Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная идея как предмет социально-философского анализа Щукина Раиса Ивановна

Национальная идея как предмет социально-философского анализа
<
Национальная идея как предмет социально-философского анализа Национальная идея как предмет социально-философского анализа Национальная идея как предмет социально-философского анализа Национальная идея как предмет социально-философского анализа Национальная идея как предмет социально-философского анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щукина Раиса Ивановна. Национальная идея как предмет социально-философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Пермь, 2002.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/83-8

Содержание к диссертации

Введение 2-11

Глава I. Национальная идея как социально-философская проблема. 1. Философская категория «идея» - ключ к философскому осмыслению

понятия национальная идея» 11-23

2. Национальная идея как этносоциальный тип идеи 24-48

3. Аксиологические аспекты социально-философского осмысления национальной идеи в целостности общегосударственного, национального и

индивидуально-личностного проявления 49-79

Глава II. Русская идея как предмет философского исследования в

отечественной философской мысли 80-149

1. Истоки и становление русской идеи 80-103

2. Концептуальный анализ русской идеи я философском наследии

Вл. С. Соловьева и Н. А. Бердяева 103-120

3. Современные социально-философские интерпретации национальной идеи и возможные перспективы ее развития на фоне мировых тенденций

Заключение 150-153

Библиографический список 153-178

Введение к работе

Актуальность темы исследования. О национальной идее сказано и написано особенно в последнее время так много, что изобилие текстов уже даже начинает мешать пониманию главного. Многочисленность публикаций по поводу национально-государственной идеи России приводит некоторых авторов к мысли, что эта идея не имеет философских оснований и сводится к национальной мифологии.

Однако с этим нельзя согласиться. Социальная трансформация российского общества, начавшаяся в 90-е годы прошлого века, актуализирует исследуемую проблему именно как социально -фил ософскую по ряду факторов. Во-первых, среди множества причин, объясняющих неудачи первого этапа модернизации российского общества, меньше всего привлекает внимание ученых духовно- теоретическая неподготовленность общества к поистине революционным преобразованиям. Конечно, реформам 90-х годов предшествовала горбачевская перестройка. В целом же сфера представлений о высших целях, историческом возможном и дол*жном оставалась инвариантной. Россия, в отличие, например, от Франции XVIII в., приступила к преобразованиям, так и не выработав соответствующего мировидения, системы новых идейных и духовно-нравственных ориентиров, которые делали бы понятными именно для широких слоев населения общественно-политические перемены, соотносили бы их с императивами современности, с ходом предшествующего развития страны, открывали бы дорогу ценностям, соответствующим духу времени XXI века. Во-вторых, обостренное внимание к цивилизационному статусу страны обуславливает необходимость определения так называемого духовного ядра российской цивилизации, философские основания и форму выражения которых необходимо осмыслить. Никогда ранее цивилизационный статус нашей страны не обсуждался так осгро, как в настоящее время.11 Сегодня на 'Си.. Ио»э> И.Н. ШрШС-сы рксийгойикмпимция// OSiucrncitiiuc неуки и . 1999. № J.C. )15. повестку для поставлены вопросы о самоопределении страны в специфических социокультурных и исторических условиях в контексте социального времени. И дело здесь не в «особостн» исторического пути России (путь любой страны является в этом смысле особым). А в том, что каждый народ, страна выбирают свою дорогу, учитывая характер и траекторию прошлого и предстоящего развития, новые условия в мире, а у нас - и попытку его неоднократной коррекции в прошлом веке.

Актуальность проблемы в практическом плане определяется тем, что на фоне усиления тенденций национального самоопределения проявились центробежные сепаратистские устремления этиополитических сил, ставящих свои амбиции выше государственных интересов. В связи с чем возникает противоречие, разрешить которое представляется возможным лишь при условии социально-философского анализа его природы. С одной стороны, о правах наций, этносов заявляется на всех уровнях: «Этнос имеет святое право на свой образ жизни, данный через культуру». С другой - существует реальная угроза целостности России. Поэтому национальную идею мы исследуем как важнейигую компоненту российского государственного строительства на современном этапе, основополагающее понятие в сфере государственной национальной политики, обуславливающее необходимость социально-философского анализа национальною вопроса и создание научной системы прогнозирования межнациональных отношений адекватно требованиям времени.

Вместе с тем это обстоятельство отнюдь не умаляет значения разработки ценностных ориентиров личности и обуславливает исследование еще одного важнейшего, но не получившего в научной литературе достаточного освещения тезиса о роли духовно-нравственных ценностных начал как конкретных проявлений национальной идеи в личностном становлении человека. ' Клим ВВ. fkmmowm». Учсбниа ял- вуюч. К. Книяикй ом. -Укинсрситет*. 19» С J29.

В теоретическом плане специалисты конкретно-научных социальных и гуманитарных областей знания проделывают значимую исследовательскую работу и даже выходят на междисциплинарный уровень изучения данной темы. Однако остро ощущается нехватка работ, обладающих должной философской целостностью, осмыслением преемственности трактовки национальной идеи в отечественной философской традиции, глубиной и масштабностью познания.

Степень разработанности проблемы Одними из первых осуществили самую общую научно-теоретическую разработку национальной проблематики, включая понятия смысла назначения и существования наций и народов, немецкие мыслители - И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше, Г. Риккерт, англичанин Дж.С Милль; французы - Э. Дюркгейм, Э. Ренан; отечественные мыслители славянофильской школы -— А. С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С Аксаковы, Н.Я. Данилевский, Ю.Ф. Самарин; западники - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, а также не примыкавшие ни к первым, ни ко вторым - П.Я. Чаадаев, М.А. Бакунин, B.C. Соловьев, П.Л. Лавров и другие. Для XX века характерна активизация внимания науки к данной тематике. Общемстолологические и социально-философские аспекты национальных проблем изучают в это время немецкие мыслители К. Каутский, О. Шпенглер, К. Яснерс; испанский философ X. Ортега-и-Гассет, английский историк А. Тойнби, наш соотечественник, а затем американский социолог П. Сорокин.

Тема национальной русской идеи, по существу, стала классической для русской философии XX века. К ней в той или иной степени обращались многие известные русские мыслители. Причем в этот период отчетливо выделяется два направления. Первое, преимущественно религиозно-философское, продолжающее традиции XIX века, представлено именами П.И. Новгородцева, Б.Н. и К.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, Вяч. Иванова, В.В.

Зеньконского, Л.П. Карсавина, П.Б. Струве, С.Л. Франка, Г.П. Федотова, Г.Г. Шпета и других. Второе представлено сторонниками марксизма - Г. Плехановым, А.В. Луначарским и рядом современных отечественных философов.

По причине неоднозначности трактовок смысла национальной русской идеи отечественными мыслителями их условно можно разделить на две группы. Первые провозглашают достижение высоких нравственных идеалов через осмысление русской идеи. К ним можно отнести Ф.М Достоевского, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Из наших современников - B.C. Глаголева, Маслина, М.В. Рана и многих других. Во второй группе те, кто считает русскую идею идеологией русского империализма, - Д.С- Мережковский, И.Л. Солоневич. Из современных исследователей эту группу представляют Д.В. Драгунский, А.Л. Янов. Конкретно-научным, общетеоретическим, философским изучением данного вопроса активно занимаются представители многих дисциплин. И хотя в силу специфики самого предмета, охватывающего все стороны общественной жизни, отнесение того или иного исследователя к конкретному научно-философскому направлению представляется весьма условным (многие работают в нескольких направлениях), в диссертации выделены основные проблемные блоки в его изучении.

Итак, преимущественно социологические аспекты проблемы исследуют Арутюнян Ю.З., Галиев Г.Т., Здравосмыслов А.Г., Ирназаров Р.И., Кудрин А.В., Тадевосян Э-В. и другие. Социально-политические ее аспекты оказываются в центре внимания Бугая Н.Ф., Вдовина А.И., Зорина В.Ю., Казимова А.К., Моисеева Н.Н., Никонова Л.В., Осипова Г.В., Тавадова Г.Т. и других. Социально-психологическое направление проблемы разрабатывают Баранов Е.Г., Зарипов А.Я., Иорданский В.Б., Михайлов В.А., Трофимов В К., Хабибуллин К.Н. и другие. Междисциплинарные и антропологические аспекты проблемы изучают Баграмов Э.А., Губогло М.Н., Дубова Н.А.. Иванов

В.И., Кузеев Р.Г., Миллер А.И., Тишкои В,А., Торукало В.П. и другие. Общетеоретической и социально-философской разработкой вопроса занимаются в последнее десятилетие Абдулатипов Р.Г., Вальков А.А., Валеев Д.Ж., Глаголев B.C., Гулыга А.В., Гусейнов Г.И., Железняк В.Н., Здравомыслова О.М., КаЙдалов В.А., Карасев Л.В., Катасонов В.Н., Кобылянский В.А., Межуев В.М., Руткевич М.Н., Сабиров В.Ш., Сагатовский В.Н., Соина О.С., Троицкий Е.С. и другие. Аксиологические, в том числе мировоззренческие, аспекты проблемы в центре внимания Ахиезера А.С, Библера B.C., Громова М.Н., Калашниковой Е.М., Кондакова Б.В., Малини на В.А., Писманнка М.Г., Семенова В.Л., Черных В.Ю-, Тагнрова И.Р. и других.

И все же, несмотря на обилие имеющейся специальной литературы, в трактовке национальной идеи наблюдается абсолютизация политологических аспектов ее проявления и отсутствие должной философской концептуализации. В связи с чем ясно обозначилась задача более глубокого и целостного исследования философских оснований национальной идеи, выявления ее генезиса в контексте отечественной философской мысли, осмысления ее аксиологических проявлений, соотнесения сущности понятия русской идеи с понятием национальной идеи как некоего основания существования и развития государства, нации, личности. Необходим интеграционный подход, включающий исследование культурного, духовно-нравственного, смысложизненного проявления национальной идеи.

Общетеоретическим и методологическим аспектам социально-философских оснований национальной идеи в целом и русской идеи, в частности, в диссертации уделяется главное внимание.

Объектом диссертационного исследования является национальная идея как социокультурный феномен, обеспечивающий целостность системы духовно-нравственных идеалов и императивов отдельных этносов и России в целом.

Предметом исследовании - социально-философский анализ сущностного, в том числе аксиологического содержания, структуры национальной идеи в контексте отечественной философской мысли. .in исследования выступает социально-философское обоснование и осмысление концептуальных подходов к национальной идее как к социально-философской проблеме и социокультурному феномену в контексте социально-философского знания.

Реализация данной цели представляется возможной при решении более конкретных задач: философской рефлексии понятия «идея» в его целостном проявлении; социально-философского и философско-исторического исследования проблем генезиса, онтологических и гносеологических предпосылок национальной идеи; социально-философского анализа взаимообусловленности национальной и русской идеи в процессе этносоциального развития народов России в современную эпоху; прогностического исследования эволюции национальной идеи и определения возможных перспектив использования ее методологического и содержательно-концептуального потенциала в социальной практике.

Методологическую основу исследования составляют системно-интегральный, ценностный и компаративистский подходы, а также концептуальные идеи философии всеединства Вл. С. Соловьева и его школы (идея целостности знания и идея соборности). В рамках предложенных подходов используются общефилософские принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, методы аналогии, анализа и синтеза, диалога и полилога.

Источниками диссертации являются философские, конкретно-научные, междисциплинарные и другие исследования и произведения, в которых в той или иной мере рассматриваются духовно-нравственные аспекты этносоциального развития и межкультурного взаимодействия народов России. Особую ценность для диссертации представляют идеи М.М. Бахтина, разработавшего концепцию межличностного и межкультурного диалога. В качестве источников используются и статистические материалы, результаты социологических исследований, проведенных в сфере межнациональных отношений в Западно-Уральском регионе. Использован опыт работы диссертанта в реализации национальной политики в Пермской области на современном этапе. Научная новизна диссертации заключается в том, что: исследованы социально-философские основания и философско-исторические проблемы генезиса и сущности национальной идеи в целостности государственного, национального и индивидуально-личностного проявления; осмыслены и обобщены философские основания национальной и русской идеи с учетом современных мировых тенденций развития, сформулирован и раскрыт тезис их взаимообусловленности; обосновано проявление национальной идеи как этносоциального типа в соответствии с особенностями национального самосознания, проявляющимися в менталитете и исторической памяти; выявлены преемственность концептуальных подходов в социально-философском осмыслении содержания русской идеи в отечественной философской мысли, ее онтологические и гносеологические предпосылки в оценке философов всеединства; сформулировано и развернуто прогностическое предположение о перспективах развития национальной идеи в аксиологическом плане как движения человечества к возможному всеединству на основе сочетания общечеловеческих ценностей и этнокультурных особенностей стран и народов. Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно, во-первых, подводит определенный итог всего предшествующего периода в социально-философском исследовании национальной идеи как одного из сложнейших философских понятий; во-вторых, позволяет в определенном смысле осознать национальную идею и как частное ее проявление - русскую идею как социокультурный феномен, с одной стороны, способствующий этносоциальному развитию народов, населяющих Россию, с другой -обеспечивающий целостность России как государства, а также определяющий перспективы «вписывания» Российской Федерации в мировой цивилизационный процесс.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов в трех главных направлениях: для разработки научно-философских основ государственной национальной политики, в том числе на региональном уровне для обоснования теоретических и методологических оснований деятельности властных структур, общественных организаций в межнациональной сфере; в деятельности научно-исследовательских учреждений организаций, осуществляющих мониторинг и социальное прогнозирование современного российского общества; для разработки и реализации конкретных путей модернизации современного образования, в том числе в преподавании учебных курсов по социальной философии, философии истории, этнологии.

Апробация работы. Результаты исследования изложены автором в 11 публикациях, а также на научно-практических конференциях различного уровня и научных семинарах по вопросам национальной политики и этносоциального развития народов Прикамья. Идеи диссертации использовались в администрации Пермской области при обосновании основных направлений государственной национальной политики на региональном уровне, при разработке и реализации областной целевой комплексной программы гармонизации национальных и межнациональных отношений народоо Прикамья на 1999-2003 годы.

Основные его положения отражены в дипломной работе автора при профессиональной переподготовке преподавателей философии в Уральском государственном университете (Пермский филиал ИГТПК).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, включающего 335 источников. Общий объем текста - 179 страниц.

Похожие диссертации на Национальная идея как предмет социально-философского анализа