Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития Молоканов Геннадий Иванович

Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития
<
Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Молоканов Геннадий Иванович. Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Ставрополь, 2002.- 309 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/15-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Новый этап развития отечественной философской мысли о взаимодействии человека, природы и общества 30

1.1. Смена философской парадигмы - веление времени 30

1.2. Предпосылки новой философской парадигмы в трудах русских космистов 41

1.3. Проблема устойчивого развития в современных концепциях общественной безопасности России и официальных материалах 64

1.4. Системная экология - узловая дисциплина философской парадигмы уст ойчивого развития 94

Глава 2. Философские основы системной экологии: методологические, концептуальные, мировоззренческие104

2.1.Общие особенности проведенния исследований по системной экологии 104

2.2. Научно-методологические и философско мировоззренческие основы исследований 110

2.3. Мирологические аспекты системной экологии 122

2.4. Представления о полной окружающей среде 145

Глава 3. Источники формирования личностных программ поведения человека, влияющие на устойчивость ТПТК 158

3.1. Культурологические аспекты 158

3.2. Гносеологические аспекты 166

3.3. Нравственно-этические аспекты 173

Глава 4. Социальные аспекты системной экологии. Ноосферная доктрина 189

4.1. Специфика исследования социума как диалектического единства гражданского общества и государства 190

4.2. Общественная безопасность социоприроднои системы 193

4.3. Информационная экологическая революция 199

4.4. Контуры новой гражданской идеологии на идеях устойчивого развития 204

4.5. Практические аспекты системной экологии 224

Заключение 255

Иллюстрации 262

Примечания 270

Литература 2

Проблема устойчивого развития в современных концепциях общественной безопасности России и официальных материалах

Сегодня философия на пороге нового кардинального обновления. Оно обусловлено не только сменой общественных интересов и политического строя в России, но всем ходом мировой истории.

Несколько веков бурного промышленно-технического развития, неузнаваемо изменили жизнь и быт людей в лучшую сторону, за счет создания в первую очередь миллиардов всевозможных машин - послушных и всеумеющих слуг человека. Техносфера вошла в жизнь общества и стала составной неотрывной частью его бытия. Но она принесла с собой не только блага, но и опаснейший конфликт с биосферой, ввергнув человечество в глубокий комбинированный экологический кризис. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам человечества и самому его существованию.

Попытки ликвидировать или хотя бы отодвинуть эту угрозу комплексом мер, называемых "охраной окружающей среды" и "внедрением ресурсосберегающих технологий" не привели к ощутимым результатам. Так появилась проблема,- которую сегодня называют "переходом стран и регионов к устойчивому развитию",- признанная ныне жизненно важной и на уровне ООН, и на уровне Правительства РФ.

Всеми странами и Россией уже ведется разработка теории и практики устойчивого развития. Переход к такому развитию сложнейшая комплексная задача современности, не имеющая аналогов в науке. Опыта в этом вопросе не накоплено. Но все большее число ученых начинают понимать, что одних технологических мер недостаточно - нужно кардинально менять ценностные установки и образ мышления самого человека. Ибо сама проблема неустойчивости как раз и возникла оттого, что основополагающие мировоззренческие установки цивилизации оказались в чем то ошибочными. Они стимулировали конкуренцию, борьбу научных школ, социальных учений и течений - обостряли противоположности. А переход к устойчивому развитию требует примирения и консолидации противопложностей в целях сохранения самой цивилизации. Классовый подход; "основной вопрос философии", противостояние материализма и идеализма - все это сегодня осталось в стороне от общественных интересов и требует переосмысливания. Крушение моноидеологической системы в России, возведенной на этой концептуальной основе, было в значительной степени подготовлено временем и имеет не только субъективную, но и объективную сторону. Господствовавшая идеология блага для человека любой ценой не предусматривала возникновения той смертельной опасности, которая нависла сегодня над всем человечеством, включая и господствующие классы или партии, и, следовательно, не содержала в себе рекомендаций и практических установок для выхода из сложившейся ситуации.

Ни прагматическая философия "свободы рыночной экономики", ни материалистическая философия первичности экономического базиса и вторичности "идеологической надстройки", не дают ответ на главный вопрос сегодняшнего времени: как обеспечить устойчивое развитие территориальной системы "Общество-природа-человек"? Назрела необходимость не только в радикальном экономическом обновлении, но и в коренном идеологическом: нужна новая философская парадигма, причем не только нашей стране, но и всему миру. Устойчивое развитие системы "общество-природа-человек" как новый предмет философии.

Катализатором перестройки философской парадигмы стали исследования условий устойчивого (или неустойчивого) развитие мировой экономики, начавшиеся в промышленно развитых странах в конце XX века. Следует сказать, что термин "устойчивое развитие" содержит в самом себе противоречие и не всеми воспринимается однозначно. "Развитие" в философском смысле это "процесс движения от низшего к высшему, главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового" 33. Причем развитие систем всех типов подчиняется общим законам диалектики, то есть включает в себе "разрывы непрерывности", "скачки", спады и подъемы.

"Устойчивость" же предполагает нечто неизменное и применительно к системам понимается как "способность возвращаться в исходное состояние" 34 Слово "устойчивость" применяется в словосочетаниях "устойчивое движение", "устойчивое равновесие". Словосочетание "устойчивое развитие", согласно Майклу Китингу 25, , впервые было применено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию, которую создала ООН в 1983 г. Комиссия вскоре выпустила в свет важный труд "Наше общее будущее", в котором прозвучало предупреждение, что человечество должно в корне изменить свой образ жизни, ибо в противном случае ему предстоят необычайно тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды. Комиссия призвала "к новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды".

Научно-методологические и философско мировоззренческие основы исследований

Официальные материалы, узаконившие устойчивое развития как важнейшую проблему современности, подготовлены, в основном Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию, созданной ООН в 1983 г.[25] Комиссия в своей деятельности исходила из вышесформулированного принципа о невозможности достижения гармонии в обществе без внесения в стихию рыночной экономики планового разумного начала. Общество будущего будет таким, каким мы его спроектируем - эта мысль присутствует уже в первом отчете комиссии "Наше общее будущее" [35], широко распространенном по всем странам мира.

Материалы этого отчета стали исходными при создании основного фундаментального труда ООН по проблематике устойчивого развития: "Повестка дня на XXI век", - принятого в 1992 г.на Всемирном форуме в Рио от имени 166 стран как их программный документ [25]. Это огромный том, который совместно с рядом других принятых на этом форуме документов ("Декларация об окружающей среде и развитии", "Заявление о защите и устойчивом развитии всех видов лесов", "Конвенция об изменении климата","Конвенция о сохранении биоразнобразия") представляет собой концептуальную программу действий всех стран и в целом планетарной цивилизации в XXI веке по обеспечению устойчивого существования человечества на перспективу.

Если дать философскую оценку программным документам Бразильского форума ООН 1992 г., то можно сказать, что в них предпринимается, по-существу, попытка спроектировать гармоничное общество будущего, на биосферной концептуальной основе. Авторы "Повестки дня ..." ставят во главу угла географический (биосферный) фактор. Господствует прагматический подход. И если, классики марксизма не считали возможным мирно перейти от порочного капиталистического строя к гармоничному обществу социальной справедливости, которое они назвали социализмом, то в "Повестке дня..." постулируется чисто мирный путь такого перехода по рекомендациям ученых.

В документах ООН отмечается, что они приняты в результате коллективного творчества как представителей государств, так и представителей общественности (гражданского общества). То есть "Повестка дня на XXI век" может быть названа общественно-государственной, гражданской концепцией перестройки общества по критериям устойчивого развития. Важнейшее место в этой международной концепции перехода человечества к устойчивому развитию, которая является по-существу планом строительства новой общественной формации, отводится социальным и экономическим аспектам. В "Повестке дня..." говорится о сложившемся неравенстве между богатыми экономическими странами и бедными развивающимися. Промышленные страны выкачивают из развивающихся природные ресурсы, и денежные средства, так, что бедные страны становятся еще бедней, а население при решении экономических проблем не останавливается ни перед какими средствами, разрушая окружающую среду.

Рекомендуется развивать экологическое образование и воспитание людей и общин в бедных странах, создавая, например, местные учебные центры по обеспечению устойчивого развития. Отмечается, что "Общественные организации, женские группы и неправительственные организации представляют собой важные источники новых идей и активности на местном уровне. Они доказали свою способность поощрять системы устойчивого жизнеобеспечения" 25. стр.4.

Рекомендуется всем правительствам рационально построить производство, согласовывая его с численностью населения и возможностями местных экосистем Особое внимание уделяется проблемам урбанизации; "правительства должны разработать проекты городского обновления в сотрудничестве с неправительственными организациями". При разработке стратегий устойчивого развития в этом деле должны участвовать как можно более широкие круги населения Осуждается сложившаяся практика бессистемной и несогласованной законотворческой деятельности в области окружающей среды.

Наряду с социально-экономической программой переустройства общества, "Повестка дня...." содержит экологическую (биосферную) программу сохранения и рационального использования ресурсов. Причем уделяется большое значение прогнозированию развития регионов, ландшафтному подходу, новой методике принятия управленческих и хозяйственных решений, при которой предусматривается сочетание энергетической, экологической и экономической политики как составных частей методологии устойчивого развития

Гносеологические аспекты

Схематично, в нашем представлении модель этой структуры выглядит так: , каждое живое существо - это подвижная "корпускула", которая может перемещаться по поверхности этой территории с той или иной скоростью. Дерево - неподвижная (или малоподвижная), но тоже живая "корпускула". Совокупность деревьев образует "корпускулу" более высокого ранга: лес, роща, парк. Совокупность животных одного вида тоже может образовать "корпускулу" более высокого ранга: стадо, стая, косяк рыб и пр.

Каждая "корпускула" берется в развитии и движении. Лес принципиально не отличается от других живых "корпускул": он тоже может перемещаться по поверхности земли, подобно стаду или косяку рыб, но только с неизмеримо меньшей скоростью.

Любое растение подобно дереву, но только с другими циклами существования. А поле - лес в миниатюре с ускоренными циклами развития.

Любое живое существо постоянно обменивается энергией с окружающей средой: поглощает пищу, воду, вдыхает воздух, содержащий кислород, выдыхает углекислый газ; выделяет пот, экскременты.

Дерево или любое растение также обменивается энергией с окружающей средой: поглощает солнечную радиацию и рассеянную тепловую энергию, впитывает воду, минеральные вещества, дышит, поглощая углекислый газ и выделяя кислород, фитонциды, испарения, ароматические вещества. Любое живое существо или растение это "корпускула" с переменными параметрами: сначала она маленькая, потом растет, достигает апогея, стареет, усыхает и наконец умирает. Рост и развитие "корпускулы" - это накопление энергии; смерть и распад структуры - высвобождение энергии.

Таким образом, процесс концентрации и рассеивания энергии является общей особенностью всей живой материи, включая микроорганизмы.

Если отвлечься от "очеловеченных" единиц времени и оперировать циклами, прессуя века и тысячелетия (такой прием мысленного моделирования использован в монографии 76 С. 104-105), то все живое вещество планеты предстает в виде корпускулярно-вол новой структуры, в которой "корпускулы" постоянно возникают, растут, потом распадаются, и вновь возникают.

Почти как виртуальные частицы, только с другими временными циклами. Причем цикл существования каждой "корпускулы" примерно пропорционален её массе: для крупного дерева и крупных млекопитающих это десятки и даже сотни лет; для травы и насекомых - это месяцы; есть насекомые-однодневки; цикл существования микроорганизмов еще более короткий; для структур микромира - это ничтожные доли секунды.

Социосфера в пределах территориального комплеса может быть тоже представлена в обычной корпускулярной форме Человек, как и любое другое живое существо, это тоже "корпускула" с переменными параметрами: сначала это ребенок, потом отрок, взрослый человек, старик, распад структуры. Его главное отличие от всех других существ - умение создавать могучие машины и повелевать ими. Он информационный центр и мозг машины. Машина, управляемая оператором, - самая мощная из "корпускул", перемещающихся по поверхности территориального комплекса. Оператор управляет ею в соответствии с заданием, полученным от информационных структур социума и в соответствии со своими знаниями, умениями, способностями мышлениями, приобретенными в школе, семье, вузе.

Таким образом социум, совместно с техносферой, принципиально отличается от других видов живых существ наличием особого информационного поля, которое фактически управляет и людьми и машинами.

Информационное поле_ (или пространство) социума это и невидимая запись на дискете, и электромагнитная волна в эфире, и текстовая запись на экране и бумаге, и звуковая речь, и некая часто ощущаемая людьми на расстоянии психическая энергия (проявляющаяся себя отчетливо в эффекте толпы), и почти неощутимые вариации земного магнитного поля, космической солнечной радиации и гравитации. В основном это слабые энергетические поля, которые через человека и подчиненные ему машины способны высвобождать энергии огромной мощности. Поэтому информационное поле, реализующее себя через техносферу, можно назвать энергоинформационным полем.

Энергоинформационное поле не тождественно общественному сознанию , которое вторично по отношению к бытию, составной частью которого являются орудия и средства производства. Наоборот, оно первично по отношению к техносфере, которая и сегодня в решающей мере определяет бытие, образ жизни и производственные отношения людей.

Информационная экологическая революция

Этика - наука о морали, а мораль определяет характер поведения людей, то есть лежит в основе практики. В отличие от правовых норм поведения, которые контролируются государством, моральные нормы контролируются обществом или самим человеком. Понятия о морали, нравственности, этике базируются на общих мирологических принципах человека, его понимании смысла жизни, логики и строения мира. На протяжении многих веков этические представления развивались в рамках религиозных концепций и потому оказались как бы ненужными рационалистическому мышлению матераилистов XX века. Образовавшийся вакуум стал заполняться все более усложняющимся природоохранным законодательством.

Но как показала практика последних десятилетий, природоохранное законодательство и многомиллирдные вливания долларов в охрану окружающей среды на планете не остановили природоразрушающую деятельность человека. Нужно менять личностные програмы поведения массового человека, формируя новые мирологические принципы, биосферное мышление, экологическую этику.

Поведением человека с экологическим мышлением и сознанием руководит экологическая мораль, вытекающая из осознанного принципа примата биосферы. Именно этот принцип лежит подспудно в основе морально-этических норм мировых религий. И подобно тому, как в старые времена религиозное сознание ставилось выше "греховной земной жизни", сегодня, выдвигая на первый план экологическую этику, относящуюся к формам общественного сознания, мы должны говорить о первичности экологического сознания и мышления по отношению к материально-экономическому фактору и способу производства. Материальное в данном случае оказывается вторичным по отношению к идеальному. Экологическая этика, являющаяся обязательной прерогативой устойчивого развития ТПТК, требует ломки стереотипа о первичности бытия по отношению к сознаию (или первичности экономики по ОДНС "Ю к экологическому воспитанию, образованию, культуре, этике) и утверждения совсем иных принципов, считавшихся до недавнего времени проявлениями идеализма.

В идеализме накоплен огромный многовековой опыт изучения сложнейшего мира индивидуального, коллективного, национального, общественного сознания, развивающихся по особым законам. Отбрасывать этот часто уже апробированный опыт неразумно и нецелесообразно. Это относится прежде всего к идеалистической философии русского космизма. Русская экологическая этика. 103

По представлениям русского религиозного философа Вл.С.Соловьева, человек есть связующее звено между божественным и земным. "Божественное" у Соловьева адекватно космическому и близко в Мировому Духу Гегеля. Мировой Дух создает в самом себе модель разумной жизни, а затем воплощает её в конкретных формах на Земле. Соловьев несколько изменил эту модель. У него земное и божественное могут существовать раздельно, Причем божественное нужно понимать как систему высшего ранга, составной частью которой является земная жизнь. Эта жизнь может развиваться в гармонии с божественным космосом и тогда возникает модель идеального всеединства., неся людям радость, добро, красоту, сознание полноты жизни и счастья.

Но земное может дисгармонировать с божественным. И тогда наступает хаос, общественное и природное столпотворение, угнетение всех форм жизни на земле, а в дом каждого человека приходит тревога, неуверенность в завтрашнем дне, страх, несчастье, горе, страдание.

Предназначение и смысл жизни человека - познать божественные законы и стать их проводником на Земле, связующим звеном божественного и земного, Когда человек поднимется до осознания такой необходимости и станет способным на самопожертвование во имя всеединства, общество превратится в Богочеловечество и возникнет мировая гармония бытия.

В этой философии четко прослеживаются основные черты экологической этики русского космиста: необходимость бережного отношения к биосфере, желание влиять на природу по законам вселенской гармонии.

Похожие диссертации на Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития