Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Ширяев Александр Евгеньевич

Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект
<
Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ширяев Александр Евгеньевич. Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект : социально-философский аспект :диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Омск, 2007 135 с., Библиогр.: с. 123-135 РГБ ОД, 61:07-9/745

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Культурные основания концепции устойчивого развития

1. От «блага» к «устойчивому развитию»: философская предыстория концепции

2. Концепция устойчивого развития как продукт техногенной цивилизации

3. Современные философские и естественнонаучные основания концепции устойчивого развития

Глава II. Концепция устойчивого развития в современном социальном контексте

1 Трансформация человека на пути к устойчивому развитию 63-81

2, Устойчивое развитие как иллюзия 82 - 98

3. Устойчивое развитие как надежда 99 - 119

Заключение 120 - 122

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования* Человечество, преодолев очередной барьер, разделяющий тысячелетия, не избавилось от симптомов болезни характерной для техногенной цивилизации. По-прежнему неотъемлемой частью жизни современных людей являются вооруженные конфликты, непреодолимая пропасть между нищетой и богатством, разрушение окружающей природной среды в процессе хозяйственной деятельности. По-прежнему, как социальной, так и природной реальности угрожает гибель в случае применения оружия массового уничтожения в условиях глобального противостояния держав, обладающих ядерными арсеналами.

В то же время человечество не утратило оптимистического, созидательного отношения к будущему, которое во второй половине прошлого века обрело форму общечеловеческой стратегии выживания в условиях всеобщего и многостороннего кризиса- Данная стратегия стала называться «Концепцией устойчивого развития» и вызвала значительный общественный интерес. Представления об устойчивом развитии и перспективах практической реализации его идеалов стали предметом обсуждения на форумах, проводимых под эгидой ООН, научных конференциях и страницах печатных и электронных изданий. Призыв к устойчивому развитию был поддержан государственной властью многих стран, возникли локальные стратегии и программы устойчивого развития, направленные на воплощение в отдельных регионах и поселениях новых моделей производства и потребления, позволяющих сохранять природную среду, преодолевать бедность и безграмотность и, тем самым, обеспечивать достойные условия для жизни будущих поколений. Кроме того, представления об устойчивом развитии становятся основой развития экологического сознания и чувства ответственности людей за сохранение природы и социальной стабильности.

Тем не менее, концепция устойчивого развития не является панацеей, а ее возникновение не равнозначно решению глобальных проблем, Среди сто-

4 ройников этой стратегии нет необходимого единства во взглядах, концепция устойчивого развития, прежде чем стать реалистичным руководством к действию, должна подвергнуться колоссальной теоретической проработке и множественным апробациям, а ее реализация в современных условиях сталкивается со многими, практически непреодолимыми, преградами. В связи с этим необходимо отметить, что концепция устойчивого развития в общекультурных масштабах играет двойственную роль, являясь то спасительной надеждой, то губительной иллюзией.

Прояснить сущность концепции устойчивого развития, оценить ее ближайшие перспективы и значение для человечества, представляется возможным посредством философского осмысления ее генезиса, идей, составивших ее концептуальное ядро. Кроме того, предметом философской рефлексии должен стать человек как субъект и конечная цель устойчивого развития, несколько оттесненный из поля зрения исследователей, увлеченных естественнонаучными изысканиями и количественными показателями. Рассмотрение концепции устойчивого развития в контексте культуры требует философско-антропологического прочтения данной проблемы,

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что осмысление концепции устойчивого развития осуществлялось преимущественно в естественнонаучном ключе. Проблема человека, альтернатив его дальнейшего развития, изменений, непосредственно затрагивающих его мировоззрение, телесность и повседневность, в целом остается недостаточно разработанной и несистематизированной областью научного поиска.

Для решения задач диссертационного исследования, в частности рассмотрения философской «предыстории» концепции устойчивого развития было изучено наследие Демокрита, Эпикура, Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Эпиктета, Диогена Лаэртского, Тертуллиана, Августина Аврелия, П. Абеляра, М. Фичино, Дж. П. делла Мирандолы, Л. Балла, Эразма Роттердамского, Николая Кузанского, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж,-Ж. Руссо, П. Гольбаха, Л, Фейербаха-

Рассмотрение концепции устойчивого развития как продукта техногенной цивилизации потребовало обращения к трудам зарубежных и отечественных авторов - К. Маркса, Э. Фромма, К, Ясперса, М. Хайдеггера, В, Франкла, М. Борна, А, Швейцера, К. Лоренца, А- Тоффлера, Н.Н. Моисеева, В.П. Гайденко, С.Г. Кара-Мурзы, В.Г. Горохова, М.А, Розова, B.C. Степина, Н.Н. Марфенина,

Анализ современных философских и естественнонаучных оснований концепции устойчивого развития опирался на труды П. Тейяра де Шардена, Э.К. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.Н- Моисеева, а также на результаты исследований А.Д, Урсула, АЛ- Назаретяна, А.Л, Романовича, В,А, Зубако-ва, Е.И. Шульги, Ю.В, Косова, Н.Н. Марфенина, Ю.М.Арского, В.И. Данилова-Данильяна, М.Ч.Залиханова.

Рассмотрение проблемы трансформации человека на пути к устойчивому развитию осуществлялось с учетом выводов, зафиксированных в работах B.C. Соловьева, Н.А, Бердяева, Н. Ф. Федорова, Л.Н. Гумилева, А. Дж. Тойнби, Г. Башляра, И.М. Фейгенберга.

Проблема исследования* Проблема исследования заключена в вопросах: в чем сущность концепции устойчивого развития, каковы ее философские основания и наиболее существенные социально-философские смыслы.

Цель работы. Цель работы заключается в раскрытии сущности концепции устойчивого развития в процессе ее социально-философского прочтения.

Задачи исследования:

1* Выявить философские основы концепции устойчивого развития.

  1. Раскрыть сущность возникновения концепции устойчивого развития.

  2. Рассмотреть изменения человека на пути к цивилизации устойчивого развития,

  3. Рассмотреть концепцию устойчивого развития в социально-философском ракурсе иллюзии.

5- Рассмотреть концепцию устойчивого развития в социально-философском ракурсе надежды.

Методологическая основа работы. В первой главе исследования при рассмотрении возникновения концепции устойчивого развития и прояснении ее сущности использовался диалектический метод познания, в частности, представления о всеобщей противоречивости и диалектическом синтезе противоположностей, которые были почерпнуты в работах П-В- Алексеева, А.В. Панина, A.M. Минасяна, М.Н. Руткевича, А.Е. Фурмана.

Во второй главе исследования альтернативы человека будущего были рассмотрены на основании философско-антропологических и социально-философских установок, нашедших отражение в трудах dX Ницше, В.С, Соловьева, Н.А. Бердяева, ГТ.П Гайденко, Э,Ю. Соловьева.

Кроме того, экспликация возможных вариантов развития человека и прояснение сущности концепции устойчивого развития как продукта техногенной цивилизации проводилось с учетом современных представлений о самоорганизации и движении сложных нелинейных систем, зафиксированных в работах И. Пригожина, И, Стенгерс, В,И. Аршинова,

Социально значимые смыслы концепции устойчивого развития как надежды человечества и несбыточной иллюзии были проанализированы на основе подхода, сложившегося в экзистенциальной традиции философствования и современной философской антропологии в целом, представленного в трудах В. Франкла, Э. Дюркгейма, Е. Шацкого.

Сочетание диалектического метода с экзистенциальным видением проблемы обусловлено задачами диссертационного исследования и направлено на поиск культурных основ концепции устойчивого развития, прояснении ее значения для человека и социума.

Научная новизна исследования и основные его результаты могут быть конкретизированы через следующие выносимые на защиту положения:

  1. Выявлены и зафиксированы философские мотивы, послужившие основой для концепции устойчивого развития, как общечеловеческой стратегии выживания и учения эвдемонической направленности, уходящие корнями в глубокую древность. В основании представлений об устойчивом развитии находятся идеи познания как деятельности, обладающей моральным содержанием, гармонии между человеком и природой как принципа мироустройства, умеренности и безопасности как важнейших факторов человеческого благополучия;

  2. Раскрыта, на основе диалектического метода, сущность концепции устойчивого развития как разрешения противоречия между ценностями традиционного и техногенного общества. Главным признаком синтеза является возникновение первых версий общечеловеческой стратегии выживания, как перехода к ноосферному типу существования, в рамках которого знание как научная рациональность вновь обретает моральное содержание, идея гармонии человека и природы сочетается с активной, деятельной позицией ответственного человека-творца, а принцип умеренности становится универсальным и безусловным требованием —экологическим императивом;

  1. Сформулировано, на основе современных представлений о процессах самоорганизации, определение концепции устойчивого развития как продукта самоорганизации техногенной культуры, столкнувшейся с беспрецедентной для истории угрозой самоуничтожения- Сделан вывод о том, что человечество как субъект истории нуждается во внешних стимулах развития и проявляет свойства самоорганизации, присущие неразумной природе;

  2. Исследованы альтернативы человека, спектр возможных изменений которого расположен между оппозициями «природное» и «техническое», «научное» и «вненаучное» (антинаучное) и представлен альтернативами «киборг», «мечтатель» и «эльф», «кочевник». Исследование образов будущего послужило аргументом к оправданию популярного в философской антропологии постмодернистского тезиса о смерти человека, в той его интерпретации, что человек, изменив окружающий мир, уже не может жить в нем не ис-

8 пытывая необходимых трансформаций и сохраняя исходные (естественные) параметры собственного бытия;

  1. В социально значимом ракурсе иллюзии, который отражает несбыточность концепции устойчивого развития и сокрытый в ней антигуманный потенциал, общечеловеческая стратегия выживания рассмотрена как опасная утопия, используемая в борьбе отдельных социальных групп за мировое господство и реализацию целей общества «золотого миллиарда»;

  2. В социально значимом ракурсе надежды концепция устойчивого раз-вития рассмотрена в качестве позитивной, созидательной идеологии, приближающей человечество к благополучному будущему. Такая интерпретация обусловлена не только деятельностью специализированных социальных структур, усилия которых направлена на реализацию идеалов ноосферы, коэволюции, свободы и равенства людей, но и значительным обще культурным потенциалом, который представлен искусством, с его силой эстетического преображения человека, религией и традиционным укладом жизни, поддерживающими равновесие между человеком и природой.

Теоретическая и практическая значимость работы. Представляется, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки концепции устойчивого развития, в частности, ее философского ядра, а так же для разрешения противоречий, с необходимостью возникающих в процессе выработки сложной и многоаспектной программы преодоления кризиса. Опыт рефлексии над философско-антропологическими интерпретациями концепции устойчивого развития и исследования образов человека будущего может быть использован в процессе преподавания учебных дисциплин «Социальная философия», «Философская антропология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Концепции современного естествознания», а также для подготовки лекций и материалов к семинарским занятиям по данным курсам.

Апробация полученных результатов. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах докла-

9 дов, а также были доведены до сведения научной общественности на конференциях и семинарах: «Реальность, Человек. Культура, Абсолютное и относительное» (Омск, 2005), «Онтология и аксиология права» (Омск, 2007),

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей 200 наименований» Работа изложена на 120 страницах.

От «блага» к «устойчивому развитию»: философская предыстория концепции

Концепция устойчивого развития представляет собой общечеловеческую стратегию выживания в условиях кризиса современной цивилизации, симптомы которого стали очевидными в середине прошлого века. Представления об устойчивом развитии, получившие распространение среди ученых, философов, общественных и политических деятелей далеки от концептуального единства и являются предметом напряженных дискуссий; об этом свидетельствует обилие публикаций и научных форумов, проходивших, в том числе, под эгидой Организации Объединенных Наций в 1992 г. (Рио-де-Жанейро) и в 2002 г. (Йоханнесбург). Об отсутствии теоретического совершенства концепции устойчивого развития свидетельствует поток критики со стороны отечественных исследователей, в частности, отмечается, что сама формулировка «устойчивое развитие» представляет собой «лингвистический нонсенс» (Моисеев КН.). Устойчивость нередко ассоциируется с застоем -«например, хорошо знакомые нам застойные 70 - 80-е годы XX столетия были для России одним из наиболее стабильных исторических периодов» . Кроме того, развитие как переход от одного качества к другому предполагает отсутствие стабильности, т.е. отрицает существование в рамках одного и того же качества. В целом «устойчивое развитие» отражает, в большей мере, стремление к уверенности в завтрашнем дне, а не фундаментальный научный принцип построения будущего.

Не смотря на то, что стратегия устойчивого развития переживает этап становления, представляется возможным выделить основные ее положения :

1. Столкновение человеческой цивилизации с кризисом, складывающимся из демографической, продовольственной, энергетической, экологической, гуманитарной, социально-экономической и политической составляющих, несет в себе угрозу самому существованию человечества. В истории такие обстоятельства не имеют аналогов: «Каждому из нас иной раз кажется, что мы мчимся в неуправляемом поезде и не можем из него выйти. Мы не знаем, куда мы мчимся. Может быть, к величайшему благосостоянию, а может быть в тупик, иначе говоря к катастрофе... Человек вызвал к жизни процессы, которыми он уже не всегда может управлять»1. Кроме того, очевиденфакт наличия предпосылок к наступлению тотальной экологической катастрофы, в частности:

- перехода возобновимых ресурсов биосферы в невозобновимые, то есть прекращение биокруговоротов вследствие деятельности человека;

- отравления межклеточной среды живых организмов, вызывающее лавинообразную мутацию;

- психологического и информационного шока, к которому приближается человечество;

- технологической готовности человечества к самоуничтожению.

В связи с этими обстоятельствами всеми государствами планеты должна быть принята и реализована модель устойчивого развития человечества, в центре которой помещаются люди с их правом на здоровую, обеспеченную и плодотворную жизнь;

2. Человечество должно жить в гармонии и равновесном взаимодействии с природной средой, подлежащей сохранению и заботе;

3. В соответствии с принципами гуманизма и демократии внутри сообщества людей должно быть обеспечены равные возможности в удовлетворении потребностей в развитии и в высоком качестве жизни, а также равные возможности для достойной жизни и развития будущих поколений;

4. Переход к устойчивому развитию предполагает целый ряд изменений в производственной и политической сферах:

- замена нынешних технологий производства безопасными для здоровья человека и окружающей природной среды и менее энерго- и ресурсоемкими;

- расширение сферы надгосударственного регулирования и управления посредством ООН и ее организаций;

- увеличение производительности труда и повышение качества жизни;

- снижение темпов прироста численности жителей Земли;

- смещение приоритетов от частных и зачастую эгоистических интересов отдельных государств или крупных транснациональных корпораций к интересам общечеловеческим.

Концепция устойчивого развития, первые варианты которой появились в 70-х годах прошлого столетия1, имеет значительную философскую предысторию. Как и современные ученые, мыслители древности пытались понять, каким образом жизнь человека можно сделать более безопасной и комфортной, в чем заключается истинное человеческое благо и каковы средства его достижения.

Рассмотрение философских представлений прошлого, в рамках данного параграфа, целесообразно упорядочить в соответствии с центральными идеями, предшествующими современной концепции устойчивого развития и ставшими ее неотчуждаемыми элементами. Философская категория «благо», при всей множественности и размытости значений, представляется прямой, хотя и «наивной» предшественницей «устойчивого развития». Не являясь частью концепции, аккумулирующей последние достижения науки, это понятие, отражает неизменную человеческую устремленность к безоблачному и счастливому будущему, становится центральной категорией этических учений и учений об общественном устройстве. Общепринятого определения категории «благо» не существует, и нет единого мнения о том, что считать благом- В философских словарях благо определяется как то, что «заключает в себе положительный смысл» и рассматривается «в связи с уяснением смысла бытия и человеческого существования как вопрос о высшем благе (summum bonum - термин Аристотеля), в зависимости от которого и определяется соотносительная ценность всех других благ»1- В «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» благо - это «то, что может служить предметом удовлетворения потребностей человека; стремления его чувственности или духа» , Высшим благом, по Брокгаузу и Ефрону, является та конечная цель, к которой стремятся все разумные существа на протяжении всей жизни, «то, в чем они ищут полноты своего существования, высшего счастья».

Современные философские и естественнонаучные основания концепции устойчивого развития

Вынужденный возврат к старым, но не утратившим актуальности» представлениям о благополучии человека прослеживается в современных философских и естественнонаучных основаниях концепции устойчивого развития. Попытаемся выявить то общее и необходимое, что объединяет архаичные представления о человеческом счастье с современными и, тем самым, приблизимся к сущности1 устойчивого развития как общечеловеческой стратегии выживания и достижения благополучного будущего.

Развитие материального мира, согласно учению П. Тейяра де Шардена носит прогрессивный характер, каждая последующая стадия представляет собой нечто более сложное в сравнении с предыдущей, Геогенез переходит в биогенез, биогенез становится плодородной почвой для психогенеза. Психогенез приводит к появлению человека, постепенно «он сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом. Когда в живом существе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на одну ступень»2,

К началу неолитического периода рефлективность превращается в подлинную движущую силу - быстрая экспансия человека, вооруженного земледелием, основами гончарного искусства, ткачества и умением приручать животных приводит к распылению Homo Sapiens по поверхности планеты. Через Аляску люди проникают в Америку, заселяют острова Тихого океана. Параллельно с расселением совершенствуется уклад, возникают важные социальные связи. Народы мало-помалу занимают свое окончательное место -«В результате торговли предметами и передачи идей проводимость от одних к другим увеличивается. Образуются традиции. Развивается коллективная память. Какой бы тонкой и зернистой ни была эта первая пленка ноосферы, она начала замыкаться и уже сомкнулась, окружив Землю» .

Развитие ноосферы, как мыслящей оболочки планеты, в конечном итоге должно привести к органичному единству жизни2. Высшая ступень в развитии живой материи будет лишена противоречий между человеком и природой, наступит умиротворение народов и государств, слившихся во внутренне дифференцированную целостность, уйдут в прошлое войны и ненависть, голод и болезни. Человечество обретет покой о блаженство в «боге-омеге». По мнению Т. де Шардена, другой сценарий невозможен, людям не грозит гибель от столкновения Земли с другим небесным телом или от тотального самоуничтожения: «Человек незаменим. Значит, сколь бы невероятной ни была перспектива, он должен достигнуть конечной цели, несомненно, не по необходимости, но неминуемо»3.

Столь оптимистические перспективы открываются и в отечественной философской мысли. Примерно за два десятилетия до П. Тейяра де Шардена мысль об органичном единении жизни высказал Э.К. Циолковский: «в биологии объединяются клеточки низших существ, образуя животных с единым управлением (мозг-душа), объединяются люди в общества, стремясь слиться в одно могущественное тело. Скоро должна объединиться так и вся земля» # Не сомневался в неизбежности перехода к ноосфере, как единству на основе разума, и В.И. Вернадский . Законы биологической эволюции биосферы; принцип интенсификации биогенной миграции атомов, сформулированный Вернадским и принцип цефализации Дана легли в основу прозрения - прогноза Вернадского о неизбежном подъеме биосферы на уровень ноосферы, где разум человека становится силой общепланетного масштаба, силой пре- образующей условия существования человека и его жизненный уклад на разумных началах.

Однако опыт двадцатого века показал, что дальнейшее поступательное движение к высшим формам организации жизни, невозможно без участия человека, своей деятельностью нарушившего естественную «логику» развития. Оказалось, что жизнь вообще может исчезнуть и «универсум потерпит неудачу», лишившись своей главной надежды в лице Homo Sapiens. Компьютерное моделирование последствий глобального противостояния с использованием атомного оружия обнаружило ненадежность существующего мироустройства, ужасающую реальность «ядерной ночи» и «ядерной зимы»2. Так сформировалось понимание ноосферы как возможной в будущем мыслящей оболочки планеты, органичной целостности, достижимой благодаря ответ-ствеииой и разумной деятельности человека» В этом отношении, идея ноосферы является синтезом идеи человека-творца и идеи ответственности. Людям, уподобившимся божеству в переделывании реальности под свои нужды и потрясенным результатами своих деяний, удалось, наконец, осознать, что у могущества и свободы есть оборотная сторона - беспокойство о судьбе созданного мира. Когда в начале прошлого века Вернадский произнес вещую фразу о том, что однажды человеку придется взять на себя ответственность за развитие и природы, и общества, вряд ли он думал, что это время наступит столь скоро. Развитие экологического знания и общенаучных системных представлений показало, что доминирующее положение человека как биологического вида в биосфере без разумных ограничений способно вызвать катастрофу.

Трансформация человека на пути к устойчивому развитию

Среди современных авторов, изучающих проблему будущего, практически нет тех, кто был бы настроен оптимистически относительно обозримых перспектив дальнейшего существования человечества на Земле, Напротив, большинство исследователей, указывают на один общий момент во всех сценариях грядущего - наступление кризисов, различных по причинам происхождения и тяжести последствий: «В том, что катастрофа мирового масштаба, угрожающая человечеству в целом, вполне реальна, сомневаться не приходиться, как и в том, что противостоять ей может только объединенное человечество»1. Недаром, философия прошлого века, рождает многочисленные катастрофические и алармистские предчувствия, которые проявляются не только на страницах научных трудов, но и в различных жанрах художественной культуры.

В то же время, в среде ученых растет количество сторонников концепции устойчивого развития, призванной обеспечить сколь угодно долгое и стабильное существование вида Homo Sapiens. Однако, возможность благополучного будущего определяется не только успешной реализацией новой модели цивилизационного развития, предполагающей коэволюционное (ноо-сферное) взаимодействие человека с окружающей средой, утверждение в массовом сознании экологического императива и опережающее обеспечение безопасности. Очень большое значение имеет потенциал выживания человека в переходный период. Какие же изменения предстоит претерпеть человеку, чтобы выжить на пути к устойчивому развитию через надвигающиеся беды? Попытка дать ответ на этот вопрос предпринимается в настоящем параграфе. Для осуществления поставленной задачи целесообразно привлечь достаточно широкий культурный контекст - от исследований по философской антропологии и устойчивому развитию до научно-фантастических произведений, которые имеют свойство аккумулировать и доводить до трагической крайности наиболее значимые мечты и опасения современных людей.

Рассмотрение человека в альтернативах будущего основывается на том, что, по высказыванию Н, Бердяева, «человек есть существо, себя преодолевающее, трансцендирующсс» - Подобную мысль об изменчивости человека, его способности переделывать самого себя, имеется у В. Соловьева: «Собственно человеческое, неотъемлемое у него, заключается не в том, чем он становится, а в том, что он становится»2, «отдельно взятый человек не есть нечто субстанциальное, есть не действительность, а только возможность»3. Возможность трансформироваться, адаптироваться к новым условиям есть важнейшее обстоятельство для выживания цивилизации и продолжения истории. Очевидно, что человек настолько преобразил окружающий мир, что стал заложником изменений, которые делают невозможным сохранение существующих параметров человеческого бытия, он уже «не умещается в границы наличного бытия природы и общества. Отсюда - его непрерывное стремление к самообновлению» . Предчувствиями этих событий была исполнена философия иррационализма, Ф. Ницше пророчествовал о неизбежности изменений, об исчерпании потенциала традиционной религии, нравственности и культуры в целом, В наступившем тысячелетии фраза «человек есть нечто, что должно преодолеть» уже не выглядит вызовом обществу, зашедшему в тупик, но отражает настойчивые требования времени. Кроме того, опыт создания образов будущего может основываться на «философии кризиса» или экзистенциализме, оформившемся как течение мысли в первой половине XX века, поскольку своеобразие данной традиции состоит в том, что экзистенциализм «во-первых, протестует против личной капитуляции перед «глобальным кризисом», во-вторых, пытается извлечь из апокалиптического переживания истории новые общемировоззрепческие постулаты» . К этому можно добавить, что экзистенциализм, отрицая объективность, теоретизирование (схематизирование) реальности и направленность на познание сущности, характерные для классической философии, концентрирует внимание на переживаниях субъекта, является философией подлинного гуманизма2.

Несмотря на принципиальную непредсказуемость развития такой сложной нелинейной системы как общество3, следует остановиться на нескольких важных моментах; во-первых, неотъемлемой частью будущего являются различные по происхождению и тяжести последствий кризисы, во-вторых, современная культура накладывает некоторые ограничения на возможности моделирования будущего в целом и человека в частности. Речь идет о фундаментальных оппозициях «сциентизм - антисциентизм», «техно-центризм - природоцентризм», В рамках, создаваемых этими полюсами, альтернативы развития человека сводимы к следующим образам:

1. Киборг. Термин «киборг» (от англ. cybernetic organism - кибернетический организм, содержащий механические компоненты, которые расширяют его возможности) введен Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 г., в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне земли. Эта концепция являлась результатом размышлений на тему необходимости более близких отношений между человеком и машиной, по мере того как космические исследования становятся реальностью. Дизайнер медицинского оборудования и устройств электронной обработки информации, Клайнс являлся ведущим учёным лаборатории Динами-ческого Моделирования в госпитале Роклэнд (Нью-Йорк) . Слово, введенное в оборот указанными авторами, стало достоянием обыденного языка благодаря популяризации идеи кибернетического организма в фантастических фильмах «Терминатор», «Робот-полицейский» и др. В настоящее время перспективы «киборгизации» человека, т.е. возможности по увеличению потенциала человеческого тела за счет «вживления» в него механических и электронных подсистем, является весьма актуальной областью научных исследований.

Значительная часть культуры может быть рассмотрена как продолжение человеческого тела. Первые орудия труда, каменные рубила и скребки, создавались как дополнения к уже имеющимся полезным свойствам руки. Одежда есть результат «достройки» системы терморегуляции, которая дана каждому из людей природой, очаг и посуда дополняют пищеварительную систему, телескоп и микроскоп - глаза, речь и письменность - сигнальный аппарат и память, компьютер - мозг и т.д. Человек в единстве с многочисленными артефактами представляет собой Homo Sapiens perimplens (человек Достроенный).

Однако, на дополнении врожденных телесных способностей и свойств человек не останавливается; увеличивая потенциал органов и подсистем организма, он научился заменять недостающие элементы телесной организации искусственными. Простым примером .может послужить деревянная «нога», неизменно включаемая в популярный образ старого пирата наряду с попугаем и курительной трубкой.

Похожие диссертации на Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект