Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ Пряхин, Александр Михайлович

Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ
<
Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пряхин, Александр Михайлович. Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Пряхин Александр Михайлович; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/188

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Информационное противоборство как социальное явление 16

Раздел II. Сущность, структура и функции морального духа российской армии как объекта информационного противоборства 60

Раздел III. Формирование морального духа российской армии в условиях информационного противоборства 114

Заключение 165

Список литературы 185

Введение к работе

Особенностью современной эпохи является формирование информационного общества, идущего на смену индустриальному. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационно-коммуникационных технологий привели к росту информационного противоборства в основных сферах его ведения: политической, духовной, дипломатической, финансово-экономической и военной.

Сегодня информационное противоборство между ведущими странами мира стало объективной реальностью. В сферу этого противоборства вовлечены и вооруженные силы различных стран. В связи с этим возникла необходимость защитить духовную сферу жизни российского общества, общественное и индивидуальное сознание, духовный мир и мировоззрение личного состава Вооруженных Сил РФ от информационного воздействия вероятного противника, не допустить ослабления морального духа армии.

Основные тенденции изменения характера геополитической борьбы государств, развития процесса глобализации в начале XXI века свидетельствуют о том, что наряду с традиционными силовыми методами и ' средствами решения задач в этой области, все больше используется информационное воздействие на моральный дух вероятного противника.

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, серьезными изменениями во всех сферах жизни общества, особенно в духовной, возрастанием роли информатизации в экономике, политике, социальной сферах. Внедрением в массовое и индивидуальное сознание российских граждан западными и отдельными отечественными СМИ чуждых ее духовной культуре и традициям норм, идеалов, ценностей, образцов поведения, что требует противопоставления этому духовно-информационному влиянию адекватную систему информационной безопасности.

Во-вторых, в современных условиях возрастанием возможности ло-. кальных конфликтов и региональных войн с применением новых информационных технологий и высокоточного оружия. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к устойчивости морального

духа российской армии в условиях информационного противоборства, его защиты.

В-третьих, возрастанием роли информационного воздействия на духовную сферу жизни общества вообще, и моральный дух российской армии в частности, что обусловливает значительные изменения в военном строительстве, в методах и средствах информационного противоборства, организации и осуществления активной информационной политики, контрпропаганды, специальных мероприятий, обеспечивающих эффективную защиту морального духа российской армии.

В-четвертых, появлением перед военными исследователями новой задачи - теоретического осмысления новых информационных реалий, выяснение сущности и содержания информационного противоборства, сущности, структуры и функций морального духа российской армии, определение основных факторов формирования и защиты морального духа, формулировании основных направлений информационного противодействия субъектам информационного противоборства.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема морального духа российской армии как объекта информационного противоборства, его роль в укреплении военной безопасности государства и боевой готовности армии и флота носит комплексный междисциплинарный характер. Существенный вклад в ее исследование внесла отечественная философская мысль, о чем свидетельствует значительное число опубликованных монографических работ, статей, материалов научных конференций. Анализ литературы позволяет весьма условно выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения данной проблемы.

Первую группу представляют работы отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются различные аспекты теории информации, информационного общества, информационной революции и ее последствий на все сферы общественной жизни, информационного противоборства, направленные на привлечение внимания к мнимым и реальным опасностям информационных войн, концепциям информациоіто-духовного развития России в условиях информационного давления, проблемы информатизации, развития информационной политики, совершенствования ее во-

енных аспектов. В данной группе все работы уместно сгруппировать в четыре подгруппы.

Первую подгруппу составляют труды современных ученых, уделяющих значительнее внимание проблеме информационного противоборства. Это труды B.C. Пирумова, А.И. Позднякова, Г.Г. Почепцова, Д.Б. Фролова и других1.

Ко второй пид.'руппе относятся работы отечественных и зарубежных ученых, которые легли в основу формирования информационного общества и развития основных концепций информационного воздействия на другие государства и народы, на духовную сферу жизни общества, моральный дух армии и флота вероятного противника2.

Третью подгруппу образуют работы, в которых ученые рассматривают проблемы, предпосылки, ход, результаты, методы и технологии ведения информационных войн, а также историю их возникновения3.

К четвертой подгруппе следует отнести работы, в которых анализируются состояние и перспективы использования информации, информа-

См.: Пирумов B.C. Информационное противоборство. Четвертое измерение противостояния. -М., 2003; Поздняков А.И. Информационное противоборство в жизни общества и современных войнах: тенденции и перспективы развития. -М., 1998; Почепцов Г.Г. Информация и дезинформация. - Киев, 2001; Тимофеев В.И. Использование средств массовой информации в информационно- психологическом противоборстве в интересах военной безопасности государства. - М., 2002; Фролов Д.Б. Информационное противоборство в сфере геополитических отношений: Автореферат дис. ...докт. полит, наук. - М., 2006; Фролов Д.Б., Воронцова Л.В. История и современность информационного противоборства. -М., 2006 и др.

2 См.: Лактионов А. Информационное общество. - М., 2004; Маклюэн М. По
нимание медиа: t ;ешние расширения человека. - М, 2007; Пирогов А.И. Ин
форматизация как тенденция развития современного общества. — М., 1992; Тоф-
флер Э.
Третья волна - М., 2002; Урсул А.Д. Информатизация общества: Введе
ние в социальную информатику. — М, 1990; Чугунов А.В. Теоретические основа
ния концепции «Информационного общества»: - СПб, 2000 и др.

3 См.: Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Методы и технологии информационных
войн. - М., 2007; Волковский Н.Л. История информационных войн. - СПб., 2003;
Кокуш А.В. Информационный фактор урегулирования внутренних вооруженных
конфликтов. - М., 2005; Кочетков А., Мартынов А., Пискорский М. Южная Осе
тия. Вооруженная агрессия и миротворческая война. - М., 2009; Лисичкин В.А.,
Шелепин Л.А.
Третья мировая (информационно-психологическая) война. - М.,
2003; Расторгуев СП. Философия информационной войны. -М., 2003 и др.

ционных средств и технологий для достижения целей информационной политики и военных целей в условиях информационного противоборства, а также воздействие информации на сознание человека. В данной подгруппе следует выделить работы А.Н. Арлычева, Г.В. Грачева, С.Г. Кара-Мурзы, А.В. Манойло, И.К. Мельника, А.И. Петренко и других1.

Ко второй группе относятся работы, в которых рассмотрены обще-методологические и общетеоретические проблемы, определены закономерности формирования и развития морального духа российской армии, специфика его проявления в различных войнах, способы и пути реализации в условиях воинской деятельности. В данной группе все работы уместно сгруппировать в две подгруппы.

Первую подгруппу составляют труды, в которых раскрываются методологические основы анализа духовного фактора, морального духа как специфического состояния общественного сознания, проблемы места и роли морального духа в структуре военной мощи государства и боевой мощи Вооруженных Сил РФ, его сущность, структура и функции. Различные аспекты этих сложных и недостаточно разработанных проблем анализируются в трудах Д.А. Волкогонова, С.К. Ильина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, П.В. Петрия, P.M. Тимошева, П.И. Чижика, В.М. Чугунова, А.Х. Шаваева, И.М. Щеголева и других2.

1 См.: Арлычев А.Н. Сознание: информационно-деятельностный подход. - М.,
2005; Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безо
пасность и психологическая защита. - Волгоград, 2004; Грачев Г.В., Мельник
И.К.
Манипулирование личностью. - М., 2003; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция
сознанием. - М., 2007; Костин А.В. Информация и военная политика. - М., 2002;
Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов ДБ. Государственная информационная
политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003; Нице-
вич В.Ф.
Императивы и приоритеты военно-информационной политики государ
ства. - М., 2001; Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность
России. — М., 1999; Чугунов В.А. Политика и Интернет: политическая коммуника
ция в условиях развития современных информационных технологий: Автореф.
дис... .канд. полит, наук. - М., 2000 и др.

2 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы
философии. - 1996. - № 2; Волкогонов Д.А. Воинская этика. - М., 1976; Грузное
В.Н.
Духовное и профессионализм. - Ставрополь, 1996; Ильин С.К. Моральный
фактор в современных войнах. - М., 1979; Каверин Б.И. Духовная безопасность
российского общества и личности воина Вооруженных Сил. - М., 2000; Ксено-
фонтов В.Н.
Духовная жизнь российского общества и инфокоммуникационный

Вторая подгруппа представлена значительным количеством работ, посвященных изучению духовного потенциала, нравственных сил и морального духа армии, воинского долга, морально-психологической подготовки личного состава, а также исследования, в которых раскрываются особенности функционирования морального духа под влиянием научно-технического прогресса, качественного изменения оружия и боевой техники, роста интеллектуального и культурного уровня личного состава армии и флота1.

В третью группу включены работы В.И. Гидиринского, Т.В. Грачевой, О.А. Матвейчева, И.Н. Панарина и других, в которых обосновывается необходимость активного и жесткого ведения информационного противоборства для защиты национальных интересов России на основе многовекового национального опыта, исследуются направления противодействия субъектам информационного противоборства, вопросы патриотизма, духовных традиций российских воинов2.

мир. - М., 2002; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. - М., 2001; Тимошее P.M. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: Автореф. дис. ...докт. филос. наук. - М, 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). - Монино, 1998; Шаваев А.Х. Методологические вопросы анализа и оценки морального

фактора в войне: Автореф. дис канд. филос. наук. - М., 1978; Щеголев И.М.

Моральный дух Российской армии: сущность и специфика формирования в современных условиях (социально - философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук.-М., 1999 и др.

1 Бусловский В.Н., Нуждин Ю.Ф.и др. Система морально-психологического
обеспечения в ВС РФ /Под общ. ред. Н.И. Резника. - М., 2005; Климов С.Н. Во
енная культура Франции: Автореф. дис. ...докт. филос. наук. - М., 2002; Музя-
ков СИ.
Ценностные основания воинской деятельности. - М., 2008; Нечаев В.В.
Научное мировоззрение воинов как фактор укрепления боевого потенциала Со
ветских Вооруженных Сил. - М„ 1991; Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция
воинской деятельности: сущность, содержание, система: Автореф. дис. ...докт.
филос. наук.-М., 1995; Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение,
воинское воспитание, воспитание: сущность понятий и их соотношение - М.,
2007; Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера: Авто
реф. дис. ...канд. филос. наук.-М., 2005 и др.

2 См: Гидиринский В.И. Государственно-патриотическая идеология как фактор
формирования духовного потенциала армии и флота. - М., 1999; Грачева Т.В.

: 7

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы морального духа российской армии в условиях информационного противоборства не стало предметом целостного социально-философского анализа. Во многом это и предопределило выбор темы диссертационного исследования, его объекта и предмета.

Объектом диссертационного исследования является информационное противоборство как социальное явление.

Предмет исследования - сущность, структура и функции морального духа российской армии в условиях информационного противоборства на основных уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности воина.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении социально-философского анализа информационного противоборства и морального духа российской армии, обосновании основных факторов и направлений формирования и защиты морального духа российской армии как объекта информационного противоборства в интересах повышения уровня обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации.

Определение предмета исследования и постановка н*уга предполагает решение следующих задач:

  1. Уточнить понятие информационного противоборства, его сущность и цели применительно к моральному духу российской армии.

  2. Раскрыть сущность, структуру, содержание, функции и специфику морального духа российской армии как объекта информационного противоборства.

Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных волн мировой закулисы. - Рязань, 2009; Золотарев А.И. Стратегия духа армии. - Челябинск, 2001; Матвейчев О.А. Суверенитет духа. - М., 2007; Панарин КН. Информационная война и геополитика. - М., 2006; Погорелый А.П.. Духовные традиции военнослужащих Российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -М., 2005; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М, 2005; Яблонских А.А. Служение Отечеству как духовная традиция российского воина: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -М., 2006 и др.

  1. Определить основные направления информационного противодействия субъектам информационного противоборства на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности воина в современных условиях.

  2. Выявить факторы формирования и защиты морального духа российской армии в информационном противоборстве на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности воина в современных условиях.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения трудов отечественных и зарубежных мыслителей, исследовавших различные аспекты понимания российского культурно-исторического типа, духовности, духовного фактора национальной и военной безопасности, морального духа российской армии. Представлены итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, монографий, авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования, ; также принципы, сформулированные мировой философской мыслью: восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, развития, связи. Использован ряд философских методов: единство исторического и логического, диалектики, системного анализа, логики и теории познания. Опора на данные принципы и использование перечисленных методов и подходов в исследовании позволили автору решить поставленные задачи.

Эмпирическую базу исследования составили: анализ основных документов, регламентирующих деятельность по информационному противоборству, морально-психологическому обеспечению в Вооруженных Силах РФ, контент-анализ материалов периодической печати; статисти^ ческая информация, опубликованная в открытой печати; данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Социологического центра Вооруженных Сил РФ по проблемам обеспечения военной службы; статистическая информация по проблемам национальной и военной безопасности РФ; результаты конкретных социологиче-

ских и военно-социологических исследований, выполненных Отделом военно-социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ.

Автор опирался и на личный опыт практической деятельности в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации.

Информационное противоборство как социальное явление

Приступая к анализу информационного противоборства как социального явления и одновременно объекта исследования, следует отметить, что Запад, Восток и Россия являются самостоятельными культурно-историческими типами, цивилизациями, отличающимися друг от друга системами своих национальных ценностей и интересов. В силу того, что национальные интересы Запада, Востока (а также входящих в них государств) и России могут не совпадать и пересекаться, между ними периодически возникают противоречия. Более того, эти противоречия формируют определенные опасности и угрозы для различных цивилизаций и входящих в них государств, чреватых столкновением их экономических, политических, социальных, духовных, информационных и других национальных интересов, которые с определенной вероятностью могут привести к вооруженным конфликтами и даже войнам, о чем свидетельствует весь опыт мировой истории.

Можно констатировать, что в современных условиях субъектами информационного противоборства ведется непрерывное информационное воздействие на духовную сферу России, нравственное состояние общества и армии, при этом оно постоянно усиливается, приобретая характер информационной войны. Используя открытость информационного пространства России в современных условиях, на это направлены глобальная информационная сеть - Интернет, деятельность СМИ, особенно электронных, пресса, существующая в странах НАТО система информационного влияния и т.п. на личный состав армии и флота.

Это обстоятельство актуализирует проблему обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в современных условиях, тем более что в стране создается ее новая интерпретация, применительно к новой внешнеполитической и внутриполитической обстановке. Начнем анализ с выяснения методологии исследования проблемы. В философии существует множество методологических подходов и научных парадигм исследования общества и сфер его жизнедеятельности, например, диалектико-материалистический, логическо-гносеологический, формационный, цивилизационно-технологический, социокультурный и т.п. Каждый из этих подходов решает свои специфические задачи, дополняя друг друга, что дает наиболее полную картину развития общества, как в целом, так и его сфер, в том числе и информационной, к которой принадлежит проблема информационного противоборства.

В связи с этим необходимо определить методологические основы анализа информационного противоборства как социального явления и объекта исследования, подходы к определению его основных параметров, характеристик, которые обусловливаются спецификой объекта и предмета исследования, его временных рамок и решаемых задач. Целесообразно выделить те методологические положения, которые будут использованы при анализе информационного противоборства как объекта исследования.

Изучение любого предмета, процесса, явления и, особенно такого сложного духовного образования, каким является информационное противоборство в рамках одной научной парадигмы показывает его сквозь призму лишь одного (возможно очень существенного) методологического подхода и, к сожалению, дает его несколько одностороннюю картину.

Это требует формулирования адекватной методологии анализа общественных явлений и тенденций их развития в новых исторических условиях. Представляется, что основой исследования информационного противоборства могут выступать основные принципы методологии целостного анализа. Методология целостного исследования общественных явлений, и духовно-информационных в том числе, в начале XXI века обусловлена новым этапом его развития. Он заключается в том, что человечество, перед лицом встающих перед ним проблем и противоречий все больше начинает осознавать себя как единая целостность. А это предполагает целостно рассматривать не только средства и методы исследования, но и объект, и субъект познавательной деятельности, учитывать всю совокупность условий, уровень развития общества, науки, переживаемую эпоху.

Совершенно очевидно, что информационное противоборство как социальное явление и объект исследования представляет собой сложное социальное явление, обусловленное закономерностями разного уровня и природы. Каждый «срез» его анализа подчиняется своим специфическим законам. Представляется, что если использовать все подходы в комплексе, то возможно в большей степени получить целостное представление об информационном противоборстве и движущих силах его развития. То есть, анализируя реальное состояние информационного противоборства можно показать, какую роль в нем как явлении играют материальный, духовный, технологический и другие факторы.

В исследовании информационного противоборства и морального духа армии, реализуя принцип восхождения от абстрактного к конкретному, целесообразно использовать основные принципы методологии целостного анализа общественных явлений, предложенного В.М. Чугуновым1.

Во-первых, принципа целостного анализа информационного противоборства и морального духа армии. Принцип целостности предполагает подходить к анализу информационного противоборства и морального духа армии как к целому, то есть в органическом единстве их сторон и характеристик. Целостность предусматривает определенную системность, иерархичность рассматриваемых явлений, предметов, процессов, их основных сфер и элементов.

В основе идеи целостности общественных явлений, информационного противоборства и морального духа армии в том числе, лежит какой-либо системообразующий фактор (материальный, духовный, технологический и др.

Принцип целостности предполагает учет следующих требований (положений): 1) завершенность содержания общественных явлений (органическое единство материального и духовного); 2) функционирование и развитие общественных явлений в соответствии с определенной целью (например, применительно к обществу — движение к демократии и правовому государству, гражданскому обществу в России; к процветанию и «обществу всеобщего благоденствия» в рамках либерально-демократического идеала; доминирования той или иной религиозной идеи в рамках теократического идеала); 3) в использовании всей совокупности методологических подходов исследования (диалектико-материалистического, формационного, социокультурного, цивилизационно-технологического и т.п.), их диалектического сочетания.

То есть, принцип целостности требует учета не только всех структурных компонентов информационного противоборства и морального духа российской армии: субъектов, объектов, элементов, но и связей и отношений между ними, уровней, сторон, идей, теорий, взглядов и др.

Во-вторых, принципа методологического плюрализма, суть которого заключается в том, что для всестороннего исследования информационного противоборства и морального духа российской армии, ввиду их сложности и специфичности, требуется комплексное применение различных методологических подходов. Поскольку ни один из них не в состоянии самостоятельно раскрыть такие сложные явления в их многообразии.

Так, например, при изучении информационного противоборства как общественного явления и морального духа армии как объекта информационного противоборства, в современных условиях можно использовать и диалектико-материалистический, формационный, цивилизационно-технологический, социокультурный подходы, каждый из которых, как представляется, раскрывает какую-то одну (или несколько) существенную сторону предмета исследования.

В-третьих, «принципа дополнительности»1, главный смысл которого можно свести к следующему: в силу того, что одна (любая) методологическая парадигма не в состоянии раскрыть и описать все стороны рассматриваемого явления, предмета, процесса целесообразно для более достоверного и адекватного анализа проблемы использовать несколько методологических подходов. Каждый методологический подход (диалектико-материалистический, формационный, цивилизационно-технологический, социокультурный и др.) решает свои специфические задачи, дополняет друг друга и дает более полную картину развития морального духа армии как объекта информационного противоборства, как в целом, так и разных его сторон и характеристик.

Представляется, что в современных условиях решать вопрос применения либо того, либо иного методологического подхода по схеме «или - или» не отвечает, прежде всего, требованиям диалектического метода познания и реалиям сегодняшнего дня. Задача, на наш взгляд, должна сводиться к использованию различных методологических парадигм по схеме «и - и» в целях наиболее адекватного понимания такого сложного и специфичного «организма» как общество, различных его сфер вообще, и информационной в частности. Очевидно, что невозможно решить комплексную проблему исследования морального духа армии как объекта информационного противоборства, базируясь только на одной методологической парадигме. Каждый из методологических подходов (диалек-тико-материалистический, формационный, цивилизационно-технологический, социокультурный и др.) обладает определенными возможностями для решения тех или иных задач исследования. Применяя «принцип дополнительности» в рассмотрении морального духа армии как объекта информационного противоборства, мы как бы «расширяем» методологическую основу анализа, преодолевая односторонность каждого из подходов, и целостно используем возможности диалектико-материалистического, формационного, цивилизационного и социокультурного подходов в обогащении друг друга и успешного решения поставленной задачи.

Сущность, структура и функции морального духа российской армии как объекта информационного противоборства

Анализ морального духа российской армии в условиях информационного противоборства целесообразно начать с рассмотрения базовой для исследования категории «духовность». Это предполагает учет её трактовки в разных философских системах, отражающих различные типы культурно-исторического (цивилизационного) развития, и требует использования результатов социокультурного анализа развития цивилизаций Запада, Востока и России.

Чтобы рассмотреть понятие «духовность» в рамках данного подхода произведём анализ родового понятия «дух». В Большой советской энциклопедии под духом понимается «философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала»1.

Философская энциклопедия определяет дух в качестве «совокупности средоточия всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и, в конце концов, для ее переделывания. Дух не есть только простая совокупность функций сознания, что делало бы его пассивным орудием, но он - активно действующая сила человека. Дух возникает только как явление вторичное в сравнении с действительностью, воздействуя, однако на нее и через общественную практику переделывая ее, без чего невозможна и сама история»2.

Новейший философский словарь определяет дух в широком смысле слова как понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление». Представители различных течений домарксовской философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивид), абсолютизация которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности которого ведет к объективному идеализму.

Античная философия рассматривала дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшей формой деятельности духа является мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения близка религиозной идеологии, согласно которой дух - бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители немецкого классического идеализма подчеркивали активность духа, рассматривая его прежде всего с точки зрения деятельности самосознания. Так, Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности. Материалистическая философия рассматривает дух как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты XVII - XVIII вв. (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом -как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то существующем независимо от материи.

Духовное есть функция высокоорганизованной материи, результат материальной, общественно-исторической практики людей. Духовная жизнь общества - общественное сознание - выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие и практическую деятельность человека .

Представляется, что в самом общем виде в рамках диалектико-материалистического подхода понятие «дух» следует понимать в двух значениях:

1. Дух как совокупность, средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, сконцентрированных в единой индивидуальности, как средство социальной ориентации в окружающей действительности и активно действующая сила человека.

2. Дух как внутреннее состояние, духовные силы коллектива, социальной группы, класса, нации, народа1.

Сжатая характеристика исходного понятия «дух» позволяет нам в рамках рассматриваемого подхода проанализировать определение «духовности». Так, словарь по психологии трактует духовность следующим образом: «Духовность» с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других»2. Словарь русского языка определяет духовность как духовную, интеллектуальную природу, сущность человека, противополагаемую его физической, телесной сущности3. Но данные определения, как представляется, не раскрывают в полном объеме содержательную сторону понятия духа и духовности.

Анализируя категорию «духовность», следует отметить, что она является достаточно сложным понятием и трактуется не однозначно.

Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии, где связывалось с действием самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции «творения» и определения судеб мира и человека. В других философских школах и направлениях оно не столь распространено и не нашло своего места как в сфере понятий, характеризующих сферу идеального, сознания, рациональности, разума, так и в сфере культурного бытия человека.

Исходя из методологии социокультурного анализа, целесообразно согласиться с точкой зрения, что Запад, Восток и Россия являются самостоятельными цивилизациями или культурно-историческими типами, с присущими только им различными национальными ценностями, в том числе и духовными, которые и обусловливают разные философские традиции и типы мышления и, следовательно, разное понимание духовности и морального духа армии1.

Во-первых, следует согласиться с точкой зрения, что в самом общем философском смысле духовность включает в себя три основных начала — познавательное, нравственное и эстетическое. Этим трем способностям человека соответствуют три основные сферы духовной деятельности, созидающие научное знание и философию, нравственность и искусство, которым, в свою очередь, соответствуют высшие духовные ценности: истина, добро и красота2. Все это необходимо учитывать при анализе сущности и содержания морального духа российской армии.

Во-вторых, культурно-антропологический аспект рассмотрения проблемы позволяет констатировать, что духовность шире по объему и богаче по содержанию того, что связано с рациональным знанием, культурой переживаний и чувственно-волевым освоением мира человеком. Духовность связана, прежде всего, с такими ценностями и идеалами, на основе которых решаются смысло-образующие, смысложизненные проблемы, выражающиеся для каждого человека, социальной группы, слоя, класса, нации, всего общества в системе вечных вопросов человеческого бытия, что также должно послужить одним из оснований анализа морального духа армии как объекта информационного противоборства.

В-третьих, главным в духовности выступает не обретение разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность - есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовность позволяет соотнести, прежде всего, свои действия и ценности с нравственными и эстетическими критериями неличностного характера1.

В-четвертых, духовность всегда связана с гуманистическими идеями, центром которых было отношение человека не только к себе, но и к другим людям. В духовности, одним из основных является вопрос, чем для меня является другой человек - целью или средством, какова ценность его жизни, чести и достоинства.

В-пятых, духовность следует рассматривать как высшую форму социального отражения действительности, выражающую степень самоосознания и самореализации духовного мира личности как целостности2.

Другими словами говоря, духовность можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле духовность охватывает все основные сферы духовной жизни общества, формы общественного сознания, способы воспроизводства духовных ценностей. Следовательно, духовность можно определить как совокупность научных, философских, нравственных и эстетических знаний, ценностей, идеалов, а также способов и форм их создания.

В узком смысле слова под духовностью понимаются только те знания, идеалы и ценности, которые создают смыслобразующую, смысложизненную составляющую бытия индивида, социальной группы, слоя, класса, нации, народа.

Формирование морального духа российской армии в условиях информационного противоборства

Основываясь на анализе сущности и содержания морального духа российской армии как объекта информационного противоборства, изложенном ранее можно определить основные направления его формирования и защиты.

Формирование морального духа российской армии в условиях информационного противоборства можно представить на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности воина.

Рассматривая формирование морального духа российской армии как объекта информационного противоборства на уровне общества целесообразно учитывать следующее: необходимо кратко проанализировать современную ситуацию в духовной сфере российского общества в условиях информационного противоборства; выделить систему объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс формирования морального духа российской армии, т.е. воздействия на него экономики, политики, социальной сферы, науки, информационного противоборства и др.; важно рассмотреть формирование морального духа российской армии в духовной сфере; нельзя «отрывать» проблему формирования морального духа российской армии от уровня саморегуляции и духовного мира личности воина; чрезвычайно важно учесть противоречия и тенденции формирования морального духа российской армии в условиях информационного противоборства; необходимо также проанализировать роль новых ценностей и антиценностей, пропагандируемых в средствах массовой информации (особенно электронных) в связи с реформами в стране и их соотнесенность с традиционными отечественными общенациональными ценностями, в первую очередь духовными.

Применение методологии функционально-деятельностного подхода на каждом из трех уровней социальной детерминации предполагает определение на каждом из них субъекта формирования и защиты морального духа армии, объекта и отношений между ними. Важно учесть, что каждый из элементов динамической структуры морального духа российской армии в условиях информационного противоборства, выражается через конкретные характеристики объективной и субъективной реальности, принимает конкретные формы. Представляется, что формирование и защита морального духа армии не может происходить изолированно, т.е. только в духовной сфере, без влияния на этот процесс экономики, политики, социальной сферы, науки, информационного противоборства. Это предполагает выделение наряду с собственно духовными элементами формирования морального духа армии определение и других характеристик объективной реальности, которые принимают вполне конкретные формы проявления.

Так, на уровне общества субъектом формирования и защиты морального духа армии является само государство, выступающее в виде органов исполнительной (Президент, Правительство, Совет национальной безопасности, руководство Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел), законодательной (Государственная Дума, Федеральное собрание) и судебной (система судов Российской Федерации и органов прокуратуры) власти.

Объектом воздействия органов государственной власти выступает сам моральный дух, а также экономика, социальная сфера, политика, наука, искусство и т.п.

Отношениями, возникающими в результате деятельности государства (субъекта) и его воздействия на моральный дух армии, прежде всего, являются политические, правовые, нравственные, научные, эстетические, религиозные, мировоззренческие и другие духовные отношения, а также вся совокупность общественных отношений, т.е. материально-экономических, социальных и других.

Итак, прежде чем приступить к непосредственному анализу формирования и защиты морального духа российской армии как объекта информационного противоборства, представляется целесообразным дать краткую характеристику сложившейся ситуации в духовной сфере жизни российского общества.

В настоящее время молодые люди, вырастающие в атмосфере всеобщей капитализации жизни, в том числе и в межличностных отношениях, призываются на военную службу. Многие приходят с опытом коммерческой, другие криминальной деятельности. Практически все они из одной ценностной среды попадают совершенно в другую, что не позволяет многим адаптироваться к условиям армейской службы. Отсюда возникают серьезные противоречия между сущим и должным, с представлениями о службе с одной стороны и реальностью с другой. В сознании военнослужащего возникают противоречия между ценностями социальной действительности и требованиями воинской деятельности, между устоявшимися социальными качествами гражданского человека и военнослужащего. Как утверждал в свое время Н. Данилевский, «... высшей ценностью служебной деятельности не может быть социальная значимость действующего субъекта. Напротив, эта деятельность выполняется тем лучше, чем более самоумаляет себя человек во имя служебного долга. В идеале служащий должен быть готов принести себя в жертву»1. Но переход к рыночной экономике в обществе требует иных инструментальных ценностей, делая акцент не на общественной, а индивидуальной значимости.

В такой обстановке формируются и проявляются такие мотивы и нравственные качества, как устойчивое стремление к наживе, легкой жизни, рвачество, неразборчивость в средствах достижения личных целей. Жажда обогащения, попрание традиционных ценностей российской культуры, моральных норм и правил поведения. Легко представить, какие ценности будут исповедовать эти молодые люди, приходя на службу в армию.

Экономическая реформа в целом поддерживается военнослужащими как необходимая для общества и Вооруженных сил. Но поддерживается непоследовательно из-за неудовлетворительной отдачи тех преобразований и мероприятий, которые осуществляются в социально-экономической области, огромного разрыва между теоретическим обоснованием реформы и ее практической реализацией, вследствие затягивания неотложных мер по стабилизации экономики и отсутствия четкого механизма реализации законодательных актов и экономических решений.

В настоящее время, когда старый хозяйственный механизм демонтирован, а новый пока работает с перебоями, общество переживает кризис в становлении устойчивой системы ценностей. Налицо разбалансированность потребительского рынка и финансов, острота жилищной проблемы, коррупция, рост теневой экономики и ряд других факторов1.

Проблемы, просчеты и противоречия в экономической сфере, начавшийся мировой экономический кризис болезненно отражаются на состоянии Вооруженных Сил. Отсутствие должного финансирования воинской деятельности порождает ряд негативных последствий социального и духовного характера. Боевая подготовка войск осуществляется не в полном объеме из-за нехватки денег, что ведет: во-первых, к снижению уровня подготовки специалиста; во-вторых, отсутствию слаженности частей и подразделений; в-третьих, непониманию своего предназначения как защитника отечества; в-четвертых, снижению самооценки, ответственности военнослужащего; в-пятых, разочарованию в воинской службе, увольнению из рядов ВС. Эту цепь причинно-следственных связей можно и дальше продолжить, но не будем этого делать по причине достаточности основания и очевидности того, насколько тесно взаимосвязаны все сферы жизни общества и отражаются на состоянии воинской деятельности.

В настоящее время наиболее тяжело военнослужащие переживают не столько материально-бытовую неустроенность, а невозможность реализовать себя в военной сфере деятельности. Присущие воинской деятельности традиционные для российского культурно-исторического типа модусы социальной значимости, как романтика службы, воспитание воли, силы, проявление мужества, храбрости, смелости, взаимопомощи принижены и невостребованы. Поэтому многие молодые люди стараются избежать воинской службы, мотивируя это тремя моментами: а) низким уровнем материального стимулирования, б) невозможностью реализовать себя в условиях воинской деятельности и в) отсутствием полноценных социальных гарантий для службы и отдыха.

Переход к рынку методом «шоковой терапии» с начала 1992 года заметно сказался на снижении жизненного уровня военнослужащих. Отсутствие достаточных финансовых средств вынуждала военнослужащих искать дополнительные финансовые доходы. Проведенные опросы показывают, что около 30 % офицеров постоянно или эпизодически подрабатывает, около 50 % хотели бы этим заняться, но не имеют возможности, лишь 20 % категорически против подработок во внеслужебное время1. Создается ситуация, при которой военнослужащие, иные руководители вынуждены брать на себя функции вспомогательного персонала. Это не только экономически невыгодно, но и морально не оправдано, так как порождает деквалификацию военнослужащих как профессионалов, сопровождающуюся падением престижа воинской службы, ослабляет чувство ответственности. Происходит девальвация и утрата таких ценностей военной службы, как долг, честь, достоинство, дисциплинированность и др. Не всегда используются и достойные средства реализации личных материальных целей, страдают интересы воинской службы. Возникает противоречие между необходимостью выполнения воинского долга и материалистическим стилем мышления многих военнослужащих. Причем одно исключает другое практически полностью.

Похожие диссертации на Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства : социально-философский анализ