Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва Монгуш, Салбак Онер-ооловна

Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва
<
Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Монгуш, Салбак Онер-ооловна. Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Монгуш Салбак Онер-ооловна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/445

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная Россия (Российская Федерация) – одно из наиболее крупных полиэтнических государств мира, историческая преемница Российской многонациональной государственности, которая формировалась в течение многих веков как результат государствообразующей этнополитической деятельности русского народа. Научное исследование данной деятельности как выражения специфических социально-духовных качеств русских, которыми они обладают и успешно используют в межэтническом общении, имеет весьма актуальное значение.

Русский народ – самый крупный по величине (численности) в Российской Федерации. Значительное число русских живет практически во всех странах мира. Чрезвычайно большую, притом позитивную, культурно-цивилизаторскую роль сыграл русский народ в процессе освоения и преобразования новых земель, в частности Сибири с ее огромной территорией и множественным аборигенным населением. Расселяясь на новых землях, считая их собственностью Российского государства, русские переселенцы обретали здесь и новую родину. Живя в новых местах в течение длительного времени, русские поселенцы не только приживались, но и постепенно становились частью населения здешнего края. При этом они не утрачивали своей этногенетической и культурно-языковой общности с основным ядром русского народа, выступая его территориальными частями, которые неизбежно в течение ряда поколений приобретали здесь некоторые особенности образа жизни, быта, обычаев, традиций, даже менталитета.

Социально-философское исследование жизни и деятельности русских переселенцев на новых землях предполагает изучение их духовно-психологических качеств и свойств, как общностно-групповых, так и личностно-индивидуальных, в частности, этнической идентичности и менталитета. Данные специфические состояния общественного сознания выступают как когнитивно-оценочный психологический механизм самоопределения индивида (и групп) в социальном пространстве, во взаимодействии со многими другими этносами. Интенсификация научного изучения данных феноменов, их сущности и роли в социальной деятельности людей, социальных групп и общностей, несомненно, имеет большую значимость и важность.

В настоящее время особую актуальность приобрели исследования проблем этнической идентичности различных народов современного мира, в частности русского, место и роль которого в мировом развитии всегда вызывала (вызывает и сейчас) повышенный интерес в науке, политике, культуре. Исторический опыт свидетельствует о том, что изучение вопросов этнической идентичности имеет особенно большую значимость для развития многонациональных (полиэтнических) государств, в частности, их национальных (кстати, тоже многоэтнических) регионов. Именно это обстоятельство объясняет, почему для исследования этнической идентичности русских в условиях переселения автором выбрана Республика Тыва, являющаяся одним из субъектов Российской Федерации, где наряду с коренными жителями (тувинцами и другими этносами) проживает значительное число русских.

Еще большее внимание западных и отечественных исследователей в конце XX – начале XXI вв. было посвящено изучению проблем менталитета (ментальности). В настоящем диссертационном исследовании менталитет русских людей – переселенцев – рассмотрен в двух аспектах – теоретическом (для выяснения его сущностных особенностей) и аналитическом (для рассмотрения его роли и значения в процессе социальной трансформации и модернизации экономики республики, а также для характеристики изменений и особенностей самого менталитета в условиях переселения).

Степень научной разработанности проблемы. Этническая идентичность и менталитет являются объектами изучения ряда гуманитарных и социальных наук. С этим связано большое количество научной литературы, посвященной данным проблемам.

В первую очередь, это исследования, которые заложили основы научного понимания проблемы идентичности. В общетеоретическом плане важными источниками стали классические труды крупнейших западных исследователей, в частности З. Фрейда (который впервые ввел это понятие), Э. Эриксона, Г. Тэджфелла, Дж. Мида, Ч. Х. Кули, Дж. Де Вос, Л. Романукки- Росс и др.Ко второй группе трудов следует отнести работы отечественных (в том числе современных) авторов, в которых проблематика этнической идентичности обстоятельно раскрывается в рамках исторической и этнологической наук такими известными учеными, как В.В. Мавродин, П.И. Кушнер, Д.С. Лихачев, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.Н. Губогло, Н.Р. Маликова, В.К. Малькова, А.А. Сусоколов и др. Новые подходы в исследовании проблем этнической идентичности разработали в своих трудах по этнопсихологии Г.У. Солдатова, М.Н. Лебедева, В.С. Агеев, Л.И. Науменко, Т.Г. Стефаненко, В.В. Гриценко, В.Ю. Хотинец и др. Хотя эти авторы специально не разрабатывали саму проблему этнической идентичности, но ими было сделано теоретико-методологическое (главным образом социально-психологическое) обоснование исследования данной темы.

К третьей группе относятся работы, связанные с исследованием понятия и проблемы менталитета. Большая роль в ее исследовании принадлежит западным (в частности, французским) ученым. Признанным лидером в этой области является школа «Анналов», представители которой заложили начало применению историко-культурологического методологического подхода в исследовании социально-психологической сферы в лице М. Блока, Л. Февра и их учеников – Ф. Броделя, Ж. Ле Гофора, Ж. Дюби и др. Отечественная наука здесь представлена исследованиями известных советских ученых – Г.Г. Дилигенского, Б.А. Грушина, А.К. Уледова, которые, хотя не пользовались понятием «менталитет», разработали как его некоторый аналог понятие «массовое сознание».

Следует отметить, что в отечественной науке, где термин «менталитет» стал использоваться сравнительно недавно, попытки авторов определить содержание этого понятия сочетались со стремлением соотнести его с традиционными понятиями социальной философии и социальной психологии (А.Я. Гуревич, Л.Н. Пушкарев, Б.С. Гершунский, И.Г. Дубов, В.Ф. Петренко).

Четвертую группу трудов составляют исследования, посвященные проблемам и особенностям русского национального самосознания. Относящиеся сюда работы разрабатывались русскими церковными мыслителями XVII-XVIII вв. – Илларионом, Нестором, Филофеем; в XIX в. славянофилами – А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным; западниками – А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, В.Г. Белинским, Н.Ч. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и др. Большой и оригинальный вклад в изучение русского национального характера внесли ученые и писатели России – Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков и др. Их идеи и труды продолжили выдающиеся философы послеоктябрьского русского зарубежья – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, Г.П. Федотов и др. Некоторые проблемы генезиса русского национального самосознания поставлены и рассмотрены бурятскими учеными – В.И. Затеевым, В.И. Антоновым, И.И. Осинским, А.Н. Постниковым, Ю.А. Серебряковой.

Особую группу работ по теме диссертационного исследования представляют труды и публикации по проблемам истории возникновения и развития русско-тувинских связей. Наиболее систематически и подробно они излагались в фундаментальной «Истории Тувы» (1-е и 2-е изд.). Что касается заселения русскими Тувы и особенно исследования их жизни и облика в условиях переселения, то по этому вопросу в историографии в настоящее время имеется небольшое число работ (в основном статьи). В большинстве же публикаций рассматриваются лишь отдельные аспекты проблемы «Русские в Туве» – это, в частности, заселение ее старообрядцами в XVIII-XIX вв., их последующая жизнь в крае, современные особенности быта и т.д. (А.А. Стороженко, М.П. Татаринцева). Русский вопрос в условиях Республики Тыва в постсоветский период получил освещение главным образом в исторической и этнографической литературе типа мониторингов и социологических проектов (З.В. Анайбан, Г.Ф. Балакина, Л.М. Дробижева, В.С. Донгак, Н.П. Москоленко и др.)

Что касается в целом проблемы «Русские в Туве», то, несмотря на актуальность, теоретическую и практическую значимость, она не нашла должного отражения в ранее проводившихся научных исследованиях, хотя потребность в ее разработке весьма актуальна. В частности, большое значение и интерес представляет изучение проблем межэтнического взаимодействия русского и тувинского населения, особенностей этнической (национальной) идентичности, менталитета и адаптации русских поселенцев в условиях новой природно-климатической и социальной иноэтнической среды.

Объектом исследования являются русские Тувы.

Предметом исследования являются этническая идентичность и менталитет русских Республики Тыва.

Цель исследования – выявить сущность и специфику этнической идентичности и менталитета русских Тувы в обстановке межэтнического взаимодействия в иноэтнической среде.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию понятия «этническая идентичность»;

- выяснить место и роль понятия «менталитет» в социально-философских концепциях и его структуру;

- рассмотреть особенности русского национального самосознания и выявить его особенности и черты;

- исследовать условия и факторы межэтнического взаимодействия и этническую идентичность русских в Туве;

- рассмотреть особенности менталитета русских Тувы в условиях иноэтнической среды.

Гипотеза исследования состоит в том, что этническая идентичность и менталитет дают возможность этносу ориентироваться в процессе жизнедеятельности в системе межэтнических отношений на всем протяжении исторического развития народа (нации).

Теоретические и методологические основы исследования. При решении задач диссертационного исследования использовались методологические принципы системности, структурно-функционального подхода, диалектические принципы всеобщей связи и развития, целостности, историзма. В диссертации широко использовались идеи и научные разработки крупнейших отечественных и зарубежных ученых и философов, социальных и этнопсихологов, этносоциологов и этнополитологов, в которых анализировались важнейшие проблемы этнической идентичности и менталитета.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Для последовательного решения русского вопроса в условиях национальных республик Российской Федерации важное значение имеет исследование в социально-философском аспекте проблем этнической идентификация и ментальности русских поселенцев в условиях иноэтнической среды и межэтнического взаимодействия.

  2. Одной из социально-психологических основ этнической идентичности является национальное самосознание. Русское национальное самосознание, проявляясь прежде всего на уровне мышления, формировалось также и на уровне подсознания, в памяти народа. В течение тысячи лет русская нация воспитывалась на традициях общинности, коллективизма, духовности и на православных нравственных ценностях.

  3. Этническая идентичность проявляется в межэтнических взаимодействиях. Межэтнические взаимодействия выступают прежде всего, в виде разнообразных контактов этносов между собой как на личностном, так и на группово-общностном уровне. В содержательном плане межэтнические взаимодействия между русскими и тувинцами были неоднородными в разные исторические периоды.

  4. Этническая идентичность – это устойчивая и значимая для большинства людей принадлежность к определенной этнической группе. Среди компонентов этнической идентичности на первом месте находятся язык, особенности национального характера, обрядовые традиции. В новой природной и социальной иноэтнической среде в условиях переселения русские Тувы сохранили свою национальную идентичность, которая в то же время приобрела некоторые черты культурно-региональной сибирской идентичности.

  5. Менталитет является достаточно устойчивой и стабильной частью духовной культуры народа и изменяется очень медленно. Так, менталитет русских Тувы сохранил черты сибирского менталитета. Значительное влияние на менталитет русских переселенцев также оказывали весьма своеобразные природно-географические условия, другая структура социально-культурных и межэтнических отношений республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– уточнено и расширено понятие этнической идентичности;

– осуществлен социально-философский анализ понятия «менталитет», выявлены его структура и функции;

– выяснены сущность и становление русского национального самосознания; его особенности и основные черты;

– исследованы изменения особенностей этнической идентичности русских в условиях межэтнического взаимодействия в Туве;

– впервые в отечественной науке исследованы особенности менталитета русских Тувы в историческом прошлом и настоящем.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы могут быть использованы органами государственного управления для более глубокого понимания этнических процессов в республике, в частности, места и роли духовно-психологических факторов в развитии межнациональных отношений и осуществлении национальной политики.

Кроме того, материалы и выводы исследования могут использоваться при написании учебных пособий, чтении лекций и спецкурсов по проблемам этнической идентичности и менталитета.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на различных научных конференциях: II Международной научно- практической конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона» (Кызыл, 2007); всероссийской научно-практической конференции «Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России» (Абакан, 2008); ежегодной научно-практической конференции преподавателей ТывГУ (Кызыл, 2006); научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов ТывГУ (Кызыл, 2008); IX Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2008). По теме исследования опубликовано 7 статей, в том числе две в реферируемом издании.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. В соответствии с содержанием и логикой изложения материала диссертации состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири : на примере Республики Тыва