Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфликт как фактор самоорганизации общества Бушмелев Антон Аркадьевич

Конфликт как фактор самоорганизации общества
<
Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества Конфликт как фактор самоорганизации общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бушмелев Антон Аркадьевич. Конфликт как фактор самоорганизации общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Йошкар-Ола, 2004 220 c. РГБ ОД, 61:04-9/366

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические основы исследования социального конфликта 17

1.1 Философские истоки конфликтологического знания 17

1.2 Социальный конфликт как объект социально-гуманитарного знания 50

1.3 Социально-философские аспекты анализа феномена конфликта в современном обществе 81

ГЛАВА 2. Сущность и функции конфликта в самоорганизующемся обществе 111

2.1 Конфликт как предмет теории самоорганизации 112

2.2 Социальные функции конфликта и их трансформация в процессах общественной самоорганизации 139

2.3 Технологический потенциал теории самоорганизации в управлении конфликтом 169

Заключение 190

Библиография 198

Введение к работе

Начало XXI века для всего человечества окрашено в светлые, оптимистические тона и, одновременно, в темные, пессимистические. Пройдя через горнило революций, мировых войн и избежав угрозы третьей мировой (ядерной) войны, мы все-таки вступили в новое тысячелетие. Достигнутый уровень технологий во всех сферах деятельности человека позволил решить проблемы, которые еще в начале XX века казались непреодолимыми (обеспечение минимально необходимого уровня жизни, достижения в области медицины, транспортных и информационных коммуникаций и т. д.). Казалось бы, большинство оснований для серьезных социальных конфликтов, таких как классовая борьба, противостояние сверхдержав, борьба за ресурсы и рынки сбыта и т. д., ушли в прошлое. Однако человечество оказалось заложником собственной технологической мощи. Новые возможности в освоении и преобразовании окружающего мира в сочетании с традиционным, экстенсивным, потребительским типом мышления привели к глобальному системному кризису всей цивилизации.

Процессы глобализации породили множество проблем, чреватых обострением старых и появлением новых социальных противоречий. Наиболее острыми из них, на наш взгляд, являются глобальный социальный и экономический диспаритет между развитыми и развивающимися странами, демографические проблемы, угроза экологической катастрофы.

Глобальной угрозой становится международный терроризм, в том числе с применением оружия массового поражения. Трансформация всех сфер общества привела к кризису традиционных норм ценностей, морали и дезориентации человека в быстро меняющемся мире. В тоже время, открытое навязывание Западом собственной модели цивилизации всему остальному миру вызывает активное сопротивление, особенно в исламских государствах.

В совокупности все обозначенные проблемы вызывают обострение социальных конфликтов от микро- до макроуровня. Пессимизм, вызванный глобальным кризисом человечества, дает основания некоторым

исследователям называть XXI век "веком войн" [76].


ґ Социально-философский анализ конфликтов необходим в силу их

чрезвычайного многообразия и серьезного влияния на общественные

процессы. В данном явлении переплетаются экономические, политические,

идеологические, культурные, этические и другие факторы общественной

жизни. Проблема социальных конфликтов является универсальной и

междисциплинарной. Подтверждением этому служит институционализация

конфликтологии - нового научного направления в отечественном

обществознании. В 1992 году создан Центр конфликтологии при Институте

социологии РАН. Он регулярно выпускает сборники статей, проводит

научные конференции. На страницах общероссийских научных журналов

постоянно проходят дискуссии по обозначенным проблемам, публикуются

учебники и монографии. Однако, несмотря на ярко выраженный

междисциплинарный характер конфликтологического знания, по признанию

некоторых ученых, связи между его отдельными направлениями "пока не

усиливаются" [9, 39].

Социальные философы обладают огромным исследовательским и методологическим потенциалом для обобщающих теоретических построений. Тем не менее, вопросы философского осмысления конфликта как социального феномена разработаны слабо. Более того, не решены многие методологические проблемы, нет согласия среди ученых по поводу интерпретации конфликтологических понятий и терминов [253].

На наш взгляд, разработка обозначенных выше вопросов с

необходимостью требует новых концептуальных подходов. Наиболее

' эффективной представляется теория самоорганизации, развиваемая в рамках

системно-синергетической парадигмы. В силу своей междисциплинарности,

ориентации на диалог социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, универсальности законов и принципов, связь теории с практикой, она обладает большим исследовательским потенциалом в описании процессов социальной реальности. Синергетический подход, с его вниманием к таким понятиям как неравновесность и неустойчивость, стохастичность и хаотичность, управление и самоуправление, сложная детерминированность природных и социальных процессов, способен сыграть роль важного средства конкретизации факторов и детерминант возникновения и обострения конфликтов, выявления функциональной нагрузки данного феномена в обществе, а также определить пути позитивного их регулирования и разрешения.

Очевидно, что человечество претерпевает качественные системные трансформации. Как отмечает Г. Г. Малинецкий, история, которую мы знали на протяжении тысячелетий, подходит к своему завершению [127, 26]. Вероятно и конфликты, как некие механизмы общественного развития, претерпят изменения в своих сущностных и функциональных основаниях. Перефразируя высказывания приведенного выше ученого, можно сказать, что пока мы изучаем социальные конфликты такими, какими мы "знали" их на протяжении тысячелетий. Однако для наиболее эффективного их предупреждения, разрешения и управления в новом постиндустриальном обществе, необходимо изучать какими они могут быть. Для этого требуется социально-философский анализ данного феномена с привлечением всей совокупности конфликтологического знания на основе наиболее универсальной методологической теории - теории самоорганизации.

Состояние разработанности проблемы

Социальные конфликты присутствуют на протяжении всей истории человечества, причиняя немалые страдания. Неудивительно, что попытки выяснить сущность данного феномена мы находим уже в трудах древних философов. Гераклит Эфесский на рубеже VI-V веков до н. э. сделал попытку

вскрыть глубинные причины всякого изменения и пришел к выводу, что "война-отец всего и царь всего", "все происходит, через борьбу и по необходимости" [61,15]. Однако Платон рассматривал войну, как величайшее зло, а причину плотских страданий он искал в противоречивой сущности человека. Великий философ в работе "Государство" создал одну из первых западных утопических моделей внутренне бесконфликтного общества, где каждый человек занимает свою собственную нишу. Аристотель усматривал источник социальных конфликтов в экономическом и политическом неравенстве людей.

В средние века проблема конфликтов была не менее актуальна, чем в древности. Тем более, что насилие, вражда и противоборство не совсем коррелировали с христианским вероучением. Тем не менее, великие религиозные мыслители - Св. Августин и Фома Аквинский прекрасно осознавали неизбежность конфронтации в общественной жизни. Они пытались определить критерии справедливости войны и насилия [8,16].

Глубокие социально-политические источники конфликтов стремился выявить видный флорентийский политик Никола Макиавелли. Для него состояние противоборства является универсальной характеристикой общества в силу испорченной природы человека, стремящегося к наживе и власти. Однако великий мыслитель осознавал возможность управления конфликтом, а государственное насилие рассматривал как важный инструмент политики [126].

Сходных воззрений на природу социальных конфликтов придерживался английский философ Т. Гоббс. В его концепции состояние "войны всех против всех" в обществе является отражением человеческого стремления к равенству. Дабы предотвратить взаимное уничтожение и как-то регламентировать взаимоотношения люди заключают "общественный договор" и создают государство. Идею "общественного договора" развивал известный французский гуманист эпохи просвещения Ж. Ж. Руссо. Мыслитель

рассматривал его как механизм гармонизации социальных отношений. Видные представители Немецкой классической философии И. Кант и Г. Гегель также возлагали большие надежды на государство как главного посредника в регулировании социальных конфликтов.

Одна из первых социально-философских теорий конфликта была изложена в учении марксизма - историческом материализме. Изучая социальную сущность человека, К Маркс пришел к выводу, что отчуждение последнего от своей сущности в ходе развития является основой социальных противоречий и антагонизмов в обществе. В его теории социального развития отражены основы конфликтологической парадигмы общественной эволюции. Данный факт утверждал и видный западный конфликтолог Р. Дарендорф, который называл себя последователем Маркса. Великий немецкий мыслитель в центр своей социальной философии поставил классовую борьбу, которую рассматривал как главный источник социальных изменений.

Идеи философов прошлых столетий по проблемам конфликтных взаимодействий получили свое дальнейшее развитие в рамках западной социологии, а с середины XX века - конфликтологи. Были заложены основы двух базовых исследовательских парадигм в объяснении социальных процессов - эволюционная и конфликтологическая, в той или иной форме существующие до сего дня.

Родоначальником первой из них - эволюционной считается О. Конт и Э. Дюркгейм, их последователи - М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и другие. Общим для представителей данного направления является интерес к закономерностям и механизмам достижения согласия, условиям стабильного развития общества и проблемам, возникающим в ходе социальных изменений. Сторонники социального порядка рассматривали конфликты как аномалию и социальную болезнь.

В русле конфликтологической парадигмы работали такие известные ученые как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, К. Маркс и др. Их главным

наследием стали идеи позитивной роли конфликтов в совершенствовании социальных систем, закономерности постоянного чередования конфликтного и стабильного состояний общества. Г. Зиммель и его последователи высказывали мнение об особой роли конфликтов как нормальной и исключительно важной форме общественной жизни, изучали функции конфликтов в обществе.

Другие западные исследователи Л. Козер и Р. Дарендорф по праву считаются одними из главных основателей конфликтологии, как науки. В теории "позитивно-функционального конфликта" Л. Козер обосновал положительную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем [105]. Немецкий социолог Р. Дарендорф разрабатывал "конфликтную модель общества" [64; 65]. В ее основе лежит анализ глубинных причин социальных антагонизмов, которые, по мнению ученого, неустранимы из жизни общества.

Значительный вклад в развитие конфликтологической парадигмы внесли создатели "общей теории конфликта" К Боулдинг и Л. Крисберг [271; 273]. Они стремились применить категорию конфликт в описании процессов социальной, физической, химической и биологической природы. В рамках зарубежной психологии конфликты изучали 3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и др. [ 243; 250; 245; 246]. Среди политологов можно назвать В. Паретто, Г. Моска, Ж. Сорель и др. [7, 78-82].

По мнению известного отечественного конфликтолога Степанова Е. И. ,
современная западная конфликтология "безусловное предпочтение отдала
проблемам контроля и разрешения конкретных конфликтных ситуаций,
постоянно возникающих в открытом, демократически организованном
обществе" [213,15]. Соответственно, социально-философский анализ феномена
конфликта отодвинут на второй план.
fy В рамках отечественной обществоведческой науки интерес к проблеме

конфликтных взаимодействий в обществе возник, как отмечают Анцупов А. Я.

и Шипилов А. И. [7, 33], еще в 20 - х годах прошлого века. Однако в период

советской власти они изучались лишь в той степени, насколько позволяла

официальная марксистко-ленинская идеология.

Бурный рост интереса и исследований по обозначенной проблеме в

т России начался в начале 90-х годов XX века. Регулярно выходят сборники

"Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии

разрешения". Из названия понятно, что в центре внимания ученых находятся

прежде всего прикладные аспекты конфликтологии. Данный факт безусловно

оправдан трансформациями, переживаемыми Россией в процессе становления

демократического общества. Они сопровождаются обострением социальных

противоречий во всех сферах жизнедеятельности россиян и, соответственно,

повышенной конфликтностью социума. Конфликтологическая проблематика

находит отражение на страницах общероссийских научных > журналов,

разрабатываются программы курсов по данной дисциплине для студентов

вузов и т. д. »

Социально-философской проблематикой в отечественной

конфликтологии занимаются А. В. Дмитриев, Ю. Г. Запрудский, Н. Г.

Здравомыслов, Л. А. Нечипоренко, М. Н. Руткевич, Е. И. Степанов [68; 82; 84;

157; 194; 228] и др. В центре их внимания находятся вопросы

функционального, мировоззренческого, методологического характера, to

уточняется понятийный аппарат. Теоретическое направление представлено

работами Ф. М. Бородкина, Т. С. Сулимовой, В. А. Тишкова, Н.М. Коряк [27;

230; 232] и др. Исследуются сущностные характеристики социальных

конфликтов, их функциональное значение для общества. Прикладные аспекты

конфликтологии разрабатываются такими учеными, как Е. И. Степанов, А. Н.

Чумиков, М. М. Лебедева, В. Н. Андреев, Н. В. Гришина [213; 253-255; 118; 4;

53-55] и др. Вопросы предотвращения и разрешения политических, этно-

I+. национальных конфликтов, проблемы переговорного процесса, а также их

диагностика чрезвычайно актуальны в современной России. Помимо

различных направлений в конфликтологии, конфликтные взаимодействия изучаются в рамках более чем десяти социально-гуманитарных дисциплин (социология, психология, политология, история, педагогика, правоведение и

ДР-)-

Наиболее полно достижения и проблемы отечественного

конфликтологического знания представлены в монографии Е. И. Степанова

"Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические,

технологические проблемы" [228], а также в коллективной работе

"Социальные конфликты в современной России" [213]. Обзор

диссертационных исследований по обозначенной проблематике провели

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. в работе "Конфликтология:

междисциплинарный подход. Обзор диссертационных исследований" [7].

Анализ всей совокупности публикаций по конфликтологической проблематике

проведен в работе Анцупова А. Я. и Шипилова А. Н. "Проблема конфликта:

аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель" [9].

На основе своего исследования авторы сделали вывод , что конфликтология

как междисциплинарное направление, призванное осуществить синтез всего

комплекса конфликтологического знания, пока не отвечает этому требованию.

Ее связи с другими научными дисциплинами остаются слабыми. [8,38-42]. Это

касается не только отечественной, но и зарубежной науки. Одной из главных

причин подобного состояния является чрезвычайное многообразие

методологических подходов при изучении данного феномена, отсутствие

согласия в интерпретации конфликтологических терминов и категорий.

Необходима научная теория обладающая большим эвристическим

потенциалом, универсальностью законов, принципов и понятий, способная

вывести из методологического тупика не только конфликтологию, но и весь

комплекс социально-гуманитарных дисциплин, выступить посредником между

If* философским уровнем обобщений и практикой.

На наш взгляд, обозначенным требованиям на сегодняшний день соответствует теория самоорганизации, развиваемая в рамках системно-синергетической парадигмы.

Цель и задачи исследования

В данном исследовании мы ставим себе целью социально-философский анализ феномена конфликта как важного фактора самоорганизации общества в контексте теории самоорганизации и социально-синергетического знания в частности. Ее реализация будет осуществляться в ходе решения следующих задач: 1. Социально-философский анализ имеющихся в обществознании определений социального конфликта и формулировка аутентичного понятия;

2. Предметный анализ специфических подходов к исследованию конфликтов в
социально-филолсофском познании, выявление их достоинств и недостатков;

3. Философский анализ социальных конфликтов в контексте теории
самоорганизации; 4. Анализ качественных трансформаций обозначенного
социального феномена в условиях современных глобальных цивилизационных
изменений; 5. Выявление управленческого потенциала теории
самоорганизации в предупреждении и разрешении социальных конфликтов,
анализ технологического потенциала конфликтов в современном обществе.

Объектом нашего исследования является феномен социального конфликта в системе современного социально-гуманитарного знания. Предметом - сущность и функции социального конфликта в процессах трансформации современного общества с позиции системно-синергетического знания.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

(# формулировке и обосновании наиболее важных, с нашей точки зрения,

теоретических положений, среди которых можно выделить следующие. Во-

первых, проанализированы наиболее распространенные исследовательские подходы и интерпретации понятия социальный конфликт, выявлены их достоинства и недостатки, сформулировано собственное аутентичное системное определение. Во-вторых, обоснована необходимость и правомерность анализа социальных конфликтов в рамках теории самоорганизации. В-третьих, в работе формулируются и обосновываются основные методологические принципы исследования обозначенного социального феномена в рамках теории самоорганизации: принцип системности, принцип дополнительности, принцип целостности (диалога), принцип нелинейности в развитии социальных процессов, принцип диалектического взаимодействия порядка и хаоса в развитии социальных систем, принцип открытости, принцип необратимости. В-четвертых, социальный конфликт описан в понятиях теории самоорганизации, проанализирована его функциональная нагрузка в процессах социальных изменений с позиций обозначенной теории. В-пятых, осуществлена попытка определить качественные трансформации социального конфликта, как фактора общественных изменений в условиях современного мира. В-шестых, социальный конфликт пронализирован как вид открытой, развивающейся социальной системы. В-седьмых, выявлен технологический потенциал теории самоорганизации в предупреждении, управлении и разрешении социальных конфликтов. Обозначена роль человека, как главного носителя конфликтных отношений и соответственно, как основного фактора, детерминирующего вектор развития конфликтной ситуации и обеспечивающего ее организацию и самоорганизацию.

Методологическая и источниковедческая база исследования

Методологическую и теоретическую основу диссертации образуют

\# диалектика, ее законы и принципы, как наиболее общие и универсальные в

современной философии. Далее использованы сравнительный анализ в

исследовании современных конфликтологических концепций, системный подход в обосновании системной природы исследуемого феномена и формулировке авторского определения. Теория самоорганизации применена как методологическая основа социосинергетической интерпретации социальных процессов. По нашему мнению, она обладает наибольшей эффективностью, как в теоретических, так и в прикладных аспектах исследования социальных конфликтов. Ее методологические принципы, междисциплинарный характер, стремление к диалогу всего комплекса научного знания и тесная связь с практикой способны наиболее адекватно в современных условиях отразить динамику социальных процессов. Историко-логический метод анализа использован для исследования качественных трансформаций конфликта, как социального феномена в условиях становления глобального мира.

Источниковедческую основу диссертации образуют работы западных (К. Маркса. Р. Дарендорфа, Э. Берн, Л. Козер, Э. Ласло, К. Лоренц, Г. Николис, И. Пригожий, А. Рапопорт, В. Фишер, У. Юри, Г. Хакен и др.) и российских (В. Н. Андреев, А. Я. Анцупов, А. С. Ахиезер, А. М. Бекарев, В. П. Бранский, В. В. Васильева, А. В. Глухова, Е. И. Степанов, В. П. Шалаев, В. И. Аршинов, А. В. Дахин и др.) философов, социологов, политологов, историков, конфликтологов, синергетиков.

Теоретическое и практическое значение исследования

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что она представляет собой попытку найти выход из методологических проблем социально-гуманитарных наук в области анализа конфликтов как механизмов социальных изменений. В ней проведено исследование социальных конфликтов с позиций теории, которая стремится изучать социальную реальность как открытую, нелинейно развивающуюся систему, находящуюся в нестабильном, бифуркационном состоянии. Социосинергетика, базирующаяся

на данной теории, стремится учесть фактор случайности в эволюции общества, в своих теоретических построениях и прикладных рекомендациях исходит из интересов будущих поколений. В связи с этим, феномен конфликта наполняется новыми социальными смыслами. В диссертации проведен анализ прикладных аспектов социосинергетики в прогнозировании и предупреждении не только самих конфликтных ситуаций, но и тех социальных противоречий, которые возникают как результат управленческих решений и могут послужить основой серьезных деструктивных конфликтов. Для этого использована теория управления рисками, также во многом базирующаяся на идеях теории самоорганизации [269].

Апробация основных идей исследования

Апробация работы проводилась в докладах на межвузовских и

всероссийских научных конференциях: 1. V Вавиловские чтения: "Мировое

сообщество и Россия на путях модернизации". Йошкар-Ола, 10-11 ноября 2001

год; 2. VI Вавиловские чтения: Россия и мировое сообщество в поисках новых

форм стабильности". Йошкар-Ола, 9-10 ноября 2002 года; 3. VII Вавиловские

чтения "Глобализация и проблемы национальной безопасности России в XXI

веке". Йошкар-Ола, 10-11 декабря 2003 года; 4. 30 академический симпозиум

"Законы развития человеческого общества". Н. Новгород. 27-30 мая 2002 года;

5. 31 академический симпозиум "Законы педагогики". Н. Новгород 27-30 мая

2003 года; 6. I. Всероссийский синергетический симпозиум: "Синергетика

социальных коммуникаций". Йошкар-Ола, 10-12 декабря 2001 года; 7. И.

Всероссийский синергетический симпозиум "Социальная синергетика:

предмет, актуальные проблемы, поиски решения". Йошкар-Ола, 11-13 ноября

2002 года; 8. III. Всероссийский синергетический симпозиум "Социальные

институты России: синергетика состояния, поиск новых форм стабильности".

Уї Йошкар-Ола, 12-13 декабря 2003 года; 9. Межвузовская школа-семинар

"Социальные науки в XXI веке: опыт социальных исследований". Йошкар-Ола, 16 апреля 2002 года.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее научная новизна, формулируются цель, задачи, рассматриваются степень разработанности, методологическая и источниковедческая базы. Основная часть делится на два блока, главы. В первой из них рассматривается объект диссертационного исследования - социальный конфликт в социально-философских концепциях прошлого и современности, проводится его анализ с позиций системного подхода. Во второй главе сквозь призму теории самоорганизации рассматриваются сущностные и функциональные характеристики социального конфликта, его роль в процессах самоорганизации современного общества. В заключении приводятся наиболее важные с точки зрения исследования выводы. Список литературы включает 276 наименований.

Краткое содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень разработанности проблемы, дается определение объекта и предмета исследования, описываются цели и задачи диссертационной работы, ее методологическая основа, излагаются научная новизна и практическая значимость.

Первая глава диссертации «Методологические основы исследования социального конфликта» состоит из 3 параграфов и представляет собой сравнительный историко-философский анализ концепций социального конфликта в западном и отечественном социо-гуманитарном познании, а также

социально-философский анализ обозначенного феномена с позиции системного подхода.

Вторая глава диссертации, «Сущность и функции конфликта в самоорганизующемся обществе», посвящена анализу обозначенного социального феномена в контексте теории самоорганизации, выявлению его сущностных и функциональных характеристик в условиях современного трансформирующегося общества и поиску наиболее эффективных методик прогноза, предупреждения и разрешения конфликтов.

Заключение. В заключении подведены итоги диссертационного исследования, представлены основные выводы и рекомендации.

Философские истоки конфликтологического знания

Не приходится говорить о наличии какой-либо конфликтологической парадигмы в философских системах древних мыслителей. Даже само понятие социальный конфликт ими практически не употреблялось. В данном параграфе нас интересуют образы конфликтологического знания, их содержательная часть как первый опыт выделения в философии проблемы конфликтных взаимодействий между людьми и сосредоточения внимания на ней. Мы постараемся выделить крупицы конфликтологических идей и дать им интерпретацию в современных понятиях, определить некие базовые, универсальные основания социальных конфликтов, которые сохраняли свою актуальность на протяжении веков.

Историко-философский анализ социальных противоречий и конфликтов представляет для нас значительный интерес ещё по ряду причин. Во-первых, философское наследие прошлого таит в себе значительный исследовательский потенциал. В условиях современных кризисных явлений оказываются востребованными многие идеи, зародившиеся ещё на заре человеческой цивилизации. Во-вторых, это помогает глубже понять природу человека, как носителя конфликтных отношений. В-третьих, охватить весь комплекс представлений на проблему конфликтов в обществе, сложившийся за долгие века развития человеческой мысли.

Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков, однако, и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали своё видение природы этого феномена, пути предотвращения и разрешения конфликтов.

Рациональные попытки объяснить сущность социального конфликта мы встречаем в период становления античной философии в VI-V веках до н.э. Древнегреческий философ Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Единственный всеобщий закон, царящий в Космосе, - это «война - отец всего и царь всего. Одним она определена быть богами, а другим людьми, одних она сделала рабами, других свободными»[61, 15]. В этих словах содержится одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Но вместе с тем древнегреческий философ отмечал, что кроме вражды в мире есть место и для гармонии: «Всё сущее сложено в гармонию через противообращённость... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти» [242, 200-201]. Человек в философии Гераклита пока ещё слит с общим порядком космоса, является лишь его составной частью. Мир людей и природа описывались одними категориями. Поворот в представлениях о месте человека в мире, его природе начинается с учений софистов. Они искали основы человеческого существования не в окружающем, а в самом человеке. Софисты впервые обратились к человеческой субъективности, к человеку в его ограниченности. Они отделяли разум от первоначала, вдохновляли человека к активной, деятельной, самостоятельной жизни.

Проблема человеческого бытия становится центром философского учения Сократа. Его идеи называют началом «первого антропологического поворота» в истории философии. «Познай самого себя» - это знаменитое изречение великого мыслителя обращает нас к индивидуальному самосознанию. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало.

Сократ пытался разрешить несоответствие, присущее жизни человека и порождаемое им социальное зло (в нашей интерпретации - социальные конфликты) - стремление к добру и одновременно творимое им зло. Исходя из того, что люди по природе своей не могут тяготеть ко злу, философ сделал вывод, что они делают это по собственному незнанию что есть добро и что есть зло: «никто не стремится ко злу по своей вине, а лишь по неведению; те кто не знает, что такое зло, стремятся не к нему, а к тому, что кажется им благом»[168, 223]. Счастье, по мнению великого мыслителя, есть осознанная добродетель. Разум и нравственность в своей основе тождественны. Познание истинного блага возможно усилиями разума, что ведёт к счастью и благоденствию.

Таким образом, человек, владеющий истинным знанием, никогда не будет стремиться к порочности и злу. «Этический рационализм» Сократа вывел вопрос о противоречивой сущности человека в сферу основополагающих философских проблем. Соответственно, решение социальных проблем и порождаемых ими социальных конфликтов зависит от самого человека.

Взгляды великих античных мыслителей периода классической греческой философии Платона и Аристотеля формировались под воздействием социально-политических процессов, происходивших в греческих полисах. «В предсмертных судорогах погибал греческий классический полис, шли к полному разложению его классы и сословия. Неизменно богатевшие рабовладельческие Афины жили грабительскими войнами, погоней за барышами, новыми территориями, рабами. На гнилой почве вырождающейся демократии зародились крайний индивидуализм, всегдашняя уверенность в себе, эгоизм, жажда власти» [167, 17]. Эта ситуация безусловно накладывала отпечаток на представления философов о добре и зле, о справедливом и законном, о прекрасном и безобразном. Платон ясно увидел, что современное ему общество идёт к гибели, что совершенно не за что ухватиться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то свой путь. В своих общественно-политических взглядах он стал «идеологом» и «реставратором» прошлого, что отразилось в утопической модели идеального государства.

Социально-философские аспекты анализа феномена конфликта в современном обществе

В процессе накопления конфликтологического знания на протяжении второй половины XX века, как уже отмечалось ранее, не прекращались попытки разработать общую теорию конфликта. По этому вопросу существует два основных мнения: 1) создание общей теории конфликта маловероятно, если вообще возможно, ибо само понятие «конфликт» отражает существование значительно отличающихся явлений, к тому же подчиняющихся совершенно разным принципам» (А. Раппопорт) [239, 10] ; 2) противоположный подход максимально расширяет проблематику конфликта, рассматривает конфликтность как универсальное свойство Вселенной и отмечает, что все конфликты имеют общие существенные характеристики [161].

Не смотря на диаметрально противоположные взгляды, на наш взгляд, отчасти правы и те и другие. Конфликт - чрезвычайно сложное, многофакторное, многоуровневое и многослойное явление. Он проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека (от внутриличностного уровня до межгосударственных отношений), может иметь как явные так и скрытые причины, может пересекаться с другими конфликтами, невероятно расширяться и столь же неожиданно угасать и т.д. С другой стороны, тот факт, что данное явление сопровождает человека на протяжении всей его истории, что из всей многотысячелетней писанной истории в совокупности набирается лишь около 500 лет когда не было войн и факт бесспорного влияния социальных конфликтов на процессы развития человеческой цивилизации заставляют осмысливать данное явление с социально-философских позиций.

При всём многообразии научных дисциплин и подходов так или иначе изучающих социальные конфликты, по признанию самих учёных, философский уровень анализа представлен слабо, общая теория конфликта находится в начальной стадии своего формирования [8], выработаны лишь общие подходы и принципы.

О трудностях, встающих на пути исследователей свидетельствует тот факт, что в научной литературе до сих пор нет общепризнанного определения понятия «социальный конфликт» (Д.М.Фельдман отмечает наличие свыше 70 определений [239, 8]).

В данном параграфе главное внимание будет сосредоточено на вопросах общеметодОЛОГШ- характера. Посредством анализа основных подходов в изучении социальных конфликтов, мы постараемся обосновать собственные позиции по этому вопросу и сформулировать социально-философское определение исследуемого феномена.

Прежде чем приступить к анализу обозначенных проблем, мы считаем необходимым прояснить содержание таких дефениций как «социальное» и «общественное», «конфликт» и «социальный конфликт».

Что касается первых двух понятий, то их в своём значении обычно приравнивают друг к другу. На наш взгляд, это не совсем верно. По мнению российского социолога Осипова, под социальным следует понимать «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющиеся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни». Из данного определения следует, что понятие «социальное» уже нежели понятие «общественное» и характеризуется следующими моментами: субъективностью и осознанностью действий - это субъективная составляющая общественной жизни. Соответственно, понятие «общественное» отражает объективную сторону социальных отношений, т.е. оно не обязательно осознанно, относительно независимо от индивидуального бытия людей и различных социальных групп. Данные понятия не противостоят друг другу, а органично дополняют и переходят одно в другое в процессе общественных изменений. Проиллюстрировать это обстоятельство можно на примере понятий «общественные противоречия» и «социальные противоречия».

Противоречие, по определению А.Г.Спиркина, - «это определённый тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил» [226, 242]. Предельным случаем противоречия является конфликт. Противоречия, изучаемые в рамках диалектики, выражают внутренний источник всякого развития и движения. Противоречие, будучи источником движения, само движется, развивается, т.е. является процессом. Рассматриваемое диалектикой, оно носит всеобщий характер, действует в природе, в обществе, в мышлении и в сознании. Противоречия многими исследователями рассматриваются как основа, источник и непременное условие конфликта. Данное обстоятельство позволяет им рассматривать конфликт как «явление, свойственное живой и неживой природе, проявляющееся в социальной, биологической, физической и смешанной (экологической) сферах бытия в философском понимании этого термина» [226, 13]. Здесь встаёт обозначенная ранее проблема соотношения понятий «конфликт» и «социальный конфликт», к которой мы вернёмся несколько позже.

Отечественный исследователь Руткевич М.Н. выделяет два основных типа противоречий: между сторонами, областями жизнедеятельности общества и между социальными группами и иными общностями людей... Именно последний тип он обозначает как социальные. «При перерастании в конфликт его субъектами выступают те или иные социальные общности, осознавшие свои цели, использующие существующие или создающие новые организации, предназначенные для достижения этих целей» [193, 331-332]. Первый тип противоречий Руткевич М.Н. рассматривает как основу для возникновения конфликта. «Рано или поздно оно находит воплощение в конфликте между социальными силами — когда они осознают в определённой мере свои интересы» [193,333-334].

Конфликт как предмет теории самоорганизации

Синергетика как новое научное направление, возникшее в рамках постнеклассической науки и изучающее процессы самоорганизации структур различной природы, с момента своего возникновения была «обречена» на междисциплинарность и универсалистскую исследовательскую ориентацию» [34, 12]. Возникшая в области естественнонаучного знания, она предполагает исследования философско-методологических аспектов теории самоорганизации, что в свою очередь, дает основания для выхода в сферу социальных явлений.

Прежде чем приступить к анализу конфликтных взаимодействий в обществе посредством методологического аппарата синергетики, необходимо остановиться на специфике данного научного направления. Обозначить границы и эвристический потенциал его применения к исследованию социальных конфликтов.

Начало исследованиям в области теории самоорганизации было положено западными учеными: Брюссельская школа И. Пригожина разрабатывает теорию диссипативных структур (самоорганизацию в физических и химических средах); школа Г. Хакена, работающая в области теоретической физики (изучение лазера) и др. В отечественной науке существуют следующие направления: в рамках теории катастроф В. И. Арнольдом разрабатывается математический аппарат для описания катастрофических процессов; школа А. А. Самарского и С. П. Курдюмова строит теорию самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента; исследования под руководством Н. Моисеева разрабатывают идеи глобального эволюционизма и экологических процессов; В. В. Казютинский и В. С. Степин исследуют феномен научных революций; В. И. Аршинов и Я. И. Свирский изучают формирование постнеклассической науки; В. П. Шалаев исследует системно-синергетическое мироосвоение, большой вклад в развитие отечественной школы синергетики внесли Бранский В.П., Малинецкий Г.Г., Делокаров К.Х. и многие другие..

Общим для всех перечисленных направлений является поиск универсальных закономерностей возникновения порядка из хаоса, описание причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада, то есть предельно общих законов мирооорганизации.

Одной из существенных причин, стимулирующих развитие синергетики как новой научной дисциплины является ...."преодоление непомерной раздробленности современного научного знания, его специализации и атомизации за которыми ускользает целостное видение мира, так необходимое для гармоничного самоощущения человека в мире сегодняшнем и в мире историческом" [34, 13-14]. Предшественниками синергетики в этом смысле являются такие интегральные теории как тектология (всеобщая теория организации А. Богданова), общая теория систем, кибернетика, теория самоорганизации. Именно в междисциплинарных научных направлениях, отмечает В. П. Шалаев, в результате диалога наук идет процесс бурного взаимообогащения..., выход их на новые рубежи восприятия мира", формируется единство научного знания, на основе определенного общенаучного языка понятий, законов и принципов [257, 6-7].

Теория самоорганизации получила свое развитие в рамках постнеклассической науки. Отличительными особенностями последней являются ориентация на изучение не только сложных, сложно организованных и сверхсложных систем, открытых и способных к самоорганизации; объектом исследования стали человекомерные природные комплексы, неотъемлемым элементом которого выступает человек. Еще одной существенной характеристикой синергетики стал новый тип рациональности. «Она является попыткой рационально объяснить не рационально устроенный мир, или точнее - пытается создать рациональную модель не рационально устроенного мира» -пишет В. В. Василькова в своей работе «Порядок и хаос в развитии социальных систем». Автор говорит о методологическом синтезе в рамках современной картины мира, который осуществляется в синергетическом мировидении: синергетика несет в себе стиль мышления постнеклассической науки, но вместе с тем и существенные элементы предшествующих ей детерминистского (классического) стиля и вероятностного (неклассического) стиля, связанного с термодинамикой, открывшей необратимость физических процессов [34, 29].

Таким образом, речь идет о формировании новой научной парадигмы, кардинально меняющей наши представления о таких явлениях, как порядок и хаос, случайность и необходимость, неравновесность, неустойчивость, необратимость, непредсказуемость, нелинейность и др. Формируются новые отношения "диалога" между познающим и познаваемым. Будущее человека оказывается принципиально непредсказуемым, что открывает широкие перспективы его самосовершенствования. Из пассивного наблюдателя и исполнителя Homo Sapiens превращается в сотворца (наряду с природой) окружающей реальности и своей судьбы.

"Синергетика (от греч synergetikos - совместный, согласовано действующий), научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биол., физико - хим. и др.) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях" (Большой энциклопедический словарь. С-Птб., 2000. С. 1098 - 1099), более коротко наука о самоорганизации сложных систем.

С самого начала синергетика возникла, как наука о самоорганизации мира, явлений и процессов, которые в нем происходят. И если Г. Хакен сформулировал само понятия синергетика, то выработка основных тем, законов и принципов принадлежит И. Пригожину и его школе. Пригожинская парадигма интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени. [260, 16 -17]

Главной идеей теории самоорганизации является принципиальная возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации. Решающим фактором самоорганизации является образование петли положительной обратной связи системы и среды. При этом система входит в режим самоорганизации и противостоит тенденции ее разрушения средой.

Похожие диссертации на Конфликт как фактор самоорганизации общества