоятельная активная функция языка - стимулировать человека на постоянное словотворчество? Третья группа вопросов возникает по поводу того, как протекает сам процесс создания новых слов. Является ли это следствием свободного, творческого озарения или это скорее техническое отбирание наиболее благозвучных для данного языка вариантов? Какова-роль. собственно языка в этом процессе? Предоставляет ли язык, наряду с материалом, и свободу для словотворчества или он его жестко ограничивает, направляя его только по определенному руслу? Возможно ли абсолютное словотворчество как создание слов с новыми, не существовавшими до этого корневыми элементами? По нашему мнению, в данной области находится немало непроясненных пока явлений, представляющих интерес для философии языка и лингвистики.

В большинстве креативных методик, как и при коллективном словотворчестве в обществе, поощряется именно свободное креативное сотрудничество, когда один человек высказывает идею, ассоциацию, для второго она может обозначить мимолетные контуры другой идеи, которая, в свою очередь, может подтолкнуть третьего участника команды к настоящему прорыву в искомой области. Там не существует авторских прав на каждый отрезок пути к вершине, несмотря на то, что можно выделить ключевые моменты в процессе и выяснить их авторов. По нашему мнению, коллективное языковое творчество, таким образом, должно описываться как креативный процесс.

Так как мышление тесно связано с тем, как именно понятия структурированы в каком-либо рассуждении, то можно говорить о том, что привычные связи между словами отражают и,привычные устоявшиеся связи между понятиями. Таким образом, по нашему мнению, язык может и- тормозить развитие нестандартных путей мышления, бессознательно диктуя индивиду направление рассуждения. Вместе с тем, оперирование несопоставимыми словами, выстраивание их в необычном порядке и в необычных сочетаниях может натолкнуть на полезную идею, скрытую за кажущейся внешней бессмыслицей. Здесь язык показывает свой креативный потенциал, давая возможность , отвлечься от привычных восприятий ситуации, помогая посмотреть на нее с другой стороны.

Похожие диссертации на Философские проблемы креативности языка как общественного явления