Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гражданских качеств российской молодежи в условиях социокультурных изменений системы воспитания Кароян Ирма Вартановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кароян Ирма Вартановна. Формирование гражданских качеств российской молодежи в условиях социокультурных изменений системы воспитания: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Кароян Ирма Вартановна;[Место защиты: Южном федеральном университете].- Ростов-на-Дону, 2012.- 34 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из основных целей реформирования российского государства является построение гражданского общества, которое подразумевает высокую степень развития как государственных, так и общественных институтов саморегуляции и саморазвития социума.

Сегодня Россия переживает сложное время изменений в направленности общественного развития и радикальных преобразований, стремясь выйти на дорогу общемировой цивилизации, достичь параметров модернизированного общества. Процесс идет многоуровневый и имеет специфические особенности по сравнению с классической модернизацией. В российской действительности он сопряжен с обширным кризисом практически всех жизненно важных сфер общества - экономической, политической, социальной, правовой, семейной, нравственной, социализационной и т.д. Проявления и последствия кризиса общества затрагивают все социальные группы, но в наибольшей степени они сказываются на подрастающем поколении россиян.

Социокультурные изменения, социально-ценностные сдвиги, формирование новых социальных институтов при разрушении традиционных в совокупности вызывают неоднозначные последствия в социальных настроениях, поведенческих практиках и ценностных ори- ентациях молодого поколения. С одной стороны, можно сказать, что молодежь является поколением социального оптимизма, достаточно успешно вписавшимся в новые социальные и экономические реалии, с другой стороны - возрастают социальная индифферентность, аполитизм, постоянное сужение поля социального интереса, что стимулирует межпоколенческие разрывы, осложняет процессы социализации и интеграции молодого поколения.

Масштабная трансформация российского общества, вызвавшая существенные изменения в производстве и быту, радикальные перемены в социальной структуре общества, в системе социальной мобильности, стала также источником кризиса в системе воспитания, разрушения ее традиций и ценностных норм, и сейчас, как никогда остро, встает вопрос о воссоздании эффективного пространства воспитания как фундамента формирования здоровой личности и сознательного гражданина - активного и ответственного субъекта социальных отношений, патриота.

Очевидно, что прежние ценностные основания гражданского воспитания, базирующиеся на коллективистских практиках и классических механизмах передачи традиций и знаний предшествующих поколений для достижения социальной зрелости и вступления во взрослую жизнь молодому поколению, в условиях перехода к ценностям индивидуализма и свободы, конфликтности социальных интересов, утратили универсальный смысл, однако, новые как основа системы гражданского воспитания и формирования гражданских качеств еще не создана.

Решение накопившихся проблем во всех важнейших сферах жизнедеятельности российского общества и его молодого поколения, во многом определяется решением такой важной проблемы, как воссоздания с учетом изменившихся социокультурных, экономических и политических условий, системы гражданского воспитания молодежи.

Этим определяется социальная значимость диссертационного исследования, в то время как необходимость, а главное, отсутствие социально-философской рефлексии процессов, происходящих в пространстве гражданского воспитания российской молодежи, обусловливают научную актуальность данного исследования и правомерность научного поиска в выбранном направлении.

Степень научной разработанности темы. Обращение к проблематике гражданского воспитания - не новая тема в научных исследованиях. В России после Октября 1917 г. внимание этим вопросам традиционно уделяли философы, психологи, педагоги. В отечественной науке вплоть до сегодняшнего дня господствовали взгляды, выработанные еще в советский период на основе идеологического монизма и преимущественно деятельностной социально- философской парадигмы. Среди этих исследований можно выделить в первую очередь работы Г.С. Батищева, Э.В. Бесчеревных, Г.Е. Гле- зермана, Р.Г. Гуровой, Л.С. Выготского, И.Н. Иванова, С.М. Ковалева, Б.Т. Лихачева, А. Макаренко, А.Г. Харчева, С. Шацкого, Д.Б.Эльконина и др. Однако эти исследования базировались на критериях формального подхода и исследованиях стабильного общества, следовательно, весьма ограниченно могут быть применены при анализе переходных российских процессов, вызывающих генерационные социокультурные разломы и кризисы механизмов социальной трансляции.

Тем не менее, общетеоретические подходы к исследованию современных проблем гражданского воспитания мы вычленяли из работ отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, В.М. Арефьева, Л.П. Буевой, Н.В. Васиной, А.С. Гаязова, И.С. Кона, А.Г. Лаптева, А.В. Мудрика и др. В современной научной литературе изучение проблемы гражданского воспитания представлено следующими направлениями исследований.

Первое направление — это разработки, положившие основу для дальнейших научно-теоретических изысканий и организационно- практических действий. Для данной исследовательской позиции характерны: взгляд на гражданское воспитание как на часть общего процесса воспитания; стремление связать процесс гражданского воспитания с происходящими в обществе явлениями; определенный приоритет формирования гражданских качеств среди других; связь гражданского воспитания с конечным результатом воспитательной работы и т.д.

Второе направление исследования проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения представлено работами Р.Г. Гуровой, Е.И. Кокориной, Ю.А. Маринкиной, Р.И. Хмелюк и др. Они разрабатывают понятие «гражданская зрелость» и определяют его как такое положение личности в обществе, в системе общественных отношений, когда она выступает полноправным субъектом прав и обязанностей. Это понятие, по мнению ученых, являет собой результат гражданского воспитания.

Третье направление связано с интерпретацией гражданского воспитания молодежи в современных условиях в контексте происходящих социокультурных изменений в российском обществе и определяет гражданское воспитание как сферу формирования и актуализации социальных качеств самореализации, ответственности, участия, делая упор на автономность гражданского воспитания, независимость от форм внешнего принудительного воздействия Е.А.Гришиной, Г.А.Чередниченко, В.И.Чупрова, А.И.Шендрика.

Анализу теоретических концепций и практических научных разработок в сфере гражданского воспитания посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, Б.А. Ручкина, В.Т. Шапко.

Представленные подходы содержат социологический дискурс к проблеме гражданского воспитания, но, в основном имеют существенные социально-философские импликации, связанные с пониманием социальных детерминант, социальных форм гражданского воспитания молодежи.

Также следует отметить, что Л.Д. Гудков, Н.Е. Покровский, В. А. Ядов, подчеркивают, что в контексте гибридности позиций молодежи, социальной пластичности, новой социальной рациональности гражданское воспитание должно ориентироваться на глобальные перспективы, означающие выход на свободу самовыражения как основную гражданскую ценность.

Социально-философское осмысление исследуемой проблемы содержится в работах В.П. Белозерцева, О.А.Долженко, В.Е. Кемерова, Д.В.Пивоварова, А.М.Руткевича которые, исходя из классической концепции воспитания как развития и саморазвития фундаментальных качеств, отмечают безальтернативность снятия в процессе гражданского воспитания противоположности между внутренней и внешней самореализацией человека на основе формирования субъ- ектности, повышения значения его «внутренних» ресурсов и способности воздействия личности на социальные институты и индивидное бытие.

Существенный вклад в понимание проблем гражданского воспитания молодежи в российском обществе вносят работы Ю.Г.Волкова, Г.А.Герасимова, Б.С.Гершунского, ориентированные на актуализацию гуманистических смыслов гражданского воспитания молодежи и выявление условий личностного выбора в системе воспитания.

Исследование гражданских качеств молодежи напрямую пересекается с проблемой патриотизма, которая в современной России стоит чрезвычайно остро, и разрешением вопроса о том, каким образом остановить вектор депатриотизации молодежи и воспитать ее в духе любви к Родине. Достаточно подробно этот вопрос в контексте тесной взаимосвязи гражданственности и патриотизма в молодежной среде освещается в работах таких исследователей, как И. А. Афанасьев, В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков, Е.И. Пронина, С.В. Тихонова.

Негативные тенденции в молодежной среде, в том числе в сфере ее духовно-нравственного формирования (этой проблеме посвящены исследования Е.П. Антонова, М.К. Горшкова, Ю.А. Зубок, Е.А. Красновой, А.В. Лукова, А.В. Петрова, Ф.Э. Шереги, Э.В. Чек- марева), исследователи (А.И. Антонов, А.В. Верещагина; К.В. Виш- невецкий; С.В. Дармодехин; О.В.Кучмаева, Е.А.Марыганова, О.Л.Петрякова, П.В.Романова А.Б. Синельников; В.В.Солодников;

С.А. Сорокин; Г.Р. Ярская-Смирнова) связывают с изменениями в одном из важнейших институтов воспитания и социализации - института семьи. В настоящий момент ученые отмечают неспособность семьи качественно выполнять свою социализирующую роль, что выступает следствием траснформации всей институциональной системы российского общества.

Неспособность к формированию и развитию духовно- нравственного потенциала современной российской молодежи отличает, по мнению исследователей (Г.И. Герасимов, Ф.В. Даминдарова, Г.Ш. Исмагилова, А.В. Никитов, Т.А. Хагуров,), и такой важнейший институт социализации как образование. Духовное отчуждение становится тенденцией развития современного общества, в том числе российского, духовной безопасности которого угрожают информационная, психологическая и идеологическая атаки, в ходе которых искусственно насаждаются совершенно иные ценности и мировоззренческие установки.

Перечисленные направления изучения проблемы гражданского воспитания молодежи и формирования гражданственности создают определенную основу для социально-философской рефлексии предпосылок, условий и тенденций формирования и развития системы гражданского воспитания молодежи в российском обществе.

Итак, можно констатировать, что доминирование социологических подходов, имеющих, несомненно, эвристическое значение для исследования социальных параметров формирования гражданских установок и качеств российской молодежи, в определенной мере влияет на редукцию исследуемой проблемы к описанию социальных детерминант, оставляя без внимания сферу социальных значений, смыслов гражданского воспитания, как формы человеческой деятельности и самодеятельности, как структуры, связывающей индивидное бытие с внешними социальными формами, что делает обоснованной актуализацию предпринимаемого исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в социально- философском осмыслении социокультурных изменений в сфере гражданского воспитания как фактора влияния на формирование гражданских качеств российской молодежи.

Доля достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи.

  1. выявить социально-философский смысл понятия «гражданское воспитание молодежи» в рамках исследования сложившейся в социально-философском знании традиции изучения данного феномена;

  2. охарактеризовать специфику научной рефлексии проблемы формирования гражданских качеств молодежи в российской социальной мысли;

  3. проанализировать институциональные факторы влияния на гражданское воспитание молодежи в современных условиях;

  4. исследовать историческое сознание молодежи как важный фактор гражданского воспитания молодого поколения;

  5. рассмотреть социально-личностный аспект формирования гражданских качеств молодежи;

  6. определить уровень гражданской активности российской молодежи и способы ее социальной самореализации;

- показать перспективы развития гражданского воспитания российской молодежи как основы формирования ее гражданственности в условиях социокультурной модернизации.

Объектом исследования выступает российская молодежь, как социально-демографическая группа и социокультурная общность, обладающая специфическими социальными качествами.

Предмет исследования - условия и факторы формирования гражданских качеств молодежи в условиях социокультурной модернизации российского общества и трансформации его системы воспитания.

В качестве гипотезы исследования можно предположить, что социально-философская рефлексия гражданского воспитания российской молодежи ориентирует на выявление социально объективированных и социально субъектных структур воспитания молодежи. В условиях ценностного раскола и социальных разрывов российского общества возрастает конструктивное значение гражданской идентичности и гражданской активности как продуктивных форм социальной самоорганизации и организации молодежи, что определяет их ключевой характер в системе формирования гражданских качеств молодого поколения россиян.

Теоретико-методологической основой диссертации выступает комплекс подходов и концепций, разработанных в рамках неоклассической и постклассической научной метапарадигмы и наиболее адекватных для изучения российского общества в эпоху трансформации и модернизации. Методологической основой работы стали различные теоретические подходы к исследованию социокультурной трансформации и модернизации российского общества, ценностной динамики в молодежной среде, а также теория социализации и глобализации.

Разработка методологического инструментария в диссертации основана на зарубежном и отечественном опыте исследования процессов модернизации, трансформации, глобализации (У.Бек, Э.Гидденс, М.К.Горшков, Д.Норт, Н.В.Тихонова, О.Н.Яницкий), социализации (Г.О.Абдикерова, А.И.Ковалева, М.Мид, Т.Парсонс).

Теоретическую основу исследования составили труды современных представителей социальной философии (В. С. Барулин, Б. С. Гершунский, Ю.Г. Волков, В.Е. Кемеров), которые направлены на выявление гуманистического потенциала гражданского образования, его социально-проективных и индивидно-перспективных смыслов.

В понимании специфики системы гражданского воспитания в России автор опирается на выводы и обобщения российских ученых Г.И.Герасимова, И.М.Ильинского, Г.А. Чередниченко, о влиянии де- зинтегрированности социального и образовательного пространства на формирование гражданских качеств молодого поколения.

В представленной диссертации актуализируются положения о социальной пластичности российской молодежи Н.Е.Покровского, традиционалистских и инновационных основаниях гражданского воспитания Е.А.Гришиной.

В основу методологии исследования положены принципы единства исторического и логического, системности и структурности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании концепции социально-философского исследования формирования гражданских качеств молодежи в условиях социокультурных изменений российского общества и конкретизируется в следующих результатах:

  1. аргументировано, что гражданское воспитание молодежи в контексте социально-философской мысли рассматривается в трех направлениях, связанных с классической, неклассической и постклассической философской мыслью, что представляет определенную ин- новационность по сравнению с воспроизводимым в социально- философской традиции противоречии между традиционным «фундаменталистским» подходом к проблемам гражданского воспитания и редукционизмом, характеризующим гражданское воспитание в контексте индивидуальной свободы;

  2. установлено, что российская социально-философская мысль рефлексирует состояние и перспективы гражданского воспитания молодого поколения россиян как содержащего универсальные и спе-

цифические характеристики, связанные с процессами глобализации и социокультурной модернизации, влекущими за собой инертность традиций предшествующего периода и формирование новых форм организации и самоорганизации молодежи;

  1. рассмотрено влияние социально объективированных институциональных условий на формирование и развитие гражданского воспитания молодежи, что определяет углубление понимания перехода от этакратической, государственной модели к инновационной, основанной на изменении социокультурного пространства;

  2. выявлено, что историческое сознание российской молодежи характеризуется «разорванностью» под влиянием конъюнктурного прочтения российской истории, и для включения социокультурной традиции в систему гражданского воспитания молодежи и формирования гражданских качеств требуется актуализация социально- исторических смыслов в контексте происходящих социальных перемен в положении и настроениях молодежи, что содержит новизну по сравнению с представлением об историческом сознании, как противоречащим современным гражданским установкам;

  3. определено, что гражданская активность и гражданская идентичность выступают ключевыми, системообразующими в процессе формирования гражданских качеств молодежи, что характеризует определенный вклад в социальную рефлексию исследуемого феномена, традиционно ассоциируемого с социальной рутинизацией и конформизмом;

  4. определено, что перспективы развития гражданского воспитания молодежи в российском обществе связаны с повышением значимости и влияния традиционных институтов воспитания в контексте удовлетворения общественных запросов молодежи и ее гражданской инициативы, влияющей на динамику общественной жизни, что является «шагом вперед» по сравнению с моделью переноса центра воспитания на инновационные структуры.

Исходя из указанных моментов новизны, на защиту выносятся следующие положения:

    1. Гражданское воспитание молодежи в философской традиции может характеризоваться по трем основным направлениям: классическому, ассоциирующему гражданское воспитание с привитием гражданских добродетелей, как освоения социальных, политических, правовых стандартов общественной жизни, воспроизводящих преемственность поколений и номинирующих вступление молодежи в эпоху социальной зрелости; неклассическому, определяющему подход к гражданскому воспитанию молодежи на основе принятии концепции субъектности, выбора молодежью системы мировоззренческих и социально-регулятивных координат в соответствии с социокультурным капиталом; постклассическому, исходящему из принципа индивидуализации гражданского воспитания молодежи и признания спонтанного характера формирования гражданских качеств через поиск форм личностной и коллективной самореализации.

    2. Российская социально-философская мысль, преодолев период теоретического «отставания» и подражания зарубежным социокультурным образцам, направляет исследовательские усилия на осмысление и понимание специфики гражданского воспитания молодежи в контексте существующих межпоколенческих и социальных разрывов, сужения пространства социального интереса молодежи, что является теоретическим обоснованием переопределения целей и способов гражданского воспитания молодежи в соответствии с социокультурными, региональными, социально-профессиональными различиями, требующими разнообразия форм гражданского воспитания в рамках интеграции молодежи в социальное и культурное пространства российского общества.

    3. Система гражданского воспитания российской молодежи находится в состоянии кризисности, определяемой неэффективностью социально-инерционной этакратической модели, ориентированной на управление и планирование системы воспитания через, преимущественно, государственные институты, что способствует принятию стереотипных форм воспитательного воздействия, не отражающих специфики молодежной среды. Инновационная модель гражданского воспитания, реализуемая на основе координации государства и гражданского общества, прежде всего, молодежных ассоциаций, предполагает принципы равного участия, равной компетентности и ответственности субъектов воспитательного процесса и готовность к переопределению целей и способов воспитания, в рамках вновь возникающих социальных и глобальных вызовов.

    4. Историческое сознание российской молодежи формируется по двум направлениям: усвоение исторических знаний через структуры воспроизводства исторической памяти и выработка стихийных оценок российской истории в молодежной среде. Отсутствие целостной исторической картины осложняет процесс актуализации социокультурной традиции, которая является условием преемственности поколений, ориентирует молодежь на принятие нового социального порядка и требует формирования чувства гражданской сопричастности к истории на основе нахождения консенсуса между историческим сознанием и гражданской активностью молодежи.

    5. Гражданская идентичность и гражданская активность молодежи приобретают системообразующий смысл, так как в рамках гражданского самоопределения, идентификации с обществом, ориентированности на социальное благо формируется гражданское бытие молодежи. Гражданская активность вносит в деятельность молодежи социально-интегрирующий смысл, раздвигает горизонты социальной повседневности и способствует налаживанию межпоколенческого диалога. Вместе с тем уровень гражданской активности и идентичности молодых россиян продолжает оставаться достаточно низким, как и уровень патриотизма, определяющее влияние которого на формирование гражданственности молодого поколения обусловливает необходимость разработки идеологической основы патриотизма в России как базового элемента гражданского воспитания.

    6. Система гражданского воспитания российской молодежи содержит перспективы саморазвития в контексте социокультурной модернизации российского общества, имеющей в качестве основной направленности формирование личности нового гражданина, сочетающего традиционные и современные ценности, ориентированного на гражданскую активность как форму самореализации и автономии личности в обществе. Это требует принятия принципа ответственного индивидуализма, как наиболее адекватного современному пониманию гражданственности, гражданских качеств и активности молодежи, а также признания симметричности традиционных и достиженче- ских ценностей, влияющих на жизненные позиции российской молодежи. В условиях разрушения единого воспитательного пространства и его нормативно-ценностной основы, перспективы развития гражданского воспитания и формирования гражданских качеств российской молодежи определяются повышением значимости традиционных институтов воспитания (семья и школа), что актуализирует проблему «возвращения» институту образования его воспитательной функции и изменения статуса института семьи в обществе и государственной политики в области семьи и семейных отношений.

    Апробация работы. Выводы, положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе государственных и общественных структур с молодежью для прогнозирования настроений в молодежной среде в целях расширения возможностей участия молодежи в реализации государственной молодежной политики.

    Материалы диссертационного исследования могут найти применение при подготовке и преподавании курсов социальной философии, социологии, социальной психологии.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

    Похожие диссертации на Формирование гражданских качеств российской молодежи в условиях социокультурных изменений системы воспитания