Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ «идеи истории» специальность Селезнев Андрей Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селезнев Андрей Сергеевич. Философский анализ «идеи истории» специальность: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Селезнев Андрей Сергеевич;[Место защиты: Воронежский государственный педагогический университет].- Воронеж, 2012.- 27 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема изучения исторической реальности относится к разряду важнейших философских проблем. Данная тематика имеет длительную философскую и методологическую традицию, ее истоки можно обнаружить в древнейших историко-философских сочинениях. Каждая эпоха демонстрировала свое видение проблемы исторического процесса, свое понимание прошлого, настоящего и будущего, сохраняя при этом специфическое инвариантное содержание. В этом отношении современное общество имеет столь же актуальную потребность в осмыслении проблемы исторической реальности, как и в предыдущие этапы человеческого развития. В очередной раз поднимается вопрос о сути истории, о природе самого феномена историчности. Динамизм социальных процессов, рост числа межнациональных конфликтов, и одновременно превращение национальной и региональной истории в общечеловеческую актуализировали проблему смысла истории. Выявить причины, предпосылки данного состояния представляется проблематичным в рамках конкретных научных дисциплин. Познавательный потенциал исторической науки, к примеру, направлен исключительно на прошлое, поэтому проблемы современности не входят в сферу ее исследовательских задач. На наш взгляд, лишь философия истории способна проанализировать на высоком теоретическом уровне общественные представления об историческом процессе, используя при этом понятие «идеи истории».

Актуальность изучения феномена идеи истории связана с тем, что современная культурно-историческая ситуация внутренне детерминирует обращенность в прошлое с целью найти выход из длинной цепи социальных потрясений и катаклизмов. Тем самым необходимо отказаться от пассивных воззрений на историю, от ожиданий объективации тех или иных утопических доктрин. Продуктивным направлением в данном контексте представляется исследование понятия «идея истории». Мы считаем, что история представлена только в историческом сознании. Эта представленность имеет диалектический характер. Человек осознает свою конечность и незавершенность, но пытается выйти за ее пределы в сфере исторического.

Дихотомия Человек-История затрагивает и онтологический, и экзистенциальный

моменты социального бытия. Воспользовавшись методом аналогий можно предположить,

что идея истории - это для той или иной социальной группы (чаще - для народа, реже - для

отдельного социального класса, ещё реже - для клана) - своего рода аналог смысла жизни.

Точнее сказать, аналог центральной идеи, на основании которой строится смысл жизни.

Если допустить, что идея истории способствует установке целей исторического развития

этноса и, соответственно, национального государства, то изучение идеи истории

становится актуальным для выявления закономерностей и перспектив развития геополитики. Соответственно, кристаллизация некоей общей всечеловеческой идеи истории имеет важное значение для исследования движущих сил глобализации. Видимо, существуют значимые противоречия между различными национальными идеями истории. Кроме того, существуют противоречия между идеями истории, претендующими на наднациональный характер (глобализаторская идея «конца истории» в виде торжествующего неолиберализма у Фукуямы) и идеями истории национальными, которые, зачастую принимают антиглобалистский характер. Наконец, идея истории вступает, зачастую, в противоречие с идеей личного смысла жизни. Таким образом, исследование данного образовании актуально в свете таких глобальных процессов современности как:

  1. Глобализация (всеобще-исторический аспект актуальности: может ли человечество выработать единый путь развития или единство - в многообразии путей?).

  2. Межнациональные конфликты современности (проблема идеологических истоков противостояния этнических социальных групп).

  3. Рост социального отчуждения в сфере так называемого «повседнева» (цели личной и семейной истории всё менее совпадают с целями истории больших социальных групп).

  4. Рост неверия в некий единый смысл истории, в её рациональность (история в целом - не поступательный, бессмысленный процесс, он теряется в хаосе противоречивых личных, политических, экономических и т.п. смыслов).

Актуальность исследования идеи истории определена также тем, что формирование целостного мировоззрения на основе исторического сознания является условием интеграции современного российского общества, залогом преодоления в нем кризисных тенденций, вызванных динамизмом социальных процессов, нарастанием неспособности их адекватно воспринимать и оценивать, противоречивыми стандартами «массовой», «потребительской» цивилизации. Только в условиях целостного диалога с прошлым, основанного на особой культуре исторического мышления, становится возможным нахождение общенациональных ценностей, уменьшение числа межнациональных конфликтов, решение глобальных проблем современности.

Исходя из тех причин, по которым обращение к проблеме «идеи истории» представляется актуальным, следует уточнить характер подхода к этой проблеме в данном

исследовании. На наш взгляд, особый интерес вызывает попытка выявления идеи истории в различные периоды развития человечества на материале концепций философии истории. В связи с этим, «идея истории» в диссертации рассматривается как социокультурный феномен - идеальное мировоззренческо-методологическое образование, которое репрезентируется в историческом сознании.

Степень научной разработанности темы. Проблема «идеи истории» - одна из важнейших проблем философии истории. В то же время данная тематика нечасто становится предметом научных исследований. Можно назвать лишь несколько серьезных работ: Гердер «Идеи к философии истории человечества», Кант И. «Идея истории во всемирно-гражданском плане», Гегель Г.В.Ф. «Философия истории», Коллингвуд Р.Дж. «Идея истории», Межуев В.М. «Философия истории и историческая наука». Необходимо отметить, что теоретически разработанная концепция «идеи истории» в современной философской литературе отсутствует. Но другой аспект диссертационного исследования -историческое сознание, в философской литературе рассмотрен более подробно.

В западноевропейской философии истории проблема исторического сознания начинает обсуждаться уже с конца девятнадцатого века. Это связано с кризисом идеи универсальной истории и поиском смысла исторического познания. В этой связи следует упомянуть работы Г. Риккерта «Философия истории», В. Дильтея «Наброски к критике исторического разума», Г. Зиммеля «Проблемы философии истории», Э. Трельча «Историзм и его проблемы», Ф. Ницше «Несвоевременные размышления», М. Вебера «Исследования по методологии наук», К. Поппера «Нищета историзма», М. Хаидеггера «Время и бытие».

Парадоксальный характер феномена исторического сознания обусловливает факт вариативности его возможных интерпретаций. В этой связи необходим аспектный анализ сущности исторического сознания, позволяющий исследовать все имеющиеся в отечественной и зарубежной науке подходы. Вслед за Р. А. Каменской и А. А. Линченко , мы считаем целесообразным все многообразие точек зрения на проблему исторического сознания в современной науке свести к нескольким основным теоретико-методологическим подходам:

- онтологический - исследующий сущность исторического сознания посредством определения его роли в общественном сознании, во взаимодействии с другими формами

Каменская Р.А. Историческое сознание: автореферат дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1999.

Линченко, А.А. Целостность исторического сознания : социально-философский аспект : автореферат дис. ... канд. филос. наук. - Липецк, 2006.

общественного сознания, в контексте проблемы времени, значения для бытия, рассматриваемого как «универсальная историчность», как многоаспектное явление. Вопрос о роли исторического сознания в структуре общественного сознания в научной литературе продолжает оставаться дискуссионным. Одна группа авторов (Г. А. Антипов, О.И. Сгибнева, СИ. Дегтярев) рассматривает историческое сознание как одну из форм общественного сознания, отвечающее за «отражение истории». Сторонники другого подхода (А.И. Ракитов, М.А. Барг, М.Н. Чистанов, А.И. Панюков, И.А. Гобозов) рассматривают историческое сознание как временной «срез» всех форм общественного сознания, своеобразную фундаментальную предпосылку их развития и существования. Не менее важную роль играют исследования М.А. Кисселя, В.А. Мартынова, А.В. Гулыги, О.А. Останиной, Ю.В. Перова. Онтологический подход выражен также в работах В.Т. Маклакова, А.И. Панюкова, А.Х. Самиева, трактующих генезис исторического сознания посредством становления его форм. Особое значение в данном контексте имеет наследие Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, представителей «цивилизационного подхода», «философии жизни», феноменологического движения, экзистенциальной философии и философской герменевтики. По сути, онтология исторического сознания в современной западной философии успешно выражена в «интенциональном сознании» Э. Гуссерля, «углубленном историческом сознании» К. Ясперса, «действенно-историческом сознании» Г.Г. Гадамера;

- гносеологический - анализирующий сущность исторического сознания как
познавательное отношение к прошлому, раскрывающий роль исторической науки в
историческом познании и исторического познания в историческом сознании. Следует
отметить исследования А.И. Ракитова, О.Д. Агапова, Б.Г. Могильницкого, В.И. Копалова,
Ю. Либига, В.В. Балахонского. Данный аспект в западной философии характерен как для
представителей нарративистской и постпозитивистской эпистемологии истории, так и для
имеющих схожие взгляды с вышеуказанными направлениями Р. Ароном, школой
Анналов, Р.Дж. Коллингвудом;

- аксиологический - полагающий историческое сознание как основу и механизм
преемственности ценностных доминант, как осознание исторической идентичности на
основании оценок прошлого (И.С. Кон, Ю.А. Левада, А.Х. Самиев, В.А. Ельчанинов, Б.К.
Гензелис, В.М. Межуев), отождествляющий историческое сознание с социальной памятью
(В.П. Яковлев, Ю.М. Лотман, В.В. Устьянцев, И.И. Анисимова, А.В. Гулыга). Западная
традиция в данном контексте представлена неокантианцами баденской школы - В.
Виндельбандом, Г. Риккертом, М. Вебером, Г. Зиммелем, а также интерпретацией
исторического сознания как «исторического чувства» у Г. Лукача;

- праксеологический - акцентирующий внимание на социальных функциях исторического сознания (Л.И. Кононова, О.Ф. Гаврилов), его роли в формировании исторического (А.Л. Андреев, А.Я. Зарипов, Л.В. Скворцов) и национального (Г.А. Кондратьев, В.Х. Кучкаров, В.Е. Абидова) самосознания, самосознания личности (В.В. Мелешкин). Также следует отметить исследования Ж.Т. Тощенко, Г.Т. Журавлева, В.И. Меркушина, Ю.К. Фомичева, анализирующих историческое сознание сквозь призму социологических измерений;

идеологический - исследующий идейно-политическую составляющую

исторического сознания. Данный подход присутствует в исследованиях О.В. Волобуева, М.Я. Геллера, А.А. Зиновьева, С.Г. Кара-Мурзы, М.А. Кисселя, СВ. Кулешова, Р.А. Медведева, А.В. Пыжикова, А.В. Юревич.

Такая «мозаичность» представлений об историческом сознании в современной российской философии, на наш взгляд, объясняется не только различием когнитивных, идеологических и методологических подходов, но также объективной трудностью найти «золотую середину» между его концептуальным, философско-историческим и аксиологическим анализом. Очевидно, что указанные аспекты взаимодополняют друг друга и необходимы, но не раскрывают целостного характера исторического сознания, который не может быть сведен к какому-либо одному из них. Мы считаем, что исследование исторической реальности необходимо начинать именно с теоретической разработки исторического сознания. Когда будут проанализированы сущность, структура и значение исторического сознания, тогда история будет представлена не внешним по отношению к человеку процессом, а будет выявлено ее человеческое измерение.

При разработке проблемы сознания были использованы работы отечественных философов и психологов (М.К. Мамардашвили, П.В. Копнина, Э.В. Ильенкова, В.П. Зинченко и др.).

Мы уверены - проблема исторического сознания требует дальнейшей теоретической разработки, так как дихотомия человек-история, является актуальной проблемой современности. Недостаточно исследованы вопросы, связанные с выяснением общей природы исторического сознания, взаимовлиянием его структурных компонентов, соотношением исторического сознания и исторического познания, местом и роли исторического сознания в системе общественного сознания. Фрагментарно исследованы процессы деформации и искажения исторического сознания в современном российском обществе.

Объектом исследования является философская рефлексия исторического

процесса.

Предметом исследования является идея истории как специфическая форма осмысления исторической действительности.

Цели и задачи исследования. Направление анализа проблемы и степень ее разработанности определяют цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском осмыслении «идеи истории» в историческом сознании. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- установить категориальный статус «идеи истории» и предложить ее
концептуальное определение;

выявить существенные структурные элементы и механизмы функционирования «идеи истории»;

проанализировать формирование «идеи истории» в различных исторических периодах;

- исследовать исторические формы «идеи истории» и их выражение в
историческом сознании;

- уточнить содержание понятия «историческое сознание», исследовать его
функциональные компоненты и эвристические возможности;

- продемонстрировать реальное функционирование «идеи истории» на уровне
обыденного и научно-теоретического сознания.

Теоретическая и методологическая база исследования. Определяющими методологическими принципами диссертационного исследования явились принципы объективности, всесторонности, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Перечисленные принципы требуют комплексного изучения всех общественных явлений в процессе их возникновения, движения и развития. Принцип системности обусловил комплексное рассмотрение различных уровней, структур, конкретных феноменов исторического сознания как формы рефлексии исторического прошлого. Для решения поставленных задач в работе использовались методы каузального анализа, сравнительно-исторический метод, структурный, аксиологический методы.

Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме:

- выявлена теоретическая, мировоззренческо-методологическая сущность «идеи истории»;

- осуществлен социально-философский анализ исторической реальности через призму категории «идея история»;

проанализирована роль «идеи истории» в формировании исторического сознания;

обосновано существование «идеи истории» в сфере общественного сознания на обыденном и научно-теоретическом уровнях.

Результаты проведенного исследования могут быть сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Идея истории - это специфическое ментальное образование, лежащее в основе конструирования моделей исторической реальности. Идею истории можно рассматривать в качестве своеобразной матрицы, которая является сложной системой, состоящей из мировоззренческих, аксиологических, методологических, парадигмальных, фильтров предпочтения, формирующих репрезентативные образы исторического процесса.

  2. Идею истории невозможно обнаружить в событийном содержании эмпирической истории. Она является формой, смысло-образом, с помощью которой конкретное общество выстраивает модель своего исторического существования. На научно-теоретическом уровне данные модели приобретают смысловую завершенность и конкретность в разнообразных концепциях философии истории.

  3. В идее истории сконцентрированы когнитивные, методологические и аксиологические компоненты исследования исторической реальности. Их соотношение и форма проявляются в процессе формирования исторического сознания конкретной эпохи. Идея истории задает ориентиры, содержание, ценность, она присутствует во всех формообразованиях исторического процесса. Степень воздействия идеи истории на общественную жизнь зависит от адекватности отражения объективной реальности.

  4. Историческое сознание - это система взглядов, ценностей, смыслов человеческого бытия, которые открываются и присваиваются личностью в процессе постижения исторической действительности. Историческое сознание как сложное структурное образование имеет свои уровни отражения прошлого в его связи с настоящим и будущим, характеризующиеся особыми способами выражения, хранения и передачи исторического знания. Центральным моментом, благодаря которому историческое сознание приобретает целостные системные формы, является идея истории. Наличие четко фундированной идеи истории, присущее теоретическому историческому сознанию, позволяет на высоком категориальном уровне рефлексировать над исторической реальностью, между тем обыденное историческое сознание в силу эклектичности к подобной рефлексии не способно.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты настоящей работы могут иметь практическое применение в сфере социальной философии, философии истории, культурологи. Данное исследование может внести определенный вклад в развитие изучения российского национального самосознания и придать импульс исследованиям в сфере философии истории. Содержание настоящей диссертации может быть применено при разработке и чтении специальных курсов, проведении семинаров по таким направлениям как методология исторического и социального исследования, социальное прогнозирование и моделирование.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Воронежского государственного педагогического университета, на Всероссийской теоретической конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2008).

Структура диссертации. Структура диссертационного исследования определена в соответствии с поставленными целями и задачами работы, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 215 источников (из них 203 отечественных и 12 иностранных).

Похожие диссертации на Философский анализ «идеи истории» специальность