Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ Леонтьева Елена Геннадьевна

Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ
<
Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Леонтьева Елена Геннадьевна. Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Томск, 2002.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/364-8

Содержание к диссертации

Введение

1. Университетское образование: социально - философский анализ

1.1 Социообразовательные основания развития университетов 13

1.2 «Идея университета»: социально - философский анализ 28

2. Университетское образование в информационном обществе: проблемы и перспективы

2.1 Образовательные потребности информационного общества: общая характеристика 44

2.2 Новая ценностная парадигма университетского образования 62

3. Интернационализация как основание модернизации университетского образования

3.1 Понятие «интернационализации университетского образования» 118

3.2 Значение интернационализации в реформе университетского образования России 134

Заключение 156

Литература

«Идея университета»: социально - философский анализ

В проблемное поле социально - философских вопросов образования вошел вопрос о возникновении новых тенденций формирования университетской образовательной модели на рубеже XX - XXI в.в. Когда образование все в большей степени является условием развития цивилизации, в достаточной степени осознан и кризис, в котором оказалась сфера университетского образования. И эту ситуацию нельзя изменить только путем обращения к новациям, находящимся за пределами мировоззренческой концептуальности. Нужно сформировать принципы новой системности в подходах к формирующимся моделям университетского образования, поскольку образованность представляет собой общую культуру в сочетании с профессионализмом, это духовная целостность, и представление о ней может быть сформировано, лишь ориентируясь на целостность и системность подходов. В современных условиях наглядно проявляет себя тенденция к нарастанию универсализации в применении результатов науки и техники, это вызывает необходимость формирования особых требований к уровню образованности, к интеллектуальному и творческому статусу специалиста. Любая из сфер бытия человека претерпевает сегодня радикальные изменения, коснулись они и сферы университетского образования. Новый тип исторической эпохи сопровождается изменившимся статусом и значением человеческого измерения социальных и природных сфер, осознана роль человека в едином движении цивилизации.

В сфере университетского образования формируется явление, характеризуемое понятием «новый тип образованности», ориентированный на гуманитарное мышление и целостное восприятие мира. В движении к целостности заключена глобальная тенденция развития современной цивилизации. Роль университетского образования в созидании этой целостности огромна. Выпускник университета должен получать образование, понимаемое как осознание себя и мира, погружение в культуру, окультуривание чувств и мышления, преображение внутреннего мира по законам гармонии. Эту установку в университетской образовательной среде можно реализовать, лишь опираясь на приоритетные принципы формирования образовательного пространства университета: гуманизацию, фундаментализацию, экологизацию. Подходы к подготовке специалистов в университетской образовательной среде сегодня амбивалентны: это либо признание необходимости мощной фундаментальной подготовки, либо в качестве доминанты рассматривается подготовка профессиональная. Обращение к процессу эволюции университетских центров, позволяет прийти к выводу, что университетское образование всегда ориентировано на получение эталонного знания. Фундаментальное знание, фундаментальность во все времена выступала в качестве оптимальной стратегии университетского образования, одновременно гуманитарная и фундаментальная составляющие в образовательном пространстве университета были нерасторжимы. Такова, к примеру, логика эволюции интеллектуальной цитадели России - приоритетной идеологией системы университетского образования России всегда считалась идеология, направленная на сохранение мощной фундаментальной и гуманитарной составляющей российской университетской практики.

Продолжение этой традиции позволит разрешить многие глобальные проблемы, связанные с развитием современной цивилизации, через обращение к подлинной образованности и культуре, сформировав новый тип фундаментального и гуманитарного образования специалиста. Фундаментальное и гуманитарное образование в университете - это та эффективная стратегия, которая позволит ответить на многие вопросы: гармонизации природы и человека, понимания человеческого статуса в Универсуме, взаимосвязи биосферы и Вселенной, необходимости научения жизни в условиях информационной среды. Важно, осознав необходимость разработки социально - философских проблем образования, определить направления развития проблем образования. Мы считаем, что в этом вопросе важно определить доминирующую среди прочих цель - формирование «образованного человека», создание некоторой модели «образованного человека». Создание такой модели является средством вхождения России в цивилизацию, называемую «развитым миром». Однако сегодня в «развитом мире» сложилась глобальная кризисная ситуация. Специалисты, работающие в среде философии образования, считают, что повысить качество университетского образования можно лишь через фундаментализацию, исключив усиление такой составляющей, как узкая специализация. Фундаментальная подготовка позволит подготовить специалиста к универсальной деятельности в меняющемся практическом мире. Традиционное естественнонаучное образование приобретает глобалистический оттенок, одновременно растет роль дисциплин гуманитарного профиля, а далее - быстрая и эффективная специализация (например, производственная переподготовка); последнее невозможно, если специалист ранее имел узкую профессиональную подготовку.

Особенностью современной образовательной концепции является то, что фундаментальная подготовка сосуществует с дисперизацией образования: исчезает целостная система образования, университеты США и Европы во многом сами определяют свои учебные программы, последнее приводит к возникновению конкуренции между формами обучения. Дисперизация в системе университетского образования говорит о кризисном состоянии образовательной системы, о том, что нет единого концептуального понимания сути образования. А. Ф. Зотов, исследуя причины кризиса образования в России и на Западе, видит различие в сути этого кризиса. Это различие в том, что ««Их» кризис связан с тем, что нужно каким - то образом выдерживать конкуренцию в области быстро меняющихся высоких технологий, кризис здесь вызван информационным «перепроизводством». Кризис образования «У нас» связан с тем, что мы либо отходим в доиндустриальную эпоху, либо остаемся в слаборазвитом, сырьедббывающем инструментальном обществе. И если не будут приняты какие - то меры для того, чтобы создать у нас «оазисы» высоких технологий, науки и культуры, где нужны люди с достаточно высоким уровнем образования, которые в будущем могли бы сыграть роль «точек роста» постиндустриальной цивилизации, - то Россия лишь будет переходить от одного этапа кризиса к другому.» [ 91, С.5 ]

Образовательные потребности информационного общества: общая характеристика

Кроме того, перед образовательными технологиями в целом стоит задача таким образом содержательно изменить процесс обучения, чтобы стало возможным решить следующие проблемы: несоответствие уровня подготовки выпускника вуза требованиями производства, ограниченные возможности подготовки специалистов по новым направлениям, установка на пассивное усвоение знаний, а также несоответствие уровня специалиста требованиям передовых информационных технологий. Сейчас, когда научно - техническое развитие ускорило движение информационных потоков в обществе, появились новые понятия, отражающие колоссальные масштабы данного явления -«информационный взрыв», «Гималаи информации». Такие «кризисы» не являются грузом наших дней, они сопутствуют всему ходу человеческой истории. Как только информация накапливается в избытке, начинает «захлестывать» - человек стремится упорядочить, подчинить ее себе, создать свободный, оперативный доступ к информационным массивам. Результатом поисков защитных механизмов, способных оградить человечество от информационного хаоса, является изобретение печатного станка, бумаги, появление библиотек, а в современной ситуации - создание информатики, призванной изучить закономерности процессов научных коммуникаций.

Технологии образования, в свою очередь, занимаются разработкой таких средств и методов обучения, которые позволяют человеку «встроиться» в современные информационные структуры, помогут адаптироваться в сложном технопространстве. Проблемы эти решают не только образовательные структуры, но и экономические, и политические. В условиях, когда образование, наука, техника заявляют о своем интегральном и интернациональном характере, намечен ряд международных программ, цель которых - убрать препятствия на пути информации, новых технических, культурных, научных достижений, которыми богат современный мир: создание к 2006 году всемирной компьютерной сети, формирование единого европейского рынка, принятие концепций «создание общеевропейского дома» и «граждан Европы». В условиях наметившихся тенденций сближения стран к университетскому образованию предъявляются новые, . международные требования - подготовить специалиста, способного работать на должном уровне в любой стране, что можно осуществить, решая эту задачу в двух направлениях: во - первых, необходимо разработать мировые стандарты учебного процесса в содержательном и организационном аспектах и, во -вторых, создать условия для самостоятельной учебно - познавательной, научно - исследовательской и профессионально - практической деятельности. Первый блок задач уже довольно успешно решается: различные комиссии и организации разрабатывают единые стандарты учебных планов, соотношения дисциплин в учебном процессе, при университетах создаются международные центры, позволяющие эффективно поддерживать связь с университетами других стран. Второе направление связано не только с решением организационных проблем, но и с изменением самого характера обучения - не сообщающее, а творческо - самостоятельное - вот требование сегодняшнего дня к университетскому образованию в целом.

Критерием самостоятельности в учебном процессе является количество аудиторных занятий в неделю (например, Германия - 8, Россия - 20 - 24), а также соотношение учеников и преподавателей в вузах (США - 1: 20- 24, Западная Европа - 1: 18-20, Россия 1 : 8). С помощью образовательных технологий ведется -активный поиск оптимальных режимов работы студента и преподавателя, где самостоятельность рассматривается как показатель высокого уровня подготовки будущего специалиста. Однако самостоятельность является не только требованием к учебному процессу, но и внутренней закономерностью его развития, которая проявляется даже в изменении характера учебной литературы: первые «учебники» содержат наставления автора, передают его отношение, содержат описательную информацию; современные учебные книги, разработка которых связана с именами Каменского Я. А., Ушинского К. Д., представляют упорядоченную информацию и отвечают нормам сообщающего школьно - урочного обучения; появляются учебники третьего поколения -дисциплинарные и тематические «атласы», энциклопедичные по своему содержанию, ориентированные на вечернее, заочное обучение. В перспективе учебные книги планируются как самоучители по различным предметам, например, для продолжения образования, ведь современный мир требует от человека постоянного обновления и расширения знаний в течение всей его жизни.

Создаваемая концептуальная модель университетского образования должна ориентироваться на возможности интеграции в образовательных программах и на потенциал современной технологии модульного обучения, которое в сравнении с системой традиционного образования имеет ряд достоинств, поскольку способствует максимальному удовлетворению потребностей творческой личности в образовательной деятельности: студент заинтересован в получении конкретного банка знаний. Модуль - это достаточно самостоятельная часть какой - либо системы, призванная выполнять определенную функциональную нагрузку. Это «доза» информации или действия, необходимая (и достаточная) специалисту, чтобы сформировать у него определенные навыки, чтобы передать ему профессиональные знания. Модульная система потребует изменения содержания и технологии информационно - деятельностного процесса, новой системы оценки, одновременно позволяет изменять специализацию, отвечая на запросы рынка, усиливая мотивацию обучения. Она создает условия и возможности для автономного поведения личности, становления интеллектуальной независимости; модульная система дает свободу выбора методов, времени, последовательности этапов образовательного цикла.

Новая ценностная парадигма университетского образования

В общественном сознании сегодня формируется «инвайронментальная парадигма» (New Environmental Paradigm), в которой доминируют принципы: Человек обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), однако он включен в единую глобальную экологическую систему; Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, а это налагает на деятельность человека определенные ограничения; Интеллект человека расширяет возможности его бытия в обществе и природе, но экологические законы не могут не учитываться им.

Мы полагаем, что основными принципами экологического образования должны стать преемственность, системность, целостность, комплексность, междисциплинарность и способность решения специфических отраслевых проблем. В качестве примера приведем следующее. Курс «Экология» наряду с фундаментальными частями (основами частной и общей экологии) в техническом университете должен содержать сведения о причинах и последствиях неудовлетворительного состояния окружающей среды, о требованиях, которым эта среда должна соответствовать, и путях ее улучшения. Рядом авторов [15, 19, 68 ] было предложено ввести дисциплину «Современные концепции естествознания», в основе которой лежит эволюционно - синергетический подход. Такой подход, считают они, приведет в соответствие новую парадигму университетского образования и содержание блока естественнонаучных дисциплин и позволит ликвидировать разрыв мелсду: глобальными потребностями общества и результатами образования; объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности; профессиональной ориентацией и потребностями личности в гармоничном удовлетворении разнообразных познавательных интересов; современными методологическими подходами естественнонаучных дисциплин и архаичными формами их преподавания;

Человечество в условиях коренного изменения бытия, обеспеченного катастрофическим нарастанием негативных последствий непродуманного развития техногенной цивилизации, сегодня стоит перед альтернативой: глобальный экологический коллапс или поиск нового мировоззрения и установок деятельности. Кризисные явления говорят о том, что в полной мере исчерпаны принципы, на которых сформировалась современная цивилизация. Сам же кризис, названный глобальным, экологическим кризисом, это не результат единичной ошибки и неверно сформулированной стратегии. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Возможен ли выход из кризиса? Он в формировании новых ценностно - нормативных отношений, которые дадут возможность преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, экологические императивы взаимодействия общества и природы. Должны смениться ведущие установки, определяющие систему приоритетов в развитии человеческой деятельности. Сегодня уже наблюдается постепенный переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, коэволюционного развития. Можно говорить и о том, что новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного университетского экологического воспитания и образования. Экологическое образование сегодня основано на аналитических знаниях о Природе: оно узко прагматично и потребительски ориентировано. Оно не в состоянии переломить природоразрушительные тенденции мышления специалистов. Отсюда - необходимость трансформации философии и методологии экологического воспитания и образования, основанного на принципиально новом, целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем Человека. Подобное воспитание и образование должно дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества и природы.

Основным направлением и средством получения качественного экологического образования в университете должна стать комплексная программа непрерывной экологической подготовки. А ее целью является высокий уровень экологической подготовки студентов, знакомство их с методами решения конкретных экологических задач в данной отрасли. В технических университетах в рамках образовательной программы необходимо вводить курсы по экологии, экологическому праву, экологической экспертизе и прикладной экологии. Необходимо также введение курсов, которые описывали бы возможность создания экологических технологий, т.е. энергетически возможных, экономически выгодных и экологически чистых процессов производства. Важно при этом объединение усилий различных специалистов с учетом комплексного подхода. Конкретно на практике это выражается в тесном контакте между специалистами в области биологических, химических и физических наук и специалистами в области построения, описания и исследования больших систем, в совершенстве владеющими современными методами прикладной математики и технической кибернетики. Сам же процесс экологизации образования в технических университетах является той основой и доминантой, которая будет определять мотивацию экологически разумного поведения специалиста. возможных, экономически выгодных и экологически чистых процессов производства. Важно при этом объединение усилий различных специалистов с учетом комплексного подхода. Конкретно на практике это выражается в тесном контакте между специалистами в области биологических, химических и физических наук и специалистами в области построения, описания и исследования больших систем, в совершенстве владеющими современными методами прикладной математики и технической кибернетики. Сам же процесс экологизации образования в технических университетах является той основой и доминантой, которая будет определять мотивацию экологически разумного поведения специалиста.

Проблемам формирования философской концепции университетского образования XX века посвящено множество работ таких авторов как X. Ортега -и - Гассет, К.Ясперс, Х.Шельский, Ю.Хабермас. X. Ортега - и - Гассет считал сущностной функцией университета XX века обучение «великим культурным дисциплинам». Университетское образование базируется на факультете культуры, здесь синтезируются идеи культуры эпохи, и в этом синтезе - миссия университета XX века: идеальный университет -средоточение богатейших культурных традиций прошлого на основе исторических условий, сформировавших эти традиции. X. Ортега - и - Гассет писал, что университет дает высшее образование, которое должен получить обычный человек. Однако получение университетского образования поднимает личность на недосягаемую высоту, требуемую временем. Отсюда первостепенная функция университета - овладение фундаментальными с точки зрения культуры дисциплинами: физика (физическая картина мира); биология (вопросы, касающиеся органической жизни); история (история человечества); социология (закономерности жизни социума); философия. К.Ясперс в своей работе «Идея университета» (1949г.) решает проблему функционального статуса университета, говоря об интеллектуальном предназначении университета: университетская образовательная среда культивирует самосознание эпохи, университет реализует основную потребность человека -знать, находит выражение в наблюдениях и методически правильном мышлении. Университет объединяет тех, кто профессионально посвятил себя поиску истины. И назначение университета - исследование, передача знаний и передача традиций культуры. Интеллектуальное предназначение университета - в обучении как передаче знаний науки, исследовательской функции, а кроме того - в подготовке кадров. К. Ясперс видит образовательную миссию университета в культурной и гуманистической функции: культурная функция -формирование интеллектуальных способностей, развитие потенциала обучающегося. Структура гуманистической функции включает в себя идею овладения фундаментальными знаниями и понимание общечеловеческих ценностей [160, С.54 ].

Значение интернационализации в реформе университетского образования России

Предпосылкой интернационализации университетского образования является всемирная глобализация. Сегодня существуют разные точки зрения, как сторонников, так и противников этого процесса.

Впервые о глобализации заговорили американцы. Этим термином Витт в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревью» в 1983 г. обозначил феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК). Более широкое значение новому термину придали в Гарвардской школе бизнеса и главным популяризатором термина стал консультант этой школы японец К. Омэ. Опубликовав в 1990 г. книгу «Мир без границ», где он утверждает, что отныне мировая экономика определяется взаимозависимостью трех центров «Триады» (Европейский Союз, США, Япония) и экономический национализм отдельных государств стал бессмысленным, а экономическая сцена отныне представлена «глобальным фирмам». С этой точкой зрения согласны не все, но тем не менее позиция Омэ стала отправным пунктом дискуссий на эту тему. Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер. Его различные грани входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин, каждая из которых имеет свой понятийный язык, свой набор категорий, которые зачастую пересекаются и не всегда стыкуются между собой.

Исследователи называют два феномена: глокализацию процессов (Glock - колокол, имеется в виду ограниченное пространство, в котором слышны удары колокола) - создание систем контроля и управления, способных совместить централизацию с локальными экономическими интересами; образование «экономических архипелагов», в частности ассоциаций крупнейших городов -мегаполисов.

Историки считают, что процесс глобализации - это один из многих этапов многовекового развития капитализма.

Социологи свидетельствуют о сближении образа жизни людей разных стран и регионов под влиянием универсализации культуры, ее гибридизации.

Представители технологических наук обсуждают техноглобализм. т.е. слияние новых технологий в единый комплекс технических знаний в сферах связи, транспорта, производства, последствия революции телекоммуникаций, создание Интернета и превращение всех людей в жителей единой «планетарной деревни».

Философы активно обсуждают вопросы универсализации человеческих отношений, идею вечного мира и образования единого мирового правительства.

Дадим несколько определений данному процессу, предлагаемых разными авторами. Б. Бади, профессор Парижского института политических исследований выделяет три измерения понятия глобализации: глобализация это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать; глобализация - это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых участников - глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур (сетей), которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с самими государствами - традиционными действующими лицами международных отношений.

Р. Буайе считает концепцию глобализации вообще ошибочной, потому что действительно новые оригинальные феномены в экономике 80 - 90 - х годов не укладываются в понятие единопланетарности, а скорее соответствует термину «запутанный порядок».

О. Дольфюс из университета имени Д. Дидро рассматривает глобализацию как нелинейный процесс, развивающийся волнообразно и прошедший уже несколько этапов: от периода Великих открытий и создания испанской и португальской колониальных империй, от капиталистической колонизации мира в XIX столетии до постсоциалистического преодоления последствий холодной войны. Он считает, что глобализация - двойственный процесс, развивающийся одновременно в межгосударственных и транснациональных формах. С этим связана множественность ее участников: международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО), «Большая восьмерка», региональные организации (их насчитывается в общей сложности около 60), многонациональные корпорации (около 60 тыс.), институциональные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании), неправительственные организации (движения «зеленых», «врачей без границ» и т.п.), крупные города (Лондон, Нью - Йорк, Токио,

Франкфурт, Париж), индивиды (научные работники, университетские профессора, артисты, отдельные личности). Взаимодействие между участниками носит олигополистический характер. Российский автор Г. Дилигенский считает, что в понятии «глобализация» ключевым является слово «взаимозависимость». Именно взаимозависимость различных обществ, ее возрастание образует суть глобализации. Глобализация - это не новое понятие, оно существовало и развивалось в разных формах, на разных этапах истории, однако все предшествующие формы глобализации не охватывали географически весь мир, как это происходит в современной ситуации [36, С.35] Основными параметрами современной глобализации является не политическая зависимость сильных от слабых, а три вида зависимости, которые представлены сегодня следующим образом: взаимозависимость экономическая; взаимозависимость информационная, включая культурные процессы; взаимозависимость с точки зрения безопасности: экология, ядерная энергетика, ядерное оружие и т.д.

Иванов Н. П. интерпретирует глобализацию как ключевое понятие, характеризующее процессы мирового развития на рубеже XXI века. Ее суть в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности [55, С.32].

Таким образом, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны ограничить большинство исследователей этой темы, и охватывает практически все основные сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества, и конечно, сферу университетского образования.

Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных информационных сетей; интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках; дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними; демографический взрыв; усиление техногенной нагрузки на природу и распространение оружия массового поражения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы.

Эти факторы, несмотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый процесс глобализационных процессов. В процессе глобализации информационные технологии создают сегодня реальную возможность для резкого ускорения экономического, научного, культурного развития народов планеты, для объединения человечества в сообщество, осознающее свои интересы и ответственность за судьбы мира. Они лее могут служить орудиями разделения мира и усиления конфронтации. Появление и развитие принципиально новых систем получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные сети, объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу - хау и профессиональных услуг. В рамках этих сетей малые и средние фирмы, обладающие высокой восприимчивостью к инновациям и быстрой адаптацией к меняющейся ситуации на рынке, получили новые возможности увеличить свое значение в мировой экономике. В экономике развитие глобализационных процессов тесно связано с ужесточением на мировом рынке конкурентной борьбы за контроль над природными ресурсами и информационным пространством через использование новейших технологий.

Похожие диссертации на Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ