Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Гриценко Светлана Викторовна

Информационная культура личности в постиндустриальном обществе
<
Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе Информационная культура личности в постиндустриальном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гриценко Светлана Викторовна. Информационная культура личности в постиндустриальном обществе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Пермь, 2005 228 c. РГБ ОД, 61:05-9/418

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие и сущность информационного общества

1.1. Понятие информации, информационного общества 15

1.2. Сущностные черты информационного общества 27

1.3. Противоречия информационного общества .52

1.4. Информационная безопасность 68

1.5. Особенности становление информационного общества в России K.XX- нач.ХХІ вв. 80

ГЛАВА 2. Информационная культура в современном обществе

2.1 Понятие информационной культуры и проблемы ее формирования 91

2.2. Роль библиотек как информационно-культурных центров в формировании информационной культуры студентов 108

2.3. Особенности информационно-библиографической культуры 114

2.4. Библиотеки зарубежных вузов как прогрессивная институциализированная форма организации информационной культуры 140

2.5 Состояние и перспективы информационно-библиографического обучения студентов в библиотеках негуманитарных вузов 153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 180

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования продиктована отсутствием должного внимания к информационной культуре общества, хотя современный период развития цивилизации характеризуется переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному, информационному, базирующемуся на информации и знаниях как основных социально-культурных ценностях. Повсеместное внедрение информационных технологий создало новые, уникальные возможности для активного и эффективного развития государства, общества, личности. Вместе с процессами информатизации происходит зарождение и развитие новой формы культуры - информационной. Насыщенность социума информацией, событиями, мобильность и гибкость социокультурной динамики требует философского осмысления теории постиндустриального общества -исследования концептуального гуманистического основания этого общества, новым его качеством - информационной культурой. Эта новая реальность и новое понятие «информационная культура» - мало изучено, но оно уже введено в научный оборот и представляет большой интерес для исследований философов, культурологов, социологов.

Актуальность темы заключается в необходимости осмысления известных концепций постиндустриального общества, в особенности его социокультурных характеристик, - роста индустрии знаний, превращения информации в знание, внедрение информационных технологий и их влияние на развитие личности.

Многие черты постиндустриального общества характерны для современного российского общества, - рост объема информации, внедрение информационных технологий в разные сферы общественной жизни, влечет за собой стремительное нарастание информатизации образования, что меняет среду образования, методы, модели специалиста, социализацию личности. Создается новое пространство культуры - информационное. Стремительно

меняется труд, социальная структура, растет потребность в интеллектуальном труде и работнике интеллектуального труда. В условиях информационной революции, изменившей труд и культуру, становится все более актуальным изучение сущностных черт информационного общества и его неотъемлемой стороны - информационной культуры.

Представляется необходимым комплексное исследование формирования информационной культуры как части общей культуры человека, специфики социокультурной регуляции в информационном обществе, диалектической взаимосвязи виртуальной и классической реальности. Изобретая все более совершенные способы коммуникации, функционирующие в виртуальном пространстве, человечество в полной мере еще не осознало всех негативных и позитивных возможностей, не выработало механизмов адаптации к их воздействию. Представляет научный интерес выяснение эффективности процесса формирования информационной культуры личности, которая способствует осуществлению практического перехода к информационному обществу, делая переход более органичным.

В условиях реформы высшего образования в России, информатизации образования важно определить на данном этапе в вузовской системе базовые структурные центры для информационного обеспечения образовательного процесса и формирования информационной культуры. Опыт показывает, что базовыми центрами информационного обеспечения педагогического, научного, воспитательного процесса становится библиотека и вновь создающиеся культурно-информационные центры, генерирующие информацию, знания, создающие необходимые условия для обновления знаний и апробаций новых информационных технологий.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с информационной культурой, ее креативной ролью в современном информационном обществе изучаются рядом фундаментальных и прикладных научных дисциплин: социальной философией, социологией, психологией, теорией культуры, библиотековедением, информатикой и др.

Информационное взаимодействие между людьми возникло с появлением общества и относится к числу наиболее древних социальных феноменов. Однако, несмотря на длительность существования информационных процессов в обществе, понимания их значения и попытки исследовать это явление относится в основном к нашему времени.

Вначале причина популярности данного объекта исследования и обсуждения заключалась в понимании последствий дисбаланса общественного развития в период информатизации, последствий преобладания технократических тенденций, потом данный тезис объединил в особое научное направление многочисленные исследования, связанные с ролью информации в жизни общества и личности. Ученые ставили пред собой задачу: выработать механизмы противостояния негативным тенденциям информатизации и усилить гуманистические приоритеты развития общества. Однако философско-культурологический аспект информационного общества, информационной культуры исследован недостаточно.

Проблемы формирования информационного общества являются важной концептуальной базой для изучения сущности, организации и развития информационной культуры личности на современном этапе. Следует отметить вклад в эти исследования И.Ю. Алексеева, О.Н. Вершинской, Т.П. Ворониной, М.Г. Вохрышевой, B.C. Егорова, А.Д. Елякова, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, В.Л. Иноземцев, В.З. Когана, К.К. Колина, В.Н. Кукьян, А.Н. Лаврухина, И.С. Мелюхина, И.Г. Моргенштерна, СМ. Оленева, В.В. Орлова, В.М. Петрова, А.И. Ракитова, Л.Д. Реймана, Э.П. Семенюка, Л.В. Скворцова, Н.А. Слядневой, А.В. Соколова, А.Д. Урсула, А.И. Уткина, Ю.А. Щрейдера, И.И. Юзвишина и др., а также зарубежных авторов — Д. Белла, М. Кастельса, Л. Минка, С. Нора, Т. Стоуньера, О. Тоффлера, Ю. Хаяши, К. Шеннона, Ф. Эмери и др.

Для уточнения концептуальных основ исследования представляется значимой позиция В.В. Орлова, выделившего фундаментальные тенденции

классической теории постиндустриального общества и показавшего основополагающую роль интеллектуального, компьютерного, «всеобщего» или «научного» труда в социокультурной динамике постиндустриального общества. «Возникновение производства материальных абстрактных структур», т.е. информации в системах, компьютерах, технологии превращения материального в идеальные, осознанные формы, меняющие характер культуры и порождающие новые формы культуры требуют продвижения к созданию адекватной теории современного этапа развития цивилизации.1 Компьютерный труд - фундаментальная основа информационной культуры.

Вопросами правового обеспечения информационной безопасности общества, интеллектуальной собственности занимались И.А. Бачило, В.А. Галатенко, В.А. Дозорцев, В.А. Копылов, В.Б. Наумов, Ю.А. Нискевич, Н.К. Оконская, Е.А. Чичнева, А.В. Шамраев и др.

О принципах функционирования коммуникаций, СМИ как важных элементов для развития культуры писали В.М. Березин, Ю.П. Буданцев, В.Н. Иванов, М.М. Назаров и др.

Виртуализация общества, внедрение новых технологий в обучение и информационное обслуживание, возможности Интернет, информатизация образования исследовались такими учеными, как А.Е. Войскуновский, Ф.С. Воройский, А. Жичкина, Д. Иванов, С. Клименко, А. Лебедев, М. Мошков, Е. Пескин, Д. Рассохин, О.Б. Скородумова, Г.Л. Смоляк, O.K. Филатов, К.Б. Шошников, И.А. Щеглов и др., зарубежные авторы С. Браун, Н. Винер, П. Кент, А. Моль, М. Нольден и др.

Разработка теоретических, методологических и практических проблем информационной культуры начались сравнительно недавно. Большой интерес исследователей привлекли общие проблемы информационной культуры общества, личности, специалиста. Первые работы были опубликованы в 1974 и 1975 годах - это статьи К.М. Войханской и Б.Я.

1 Орлов В.В. Постиндустриальное общество и Россия // Философия и общество.-2003.-№3.-С.88. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов». С конца 80-х годов понятие «информационная культура», благодаря книгам А.П. Суханова «Информация и прогресс» и Г.Г. Воробьева «Твоя информационная культура», стало популярным. В научный оборот это понятие ввели Э.П. Семенюк и А.А. Виноградов.

Первые попытки проанализировать генезис информационной культуры, выявить ее историческую и социальную обусловленность были предприняты в работах Н.Б. Зиновьевой, Э.П. Семенюка, А.И. Ракитова и др. В дальнейшем их развили С.Г. Антонова, Г.Ю. Кудряшова, Н. Лопатина, В. Минкина, Н,В. Огурцова, СИ. Оленев, Э.Л. Шапиро, О.В. Щербинина и др.

С изучением информационной культуры тесно связан вопрос о культуре чтения, который в свое время актуализировал Н.А. Рубакин, а позже занимались М.Я. Дворкина, С.А. Езова, Н.В. Лопатина и др.

Деятельность библиотеки вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста, расширения предоставляемых услуг потребителям информации рассматривались в работах Е.Г. Авдониной, М.Т. Ануриной, Е.И. Березкиной, В.В. Брежневой, Е.Г. Виноградовой, Л.А. Галич, Г.С. Ганзиковой, И.С. Геллер, Л.В. Гугли, А.К. Гук, В.Д. Инзельберг, А.И. Исаченковой, В.В. Калюты, Е.Н. Кислицыной, Е.Ю. Кичигиной, Г.Ю. Кудряшовой, Е.А. Медведевой, В.А. Минкиной, Г.Б. Парпгуковой, К.П. Чуприна и др.

Принципам и опыту организации информационной культуры зарубежными вузами посвятили свои исследования Т.В. Еременко, А.Н. Зуйков, Г.Д. Кармишенская, Н.А. Коряковцева, В.Н. Орлов, Н.М. Шиндряева и др.

Содержательный анализ имеющийся литературы показал, что в настоящее время отсутствует комплексное рассмотрение проблемы информационной культуры личности, что в целом препятствует развитию научного подхода к ее формированию. Необходимость глубокого

осмысления сущности информационной культуры личности в контексте современной социокультурной ситуации в стране, разработки путей ее формирования обуславливают выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - анализ сущности, структуры, функций информационной культуры личности в постиндустриальном обществе и механизмов ее формирования. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- выделить сущностные черты и противоречия постиндустриального общества как основы становления и развития информационной культуры личности;

- определить понятие «информационной культуры личности» и развернуть его содержание в контексте динамики взаимоотношений современного общества и личности;

- проанализировать особенности вхождения России в информационное общество и проблемы развития информационной культуры;

- выявить специфику и механизмы формирования информационной культуры в системе высшего образования;

- реализовать авторскую теоретическую модель в организации культурного информационного центра в вузе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является информационная культура личности как социальное явление. Предмет исследования - структура, механизм формирования и развития информационной культуры личности, ее влияние на развитие общества, качественных характеристик самого человека.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и культурологов по проблемам становления информационного общества, характеристике его основных черт и необходимых условий для

дальнейшего развития (О.Н. Вершинская, B.C. Егоров, А.Д. Еляков, М.С. Каган, В.З. Коган, К.К. Колин, И.С. Мелюхин, В.В. Орлов, А.И. Ракитов, Л.Д. Рейман, Н.Н. Сочеванов, Д. Белл, М. Кастельс, А. Турен, Ю. Хаяши и др.). При рассмотрении вопросов, связанных с формированием информационной культуры, были использованы работы библиотековедов М.Г. Вохрышевой, А.И. Исаченковой, О.П. Коршунова, И.Г. Моргенштерна и др. Работы Т.М. Анурина, Ю.С. Зубова, Н.Б. Зиновьевой, В.Д. Инзельберга, Д.Я. Коготкова, Н.В. Лопатиной и др. позволили охарактеризовать значение системы библиотечно-библиографического образования при формировании информационной культуры личности. В данной работе использован:

• диалектико-материалистический подход к проблеме взаимоотношения понятий как информационное общество, информационная культура в процессе их взаимодействия и взаимовлияния;

• исследование опирается на философско-культурологические представления о взаимодействии и взаимосвязи культуры и информационной культуры, как общего и особенного;

• собственно-культурологический подход осуществлен в анализе информационной культуры как процесса и результата культурной деятельности, культурного творчества (информация, ее переход в знание, коммуникация, новые типы связей, информационные технологии, виртуальная реальность), их влияние на менталитет, на сферу образования;

• исследование опирается на культурологическую концепцию структуры культурологической деятельности, которая конкретизируется анализом новых функций библиотек по формированию информационной культуры в сфере вузовского образования и обосновывается необходимость организации новых

структур в системе вузов (КИЦ) и их функций по созданию оптимальных условий формирования информационной культуры; • на наше исследование оказало влияние современное понимание процессов обновления культуры, трансляции культурных ценностей, обновления новой культурной парадигмы и ее ведущей стороны - информационной культуры.

Методология данного исследования определена ее теоретическим и прикладным характером. Философско-культурологический подход является базовым для исследования сущности, динамики информационной культуры ее роли в системе высшего образования и образовательных структур, в формировании личности студента и его социализации в период обучения.

Специфика предмета и объекта потребовала применения комплекса научных подходов и методов, обусловленных поставленными целями и задачами: информационный и социокультурный, социально-философский подход к пониманию сущности культуры и ее закономерностей, метод источниковедческого анализа публикационного массива по проблемам постиндустриального общества и информационной культуры, метод анализа и синтеза, способствующих выделению основных принципов и подходов к проблеме формирования информационной культуры, ее роли в динамике культурных процессов. Исследование носит комплексный характер и построено на основе системного подхода: от концепции до механизмов реализации поставленных в ней задач, а также с учетом достигнутого на сегодняшний день уровня информационного образования. Применялись также статистические и социологические (анкетирование, наблюдение, опрос) методы, метод сравнения, обобщения, прогнозирования.

Эмпирической базой исследования служат результаты социологических исследований, проводимых отечественными учеными (Е.Д. Абулкариева, С.Г. Антонова, И.Д. Байков и др.), данные пермских социологов (З.И. Файнбург и его школы) и результаты социологических опросов, проведенных автором с целью изучения уровня информационной культуры студентов вузов г. Перми.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

• выделены сущностные черты и противоречия постиндустриального общества как основы информационной культуры, такие как: современная информационная революция, формирование единого информационного пространства; развернутая инфраструктура, позволяющая аккумулировать информационные ресурсы; мультимедийные, коммуникативные формы культуры; приоритетным становится непрерывное образование и др.;

• впервые сформулировано понятие «информационная культура» на двух уровнях: философском и культурологическом. Информационная культура есть необходимое условие и способ раскрытия интегрированной природы человека, преобразования его сущностных сил путем накопления, переработки, трансляции информации и превращения ее в знание. На культурологическом уровне информационная культура есть вид культуротворческой деятельности по оперативному поиску информации, качественной ее переработке и позитивного практического использования в различных системах коммуникации;

• выявлены особенности начального этапа становления информационного общества и информационной культуры в России: резкое несоответствие прогресса информационных технологий и неразвитости соответствующей инфраструктуры, недостаточное государственное регулирование информационной сферой, при возрастающих объемах информации и знаний они не стали основным ресурсом социально-экономического развития; острота проблемы информационной безопасности;

предпринята первая попытка выявить специфику и механизмы формирования информационной культуры в системе высшего образования (мировоззренческую, когнитивную, коммуникативную, практическую); • обобщен опыт зарубежных и российских вузов по внедрению информационных технологий и реализована авторская модель культурно- информационного центра.

Эта новизна конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:

• определение понятия «информационная культура». Философский уровень: информационная культура есть необходимое условие и способ раскрытия интегральной природы человека, преобразования его сущностных сил путем накопления, переработки, трансляции информации и превращения ее в знание. На культурологическом уровне информационная культура есть вид культуротворческой деятельности по оперативному поиску информации, качественной ее обработке и позитивного практического использования в различных системах коммуникаций;

• информационная культура личности - необходимая составляющая общей культуры человека и условие его самореализации;

· ведущая роль фундаментального образования в формировании информационной культуры и оптимизация форм государственного регулирования информационной среды;

• действующая авторская модель информационно-культурного центра как инновационной технологии в сфере образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно служит более полному обоснованию путей формирования информационной культуры личности, содержит выводы и рекомендации, направленные на ее совершенствование. Исследовательский материал может быть использован при определении информационной культуры студенчества, системы требований к знаниям, умениям и навыкам ее формирования. Результаты исследования могут быть использованы в социальном проектировании. Итоги исследовательской работы могут в определенной мере содействовать социально значимым изменениям в образовательном процессе. На основе теоретических и практических материалов, представленных в работе, разработан курс «Основы библиографической и информационной культуры», читаемый для студентов дневного и заочного отделений Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова, который может быть использован в вузовской академической практике и в работе информационно-культурных учреждений.

Диссертантом создан культурно-информационный центр (КИЦ) академии, ориентированный на выполнение государственной задачи по формированию и поддержке единой системы информационного обеспечения, гуманитаризации образования и реализации культурной политики в академии, что способствует повышению уровня информационной культуры, более полному удовлетворению информационных потребностей студентов, преподавателей, научных работников. Кроме того, определен и апробирован порядок взаимодействия КИЦ с другими структурными подразделениями вуза (музеем, библиотекой, интернет-залом, редакционно-издательским отделом), основной и объединяющей функцией которых является образование и воспитание человека. Попытка автора синтезировать теоретический и практический аспекты исследования информационной культуры обусловлена потребностями времени - вхождением России на ступень информационного общества, сложной динамикой высшего образования.

Понятие информации, информационного общества

В последние 30 лет экономисты, социологи, философы, государственные деятели стали активно использовать новый термин -«информационное общество». Это явление отражает объективную тенденцию развития цивилизации, связанную с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни людей. Информация становится одной из основных ценностей в жизни человека.

Понятие «информация» (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) достаточно сложно и неоднозначно. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» [2,с.2] гласит: «Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». В зависимости от области исследований информация имеет множество определений: "информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств" [36, с.31]; коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); передача разнообразия (У. Эшби); мера сложности структур (А. Моль); вероятность выбора (Яглом) [184, 190, 120, 193]. Р. Акофф и Ф. Эмери замечают, что Шеннон, заимствовав термин "информация" из работ Хартли [176] 1928 года, употребляет его "преимущественно в ограниченном (техническом) смысле. Вопреки своей терминологии Шеннон занимался скорее тем, что можно назвать количеством переданных сообщений, а не количеством сообщенной информации" [11, с.147]. А.И. Михайлов, А.И.Черный, Р. Гиляревский в своей работе разъясняют: "Мы будем употреблять термин "информация" для обозначения каких-либо сведений" [118, с. 47].

Из приведенных определений следует, что до сих пор в науке нет единой трактовки этого явления. Каждое из определений раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия информации. Известны и философские подходы к исследованию информации. "Информация" относится к абстрактным понятиям, которым присуща многозначность. Во второй половине XX столетия стало переосмысливаться принципиальное видение мира. Традиционно оно было представлено такими классическими категориями, как материя, движение, пространство, время и т.д. В процессе изучения роли информации напрашивается вывод, что данная картина не полна и нуждается в дополнении. Например, Н.Н. Сочеванов обосновал свой взгляд на эту проблему тем, что информационная составляющая объективно присуща всем разновидностям систем, начиная от микробов, всего живого мира и кончая неорганической жизнью. При этом поля передачи информации могут быть самыми различными: звук, свет, ультразвук, электромагнитные колебания и т.п. Совокупность всех видов информации образует, по Сочеванову, единое информационное поле, которое можно идентифицировать с ноосферой Леруа- де Шардена - Вернадского [159]. Информационное поле при этом вездесуще.

Гипотезу об информационной модели Вселенной разрабатывали ученые Международной академии информатизации, в частности, И.И. Юзвишин [191, 192], Э.В. Евреинов, В.В. Нечаев [58] и др. Академик И.И. Юзвишин стал создателем нового научного направления - информациологии. В своей монографии на эту тему он сделал вывод, что "все во Вселенной имеет информационно-кодовую основу и сотовую структуру. Человек является частью этой информационной основы и сотовой структуры сети пространства Вселенной. Его информационно-кодовая структура всеми своими элементами (атомами, электронами, фотонами и другими частицами) коррелирует, взаимозависит, взаимосвязана и взаимодействует с атомами, электронами, фотонами, нейтрино близлежащих слоев среды обитания человека, а также далеких сред пространства Вселенной" [192].

B.C. Егоров предлагает включить в понятие «объективной реальности» (материи) ее неотъемлемую составляющую - информацию. Информация - это содержание, а материя - ее форма и мера плотности. Она реализуется в виде твердого тела, жидкости, газа, плазмы, в виде электромагнитных, гравитационных и иных полей. "Человек, как и мир, многосущностен, и познание его как миропонимания безгранично. Открытие информации позволяет с новых позиций рассматривать происхождение и саму сущность человека. Выяснение информационной сущности человека позволяет прийти к выводу о том, что информация превращается в основной стратегический ресурс общества. Только в конце века созрели условия для принципиально нового философского, мировоззренческого подхода, исходящего из открытости мира" [60, с.119].

В начале 2000 года обнародовано сообщение об открытии, которое подтверждает информационную природу человека. Международный проект "Геном человека", в котором участвовали ученые двадцати стран, в том числе России, сумели расшифровать наследственный код. Им удалось выявить, что природа закодирована в ДНК инструкции о том, как клеткам выжить, как реагировать на внешние воздействия, как стареет организм и множество других сведений. Информационные процессы характерны как для глобального мирового уровня, так и для уровня живой клетки. Развитие человека, его мозга и сознания связано с накоплением и изменением генетической информации. Информационная эпоха и информационная природа человека выражается понятием «человек информационный», или «человек познающий». Переход от энергетической основы жизнедеятельности к информационной означает принципиально новый характер общественного взаимодействия, новую парадигму человека и общества. Речь идет о наступающей эпохе несилового информационного взаимодействия и об информационном человеке как его персонификации.

Противоречия информационного общества

Для каждой исторической эпохи характерен свой комплекс противоречий. В данный период он определяется тенденциями глобализации и информатизации общества. «Глобализация - это коммуникационное «сжатие» планеты, информационная взаимопроникаемость и взаимосвязанность, интернетизация многих сторон жизни современного мира как следствие бурного научно-технического прогресса» [33].

Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. У людей появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. Сжимается время и пространство, уменьшается значение национальных границ, что дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического, политического и культурного порядка.

Один из парадоксов, например, политической реальности -противоречие между институтами демократии и интеллектуальной элитой, манипулирующей информацией в корыстных целях, далекой от демократии. «Для российских политологов главный парадокс современной ситуации состоит в том, что именно сейчас, когда в нашей стране наконец, начали развиваться и набирают силу институты политической демократии, они перестали играть главную роль в политическом мире. Трагедия и фарс современности - в развитии парадоксальной тенденции информационного общества: чем современнее становится общество, тем большее значение в нем придается не институтам и нормам, а самим действующим лицам и их имиджам, причем на виртуальной политической сцене» [32, с.26-27]. «...вне зависимости от того, кто становится виртуальным победителем, на виртуальной политической сцене, именно он будет обладать реальной политической властью, поскольку никакие институциализированные политические механизмы в информационную эру не способны соперничать с умами людей, опирающихся на власть информационных сетей» [32, с.ЗЗ].

Одно из «кричащих» противоречий - информационное неравенство. В литературе это противоречие еще четко не определено. Для его характеристики используют различные термины: «цифровое неравенство», «электронное неравенство», «цифровое расслоение общества» и т.п. Мы присоединяемся к мнению В. Фортова [173], о том, что наиболее подходящим является термин «информационное неравенство»: это противоречие охватывает не только инструментально-технические, но и социально-экономические, лингвистические и культурологические аспекты общественной динамики, путь преодоления которого связан с необходимостью формирования информационной культуры общества. Информационное неравенство ведет к особой форме отчуждения, при которой человек в силу определенных обстоятельств не может воспользоваться многообразием форм предоставления информации, то есть он остается в стороне от общего движения информационного постижения знаний, а потому ограничиваются его сущностные мыслительные, деятельностью, познавательные силы, не раскрываются его способности и ограничиваются возможности удовлетворения всего многообразия потребностей.

Информационное неравенство всегда существовало в человеческом обществе. Вначале его носителями являлись совет старейшин и члены племени, позднее, с возникновением цивилизаций и появлением письменности, ими стали читающая элита и неграмотные люди. Представляет интерес подход отечественных ученых, в частности, И.О.Абрамовой и Д.В. Поликанова [8], суть которого выражена в пяти обобщающих характеристиках: физический доступ, то есть наличие возможности использовать инфраструктуру, программное обеспечение и оборудование; финансовый доступ - экономические возможности пользователя оплачивать услуги Интернета; когнитивный доступ - наличие у пользователя необходимой для работы в информационной сети образовательной подготовки, то есть способность субъекта осуществлять поиск и получать нужную информацию, обрабатывать ее и применять в рамках своей деятельности. Это означает умение не только воспринимать и анализировать информацию, но и распространять собственную с использованием информационных средств. Это тот момент, который характеризует информационную культуру личности. Немалую роль играет получение значимой информации. Также важен доступ к политической информации, чтобы при необходимости влиять на политический процесс. Для количественного соотнесения информационных возможностей по различным странам был разработан «индекс информационного общества», согласно которому Россия находится на 40 месте после Польши, Новой Зеландии, Сингапура и других стран [63].

В информационном обществе проявляются общие социальные противоречия: между бедностью и богатством, отдельными социальными группами, государствами и нациями, подрастающими и старшими поколениями и другие. Сама информация была и остается столь же противоречивой, как и общество. Она может быть положительной, способствующей совершенствованию людей и улучшению отношений между ними, развитию науки, техники и культуры, и отрицательной, способствующей возбуждению и распространению вражды, преступности, разрушению личности. История показывает, что нередко такой силой становилась не только ложная, самообманная идея, но и просто антигуманная. Например, в XX веке результатом тотальных режимов и массового обмана и самообмана в Германии, Италии, СССР стала гибель десятков миллионов людей, тысяч памятников культуры, духовного опустошения поколений.

Понятие информационной культуры и проблемы ее формирования

В период перехода к информационному обществу наиболее важной задачей является подготовка человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому в современном обществе уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда на основе коллективного знания подготавливаются и принимаются решения. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры освоения информации. Для отражения прежде всего этого факта и вводится понятие «информационная культура». «Информационная культура - элемент общей культуры личности, способность к рефлексии, непрерывному образованию, самостоятельному наращиванию профессиональных знаний» [29, с.261]. Нам кажется это определение недостаточно точным и полным. Мы попытались дать свое определение, которое родилось в ходе нашего исследования и которое, нам кажется, более полно отражает суть данного понятия. На наш взгляд, для разработки понятия «информационная культура» сначала следует исходить из концепции 3-х уровней исследования: философского уровня, среднего и частно-научного. За исходное берем определение культуры, предложенное B.C. Барулиным, - культура (вообще, в широком смысле) - процесс созидания и развития универсальной человеческой сущности, материальных и духовных средств, процесс самосозидания человека. В этой связи информация - тоже одно из необходимых условий созидания человека. Информация как всеобщая связь явлений мира включает в себя как материальные, так и духовные средства формирования человека. Далее собственно философское определение информационной культуры должно, на наш взгляд, опираться на следующие положения:

- философское определение культуры (культура как созидание универсальной человеческой сущности);

- философское определение информации (информация как всеобщая связь явлений мира);

- о самоорганизации, проявляющейся в деятельности личности по преобразованию информации в знание;

- о диалектике опредмечивания и распредмечивания переработанных знаний в деятельности и общении.

На основании общефилософского определения культуры предложим философское определение информационной культуры: информационная культура — есть необходимая система накопления, переработки, трансляции, усвоения информации как необходимого условия и способа преобразования сущностных сил человека.

Иначе говоря, от всеобщего социально-философского определения, мы «спускаемся» к культурологическому определению информационной культуры, которое выражает аспект деятельностнои сущности человека в информационном пространстве. «Информационная культура - часть общей культуры человека, содержащая оперативный поиск информации, качественную ее обработку и позитивное практическое использование, превращение информации в знание; творческая способность к образованию и самообразованию».

Смена информационных революций, кризисов, приведших к информатизации человеческого общества, обусловила то, что информационная культура, претерпев изменения в ходе всех этих преобразований, вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое целое. Качественный скачок информационной культуры в последнее время обеспечил синтез всех форм, срастание их, стирание граней и, как результат, - максимальный комфорт оперирования информацией.

Разработка теоретических, методологических и практических проблем информационной культуры началось сравнительно недавно, поэтому количество научных работ на эту тему еще не велико, но они уже составляют особую группу.

Впервые словосочетание «информационная культура» появилось в 1980 году в популярной книге Г.Г. Воробьева «Твоя информационная культура», который целенаправленно занимался этой темой по отношению к молодежной среде [39]. На концептуальном уровне информационная культура исследовалась в работах А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка, в которых был проанализирован генезис информационной культуры, выявлена ее историческая и социальная обусловленность [144]. Проблемы информационной культуры рассматривались Т.М. Ануриной, А.А. Гречихиным, Е.А. Медведевой, Б.А. Семеновым, И.Г. Хангельдиевой [15, 113, 114]. Термин «информационная культура» был введен в научный оборот и дальнейшее осмысление получил на страницах сборника научных трудов «Информатика и культура» (1990 год) [80]. Стремительная динамика информатизации приводит к созданию институционированных форм информационной культуры. Так, в 1993 году в рамках Международной Академии Информатизации было создано Отделение информационной культуры, объединившее ученых разного отраслевого профиля из разных городов, вузов и научных учреждений России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Значительными акциями Отделения стали ежегодно проводимые Международные конференции, выпуск сборников тезисов докладов, статей по фундаментальным вопросам информационной культуры личности.

Похожие диссертации на Информационная культура личности в постиндустриальном обществе