Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Кульбакина Оксана Евгеньевна

Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект
<
Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кульбакина Оксана Евгеньевна. Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Барнаул, 2005 165 c. РГБ ОД, 61:05-9/582

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование основ интеграции идей гуманизма

1.1. Понятие «гуманизм» в системе социально.-философских категорий 13

1.2. Анализ основных подходов к интерпретации гуманизма 25

1.3 Развитие гуманизма в философии XX- XXI веков 38

1.4. Возможность интеграции идей гуманизма в философии и общественной практике 58

Глава 2. Гуманизм в контексте социальной работы как профессиональной деятельности

2.1. Отражение идей гуманизма в жизни общества 76

2.2. Гуманистическая составляющая социальной защиты и социальной работы в истории России 86

2.3. Реализация гуманизма в социальной работе современной России 117

Заключение 145

Список литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Идеи гуманизма играют важную роль в жизни общества и отдельной личности. Они определяют отношение человека к разным явлениям, связанным с его существованием. Во многом благодаря гуманистическим идеям человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. И вместе с тем эти идеи могут мотивировать человеческую деятельность, направлять и обосновывать ее. Поэтому проблема содержания идей гуманизма не носит чисто академического характера. Она напрямую обращена к нашей практике, в том числе - жизни и работе в системе образования.

Основой для развития и осмысления гуманизма является философское знание. Здесь накапливается и обновляется теоретический опыт его изучения, закладываются основы формирования гуманистического мировоззрения. Однако идеи гуманизма выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Усвоение таких идей не осуществляется в короткие и заданные сроки. Сложность этого процесса связана с необходимостью переориентации сознания людей.

Современное мировое сообщество характеризуется явлениями и процессами крайне негативными для его существования. Такими как экономический упадок в странах Восточной Европы и на территории бывшего советского государства; обострение национальных конфликтов в разных частях мира; глобализация, вызывающая противоречивое отношение в обществе от ее полного одобрения до неприятия. О сложном положении, переживаемом российским обществом, свидетельствует существенное снижение материального и социального статуса большинства граждан России, увеличение населения «групп риска», обострение проблем

беспризорности, детской инвалидности многих других. В условиях реформирования нашего общества, перспективы развития человека приобретают особое значение. Задачи формирования современного российского общества не могут быть- решены без утверждения основополагающих принципов, касающихся духовного развития граждан. В такой ситуации необходимо изменение отношения к роли и значению человека в окружающем мире. Гуманизм как система взглядов на человека является той духовно-нравственной опорой общества, на основе которой возможно оптимальное решение многих социальных проблем.

На реализацию гуманистических целей направлены такие жизненно-практические явления как формы государственного устройства, социальная политика, процессы воспитания и обучения и многие другие. Гуманизм реализуется в разных сферах практической деятельности. Например, в психологии, - как одно из направлений работы с клиентом, в педагогике — при взаимодействии учителя и ученика, в экологии и юриспруденции — в качестве доминанты человека в отношениях с окружающей средой, нормами права соответственно. Одним из направлений реализации идей гуманизма является социальная работа, которая стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. В самом общем виде социальная работа строится на стремлении к гармонии общественных отношений. Поэтому можно сказать, что гуманизм выступает фундаментальной основой социальной работы. В то же время, границы гуманности и антигуманности действий социального. работника весьма условны и становятся сложной исследовательской проблемой, от решения которой во многом зависит социальное благополучие отдельной личности, общества в целом.

Проблемы, возникающие в области реализации гуманизма на практике,

являются следствием одностороннего осмысления его теоретических основ. Идеи гуманизма могут быть востребованы лишь при интеграции разных сторон своей многообразной сущности. Интеграция гуманизма позволит более полно и целостно осмыслить этот феномен, а также повысить его востребованность как идеи и расширить возможности реализации гуманизма как совокупности практических явлений и процессов.

Степень разработанности проблемы.

Изучению гуманизма уделяется повышенное внимание в зарубежной и отечественной литературе. Но отличительной чертой большинства имеющихся работ является их, преимущественно, монодисциплинарный характер. Такие исследования актуальны и необходимы, но недостаточны для целостного, социально-философского понимания данного феномена. Так, формирование основ интеграции идей гуманизма невозможно без уяснения содержания изучаемого нами явления. В этом отношении важными являются работы классиков философского знания: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ж. Маритена, К. Маркса, П. Тейяра де Шардена, Е.Н. Трубецкого, М. Хайдеггера, Ф. Энгельса и других. Исторические аспекты развития гуманизма разных эпох и социокультурных систем нашли рассмотрение в работах таких исследователей как И. Богута, В.В. Зеньковский, Л.Н. Машненкова, В.Ф. Шаповалов и других. Современные интерпетации гуманизма представлены в трудах В.В. Афанасьева, B.C. Барулина, Ю.Г. Волкова, А.А. Гусейнова, В.А. Лекторского, А. Назаретяна, В.Т. Пуляева, И.Т. Фролова и других ученых.

В русле традиционного материалистического мировоззрения гуманизм исследуется С.Г. Брындиным, М.А. Кирьязьевой, О.Н. Крутовой, В.Г. Леонтьевым, Т.А. Ярошевским; как космологический феномен -

В.П. Казначеевым, Е.А. Спириным, Л.В. Шапошниковой; в экологическом контексте - Н.Н. Моисеевым, И.Н. Пригожиным, И. Стенгерс, А.Д. Урсулом, Г.И. Швебсом. Религиозный характер гуманизма обсуждается в произведениях Е.М. Амелиной, Н.А. Бердяева, Н. Лобковица, А. Меня, С.Л. Франка, а исключительно светский - В.А. Кувакиным, П. Куртцом, А. Печчеи, Э. Фроммом, Дж. Хаксли.

Поиск общих характеристик разных подходов к гуманизму имеется в работах П.С. Гуревича, В.Ю. Инговатова, О. Клемана, А.Н. Кочергина и некоторых других авторов. Вопрос о возможности и даже необходимости их объединения в единую, целостную сущность поднимается М.Я. Бобровым, В.Д. Жукоцким, Н.Н. Марфениным, А.В. Прокофьевым, А.И. Суббето, Е.В. Ушаковой, П.В. Ушаковым и другими.

С изучением гуманистических традиций социальной защиты и социальной работы в России, связанны исследования М. Громова, Л.Г. Гусляковой, В.А. Ельчанинова, А. Ермолаевой, К.В. Кузьмина, Е.А. Максимова, А. Л. Свердлова, Б. А. Сутырина, В.В. Тевлиной, М.В. Фирсова, Т. Яркиной, В.Н. Ярской.

Новым тенденциям развития социальной работы в России, ее становлению и реализации как профессиональной деятельности посвящены работы СИ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, И.А. Зимней, А.И. Кравченко, П.Д. Павленка, М. Сухорукова, Л.В. Топчего, Е.И. Холостовой, М.К. Эффендиева и других. Практическая сфера социальной работы стала объектом изучения В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, Т. Кремневой, В.Н. Лавриненко, А. Некрасовой, Л. Никитиной, М. Саппса и К. Уэллса, Р. Фасхиевой и других зарубежных и российских ученых. Проблемы интеграции гуманистических идей нашли отражение в работах В. Вульфова, И. Галицкой, Ф. Парслоу, Ш. Рамона, Т.Шанина, Е. Ярской-Смирновой и других.

Тем не менее, многие важные аспекты остаются неисследованными. В частности, возможность реализации идей гуманизма в социальной работе современной России; снятие противоречий в деятельности социального работника (между социальной работой, как социальным институтом и государством, специалистом и клиентом), порожденных требованием гуманизации этой профессии и т.п. Эти вопросы требуют специального социально-философского изучения.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе достаточно широко обозначены разные подходы к осмыслению гуманизма. Но большая часть концепций характеризуется рассмотрением гуманизма преимущественно в рамках собственной мировоззренческой позиции. Это, в свою очередь, ограничивает интегративную сущность гуманизма. Осмысление гуманизма исключительно в пределах разобщенных подходов сегодня уже является недостаточным, поскольку не решает всего комплекса проблем сложноорганизованного общества XXI века. С учетом изложенного в диссертации предпринята попытка интеграции идей гуманизма.

Объектом диссертационного исследования является гуманизм как социокультурный феномен.

Предмет исследования - интеграция идей гуманизма в современном обществе - теоретико-мировоззренческий и жизненно-практический аспекты.

Цель исследования: социально-философский анализ процесса интеграции идей гуманизма.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать социально-философские подходы к осмыслению феномена гуманизма.

  2. Исследовать современные интерпретации гуманизма в философии.

  1. Выявить возможность интеграции идей гуманизма в философии и общественной практике.

  2. Рассмотреть реализацию идей гуманизма в основных сферах жизни современного общества.

  3. Проанализировать гуманистическую направленность становления и эволюции социальной защиты и социальной работы в истории России X - XX веков.

  4. Дать характеристику интегративного гуманизма социальной работы современной России.

  5. Разработать рекомендации по оптимизации применения интегративного гуманизма в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников.

Гипотеза исследования:

идеи гуманизма являются существенными и необходимыми для всех основных видов социальной деятельности и, прежде всего, социальной работы.

Информационная база исследования представлена трудами классиков социальной философии, социально-философскими и историческими исследованиями ученых XIX - XXI веков, справочными материалами.

Методологической основой выступают:

- на общефилософском уровне - совокупность принципов и методов

системного и диалектического подходов к развитию общества и человека;

- на социально-философском уровне - общий принцип взаимосвязи

общественного бытия и общественного сознания; принцип единства

биологического и социального в человеке. Теоретическая основа исследования:

  1. Концепция сущности человека как целостного феномена (М.Я. Бобров, Е.В. Ушакова).

  2. Концепция «коэволюции» и положения об «экологическом императиве» (Н.Н. Моисеев, Н.Н. Марфенин, А.Д.Урсул).

  3. Идеи глобального «светского» гуманизма (Дж. Хаксли, П. Куртц, В.А. Кувакин).

4. Идеи «христианского гуманизма» (Н:А. Бердяев, С.Л. Франк).

Методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический анализ, сравнительный анализ и концептуальный синтез, системный.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Дана характеристика гуманизма как целостного социокультурного феномена.

  2. На основе анализа социально-философских исследований проанализированы основные подходы к осмыслению гуманизма, раскрыт процесс их формирования и развития.

  3. Обоснована необходимость и выявлены основания интеграции идей гуманизма.

  4. Предложена авторская интерпретация интегративного гуманизма.

  5. Рассмотрена гуманистическая составляющая общественного развития во взаимосвязи с историей становления социальной работы в России.

  6. Аргументирована возможность интеграции идей гуманизма в практике социальной работы современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманизм является важным фактором самопознания, признания ценности человеческой жизни, который присутствует в обществе на каждом из этапов его развития. Так как гуманизм основывается на определенном понимании человека, которое в разных культурах может существенно различаться, то неизбежно многообразие форм гуманизма.

  1. Идеи гуманизма формировались в рамках взаимодействующих друг с другом подходов. Религиозные концепции христианского гуманизма основываются на признании транцедентного, сверхмирового начала. Светский и натуралистический гуманизм, напротив, исходит из имманентного понимания мира. Для первого характерен индивидуалистический антропоцентризм и примыкающий к нему социоцентризм. Натуралистический гуманизм рассматривает человека в контексте природной, космической целостности.

  2. В современной философии и общественной практике наметилась тенденция интеграции идей гуманизма, которая основывается на взаимосвязях и взаимопересечениях подходов к осмыслению гуманизма. Их единство состоит в стремлении оптимизировать отношения человека с самим собой, окружающими людьми, социоприродной средой, в которой он живет. Поэтому идеи основных гуманистических направлений можно объединить в общий подход («интегративный гуманизм»).

  3. Одной из жизненно-практических, гуманистически ориентированных сфер деятельности является социальная работа. Гуманистические характеристики социальной работы России развивались на протяжении нескольких веков: от отношения к человеку как

пассивному пользователю услуг до признания в нем активного, творческого начала. В истории становления социальной работы реализовывались элементы разных подходов к осмыслению гуманизма. 5. В качестве концептуальной основы социальной работе современной России целесообразно использование интегративного гуманизма, основанного на христианских, светских и натуралистических гуманистических идеях.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования демонстрируют эвристическую значимость взаимодействия религиозного, светского и натуралистического подходов к осмыслению гуманизма. Они могут найти применение в решении таких проблем современного российского общества, как становление социального государства, формирование его духовно-нравственных основ и официальной идеологии, взаимодействие разных сфер жизни людей. Также могут использоваться в процессе организации социальной защиты населения, расширить перспективы осмысления возможных преобразований основ социальной работы в современном обществе.

Выводы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Социальная философия», «Теория социальной работы» и других дисциплин.

Апробация диссертационного исследования:

Основные результаты работы нашли отражение в докладах и сообщениях на научных конференциях: Научно-практическая конференция по проблемам гуманитарных исследований "Человек культуры" (Бийск, 21-22 сентября 2000 г.); Всероссийская научно-практическая конференция "Теория и практика воспитательной работы в школе" (Барнаул, 21-23 марта

2000 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция "Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы" (Барнаул, 17-19 мая 2001 г.); Всероссийская научно-практическая конференция "Философия, методология и история знаний" (Барнаул, 7-8 декабря 2001г.); Научно-практическая конференция "Интеллектуальный потенциал молодых ученых России" (Барнаул, 25-26 мая 2002 г.); Третья Научно-практическая конференция "Интеллектуальный потенциал молодых ученых России" (Барнаул, март 2003 г.). Основные материалы диссертации изложены в 6 публикациях общим объемом -1,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения и списка литературы (196 наименований). Общий объем текста- 165 страниц.

Понятие «гуманизм» в системе социально.-философских категорий

Вопрос о категориальном статусе понятия «гуманизм», содержании и месте в системе других понятий важен для нашей работы.

Основой, истоком для понятия "гуманизм" является понятие "гуманность" (от лат. humanus - человечный), которое, как философская категория, исторически оформилось раньше. "Гуманность" у римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона обозначает полноту и неразделенность многообразной природы человека. Ее гармоничное развитие, совершенствование возможно с помощью "семи свободных искусств": грамматики, риторики, поэзии, истории, моральной и политической философии, музыки. Перетолковав по-своему Цицерона, деятели Возрождения под "гуманностью" стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию.

В качестве идеала в различных философских направлениях гуманность понимается по-разному: и как всеобщее чувство участия, человечность, и как человеколюбие, признание и уважение достоинства человека. "Гуманный", то есть проникнутый любовью, уважением к человеческой личности [ПО, с.284]. Согласно В.И. Далю, "гуманный" означает человеческий, людской (поступить или сделать по-людски, хорошо), живущий в любви к ближнему, милостивый, милосердный [43, с.408].

Мы возьмем за основу интерпретацию гуманности как непосредственной самоданности человека, качества человеческой природы, которое выражается в благожелательном отношении к себе и другим людям.

Гуманность лежит в основе различных определений гуманизма как «системы воззрений» или совокупности взглядов. В самом широком смысле, гуманизм может трактоваться как всеобщее, естественное свойство человека осознавать, осмысливать и оценивать человечность, античеловечность или нейтральность своих действий [77, с. 11]. Следует подчеркнуть, что в данном контексте главное отличие гуманизма от гуманности состоит в акте рефлексии, сознании личностью тех или иных действий. Гуманизм оказывается определенной степенью, уровнем теоретического осознания и оценки гуманности

Такая трактовка, данная председателем Российского гуманистического общества В.А. Кувакиным, позволяет распространять этот феномен на исторические времена, когда самого слова «гуманизм» не существовало. Стихийное, а иногда и сознательное осмысление человеком своей гуманности - реальный факт человеческой истории. Гуманизм, определяемый не как учение или теория, а как особое явление, проявляющееся в отношении человека к самому себе в связи с наличием в нем человечности, существовал до возникновения самого этого понятия. Хотя само понятие "гуманизм" появилось в эпоху Возрождения (об этом подробнее мы будем говорить далее), явление гуманизма фиксируется в духовной жизни общества и в предыдущие исторические периоды. Последнее позволяет историкам, философам давать определения и характеристики античному гуманизму, гуманизму арабского Возрождения и т.д.

Профессор П.Д. Павленок, интерпретирует гуманизм как исторически изменяющуюся систему воззрений, основанную на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; благо человека считается критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - нормой отношений между людьми [116, с.95]. В таком понимании гуманизм также мог существовать и до его понятийно-терминологического оформления.

Понимаемый в более узком смысле, гуманизм как теория и интеллектуальное течение сформировался в эпоху европейского Возрождения (XIV- XVI веков). Признаком появления гуманизма в таком качестве было обретение им теоретического, социального, культурного и мировоззренческого статуса. О нем стали много думать, его содержание начали обсуждать, выражать в форме художественных, научных и философских произведений. Выделение гуманизма как особой категории было связанно с изучением, распространением античных языков, литературы, искусства.

Современный отечественный философ профессор В.Ф. Шаповалов отмечает, что возрожденческий гуманизм, в первую очередь должен рассматриваться в эстетическом контексте. Это следует иметь в виду, в частности, по той причине, что понятие "гуманизм" в русской традиции имеет не эстетическую, а нравственно-этическую направленность. Отечественная философия трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания. Гуманизм западноевропейского Возрождения не имеет с таким определением ничего или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте [182, с.64].

Развитие гуманизма в философии XX- XXI веков

В философской мысли XX века возрос интерес к проблемам, связанным с человеком. Это стало возможным как реакция на обострение противоречий между обществом и природой, а также социальных противоречий. Гуманистические идеи независимо от светской, религиозной или натуралистической направленности утверждают, что дальнейший прогресс общества не может быть обеспечен только на путях технического прогресса, если он в то же время не будет дополняться прогрессом человеческим.

Рассмотрим, в чем заключается особенность нынешнего состояния каждого из трех основных подходов к осмыслению гуманизма.

Светские гуманистические концепции XX века претендуют на общечеловеческий характер. В.В. Афанасьев считает, что их авторы связывают гуманизм с развитием внутренних качеств человека, демократизацией и гуманизацией общества, созданием гарантий мира и решением других глобальных проблем современного человечества [2, с. 12]. Совершенно очевиден ярко выраженный социально-этический контекст гуманизма, стремление воплотить идеи в жизнь самых разных структур общества.

Большое влияние на формирование светской гуманистической мысли Запада оказал Э. Фромм. В некоторых из его работ раскрывается сущность преобразующей роли гуманизма, а также роль и значение человека в будущем обществе "гуманистического социализма".

Основными идеями "нового гуманизма" или "радикального гуманизма" Э. Фромма являются: ориентация производства на службу реальным потребностям людей, а не требованиям экономической системы; установление гармоничных отношений между природой и людьми, основанных на кооперации, а не на эксплуатации; замена существующего антагонизма между людьми солидарностью; утверждение в качестве социальной цели человеческого благополучия стремление не к максимальному, а к разумному потреблению; активное участие индивида в общественной жизни [172, с. 188]. "Гуманистическому социализму" противостоит "роботеризм". Последний понимается Э. Фроммом как бюрократические авторитарные режимы, которые сковывают свободу отдельного индивида. "Роботеризм" дает человеку "свободу от" -отрицательную свободу, которая сделала его одиноким и беспомощным, заставила искать "новое рабство" - подчиняться различным авторитарным режимам. Этой свободе автор противопоставляет положительную свободу, которая состоит, по его мнению, в "спонтанной активности человека". "Позитивная свобода предполагает тот постулат, что человек является центром и целью своей жизни; что развитие его индивидуальности, реализация его личности - это высшая цель, которая не может быть подчинена другим", - пишет Э. Фромм [172, с.227].

Подтверждение этих мыслей мы находим и в современной марксистской философии. Здесь утверждается, что при переходе от капитализма к бесклассовому, коммунистическому обществу, свобода каждого станет условием свободы всех. Благодаря социалистическому переустройству общества экономические условия, господствовавшие над людьми, "подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы потому, что они становятся господами своего собственного объединения в обществе" [172, с 228]. Это описываемое философией марксизма радикальное преобразование общества определяется как "скачок человечества из царства необходимости в царство свободы".

И Э. Фромм, и философы - марксисты считают развитие отдельного индивида мерилом общественного развития, а современные социальные проблемы связывают с недостаточным развитием "подлинных идеалов". Назначение последних в служении "развитию и счастью индивида", уважении уникальности каждой личности. Очень важным представляется сближение идей Э. Фромма, как представителя светского гуманизма, с религиозными гуманистическими течениями. Философ исходит из того, что религия является сильным средством удовлетворения психологических потребностей человеческой природы. Поэтому предполагается создание новой "гуманистической религии", которая смогла бы в наибольшей степени удовлетворять психологическим потребностям людей. "Гуманистическая религия", по мнению Э. Фромма, имеет глубокие корни в истории и аккумулирует в себе общечеловеческие идеалы справедливости, равенства, свободы и счастья. Таким образом, в работах Э. Фромма мы видим тенденцию к взаимопроникновению, интеграции светских и религиозных гуманистических идей.

Отражение идей гуманизма в жизни общества

Гуманизм как общественное явление находится не только в сфере теоретических изысканий разных философов. Он также отражается в общественном сознании и реализуется в общественной практике. Движущей силой развития общества гуманизм становится только тогда, когда превращается в убеждения всех людей, каждого человека, деятельность которых на его основе реализуется в новое более совершенное по своему содержанию бытие.

Идеи гуманизма стихийно реализовывались в отношениях людей между собой: общении, воспитании, совместной работе и тому подобном. Реализация идей гуманизма - процесс драматический как в отношении личности, так и в отношении общества. Драматизм ситуации возникает всякий раз тогда, когда потребности и интересы человека или группы лиц оказываются или воспринимаются как интересы меньшинства, которые должны быть признаны и уважаемы большинством. Это может быть бомж, обманутый вкладчик, беспомощный инвалид или брошенный ребенок.

Конечно, общество может так или иначе ограничить проявления жизни и свободы человека, являющихся одними из высших гуманистических ценностей, в том случае, если человек становится преступником и заключает в себе угрозу для жизни или безопасности других людей. Однако любому человеку дана возможность обратиться в органы внутренних дел и защитить себя, своих близких, семью от опасности, насилия, физического оскорбления и тому подобного.

Сохранение и поддержка жизни связанна с возможностью лечения и получения адекватного медицинского ухода. Каждый член общества имеет право на медицинскую помощь, соответствующую экономическим возможностям общества; никому из его граждан не может быть отказано в лечении и уходе, даже если он не в состоянии заплатить за себя. Одним из способов реализации этого права являются системы социального страхования и страховой медицины. Также человек может отказаться от операции или госпитализации под свою личную ответственность, если он не страдает инфекционным заболеванием, не является источником инфекции или иной опасности для окружающих.

Так как собственность (земля, орудия труда, знания, умения) является главным источником физического, материального выживания и благополучия человека, то людям предоставлена возможность извлекать из нее прибыль, делать предметом торговли. Никто не может быть лишен своей собственности произвольно и без справедливого вознаграждения. Кроме того, на базе общности своих экономических прав люди объединяются в профсоюзы и заключают коллективные соглашения с работодателями. Мы имеем возможность устраивать акции протеста (митинги, пикеты), если не удовлетворены оплатой или условиями труда.

Гуманизм проявляется не в удовлетворении государством всех материальных запросов своих граждан, а скорее в обеспечении условий для того, чтобы люди сами могли содержать себя и свои семьи, работать и зарабатывать столько, сколько необходимо их для достойного существования.

Одним из показателей реализации гуманизма в жизни общества является обеспечение таких свобод личности как: свобода передвижения и проживания, свобода мысли и совести, свобода слова и выражения своих взглядов.

Каждый проживающий в своей стране и не нарушающий ее законы имеет возможность свободно передвигаться внутри ее территории и свободно менять место жительства. Свобода передвижения включает в себя право свободно покидать страну, безопасно пересекать ее границы и возвращаться в нее. Это право может быть ограничено только соображениями национальной безопасности, сохранения общественного порядка, жизни, здоровья, прав и свобод других людей.

Никакой человек не должен покупаться или продаваться. Никто не может быть удерживаем против своей воли или силой принуждаться к какой-либо деятельности. Исключение могут составлять заключенные, специальные и военные службы, хотя и здесь все ограничения должны соответствовать законодательству и не причинять ущерба достоинству и другим правам личности.

Люди обладают неотъемлемым правом придерживаться любых убеждений и ценностей. Государство не может искоренять их или применять к ним санкции, если практическая реализация этих убеждений и ценностей не нарушает закон. Эти свободы не могут контролироваться, подавляться или подвергаться цензуре. Вместе с тем они не дают право клеветать, дезинформировать и оскорблять достоинство других людей, наносить ущерб их репутации или карьере. В противном случае эти действия могут быть предметом судебного разбирательства и повлечь за собой возмещение морального ущерба и требований публичных извинений или исправления ложных или оскорбительных утверждений.

В особых случаях (война или объявление чрезвычайного положения) на свободу слова и выражения могут быть наложены определенные временные ограничения, вызванные интересами общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей [77,с.313].

Гуманистическая составляющая общественного развития реализуется и в предоставлении интеллектуальной свободы, понимаемой как свобода исследования. Она означает, что общество признает и защищает право человека заниматься научным, философским, этическим и любым иным исследованием.

Однако исследования должны отвечать некоторым условиям. Так, например, медицинские эксперименты не могут проводиться, если они угрожают жизни и здоровью человека. Они не могут распространяться на людей, не давших на это добровольного и информированного согласия. Запрещается использование таких результатов познания и техники, которые угрожают безопасности личности, общества или окружающей среде. Интеллектуальная деятельность не должна подвергаться политическим, церковным и экономическим санкциям. Эти же правила справедливы в области художественного и технического творчества, в которой, какая- либо цензура и ущемление свободы творчества неприемлемы.

Похожие диссертации на Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект