Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности : социально-философский анализ Катунина, Юлия Константиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Катунина, Юлия Константиновна. Культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Катунина Юлия Константиновна; [Место защиты: Пограничная акад. ФСБ РФ].- Москва, 2013.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/118

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования культуры управления обществом как вида человеческой деятельности 18

1.1. Историко-философские подходы в исследовании культуры управления обществом 18

1.2. Культура управленческой деятельности как социальный феномен: сущность и содержание 38

1.3. Развитие культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности 61

Глава 2. Особенности и перспективы совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности 100

2.1. Социально-философские особенности культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности 100

2.2. Основные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности на современном этапе 125

Заключение 170

Список литературы 177

Приложения 199

Введение к работе

На современном этапе Российская Федерация осуществляет переход к демократическому типу общественно-государственного устройства и продолжает укреплять цивилизованные рыночные отношения, а также развивать институты гражданского общества, что обусловливает необходимость формирования и осуществления эффективного, в том числе гуманитарно-ориентированного управления. Как показывает практика, решение социальных и экономических проблем, стоящих перед российским обществом, в целом, и пограничными органами федеральной службы безопасности, в частности, в конечном счете, обращается к необходимости совершенствования культуры управленческой деятельности. Это подтверждается наличием значительного числа отрицательных примеров административной практики, повторяющимися ошибками и просчетами в управленческих решениях, «кричащими» фактами непрофессионализма, усугубляющимся бюрократизмом, неадекватной оценкой существующих реалий, неумением управлять по-новому, с опорой на достижения науки.

В связи с этим, достойное выполнение пограничными органами федеральной службы безопасности своих функций предполагает наличие высококвалифицированных кадров на всех направлениях и уровнях профессиональной деятельности, в том числе и административно-распорядительной (управленческой). Именно на данном аспекте акцентирует внимание руководство ФСБ России. Так, Е. Н. Ловырев отмечает: «Мы живем в интересное, но очень непростое время. Мир, наша страна и общество динамично меняются. Усугубляются интеграционные процессы между странами, расширяются информационные сети. В этих условиях от ФСБ России требуется высокоэффективная работа, которая напрямую зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников».

Субъекты управленческой деятельности любого ведомства, в том числе и пограничных органов федеральной службы безопасности, являются наиболее значимым элементом, от профессионализма и культуры управленческой деятельности которых, в конечном счете, зависит эффективность и результативность не просто управления как процесса, а безопасность личности, общества и государства.

Кроме того, актуальность социально-философского исследования культуры управленческой деятельности в пограничных органах определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, перманентной потребностью осмысления динамичного развития социальной реальности, форм, способов, технологий и процессов ее преобразования, в которых определяющим фактором выступает управление в пограничных органах федеральной службы безопасности. Высокие требования, предъявляемые к культуре управленческой деятельности в пограничных органах, обусловлены характером вызовов и угроз в пограничной сфере;

во-вторых, необходимостью исследования культуры управленческой деятельности в пограничных органах в качестве социального феномена, определения ее сущности, специфики, приоритетов развития применительно к сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве России;

в-третьих, характер угроз и вызовов безопасности Российской Федерации определяет степень сложности современных управленческих задач, стоящих перед пограничными органами федеральной службы безопасности, требует высокого уровня образования и профессиональной компетенции управленческих кадров, способных осуществлять управление сложными социальными процессами;

в-четвертых, реформирование системы высшего профессионального образования влечет за собой корректировку содержания и осуществления профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области управления, в том числе и для пограничных органов, что невозможно без учета сложившихся традиций и духовных ценностей пограничной деятельности;

в-пятых, интерес к культуре управленческой деятельности связан с гуманизацией и гуманитаризацией профессионального образования сотрудников пограничных органов в образовательных учреждениях ФСБ России, обращенных к таким проблемам, как: духовное становление субъектов управленческой деятельности в пограничных органах; развитие их социальных качеств и убеждений; способность принимать своевременные, целесообразные, нестандартные и обоснованные решения, прогнозировать их ближайшие и отдаленные социально-политические и экономические последствия.

Степень научной разработанности проблемы представлена работами, которые можно разделить на следующие группы:

Первую группу работ составляют труды, в рамках которых были подняты фундаментальные проблемы управления, сформулированы онтологические точки зрения на сущность социального управления, на развитие общества, а, следовательно, и на культуру управленческой деятельности. Прежде всего, к ним относятся труды Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, Шан Яна, Платона, Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Т. Мюнцера, Н. Макиавелли, Э. Роттердамского, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, М. Шлика, Р. Карнапа, А. Тарского, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Г. Гадамера, П. Рикера, К. Леви-Строса, Т. Парсонса, Р. Мертона и др.

Теоретические исследования управления государством, в целом, и феномена культуры управленческой деятельности в частности, внесли не только значительный вклад в развитие философского осмысления культуры управленческой деятельности, но и способствовали формированию научного обобщения накопленного опыта и основ науки управления.

Вторую группу работ составляют труды отечественных исследователей, которые в своих работах на основе проведения эмпирических и прикладных исследований касаются не только проблем в сфере социального управления, но и его научной организации. Это работы В. Г. Афанасьева, А. А. Богданова, Н. А. Витке, А. К. Гастева, Д. М. Гвишиани, О. А. Ерманского, П. М. Керженцева и др.

Данные исследования были направлены на изучение различных аспектов научной организации труда. В своей основе они рассматривали не только вопросы изучения отношений в коллективе и стимулирования труда, но и обращались к исследованиям культуры труда.

Третью группу работ составляют исследования, посвященные осмыслению многовариантности определения культуры, в том числе и культуры управленческой деятельности, а также особенностей понимания их общественно-исторического развития. В данных работах культура рассматривается как форма социального явления, духовно-практического освоения действительности и общественного сознания. Теоретико-методологические аспекты культуры управленческой деятельности, ее сущность, содержание, проблемы формирования и совершенствования наиболее емко представлены в работах А. И. Арнольдова, А. Г. Арсеньевой, Е. В. Боголюбовой, Г. П. Выжлецова, М. В. Григорьева, А. Я. Гуревича, Г. В. Драча, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, С. П. Кирикова, Е. И. Комарова, Н. А. Костикова, Л. А. Косторновой, С. Н. Краснопира, Т. Ф. Кузнецовой, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, И. А. Мяготиной, Л. И. Пироговой, О. А. Плотниковой, Р. М. Тимошева, А. Швейцера, О. В. Ходоренко и др.

Анализ работ данной группы свидетельствует о различных взглядах на феномен культуры управленческой деятельности. Обращение к философскому, историческому, культурологическому, социологическому и антропологическому аспектам раскрывает сущностные характеристики культуры управленческой деятельности, ее структуру и взаимодействие элементов.

Четвертую группу работ составляют исследования, посвященные некоторым аспектам специфики культуры управленческой деятельности в пограничных органах, ее ценностных оснований. К ним можно отнести работы В. И. Боярского, С. В. Волкова, Г. П. Герейханова, А. И. Горячева, В. П. Давыдова, И. В. Дениско, Е. Л. Ежукова, Н. И. Макарова, В. Б. Мешалкина, В. Ф. Молчановского, В. И. Морихина, Н. Ю. Москалюка, В. А. Муратова, А. В. Мяготина, А. А. Плеханова, А. М. Плеханова, В. Н. Рыжкова, В. А. Сухарева, Л. Д. Шарого и других авторов.

Указанные работы позволяют выявить историко-философские основания профессиональной деятельности пограничных органов и определить эволюцию культуры управленческой деятельности в них.

Несомненно, перечисленные работы внесли существенный вклад в исследование и формирование культуры управленческой деятельности. В то же время, анализ социальной реальности и процессов, происходящих в пограничном пространстве, требует нового философского осмысления формирования культуры управленческой деятельности в пограничных органах.

Таким образом, актуальность темы исследования и недостаточная степень научной разработанности явились побудительным мотивом для ее выбора в качестве научной задачи.

Объектом исследования выступает культура управленческой деятельности как социальный феномен.

Предмет исследования – культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности и ее особенности.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе универсальных, общенаучных и специальных (социально-философских) методов осуществить анализ эволюции, сущности и содержания культуры управленческой деятельности в пограничных органах. Предложить направления ее совершенствования на современном этапе. Достижением цели исследования является решение следующих задач:

1. Раскрыть историко-философский аспект проблемы и социально-исторические предпосылки возникновения культуры управления обществом.

2. Выявить сущность и содержание культуры управленческой деятельности как социального феномена, сформулировать и обосновать ее социально-философский концепт.

3. Рассмотреть развитие культуры управленческой деятельности в пограничных органах как составную часть эволюции культуры общества.

4. Проанализировать социально-философские особенности культуры управленческой деятельности в пограничных органах.

5. Определить и обосновать приоритетные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах на современном этапе.

Гипотеза исследования. В современных условиях объективно существует противоречие между осознанием важности совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности и реальным состоянием культуры управления субъектов пограничной деятельности. Данное противоречие может быть разрешено в результате определения особенностей и основных направлений совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах с учетом влияния межцивилизационных процессов на безопасность России.

Теоретико-методологическая база исследования. Важными теоретическими предпосылками диссертации выступили идеи и концепции мыслителей прошлого, труды отечественных и зарубежных ученых по философской проблематике, а также результаты социально-философских исследований культуры управленческой деятельности, ее различных аспектов и проявлений. В работе автор применяет понятийно-категориальный аппарат социальной философии, широкий круг общефилософских методологических средств, среди которых ведущими выступают диалектический метод, принципы объективности исследования, всесторонности рассмотрения, движения от общего к особенному и единичному, единства исторического и логического, формационного и цивилизационного, объективного и субъективного, восхождения от абстрактного к конкретному и обусловленности общественного сознания общественным бытием. Привлекаются аксиологический, нормативный, социокультурный, цивилизационный, системный, деятельностный, субстанционально-деятельностный и другие подходы.

Эмпирическую базу исследования составили данные конкретных социологических исследований, результаты контент-анализа периодической печати, нормативно-правовая база федерального и регионального уровней, Internet-ресурсы, а также практический опыт работы исследователя в профильном вузе.

Границы исследования определяются объектно-предметной областью, возможностями социально-философского анализа научной задачи, а также конкретной адресностью исследования, осуществленного в интересах повышения эффективности управленческой деятельности в решении вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также оптимизации профессионального образования сотрудников пограничных органов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке авторского подхода, основанного на социально-философском осмыслении процессов, происходящих в пограничном пространстве и связанного, прежде всего, с гуманизацией и гуманитаризацией процесса формирования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности.

Более подробно научная новизна проявляется в следующем:

- историко-философский анализ эволюции культуры управления обществом показал, что социокультурные условия конкретного исторического периода оказывают существенное влияние на формирование и совершенствование культуры управленческой деятельности через трансформацию субъектов и объектов отношений;

- на основе методологии социально-философского анализа уточнено понятие «культура управленческой деятельности», включающее качественную (эффективность) и культурную (уровень субъекта) характеристики, а также социальные, аксиологические и психологические параметры субъектов и объектов данной деятельности;

- исследование исторических периодов развития культуры управленческой деятельности в пограничных органах выявило влияние цивилизационных отличий сопредельных государств на социально-политическую и военную обстановку в конкретных исторических периодах, оказывающих воздействие на развитие профессиональной мысли об охране государственной границы и совершенствование культуры управленческой деятельности в пограничных органах;

- на основе анализа социально-философских особенностей культуры управленческой деятельности в пограничных органах рассмотрена сущность, структура и закономерности функционирования основных сфер жизни общества в пограничном пространстве. Обосновано их влияние на пограничную деятельность, осуществляемую пограничными органами. Определена роль и значение гуманитарных регуляторов общественной жизни в изменении характера управленческих отношений и совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах;

- определены и обоснованы основные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах на современном этапе. Первое направление связано с формированием духовной сферы, ее образовательного компонента, которая, в свою очередь, предполагает непрерывное профессиональное образование управленческих кадров. Автор предлагает модель, отражающую особенности формирования и совершенствования профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов. Второе же связано с гуманизацией и гуманитаризацией профессионального образования сотрудников пограничных органов в образовательных учреждениях ФСБ России и рассматривается как основа формирования гуманистической направленности субъектов управленческой деятельности.

Положения, выносимые на защиту

1. Проблема культуры управленческой деятельности имеет длительную историю становления, развития и практического действия. Историко-философский аспект содержит значительное по объему теоретическое и практическое знание, позволяющее увидеть не только место и роль культуры управленческой деятельности при решении социальных, религиозных и национальных проблем в разные исторические периоды, но и выявить сложный, многогранный характер данного социального феномена, содержащего и преломляющего в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления.

Следовательно, положения и выводы философской мысли об эволюции культуры управленческой деятельности создают методологическую и мировоззренческую основу научного познания и практического совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах и способствуют ориентации творческих поисков с учетом социальной реальности.

2. Анализ историко-философских подходов и теорий управления обществом позволил автору определить культуру управленческой деятельности как комплексную обобщающую характеристику управленческого труда, отражающую его качественные черты и особенности в рамках профессиональной деятельности, а именно сформированности у субъектов и объектов управления совокупности моральных, этических, эстетических, политических, физических качеств, психологических, правовых, а также специальных знаний, умений и навыков. Именно эти качества определяют состояние культуры управленческой деятельности в общем, как социальный феномен, а также компетентность руководителя и организаций в осуществлении управленческой деятельности, по достижению поставленных целей в частности.

3. Анализ исторических периодов развития культуры управленческой деятельности в пограничных органах отображает ее специфику, связанную с состоянием угроз безопасности на государственной границе. Развитие профессиональной мысли об охране и защите государственной границы, с учетом изменений социально-политической и военной обстановки, обусловлены, прежде всего, цивилизационным состоянием сопредельных государств, в основе которого находится уровень развития культуры общества, в том числе и культуры управленческой деятельности.

4. В настоящее время состояние культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности не всегда адекватно вызовам современного этапа развития общества. Современная профессионально-квалификационная структура управления в пограничных органах не в полной мере соответствует потребностям пограничной деятельности. Следовательно, для решения данного дисбаланса необходимы тщательный мониторинг социальных отношений, проявляющихся на различных уровнях (от микро- до мегауровня) общества, а также исследование социокультурных процессов, проявляющихся на границах соприкосновения различных цивилизаций и культур.

5. На современном этапе способом достижения высокой культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности выступают два стратегических направления. Первое связано с совершенствованием духовной сферы, ее образовательным компонентом и основано на непрерывном совершенствовании профессионального образования управленческих кадров в пограничных органах федеральной службы безопасности. Второе же охватывает гуманизацию и гуманитаризацию профессионального образования сотрудников пограничных органов в образовательных учреждениях ФСБ России, а также гуманизацию профессиональных отношений, позволяющих повысить культуру управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности.

Теоретическая значимость исследования. Предложенные диссертантом социально-философские подходы и выводы методологического характера обогащают научные наработки в интересах дальнейших теоретико-методологических и практических исследований актуальных аспектов формирования и совершенствования культуры управленческой деятельности в различных областях научного знания, а также могут служить материалами для изучения влияния различных социальных процессов на духовное состояние общества в пограничном пространстве и динамику культуры управленческой деятельности представителей различных социальных групп.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для развития социально-философского знания по проблемам культуры управленческой деятельности в различных сферах и уровнях общественных организаций. Предложенные методологические подходы и теоретические положения могут быть использованы при исследовании специфики управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности. Выводы и положения диссертации могут стать содержательной основой воспитательной работы по разъяснению сотрудникам пограничных органов социальной значимости защиты и охраны государственной границы, роли культуры в их профессиональной деятельности. Диссертация может оказать помощь научно-преподавательскому составу, слушателям и курсантам образовательных учреждений ФСБ России при подготовке и проведении занятий, посвящённых изучению некоторых аспектов культуры, культуры управленческой деятельности, ценностных оснований профессиональной деятельности по защите и охране государственной границы.

Полученные автором результаты исследования позволили сформулировать и предложить практические предложения и рекомендации:

1. Организовать и регулярно проводить на базе образовательных учреждений ФСБ России, а также вузов, расположенных в приграничных регионах межвузовские научно-практические конференции, посвященные проблемам совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах и вопросам оптимизации взаимодействия с местными органами власти и населением приграничья с целью повышения качества и эффективности пограничной деятельности.

2. С целью повышения культуры управленческой деятельности внедрить в программу профессиональной учебы офицеров-руководителей пограничных органов предложенный автором специальный тематический курс «Основы культуры управленческой деятельности в пограничных органах».

3. Рекомендовать материал данного диссертационного исследования для использования:

- в оперативно-служебной деятельности;

- воспитательной работе в подразделениях пограничных органов;

- в подготовке материалов к проведению занятий в рамках профессиональной учебы с различными категориями сотрудников пограничных органов;

- в подготовке профессорско-преподавательским составом материалов для проведения занятий по философии, философии управления и основам профессиональной этики с курсантами и слушателями образовательных учреждений ФСБ России.

4. Использовать в образовательном процессе индивидуальное задание, разработанное автором для курсантов, выезжающих на практику в пограничные органы. Реализация индивидуального задания позволит изучить особенности участков Пограничных управлений ФСБ России, опыт охраны государственной границы, анализ положительных и отрицательных примеров управленческой деятельности, а также качественно провести оценку экономического положения населения приграничных районов, выявить его социальную структуру, определить этнополитические и другие особенности.

Включить в планы воспитательной работы с курсантами 4–5-х курсов образовательных учреждений ФСБ России цикл семинаров с учетом особенностей социально-политической обстановки в приграничных регионах, отражающих специфику реализации культуры управленческой деятельности в каждом из них. К проведению семинаров активно привлекать специалистов в области культуры народов России из ведущих вузов страны.

5. В целях гуманизации и гуманитаризации процесса совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах рекомендуется:

- в образовательных учреждениях ФСБ России рассматривать гуманитаризацию и гуманизацию не как односторонний процесс преподавания дисциплин профессионализации и социально-экономических дисциплин, а как процесс их сближения, основанный на принципах системного анализа и аналогиях. Согласованное и сбалансированное сближение этих дисциплин позволит достичь не только качественно новый уровень социального познания окружающего мира, но и получить новое, многократно усиленное качество профессионального образования сотрудников пограничных органов;

- осуществлять построение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ФСБ России на основе гуманитарно-гуманистического подхода к преподаванию различных учебных дисциплин. Данный подход представляет собой особую мировоззренческую и методологическую позицию, посредством которой происходит создание определенных психолого-педагогических условий, позволяющих на основе изучаемых дисциплин раскрыть в сотруднике пограничных органов его личностный потенциал, определить пути самореализации в системе социальных связей и отношений, а также учитывать гуманитарные аспекты управленческой деятельности в пограничных органах;

- внедрять в учебные дисциплины материал, направленный на изучение исторических, национальных, религиозных, культурных и иных особенностей народов, проживающих в приграничных регионах Российской Федерации.

Степень достоверности результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью методов, адекватных целям, задачам и логике исследования, сопоставимостью полученных научных результатов с практическим опытом и действительностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования апробированы автором в различных публикациях и выступлениях, в том числе на методологическом семинаре в Голицынском пограничном институте (ГПИ) ФСБ России (февраль 2012 г.), на межвузовских научно-практических конференциях в Пограничной Академии ФСБ России: «Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации» (Москва, 22 мая 2011 г.), «Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин и проблемы его реализации в современных условиях» (Москва, 15 мая 2012 г.).

Материалы диссертации используются в преподавании философии, социологии и основ профессиональной этики в ГПИ ФСБ России, что подтверждено актом реализации положений диссертационного исследования.

Культура управленческой деятельности как социальный феномен: сущность и содержание

Официальная идеология в Китае основывалась, главным образом, на принципах управления, изложенных в трудах Конфуция (551- 79 гг. до н.э.) - выдающегося мудреца, философа и общественного деятеля Древнего Китая. Именно он дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это «цзюнь-цзы» - «благородный муж», который противопоставляется «низкому человеку» - «сяо жэнь».

«Благородный муж боится трех вещей: он боится веления неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека» и т. д. «Благородный муж» в конфуцианстве - не только этическое, но и политическое понятие. Он член правящей элиты, управляющий народом. Отсюда такие социальные качества «цзюнь-цзы», как то, что: «благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток», «цзюнь-цзы» - всесторонне развитая личность».

Следовательно, ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим и считал, что основой социального управления является соблюдение ритуалов и традиций .

По Конфуцию, хорошее управление государством - это когда власть взаимосвязана с народом. На вопрос одного из учеников, о том, в чем состоит управление государством, Конфуций ответил, что оно состоит в достаточности еды, оружия и доверия народа. Когда же ученик спросил учителя, что же можно из этого исключить при необходимости, Конфуций пояснил, что можно исключить оружие и даже еду, так как все люди смертны, но без доверия народа государство обречено.

Что касается проблемы безопасности общества, то Конфуций был против силовых методов, он выступал за расширение границ «Поднебесной» мирным способом. Например, им предлагалось активнее заселять соседние территории, но при этом не ассимилироваться, а оставаться китайцами.

В основе социального управления даосистской школы, основателем которой считается Лао-цзы, лежит принцип недеяния как высшей формы поведения (у вэй). Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - «дао». Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Управление народом при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью» . Однако, данный принцип предполагает четкую и строгую регламентацию функций каждого члена общества.

В рамках учений другой философской школы - моизма, основанной Мо Ди (Мо-цзы) рассматривались вопросы совершенствования управления. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их занятости и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. То есть, речь идет о профессионализме и компетентности управленцев.

Законники (легисты) видели экономическую основу могущества в земледелии. Земледелие и война - главное, на что государство должно опираться и ради чего оно должно существовать. Государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости, и тем более не должно быть наследственных должностей.

Выступая против конфуцианского управления, законник-практик Шан Ян заявлял, что: «Доброта и человеколюбие - мать проступков. Истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания. К добродетели можно прийти лишь путем смертных казней и применения справедливости с насилием»3. Для наведе 23 ния порядка необходимо: иметь в государстве много наказаний и мало наград; жестоко карать за мелкие преступления, внушая трепет; разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством. Только так, утверждал Шан Ян, может сложиться «страна, где народ боится государственных законов и послушен в войне», где «народ пойдет на смерть за правителя» . Кстати, идеология управления Шан Яна потерпела крах после смерти императора, а сам философ был казнен.

По мнению Хань Фэй-цзы - ведущего идеолога древнекитайских легистов, отстаивавшего преимущества деспотической формы правления, правитель должен притворяться темным, глупым, заблуждающимся и бездействующим - так он узнает подлинные мысли своих подданных и усыпит бдительность врагов. Но недеяние имеет и второй смысл. Правитель может быть бездеятельным, если у него есть хорошо работающий государственный аппарат. В таком случае он не только может, но и должен быть бездеятельным. «В спокойствии и молчании держись позади, никогда не ставь себя в роль (исполнителя). Беда для государя, если он занят тем же, что и чиновники. Когда (государь) доверяет чиновникам, но (их де-ла) не сливаются, народ следует за ним, как один человек» . Это искусство управления Хань Фэй-цзы ставит даже выше закона. Закон - для народа, искусство управления - для государя. Закон всем явен, искусство управления тайно.

Легистская концепция государственных границ выглядит наиболее реакционной. Так, Шан Ян считал, что право на национальную независимость имеют лишь крупные государства, а жизнеспособность государства определяется только наличием сильной армии. Границы признаются лишь формально. В их формировании главную роль играет принцип силы, в основе управления обществом лежит поиск новых нетрадиционных методов управления. Основным принципом поддержания порядка в обществе является принцип соблюдения законов, основанный на страхе народа перед наказанием.

Развитие культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности

На протяжении многих веков государства стремились к обеспечению безопасности своих границ, в том числе и Российское государство. Столетия противоборства отложили свой отпечаток на все стороны жизни и быта народа, его пси хологию, культуру, на формы и способы вооруженной борьбы и, естественно, на характер развития пограничной мысли по защите Отечества и его пограничных рубежей1. Уместно предположить, что взгляды на защиту и охрану государственной границы в исторической ретроспективе складывались не стихийно, а по мере вызревания потребностей общества и государства в защите общезначимых интересов в пограничном пространстве.

Актуальность поставленной автором задачи в немалой степени связана с продолжающимся реформированием Пограничной службы России, поэтому исто-рико-логический метод позволит нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы.

Говоря о культуре управленческой деятельности, следует отметить, что управление в пограничных органах обладает специфическими чертами и обусловливается несколькими обстоятельствами: - во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов; - во-вторых, новизной принимаемых решений, значительным объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним; - в-третьих, степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать, с целью своевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз безопасности личности, общества и государства2.

Следовательно, управленческая деятельность в пограничных органах федеральной службы безопасности направлена на обеспечение, прежде всего, государственной безопасности.

Решение задач, стоящих перед пограничными органами зависит от уровня культуры управленческой деятельности, выражающейся: - в качестве и эффективности управления оперативно-служебной деятельностью; - во владении руководящим составом теорией и практикой управления деятельностью в сфере обеспечения государственной безопасности; - в знании сотрудниками пограничных органов исторических аспектов защиты и охраны государственной границы.

Именно поэтому, развитие культуры управленческой деятельности в пограничных органах следует рассматривать с опорой на исторические периоды, каждый из которых имеет не только свои особенности, но и обусловлен объективной реальностью, складывающейся на государственной границе. Здесь речь идет о том, что идеи о формах и способах охраны и обороны пограничной территории и рубежей возникали и развивались эволюционно в соответствии с реальными угрозами на границе и уровнем развития общества, в чем мы убедились, изучая историко-философские подходы в исследовании культуры управления обществом.

Итак, первый период условно начинается с образования Древнерусского государства, и характеризуется зарождением первичных представлений о границе, появлением идей и взглядов о путях обеспечения безопасности. Эти идеи возникли как отражение в сознании людей реальных угроз, в том числе и угроз внезапных вторжений со стороны кочевых народов.

Уже при первых русских князьях на южных и юго-восточных рубежах Руси возводились укрепленные линии, состоявшие из крепостей, сторожевых застав, лесных засек и других преград. В течение X-XI веков была создана единая система охраны и обороны границ государства, включавшая до ста сторожевых городов-крепостей.

История Русского государства в период с XV по XVII века богата важными событиями. Завершение феодальной раздробленности, начало объединения русских земель, образование единого Российского государства, опричнина, смутное время, великий раскол, крестьянские войны - это неполный перечень основных событий в стране, оказавших влияние на развитие пограничной стражи Московской Руси.

Важно отметить, что к началу XV века Москва становится политическим и экономическим центром русских земель. Тогда же московскими князьями было впервые принято решение ввести постоянную специальную стражу.

Первым упоминанием о создании государственной пограничной стражи является сообщение 1512 года о том, что Василий III «утвердил землю свою заставами»1. Так было положено начало зарождению пограничной стражи России, главная задача которой состояла в непрерывном наблюдении за противником на рубежах государства и своевременном оповещении о нем пограничных воевод и государя. Основной способ службы по охране границы государства заключался в особом расположении сменяемых сторож, а также высылке станиц вглубь степи для «обнаружения воинских людей» путем наблюдения.

Именно в те времена были сформулированы классические принципы организации пограничной службы, которые актуальны и в настоящее время: непрерывность пограничной службы по месту и времени; сосредоточение основных усилий на направлениях вероятного движения нарушителей границы; скрытность построения пограничных сил; тесное взаимодействие их с войсками; оперативное информирование центра и пограничных регионов об обстановке на границе. Таким образом, речь идет о формировании основ культуры управленческой деятельности в целях обеспечения безопасности государства.

Социально-философские особенности культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности

Так, всего на территории Российской Федерации на начало 2010-2011 учебного года насчитывалось 2 850 образовательных учреждений среднего профессионального образования (из них 2 586 - государственные и муниципальные, 264 - негосударственные); 1 115 образовательных учреждений высшего профессионального образования (из них 653 - государственные и муниципальные, 462 - негосударственные)1.

Анализ распределения профессионально-образовательных структур по субъектам Российской Федерации, показывает, что основная их доля распределена в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, Южном федеральном округе. Наиболее остро проблема распределения профессионально-образовательных структур ощущается в Северо-Кавказком федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.

Принятие во внимание данного факта со стороны субъекта управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности, необходимо с целью оценки доступности получения качественного образования, отвечающего текущим и перспективным требованиям рынков труда, всеми слоями населения приграничных территорий, как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

Нарастающая в период мирового экономического кризиса безработица и люмпенизация населения, безусловно, способствовали дестабилизации социальной обстановки в приграничных регионах. Наиболее острый характер она приняла на Северном Кавказе (прежде всего, в Ингушетии), где уровень безработицы (56 % от трудоспособного населения) значительно превышает среднероссийский. В перспективе, при сохранении кризисных явлений в мировой экономике, наиболее опасный характер она может приобрести в приграничье, относящемся к Уральскому и Восточно-Сибирскому экономическим регионам, а также на Дальнем Востоке. В целом можно сделать вывод, что, по сравнению со всей Россией, наиболее неблагополучная социальная обстановка в настоящее время создалась в приграничье и, особенно, в конфликтной зоне Северного Кавказа, регионах Дальнего Востока, на юге Восточной Сибири. Безработица крайне негативно влияет на нравственно-психологический климат, населения приграничья, вызывает социальную депрессию, фрустрацию, чувства страха, растерянности, подрывает доверие к власти, вызывает различные формы социального протеста, делает притягательным образ жизни в сопредельных странах, провоцирует сепаратистские настроения1.

Актуальной на сегодняшний день является и проблема массовой миграции населения, представляющая собой серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире.

Проведенный автором анализ данных социального положения и уровня жизни населения России за январь-июль 2012 года, обобщенный Федеральной службой государственной статистики представляет общие итоги миграции населения по субъектам Российской Федерации.

Выделим Федеральные округа, отличающиеся значительным миграционным приростом и характеризующиеся миграционной убылью.

К первой группе относятся: Центральный федеральный округ 11 3436 чел. (наибольший миграционный прирост отмечается в г. Москве, Московской области, Белгородской области, Ивановской области, Курской области, Липецкой области, Смоленской области, Воронежской области); Северо-Западный федеральный округ 45 132 чел. (наибольший миграционный прирост отмечается в Калининградской области, Ленинградской области, в г. Санкт-Петербурге); Южный федеральный округ 23 245 чел. (наибольший миграционный прирост отмечается в Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Адыгея); Уральский федеральный округ 12 503 чел. (наибольший миграционный прирост отмечается в Тюменской области, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, в Ямало-Ненецком автономном округе и Челябинской области).

Ко второй группе относятся: Северо-Кавказкий федеральный округ (-16 262 чел.) (наибольшая миграционная убыль отмечается в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике); Приволжский Федеральный округ (- 2 603 чел.) (наибольшая миграционная убыль отмечается в Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Чувашской Республике, Оренбургской области, Ульяновской области); Дальневосточный федеральный округ (- 6 703 чел.) (наибольшая миграционная убыль отмечается в Республике Саха (Якутия) и Еврейской автономной области).

Данные анализа, позволяют автору говорить о том, что интенсивный миграционный приток, в условиях кризисного состояния экономики, в «благоприятные» приграничные регионы не только вызывает в них повышенное напряжение на рынках труда, непомерную нагрузку на социальную инфраструктуру, но и используется экстремистскими силами. Они играют на ненависти к «чужакам», разжигают ксенофобские настроения в отношении мигрантов, что чревато социальными этноконфессиональными конфликтами, общей дестабилизацией обстановки. Все более усиливающийся процесс миграции населения в мире и образование в различных странах этнических диаспор и землячеств, используется организованными преступными группами из других стран для создания этнических (национальных) группировок, которые отличаются большей сплоченностью и защищенностью от правоохранительных органов.

Основные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности на современном этапе

В связи с этим гуманитаризацию образования можно представить в качестве фактора, который распространяется на все виды деятельности человека (учеба, познание (самопознание), общение, труд). Данное предполагает построение учебного процесса в образовательных учреждениях ФСБ России на основе иной логики, ориентирующей субъекта управленческой деятельности в пограничных органах на обнаружение и реализацию нерасчлененной целостности развития духовно-нравственных и духовно-практических способностей человека, познающего и преобразующего мир.

Таким образом, гуманитаризация образования представляет собой сложный, многогранный процесс, который предполагает: - повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых в высшей школе дисциплин; - включение в профессиональное образование содержательных компонентов, проблем и методов социально-гуманитарного характера; - усиление культуротворческой направленности социально-гуманитарных дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов; - организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры; - систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения сотрудников пограничных органов, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отноше -1 НИИ .

Проведенный автором анализ общей трудоемкости дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в образовательных учреждениях ФСБ России (наборов 2005-2012 гг.) позволил выявить динамику сокращения аудиторных часов, отведенных на изучение указанного цикла дисциплин. Так, за семь лет количество аудиторных часов, в общем, сократилось с 1 194 часов до 882 часов. Вместе с тем резкое сокращение часов, отведенных на изучение данных дисциплин, наблюдается с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения. Происходит резкое увеличение аудиторных часов по дисциплинам специализации (Приложение 4).

Выявлено и резкое сокращение часов общей трудоемкости дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в Пограничной академии ФСБ России. Например, за период с 2002 года по 2012 год количество отведенных, часов на изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин сократилось в целом на 80 %.

Данные анализа позволяют нам говорить о такой тенденции современного образования сотрудников пограничных органов, как практикоориентированная подготовка. Данная тенденция современного образования способствует не только низкому уровню профессионального образования сотрудников пограничных органов, но и низкому уровню реализации сотрудника пограничных органов как субъекта управленческой деятельности. Это связано с тем, что уменьшение роли гуманитаризации образования, как необходимого компонента профессионального образования, ведет к порождению «ущербности» человека (особенно молодого специалиста), его одномерности мышления, препятствует закладыванию основ гуманистического мировоззрения.

Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его знаний, навыков и умений. Однако помимо этой функциональной адаптации к социуму через про фессию человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смыслы и ценности1. В этом освоении или, вернее сказать, присвоении смыслов и ценностей гуманитарной культуры, формируется духовность сотрудника пограничных органов, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущемленного человека, функционера в задан-ной системе общественного разделения труда . «Личность - это всегда индивидуальность, формирующаяся в культуре и на основе культуры. Она - наследница и одновременно творец культуры. Вне культуры существуют лишь изгои, маргиналы и технические наемники» . Профессия обретает человеческий смысл для личности лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно, обретение своей индивидуальности в многогранном и противоречивом мире культуры, своего неповторимого «человеческого лица» .

Человеческое в человеке - это его имманентная духовность, внутреннее мироощущение, выработанное на почве овладения культурой. По большому счету гуманизм в образовании должен способствовать самовыражению личности в мире культуры, ее свободному самоопределению.

Свободное самоопределение предполагает осознанный выбор между добром и злом, общественным благом и эгоистическими устремлениями, достоинством и раболепием, насилием и терпимостью, созиданием и разрушением, смыслом и бессмыслицей. Помочь в этом сознательном выборе субъекту управленческой деятельности в пограничных органах должна гуманитаризация образования. Таким образом, гуманитаризация оказывается органически связанной с гуманизацией. В данном аспекте интерес представляет позиция А. М. Новикова5, формулирующего четыре основные идеи развития образования в России как целостной системы (в данном случае понятие «идея» используется автором как высшая фор ма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование). Первая идея (образование - личность) - гуманизация и гуманитаризация образования как коренной поворот от его технократической цели подготовки кадров к гуманистическим целям становления и развития личности, создания условий для ее самореализации. Вторая идея (образование - общество) - демократизация образования как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий для каждого учебного заведения, каждого педагога и обучающегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. Третья идея (образование - сфера деятельности) - опережающее образование - уровень образования людей, уровень развития личности должен опережать и формировать уровень развития производства, техники, технологий. Четвертая идея - непрерывность образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». На наш взгляд, данные идеи не обладают особой новизной, автор лишь систематизировал их и представил как проектную перспективу развития современного образования в свете концепции его гуманизации и гуманитаризации.

Похожие диссертации на Культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности : социально-философский анализ