Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Федун Леонид Арнольдович

Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства
<
Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федун Леонид Арнольдович. Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства : ил РГБ ОД 61:85-9/551

Содержание к диссертации

Введение

1. Харшстерные черты и особенности общественного мнения воинов армии общенародного государства с. 15- 58

2. Место и роль, общественного мнения воинов в структуре морального духа армии общенародного государства с. 59- 90

3. Социальные функции общественного мнения воинов в укреплении морального духа социалистической армии с. 91-123

4. Некоторые вопросы изучения, формирования и прогнозирования общественного мнения воинов как фактора укрепления морального духа армии общенародного государства с. 124-164

Заключение.. с. 165-171

Список основной использованной литературы с. 172-194

Харшстерные черты и особенности общественного мнения воинов армии общенародного государства

Общественное мнение издавна привлекает внимание ученых, политиков, военачальников. Дальновидные государственные деятели, выдающиеся полководцы во все времена пытались заручиться поддержкой общественного мнения, использовать его силу для осуществления своих планов.

Обычное мнение представляет собой суждение, в котором человек выражает свою оценку заинтересовавшего предмета, то есть мнение - это оценочное суждение. Оценочное суждение, вынесенное большой группой людей, называется общественным мнением.

Общественное мнение как явление духовной жизни возникло с зарождением человеческого общества. Сила влияния общественного мнения, его активное воздействие на поведение людей еще неосознанно, стихийно использовалось человеком уже на ранних этапах развития цивилизации. "Родовой строй, - отмечал Ф.Энгельс, - вырос из общества, не знающего никаких внутренних противоположностей и был приспособлен только к нему. У него не было никаких других средств принуждения кроме общественного мнения" .

По мере развития общества, с появлением антагонистических классов, значение общественного мнения как средства социального принуждения ослабевало. Но даже уступив первую позицию государственно-правовому регулированию, оно все же осталось мощной духовной силой, влияющей на поведение миллионов людей.

Много великих умов человечества, начиная с Аристотеля, пыталось объяснить феномен общественного мнения, его способность пове-іЛ Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.168. левать поступками масс. Но несмотря на то, что в работах Д.Локка, Г.Гегеля, Ф.Вольтера, К.Гельвеция, Ж.Мелье, Сен-Симона, Н.Г.Чернышевского и многих других мыслителей содержатся ценные наблюдения и мысли, касающиеся отдельных сторон рассматриваемого явления, они были не в состоянии правильно объяснить его природу, раскрыть его содержание. Д.Локк, например, видел в общественном мнении только силу, поддерживающую моральные нормы поведения, сложившиеся в обществе. "Мерилом того, что везде называется и считается "добродетелью" и "пороком", - писал он, - является то одобрение или нерасположение, восхваление или порицание, которое устанавливается в различных человеческих обществах" .

Гегель, посвятивший проблеме общественного мнения несколько параграфов своего труда "Философия права", рассматривает его как "неорганический способ обнаружения того, чего хочет народ и чтоо/он думает" .

Узкое понимание сущности общественного мнения, в основном, как формы проявления морального либо политического или правового сознания было характерно и для большинства других буржуазных исследователей. Так, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона общественное мнение определяется как "одна из сил, действующих на правительство, а также на отдельных лиц, не будучи в то же время властью" .

Однако подобное ограничение сферы проявления общественного мнения не позволяло правильно объяснить его природу, понять особенности его духовной силы. Это происходило потому, что объект общественного мнения не может быть ограничен рамками какой-то од ной или даже нескольких форм общественного сознания. Ведь общественные суждения высказываются практически по всем вопросам: права, морали, политики, религии, науки, искусства и т.п.

Возрастание в процессе классовой борьбы силы и влияния общественного мнения трудящихся вызвало многочисленные попытки даже приписать этой силе неземное, божественное происхождение. Так, в конце ХУШ века широкое распространение получают выдвинутые теологами тезисы "глас народа - глас божий" и "мнения правят миром". С их помощью церковь пыталась выдавать силу мнения народных масс за проявление божественной воли. Вскоре эти тезисы были активно подхвачены идеологами стремящейся к власти буржуазии. Спекулируя на них, они пытались, как пытаются и сейчас, замаскировать капиталистическое господство, выставить буржуазное государство выразителем интересов всего населения. И в наши дни в США президенты прикрывают свои империалистические планы рассуждениями "о божественной воле американского народа".

Разоблачая лживый характер церковных тезисов в условиях царящего в обществе социального неравенства, французский просветитель К.Гельвеций писал, что "опыт доказывает нам... если мнение и правит миром, то в конечном счете сильные мира правят мнением. Тот, кто распределяет почести, богатства и наказания, всегда привязывает к себе множество людей. Это распределение покоряет ему умы, дает власть над душами"1 .

Гельвецию удалось правильно подметить, что "власть имущие" имеют самые широкие возможности воздействовать на формирование общественного мнения, навязывать массам свои классовые оценки I/. событий и фактов. Интересно, что сейчас, спустя двести лет, этого не понимают или не желают понять большинство буржуазных идеологов, пишущих о надклассово-объективном характере общественного мнения. Они преподносят существование в капиталистических странах многочисленных служб изучения мнений как проявление "истинной демократии", участия масс в государственном управлении. Однако подобные утверждения крайне далеки от реальной действительности. "В буржуазной демократии, - указывал В.И.Ленин, - капиталисты тысячами проделок, тем более искусных и верно действующих, чемразвитее чистая демократия - отталкивают массы от участия в управV лении, от свободы печати и собраний" .

Одной из таких"проделок" стали опросы и зондажи общественного мнения, проводящиеся практически во всех развитых капиталистических странах. "Правящий класс развитых капиталистических стран давно осознал, что регулярное и всестороннее исследование состояния сознания различных слоев населения дает ценную информацию для социально-политического маневрирования, для целенаправленного воздействия на разум и чувства людей" Выполняя классовый заказ буржуазии, западная социология направляет изучение общественного мнения не на раскрытие его природы и содержания, а на эмпирическое описание его внешних проявлений. Поэтому, несмотря на большой практический опыт исследований, их отличную техническую оснащенность, буржуазные социологи, как это явствует из книги одного из виднейших американских теоретиков Хэрвуда Чайлса, имеют слабую теоретическую яс ность изучаемого ими явления, природа общественного мнения остается скрытой от исследователей Л

Это и неудивительно, ведь подлинно научная разработка проблем общественного мнения может быть осуществлена только с позиций марксистской методологии. Именно марксизм-ленинизм указал на материальные основы существования сознания вообще и его специфического проявления - общественного мнения в частности. "Даже туманные образования в мозгу людей, - подчеркивали основоположники марксизма, - и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными

Указание классиков марксизма-ленинизма о зависимости сознания людей от их общественного бытия служит важнейшим методологическим принципом при изучении природы общественного мнения и дает основание считать, что суждения людей являются производными от условий их жизнедеятельности, от социально-экономических основ общества.

Материальная обусловленность общественного мнения порождает его тесную зависимость от характера общественного производства и распределения. Поэтому антагонизм эксплуататорских обществ находит, свое отражение и в общественном мнении. "Мысли господствующего класса, - отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии", - являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и господствующая духов I/. См.: Chi Ids Harvvood L. Pi/blic Opinion: Nature, Formation and Role.- Princeton,

Место и роль, общественного мнения воинов в структуре морального духа армии общенародного государства

Успех в любой человеческой деятельности, в том числе и военной, во многом определяется духовными возможностями людей решать поставленные задачи. История войн наглядно показала, что ход и исход вооруженной борьбы в значительной степени зависит от соотношения духовных сил воюющих сторон. "Во всякой войне, - учил В.И.Ленин, - победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь" .

В современных условиях ведения войны зависимость боеспособности армии и флота от состояния духовных сил личного состава значительно усиливается. Это объясняется тесной взаимосвязью всех элементов боевой мощи вооруженных сил, обуславливающей необходимость сознательного, активного использования постоянно растущих материальных средств ведения войны в любой обстановке.

Проблемы влияния духовных сил армии и народа на ход и исход современной войны являются предметом исследования для целого ряда советских ученых2 . для обозначения духовных сил народных масс исследователями употребляются различные понятия /духовный фактор, моральный фактор, моральный дух, нравственные силы и т.д./. Хотя эти понятия по своему содержанию не являются полностью идентичными, смысл, который в них вкладывается, примерно одинаков.

Исторически сложилось так, что духовные силы личного состава армии называют моральным духом. Моральный дух воинов является важнейшим фактором, который определяет характер и интенсивность их боевой деятельности и в значительной степени влияет на ход и исход войны.

Моральный дух воинов, характеризующий духовную готовность военнослужащих к вооруженной борьбе, их решимость перенести самые суровые испытания ради достижения поставленных целей, определяется тем, какие идеи, теории, взгляды, представления господствуют в общественном сознании; как личный состав армии относится к выполнению боевых задач. Исходя из этого, советские исследователи рассматривают моральный дух армии как специфическое проявление общественного сознания Л

Моральный дух, как проявление общественного сознания, тесно зависит от материальных условий жизни людей, от социально-политического строя общества. Поэтому моральный дух всегда носит классовый и конкретно-исторический характер. Б современный период соответственно двум основным историческим типам армии необходимо выделять два типа морального духа - социалистический и капиталистический.

В моральном духе социалистической армии определяющим является идеологический компонент - марксизм-ленинизм, который "представляет собой мощное оружие классовой борьбы, огромную общественно-преобразующую силу"2 . Сила марксизма-ленинизма состоит и в том, что будучи научным мировоззрением, это учение позволяет объективно, с четких классовых позиций оценивать происходящее, видеть историчес кую перспективу, осознанно решать различные, в том числе и боевые задачи. Благодаря этому моральный дух социалистической армии отличается высоким уровнем сознательного и инициативного отношения личного состава к выполнению поставленных задач, по сравнению с моральным духом капиталистической армии, в котором доминируют лже-научные теории.

"Без инициативного, сознательного солдата и матроса, - отмечал В.И.Ленин, - невозможен успех в современной войне" . Но сознательность и инициатива характеризуют деятельность личного состава только тогда, подчеркивал он, когда массы осознают цели войны, когда они кровно заинтересованы в достижении победы над врагом.

В условиях буржуазного общества, где социальные интересы правящего и угнетенного классов противоположны, не может идти и речи о сознательном выполнении личным составом армии боевых задач в ходе агрессивной, антинародной войны. Поэтому правящая верхушка вынуждена прибегать к подкупу, создавая армию наемников -"ландскнехтов", старается всячески обмануть, идеологически одурманить массы. Используя изощренную систему лжи и демагогии, империализму удается сравнительно успешно поддерживать высокий дух солдат в ходе непродолжительных агрессивных войн против слабых в военном отношении государств /например, Гренады или Аргентины/. Однако даже буржуазные исследователи вынуждены признать, что "поддержка обществом военных действий уменьшается по мере роста стоимости и длительности войны" .

Как показывает история, империалистическая армия, в конечном счете, не отличается ни сознательностью, ни высоким моральным духом.То и другое имеет предел, ограниченный притягательностью материального вознаграждения или степенью духовного одурманивания. "Для всех стран есть предел, - подчеркивал В.И.Ленин. - Для различных стран разный предел, но - предел, дальше которого вести войну, ради интересов капиталистов, нельзя" .

Не желая признать, что низкий уровень морального духа солдат империалистической армии является следствием расхождения их личных интересов с агрессивными целями войны, буржуазные социологи пытаются угладить роль политического сознания, всячески превозносят значение эмоционально-волевых стимулов поведения. "Под моральным духом, - говорится, например, в "Справочнике офицера" американской армии, - имеется в виду степень уверенности, храбрости, рвения и тому подобных качеств, которыми обладают войска идругие группы людей, выполняющие общее дело" .

В отличие от морального духа буржуазного войска, моральный дух социалистической армии поистине беспределен. Армия, защищающая интересы народа, черпает духовные силы из всего общества, неразделенного классовыми противоречиями. Каждый воин социалистической армии осознает, за что и почему он воюет. Член нового, социалистического общества в случае войны, писал Ф.Энгельс, "должен защищать действительное Отечество, действительный очаг, что он, следовательно, будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, схрабростью, перед которыми должна разлететься, как солома, Механистческая выучка современной армии . История социализма полностьюподтвердила это гениальное предвидение.

Моральный дух социалистической армии, как специфическое проявление общественного сознания, облачает сложной внутренней структурой. Для того, чтобы определить место, рзль и силу обратного влияния составляющих моральный дух идей, теорий, взглядов на деятельность воинов, его структуру необходимо рассматривать с точек зрения гносеологического и социологического подходов. При этом, однако, гносеологический и социологический подходы нельзя разделять, а тем более противопоставлять друг другу, так как с их помощью "изучаются лишь разные стороны одного и того же явления, в котором сами з/ги стороны теснейшим образом увязаны между собой .

"Общественное сознание отражает общественное бытие - вот вчем состоит учение Маркса" - подчеркивал В.И.Ленин. Исходя из этого при гносеологическом подходе главное внимание обращается на характер и способ отражения в общественном сознании материального мира, на то, каким образом возникают идеи, теории, взгляды, представления под воздействием окружающей действительности.

"Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" . Поэтому в, рамках социологического подхода изучается обратный процесс реализации содержащихся в общественном сознании идей, взглядов, представлений в жизнь через деятельность народных

Социальные функции общественного мнения воинов в укреплении морального духа социалистической армии

Под функцией в марксистской социологии понимается "роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей системы более высокого уровня организации . В настоящее время советскими исследователями определены функции общественного. мнения по отношению ко многим важнейшим социальнысл институтам. Так, М.К.Горшков выделил одиннадцать функций общественного мнения относительно общественной жизни развитого социалистического общества, Р.А.Сафаров-три функции общественного мнения в системе советской демократии, А. А.Тарасенко- четыре, по отношению к поведению личности , Из военных исследователей этой проблемой занимались IQ.fi. Минаев, определивший четыре функции общественного мнения по его влиянию на психологию воинского коллектива, и ВЛІ.Шестаков, выделивший одиннадцать фушщий общественного мнения в системе управле ния воинским коллективом . Вместе с тем все еще не решен вопрос определения и классификации функций общественного мнения воинов по отношению к моральному духу армии, разработка которого имеет важное практическое и теоретическое значение.

В данном исследовании нас интересует роль, которую выполняет общественное мнение воинов в укреплении морального духа армии. Поэтому в основу наших представлений о функциональном назначении общественного мнения воинов был положен, принцип "основных направлений влияния" этого явления на состояние духовных сил личного состава.

На наш взгляд, говорить о функциях общественного мнения в укреплении морального духа мода о только применительно к армии социалистического типа. Конечно, влияние общественного мнения сказывается и в империалистических армиях. Но поскольку капиталистическое общество расколото антагонистическими противоречиями, а социальные интересы руководства армии и рядового состава различны, то объективное общественное мнение, выражающее классовые интересы трудящихся, является не фактором укрепления, а наоборот, фактором подрыва морального духа. Поэтому правящий класс, его идеологический аппарат стараются всячески исказить, приглушить голос солдатских масс, придать ему антиобщественную направленность. "Сила, по буржуазному представлению, - писал В.И.Ленин, - это тогда, когда массы идут слепо на бойню, повинуясь указке империалистических правительств. Буржуазия только тогда признает государство сильньм, когда оно может всей мощью прані те льет венного аппарата бросить массы туда, куда хотят буржуазные правители. Наше понятие о силе иное. По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно". В этих словах В.И.Ленина ярко показано коренное различие в использовании общественного мнения двумя социальными системами. признак слабости государства и армии. В социалистическом обществе - залог их несокрушимой мощи.

Еа осмотрим подробнее функции общественного мнения воинов, непосредственно связанные с укреплением морального духа вооруженных сил общенародного государства.Основное влияние на укрепление морального духа армии общественное мнение воинов оказывает тем, что оно выступает регулятором поведения воинов как в масштабе вооруженных сил, так и отдельного воинского коллектива.

Разумеется, характер поведения воинов определяется многими факторами и выделить здесь степень участия общественного мнения в "чистом виде" чрезвычайно сложно. Однако, несомненно, роль общественного мнения в этом процессе достаточно велика. Так, общественное мнение, отмечает М.П.Коробейников, оказывает влияние на поведение воинов даже в сложной обстановке на поле боя. Механизм регулятивной функции общественного мнения основывается на принципе коллективного воздействия на личность, в результате которого воин подчиняет свое поведение общественным требованиям.

Причины эффективности регулирующего воздействия общественного мнения воинов коренятся в прігроде духовного общения, рассматриваемого в единстве его социально-праістической и духовной сторон. Общение является необходимым и всеобщим условием формирования и развития так общества, так и отдельной личности. "Индивиды всегда и при всех обстоятельствах, - указывали основоположники марксизма, "доходили из себя", но так как они не были единственны в том смысле, чтобы не нуждаться ни в какой связи друг с другом, - ибо их потребности, т.е. их природа и способ удовлетворения, связывали их друг с другом, - то им необходима было вступать во взаимоотношения друг с другом".- Поэтому человек всегда находится под-давлением "настоятельной необходимости общения с другими людьми . ;

Роль общения в функционировании регулирувдих механизмов общественного мнения чрезвычайно высока. В процессе общения осуществляется взаимовлияние и взаимодействие воинов, выявляется общность их взглядов, мнений, необходимая для совместной деятельности. "Стремление удовлетворить потребность в общении, стремление ксовместной деятельности выражается в однотипности поступков и действий, в желании быть таким же как и все, то есть равным со всеми". Находясь в постоянной связи с другими лвдьми, воин не может руководствоваться лишь своими интересами, он вынужден их соизмерять с желаниями и побуждениями окружающих.

Общение выполняет и другую важную роль. Оно снимает у воинов психическое напряжение, дает возможность для самоутверждения. Поэтому изоляция от общения или тем более негативное отношение окружающих самым серьезным образом сказывается на душевном самочувствии личности. В этой связи нельзя не согласиться с английским философом Дж.Локком, который отмечал, что никто "не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного отношениясвоих близких и тех, с кем он общается. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения . Бошу далеко не безразличен его статус в коллективе. Так, 86$ из опрошенных нами военнослужащих отметили, что предают большое значение мнению своих сослуживцев и только З/о считают, что мэ-гут его игнорировать. По результатам исследований В.И.Шестакова 81% военнослужащих считают себя более чувстштельшмі к негласному осуждению товарищами, чем к дисциплинарному взысканию. Одобрение сослуживцев, их хорошее отношение поддерживает у человека душевное равновесие, чувство собственного достоинства. Пренебрежение же общими интересами неизбежно сказывается на отношениях воина с коллективом. Игнорировать его требования, выражаемые общественным мнением, он не может без риска оказаться в изоляции. Стремясь поддерживать хорошие отношения со своими сослуживцами, воины, в большинстве случаев, действуют так, как предписывает мнение большинства. Таким образом, общественное мнение выступает важным элементом мотиващонно-побудительного процесса деятельности воинов.

Механизм духовного общения не всегда способен сам по себе эффективно управлять поведением военнослужащих. Во многих случаях он только подготавливает условия для ввода "специальных механизмов" регуляции, оказывающих непосредственное влияние на поведение воинов.

Некоторые вопросы изучения, формирования и прогнозирования общественного мнения воинов как фактора укрепления морального духа армии общенародного государства

На современном этапе развития социалистической арлии общественное мнение воинов прочно утвердилось как один из важнейших факторов всестороннего укрепления морального духа личного состава. Возрастающее влияние оценочных суждений большинства на поведение и деятельность воинов, на процесс их идейного воспитания обуславливает объективную необходимость использования силы общественности в целях укрепления воинской ДИСЦИПЛИНЫ, поддержания высокой готовности воинов к выполнению боевых задач.

Научная организация управления общественным мнением воинов предполагает систематическое, комплексное изучение оценочных суждений военнослужащих, объективное прогнозирование их возможной направленности и формирование, на основе полученных данных, мнений, способствующих укреплению морального духа войск.

Изучение общественного мнения является "центральным звеном", упустив которое невозможно организовать процесс управления.

Необходишсть систематического изучения общественного мнения предопределяется самой природой социалистического общества. "Если политическая власть в государстве, - писал В.И.Ленин, - находится в руках того класса, интересы коего совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воли большинства возможно . В Советском государстве, где интересы рабочего класса стали общенародными интересами, изучение и проведение в жизнь воли большинства выступает важной формой развития социалистической демократии, непременным уело виш деятельности органов государственной власти. Это положение зафиксировано в регла менте Верховного Совета СССР, где в статье 2-й говорится, что деятельность Верховного Совета СССР основывается на "широком привлечении граждан к управлению государственным! и общ ее таенными делами, постоянном учете общественного мнения". Объективная необходимость постоянного учета мнения воинов в полной мере проявляется и в армии общенародного государства, где изучеіше общественного мнения обязательно при решении целого ряда задач. Во-первых, знание общественного мнения воинов позволяет объективно определить реальное состояние морального духа армии, что дает возможность предвидеть общественное поведение и действиявоеннослужащих в боевой обстановке. Систематическое изучение общественного мнения помогает также военному руководителю "безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, ее действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности и сипу влияния тех или иных предрассудков и пережитков старины", что, по мнению В. И. Ленина, является обязательным уело ніш организации любого, в том числе и военного управления.

Во-вторых, зрелое общественное мнение - это проявление коллективного разума масс. Содержащиеся в нем оценки и предложения являются результатом переработки в коллективном сознании общественного опыта воинов, их знаний, убеждений. Поэтому оценочные суждения военнослужащих часто содержат в себе ценную социально-политическую информацию, использование которой помогает в решении многих проблем, возникающих в жизни армій.

Пример конструктивной реализации предложений народа показывал В.И.Ленин. Он постоянно обращался к трудящимся за советом иподдержкой. "У нас уже неоднократно принято, - отмечал В.И.Ленин, -обращаться к тем, кто, не являясь одищаяьньм представителем тех или иных государственных учреждений, (Тактически несет на себе громадную долю государственной работы". В со циапис тиче ской армян необходимость регулярного обращения к общественному мнению диктуется динамизмом происходящих в ней социальных процессов и возникающих в связи с этим противоречии, которые не могут быть разрешены без апелляции к сознанию воинов. В-третьих, изучение общественного мнения, как уже отмечалось, позволяет точно, даже в количественном выражении, определять эффе-ктивность идейно-пропагандистской работы с личным составом,

В-четвертых, общественное мнение, отражая реакцию воинов на то или иное политическое событие, характеризует отношение личного состава к происходящему. Вот почему изучение общественного мнения выступает как канал связи с солдатскими массами, позволяющий достоверно судить о степени поддержки или неодобрения воинами проводимых мероприятий.

Изучение общественного мнения всегда носит классовый характер и преследует определенные политические цели. В социалистической армии опросы общественного мнения служат интересам народа, ибо их главная цель состоит в совершенствовании боевого потещиала вооруженных сил, как организации, защищающей коренные общенародные интересы. В империалистической армии, по самой ее природе, исследования общественного мнения имеют антиобщественную направленность, так как про водятся они в целях манипуляции сознанием солдатских масс с тем, чтобы превратить последних в послушных исполнителей воли господствующего меньшинства.

Реакционная, антинародная сущность империалистической армии заставляла и заставляет буржуазных социологов скрывать свою классовую позицию под маской аполитичности, "беспартийности" социологических исследований. Вот как, например, уверял в "политической беспристрастности" своей службы изучения общественного мнения небезызвестный Джордж Гэллап: "Организации по опросу мнения лишь, констатируют факты. Их не касается, что делают с этими фактами в дальнейшем?. Однако хорошо известно, что служба Гэллапа, с момента ее создания, верно служила классовым интересам ее империалистических хозяев, способствовала идеологическому одурманиванию масс.

Главной целью буржуазии было и остается сохранение своего господства. Этому подчинено все и, в частности, всестороннее наращивание военной мощи. Помимо закупки все новых и новых средств вооружения, империалисты пытаются с помощью изощренных средств идеологического воздействия поднять моральный дух своего войска, привить у солдат ненависть ко всему прогрессивному. В арсенале средств идеологического одурманивания находятся и широко практикуемые во всех империалистических армиях опросы общественного мнения.

Интересно, что по признанию самих американских специалистов, именно военные цели послужили стимулом к развертыванию широких исследований общественного мнения. Потребность постоянно деркать сознание масс под контролем привело в США "к образованию союза между исследователями мнения, правительством и военной бюрократией. -пишет Г.Шиллер.- Ассоциации исследователей общественного мнения приобрели различные формы. Наиболее известные ассоциации установили прямые связи с вооруженными силами". Используя результаты опросов общественного мнения, руководство американской армии получило возможность быстро выявлять очаги

Похожие диссертации на Общественное мнение воинов как фактор укрепления морального духа армии общенародного государства