Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Колесникова Галина Ивановна

Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации
<
Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Колесникова Галина Ивановна


Колесникова Галина Ивановна. Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации : дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2005. - 187 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

1. Социально-философский анализ личности: соотношение рационального и иррационального .19.

1.1. Единство сознательного и бессознательного в структуре личности 19.

1.2. Иррациональные составляющие личности и феномен дисгармонии 43.

2. Иррациональные составляющие личности: проблема гармонизации 69.

2.1. Гармонизация личности в процессе социализации 69.

2.2. Процесс социальной индивид ации как иниции ющий актотворчества 93.

3. Гармонизация иррациональных составляющих личности в социокультурном контексте .126.

3.1. Иррациональное как социокультурный феномен .126.

3.2. Гармонизация личности в контексте ее экзистенциального развития .144.

Заключение .161

Библиография .167

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопросы гармонизации личности, в частности ее иррациональных составляющих, являются актуальной темой в социально-философском и культурологическом аспектах. Это особенно важно в настоящее время, поскольку в условиях социальной неопределенности, социальных рисков в российском обществе усугубились такие негативные моменты как отсутствие стабильности и кризис во всех сферах экономической, социальной, психологической жизни. В соединении, данные изменения в политико-экономической жизни и повышенная поисковая активность членов общества, направленная на осмысление жизни в ее индивидуалистичном проявлении, возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и к процессу его становления как личности. Эта ситуация проявляется также в повышении поисковой активности отдельных членов общества направленной на осмысление экзистенциальных вопросов бытия. Это связано с тем, что становление личности, прежде всего, есть процесс освобождения самораскрывающегося секрета души, рост духа, «выражение основной идеи о невероятной трудности постижения человеком истины, связанной с топологией прохождения собственного Пути». Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых: о гармоничной личности перестали говорить около пятнадцати лет назад. Экономическая нестабильность данного периода стала причиной роста алкоголизма, наркомании, сексуальной дезадаптации. Данные проблемы не имеют позитивного решения вне концептуальных подходов к процессам личностного развития индивидов. Во-вторых: феномен человеческого сознания и его способность к творчеству, к вдохновению до сих пор недостаточно изучены. Исследования по данной проблеме мозаичны и не имеют единого концептуального подхода. Соответственно, мы можем говорить о необходимости в данный момент поиска новых теоретических решений экзистенции сознательного и бессознательного в человеческой деятельности. В-третьих: поднятая в парапсихологии и парафилософии тема измененных состояний сознания, требует серьезного научного изучения со стороны как психологов и физиологов, так, и, прежде всего, философов для связи в целом с культурными феноменами жизни общества.

Личность в своем становлении проходит два параллельных процесса: социализацию и индивидуацию, которые в моментах важных для становления личности, входят в противоречие, ставя личность перед необходимостью экзистенциального выбора: пойти по пути удовлетворения биологической потребности в безопасности, выбрав соответствие социальным нормам, или выйти за данные рамки, следуя стремлению к самоактуализации, творческой реализации своего потенциала. В процессе разрешения данного конфликта формируется социальная самость личности, обретение которой проявляется в достижении органического, целостного соединения биологически, физиологически индивидуального с социальной системой, поднятого на уровень духовного.

Важным моментом в данном становлении личности выступает стремление к гармонии, присущее природе человека и являющееся инициирующим фактором нравственного, психического, духовного развития, и порождаемые данным стремлением состояния дисгармонии, которые своим существованием свидетельствуют о ситуативном психологическом неблагополучии, в результате чего вовне проявляются иррациональные составляющие личности. Иррациональные составляющие личности могут проявляться по-разному, и способ их проявления, направление на деструктивное или конструктивное, на развитие или разрушение зависит от степени личностной зрелости. Проблема заключается в том, что дисгармония провоцирует вхождение личности в измененные состояния сознания. Измененные состояния сознания могут быть как социально одобряемыми, так и асоциальными. К позитивным измененным состояниям сознания относятся сновидения, как снимающие психологическое напряжение, барьер между сознательным и бессознательным и, тем самым, служащие своеобразным преддверием к другому позитивному измененному состоянию сознания – творчеству.

Таким образом, анализ сновидений и творчества представляет собой не просто научный, теоретический интерес, но и практический, поскольку результаты могут быть применены для гуманизации как отдельных индивидов, так и общества в целом: любое общество состоит из отдельных членов, и соответственно, степень развития общества определяется их креативностью.

Степень научной разработанности темы. Современная наука располагает значительным объемом эмпирических и теоретических знаний по разным аспектам проблемы, выбранной автором для диссертационного исследования. Изучение структуры личности, ее иррациональных составляющих и возможности их гармонизации в разных аспектах проводилось на протяжении всей истории социально-философской, культурологической, психологической мысли (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гегель, Кант, Ницше, Франкл, Хайдеггер, Сартр).

Личность, соотношение и значение в структуре личности сознательного и бессознательного, рассматривали З.Фрейд, А.Адлер, Б.Г.Ананьев, Т.П.Матяш. Вопросы, касающиеся способностей человека, изучали В.Д. Шадриков, П. Шарден, Шри Ауробиндо. Личности как социальному существу, природе человеческой субъективности и смыслу ее существования посвящены работы И.В. Ватина, Ю.Г. Волкова, В.Н. Брюшинкина, А.М. Ковалева, С.А. Левицкого, М.К. Мамардашвили, Т.Ф. Базылевич, В.А. Ядова, О.Ю.Артемовой. Как некое звено, через которое внешнее воздействие связано со своими эффектами в психике индивида, рассматривал личность С.Л.Рубинштейн. Структуру индивидуальности, отношения между потенциями и тенденциями изучали В.А.Ганзен и Л.А.Головей. Взгляд на типы и свойства нервной системы как основу индивидуально-психологических различий предложен О.А..Ахвердовой. и И.В.Боевым. Леонтьев А.Н. писал о необходимости рассматривать личность в единстве, но не тождестве, чувственной сущности ее носителя – индивида - и условий социальной среды. Вопросам развития личности посвящены труды Р.Ассаджиоли, А.Г. Маслоу, Дж. Пауэлла.

В процессе развития у личности формируются потребности. Потребности личности изучали Роттер, Роджерс, Салливан, Маслоу. В ее основе – мотивационные процессы – поиск личных целей, делающий жизнь осмысленной. С потребностями тесно связано адаптивное поведение, поскольку от степени развития адаптивных способностей индивид получает возможность удовлетворения потребностей. Формирование адаптивного поведения зависит от психофизиологических особенностей индивида. Изучением происхождения, спецификой формирования, развитием адаптивного поведения занимались Н.Н. Данилова, У.Э.Эшби, А.Д. Урсул, П.К. Анохин, В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский. Зависимостью типа поведения от психологических особенностей личности – Л.Д. Столяренко. Вопросы соотношения потребностей и эмоциональности раскрыты в работах В.Д.Небылицина.

Одной из основных потребностей, свойственной природе человека, является стремление к самосовершенствованию (Маслоу, Пауэлл), к гармонии (Пифагор, Платон). Первый подъем учения о гармонии произошел в эпоху античности (Пифагор, Платон, Фигул, Аполлон Тианский). В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, развивая идеи Пифагора, возродил идею гармонической пропорции. Естественно-научный оттенок с тенденцией к социализации выраженной в идее непрерывности имеют размышления Лейбница о категории «гармонии». Его мысль о гармонии как движении к совершенству, вызываемом внутренне присущей монаде активностью, перекликается с современными совместными исследованиями физиологов и психологов в области поисковой активности как начальной стадии творческого самовыражения. Категория «гармония» присутствует в философии Канта, Сартра, Хайдеггера. Тема гармонического соотношения частей и целого оказала влияние на теории личности Юнга, Фромма, Маслоу, Роджерса, основные положения Эриксона относительно природы человека.

В отечественном интеллектуальном пространстве категория «гармония», в виде общего описания гармонии, в значительной мере нашла свое выражение в работах А.Ф.Лосева. Благодаря его трудам в российской философии советского периода не прерывалась связь с общемировыми философскими традициями, и в том числе по отношению к этой категории, сохранилось ее толкование, данное еще античными философами. В эстетико-социальном аспекте дано описание гармонии В.П.Шестаковым. С точки зрения математической гармонии написана работа Э.М.Сороко. Исследования категории «гармония» в ее связи с другими философскими категориями, а также эволюция данной категории во времени предприняты в работах В.Т. Мещеряковой, А.Н.Деева. Кроме того, хотя и несколько опосредованно, идея гармонии присутствует во взглядах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, а также в идее Л.С.Выготского о динамических смысловых системах. И.Т. Фролова интересовала идея гармоничного человека как конечного результата целенаправленного воздействия.

Противоположностью состояния гармонии является состояние дисгармонии. В природе человеческой личности данное состояние проявляется в виде иррациональных реакций тревожности, агрессивности, депрессии (Э.Фромм, К.Хорни, Р.Бэрон и Д.Ричардсон). Салливан сделал акцент на роли тревоги в патологии и жизни, показав, что нарушения поведения являются реакцией на усиление тревоги. Зависимость возникновения состояний дисгармонии от ситуаций кризиса в жизни человека; дисгармонию как фактор социально-психологической адаптации, ее соотношение с процессом самоактуализации личности исследовали Н.Г.Бондарь, И.М.Маркина, Н.И.Петрова, Т.Б.Гусева, Е.А.Рождественская, С.Р.Исмаилова, В.Е. Денисова, М.Мид, С.В.Дремов, Я.Бундулс.

Одним из способов избавления от дисгармонии являются измененные состояния сознания. Данные состояния изучали: Ч.Тарт, А.Тихомиров, С.Грофф. Измененные состояния сознания могут возникать спонтанно, по собственной инициативе (сновидения, творчество) или в результате целенаправленного воздействия, как самого индивида (наркотики, медитативные состояния), так и других лиц (гипнотический транс).

В нашем исследовании акцент сделан на сновидениях и творчестве.

Истоки сновидческой культуры рассматривались в работах Леви-Брюля Л., Фрезера. Содержательная сторона сновидений наиболее полно представлена в работах зарубежных исследователей: функции сновидений, их объектное содержание (Х. Сегал, Ж.-Б.Понталис, Р.Гринберг и С.Перлман, Сесиль де Монжуа); типология сновидений, методы работы с ними (Стрифон Каплан-У., Минделл А.); феноменология сновидений, их роль и использование в психической жизни и психоанализе (М.Масуд Канн, Гарольд Стюарт, Роберт Д.Столороу и Джордж Е.Этвуд, Ральф Р.Гринсон); сновидения как способ активизации творческого процесса, расширения возможностей личностного роста, социального взаимодействия, профессионального успеха, осознания смысла бытия (Криппнер С. и Диллард Д.).

В России проблемами сна и сновидений в большей мере занимались психофизиологии и психиатры: физиологические и клинические вопросы сомнологии (Семке В.Я., Красноперов О.В., Бабушкина Л.В.); адаптивные функции сна (Ротенберг В.С.).

Творчество изучали А.Н. Лук, В.С.Библер, Б.С.Грязнов, Н.А.Люрья, П.В.Симонов, Боно, Домино. Признание приоритета творческой стороны в человеке, как неотъемлемого свойство природы человека, его творческого потенциала является одной из значительных концепций гуманистической психологии. Взаимосвязи возможности реализации творческого потенциала с психическим и соматическим здоровьем человека, творчества и возможности самовыражения, творчества, как инстайта происходящего в сознании, посвящены труды Р. Дилтса, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, М.Е.Бурно. Творчество как феномен социальных коммуникаций рассматривается в монографии Дубина И.Н. Структуру творчества исследовали: Селезнев, Торренс, Уоллес.

Как видно из анализа, отсутствуют исследования, объединяющие обозначенные вопросы в единое целое, осмысленное в социально-философском аспекте. В современном научном дискурсе нет единства мнений по поводу сущности процесса гармонизации иррациональных составляющих личности в процессе индивидуации. Все это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение гармонизации иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации.

Достижение поставленной цели осуществляется в результате поэтапного решения следующих исследовательских задач:

1, провести анализ структуры личности в социокультурном аспекте;

2, рассмотреть роль иррациональных составляющих личности в феномене дисгармонии;

3, исследовать социально-философский и культурологический аспекты гармонизации личности в процессе социализации;

4, рассмотреть процесс социальной индивидуации как инициирующий фактор творчества;

5, сделать анализ иррациональных составляющих личности в социокультурном контексте;

6, изучить возможности гармонизации личности в контексте ее экзистенциального развития.

Объектом исследования в данной диссертации выступает личность в контексте социальной индивидуации.

Предмет исследования: иррациональные составляющие личности в процессе их социальной гармонизации.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных авторов, зарубежных представителей социально-философского и антропологического направления. Эвристической базой исследования послужили труды философов периода античной классики в области гармонии.

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы – холизма, объективизма и историзма. Принцип холизма, требующий целостного рассмотрения предмета исследования, предполагает использование системного подхода к изучению объекта исследования. Принцип объективности - учета значения иррационального личности в процессе социальной индивидуации. Принцип историзма –рассмотрение в онтологическом и филогенетическом плане развитие личности и иррациональных составляющих личности в социокультурном контексте.

Методологическую базу диссертационного исследования также составили основополагающие принципы феноменологического подхода и метод включенного наблюдения единичных явлений.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов и проверенных на практике методик, адекватных его цели и задачам, соотнесением полученных результатов с результатами исследований других авторов.

Научная новизна работы определяется тем, что:

1, проведен анализ структуры личности в социокультурном контексте: акцент сделан не только на развитии личности в социокультурном аспекте, сколько на изменения в ее структурной организации в процессе индивидуации;

2, предложено понимание проявления иррациональных составляющих личности в соотнесении с феноменом дисгармонии;

3, сделан вывод о значении процесса гармонизации личности в индивидуальной эволюции;

4, в результате анализа процесса индивидуации как инициирующего фактора творчества предложена новая концепция структуры творчества, базирующаяся на разделении понятий «творчество» и «творческий процесс»;

5, установлена взаимозависимость иррациональных составляющих личности и социокультурного контекста;

6, на основе исследования значения гармонии как движущей силы для экзистенциального развития личности разработаны две методики гармонизации иррациональных составляющих личности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В структуре личности, состоящей из сознательного, бессознательного, надсознательного, именно иррациональные составляющие, с нашей точки зрения, имеют превалирующее значение в индивидуальной эволюции личности. Это обусловлено противоречивой, неоднородной природой общества, которое в процессе социализации формирует человеческое в человеке, и одновременно деформирует пробужденное человеческое начало, направляя устремления личности на ложные цели, материальные блага, создавая разрыв между целями общества, средствами достижения и желаниями личности, формируя дезадаптированность личности, направленную вовне (конфликтность, социально-психологическая изоляция, девиантность) и «на себя» (низкая самооценка, неприятие себя, неудовлетворенность собой, тревожность, подавленность).

  2. Конфликт между сознательным и бессознательным или личностью и социумом, феномен дисгармонии, провоцирует возникновение у личности измененного состояния сознания, в результате чего вовне проявляются сдерживаемые и контролируемые до данного момента ее иррациональные составляющие. Проявление иррациональных составляющих личности, в частности тревожности, является индикатором феномена дисгармонии. Данный феномен возможно типологизировать, взяв за основу принцип осознанности, а также уровень (внутренний-внешний) и сферу (интеллектуальная, психоэмоциональная, соматическая) его проявления.

  3. Измененные состояния сознания могут возникать спонтанно, по собственной инициативе (сновидения, творчество) или в результате целенаправленного воздействия, как самого индивида (наркотики, медитативные состояния), так и других лиц (гипнотический транс). В нашем исследовании акцент сделан на сновидениях и творчестве, поскольку именно данные измененные состояния сознания способствуют достижению состояний гармонии, равновесности и, с социально-философской позиции, в экзистенциальном смысле, протекают вне, над реальностью бытия, создавая некий иной вид реальности. В основе данной реальности находится стремление к гармонии. Эволюция учений о гармонии привела к пониманию данной категории, как единства, с одной стороны, социокультурного (гармония человека с миром, адаптация обществу), с другой – бессознательных иррациональных составляющих личности (гармония человека внутри себя между бессознательными и сознательными компонентами, между ценностными установками и ее поступками, внутренним стремлением к самореализации личности, ее творческой активности). Гармоничный человек не является результатом, который возможно получить посредством целенаправленного воздействия на индивида извне. Гармоничность личности определяется ее устремленностью к состоянию гармонии, как изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни, к которому она движется как высшей точке развития.

  4. В процессе осознания своей уникальности личность не просто фиксирует свою автономию, но стремится понять, каково ее истинное предназначение. Причем, данное стремление через процесс индивидуации выступает инициирующим фактором креативной активности, которая реализуется в творчестве, состоящем из компонентов: 1, творческая личность; 2, пиковая эмоционально-насыщенная ситуация; 3, творческий процесс; 4, результат творчества; 5, анализ результата. Таким образом, творчество выступает как один из способов гармонизации личности, а ее усилия по обретению состояния гармонии представляют важное условие развития потенциала личности в процессе ее транскультуральной эволюции.

5. Поскольку сновидения являются частью социокультурного контекста человеческого бытия, в них, в виде образов, сюжетов, мотивов отражаются психоэмоциональные состояния личности. Таким образом, анализ структуры сновидческой реальности индивида позволяет не только выявить структуру травмирующей ситуации, порождающей тревожность, но и при целенаправленном изучении создать новую продуктивную модель поведения в его субъективной реальности бытия, гармонизируя личность внутри себя и ее взаимодействие с обществом. Следовательно, тревожность, являющаяся социокультурным феноменом, в основе которого лежит субъективно ощущаемое индивидом психоэмоциональное состояние дисгармонии, представляет собой важный момент и даже условие процесса индивидуации.

6. Методы активизации творческого потенциала субъекта через воздействие на бессознательные процессы являются транскультуральными и эффективными. В результате применения методик, основанных на анализе сновидений и направленных на гармонизацию иррациональных составляющих личности, сделан вывод о существовании взаимосвязи и взаимовлиянии между сновидческой реальностью и реальностью бытийной, единстве их происхождения как разных планов единого транскоммуникативного бытия.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в дальнейшем изучении иррациональных составляющих в процессе гармонизации личности. К результатам работы возможно обращаться при подготовке курсов по социальной философии, антропологии, психологии, конфликтологии.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на II Всероссийской конференции (Ставрополь, сентябрь 2001), IV Региональной научной конференции (Томск, март 2002), Всероссийской конференции по проблемам интерпретации в лингвистике и литературе (Новосибирск, ноябрь 2002), V Региональной научной конференции (Томск, май 2003). Кроме того, идеи и выводы данной работы были использованы в спецкурсах для студентов Севастопольского института последипломного образования: "Социально-философские аспекты гармонизации личности", "Влияние категории "гармония" на становление и развитие понятий долга и отвественности в социокультурном аспекте" и спецкурсе для студентов Ростовского филиала Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма «Иррациональные составляющие личности в процессе гармонизации».

Материалы исследования были отражены в десяти публикациях общим объемом 21,2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы из 248 названий.

Иррациональные составляющие личности и феномен дисгармонии

Представления о структуре личности менялись вместе с развитием научного знания. Данные представления находились под значительным влиянием смысла, который вкладывали в понятие «человек». Определения, которые давались на протяжении столетий человеку, оказывались каждый раз, мягко говоря, не обнадеживающими. Самое старое и почитаемое, определяет человека как «разумное животное». Исходя из сопоставления человека с животными, руководимыми инстинктом, Бергсон считал наиболее адекватным для характеристики человеческой природы определение Homo faber, на основании того, что человек является единственным животным, способным создавать не только орудия, но также и инструменты для создания орудий. Но даже если мы отнесемся к этим размышлениям как относительно точным, мы все равно должны будем признать, что ими невозможно выразить всего человека во всех многочисленных аспектах его жизни. А на попытки определить человека через такие понятия как инстинкт, Libido, агрессивность, воля к власти, - мы можем возразить то, что все они выявляют только частные аспекты, которые поэтому не могут быть свойственны универсальной и постоянной человеческой природе. Однако именно в существовании вышеупомянутой природы можно усомниться. Лишь из нее можно было бы дать исчерпывающее и точное определение, подобно тому, которое дается геометрической фигуре, физическому или химическому объекту. В этой связи Кант верно, на наш взгляд, отмечал, что скорее, чем разумным животным, человек должен был бы называться животным, способным к разумению, иначе говоря, он может становиться разумным, если у него будет на то желание. Нечто похожее мы можем сказать обо всех других определениях, которые предлагались в качестве дефиниций и которые даже те, кто их выдвигали, ограничивали настолько, что отрицали их абсолютизацию. Поэтому, когда в применении к человеку говорят об инстинкте, добавляют, что человек может подавлять, блокировать или изменять сам этот инстинкт, перестающий поэтому быть силой, которая определяет поведение одним и тем же образом или в одном и том же направлении. Согласно Фрейду , Libido может быть не только изменено или подавлено, но и сублимировано в более высокую интеллектуальную способность. Что касается Ницше, то он обнаруживал волю к власти только у немногих высших индивидов, которые, однако, должны, прежде всего, открыть ее и заставить ценить в самих себе. 1е, кто, подобно Фромму , говорят об агрессивном духе, выделяют его различные формы, которые подразделяют на хорошие и плохие. И, следовательно, мы можем сказать, что нет, в сущности, факта или момента человеческой жизни, который бы не мог дать толчка для того, чтобы обнаружить какой-то сущностный аспект, находящийся в основе человеческой природы. Но именно это, с нашей точки зрения, и доказывает, что эта основа не может быть исчерпана каким-то одним определением. То, что выдвигают в качестве каких-либо мер, никогда не является одной-единственной принуждающей силой, но всегда возможностью, которая может реализоваться и принимать в процессе реализации различные формы и аспекты в зависимости от особенностей индивида и специфики обстоятельств. Разумность, инстинкт, воля к власти, агрессивность, все эти человеческие возможности не являются управляющими факторами ни одной человеческой жизни и ни над одной из них неукоснительно не господствуют. Таким образом, человек остается, и для самого себя, и для других, тем самым неизвестным, которого тщетно искал Диоген при помощи своего фонаря. Но эту неизвестность человека мы склонны скорее рассматривать как некое позитивное начало, чем как негатив. Это связано с тем, что именно в силу своей неизвестности, человек неопределим, а значит и не имеет единой универсальной природы, являясь, по своей сути, непредсказуемым, так как его реакции на внутренние стимулы и на внешние обстоятельства могут меняться до бесконечности. И именно неопределенность человеческой природы - это то, что, на наш взгляд, сделало человека способным, не только выживать, но и жить в самых трудных условиях. И именно эта непредсказуемость, подвижность является основой той свободы выбора, которая сделала из него творца, творца не только различных цивилизаций, но, прежде всего, самого себя. Исходя из вышесказанного, возможно сделать следующее аключение: в понимании фразы «Познай самого себя» - заключен ключ к подлинному развитию личности, поскольку только осознав во всей мере незнание самого себя человек может обрести цель и силу для ее достижения. Несоответствие между тем, чем человек является, и тем, кем он хотел бы быть, и что он часто не осознает, приводит к внутреннему конфликту, который обычно определяют как конфликт между сознательным и бессознательным. В результате данного конфликта индивид входит в измененные состояния сознания, в которых проявляются, выражаются сдерживаемые и контролируемые ранее иррациональные составляющие, в частности, тревожность. Соответственно, подобные иррациональные проявления личности являются индикаторами состояния дисгармонии, в котором она, личность, пребывает в этот момент. В настоящий момент тревожность разделяют на личностную (тревожность как свойство личности) и ситуативную (тревожность, как состояние личности, провоцируемое ситуацией). Мы предлагаем типологию видов тревожности. В ее основу мы сочли разумным положить принцип осознаваемости-неосознаваемости личностью наличия и степени выраженности этого состояния. Кроме того, данное состояние может различаться по проявлению или непроявлению во внешнем мире, при взаимодействии с социумом, а также в сферах проявления: интеллектуальная, психоэмоциональная, соматическая. В схеме это будет выглядеть следующим образом:

Гармонизация личности в процессе социализации

Проблему гармонизации личности мы намерены рассматривать в социально-философском и культурологическом аспектах. Под термином «социально-философский аспект» мы будем понимать совокупность таких характеристик как поведение и психические процессы поведения личности, ситуационные причины которого представляют собой сумму внутренних факторов (психологические процессы), где акцент делается, прежде всего, на субъективном восприятии, подтверждаемом научными теоретическими и экспериментальными данными. Рассматриваемые подобным образом проблемы социального влияния, проблемы изменений, происходящих в людях вследствие их взаимодействия с другими людьми, приводят к тому, что мы не можем игнорировать возникающие в связи с этим экзистенциальные вопросы свободы как таковой и свободы выбора. Признавая за личностью некую свободу, мы должны тут же признать и иллюзорность этой свободы, так как, будучи составной частью социального мира, личность, понимаемая нами в данном контексте как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, не в остоянии избежать мягкого или жесткого воздействия окружения. Более того, мы должны признать, что она не всегда хочет избежать этого влияния. И, естественно, таким образом признать и существование в личности такой части, которая сама стремится оказывать влияние на других. Как писал Левицкий С.А.: «Социальное бытие есть своеобразная реальность. Ее основной чертой является взаимодействие между индивидами, между индивидами и социальными группами и между самим группами» .

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать логичный, с нашей точки зрения вывод, что социальное влияние является частью устройства мира и от того, насколько личность умеет использовать социальное влияние, распознавать попытки стороннего влияния и решать в каждой конкретной ситуации, - поддаться влиянию или нет, - зависит ее достижение успеха в этом мире.

И мы полагаем, что формирование адекватной Я-концепции является важным условием развития самосознания, а вместе с ним и способности к самоактуализации. Кроме того, мы думаем, что соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида, являются важной способностью, так как позволяют личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция же к самооценке и самоуважению личности, в ходе взаимодействия с ней, является важным, на наш взгляд, фактором направленного воздействия на личность, понимаемой в данном контексте, как мир сознания, внутренний мир человека, в процессе межличностных взаимоотношении. Франки по этому поводу писал, что внутренний мир человека, взятый в целом, представляет собой не меньшую реальность, чем явления материального мира.

Таким образом, мир сознания может характеризоваться понятием бытия, но в отличие от мира материального, существующего независимо от воли и сознания людей, психический мир, мир человеческого сознания, существует субъективно. Таким же двояким, как и мир вообще, понимаемый нами как состоящий из материального и духовного миров, является и духовный, личностный мир человека. Этот мир является достоянием отдельного индивида. Но мы думаем, что в результате совместной деятельности индивидов в социуме такие духовные образования, становятся уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества. В качестве примера такого духовного образования может предстать человеческий язык. Именно в языке объективизируются результаты работы индивидуальных сознании , а также сокровенные мысли индивидов, за которыми стоит работа всей психики, и которые превращаются в достояние сообщества в результате их репрезентирования вовне, осуществляя в результате данного акта переход из области индивидуальной в область коллективного существования. Мы думаем, что к таким формам коллективного существования можно отнести все виды общественного сознания: науку, религию, мораль, искусство. И, разумеется, между индивидуальным и коллективным сознанием существует органическая взаимосвязь, как в процессе становления, так и в процессах развития и функционирования. Следовательно, внутренний психический мир человека развивается до уровня сознания, только приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, а само коллективное сознание, существует до тех пор, пока предполагается существование индивидов и мира их сознаний. Подобный способ существования характеризует и человеческое общество. В тех связях и отношениях, которые лежат в основе социальных систем, на наш взгляд, теснейшим образом переплетаются материальное и духовное, первая и вторая природы, индивидуальное и коллективное. Другими словами, личность как социальный феномен является продуктом историко-культурного развития общества, а также носителем социальных свойств человека. И, значит, любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального, и это находит проявление в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, а также организации или группе, накладывают отпечаток на черты личности, формируя определенные образцы ее поведения. Вольтер по этому поводу писал, что каждый человек является созданием времени, в котором он живет. Кроме того, любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро-и микроуровнях, где под макроуровнем понимается социальная среда, к которой принадлежит личность, а под микро - ее ближайшее социальное окружение - все те люди, с которыми непосредственно общается личность в ситуациях повседневной жизни. Суммируя выше приведенные размышления, мы можем сделать следующее обобщение: социально-философский подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением.

Процесс социальной индивид ации как иниции ющий актотворчества

В философии индивидуация понимается как разделение всеобщего на индивиды, на особенное. Принцип индивидуации (principum individuations) является основой существования особей как неповторимых

сущностей (Аристотель, Локк, Шопенгауэр, Шеллинг, Лейбниц) . В основу данной позиции положено понимание индивидуации именно как основы существования. В психологическом аспекте индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности, что нам представляется более уместным для осознания сущности индивидуальной эволюции субъекта, как поступательно-последовательных качественных изменений на ценностно-моральном и эстетическом уровнях. Понятие индивидуации занимает центральное место в аналитическом направлении (Фрейд, Юнг) в котором считается, что именно благодаря данному процессу личность реализует себя как уникальное неделимое целое. В индивидуальном направлении Адлера индивидуация одной из своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. В гуманистическом направлении (Маслоу, Роджерс) данное «бессознательное стремление» находит частичное воплощение в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, характеризующееся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемое в данном направлении термином «самоактуализация». В экзистенциальном направлении, подчеркивается уникальность личного опыта важной сферой применения которого мыслится восстановление аутентичности (Бинсвангер, Босс М., Мэй Р., Бугенталь Дж.) .

Определив подобным образом значимость понятия «индивидуация» и разделив его философские и психологические аспекты мы считаем необходимым показать его отличие от такого понятия как позиции деятельностного подхода (Выготский , Рубинштейн) индивидуализация представляет собой явление, возникающее в результате взаимодействия индивида с внешним миром. Индивидуация процесс не обусловленный данным взаимодействием и в большей мере зависящий от внутренней жизни индивида. Далее: соприкасаясь с внешним миром на любом из уровней (материальный, идеальный) субъект вносит некие изменения в него посредством своей индивидуальности. Мы имеем в виду, что любой продукт деятельности субъекта, по сути, индивидуален. И, таким образом, индивидуализация входит в процесс индивидуации как некая составляющая. Поясним: практически любой результат взаимодействия индивида с внешним миром является своего рода индивидуализацией, так как индивид неизбежно вносит некие изменения в данный мир посредством своей индивидуальности в результате своего взаимодействия с ним и, следовательно, данное явление не подчиненное цели самосовершенствования, которая является необходимым условием процесса индивидуации, и самим своим присутствием выводящая данный процесс на иной качественно-мотивационный уровень, не будет являться составляющей процесса индивидуации.

Исходя из выше сказанного, мы считаем уместным понимать индивидуацию как процесс неизбежных качественных изменений, возникающих в результате становления личности на пути ее экзистенциального развития. Индивидуальность, представляя собой специфическое, неповторимое в индивиде имеет идеально-ценностный характер и этическая значимость личности, ее возможность становления и самораскрытия зависит, прежде всего, от ее способности сохранять верность самой себе, подлинности и положительности своей сущности. Мы имеем в виду, что в широком смысле, такое понимание индивидуальности и ее значение в развитии личности, равнозначно кантовскому интеллигибельному характеру, а самоосуществление личности можно рассматривать как проявление высшей добродетели, конечную цель смысла человеческой жизни.

Юнг рассматривал процесс совершенствования как движение по пути индивидуации. Он искал ту скрытую, подлинную индивидуальность, которая должна быть реализована, с его точки зрения, в жизни или в последовательности жизней. То, что реализуется сегодня, по его мнению, уже существовало в прошлом, в виде архетипа данной личности. Эти скрытые черты он искал в мифах, порожденных анимистическим восприятием мира, а путем медитации старался увидеть образы бессознательного, чтобы получить обоснованное представление о конечной цели индивидуации. Однако архетипы, воплощаемые в реальности поведения, порождают конфликты. Например, манихейская ересь может быть отнесена к архетипическому способу мышления и понимания реальности, но присущее ей разделение черт человека как в самом себе, так и в другом на хорошие и плохие является атавизмом зороастрийского мышления, в котором происходило резкое разделение на добрые и злые начала. Таким образом, негласно признаваемая относительность истинности Манихейской ереси в прошлом, возникая в современном мышлении, тем более препятствует возможностям индивидуации, так как закрепляет мертвое расчленение живого на добро и зло. Следовательно, соответствие архетипу не может способствовать индивидуации, так как пробуждает атавистические методы и стиль мышления.

Если мы возьмем в качестве примера эмоцию обиды, то обратим внимание на то, что она порождается атавизмом магического мышления, которое было естественным в прошлом. В настоящем же оно, кроме эстетического отношения к действительности и наделения ее свойствами духа и мистического освоения мира, дает испытывающему ее возможность отрицать реальность другого существа, по сути равного ему, в особенности, если данная личность склонна индентифицировать себя с ним и одновременно фетишизировать свойства своего поведения, закрепляя его в хороших и плохих именах. Следует иметь в виду, что подлинное отрицание реальности магическим мышлением не обязательно выражается в виде утверждения, что «дух реален, а материя иллюзорна». Одно дело - просто утверждать, что другие люди реальны, и совсем другое дело - переживать их подлинную реальность, когда их поведение резко отклоняется от созданной модели поведения и ожиданий, связанных с этой моделью. Таким образом, обида личности и выступает симптомами отрицания реальности объекта обиды и его независимости.

Гармонизация личности в контексте ее экзистенциального развития

Бытие не просто существует, но является открытой структурой для тех, кто существует в мире, являя себя через призму субъективности как бытие-в-мире. И, тем не менее, мир не есть нечто внешнее тут-бытию. Уже для Гуссерля «мир» представал как горизонт трансцендентной субъективности и, поэтому, правомерно сказать, что эмпирические вещи «безмирны». «Онтологически «мир», - пишет Хайдеггер, - это неопределение некоторого «сущего», которое есть нетут-бытие, а характеристика самого «тут-бытия». Тут-бытие не замкнуто, а открыто, и эта его открытость как раз и есть бытие-в-мире. Быть в мире, быть открытым и обладать изначальным пониманием, значит быть герменевтичным, - это, по Хайдеггеру, в сущности одно и то же.

Мы думаем, что проблема бытия приобрела в наше время новую актуальность. В настоящий момент человечество живет в культуре соперничества и индивидуалистичности. С социально-философской позиции важно оценить ту личную цену, которую вынуждена за это платить отдельно взятая личность. И в этой связи нам представляется уместным вспомнить, что соперничество не только является движущей силой экономики, но пронизывает жизнь каждого отдельно взятого человека. Можно сказать, что с определенной точки зрения, характер всех межличностных отношений формируется более или менее открытым соперничеством. Оно проявляется на всех уровнях: семейно-родственном, социальном, интимно-личностном. Другим фактором социокультурных отношений является отношение к успеху и неудаче. В общественном сознании существует склонность связывать успех с положительными личностными качествами и способностями, такими как смелость, профессиональная компетентность, предприимчивость. Запутанность этой ситуации усугубляется, на наш взгляд, своего рода двойственной моралью: с одной стороны восхищение успехом независимо от способов, которыми он достигнут и, с другой стороны, отношение к скромности и бескорыстию как социальным или религиозным добродетелям. Таким образом, мы можем резюмировать: социокультурные отношения в настоящее время можно характеризовать как некое дуалистичное противостояние взаимоисключающих устремлений индивида на пути экзистенциального развития, а именно: стремление к социальному успеху, декларируемое социокультурными нормами и критериями и вечное человеческое желание быть добродетельным. Мы думаем, что их синтез не только желателен, но и возможен в едином гармоничном слиянии, достижение которого зависит, прежде всего, от личной устремленности. Однако, в процессе его достижения личность испытывает на себе все трудности, проистекающие от состояния подобной дисгармонии, рефлексия на которые проявляется в повышенном уровне тревоги от осознания или некого неосознаваемого предчувствия противоречивой разделенности себя с миром и мира в себе.

Андресу Мальро принадлежит высказывание о том, что страх сидит в каждом из нас и чтобы выявить его, нужно только достаточно глубоко заглянуть в самого себя. И, действительно, наш век можно назвать «веком тревоги». Экспериментально установлено, что каждый пятый ребенок рождается на свет с врожденным чувством страха и тревожности, что нередко обусловлено генетически и связано с электрической активностью правого и левого полушария головного мозга. У детей, подверженнных страху или с повышенным уровнем тревожности, энцефалограмма показывает большую активность в правом полушарии, у детей «бесстрашных» - в левом. Причины подобных различий исследователям еще предстоит выяснить. Но нам представляется важным проговорить в данный момент существующее разделение в терминологии, а именно отделить и определить понятие «тревоги» от понятия «тревожность». Тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий, и, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, представляет собой беспредметный страх и обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определения угрожающего предмета. Она, как правило, проявляется в виде ощущения беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами или преувеличения их угрожающего характера. Поведенческие реакции тревоги могут проявляться в общей дезорганизации деятельности, нарушая ее направленность и продуктивность. Кроме того, тревога, выступая в другой своей ипостаси, как механизм развития неврозов - тревога невротическая, - формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики - от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов, в основе которой лежат, с одной стороны, социокультурные противоречия, о которых мы говорили выше, и, с другой, неадекватные убеждения о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела или результатов собственных действий. Тревожность, понимаемая нами как готовность к страху, является состоянием целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающих соответствующую реакцию на страх. Склонность личности к переживанию тревоги является естественной и культурологически оправданной, а порог возникновения тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий. Но измерение порога тревожности как свойства личности важно и диагностично одновременно, поскольку данное свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Известно, что определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности, и у каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности (полезная тревожность). То, насколько человек может адекватно оценивать свое состояния в этом отношении, является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений. Тревожность вызывается многими причинами и ее возможно исследовать с различных точек зрения. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые воспринимаются им как нечто угрожающее или раздражающее. С другой стороны, тревожность можно рассматривать и как некое чувство, появление которого спровоцированно угрозой Я или самооценке, как это бывает при неадекватном проявлении в сексуальной сфере или при взаимодействии с социумом.

Похожие диссертации на Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации