Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея соборности: социально-философский анализ Евреева Ольга Анатольевна

Идея соборности: социально-философский анализ
<
Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ Идея соборности: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евреева Ольга Анатольевна. Идея соборности: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2006.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/641

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и социально-исторические предпосылки идеи соборности 15

1. Православное богословие и формирование идеала соборного единства 15

2. Социально-исторические факторы развития принципа соборности в русской социально-философской мысли 47

Глава II. Социальные смыслы идеи соборности в русской философии 72

1. Идеал соборного единства в церковной, общинной и государственной жизни 72

2. Соборность как универсальный принцип общественного бытия 102

Заключение 136

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современная эпоха, характеризующаяся ускоренным развёртыванием процессов объединения человечества, вторгается в теорию и историю философии с требованиями поиска основополагающих принципов такого объединения. Поскольку ценность теории не зависит от времени ее создания, то это предполагает возможность теоретической реконструкции и творческой актуализации в современном социальном контексте предшествующих концепций для поиска ответов на насущные вопросы сегодняшнего дня. В этих условиях для нас становится актуальным обращение к русской религиозной философии II пол. XIX - начала XX веков. Она и по сей день сохраняет свое теоретическое значение не только как предмет истории философии, но и как определенный тип мировоззрения, который способен помочь в определении новых ценностных ориентиров и критериев общественного развития.

Обращение к национальному философскому наследию тем более важно, что перед Россией стоит задача занять достойное место в мировом сообществе. Это с необходимостью предполагает совершение радикальной интеллектуальной и социальной трансформации, главным условием которой является консолидация общества на новых основаниях. И первым шагом на пути объединения нации является духовное самоопределение, требующее осмысления отечественной традиции, и, прежде всего традиции религиозной и философской.

В поиске новой системы ценностей, нового планетарного сознания, основанного на диалоге культур, русская религиозная философия с ее основополагающей идеей соборности может и должна сыграть важную роль в процессе формирования планетарного мышления и мирового сообщества.

В идее соборности отражается понимание не только основ целостного единства русской нации, но и тех первоотношений, которые делают

4 возможным существование общества вообще. Соборность не ограничивает

себя сферой интересов одного народа, ее актуальность нельзя сузить до

проблем одной конкретной эпохи, так как она определяется не реалиями

каких-то исторических отрезков или чьими-то групповыми интересами, а

ценностями, которые значимы для всего человечества. Идея эта

универсальна.

Конечно, основой планетарной консолидации могут стать сами по себе такие общечеловеческие ценности, как жизнь, свобода, достоинство и т.д. Однако в условиях цивилизации, разобщенной противостоянием различных морально-этических систем, эти ценности неизбежно подчинены самодовлеющей силе этого противостояния.

Следует отметить, что сегодня в общечеловеческих масштабах происходит то, что было характерно для уже пережитой человечеством эпохи классового противостояния. «Складывающаяся ситуация была в своем последовательном развертывании тупиковой: с одной стороны в обществе реально существуют различные системы моральных ценностей, которые изолируют, отчуждают определенные группы людей друг от друга, сталкивают их во взаимном отрицании, а с другой стороны, оно нуждается в некоем, хотя бы минимальном единстве моральных представлений и поведенческих установок, ибо без этого оно не может развиться в устойчиво функционирующий социальный организм»1.

Преодоление этого противостояния возможно с принятием идеи соборности как принципом единения сложившихся культурно-исторических типов. Подлинное единство может быть только в единстве разнообразия.

Степень разработанности темы.

Широкое и не всегда корректное использование термина «соборность» в современной научной и «околонаучной» литературе, в различного рода дискуссиях создает некоторую сложность для её анализа. Нередки случаи использования в философском дискурсе как богословской трактовки

'А.А.Гусейнов Введение в этику. - М: МГУ, 1985. - С.ЗЗ

5 соборности, так и обыденного представления о данном феномене.

«Слишком часто на обыденном уровне соборность мыслится как стадность, и это представление контрабандой протаскивается в философский дискурс»1, -пишет в одной из своих статей кандидат философских наук А.Л. Анисин. Показательным примером тому могут служить выдержки из доклада участника независимого теоретического семинара, состоявшегося в Москве осенью 1997 года, А.Г. Вишневского - доктора экономических наук, руководителя Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Тема семинара была обозначена как «Кризис русской соборности и консервативная модернизация в СССР».

А.Г.Вишневский констатирует: «Понятием «соборность» пользуются сейчас все, и никто не знает, что это такое. Я попытался привязать его к обычному языку. Это некий принцип, который есть везде, который исследуется». К числу «непосвященных» тем не менее Вишневский себя не относит и смело оперирует данным понятием: «Холистское общество - это и есть соборное общество...»; «Соборное сознание - синкретическое сознание, не ориентированное на анализ. Оно не было приспособлено для социальной самокритики»; «...в русской соборной идее не было ничего особо оригинального, сходный ответ в таких условиях дают все культуры»; «В XIX веке складывался новый человеческий тип - противоположная соборной автономная личность»; «Мы уже не синкретические люди...» .

Таким образом, к проблеме соборности обращаются, противопоставляя соборность личному началу - отождествляя со «стадностью» или «стадным коллективизмом»; рассматривают соборность лишь в контексте развития русского народа, зачастую как идеал теократического общества.

Такого рода путаница может быть истолкована не только недобросовестностью авторов и докладчиков, но, на наш взгляд, иногда и сознательной целенаправленной деятельностью по умалению русской

'А.Л. Анисин К соборной онтологии личности. //Сибирская православная газета. -

2А.Г.Вишневский Кризис русской соборности и консервативная модернизация в СССР. //Материалы

независимого теоретического семинара №5. - http//scd.centro.ru/5koi8.htm

философской мысли. Проблема правильного понимания и употребления философского понятия «соборность» непосредственно связана с определением статуса русской философии, её места в системе мировой философской мысли.

Говоря о возникновении и развитии русской философии, о её равноценной включенности в мировую философию, мы настаиваем на очевидности этого явления, противостоя точке зрения исследователей, не находящих «фактов», которые подтверждали бы существование «оригинальных» философских идей в национальной мысли, исследователей, говорящих о вторичности, тавтологичности русской философии всей предшествующей западной философии.

В русской социально-философской мысли идея соборности впервые обретает статус понятия в построениях славянофилов. И впоследствии это понятие активно употребляется мыслителями в онтологических, гносеологических, социально-философских и этических построениях. Более того, оно настолько связано со становлением русской религиозной философии, с такой необходимостью возникло в ходе важнейших для ее понимания теоретических споров, что можно предположить его причастность к самой сущности русского способа философствования.

С имени А.С. Хомякова начинается история философского осмысления идеи соборности, логическое оформление ее в понятие. B.C. Соловьев и С.Н. Трубецкой содержательно обогатили понятие «соборность». Соборность со временем начинает рассматриваться не только как норма церковной и социальной жизни - она окончательно приобретает онтологический статус, выступает важнейшим элементом гносеологических построений. В конце XIX - начале XX вв. в России вопросы, связанные с осмыслением идеи соборности становятся для многих видных отечественных философов одной из приоритетных тем.

В.В. Розанову, Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, П.А. Флоренскому, В.И. Иванову удается найти оригинальные подходы к освещению соборности. С.

7 Л. Франк активно разрабатывал понятие соборности, которое постепенно

становится в его социально-философских построениях центральным. За

последние годы были написаны и представлены широкому кругу читателей

работы, посвященные анализу идеи соборности.

Соборность - «свободное духовное единение людей как в церковной

жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви»1, - такое

определение дает В.В. Лазарев в одноименной статье «Новой философской

энциклопедии». Иначе говоря, соборность - это осуществление в любви

живого тождества свободы каждого и единства всех.

К наиболее интересным соискатель относит работу С.С. Хоружего «Хомяков и принцип соборности» («После перерыва. Пути русской философии» СПб., 1994), монографию Л.Е.Шапошникова «Философия соборности: очерки русского самосознания» (СПб., 1996). В своих трудах авторы выявляют источники идеи соборности, анализируют исходные принципы учения о соборности, оценивают роль русских философов в формировании понятия соборности, а также указывают на необходимость дальнейшего развития учения. Концептуальное оформление соборности еще не завершено. «Учение о соборности далеко не имеет философской формы» , - справедливо замечает С.С. Хоружий

А.В. Гулыга в своей книге «Русская идея и ее творцы» (Москва, 2003) отводит понятию «соборность» центральное место в русской философии и убедительно аргументирует свою позицию.

В монографии Н.В.Солнцева «Социально-философское наследие: традиции и современность (на опыте России)» (Москва, 2005) рассмотрены основные социально-исторические предпосылок идеи соборности, определено место и роль идеи соборности в русском социально-философском наследии.

А.Ф.Лосев в своем труде « Философия. Мифология. Культура» (Москва, 1991), характеризуя русскую культуру, относит к числу ее

'Лазарев В.В. Соборность. //Новая философская энциклопедия. T3. - М.: Мысль, 2001. - С.580 2Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб: Алетейя, 1994. - С. 25

8 основных свойств идею соборности. И он видит источник возникновения

этой идеи в «мистической архаике». Эта мысль выдающегося философа

служит основой для анализа русской языческой культуры А.С. Фроловым. В

своей статье «Проблема соборности в русской культуре» (Русская

цивилизация и соборность: сборник статей, Москва, 1994) исследователь

указывает на то, что бытие славян-язычников, которое характеризуется

непосредственным и активным общением с природой, ориентировано,

прежде всего, на осмысление космологических проблем соборности. Работы

этих авторов направили внимание диссертанта на исследование традиций и

образа жизни русского народа дохристианского периода на предмет

сравнения смыслообразующих принципов двух мировоззренческих

установок - языческой и православной (с целью выявления соборных начал

жизни славян).

В монографии В.В. Горбунова «Идея соборности в русской религиозной философии» (Москва, 1994) проблема соборности рассматривается как одна из фундаментальных проблем русского общественного сознания, отражающаяся в трудах таких русских мыслителей, как B.C. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев.

А.Н.Лазарева в работе «Идея соборности и свободы в русской религиозной философии» (Москва, 2003) акцентирует свое внимание на одном из атрибутов соборности - свободе, показывает ее отличие от привычных категорий «свобода воли», «свобода выбора» в западной философии и теологии. Автор отмечает, что свобода не только не разрушает единства, но порождает его.

Постижению метафизической сущности евразийства через детальный анализ выработанного Л.П.Карсавиным понятия «соборный субъект» посвящена работа А.В.Водолагина «Метафизическая ось евразийства» (Тверь, 1994), написанная им в соавторстве с С.И.Даниловым.

9 Осмысление отдельных аспектов феномена соборности содержится в

диссертационных исследованиях А.Л.Анисина, О.В.Колесниковой,

А.А.Овчарова, В.Н.Харина.

Однако системное социально-философское решение проблемы соборности нуждается в дальнейшей научной разработке.

Объектом диссертационного исследования является идея соборности как центральная идея социально-философской мысли в России II пол. XIX -начала XX века.

Предметом исследования выступают социальные смыслы идеи соборности, выработанные русской религиозной философией.

Цель исследования - определить сущностную взаимодетерминацию социальных смыслов идеи соборности на основе рассмотрения процесса их формирования. Таким образом решается важнейшая проблема диссертационного исследования: определения роли соборного начала в жизни общества.

Заявленная цель достигается через решение следующих задач:

  1. Раскрыть социально-исторические и теоретические предпосылки идеи соборности на предмет реконструкции её первоначального смысла: наличия в нем социально-значимых элементов;

  2. Определить этапы формирования понятия соборности в русской социально-философской мысли для осуществления анализа содержания данного понятия;

  3. Выявить социальные детерминанты меняющегося содержания понятия «соборность» в истории русской религиозной философии.

  4. Произвести сравнительный анализ социальных смыслов идеи соборности на предмет их взаимообусловленности.

Теоретические и методологические основы исследования.

Одним из актуальных вопросов, обсуждаемых сегодня философской общественностью, является вопрос о статусе социальной философии, об отношении социальной философии и социальной науки, о практической роли

10 социальной философии. В теоретических спорах обозначились две точки

зрения. Одна из них признает социальную философию как социальную науку и видит основную ее цель в познании социальных законов, что и предопределяет ее практическое значение. Сторонники другой отстаивают тезис о том, что должна быть проведена демаркация социальных проблем на научные и философские, что социальные законы являются предметом наук, а не философии, поскольку они являются статистическими законами-тенденциями. Философия, по их мнению, имеет дело только с сокровенными, метафизическими вопросами человеческого бытия и что, следовательно, ее практическая роль не в отыскании конкретных социальных решений и указании конкретных политических действий, а во влиянии на содержание и стиль мышления профессиональных научных сообществ и индивидов.

Такая точка зрения созвучна основным принципам русской религиозной социально-философской мысли. Так Н.А.Бердяев считал, что «духовная культура должна быть освобождена от гнета социального утилитаризма» и направлена на вечные и непреходящие ценности бытия. С.Л.Франк отстаивал положение о необходимости преодоления «засилья эмпиризма» во взглядах на общественное бытие и перейти к собственно философскому взгляду на историю и человеческое общество. Обществознание, утверждает философ, «как всякое знание вообще, возможно только через понятия, то есть через общие содержания, имеющие, в силу своей общности, сверхвременной смысл»2. Социальная философия, по мнению Франка, есть самосознание вечной и неизменной природы общественной жизни человека.

Диссертантом был произведен анализ произведений тех философов XIX - XX веков, которые посвятили большую часть своего творчества осмыслению идеи соборности: А.С.Хомякова, К.С.Аксакова, С.Н.Трубецкого, С.Л.Франка; а также анализ творчества В.С.Соловьева.

'Бердяев Н.А. Русская идея. //Россия и Европа: Опыт соборного анализа. - М.: Наследие, 1992. - С.222 2Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - С.262

Данная работа - это исследование идеи соборности через логическое ее освоение в понятии и практическое освоение через формирование идеала. Основной формой исследования является социально-философская реконструкция понятия «соборность».

Для автора имеет принципиальное значение соотношение идеи и понятия соборности. Опираясь на классическое понимание идеи как некого формообразующего и смыслообразующего начала, как некого первообраза, лишенного различия сторон, срезов и аспектов, различия внешнего и внутреннего, тем не менее практически неисчерпаемого в своем потенциальном богатстве смысла, автор соотносит с ней (идеей) понятие как способ логической актуализации и конкретизации её смысла.

Диссертант исходит из понимания идеи как некоторого феномена духовной жизни, а смысл определяет как некую внеположенную сущность данного феномена, которая оправдывает его существование. Под социальными смыслами идеи соборности мы понимаем результаты актуализации русскими философами социальнозначимых элементов сущностного содержания данной идеи.

Методологической основой работы являются принципы историзма, методы системно-структурного и сравнительного анализа. При написании работы использовался герменевтический анализ текста.

Фундаментальные труды русских мыслителей - Н.А.Бердяева, В.П.Вышеславцева, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, Г.В.Флоровского, Г.Г. Шпета способствовали проведению анализа идеи соборности как основания общественного бытия.

Соискатель опирался в своем исследовании н труды современных российских мыслителей, таких как В.С.Барулин, А.В.Водолагин, П.П.Гайденко, М.Н.Громов, А.В.Гулыга, А.Л.Доброхотов, И.И.Евлампиев, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, Ю.М.Резник, Н.В.Солнцев, П.А.Сорокин, В.Г.Федотова, С.С.Хоружий, Л.Е.Шапошников.

12 Существенную поддержку в методологическом плане оказали работы

и советы членов кафедры философии РГСУ.

Гипотеза исследования.

Социально-философское исследование идеи соборности предполагает:

- реконструкцию первоначального смысла идеи соборности, выявление
теоретических источников формирования этой идеи;

- выявление социально-исторических причин своеобразия идеи
соборности, практически освоенной русской социально-философской
мыслью как идеал соборного единства общества;

- социально-философскую реконструкцию понятия «соборность»;

- сравнительный анализ социальных смыслов идеи соборности,
нашедших выражение в изменяющемся содержании социально-
философского понятия «соборность»;

- определение роли соборного начала в общественной жизни.
Научная новизна.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Осмысление первоначального содержания идеи соборности
позволило выявить положения, которые явились основанием для поиска
русской социально-философской мыслью конкретных путей и способов
достижения идеала соборного единства в общественной жизни. Такими
положениями стали:

а) Положение о духовно-материальном единстве мира и человека.

б) Положение о деятельной позиции человека в процессе
осуществления такого единства.

2. Автором диссертационной работы показано, что в идее соборности
уже содержится решения проблем, вольная интерпретация которых в
процессе освоения этой идеей русской социально-философской философской
мыслью могла приводить к искажению первоначального смысла. Это
проблемы:

а) Соотношения целого и части (в составе этого целого).

13 б) Соотношение «небесного» и земного.

  1. В диссертационной работе выявлена обусловленность поиска философами социальных форм соборности своеобразием русского мировоззрения, влияние на которое оказало язычество с его убежденностью в ценности материального мира. Феномен, возникший в результате органического соединения византийского православия и славянского язычества В.В.Зеньковский назвал «мистическим реализмом».

  2. Произведен анализ изменяющегося содержания социально-философского понятия «соборность» на предмет отражения в нем соборных, по мнению русских философов, форм общественной жизни. Такими формами в разное время становятся Церковь, община, даже государство (в их конкретно-историческом виде).

  3. Уточнены детерминанты социальных смыслов идеи соборности: уровень философской мысли в России на каждом отдельном этапе, процесс критического осмысления ею предшествующих вариантов социально-философского освоения содержания идеи соборности; степень развития общества, наличие в нем таких форм организации жизнедеятельности, которые, по мнению философов, наиболее полно могут отражать идеал соборного единства.

6. Рассмотрен процесс углубления понятия «соборность» до некоего
принципа общественного бытия.

Положения, выносимые на защиту:

1. В идее соборности находит отражение принцип духовно-
материального единства мира и человека,

  1. Идея соборности, являясь отражением принципа единства мира и человека, содержит в себе положение об особом значении человеческой деятельности в реализации этого единства.

  2. Идея соборности, логически освоенная русской социальной мыслью через понятие, в разные эпохи с различной степенью полноты раскрывает социальные свои смыслы.

4. Социальные смыслы идеи соборности детерминированы как

степенью развития русской философской мысли, так и уровнем развития российского общества: наличием и значимостью в нем различных форм организации жизнедеятельности человека.

5. Идеализация любой из конкретных форм проявления соборного
начала в жизни общества приводит к искажению первоначального смысла
идеи соборности.

Теоретическая значимость исследования.

Диссертация расширяет теоретическую базу социально-философского анализа идеи соборности, осмысления проводимых в России постсоветского периода реформ, рассмотрения возможных путей решения противоречий национальных культур, ценностей в современной цивилизации.

Анализ вариантов идеала соборного единства в русской религиозно-философской мысли расширяет возможности дальнейшего рассмотрения этой проблемы в рамках социально-философских исследований.

Положения и выводы данной работы могут быть использованы в подготовке специалистов - философов, культурологов, социологов, религиоведов; включены в качестве учебных тем по курсам «философия», «социальная философия», «религиоведение».

Апробация полученных результатов.

Апробация положений диссертации проводилась в течение 2003-2006 гг. в сообщениях автора на научных конференциях, семинарах и круглых столах, проводимых кафедрой философии РГСУ. Основные выводы и теоретические положения отражены в опубликованных статьях.

Материалы диссертации используются в учебном процессе со студентами РГСУ на гуманитарном, юридическом факультетах, на факультете социологии и информационных технологий, факультете иностранных языков.

Православное богословие и формирование идеала соборного единства

«Соборный» - один из четырех атрибутов Церкви, указанных в православном Символе веры (Символе веры, утвержденном на Никейском в 325 г. и Константинопольском в 381 г. вселенских соборах). Одно из центральных его положений формулируется следующим образом: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Словом «соборная» первоучителя славянства Кирилл и Мефодий при изложении Символа веры перевели термин «кафолическая», который соответствует греческому katholikos, происходящему, в свою очередь, от выражения kat holou, «по всему или единству всех». Однако сразу по поводу данного термина возникают вопросы, т.к. « западный человек, исповедуя свою веру в Eglise catolique, catholic Church, katolische Kirche, думает попросту, что речь идет о католической церкви, имеющей свой центр в Риме, в лучшем случае под этим словом он воображает себе Церковь вселенскую, распространенную по всему миру»1. Для католиков, сделавших это слово самоназванием, кафолическая значит вселенская, всеобщая. Это дает повод католикам упрекать православную церковь в искажении первоначального смысла греческого слова, стоящего в подлиннике Символа веры, при переводе.

Такая позиция строится на ошибочном убеждении, что православие исходит из понимания соборности в смысле приписывания исключительного руководящего авторитета соборам епископов, противопоставляя его единоличной власти папы римского. Чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию, необходимо проследить исторический процесс организационного становления христианской Церкви, как процесс постепенного оформления идеи кафоличности, постепенного выкристализовывания способа реализации понятия «кафолической Церкви», этапы формирования «западной» и «восточной» интерпретаций этой идеи.

Единство для ранних христиан не является отвлеченным понятием, оно составляло ценность само по себе: Христос умер за всех людей, а, воскреснув, послал апостолов ко всем народам: «шедше, научите вся языки», перед Его лицом «несть Еллин, ни Иудей», и христиане, храня единство, подтверждают действительность Его учения и искупительной Жертвы. Естественно, что единство мыслится здесь не внешней лишь соединенностью, не связанностью в жесткую структуру - это внутренне благодатное единство, достигаемое в процессе совершения таинств (т.е. в процессе ниспослания Божественной благодати, с одной стороны, и свободного сознательного ее «восприятия» людьми, с другой). И для понимания сути кафоличности Церкви следует остановиться на содержательной стороне такого действия. Главным таинством, или «таинством таинств», является Евхаристия, т.е. приобщение многих верующих к единым Телу и Крови Христа под видом хлеба и вина. При этом структура Евхаристии воспроизводит структуру Церкви как единого Тела, главой которого является Христос, а членами - его последователи и ученики. Регулярно вкушая этот «хлеб жизни», верующие вступают в таинственное общение с Богом и друг другом, т.о. преодолевая взаимную разобщенность - Бога, человека и природного мира - причиной которой было грехопадение. Естественно, что на уровне церковной общины совместное причащение «Святых Христовых Тайн» делает эту общность людей органическим единством буквально, то есть, проникая каждого причастника, Божественность Христа делает совокупность человеческих существ единым организмом - единым и нераздельным телом Христовым, т.е. Церковью. «Таинство Евхаристии... является мистическим приобщением, при-частием людей Богу, друг другу, всему человечеству и всему, что только существует через Христа в Святом Духе»1. Так достигается церковная «кафоличность».

Таинство Евхаристия является повторением и воспроизведением Тайной вечери Христа с учениками, когда «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов»2. Вследствие того, что прообразом центрального таинства христианской Церкви является Тайная вечеря, появляется необходимость в выделении из общины одного человека для выполнения роли Христа при ее воспроизведении. Он становится центральной фигурой, предстоятелем при совершении таинства, возносящим при сослужении всей общины благодарения (буквальный смысл слова «евхаристия»). Каждый христианин I-II веков играет существенную роль в регулярных богослужениях, несмотря на выделенность и особую роль предстоятеля, ибо его статус определялся не личными достоинствами, а необходимостью Церкви в Евхаристическом собрании, ведь Церковь нуждается и в каждом ее члене для совершения Евхаристии. «Не попы бо нас спасут, или владыки, или митрополиты, но веры нашея таинство с хранением заповедей Божиих, тое нас спасти мает, писал с Афона Иоанн Вишенский»1, писал через полторы тысячи лет после рассматриваемых нами обстоятельств и событий времени первых христиан, сохраняя «первохристианское» чувство своего «царственного священства» и личной соотнесенности с Богом.

Идеал соборного единства в церковной, общинной и государственной жизни

XIX век - век становления оригинальной русской философии; век осмысления вековых религиозных исканий; век изучения и творческого преображения идей западной философии. «Есть свои времена и сроки для философских рождений.... Такому пробуждению всегда предшествует более или менее сложная историческая судьба, полный и долгий исторический опыт и искус...» . Таким опытом для русских мыслителей был опыт Русской Православнной Церкви, изучение творений Отцов Церкви, таким искусом стала для них классическая философия, влияние которой на направленность и методологичность русской философской мысли неоспоримо; критика которой приводит к кристализации собственных оригинальных идей, центральной из которых является идея соборности. «Русская философия рождалась как попытка опровержения немецкого типа философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения Отцов восточной церкви и возникающего как результат национальной самобытности русской духовной жизни»1, - пишет Н.О.Лосский в работе «История русской философии».

И в дальнейшем развитии русской философии мы постоянно обнаруживаем в ней и внутреннюю связь с православием и церковной традицией, и попытки преодолеть зависимость от богословия - как правило, на путях поисков «истинного смысла» христианского мировоззрения; а также «постоянное, почти «детское» увлечение теми идеями, которые возникали в более «зрелой» западноевропейской философии», - констатирует И.И.Евлампиев в своей «Истории русской метафизики в XIX - XX веках». И к таким идеям мы относим идею всеединства, которая была воспринята русской мыслью через немецкую классическую философию и творчески осмыслена отечественными философами.

Говоря о русской социально-философской мысли, надо учитывать тот факт, что сама социально-философская проблематика, хоть и недостаточно эксплицировалась из общего потока философской культуры, но все же была. «Сама философия истории и социальная философия представляют собой нечто большее, чем это кажется на первый взгляд. Эта область русской мысли представляет собой нечто вроде чаши, в которую вливаются все русские философские идеи»3, - замечает С.Л.Франк в статье «Сущность и ведущие мотивы русской философии».

Становление русской философии совершается в рамках православной мысли, базой для богословских построений которой изначально послужила непосредственно воспринятая традиция греческой идеалистической

философии (неоплатонизм, прежде всего) с её культурой объективно-онтологического умозрения. И основной умозрительной проблемой православия явилась онтологическое соотношение человеческой и Божественной природы в ипостасном (личном) единстве Богочеловека. Развитие русской философии идет именно в этом направлении, и отличительной ее чертой, по убеждению большинства исследователей, является ее онтологизм.

Поиск метафизических основ бытия и обоснование результатов такого поиска совпадает в русской религиозной философии с поиском и обоснованием общественного идеала, построением и обоснованием религиозной онтологии социально-исторической жизни, религиозного учения о социальном спасении. Русская философская мысль, стремясь к целостному, всестороннему рассмотрению мира, человека, общества, обосновывает их нерасторжимость и внутреннее единстство через осмысление идеи соборности. Соборность в социально-философских построениях русских мыслителей выступает как всеобъемлющий принцип общественного бытия, который объективируется в конкретных социально-исторических формах.

«Соборный»: одно это слово содержит в себе целое исповедание веры» , - писал А.С. Хомяков, один из первых русских мыслителей, славянофил, в сочинениях которого уже наметились пути развития и отчетливо были сформулированы проблемы, в дальнейшем подробно разработанные русской религиозной социально-философской мыслью. «Две кардинальные темы, поставленные славянофилами, сделались вечными спутницами русской мысли до сего дня: историософская тема самобытности и онтологическая тема соборности» , - замечает С.С. Хоружий в своем труде «После перерыва. Пути русской философии». Именно Хомяков положил начало социально-философской методологии, принципиальной чертой которой явилось утверждение дифференциации социального пространства: рассмотрение общественного развития как взаимодействия соборных субъектов, где социальным субъектом выступает не только коллектив, но и отдельный человек. Он рассматривает общественную организацию по аналогии с Церковью: Церковь, с одной стороны является объемной моделью социума, но, с другой стороны, представляет собой социальный институт, играющий определяющую роль в социальной жизни.

В своем трактате «Церковь одна», и в полемических брошюрах под общим названием «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» Хомяков обратился к теме, почти не разработанной в академическом православном богословии, а именно к теме соборной Церкви. «Хомяков был первым светским религиозным мыслителем в православии, он открыл свободной религиозной философии путь, засоренный школьно-схоластическим богословием....Это богословие рабски следовало заграничным образцам и уклонялось то к католичеству, то к протестантизму»1. Важнейшим критерием оценки различных направлений христианства у Хомякова становится «принцип гармоничного сочетания индивидуальных религиозных представлений и обязательных для всех церковных догматов» , принцип соотношения свободы и единства. По мнению мыслителя, после раскола христианства «начала церковной свободы» не принадлежат всей церкви, о чем свидетельствует отрицание «свободного единомыслия» в протестантизме (свобода без единства) и господство «внешнего принуждения» в католицизме (единство без свободы). Протестантизм «держится такой свободы, при которой совершенно исчезает единство церкви» , но, с другой стороны, «в делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть»4- по этому пути идет католицизм. Хомяков не применяет к ним термин «церковь», а говорит о романтизме, папизме, латинизме, протестантстве и т.д. Опыт же восточного христианства противостоит искажениям взаимоотношения личного и церковного начал, допущенных западными вероисповеданиями. Лишь православная церковь хранит в «своих глубинах» истинный идеал, сочетает в себе два принципа - свободу и единство, «проявляемые» в законе духовной любви. Наиболее адекватно выразить сочетание имманентного единства, основанного на свободе и любви, может, по мнению Хомякова, понятие «соборный».

Соборность как универсальный принцип общественного бытия

В процессе социально-философского развития изменяется понимание общества как предметной области философии. Русские философы начала XX века пытаются постигнуть сущность общества как целостного организма, осуществляют поиск его основных детерминационно-функциональных связей и зависимостей. П.А.Сорокин, определяя общество, как, прежде всего, некое смысловое единство (сорганизованное на основе и при посредстве логически интегрированной системы «смыслов-ценностей-норм»), считает, что такое единство формируется вокруг исходного базового принципа миропонимания. Нельзя не согласиться с положением известного философа и социолога о том, что особенности разных систем смыслов зависят от способа ответа на вопрос о «природе конечной истинной реальности». И один из возможных типов ответа основывается на признании существования «сверхчувственного и надрационального Бога»1.

Становление русской философии совершается в рамках именно православной мысли, центральной идеей которой является идея соборности. Проблема смысла и существования социального бытия раскрывается русской мыслью не в параметрах своего существования, но с позиций своих фундаментальных характеристик. Вопрос об органической связи человека и общества, проникновение во «внутреннюю реальность» этой связи, обоснование онтологического единства этих двух явлений становится одной из ведущих тем для русской философской мысли.

Термин «соборность» в русской философии возродил последователь Соловьева С.Н. Трубецкой. «Если Хомяков раскрыл экклезиологические и историософские аспекты этой темы, Соловьев - ее онтологическую сторону, то Трубецкой С.Н. сосредоточил свое внимание на разработке гносеологических моментов данной проблемы» , - замечает Шапошников в своем фундаментальном исследовании «Философия соборности: очерки русского самосознания».

С.Н. Трубецкой в своем учении о «соборной природе сознания» (в цикле статей «О природе человеческого познания») развивает и углубляет идеи Хомякова, опираясь на философию всеединства Соловьева. По мнению Л.Е. Шапошникова, именно благодаря трудам Трубецкого идея соборности получила «определенную законченность, окончательно приобрела философский статус» .

С.Н. Трубецкой был убежден в том, что только глубокое знание истории философии может служить фундаментом для дальнейшего творческого развития мысли, для плодотворного самостоятельного мышления. Более того: лишь усвоив опыт философии, накопленный в течение многих веков, возможно адекватное осмысление подлинного содержания и значения насущных вопросов современности. «Как бы много ни дала нам природа, как бы многому она нас ни научила, люди дают нам больше, потому что их она учила дольше и раньше нас. Если же мы, не пройдя всей школы человеческой мысли, не усвоив их результатов, обратимся к непосредственному исследованию природы вещей, то мы рискуем навсегда ограничиться грубыми попытками, неизбежными ошибками, пережитыми нашими предшественниками»3 - писал философ. «...У нас в особенности, никогда не знавших умственной школы, случайное произвольное философствование составляет обычное явление. Случайные чтения и споры, случайности характера и воспитания - при отсутствии правильной дисциплины ума - часто определяют всю нашу философию»4. Не удивительно, что при таком подходе к пониманию философского исследования С.Н.Трубецкой в своих работах всегда начинает с истории

Шапошников Л.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. - СПб.: Издательство 104 интересующей его проблемы, задает ее как поставленную самим ходом предшествующего развития. Именно так построена одна из важнейших работ мыслителя - «О природе человеческого сознания», написанная в 1890 году. Статья С.Н.Трубецкого «О природе человеческого сознания» - это попытка разрешить одну из центральных проблем, обсуждавшихся как в античной и средневековой, так и в новой философии: проблему отношения рода к индивиду, общего - к частному, государства - к гражданину, общества - к личности; проблему, которая предстает в Новое время как вопрос о природе человеческого сознания.

Обращаясь к истории философии, Трубецкой показывает, что большинство философских учений принимали в качестве основополагающего либо индивидуальное, либо общее; это особенно ярко видно в средневековых спорах номиналистов и реалистов. В Новое время споры эти возобновились: полемика теперь пошла между английским эмпиризмом, продолжившим линию номинализма, и немецким идеализмом, завершившим рационалистическую традицию XVII - XVIII веков. Мыслитель открывает общее основание как новоевропейского эмпиризма, так и рационализма немецких идеалистов в их субъективизме, вытекающем из общего для них всех протестантизма: «Новая протестантская философия попыталась упразднить это противоречие (между общим и частным. - О.Е.), признав и общее, и частное, и понятия, и представления одинаково субъективными. Все индивидуальные вещи суть наши представления, все общие начала, идеи, принципы суть наши понятия. В этом германский идеализм сошелся с английским эмпиризмом. В этом общем субъективизме, в этом отрицании вселенского бытия, объективного и универсального, они сходятся между собой и сводят все общее и частное к личному сознанию»1.

Похожие диссертации на Идея соборности: социально-философский анализ