Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Смирнова Наталья Сергеевна

Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии
<
Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Наталья Сергеевна. Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Смирнова Наталья Сергеевна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2007.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/748

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие межкультурной компетентности в современной социально-философской мысли Германии 10

1.1. Общая характеристика особенностей взаимодействия своей и чужой культуры в контексте межкультурной коммуникации ... 10

1.2. Сущность и содержание понятия межкультурной компетентности 34

1.3. Модели межкультурной компетентности 56

Глава 2. Методы формирования межкультурной компетентности и значение межкультурной компетентности в международном сотрудничестве 88

2.1. Межкультурный тренинг как метод межкультурного обучения в Германии 89

2.2. Межкультурный коучинг как метод межкультурного обучения в Германии 110

2.3. Значение межкультурной компетентности для межкультурного сотрудничества 125

Заключение 153

Список использованной литературы 161

Введение к работе

Актуальность темы

В современном мире в условиях интернационализации и глобализации происходит увеличение числа и интенсивности контактов с представителями других культур во всех сферах общественной жизни. Для многих профессиональное сотрудничество с иностранными партнерами уже само собой разумеющееся явление. В условиях глобализации, мобилизации и технологизации современного общества представители разных культур должны учиться взаимодействовать друг с другом. Особую актуальность владение навыками межкультурного взаимодействия представляет для участников различных программ по обмену, политиков и экономистов, специалистов в сфере науки, культуры и образования, руководителей и менеджеров интернациональных предприятий, солдат, проходящих службу в других странах. В этой связи большое значение приобретает социально-философское изучение феномена межкультурной компетентности.

Межкультурная компетентность представляет собой способность понимать, уважать и продуктивно использовать культурные условия и факторы, влияющие на восприятие, оценку, чувства и поступки субъектов межкультурного взаимодействия, позволяющую им приспосабливаться друг к другу, быть толерантными и развивать эффективные способы сотрудничества. Межкультурная компетентность описывает способность организовывать процесс межкультурного взаимодействия таким образом, чтобы совместный поиск продуктивного решения проблем происходил в обстановке взаимного уважения и согласия, исключающего любого рода непонимание.

Владение участниками межкультурного взаимодействия основами межкультурной компетентности является важнейшим условием эффективности их совместной работы. Профессиональная деятельность за границей не является линеарным продолжением работы в своей стране. С длительным пребыванием за границей во многом связаны специфические трудности аккультурации, возникающие в процессе контактов с чужой и непривычной культурой. Смена систем ориентации ведет к необходимости соблюдения определенных требований аккультурации, что является необходимым условием для продуктивного сотрудничества.

Для представителей разных культур, взаимодействующих в профессиональной и частной сфере, важно знать, как проблемы, возникающие в межкультурном общении, могут быть конструктивно разрешены. Поэтому важное значение в межкультурных исследованиях занимает анализ различных форм межкультурного обучения, выявление критериев успешного и неуспешного межкультурного поведения и действия, а также условий эффективного межкультурного сотрудничества. В условиях увеличения количества межкультурных контактов особые требования предъявляются к персоналу организаций. Межкультурная компетентность является необходимой предпосылкой для адекватной, успешной и приемлемой для всех сторон коммуникации и сотрудничества между представителями разных культур.

Настоящее диссертационное исследование посвящено социально-философскому анализу феномена межкультурной компетентности в контексте его изучения в Германии. В Германии активное исследование в сфере межкультурной компетентности началось в 90-е годы, что объясняется растущей интернационализацией и расширением Европейского Союза. Присоединение Германии к Болонской декларации определило трансформацию национальной системы образования и адаптацию ее к общеевропейской модели. Следовательно, Россия может перенять модель формирования межкультурной компетентности в условиях университетского образования и применить опыт Германии при реформировании российской образовательной системы.

Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью выявления отдельных аспектов межкультурной компетентности, условий ее формирования, включения межкультурной компетентности в систему высшего образования в свете болонских реформ и обобщения накопленного материала.

Степень разработанности проблемы

Проблемы межкультурной компетентности освещаются как в общефилософских работах, так и в научных исследованиях в рамках конкретных наук (экономики, политологии, социологии, педагогики). В настоящее время возникает необходимость в глубоком социально-философском методологическом анализе источников.

Отметим, что различные аспекты взаимодействия разных культур разрабатывали философы И.Кант и Г.Гегель. Их идеи были развиты в трудах Н.Гартмана, М.Шелера и других исследователей. Однако рассматриваемый нами феномен межкультурной компетентности является достаточно новым. Он впервые упоминается в 60-е годы, но до конца 90-х годов так и не получает глубокого философского осмысления. В настоящей диссертации мы опираемся на работы исследователей новейшего времени. Феномен межкультурной компетентности рассматривается в качестве многоаспектного явления. В отечественных и зарубежных исследованиях обозначились основные проблемы изучения феномена межкультурной компетентности 1) особенности взаимодействия своей и чужой культуры (Е.Киль, Е.Кинаст, Б.Кревер, А.Томас); 2) влияние концептов мировой культуры на процессы глобального научения и обучения: (Е.Киль, К.Флехзиг, Вельш); 3) определение понятия культуры в контексте межкультурного взаимодействия (М.Мае, Р.А.Молл, С.Ратье, А.Томас, Г.Триандис, А.Фельдткеллер, Г.Хофстеде); 4) характеристика культурно-специфической системы ориентации (А.Томас); 5) классификация признаков культурных стандартов (А.Томас); 6) специфика ситуаций пересечения культур (Е.Кинаст, А.Томас); 7) концепт критических ситуаций взаимодействия разных культур (Е.Кинаст, А.Томас, Я.Фланаган,); 8) динамика межкультурного взаимодействия в ситуациях пересечения разных культур (А.Томас); 9) условия для осуществления эффективной межкультурной коммуникации (А.Томас); 10) пути сближения разных культур (А.Томас); 11) критерии успеха межкультурного взаимодействия (Б.Хатцер, Г.Лайс, Р.Брислин); 12) анализ специфики межкультурной компетентности (А.Вирлахер, Я.Ленхофф, Линк, П.Мехерил, В.Фриндте); 13) элементы межкультурной компетентности (Д.Диардорфф); 14) классификация уровней межкультурной компетентности (Е.Киль, Г.Лайс, А.Томас, Б.Хатцер); 15) подходы межкультурной компетентности (Р.Брислин, Е.Кинаст, Г.Лайс, А.Мюллер, А.Томаса, Б.Хатцер, Г.Шталь); 16) измерения межкультурной компетентности (Д.Диардорфф); 17) модели межкультурной компетентности (Ю.Болтен, Д.Диардорфф, Е.Киль, А.Томас, У.Хеслер, В.Фишер); 18) исследования по межкультурному тренингу (Э.Холл, К.Клакхон, М.Беннет, А.Маслоу, Г.Хофстеде, Дж.Николь, Г.Триандис, Д.Лэндис, Р.Брислин, Р.Богат, В.Гудикунст, А.Томас, Б.Мюллера-Жаке, М.Лидке и К.Хелмонт, С.Каммхубер, Т.Кюлманн, К.-Х.Флехзиг, Ю.Болтен); 19) исследования по межкультурному коучингу (Т.Голвей, Д.Уитмор, Ю.Болтен, У.Клемент и У.Клемент, Е.Кинаст, Х.Рауен, Б.Фермойлен); 20) межкультурная компетентность как условие межкультурного сотрудничества (А.Томас, С.Штумпф, З.Шталь, Т.Кюльманн,У.Клемент и У.Клемент, Е.Кинаст, С.Каммхубер, Н.Адлер, И.Фишмайр, С.Шроль-Махль); 21) Болонский процесс как интеграция в мировое образовательное пространство (Т.Матвеева, Н.В.Черникова, Г.А.Лукичев, А.ПЛиферов, С.Медведев, З.Сазонова, Ю.Болтен, Д.Буш, А.Томас, У.Хеслер).

Многоплановость понятия межкультурной компетентности обуславливает многоаспектность исследования данного концепта. Таким образом, представляется необходимость изучить теоретический и практический опыт исследователей в немецкоязычном пространстве в разработке концепта межкультурной компетентности, что подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

Объект исследования

Объектом нашего исследования является межкультурная компетентность.

Предмет исследования

Предметом нашего исследования выступают различные аспекты понятия межкультурной компетентности в контексте ее рассмотрения в Германии.

Цель исследования

Цель диссертационного исследования - социально-философский анализ феномена межкультурной компетентности и его интерпретации в современной общественной мысли Германии.

Задачи исследования

В соответствии с поставленной целью мы выдвигаем следующие задачи: исследовать сущность и содержание феномена межкультурной компетентности;

- определить роль и значение особенностей своей и чужой культуры в межкультурном взаимодействии;

- рассмотреть существующие модели межкультурной компетентности;

- дать анализ межкультурного тренинга и межкультурного коучинга как методов формирования межкультурной компетентности;

- определить значение межкультурной компетентности для межкультурного сотрудничества.

Методологические основы исследования

Методологической основой настоящей диссертационной работы являются:

- концепция толерантности, представленная в работах Р.А.Молла,

- концепция диалога культур (B.C. Библер, Д.С. Лихачев),

- теория гуманитарного мышления (М.М. Бахтин),

- теория ценностей (Л.М. Архангельский, А.Г. Асмолов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов),

- концепция межличностного взаимодействия (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Э.А. Баллер, М.С. Каган),

- междисциплинарный подход,

- системный подход в анализе Болонского процесса в рамках глобализации,

- социальный конструктивизм (П.Бергер, Т.Лукман).

Используются следующие методы:

- структурный философский анализ применяемого понятия «межкультурная компетентность», позволяющий выделить логическую и контекстуальную нагрузку этого понятия, его структуру и логическую взаимосвязь;

- философско-исторический анализ, позволяющий проследить динамику развития концепта межкультурной компетентности;

- сравнительный метод, позволяющий сопоставить явления одного социально-исторического и мировоззренческого порядка;

- метод герменевтического анализа источников.

Научная новизна исследования

Научная новизна определяется целью и задачами и может быть сформулирована следующим образом:

- представлен социально-философский анализ феномена межкультурной компетентности в современной общественной мысли Германии;

- обобщены теоретические и практические аспекты формирования межкультурной компетентности;

- показана взаимосвязь владения навыками межкультурной компетентности и эффективности функционирования высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса;

- дана характеристика межкультурного тренинга и межкультурного коучинга в рамках формирования межкультурной компетентности на примере Германии;

- представлены классификации уровней, измерений межкультурной компетентности, различных аспектов межкультурной компетентности на примере Германии.

- представлены систематизации условий и критериев осуществления эффективного межкультурного взаимодействия на основе владения навыками межкультурной компетентности.

- проанализированы различные модели межкультурной компетентности;

- разработаны модели межкультурной компетентности, ориентированные на сферу высшего образования;

- в научный оборот введены источники по теме, не переводимые ранее на русский язык.

Теоретическая и практическая значимость работы

В диссертации дан социально-философский анализ понятия межкультурной компетентности в современной общественной мысли Германии. Результаты проведенного исследования могут способствовать расширению представления о сущности феномена межкультурной компетентности, особенностях формирования межкультурной компетентности и ее значении в межкультурном сотрудничестве.

Материалы диссертационного исследования могут служить источником при разработке курсов социальной философии, философии образования, межкультурной коммуникации.

Апробация результатов исследования

Основные положения исследования получили апробацию на Ломоносовской научной конференции (Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 15 ноября 2005), на семинаре «Межкультурное обучение» (Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра немецкого языка, 8 мая 2007). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Общая характеристика особенностей взаимодействия своей и чужой культуры в контексте межкультурной коммуникации

В задачи данной части работы входит рассмотрение общих аспектов взаимодействия своей и чужой культуры. В данном параграфе будут рассмотрены особенности взаимодействия представителей разных культур в ситуациях межкультурного общения, выделены условия для осуществления эффективной межкультурной коммуникации, определена допустимая степень приспособления стандартов одной культуры к стандартам другой культуры.

В современном мире в условиях интернационализации и глобализации происходит увеличение числа и интенсивности контактов с представителями других культур во всех сферах общественной жизни. Для многих профессиональное сотрудничество с иностранными партнерами уже само собой разумеющееся явление. А.Томас отмечает, что «современному человеку, получая информацию со всего мира, важно иметь собственную обоснованную точку зрения о глобальном развитии экономики, международных усилиях в области защиты окружающей среды, состоянии политики безопасности на европейском, трансатлантическом и трансконтинентальном уровне, глобальной борьбе с бедностью и экономическом положении своей страны в условиях глобальной конкуренции»1. Нашу деятельность и жизнь уже трудно представить замкнутой внутри узких локальных границ отдельных культур, государств и регионов. Тенденцию глобализации невозможно игнорировать. Возникает множество ситуаций пересечения культур, в которых встречаются и сотрудничают представители различных культур. Межкультурное сотрудничество охватывает самые разные области, включая политику, экономику, экологию, образование, культуру, средства массовой коммуникации, а также контакты в области высоких технологий и в военной сфере.

Современные исследования по межкультурной тематике в Германии носят междисциплинарный характер и охватывают такие сферы как лингвистика, этиология, философия, социология, педагогика, психология. Они направлены, прежде всего, на изучение таких проблем, как восприятие представителей других культур, конфликты в межкультурной коммуникации, межкультурное обучение, подготовка к пребыванию за границей, влияние современных технологий па межкультурное общение.

К.Кнапп рассматривает культуру как «сложную символическую систему, являющуюся составной частью системы знаний, значений и действий, общей для представителей коммуникативной сообщества, взаимодействующих внутри национальных или территориальных границ, и дающую им возможность действовать в этом обществе» . Исследования культурных различий и их влияния на межкультурное взаимодействие направлены на решение проблем, возникающих в общении представителей разных культур, которые нужно преодолеть, учитывая практическую мотивацию участников межкультурного общения в процессе межкультурного взаимодействия. Для выявления культурных различий необходимо сравнение культур, позволяющее осознать особенности ситуаций пересечения разных культур. Когда «чужое» не рассматривается как неправильное, «культурно-обусловленные различия становятся исходным пунктом для анализа межкультурных процессов, что позволяет найти общее для разных культур» . Культурные различия, транскультурные контакты, межкультуриое взаимодействие являются, по мнению Е.В.Б.Хесса-Люттиха «основными условиями цивилизационного развития»4.

Согласно концепциям П.Бергера, К.Лукманна, А.Вирлахера культуры рассматриваются как «конструкции общественной действительности» . Л.Мюллер отмечает, что эта характеристика культур особенно четко проявляется в межкультурных контактах. Поэтому для эффективного межкультуриого взаимодействия необходимо реконструировать основные элементы целевой культуры и создать таким образом основу для понимания инокультурной действительности.

В современном мире в условиях глобализации и интернационализации происходит универсализация культурных норм и ценностей . Т.Геллер подчеркивает, что универсальные права человека, независимые от культурных, исторических и социальных условий, призваны не только создавать основу для культурного многообразия, но и сохранять его, что дает возможность конструктивно взаимодействовать с представителями разных культур. Взаимное признание культурно-обусловленных различий на политически-правовом уровне является основной предпосылкой для межкультурного понимания и взаимодействия.

Модели межкультурной компетентности

Для успешного взаимодействия за границей или с инокультурными партнерами требуется наличие межкультурной компетентности, которая формируется в ходе межкультурного обучения.

Формирование межкультурной компетентности предполагает рассмотрение межкультурных феноменов как критических ситуаций пересечения культур, что следует учитывать при планировании, проведении и оценке коммуникативных процессов. Так межкультурная компетентность может рассматриваться как потенциальная способность, формирующаяся в ходе взаимосвязанных этапов подготовки к межкультурному взаимодействию86.

На основе анализа исследований А.Томаса, Д.Диардорфф, В.Фишер, Ю.Болтена и Е.Киля основные компоненты межкультурной компетентности и взаимосвязи между ними можно рассмотреть в виде ряда моделей: пирамидальной (Д.Диардорфф), процессуальной (Д.Диардорфф), уровневой (В.Фишер), интегративной (Ю.Болтен) и моделей формирования межкультурной компетентности (Е.Киль, А.Томас, У.Хеслер). Многообразие моделей обуславливается сложностью, многогранностью и многоаспектностью понятия межкультурной компетентности, а также различиями авторских подходов к его изучению. При этом многообразие моделей позволяет лучше понять сущность межкультурной компетентности и раскрыть отдельные компоненты межкультурной компетентности.

Представленные модели базируются на определении и составных элементах межкультурной компетентности, отражая многоаспектность межкультурной компетентности.

Д.Диардорфф представляет две модели межкультурной компетентности - пирамидальную и процессуальную. Пирамидальная модель состоит из четырех ступеней, отражающих структуру и этапы формирования межкультурной компетентности :

1. На первой ступени располагаются личностные отношения и мотивационные установки, включающие в себя осознание культурных различий, уважение других культур, признание их многообразия, открытость и непредвзятость по отношению к представителям других культур и к самому процессу межкультурного обучения, а также желание узнать новое и толерантность к двусмысленности (допускание неопределенности). Эти отношения и установки, независимо от уровня межкультурной компетентности, достигаемого участниками межкультурного взаимодействия, являются исходным пунктом межкультурного обучения. Эффективность взаимодействия субъектов во многом определяется их личным отношением к процессу формирования межкультурной компетентности.

2. Вторую ступень занимают культурно-специфические знания и коммуникативные и когнитивные способности, которые подразделяются на две отдельные, но дополняющие друг друга подгруппы. К культурно-специфическим знаниям Д.Диардорфф относит осознание своей культурной идентичности; понимание культурного контекста, а также роли и результатов влияния других мировоззрений и культур; знание культурно-специфических и социолингвистических особенностей. Способности, содействующие формированию межкультурной компетентности на этом этапе, охватывают умение слушать и слышать собеседника, внимательно наблюдать и понимать его реакцию, а также интерпретировать, анализировать, оценивать и классифицировать факты и явления. Описанное в моделях специфическое знание содержит рефлексию о своей культурной идентичности как отправную точку понимания другой культуры. Максимально полное понимание и знание о чужой культуре, чужом мировоззрении являются решающими факторами приобретения межкультурной компетентности. Сюда относится также осознание роли, которую культура и исторический контекст играют в межкультурной коммуникации. Обозначенные в моделях способности содействуют изучению и обработке знаний о своей и чужой культуре. Описанные в моделях знания и способности создают условия для повышения уровня межкультурной компетентности.

3. На третьем уровне Д.Диардорфф рассматривает внутренние результаты владения межкультурной компетентностью, связанные с личностным ростом: расширение системы ориентации, принятой в своей культуре, приспособляемость к другим стилям коммуникации и поведения, способность выбирать соответствующие ситуации стиль коммуникации и поведение, когнитивную гибкость, осознание относительности этноцентрического подхода, эмпатию.

Межкультурный тренинг как метод межкультурного обучения в Германии

В эпоху глобализации проблема межкультурного взаимодействия становится особо актуальной для многих стран. Межкультурные контакты стали повсеместным явлением. Многие представители благотворительных и миротворческих организаций работают за границей, и наличие такого опыта работы становится одним из необходимых критериев отбора сотрудников и руководителей во многих сферах деятельности. Увеличение количества межкультурных контактов происходит за счет туризма и участия школьников и студентов в программах по обмену. Кроме того, в последние годы все больше людей из неиндустриальных стран вынуждены эмигрировать. А.Томас отмечает, что для Германии, общество которой в последние годы, особенно в больших городах, стало мультикультурным и мультирелигиозным, изучение теории и практики межкультурной коммуникации в различных сферах общественной жизни имеет большое значение . В данном параграфе дана характеристика особенностей межкультурного тренинга как процесса формирования межкультурной компетентности. Проблематика межкультурного взаимодействия приобрела в современных условиях чрезвычайную актуальность. Европейское сообщество пришло к осознанию и необходимости формирования у представителей различных культур межкультурной компетентности.

Увеличение контактов между представителями разных культур сопровождается развитием специальных средств подготовки, одним из которых является межкультурный тренинг, выступающий как один из важнейших способов улучшения межкультурного взаимодействия, увеличения взаимопонимания и толерантности и формирования межкультурной компетентности.

Необходимость в межкультурном тренинге обусловлена многочисленными проблемами, возникающими в процессе межкультурной коммуникации. Они могут проявляться в различных сферах межкультурного взаимодействия и на его начальных этапах часто остаются незаметными. Катализаторами проблем являются различия в политической и образовательной системах, религиозных взглядах и системах ценностей, обычаях и традициях, формах организации работы и делового этикета, а также особенностях социальных и личных отношений. Результатом влияния этих, на первый взгляд, малозначащих для делового общения факторов, могут быть прерванные командировки за границу, неудавшиеся совместные предприятия, не подписанные контракты. В связи с этим особую роль межкультурный тренинг играет в подготовке сотрудников и руководителей предприятий и организаций для длительного пребывания за границей. Актуален он и для тех, кто осуществляет свою профессиональную деятельность посредством писем, телефона, факса, E-mail или совершает краткие деловые визиты за границу. Проблематика межкультурного взаимодействия приобрела в современных условиях чрезвычайную актуальность. В процессе межкультурного обучения ведущую роль играет межкультурный тренинг.

Тренинг - это комплекс упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. А.П.Садохин определяет тренинг «как метод учебных занятий, представляющий собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений, с целью формирования и совершенствования умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности» . По определению Е.Кинаст, «межкультурные тренинги являются мероприятиями, предлагающими возможности для межкультурного обучения и способствующие приобретению межкультурной компетентности» . Межкультурные тренинги отличаются друг от друга своими целями, содержанием, методами, длительностью, дидактическими целями. Они направлены на формирование межкультурной компетентности, повышающей эффективность межкультурного взаимодействия. В зависимости от цели тренинга различаются аффективные (атрибутивные), когнитивные или поведенческие компоненты межкультурной компетентности. Межкультурные тренинги формируют способность к эмоциональному самоконтролю при общении с представителями других культур (аффективная или атрибутивная цель тренинга), передают знания о системе ориентации в чужой культуре (когнитивная цель тренинга) и о поведенческих моделях, идентичных поведенческим моделям представителей другой культуры (поведенческая цель тренинга) .

Под межкультурным тренингом мы понимаем также специальное или дополнительное образование, целью которого является обучение людей способностям и компетенциям, необходимым для успешной и эффективной коммуникации между представителями различных культур.

Истоки межультурных тренингов следует искать в Англии, где уже в начале 19-го века служащие проходили специальную подготовку перед отъездом для работы в Индии. В современном виде история межкультурных тренингов начинается в 1960-е годы в США. Исходной предпосылкой для этого стало растущее осознание того, что американское общество является мультиэтническим. Межкультурные тренинги преследовали своей целью смягчение мультикультурных проблем внутри общества, а также использовались для подготовки миротворцев, которые отправлялись во многие страны после Второй Мировой войны.

Похожие диссертации на Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии