Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений Варакина Маргарита Игоревна

Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений
<
Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Варакина Маргарита Игоревна. Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2003.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/418-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиции философского осмысления в Китае проблемы «природа - человек - общество» 13

1. Идея единства природы и человека в даосизме 13

2. Проблема гармонизации отношений человека с обществом и природой в конфуцианстве 34

3. Опыт формирования экологической культуры Китая: анализ проблемы «природа - человек - общество» 49

Глава II. Экологическая культура Китая как фактор оптимизации взаимоотношений человека с природой 63

1. Современная экологическая ситуация в Китае 63

2. Формирование новой экологической культуры Китая 102

3. Концепция устойчивого развития, как важнейший компонент новой экологической культуры 118

Заключение 125

Примечания 130

Список литературы 146

Идея единства природы и человека в даосизме

Идею Дао, безличного мирового закона гармонического развития Природы и Жизни, издавна культивируют китайские культурные традиции и китайская философия.

Несомненно, следует согласиться с доктором философских наук, руководителем Центра изучения духовных цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН А.Е. Лукьяновым, который, анализируя культуру Дао, считает, что можно говорить о Дао «как о живом символе китайской культуры» .

По его мнению, «все основные течения китайской философии вырастают из единой основы - культуры Дао» 24, с ней «коррелируют практически все остальные категории» 25.

Несмотря на свою разновидность и неоднозначность, Дао фигурирует в учениях всех школ и направлений древнекитайской философии и везде играет роль системообразующего центрального звена, что подчеркивает его значимость «в мировоззренческой квалификации любого учения» .

Китайские философы называют его сущностью, Единым. Великий образ Дао фокусирует внимание человеческой Поднебесной и притягивает к себе людей всех сторон света. «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей» .

Свое Дао есть и у Лао-цзы. Согласно его учению, материя первоначально находилась в беспорядочном состоянии, эта беспорядочная масса вбирала в себя две противоположные силы: «инь» и «ян». Благодаря взаимодействию этих двух сил, она была приведена в движение, в результате которого легкое поднялось наверх, а тяжелое погрузилось вниз. Вследствие этого хаотическая масса материи обрела порядок. Упорядоченная материя и есть вселенная со всей ее сложностью и разнообразием. Творцом такого сложного происхождения действительности Лао-цзы признает Дао - главную категорию своего учения, основу и первостихию всего мироздания Поднебесной, субстанцию всего сущего.

Анализируя философскую систему Лао-цзы, японский ученый Кониссии Масутаро пишет: «Понятие "Дао" - исходная точка всей системы Лао-цзы и фундамент его миросозерцания; на этом понятии наш философ построил все здание своей метафизики» .

По Лао-цзы неизменное, постоянное и обнимающее все бытие и есть Дао. В самой же метафизике Лао-цзы ведущее место занимает гармоническое представление о Дао. Обращаясь к категории Дао, известные востоковеды А.И. Кобзев, С.А. Торчинов, А.А. Юркевич и Л.Ф. Янгутов отмечают, что «дао в даосизме выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру вещей (у); принцип циклического времени; "путь", образ жизни подвижника, стремящегося к единению с Дао как онтологической сутью мира. Дао присуща благая сила дэ, посредством которой оно проявляет себя, причем "конечные" вещи выступают как воплощение или "оформление" Дао. Оно может выступать и синонимом единого мирового целого (Да куай -"Великий ком"), или "изначальной пневмы" (Юань ци)» .

А.Е. Лукьянов, говоря о рождении и росте Дао в общей картине космогенеза, описывает его как чисто биологический процесс, трактуя философские представления Лао-цзы следующим образом: «Получившееся космическое Лоно Лао-цзы называет Матерью Поднебесной, он дает ему имя Великого и обозначает иероглифом - буквой Дао. Вместе с тем Лао-цзы называет Дао не только матерью, но и отцом, и таким образом проявляет в нем органическую двуполость как принцип высшей порождающей способности. (Терминологически эта двуполость зафиксирована Лаоцзы в обозначении сфайроса Дао биномом Дао - Дэ, что и закрепилось затем в названии трактата "Дао дэ цзин")» .

В учении «Дао дэ цзин» Дао (путь) понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, источник всех проявлений материальной и духовной жизни. Дао служит как бы обобщенным понятием о закономерностях развития мира. Все, что существует, произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Поэтому Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия.

Особенностью учения «Дао дэ цзин» является концепция «двух Дао» -«безымянного» (у мин), порождающего космос и «именуемого» (ю мин), создающего конкретные вещи.

Дао («путь») и дэ («благодать», «благая сила», «добродетель») соотносятся как порождающий и взращивающий порожденные принципы.

Для древнего трактата характерны свойственный классической китайской философии натурализм и элементы наивной диалектики, реализующиеся в учении о взаимопревращении, взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей: «наличия и отсутствия» (ю-у), «легкого и тяжелого» (цин-чжун), «движения и покоя» (дун-цзин) и т. д. Основная философская идея «Дао дэ цзин» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - Дао.

Задача человека - познать Дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» - слияние человека с природой.

Следовательно, даосизм предписывает познание Дао как первопричины видимого мира посредством проникновения в сущность вещей и явлений. Соблюдение высшего закона - Дао - обеспечивает естественную, гармоничную жизнь без осложнений.

Только через причастность к Дао («обретение его»), следование ему как закону движется весь мир в своих вечных переменах. Как свидетельствует Е. А Торчинов, «Под "обретением" дао следует, вероятно, понимать следование дао, проникновение в его суть и приведение своей деятельности в гармонию с законами природы, проистекающими из дао -универсального закона» 31.

Говоря об «обретении Дао», постижении его, следует отметить позицию Н.А. Абаева и СП. Нестеркина. По их мнению, «"Постигая дао", даос обретал эйфорическое чувство духовно-телесного единства, не нарушаемого дискурсиеи, и восстанавливал яркость, свежесть, остроту и целостность восприятия, а также спонтанность реагирования, т.е. все естественные свойства, утраченные им в процессе "культуризации" посредством правил "ли". Действия человека в этом состоянии шли как бы из самой глубины его существа, его "истинной природы", и в своей деятельности он руководствовался не нормами "культурного" поведения, а интуитивным "озарением", давшим возможность постигнуть истинную природу всего сущего, с которой его собственная природа находилась в нераздельном единстве» 32.

Проблема гармонизации отношений человека с обществом и природой в конфуцианстве

Конфуцианство - одно из самых древних учений в мире. История учения насчитывает уже две с половиной тысячи лет. За это время конфуцианство создало огромное философское наследие, которое определило фундаментальную основу мировоззрения китайцев и оставило наиболее заметный след в истории страны. Начиная с глубокой древности, а именно с эпохи Хань, правящие классы Китая почитали Конфуция как святого, «его учение считалось официальной государственной идеологией» 74.

В своей работе «История религий Востока» Л.С. Васильев утверждает, что «в течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать, во всяком случае, для старого Китая, - незаменимым» 75.

Конфуцианство как и все ведущие философские направления древнего Китая «состоит в генетическом родстве с общими космолого-онтологическими воззрениями (пятичленная пространственно-временная модель, признание единства и естественности социокосмических процессов) и опирается на них» . Однако эти воззрения в философии конфуцианства получили свою интерпретацию, обусловленную основными идеями конфуцианской концепции, и послужили основой для собственно этико-политического учения.

В центре конфуцианского учения - человек и все его многообразные связи с миром. И если в даосской традиции преобладает натуралистическая версия «единства человека и Неба», то в конфуцианской традиции эта версия носит ярко выраженный морально-этический характер.

Одним из главных аспектов конфуцианства является проблема гармонизации отношений человека с обществом и природой, вытекающая из антропоцентризма конфуцианского учения. Пытаясь решить эту проблему и свято следуя традициям прошлого, Конфуций искал спасение в установлении строгих норм этических взаимоотношений между людьми и моральным самоусовершенствованием личности.

Конфуций, как и все китайские философы раннего и более позднего времени, обращался к одной из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли - понятию Дао, интерпретируя его со своих собственных позиций. Образ человека, способного познать Дао Конфуция, соотносится у конфуцианцев с образом «благородного мужа». Отдавая приоритет культурному началу, объединяясь вокруг этого идеала, конфуцианцы полагали, что только он, путем постоянного совершенствования, морального усилия «преодаления себя» (кэ цзи) и накопления знаний, а также следования нормам поведения (ли) может соответственно следовать и путем Дао.

«Постичь Дао - значит вступить на Путь познания истины. Где-то в конце этого трудного путешествия человеку откроется истина, и он сможет сказать себе: мой жизненный путь окончен» .

Как указывает В.А. Абрамов, «центральная идея учения Конфуция говорит о том, что Дао предшествовало всем вещам, что оно породило их, что это - Мать Поднебесной. В сопоставлении человека и Дао заложена идея того, что человек является центральной темой конфуцианского учения. Дао в «Лунь юе» - это весь комплекс идей, принципов и методов Конфуция, вся суть его учения, с помощью которого он собирался направить человека на путь испытаний, управлять им, воздействовать на него с целью формирования необходимой обществу и государству личности» .

Подчиняясь Воле Неба, человек неукоснительно следует пути Дао. Рассматривая понятие Дао в контексте конфуцианского учения И.И. Семененко указывает на то, что «понятие пути оказывается по сути близким главному конфуцианскому понятию Ли - ритуалу, или церемонии. Для Конфуция Ли составляет явно выраженный и конкретный образец той великой церемонии, которой являются социальное общение, человеческая жизнь. Переход от образа прямого хождения по верной Тропе к надлежащему выполнению церемонии легок и непосредственен. Можно даже считать Ли схемой или особой системой дороги - Дао. Достоинство человека, как и ценность вещей, определяется скорее церемонией, а не индивидуальным биологическим существованием» .

Изучая и анализируя философию Конфуция, И.И Семененко придерживается мнения, что «Конфуций ставил задачу с помощью ритуала формализовать до предела естественную, земную жизнь, воспитать отношение к ней как к необходимой формальности. Ставя заслон человеческому естеству, он стремился ввести человека в поток истории и, вернув ее к истокам, возвысить до уровня божественной нравственной природы, воплощенной в небесах и предках. В более конкретном плане это означало, что люди, ведя земную жизнь, должны жить не земным, а вечным» .

Ключевые идеи Конфуция непосредственно связаны с человеческой личностью. В «Изречениях» Конфуция суть человека носит двойственный характер. С одной стороны, это земной человек, а с другой - мифический герой, который отождествляется с умершими предками, Небом и выступает объектом религиозного почитания.

Исходной точкой в данном случае является представление Конфуция о природе человека. «Наиболее созвучны понятию человеческой природы в "Изречениях" два термина: "син" - собственно "природа" и "чжи" -"простой", "неукрашенный". Природа и неукрашенное составляют начало, объединяющее людей и противостоящее тому, что создается не природой, а человеком» .

В выражении идеи триады, идеи единства, образуемого тремя раздельными началами, находящимися в гармонии - небом, землей и человеком, человек становится в равном положении с двумя другими компонентами этой триады - небом и землей, то есть с природой. Так обнаруживаются корни Конфуцианского человеколюбия (обозначаемого идеограммой жэнь - человечность), органически связанного с основами этико-морального учения, с принципом нравственного самоусовершенствования, и идеалом цзюньцзы - «благородного мужа», руководствующегося высокими этическими принципами человеколюбия.

Смысл основной из главных идей жэнь, или гуманности, заключается в любви к человеку. Определенная система моральных ценностей, изучение и культивирование этих ценностей являются единственным путем к достижению идеала личности и общественной гармонии. Конфуцианский идеал - достижение статуса «человека, обладающего жэнь» 82. Такая личность является центром Конфуцианского учения. «Если человек не обладает гуманностью (жэнь), то что толку в этике (ли)? Если человек не обладает гуманностью, то что толку в музыке?» .

Для Конфуцианства, таким образом, гуманность является в своей первооснове содержанием, идейной сущностью, тогда как этикет или обрядность, хотя им и придавалось большое значение, играли роль своего рода внешней формы.

Гуманностью, или жэнь, с точки зрения конфуцианцев, обязан обладать образец идеального человека - благородный муж. Обладая конфуцианскими добродетелями (жэнь, и, ли, чжи) и являясь членом правящей элиты, благородный муж, управляя домом, сам служит своему государю. А.С. Мартынов указывает на то, что «конфуцианская личность имела совершенно четко сформулированный наказ самого Конфуция, по мнению которого, великим сановником можно считать только того, кто, пока это возможно, служит государю при помощи своего Дао-пути и прекращает служить, когда это оказывается невозможным» 84.

«Благородный муж не подобен вещи» 85, его жизнь не сводится к одной функции, он всесторонне развитая личность. Занимая ведущее место в обществе и управляя другими людьми, конфуцианская личность обязательно должна стремиться стать цзюнь цзы. Таким образом, правитель, управляющий посредством нравственных достижений, с точки зрения конфуцианцев, как бы преображает окружающую социальную действительность.

Впоследствии эта закономерность распространилась и на сферу природы - космоса. Гармоничное состояние природы и общества определяется как следствие управления с помощью ли. В некоторых конфуцианских текстах гармония общества мыслилась в контексте гармонии природообразующего космоса. Несмотря на активную социальную позицию личности в конфуцианском учении, Н.В. Абаев и СП. Нестеркин считают, что: «Первые конфуцианцы отнюдь не стремились к полному подавлению в человеке естественного, природного начала и непримиримому антагонизму Культуры и Природы, "культурного" (т.е. этикетированного) и "естественного" (т.е. недетерминированного правилами "ли") поведения, а скорее, наоборот, старались найти оптимальный баланс двух противоборствующих тенденций (энтропии и негентропии), уравновесить два начала (культурное и природное) и гармонизировать их взаимоотношения или, по крайней мере, не допускать резкого конфликта между ними. Они призывали научиться "управлять Поднебесной" в соответствии с естественным законом развития ("дао"), единым для всего мироздания. А для того, чтобы суметь "навести порядок в Поднебесной" и управлять ею, они рекомендовали сначала научиться управлять самим собой, соблюдая при этом принцип "Золотой Середины" (идеальное равновесие) между двумя крайностями» 86.

Современная экологическая ситуация в Китае

Китай, наращивающий масштабы экономического строительства, все больше сталкивается с ускоренным процессом загрязнения окружающей среды. По признанию руководства КНР, огромная численность населения, недостаток природных ресурсов и усугубляющиеся экологические проблемы стали серьезными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие страны.

Общеизвестно, что XX век является веком высокой степени развития городской культуры. Волна урбанизации прокатилась по всему миру. Он оказал сильное влияние не только на среду нашего обитания, но и на наше мировоззрение, всесторонне способствуя отчуждению человека от природного мира. Нехватка природных ресурсов и ухудшение окружающей среды являются, по сути, объявлением войны развитию городов в XXI веке. Человечество переживает решающий момент исторического развития. Глубокое понимание законов окружающей среды, в которой мы обитаем, принятие на этой основе правильных мер дают шанс городу, а значит и всему человечеству развиваться и впредь.

Состояние природной среды в КНР вызывает немалую тревогу, и, как подчеркивают эксперты, это непосредственно сказывается на здоровье нации. Достаточно сказать, что пять китайских мегаполисов - Пекин, Шэньян, Сиань, Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой.

Новая концепция глобального реформирования Китая, реализация которой началась в конце 70-х годов под руководством Дэн Сяопина, внесла существенные коррективы в подход руководства КНР к проблемам духовного обновления и экологической стратегии общества, и их решения стали рассматривать как органическую составную часть программы реформ («четыре модернизации»).

После впечатляющих успехов экономическая реформа, а ей первоначально уделялось большое внимание, начала давать заметные сбои, что повлекло за собой и серьезные экологические последствия. Появились ряд тенденций и причин, актуализирующих социально-экологическую проблематику. Индустриализация и урбанизация в Китае привели к построению современных городов. До 1980г. урбанизация в Китае искусственно сдерживалась. После 1980г. темпы ее ускорились, но общий уровень остается относительно низким. «Среднемировой уровень урбанизации - 45%, в развитых странах - 72%, в западной Европе и Северной Америке - 74-79%, а в Китае он не достигает 50% от уровня развитых государств» ш.

Во многих городах стали вырабатывать общую стратегию перехода в следующий век. Была разработана программа строительства городов (МиИ -«модернизация и интернационализация»), не только конкретизирующая понятия «модернизация и интернационализация», но и определяющая основные экологические практические меры. Поэтому урбанизация стала рассматриваться уже не только как рост городского населения и повышение роли городов в общественной жизни страны, но и как процесс перестройки всей среды обитания человека, «организации его повседневной жизнедеятельности и характера удовлетворения потребностей во все более обширной социальной и природной среде» 140. Политика реформ и открытости стала поворотной точкой в развитии китайского города. Урбанизацию стали отличать высокие темпы. Новый этап в развитии города принес и новые проблемы.

Исходя из ситуации, сложившейся в крупных городах Китая, охрана окружающей среды стала неотъемлемой частью городской модернизации и строительства. В течение последних лет работа по охране окружающей среды получила большое развитие. Но качество окружающей среды, тем не менее, пока не достигло желаемого уровня. Процесс загрязнения еще продолжается.

Выступая на международной конференции «Города мира на пороге нового века: ситуация, тенденции, решения», профессор Цзя Циньлинь сказал «Мы должны последовательно проводить государственную политику по охране окружающей среды, разработанную правительством Китая, предусматривающую синхронное планирование и одновременное осуществление экономического, городского и экологического строительства. К 2000г. надо сделать все, чтобы сдержать тенденцию загрязнения окружающей среды и разрушения экологии, улучшить качество окружающей среды части регионов Китая» 141.

Еще в начале 90-х годов в десяти городах КНР официально были приняты программы развития, ориентированные на МиИ в качестве стратегической цели. В это же время в стране приступили к теоретическим и практическим социально-экологическим изысканиям в этой области. В полной мере учитывались вопросы вероятности загрязнения экологической среды и способы ее охраны.

Как следует из лекции президента Академии наук Китая профессора Лу Юнсяна, ежегодно в Китае появляется 600 млн. тонн твердых промышленных отходов и бытового мусора, его общее количество уже превышает 6 млрд. тонн. Повсеместным стало окружение городов «мусорной стеной». Во многих случаях опасные отходы не перерабатываются и представляют серьезную угрозу. Только батареек на свалки страны сбрасывается ни много, ни мало 7 млрд. штук, в которых содержится свыше 75 тыс. тонн цинка, 1,5 тыс. тонн меди и других элементов. Анализируя причины потерь, эксперты указывают на отсутствие современных технологий, необходимых для утилизации отходов, что, в конечном итоге, приводит к огромным финансовым издержкам. Кроме того, низкая эффективность утилизации заключается в большой затрате энергоресурсов и сырья. Первая в Китае электростанция, работающая за счет сжигания мусора, вступила в официальную эксплуатацию на юге страны в городе Чжухае. Эта электростанция с общими инвестициями в размере 24 млн. 160 тыс. долларов США рассматривается как один из важнейших экологических проектов в Чжухае.

Цель сооружения такого рода объектов заключается в содействии охране окружающей среды. После сдачи данной электростанции в пробную эксплуатацию она выработала 4,78 млн. киловатт-часов электроэнергии, переработав свыше 29,4 тыс. тонн мусора. Таким образом, ежесуточно ею было переработано в среднем более 380 тонн. Это равняется 80 с лишним процентам от общего количества мусора, накапливающегося в Чжухае за сутки 142.

В соответствии с программой МиИ к 2010г. предстоит изменение экологической ситуации, особенно в городах. На основе этого, власти Пекина прилагают все усилия для того, чтобы экологическая ситуация в городах достигла мировых стандартов. Окружающая среда, ресурсы населения -важнейшие взаимосвязанные экологические компоненты развития города.

Население Пекина составляет более 10 млн. человек. Ощущается острая нехватка водных, энергетических и других ресурсов. Власти Пекина исходят из необходимости экономии природных ресурсов и сдерживания роста населения, проводят стратегическое регулирование своей экономической структуры, переориентируют промышленность на новые высокие технологии. В целом понимают, что ускорение модернизации традиционной промышленности и сельскохозяйственного производства должно проходить на фоне минимизации ограничения расхода ресурсов и сдерживания развития производств, серьезно загрязняющих окружающую среду.

Аналитики подчеркивают, что «главная проблема среды в Китае связана с ее загрязнением, особенно в городах. Загрязненность среды в отдельных городах уже достигла или превысила наивысший уровень загрязнения, бывший в 50-60-х годах в развитых странах. Выбросы углекислого газа здесь достигают 10% от мирового. В результате промышленного роста, обеспечивающего процессы МиИ, в атмосферу ежегодно выделяется 23 млн. тонн двуокиси серы. К 2000г. эта цифра достигает 27,3 млн. тонн. По содержанию в воздухе двуокиси серы и пыли Пекин, Шэньян и Сиань входят в десятку самых неблагополучных городов мира»

Бурная автомобилизация, сопровождающая МиИ, еще один источник смога, отравляющего жизнь миллионов китайцев. Поэтому в китайской столице с 1 января 1998г. власти ввели строжайший запрет на продажу бензина с содержанием свинцовых добавок.

В большинстве других крупных городов КНР качество воздуха исключительно низкое. Еще хуже оно в мелких населенных пунктах, где уголь - главный вид топлива в коммунальном хозяйстве, промышленности и быту.

Концепция устойчивого развития, как важнейший компонент новой экологической культуры

Все развитие человечества является свидетельством того, что существует взаимосвязь между обществом и природой. Природа негативно реагирует на безответственное, бездумное, потребительское отношение человека к себе и воздает ему сполна. Повсеместное нарушение принципа сбалансированности и принципа меры привели систему «природа - человек -общество» в неравновесное положение, что поставило под вопрос существование всего живого.

Выход из кризисного состояния многие ученые и философы видят в разработке теории и практической реализации проблемы устойчивого развития.

Понятие устойчивого развития, возникшее в недрах ООН в 80-е годы, стало после всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), пожалуй, самым распространенным среди политиков, экономистов, экологов, философов, социологов, журналистов. Понятие устойчивого экоразвития становится знамением времени, идеологическим кредо десятков миллионов людей, задумывающихся о своем будущем, о судьбах своих потомков.

Как утверждают Г.В. Платонов и Э.В. Гирусов «Устойчивое экоразвитие (УЭР) - это дальнейшее улучшение политико-правового, экономического, социального, культурного положения нынешнего поколения людей, осуществляемое без нанесения ущерба природной среде. УЭР - это неуклонное выравнивание материального и духовного уровней народов развитых и развивающихся стран, а внутри каждого из них - сближение доходов богатых и бедных людей, ликвидация голода и нищеты сотен миллионов землян, предотвращение их массовой гибели от различных эпидемии»

Под термином "устойчивое развитие" (sustainable development) понимается «модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей без лишения такой возможности будущих поколений» . В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой.

По мнению В.В. Меньшикова, приведенное определение парадигмы «носит концептуальный характер, т.к. три момента заслуживают большого внимания. Первый момент состоит в том, что рассматривается модель. Второй момент: определение предусматривает движение вперед. Но наиболее важный момент определения - учет интересов будущих поколений, которые не должны лишаться возможности развития из-за неразумных действий предшествующих популяций. Зачастую следствия таких действий оказываются негативными и необратимыми. Учет в современной деятельности интересов грядущих поколений - способ устранения отмеченного разрыва»

В определении В.П. Бранского устойчивость развития имеет следующий смысл: а) с точки зрения результата - это движение в ноосферу, под которой подразумевается «царство коллективного разума» (все действия людей, связанные как с их взаимоотношением друг с другом, так и с природой, подчинены принципу рациональности, притом в планетарном масштабе); б) с точки зрения прогресса - это коэволюция общества и природы, под которой подразумевается такое развитие общества, которое согласуется с развитием природы» 233.

Проблема устойчивого развития в последние годы активно и плодотворно разрабатывается доктором философских наук, профессором В.В. Мантатовым и Л.В. Мантатовой в плане экологической этики и устойчивого развития региональной экономики. Важнейшей характеристикой устойчивого развития является его диалогизм, соразмерность, гармония. Как пишет В.В. Мантатов, «диалектику устойчивого развития наиболее адекватно выражает понятие гармонии (в гераклитовой интерпретации)»

Концепция устойчивого развития способствует соблюдению консенсуса между обществом и природой, стремлению к максимальному совершенствованию этого консенсуса. Сама концепция в настоящее время возводится в ранг «новой парадигмы развития человеческой цивилизации в новом тысячелетии» 235. Именно поэтому концепция устойчивого развития привлекает к себе пристальное внимание международного сообщества государств, различных объединений, отдельных людей.

Изначально устойчивое развитие связывали с влиянием воздействия человека на окружающую природную среду, то есть основной задачей концепции устойчивого развития ставилось достижение оптимальных результатов развития (использование природных ресурсов) с минимальным ущербом для окружающей среды.

По мере изучения этой глобальной проблемы расширяется ее первоначальное содержание. Сегодня, говоря об устойчивом развитии, мы должны рассматривать экологические, производственные, демографические, политические, правовые, социальные, гуманитарные, национальные, этические, культурные факторы, которые в комплексе определяют содержание концепции устойчивого развития.

Глубоко прав академик Н.Н. Моисеев, который объявил техноэкономическую интерпретацию устойчивого развития «опасным заблуждением человечества». Он справедливо поставил вопрос о необходимости дополнения концепции устойчивого развития, принятой на саммите в Рио-де Жанейро, социокультурным подходом

Также мы должны учитывать уровень развития различных стран, их культур, цивилизаций, общественной психологии. Ныне будущее цивилизации связывается с концепцией устойчивого развития, которая «предлагает системную стратегию действий по спасению природы» 37.

Эта стратегия включает в себя и технологический компонент, который непосредственно связан с оптимизацией природы и общества. Но оптимизация социоприродного взаимодействия связана не только с технологическим компонентом, но и с социальным . На социальном уровне таким компонентом выступает экологическая культура. Концепция устойчивого развития, направленная на гармоничное взаимодействие природы, человека и общества, выступает как важнейший компонент новой экологической культуры, способствует оптимизации социоприродного взаимодействия.

Консерватизм китайской философской мысли вплоть до настоящего времени заставляет китайских исследователей обращаться к идеям древности, считая, что уже в Древнем Китае была заложена идейная основа устойчивого развития. Основой такого консерватизма была конфуцианская школа 239. В конфуцианской традиции идея подчинения общим, групповым, глобальным интересам занимает одно из ведущих мест.

Экологические интересы - это глобальные интересы всего человечества, и поэтому необходимо подчинение мелких интересов группы более общим. Этот примат общего над частным, общественного над индивидуальным сближает конфуцианство с концепцией устойчивого развития. За социоцентризмом конфуцианства кроется идея управляемости, в том числе и экологическими процессами, эта идея содержится и в концепции устойчивого развития.

У древних китайцев бытовала сложившаяся веками, исторически обусловленная концептуально-философская система экологических принципов и традиций, издревле существовала народная экологическая этика и культура, не позволяющая утилитарного, хищнического отношения к природе, ее богатствам и творениям. Существовал своеобразный нравственный и этический постулат, или единственный, всюду и везде обязательно выполняемый абсолютный императив: не причинение вреда живому.

Похожие диссертации на Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений