Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Хайлова Людмила Алексеевна

Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ
<
Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайлова Людмила Алексеевна. Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Хайлова Людмила Алексеевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2008.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/112

Содержание к диссертации

Введение

1 Феномен труда 12

1.1 Социально-философские истоки труда 12

1.2 Теоретические аспекты труда как основополагающего феномена в онтологии человека 37

2 Влияние религии на трудовую деятельность 52

2.1 Христианское отношение к труду 52

2.2 Роль труда в исламе 109

2.3 Концепции труда в сравнительной перспективе 138

Заключение 166

Список использованных источников 169

Введение к работе

Исследование проблемы труда и трудовых отношений не теряет актуальности в современном обществе. Науки, акцентирующие внимание на проблемах бытия человека, в той или иной степени затрагивают вопросы труда. Труд является центральной категорией социальной жизни, без которой невозможно представить общественное устройство, развитие общества и человека, динамику социально-политических и социально-культурных процессов. Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек, поэтому тема труда занимает если не центральное, то одно из самых важных мест в социально-гуманитарных науках, что указывает на значение данной проблемы в развитии человечества.

Актуальность темы исследования. Необходимость исследования конфессионального отношения к труду обусловлена совокупностью различных причин. Во - первых, в силу того, что трудовая деятельность является основой существования и развития общества, именно это заставляет задумываться о нравственных основаниях труда. К тому же, все религиозные конфессии, особенно христианство и ислам, посвящали себя не только духовным и богословским проблемам, но и непосредственно влияли на повседневную практическую деятельность людей, формируя у них определенный тип трудового поведения и трудовых отношений. Следовательно, данные конфессии создавали конкретные духовные стимулы производственной и трудовой деятельности верующего, формировали критерии экономического поведения в обществе.

Во - вторых, в конкретно-исторических условиях религиозный фактор выступает как существенный элемент социального бытия, который может оказывать влияние на духовно-нравственное состояние общества. В этой связи представляют интерес мировоззренческие основы конфессионального отношения к труду в сравнении христианства с исламом, их влияние на формирование ценностных ориентации и установок.

В - третьих, перемены, произошедшие в России за последние годы, коснулись как трудовой жизни общества, так и религиозной, поэтому проблема труда, трудовых отношений, влияние и роль религии в хозяйственной сфере сегодня особенно актуальны, не случайно теме взаимосвязи между религиозными убеждениями и трудовой деятельностью в настоящее время посвящено значительное количество исследований. В России традиционные ценности связаны с православием, которое на протяжении тысячи лет во многом определяло духовную жизнь общества, формировало менталитет народа.

Многие исследователи отмечают важность поддержания высокого статуса и культурной значимости труда, что является важнейшей предпосылкой успеха социально-экономической модернизации государства. Заслуживают внимания также и проблемы неадекватного отношения к богатству, к сожалению, присущие современному обществу. Часто основной мотивацией современных предпринимателей является стремление к собственному обогащению любыми возможными способами. Это говорит о том, что изменился характер труда и сами трудовые отношения. В связи с этим возникает необходимость формирования ценностно-мотивационного отношения к труду, богатству и накоплению. Христианство и ислам закрепляли и развивали нравственные императивы, хотя они не содержат в себе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписаний касательно того, как, сколько, где и за какую плату следует трудиться, тем не менее, данные конфессии в течение многих веков привносили в хозяйственно-экономическую деятельность духовное начало и организовывали ее нравственно.

Таким образом, конфессиональное отношение к труду играет существенную роль во всех областях социально-экономического развития общества, имеет реальную способность оказывать позитивное влияние на его духовно-нравственное оздоровление и стабилизацию. Поэтому в современных условиях чрезвычайно актуализировалась проблема осмысления духовно-

религиозных аспектов трудовой деятельности, также назрела необходимость комплексного исследования духовного и практического бытия, прежде всего экономической сферы, выявления природы, содержания, специфики и характера конфессионального отношения к труду.

Степень научной разработанности проблемы. Процесс исследования проблем труда отечественными экономистами, социологами и философами интенсивно начинается в 60-70-е годы XX в., преимущественно в рамках марксистской методологии. Их внимание было сосредоточено на исследовании следующих проблем: место труда в способе производства материальных благ, прогнозирование исторической судьбы труда, диалектике превращения труда в первую жизненную потребность, анализ общих черт и особенностей социалистического труда, закономерностей перерастания социалистического труда в коммунистический. Направленность этих исследований определялась тем, что в это время усиленно обсуждалась проблема перерастания социализма в коммунизм1.

В 70-80-е годы проблемы труда изучались в контексте развертывающейся научно-технической революции". В 90-е годы наблюдался спад интереса исследователей к проблемам труда, особенно к его социально-философскому аспекту в связи с вступлением постсоветских государств в так называемый переходный период со всеми его социально-экономическими издержками. Кризис общества и последовавший за ним кризис труда вызвали изменения в методологических подходах. В этот период вышли работы Ю. Л. Наймера, Т. И. Заславской, В. П. Зинченко, Р. В. Рыбкиной, И. Е. Томского, И. И. Чангли

См.: Здравомыслов А. Г. Человек и его работа в СССР и после. - М., 2003; Здравомыслов А. Г. Опыт конкретного исследования отношения к труду // Вопросы философии - 1964. - № 4. - С. 19-28; Здравомыслов А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности рабочего // Социология в СССР. - T.2. - М., 1965; Суслов В. Я. Труд в условиях развитого социализма. - Л., 1976; Блинов Н. М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. -М., 1979.

См.: Иванова Р. К. Научно-техническая революция... - М, 1976; Шкаратан О. И. Эффективность труда и отношение к труду//Социс. - 1982. - №2.-С. 20-34; Ядов В. А. Мотивация труда... //Советская социология : в 2 т. -М., 1982; Ядов В. А. Отношение к труду... // Социс. - 1983. - № 3. - С. 60-66; Шкаратан О. И., Бляхман Л. С. HTP, рабочий класс и интеллигенция. - М., 1973.

и др. , в которых анализируются факторы, обусловившие идеологическую заданность исследования отношения к труду в теоретических концепциях, разработанных на предыдущих этапах. Одновременно было начато издание фундаментальных исследований классиков мировой философской, социологической и экономической мысли: Э. Дюркгейма, В. Парето, Г. Зиммеля, Дж. Кейнса, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. Д. Кондратьева, А. В. Чаянова, и др." Необходимо отметить, что данное наследие применительно к проблемам труда осмыслено пока явно недостаточно.

В 1999 году опубликована монография Т. М. Михайловой «Труд: опыт социально-философского изучения», посвященная анализу методологических аспектов существующих концепций труда. В ней автор показывает социотворческую функцию труда, выделяет его социальный смысл и критически осмысливает марксистское теоретическое наследие .

И. И. Чангли в работе «Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования» рассматривает структуру и модели труда, раскрывает понятия, функции, характер, содержание, формы и стимулы труда, выявляются главные аспекты разделения труда, рассматривается взаимодействие законов разделения и перемены труда, исследуются проблемы отчуждения и освобождения труда, анализируются взгляды марксистских исследователей проблем социологии труда. Интересны приводимые автором высказывания о труде и творчестве мыслителей, поэтов и писателей разных стран и эпох4.

Теоретические подходы к вопросам конфессионального влияния на труд освещались как в богословской литературе: Тертуллианом, Климентом

1 См.: Наймер Ю. Л. От кризиса общества к кризису труда // Социол. исслед., 1992. № 5. - С. 23-35; Заславская Т. И. Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991; Заславская Т. И., Шабанова М. А. К проблеме институционализации... // Мир России. -2002. - Т. 11, №2. - С. 21-36; Заславская Т. И., Шабанова М. Л. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. -2002. - № 6. - С. 3-18. * См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991; Зиммель Г. Философия труда // Избр. - Т 2: Созерцание жизни. — М., 1996; Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

См.: Михайлова Т. М. Труд: опыт социально — философского изучения. - М., 1999.

См.: Чангли И. И. Труд: сициологические аспекты теории и методологии исследования. - М., 2002.

Александрийским, Мартином Лютером, Жаном Кальвином, и др. , так и в философской литературе. Среди западных представителей можно выделить труды исследователей: М. Вебера, В. Зомбарта, Питер Дж. Хилла, П. Ф. Скотчмера, Ж. Ле Гоффа и др.~ и отечественных ученых С. Н. Булгакова, Ю. Н. Давыдова, Э. Г. Филимонова, Т. Б. Коваль, В. М. Сторчак, И. А. Мчедлова, М. М. Смирина, Е. С. Терлеевой и др.3

Особое место в списке работ, посвященных данной проблематике, занимает «Энциклопедия церковного хозяйства» О. В. Шведова, вышедшая в 2003 г. В данной работе освещен ряд проблем, которыми занимается православная церковь, проблеме труда посвящена отдельная глава, собран большой нормативно-справочный материал, на сегодняшний день данная работа является единственным историко-экономическим исследованием положения РПЦ в XX веке . Главное внимание в вышеуказанных трудах уделяется концепции хозяйственной деятельности и отношению к проблеме труда в христианских конфессиях.

В исламе, так же как и в христианстве, отражено особое отношение к труду, которое рассматривалось советскими и российскими исследователями, среди которых можно назвать работы Г. М. Керимова, М. П. Мамедова, Д. Е. Еремеева, А. М. Ермакова, М. В. Вагабова, Д. Малышевой,

См.: Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс Избранные сочинения. - М., 1994; Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. Т.1. Отцы и учителя Церкви III в. Антология. - М., 2003; Кальвин Ж. Наставления в христианской пере : в 3 т. - М., 1998; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М., 1986; Хлеб наш насущный. Ежедневное христианское чтение. - Минск, 1998; Calvin J. Harmony of the Lam. - Oxford, 1998.

2 См.: Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма. - - М., 1990; Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избр. Образ общества. - М., 1994; Зомбарт В. Буржуа : Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

См.: Булгаков С. H. Философия хозяйства. - М., 1990; Булгаков С. Н. Православие : Очерки учения церкви. -М., 2001; Мчедлов М. П., Филимонов Э. Г. Религия и экономика // Религии народов современной России. - М., 1999; Сторчак В. М., Макеев А. В. Протестантизм и православие: этос труда предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : информ.-аналит. бюллетень. - 2000. - № 1. - С. 50-84; Коваль Т. Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда // Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. - М., 1994.

См.: Шведов О. В. Энциклопедия церковного хозяйства. - М., 2003.

С. Боронбекова, Л. Сюкияйнена1 и зарубежных ученых: Хусейна Хамида Хассана, Р. Максуд, А. Мюллера, и др." В представленных работах рассматривается социальная роль ислама, но относительно нашей проблемы исследования намечены лишь общие подходы.

Перечень теоретических контекстов проблемы труда в современных социально-гуманитарных практиках уже сам по себе говорит о фундаментальности проблемы отношения человека к труду в современной науке. Таким образом, историографический анализ литературы по теме диссертационного исследования показывает: во многих работах раскрывается только какая-либо одна грань проблемы, что отражает лишь ее часть, в связи с чем до настоящего времени сохраняется недостаточная научная разработанность темы. Также отсутствует целостное социально-философское освещение и сравнительный анализ отношения к труду в таких конфессиях как христианство и ислам. В данном диссертационном исследовании ставится задача в какой-то мере восполнить этот пробел и осуществить исследование указанных проблем в контексте современного социально-экономического и духовного состояния общества, что будет способствовать выяснению перспектив развития обществ с данными конфессиями.

Объектом исследования являются философские основания отношения к труду.

Предметом исследования - выступает конфессиональное отношение к труду.

Цель диссертационного исследования: на основе социально — философского анализа выявить особенности конфессионального отношения к труду.

См.: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. - М., 1978; Мамедов А. М. Об отношении ислама к труду // Актуальные проблемы современного ислама. - Баку, 1990; Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990; Ермаков И. А. Исламская этика труда : Ислам в культуре России в очерках и образах. - М., 2001; Вагабов М. В. Ислам: история и современность. - Махачкала, 2002; Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый мир. - 2002. - № 2. - С. 115-128; Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны Шариата // Государство и право. — 2003. - № 2. - С. 92-100; Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Отечественные записки.- 2004. - № 6. С. - 56-64. 2 Хусейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе - Новосибирск, 1996; Максуд Р. Ислам. - М., 2002; Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. - М., 2004.

Задачи исследования:

- рассмотреть социально-философские истоки феномена труда;

- исследовать эволюцию труда, трудовых отношений и подходов к
изучению данной проблемы в социально-философской традиции;

проследить становление вероучительных основ исследуемых конфессий, обуславливающих взаимосвязь между религиозными убеждениями и трудовой деятельностью;

- проанализировать аспекты конфессионального отношения к труду и их
влияние на развитие общества.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные принципы анализа социальных явлений: объективность, системность и историзм. Комплексный характер проблемы диссертационного исследования обусловил сочетание нескольких подходов: исторического, проблемного и сравнительно-исторического. Исторический подход делает акцент на генезисе философской мысли во всем многообразии ее форм и в их хронологической последовательности. Проблемный подход ориентирован на выявление существенного, общего, необходимого в изучаемых общественных и духовных процессах. Определенное место в диссертационной работе занимает сравнительно-исторический метод.

Источниковедческая база исследования конфессионального отношения к труду представлена книгами Священных Писаний, богословской литературой изучаемых конфессий, трудами религиозных и светских мыслителей по данной проблематике.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

исследован феномен труда как социально значимый фактор бытия человека, показаны различия в трактовках труда в социально-философском контексте и через призму религиозного мировоззрения;

выявлена специфика отношения к трудовой деятельности в исследуемых конфессиях, в частности отношение к бедности и богатству, видам деятельности, вознаграждению за труд и частной собственности;

проанализированы конфессиональные концепции труда в сравнительной перспективе, на основе чего определено качественное своеобразие конфессиональных характеристик труда в христианстве и исламе, которое позволяет спрогнозировать перспективы их влияния на развитие трудовой деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования: обусловлена тем, что выводы и материалы диссертации могут быть полезными для специалистов, анализирующих проблемы труда, конфессионального отношения к труду; использованы при разработке учебных пособий и подготовке лекций по социальной философии, социологии религии, истории культуры; при дальнейшей теоретической разработке проблем, связанных с данной тематикой.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Выявленные на основе анализа произведений зарубежных и отечественных философов подходы осмысления труда позволяют констатировать изменчивость представлений о культурно-исторической наполненности смыслового содержания феномена труда и отношения к трудовой деятельности.

  2. Христианские конфессии имеют свои особенности в трактовке отношения к труду: православие призывает «молиться и трудиться», формула католицизма — «трудиться и молиться», а протестантизм убежден в том, что труд и есть молитва.

  3. Исследование шариата, как основного источника мусульманского права, позволяет раскрыть его социальную сущность, которая охватывает все стороны человеческого бытия, выполняя важную роль в регулировании трудовых отношений, видов деятельности, отношения к собственности, налоговую систему, торговлю и финансы, систему запретов, одобряемые и порицаемые поступки, нормы морали, семейную жизнь и обряды.

  4. Религия имеет активное воздействие на экономику и другие сферы жизни общества, в то же время социально-экономические модификации

общества вынуждают меняться и сами религиозные системы, что указывает на наличие тесной взаимосвязи между ними.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях, общим объемом 3,3 п. л. Материалы исследования, основные идеи и положения диссертации представлены автором на следующих научно-практических конференциях: «Педагогические чтения памяти Л. Ю. Бобкова» (Региональная научно-практическая конференция, Мурманск, МГГТУ, 2006); «Эволюция гуманитарного образования в Российской высшей школе» (Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция, Мурманск, МГТУ, 2007); «Актуальные проблемы современного общества» (Научно-практическая конференция, Мурманск, МГТУ, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

Социально-философские истоки труда

Обращение к теме труда как основополагающего феномена человеческого существования не случайно, поскольку труд является источником всех человеческих благ, обеспечивает выживание человечества в любой ситуации. Начиная с XIX века, в политэкономии утвердилось мнение, что богатство создается посредством труда, а в основе экономики лежит трудовая деятельность отдельных индивидов. Мотивация труда, как социального действия индивида, рассматривалась с различных позиций. Совершенно не ясно, как соотносятся общественная нравственность и индивидуальная мораль, как соотносятся индивидуальная потребность в труде с его общественным, целенаправленным характером? Проще говоря, зачем человек трудится? Эти вопросы во все времена были актуальными и выходили на первый план. В рамках политэкономии эта проблема была неразрешимой и решалась в русле других социо-гуманитарных наук.

Если человек трудится из стремления выжить, то только ради выживания не требуется так трудиться. В этом смысле «трудится» любое животное, но животные действуют инстинктивно, а люди нет. Чтобы просто заработать на жизнь, не надо тратить и десятой доли тех усилий, которые тратит человек. Остается загадкой и проблема творчества, то есть, почему человек занимается тем, что не направлено непосредственно на приобретение средств существования.

Единственным, понятным мотивом была материальная заинтересованность, но этот мотив отнюдь не является абсолютным. Совершенно очевидно, человек никогда не будет работать качественно, исходя лишь из финансовой заинтересованности. Материальные стимулы способны заставить работника трудиться лишь механически и однообразно. Для творческого труда материальных стимулов явно не достаточно.

Основная задача, которая стояла перед всеми, кто обращался к проблеме труда, — определить его общефилософское значение, не умаляя при этом его производительного характера, и значение как основы материальных благ. Для решения этой проблемы необходимо ответить на вопросы: что такое труд и как он возможен? Что является основанием труда? Кто является субъектом? Любая ли деятельность является трудом? И почему труд является основополагающим феноменом жизни?

В связи с этим в начале целесообразно выяснить этимологию слова «труд». В русском языке слова «труд» и «трудно» - являются однокоренными и восходят к готскому «thrintan» - быть в затруднении и латинскому «trudo» -гоню. Слово «работа» производно от индоевропейского «arbho» - сирота, а в модификации «раб» - «подневольный работник»1.

В научной литературе понятия «труд» и «работа» часто отождествляются, в чем можно убедиться, проанализировав принятые определения. Рассмотрим, например, определение труда, данное в «Советском энциклопедическом словаре»: «Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека. Процесс труда включает три момента: собственно труд, предметы труда и средства труда. При первобытнообщинном строе труд выступал как коллективный: в то время не было эксплуатации чужого труда. В антагонистических формациях труд непосредственного производителя - раба, крепостного крестьянина, наемного рабочего - подвергается эксплуатации со стороны господствующих классов. Социализм уничтожает все формы эксплуатации, обеспечивает реальное право на труд и всеобщность труда... При коммунизме труд станет первой жизненной потребностью всесторонне развитого человека»2.

Приведем соответственно определения понятий «работа» и «труд», данных в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова. «Работать. Находиться в действии, в работе... Заниматься чем-нибудь, применяя свой труд... Работать по специальности... Работать на заводе, в институте... Обслуживать кого-нибудь (что-нибудь) своим трудом... Работать над собой — заниматься самоусовершенствованием...» .

«Труд... Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Производственный труд... Тяжелый труд... Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни...» или же «трудиться, тружусь.... Заниматься каким-нибудь трудом, работать...»". Как мы убедились, действительное содержание понятий «работа» и «труд» искажено и отождествлено. Это можно объяснить тем, что оба понятия указывают на процессы деятельности, которые в большинстве случаев одинаковы по форме, т. е. на производство. Принципиальная разница состоит лишь в содержании или в качественном различии. Процесс работы как необходимый производственный акт по созданию необходимых продуктов (и не только) для удовлетворения биологических и социальных потребностей является принужденным, однако посредством такого состояния человек может стать качественно иным, новым, действительным — трудящимся. Труд человека — это такой процесс, такая деятельность, при которой гармонично сочетаются физические и умственные способности человека. Такого рода процесс является осознанно созидательным деянием людей вообще.

Теоретические аспекты труда как основополагающего феномена в онтологии человека

Мир без труда становится скучным и печальным, поскольку такой мир лишен будущего. Поэтому на протяжении многих веков мыслители пытаются познать природу труда и его виды. Замечено, что «осмысление труда и трудовых отношений между людьми в течение длительного периода эволюционировало примерно в таком порядке: труд заложен в людях самой природой (античность), Богом (Средневековье), человеческой природой (Возрождение)» .

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек. Рассмотрим, как осмысливался труд по мере его развития. Определенные представления о труде сопутствовали человеку с того времени, когда он начал осознавать себя. По существующему в исторической науке мнению, человеческое общество возникло в эпоху каменного века, примерно 40 тысяч лет назад, к этому времени сложилась родовая община, постепенно человек стал переходить от бродячей жизни к оседлости. Исторически первичным, относительно последующего многообразия, появился материальный, природообразующий тип труда, представленный со времени неолитической революции двумя подтипами: материально-производственного труда и непроизводственного материального труда. Признаками всякого материального труда являются: наличие каких-то объектов природы в качестве предмета труда; орудия труда; предметно-вещественный характер результатов труда.

Рано возникает и другой тип трудовой деятельности - «духовное производство», обслуживающий человека и общество разнообразными духовными продуктами, объективизируемыми в специальных формах социального опыта — письменности, символике, формулах, художественных образах, мифологии, поведенческих установках и т.д. Частными видами «духовного производства» выступают художественная, теоретическая, проективная деятельность, учеба и преподавание, священнослужение, шоубизнес и т.д. С зарождения цивилизации широкое распространение получает еще один тип трудовой деятельности — организаторский с многочисленными видовыми подразделениями — предпринимательство, посредничество, менеджмент, госуправление, самоуправление и т. д. Конечные «продукты» этого труда — согласованность коллективных действий и управленческие решения — предполагают особо высокую ответственность за итоги деятельности. С другой стороны, эта трудовая деятельность часто не воспринимается общественным сознанием в качестве труда1.

Таким образом, изменение характера хозяйства и содержания работы влекло за собой и новые возможности для развития труда.

Прогресс производительных сил стал возможен на основе общественного разделения труда, а это в свою очередь привело к имущественному расслоению общества. Так появилось рабство — исторически первая форма принудительного труда. Разные эпохи демонстрировали различное ценностное отношение к труду. В античном обществе отношение к труду зачастую носило высокомерный и пренебрежительный характер. Говоря современным языком, оно сводилось исключительно к потребительству. Так, в философских системах Древней Греции и Древнего Рима вопросы труда (его дифференциация, разделение и специализация) рассматривались с позиции экономической целесообразности, когда основной субъект труда - работник с его интересами и потребностями выводился за рамки координат общественных ценностей".

Платон в работе «Государство» обосновывал положение о том, что общественное разделение труда между гражданами государства наилучшим образом удовлетворит потребности. Он указывал на трудовое воспитание, а принцип разделения труда считал основным фактором построения идеального государства.

Аристотель судил о труде не только как малоценном, но и как об унизительном занятии. По его мнению, свободный гражданин должен был отказаться от этого. Мыслитель высказал положение о разделении физического и умственного труда, считая его естественным. Настоящими работниками в Греции были рабы.

В Древнем Риме Лукреций Кар считал, что человек тогда стал отличаться от животных, когда начал производить орудия труда, обеспечившие ему превосходство над природой, это и было началом человеческой цивилизации. Труд, по его мнению, был основой цивилизации. Ручной труд в Риме считался дурным тоном, работник был экономически зависим, и находился в служебных отношениях. Хотя в Израиле так же, как у греков и римлян, существовало рабство, но находящиеся на услужении израильтян рабы должны были быть иностранцами, так как израильтянам было запрещено иметь своих сограждан в качестве рабов. Таким образом, и в Израиле существовала заниженная оценка труда.

С появлением христианства точка зрения относительно труда изменяется. Трудовая деятельность рассматривается как стремление и деятельность людей в качестве работников Бога. Тем самым труд стал религиозным измерением. Христианство предложило кардинально иное - уважительное - отношение к труду, основанное на признании того, что с его помощью можно не только обеспечивать свои жизненные потребности, но и, например, поддерживать слабых членов общества, преодолевая тем самым общественные и личные пороки. Обязанность людей трудиться рассматривается как жизненный императив человека в Священном писании, в посланиях апостолов, в трудах греческих отцов Церкви, представителей католической и протестантской богословской мысли. Христианские установки, связанные с трудом и хозяйственной деятельностью, получили свое религиозное осмысление, развитие и практическое воплощение в процессе формирования культуры средневековой Европы1.

Христианское отношение к труду

О приоритете человеческого начала в экономике говорили многие выдающиеся умы - древнегреческие философы (Платон, Эпикур), некоторые экономисты и философы Нового времени (А. Смит, М. Штирнер). В России огромный вклад в развитие этой идеи внесли С. Н. Десницкий, И. А. Ильин, Вл. Соловьев, а также представители Серебряного века — С. Н. Булгаков, П. И. Новгородцев, Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн и другие. Пожалуй, никто и никогда не исследовал «человеческое измерение» экономики так полно и подробно, как христианские мыслители. На протяжении двух тысячелетий они разрабатывали не только догматы веры, но пытались осмыслить и преобразовать на началах христианской нравственности всю человеческую жизнь, в том числе и экономическую1.

В мировых религиях есть сюжет изгнания человека из рая, после которого он сам должен был в поте лица добывать хлеб свой, должен был трудиться. Согласно религиозным представлениям, человеку первоначально дано было все, что ему нужно для жизни, он ни в чем не нуждался, получая от природы основные блага для своего существования в готовом виде".

В связи с этим, возникает вопрос: ради чего трудится человек? Только ли для того, чтобы «в поте лица» добывать хлеб насущный? Какое влияние оказывает религия на экономическое и политическое развитие целых стран и народов? И что есть сам труд - наказание или призвание, проклятие или благо? В различные исторические эпохи люди по-разному отвечали на эти вопросы. Отношение к труду и вообще к земной деятельности формировалось на основе общих представлений о мире, Боге и человеке, которые проповедовали те или иные религии, философские учения, идеологии.

Европейская цивилизация строилась на христианской основе. Для России, как и для большинства стран Европы, социальная и хозяйственная деятельность неразрывно связана с христианством. Христианство придает огромное значение нравственной активности человека в мире, но православие, протестантизм и католицизм по-разному интерпретируют основные задачи и существо христианской политики. Именно поэтому, они создают разные практические импульсы к действию человека в хозяйственной, социальной и политической сферах, формируя различные типы цивилизаций .

Главным источником христианского вероучения является Библия. Рассмотрим те ее разделы, которые имеют отношение к теме нашего исследования. С первых страниц вера и труд в христианском вероучении связываются воедино. Труд воспринимается как показатель покорности человека соответственно, как показатель веры. Такое понимание труда свойственно отнюдь не всем христианским конфессиям. У католиков и православных, как показывают исследования, были несколько иные концепции трудовой деятельности .

В книге Бытия говорится, что вначале «не было человека для возделывания земли» (Быт 2.5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2. 15). Первый завет, заключенный Богом с еще не согрешившими людьми, трактуется как завет труда:- «... и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом и над всею землею» (Быт 1, 28). А также: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2, 15, 16). Так человек получил под начало землю с правом владеть ею. Оно было «правом-поручением», тем самым Бог поручил человеку владеть и обустраивать созданную им землю. Человек становится порученцем Бога, распорядителем его собственности.

Таким образом, уже в первых стихах Библии заложены основы трудовой и экономической деятельности. Труд объявляется не просто правом или необходимостью, но и обязанностью пред Господом. Цель труда предстает просто глобальной: обустраивать весь земной шар, возделывать и тщательно сохранять землю. При этом труд отнюдь не является самоцелью, способом улучшения условий существования, а уж тем более средством наживы. Качественный и усердный труд представляет собой лишь средство для угождения Господу и выполнения его предписания.

Дальнейшее подтверждение Завета (т.е. договора, соглашения) в Библии находится в сюжете с Ноем после потопа. Бог в целом удостоверил свои обязательства, но при этом внес весьма существенные коррективы. Он гарантировал безопасность существования на Земле, чего не было до потопа: "Поставляю завет мой с вами, что не будет уже истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение Земли" (Быт. 9, И). В завете с Ноем Бог также обязался охранять не только человека, но и животных.

Следующий раз договор был подтвержден уже при патриархе Аврааме. В нем ничего не говорится о труде и хозяйственной деятельности. Этот завет чисто этический и политический, известный как завет благодати. Завет труда уже удостоверен, прибавить к нему практически нечего, но, однако же, завет с Авраамом представляет значительный интерес и с точки зрения экономики. Все предшествующие были направлены безотносительно к отдельному человеку, или же к общности людей. А этот завет обращен именно к общности людей - к Аврааму и его потомству. Остальные люди исключаются из завета благодати.

Похожие диссертации на Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ