Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Шаколюкова, Валентина Дмитриевна

Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России
<
Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаколюкова, Валентина Дмитриевна Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Национальное самосознание в социально-философском осмыслении: его сущность, структура, функции 17-66

Раздел II. Воздействие национальных традиций на развитие межнациональных отношений 67-89

Раздел III. Влияние национально-этнических предрассудков на развитие межнациональных отношений 90-107

Раздел IV. Представления о противоречиях межнациональных отношений, кризисах и конфликтах как факторах развития межнациональных отношений в России начала XXI века 108-147

Заключение 148-159

Список источников и литературы 160-170

Введение к работе

Национальное самосознание как глубокое духовное явление, во многом определяющее различные социальные процессы, требует детального и всестороннего анализа и осмысления, так как в нем находят своё отражение все сильные и слабые стороны этноса, кризисные моменты и социальные болезни его, возникающие в обществе проблемы любого характера, включая экономические, политические и духовные. Проблемы межнациональных отношений, их специфических особенностей, несомненно, актуальны для нашего полиэтнического общества. Судя по опыту последних лет, именно эти проблемы в их переплетении с экономическими и политическими отношениями оказались в центре, как теоретического рассмотрения, так и практической политики.

Проявления национального самосознания могут вызывать, казалось бы, даже непредвиденные события в межнациональных отношениях, а, следовательно, в жизни всех наций Российской Федерации. Это дает основание полагать, что национальное самосознание без преувеличения является одним из факторов формирования и развития межнациональных отношений в постсоветской России и в случае возникновения необходимости изменения или преобразования таких отношений это нужно будет делать путем воздействия на национальное самосознание.

В последнее десятилетие XX века кардинальное изменение общественных, в том числе межнациональных отношений объясняется, в числе других причин, ростом национального самосознания и коренными преобразованиями в нем.

«Десять лет массовое сознание было ареной борьбы либерального принципа частного преуспевания и традиционалистических ценностных ориентации. Нас и сегодня еще насильно тянут в светлое завтра «царства разума», уговаривают вернуться в «золотой век» застоя. Но ведь

человечество выработало и другие общественные ориентиры, которые в принципе выводят массовое сознание за пределы и традиционного и индустриального общества».1

Положение, сложившееся в общественной жизни, далеко от идеала, в национальной сфере - тем более. В национальном самосознании народов, вступивших на путь преобразований, наблюдается патологический эгоизм, узость интересов, стремление к национальной изоляции, скрытая агрессия, что стало причиной конфликтности в современном российском обществе. «Анализ содержания массового сознания современного российского общества показывает, что здесь мы имеем дело с многообразием конкретного проявления конечного числа исторических типов общественного идеала. В условиях затянувшегося структурного кризиса реанимировались все сценарии общественного спасения, так или иначе сохранившиеся в истории общественной мысли и в массовом сознании россиян».

Анализ нынешней социально-политической ситуации показывает закономерность случившегося. Кризисные процессы в 1990-е годы затронули все стороны экономической и духовной жизни. Разрыв хозяйственных связей повлек за собой ещё большую национальную обособленность, волну взаимных межнациональных претензий и нареканий. Снижение жизненного материального уровня населения, обострение конфронтации между группировками политических сил сделали обстановку взрывоопасной. В сложившихся условиях не могло не измениться национальное самосознание народов, что и вызывает настоятельную потребность его изучения в новом, изменившемся, модифицированном виде (состоянии и формах проявления).

1 Туманов СВ. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. - М„ 2000. - с. 155.

2 Там же. - с. 170.

Содержание национального самосознания предопределяет осознание, осмысление интересов наций. Если они не будут соблюдаться, то, вряд ли можно ожидать урегулирования и нормализации межнациональных отношений. Здесь особую проблему представляет ориентация национального самосознания на суверенизацию как залог дальнейшего успешного развития. Однако, если суверенитет не соответствует истинным интересам нации, он не только не приносит пользу, но и причиняет вред, оборачиваясь против народа, его интересов. Непродуманная суверенизация обрывает налаженные межнациональные связи, усложняет контакты, разобщает. Словом, стремление к сохранению и развитию, закреплению самобытности может привести к тому, что нация оказывается за бортом цивилизации, начинает разлагаться, деградировать.

Поэтому, исключительно важно, чтобы этнос осознавал это, видел положительные и отрицательные стороны тех изменений, которые, якобы, несут только благо, реально оценивал перспективу. «...Без учета региональных и этнических особенностей в нашем многонациональном обществе социальные проблемы реально и всесторонне познать трудно. Одновременно в условиях урбанизации и научно-технической революции ...усиливалась потребность в социологическом рассмотрении этнических явлений и процессов...»1. В современной России «...этничность стала играть важнейшую роль как средство терапии от пережитых травм, как механизм политической мобилизации граждан, как орудие борьбы за власть и за доступ к ресурсам»2.

В связи с этим, далеко не второстепенное значение имеет осознание необходимости поддержания добрососедских отношений в Содружестве

' Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984.

-сб.

2 Социальные, экономические и политические проблемы развития Российской Федерации. //

Социологические исследования. - 1994. - № 6. - с. 71.

6 Независимых Государств, обеспечения всем нациям и народам равных прав и свобод, достойных условий для развития и поддержания их самобытности и индивидуальности с учетом их национальной психологии, особенностей проявления национального самосознания, так как «На основе этнического фактора образуются политические коалиции, продолжает строиться часть права и государственного устройства, осуществляется социально-культурная политика, а также происходят негативные явления, межгражданские распри и даже встречаются организованные формы насилия вплоть до этнических чисток, а также развиваются на массовом уровне нетерпимость и негативные стереотипы»1 (предрассудки).

В период демократических преобразований большое значение имеет осознание важности поиска путей национального возрождения, избавления от имеющихся национальных комплексов, отказа от слепого следования более успешным и развитым этносам, заискивание перед ними. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что истоки подавляющего большинства, если не всех социально-политических процессов, имеющих национальную окраску, исходят от национального самосознания этносов.

В этой ситуации актуальность темы исследования обуславливается тем, что изучение состояния и тенденций развития национального самосознания, как одного из фундаментальных вопросов социальной философии, в условиях социально-экономических и политических преобразований представляется весьма важным и необходимым. Во-первых, в виду его слабой разработанности в социологии и психологии, политологии и педагогике, в интересах тех лиц и институтов, чья область деятельности касается межнациональных отношений, а также из-за недостатка внимания, уделяемого в социально-философской и

'Социальные, экономические и политические проблемы развития Российской Федерации. // Социологические исследования. - 1994. - № 6. - с. 72.

политической литературе существенным проблемам межнациональных отношений, в той или иной степени определяемым национальным самосознанием.

Во-вторых, для решения межнациональных вопросов и проблем с учетом специфики национальной психологии и особенностей национального самосознания народов, этнических групп, межнациональных ареалов; актуальность темы мотивируется и необходимостью глубокого анализа современного этапа развития многонационального российского общества, характеризуемого особой кризисностью и конфликтностью, что объясняется, скорее всего, и определенными изменениями в национальном самосознании народов.

В-третьих, актуальность изучения российского менталитета и его определяющего компонента - национального самосознания продиктована необходимостью учета особенностей последнего при проведении общественно-политических и социально-экономических реформ и преобразований в современной России, так как уроки истории показывают, что многие важные реформы, проводимые в России в разное время, в том числе при смене общественно-экономических формаций, потерпели неудачу или были не закончены как раз по причине неучтенности специфики русского национального самосознания и национального самосознания других народов России.

В-четвертых, важно изучение национального самосознания ввиду того, что межнациональные отношения в России во многом определяются национальным положением и состоянием русского народа, стоящего у истоков создания Российского государства, заслуживающего такого же к себе внимания, как и другие нации и народности, и проблемы русских в сфере межнациональных отношений могут и должны занимать одно из центральных мест в национальной политике федеративного государства.

В-пятых, следует учитывать, что Россия представляет собой многонациональное государство, объединяющее более 150 уживающихся между собой народов, каждый из которых имеет свою специфику: язык, хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру, социально-профессиональную структуру, особую ментальность, но вместе с тем в постсоветской России существует и достаточное количество противоречий, что наиболее ярко находит свое выражение в нарастании межэтнических противоречий и конфликтов.

Растущее национальное самосознание сегодня оказывается организующей идеологической силой национально-экономических движений и организаций. В условиях же обострения социально-политических противоречий оно приобретает особенно действенные формы влияния, а своеобразные вспышки национализма сегодня становятся жесткой и объективной реальностью, а не каким-то лишь бытовым и случайным явлением. Ясно, что объективные основания для роста национализма не исчезли, просто изменились условия их проявления и воздействия.

Ведь в национальном самосознании находят отражение все социальные изменения и противоречия, свойственные современному обществу. А содержание национального самосознания определяется и всем прошлым развитием наций и народов, их внутренними и внешними, современными связями, наконец, их национальными интересами, в основе становления и активизации которых лежат, как всегда, проблемы социально-экономического и политического характера. Поэтому главной и решающей силой в национальном возрождении, в формировании конструктивного национального самосознания является социально-политическое устройство общества и государства, ведущиеся в интересах этого процесса социально-экономические преобразования.

Все отмеченное выше и побудило автора избрать данную тему как тему диссертации.

Степень разработанности проблемы в литературе темы: Специальных работ в социальной философии, касающихся национального самосознания как фактора развития межнациональных отношений немного; в постсоветской России данная тема также изучалась не часто.

Во второй половине XX века «осмысление данного феномена велось
зачастую в ретроспективном, историческом плане и, как правило,
затрагивало лишь отдельные элементы этой сложной системы. Её
современное состояние и функционирование, взаимодействие с
элементами структуры этноса пока не стали предметом специальных
исследований».1 Это суждение остается справедливым и пятнадцать лет
спустя. К сожалению. '

И все же надо отметить, что после 1970-х годов работа ученых по исследованию проблем национального самосознания была поднята на качественно новую степень. Об этом свидетельствует творческая деятельность С.А. Арутюнова, А.К. Уледова, Ю.В. Бромлея, Р.Ш. Джарылгасиновой, А.С. Калмырзаева, И.С. Кона, Л.В. Скворцова, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, чьи труды относятся к изучению именно национального самосознания, его сущности, структуры, социальных функций.

В 1990-е годы в отечественной науке проблема изучения национального самосознания, его сущности, структуры, функций и факторного влияния на межнациональные отношения получила

Филиппов В.Р. И j истории изучения русского национального самосознания. //Советская этнография.- 1991. -№ 1.-е. 31. " Арутюнов С.Л. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 246 с; Уледов Л.К. Русская идея как феномен национального самосознания. // Вестник высшей школы, 1992. - № 7. - с. 28 - 35.; Ьромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР. В поисках новых подходов. - М: Наука, 1988. - 208 с; Джарылгасинона Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке. // Советская этнография. - 1987. - № 4. - с. 10-16.: Калмырзаев А.С. Нация и общественное сознание. - Алма-Ата: Казахстан. 1984. - 208 с: Кон И.С. В поисках себя. Личность и ей самосознание. - М.: Наука, 1984. - 289с.; Скворцов Л.В. Культура самосознания. - М.: Политиздат, 1983. - 204с; Спиркин А.Г. Сознание И самосознание. - М: Наука. 1972. - 360с: Столи» ВВ. Самосознание личности. - - М.: Паука. 198.1. 114с.

К)

повышенный интерес у этнологов, историков, социологов и психологов Р.Г.Абдулатипова, Ю.В.Арутюняна, А.И.Доронченкова, Л.М. Дробижевой, М.М. Кучукова, О.Б. Мухамметбердиева. Анализ их работ действительно свидетельствует, что «осмысление генезиса и развития этнического самосознания русских до самых последних лет велось в основном в историческом плане. Без внимания оставались многие важные элементы этого сложного феномена. Что же касается интенсивного изучения этнического самосознания россиян в современных условиях,2 то оно не приобрело пока характера системного этносоциологического или этнопсихологического исследования, вскрывающего структуру этнического самосознания и механизм его эволюции...».'

В постсоветской России в конце XX- начале XXI столетий в связи с крушением социалистической системы многонационального государства и событиями, ставшими следствием этого явления (обострившиеся национальные противоречия, кризисы в межнациональных отношениях, межэтнические конфликты) наряду с другими проблемами, вопросы исследования национального самосознания в новых условиях были выдвинуты в центр научного внимания и практически все стороны и аспекты национального самосознания подверглись специальным исследованиям (В.В. Карпов, Л.М. Дробижева и др.).

Изучение изменений национального самосознания особенно важно в переходные исторические периоды которым является конец XX - начало XXI века в России, когда изменились общественные процессы и принципы управления ими, а, следовательно начал возрастать интерес к проблемам изучения национального самосознания. Однако анализ ряда новых

1 Филиппов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания. // Советская этнография. -
І.-с.ЗІ.

2 Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика //
Советская этнография. - 1991. -№ 1.-е. 3.

1 Шейнбаум Л.С. Этнический компонент самосознания российских подростков. // Этнографическое образование. - 1996. -№ 1.-е. 82.

11 публикаций... убеждает в том, что, несмотря на высказанные в них интересные и оригинальные мнения, идеи и наблюдения, пока все еще отсутствует отчетливое понимание самого феномена... национального самосознания во всех его многообразных проявлениях, не поставлены в полной мере вопросы о его природе, структуре, составляющих компонентах и их взаимодействии друг с другом, и тем более о факторном воздействии на развитие национальных отношений в России наших дней»1'

Хотя следует отметить, что вопросы структуры и функций национального самосознания и его воздействия на межнациональные отношения в постсоветской России все же были рассмотрены на научных конференциях,2 и нашли свое отражение в документах политических партий.*

Большой интерес вызывает анализ национальных традиций, национально-этнических предрассудков, противоречий межнациональных отношений, кризисов и конфликтов в Российской Федерации конца XX — начала XXI вв. на развитие межнациональных отношений, который представлен в ряде диссертационных исследовании.

Карпов П.П. Заметки на «мосту между прошлым и будущим», или историческое сознание этноса как феномен и объект изучения. // Этнографическое обозрение. - 2004. - №2. - с.7.

2 Национальная идея: образование и воспитание: (Фнлос.-методол. и регион, аспекты): [Материалы науч. - практ. конф., Чита. 15-17 апр.1997 г. В 2-х кн.| - Чита: 1998. - 216с; Традиционная народная культура населения Урала: Материалы междунар. научи. - практ. конф. - Пермь, 1997. - 220 с; Судьба России: прошлое, настоящее, будущее. Доклады Всероссийской конференции (Екатеринбург, 17-19 ноября 1994 г.).-Екатеринбург, 1994.- 120 с.

" Русская партия национальною возрождения. Программа // Россия сегодня. Политический портрет в документах: Выи. 2. 1991 - 1992: Становление государственности. Армия и политика. Новые партии. Церковь и общество. - М., 1993. - с. 353-360: Преображение России: Программа действий Русского национального Собора по спасению Отечества // Гам же. - с. 376-388.

4 Голошу мов Г.В. Национальная идея в современной России: Автореф. дисс. ... канд. философ. Наук. - М., 1998. - 23с: Жамсуев Б.Ь. Национальная политика современной России: (Становление и перспективы): Автореф. дисс ... канд. философ. Наук. - М.. 1999. - 22с: Гасанов И.Б. Национальные стереотипы в межнациональном конфликте: сущность, развитие, противоречия: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - М., 1994. - 21 с; Лбгаджака Д.А. Причины и источники межнациональных конфликтов в постсоциалистичсском обществе: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1998. - 21 с: Шахбанова М.М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дисс. ... канд. филос наук. - Махачкала. 1990. - 21 с. Анасв К.К. Развитие национального самосознания туркменского народа: Автореф. дисс... канд. социо.т. Наук. / Рос. Акад. упр. Социол. И социал-психол. Центр. - М., 1992. - 22 с; Викторук ИЛ. Сущность межнациональных противоречий и особенности их проявления на современном wane: Автореф. дисс... канд. филос наук. / МГУ. - М.. 1991. - 23 с: Михайлова Л.Я. Этническое сознание: социальное содержание и закономерность исторической зволюшш: Автореф. дисс ... канд. филос. наук. / Ульян, гос. техн. ун-т. - Ульяновск, 2002. - 22 с; Кулешова II.С. Национальное и националистическое в сознании и самосознании: современные теоретические подходы и реалии: Лвторсф. дисс... канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1996. - 24с; Зарипов А.Я. Этническое самосознание: Сущность и особенности формирования: Автореф. дисс... канд. филос. наук. / Башкирский гос. ун-т. - Уфа. 1994. - 22 с: Абуладзе Д.Г. Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия: Автореф. дисс... канд. филос. наук. / Ин-т молодежи. - М.. 1998. - 23 с.

Вопросы, касающиеся национального самовыражения в постсоветской России отражены в работе Е. Овлякулиева1, в частности, тенденции национального самосознания в системе общечеловеческой цивилизации и целостности мира; развитие национального самосознания на этапе обновления общества, где показан рост национального самосознания как закономерный, объективный процесс. Освещена проблема проявления национального самосознания в процессе межнациональных отношений, акцентируется внимание на взаимосвязь национального самосознания и культуры межнациональных отношений.

Обращает на себя внимание монография О.С. Новиковой «Национальное самосознание как форма превращения социальных отношений», в которой автор не только анализирует проблему национального самосознания в социальной философии, но и выделяет морфологические особенности этого феномена на основе данного в монографии определения категорий «нация» и «народ».2

Но, несмотря на накопленный научный материал, отечественная наука нуждается в серьезных и самых разнообразных по подходам разработках по исследованию природы и сущности, структуры и уровней становления, механизмов проявления и функционирования, закономерностей развития основных функций национального самосознания. Тем более, что ряд проблем воздействия национальных традиций и национально-этнических предрассудков на развитие межнациональных отношений, влияния представлений о противоречиях межнациональных отношений, кризисов и конфликтов как факторах развития межнациональных отношений в России начала XXI века, об особенностях их воздействия на межнациональные отношения в постсоветской России не был также специально поставлен,

1 Овлякулиев Е. Национальное самосознание: социально-философский анализ / Отв. ред. М.А. Аннанепесов. - Ин-т философии и права Туркменистана. - Ашгабат, 1992.-254 с. " Новикова О.С. Национальное самосознание как форма превращения социальных отношений: (Монография). - М.: Прометей, 1998. - 170 с.

разработан недостаточно. Важность и значимость исследования проблемы национального самосознания, определения им межнациональных отношений и недостаточная её изученность и разрешённость определили выбор темы работы, её цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования является национальное самосознание как феномен общественной жизни в постсоветской России в целом, межнациональных отношений в частности.

Предметом исследования выступает национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России.

Цель исследования заключается в том, чтобы актуализировать значимость феномена национального самосознания для многонационального общества постсоветской России, осуществить социально-философский анализ факторного воздействия национального самосознания наций на межнациональные отношения.

Достижение поставленной цели предполагалось осуществить посредством решения следующих задач:

* исследовать национальное самосознание как феномен, уточнить его определение, структуру содержания, и особенности функционирования с учетом черт современной общественной жизни и межнациональных отношений в постсоветской России.

показать воздействие, то есть, факторное влияние национальных традиций как элемента национального самосознания на развитие межнациональных отношений.

рассмотреть влияние национально-этнических предрассудков как структурного элемента национального самосознания на развитие межнациональных отношений, их изменения.

* уточнить представления о противоречиях межнациональных
отношений, межнациональных кризисах и конфликтах как структурном

элементе национального самосознания; определить место и роль данных противоречий в разрешении конфликтов.

Теоретической и методологической основой диссертации явились принципы научности, единства исторического и логического. Многоаспектность проблемы обусловили разнообразие источников и выбор методологии. Но основой исследования явились общефилософские разработки сущности самосознания как явления в жизни общества. В своей работе диссертант опирается на традиции анализа национального самосознания в трудах отечественных авторов последней трети XX в., а также современных исследователей.

Формирование источниковой базы осуществлено при использовании богатого материала, накопленного в советское время в области теории развития наций и народностей, национальных отношений, а также в постсоветский период - 1990-е и 2000-е годы; использованы публикации отечественных авторов в специализированных периодических изданиях, содержащие данные о национальных отношениях и национальном самосознании. Источники информации, использованные в исследовании, соответствуя его целям и задачам, служат раскрытию темы и разрешению поставленных проблем в полном объеме.

Научная новизна диссертации обусловлена выбором темы исследования - проблемы национального самосознания как фактора развития межнациональных отношений в постсоветской России, которая ранее не являлась предметом специального рассмотрения. Новизна определяется и тем, что в историческом развитии национальное самосознание и формы его проявления претерпевают качественные изменения и будет правильно, если этот социальный феномен подвергнется научным исследованиям с учетом тех новшеств, которые вносит в него жизнь. Научная новизна исследования заключается, далее, в том, что его содержание посвящено определению сущности национального

самосознания, анализу его структуры и выявлению функций соотносимо национальной обстановке и межнациональным отношениям в постсоветской России, с учетом особенностей, сложностей и противоречий общественной жизни в государстве.

В связи с тем, что нынешнее урбанизированное общество не является лучшей социальной сферой для поддержания и сохранения национальных обычаев и традиций, оказывающих оздоровляющее и консолидирующее воздействие на все нации и взаимоотношения между ними, проведено важное для сегодняшнего дня исследование проблем обнаружения места и роли (в подавляющем большинстве случаев - положительной) национальных традиций на развитие межнациональных отношений в постсоветской России.

Так как даже в XXI веке общественное сознание народов не лишено национальных предрассудков, анализируется проблема характера и степени влияния (преимущественно отрицательного) предрассудков на процесс жизнедеятельности народов современной России и на межнациональные отношения.

Осуществлено исследование представлений о противоречивости межнациональных отношений, межнациональных кризисах и конфликтах как структурном элементе национального самосознания, определены место и центральная роль этих представлений в разрешении конфликтов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что работа пополняет объем научной информации о национальном самосознании как о факторе развития межнациональных отношений в постсоветской России. Результаты работы можно использовать для последующей разработки проблем, связанных с осмыслением особенностей национальных процессов в постсоветской России, с выяснением учитывания того, как влияет национальное самосознание на выработку социально-политической стратегии общества и государства.

16 Практическая значимость диссертации состоит в том, что её результаты могут быть использованы:

при дальнейшем исследовании национального самосознания с целью глубже понять природу этого явления и роль в национальных процессах, по управлению противоречиями национального самосознания и их разрешению;

при дальнейшем изучении национальных и межнациональных отношений в постсоветской России;

при планировании воспитательной работы и преподавании ряда учебных предметов (русского языка и литературы, национальных языков, культурологии, этнофафии, социологии и политологии, истории России) в школах и других учебных заведениях с многонациональным составом учащихся;

* содержащийся в работе материал может быть использован
исследователями, занимающимися смежной проблематикой.

Структура диссертации определилась соответственно логике постановки цели и задач исследования. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы, использованных при разработке темы.

Национальное самосознание в социально-философском осмыслении: его сущность, структура, функции

Национальное самосознание без преувеличения является одним из феноменов социально-психологической жизни общества. Самосознание -есть философская категория, по определению С.Н. Ковалева «философское самосознание есть определенное теоретическое отношение к действительности. Его сущность определяется особенностями философской «отношения-установки» на природное, социальное и духовное субъект-объективное взаимодействие человека с миром. В «отношении-установке» философское самосознание в свернутом виде обнаруживает фактическую основу практически-духовного и духовно-практического отношения к действительности исторического субъекта, обладающего самосознанием» .

Наличие самосознания свидетельствует о том, что его носитель имеет высокий уровень психологической и социально-культурной организации, который устанавливается в результате длительного процесса эволюции данного носителя, будь то отдельно взятый человек, общность или этнос в целом. «Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека»". Осознание связи с внешним миром, адекватности поведения выступает центральным, главенствующим признаком наличия самосознания» .

Самосознание - сложное явление, субъективно отражающее объективный мир, фиксирующее достоинства, недостатки, противоречия как природной, так и социальной среды. «Стремление к единству с миром и самим собой восходит к основам бытия человека, поэтому одним из фундаментальных признаков самосознания является интегративность. Интегративность философского самосознания выражается главным образом в идеальном воспроизведении противоречивого единства духовного и материального, природного и социального, социального и индивидуального. Интеграция этих соотношений характеризует тип философского самосознания».1

Но в большей мере самосознание проявляется по отношению к социальной среде, так как именно она ближе носителю самосознания -человеку и выделять или идентифицировать в лучшей степени он может себя в социуме, в частности, в многонациональном. «Национальное самосознание представляет собой осознание субъектом хода всемирно -исторического процесса, его закономерностей, определение своего места в системе общественных событий. ...Самосознание позволяет намечать цели и задачи социальной деятельности и действовать в соответствии с ними» .

Национальное самосознание - это духовное явление, посредством чего люди одинаково в пределах своей общности, но отлично от других воспринимают, видят, чувствуют и отражают окружающий мир, себя в этом мире и другие этносы, отличные от себя, отделяя их тем, что воспринимают, видят, чувствуют и отражают тот же объективный мир они по-своему, то есть субъективно. Внешне это выражается в одинаково проявляемых внутри этноса эмоциях, типичных поступках, схожих между собой реакциях на определенные события и явления. Другими словами -это специфическое качество этноса, которое можно вычленить и объяснить только теоретически, но в реальной жизни его воздействие просматривается, когда этнос, ведомый национальным самосознанием, совершает практические действия и поступки, особенно по отношению к другим национальным общностям. Национальное самосознание это не результат ... умозрительных построений, а приобретшие характер бессознательного начала - нравственные ориентиры народа, выражающиеся в его типических поступках и реакциях, во всех проявлениях духовной жизни... Скорее всего это узлы народной психики (по Л.Н. Гумилеву - «стереотипы поведения»), предопределяющие самый вероятный вариант практического выбора в тех или иных условиях»1

Процесс возникновения, формирования национального самосознания шел параллельно процессу становления нации и говорить о нации как о сформировавшейся общности можно только при условии наличия у ее представителей способности к самосознанию, а также к сознанию того, что существует и другой, внешний, инонациональный мир. «...Когда в этническое сознание попадает что-то надэтническое, только тогда возникает нация. ...Этническое сознание - это сознание, которое еще не вобрало в себя ни опыта имперского существования, ни опыта мировых религий, ни вообще наднациональных ценностей»2.

Воздействие национальных традиций на развитие межнациональных отношений

Уникальность и своеобразие национального самосознания наиболее полно и ярко отражены в национальных традициях. Само понятие традиции предполагает передачу на протяжении длительных исторических периодов из поколения в поколение форм деятельности и поведения людей, установки, правила, нормы, ценности, присутствие которых объективно необходимо для жизнедеятельности нации, ее сохранения и развития, для формирования межнациональных отношений.

Традиции фиксируют и удерживают все сложившееся и устоявшееся в эмоционально-психологической и поведенческой жизни этноса для передачи последующим поколениям. Присутствие традиций в жизни общества имеет позитивные и негативные стороны; отношение к традициям членов общества субъективно. В одних случаях традиции - это социальные проявления, посредством которых сохраняется все лучшее, присущее нации, то есть, они расцениваются как положительные явления. В других - традиции проявляются как тормозящие социальное развитие, удерживающие нацию на месте, «консервирующие» ее. В таких случаях традиция рассматривается как отрицательное явление.

Принимая на себя удары позитивного и негативного отношения общества, переживая разложение и возрождение, национальные традиции продолжают сохраняться, сопровождая человечество на протяжении длительной истории его существования. Наличие традиций не случайно. Происхождение каждой национальной традиции имеет свое обоснование, а ее жизнеспособность - объяснение. Стремление людей сохранить традицию, не дать ей угаснуть - также вполне закономерно. Сберечь старые, проверенные уклады, формы деятельности, отношения - вот те задачи, которые, руководствуясь неписанными законами жизни, ставили перед собой разные этносы, часто приписывая национальные достижения и успехи следованию традициям и выполнению всех тех предписаний, которые традициями предусматриваются. Оценки традициям, хороши ли они или плохи, давались историческим анализом эпох, теми результатами, к которым приводили нации события, происходящие в ходе следования этим традициям.

Становление национальных традиций продолжалось на протяжении многих столетий, происходя одновременно со всеми нациообразующими процессами. Традиции вобрали в себя, а затем отразили те явления, социально- психологические состояния, которые постоянно присутствовали в жизни этноса и были связаны с сопровождающими его трудностями, проблемами выживания, приспособления к среде и условиям жизни.

Формируясь под воздействием национальной психологии, национального сознания, традиции обретают национальную окраску. Осознавая значимость и важность традиции нации - соседа, другой этнос может только «позаимствовать» ее для себя, переделав при этом данную традицию на свой лад, соответственно своим особенностям.

Национальные традиции не могут прижиться, утвердиться, стать предметом следования без осознанного понимания этносом необходимости их присутствия в своей жизни. Только на первый взгляд традициям следуют «слепо». На самом деле такую «слепоту» этнос может позволить себе только потому, что многие предшествующие поколения своим сознанием обнаружили необходимость существования данных традиций. В то время, когда еще не было юридически оформленных законов, национальные традиции являлись единственным регулятором внутренней жизни этноса. Люди сознательно подходили к следованию традициям, объясняя это для себя хозяйственными, религиозными требованиями, а затем осознали необходимость самого процесса следования традициям, который упорядочивал их жизнь, определял нормы и правила, придерживаясь которых, нация развивалась бы и процветала, избегая разложения и упадка.

Осознанный подход к следованию национальным традициям говорит о том, что всякая национальная традиция наличествует только потому, что этнос своим национальным самосознанием постиг необходимость присутствия данной традиции в своей жизни, дал ей «добро» на существование. Следовательно, национальное самосознание в преломлении через условия и обстоятельства проживания этноса, решает, заслуживает ли данная традиция права на то, чтобы быть принятой или нет.

Национальные традиции являются элементом национального самосознания. Самосознание нации отбирает среди устоявшихся норм только те, необходимость которых осознается всем этносом. Проявляясь как структурный элемент национального самосознания, национальные традиции отражают наиболее яркие черты национального характера этноса, его нравственные, духовные и психологические качества. Посредством традиций нация поддерживает свою духовную культуру, проявляет самобытность. Национальные традиции являются фактором, контролирующим поведение людей внутри нации, побуждая проявлять себя так и не иначе, действовать согласно тем правилам, которые предусматриваются традициями, а также влияют на развитие межнациональных отношений.

Влияние национально-этнических предрассудков на развитие межнациональных отношений

Распад СССР, огромного многонационального государства, повлек за собой значительные изменения в межнациональных отношениях всех новых независимых государств, стимулировал активные, в большинстве своем отрицательные этнические процессы внутри них, которыми явились «национальная» агрессия, нетерпимость и вражда на почве зачастую взаимных претензий и обвинений, вызывавшие конфликтогенность общества. Одной из особенностей этих отношений было то, что в постсоветском обществе обострились, даже усилились различные предрассудки, возникшие на национальной почве. Впоследствии эти предрассудки стали одним из компонентов комплекса причин, вызвавших межнациональные конфликты, которые достигли затем и межгосударственных масштабов.

Современные национальные предрассудки, оказывающие воздействие на межнациональные отношения, неразрывно связаны с чертами нашего смутного времени - лжеуверенностью в своем превосходстве над другими, более низким уровнем социального и культурного развития национальных окраин и регионов по сравнению с центральными городами и областями, экономическими трудностями (безработицей, отсутствием обеспечения современного уровня жизни, отдаленностью от центра и крупных промышленных городов, наличием природных богатств, важных торговых путей, выходящих в дальнее зарубежье), терроризмом, наркоторговлей, легендами о том, что беженцы и вынужденные переселенцы имеют незаслуженные социальные льготы и т.д.

При наличии выше перечисленных условий и обстоятельств, национальные предрассудки оказывают пагубное, отрицательное влияние на межнациональные отношения, особенно, если эти предрассудки исходят не только от одной нации по отношению к другой, а одновременно от двух или нескольких, вступающих в контакт этносов. Такое отрицательное воздействие в силу национальных предрассудков заключается во враждебном восприятии нациями друг друга, надменности, кичливости, пренебрежительном отношении к обычаям и традициям, нападкам, клевете, созданию экономических и политических блокад, военной угрозе, поддержанию напряженной конфликтогенной обстановки и т.д.

Современные национальные предрассудки в России не являются исключительно российским феноменом, они имеют место практически во всех странах мира. Одной из характерных черт национальных предрассудков является то, что они оказывают существенное влияние на формирование и развитие в том или ином направлении национального самосознания, равно как и национальное самосознание моделирует особенности проявления предрассудков.

Национальные предрассудки заслуживают того, чтобы быть объектом научного изучения, как любая другая сторона жизни нации, так как ее самосознание и ее психология проявляются в полной мере только с учетом влияния на них национальных предрассудков.

Предрассудки есть у всех наций и народов, кроме того, у разных этносов они могут иметь одинаковые черты. Это объясняется общим источником их возникновения. Предрассудки возникли у племен общинно-родового строя в глубокой древности. Позже, после разделения и расселения народов, они сохранились в самосознании каждого из них. Также, появившись у одного этноса, в процессе межнациональных отношений, предрассудки распространились на другие. В ряде случаев национальные предрассудки имели такую природу и свойства, что возникали у разных наций одновременно, независимо друг от друга. Наличие предрассудков у нации - это присутствие их в национальном самосознании людей, что в конечном итоге определяет психологию и поведение этноса. К этому необходимо добавить, что среди национальных предрассудков особое место занимают предрассудки религиозные, которые имеют сильнейшее воздействие на самосознание людей и прочно в нем закрепляются. Национальные религиозные предрассудки, учитывая изменения в самосознании, имеют особенность приспосабливаться к действительности, модернизируясь, приобретая различные формы.

В процессе межнациональных контактов религиозные предрассудки каждого из контактируемых этносов, особенно если они принадлежат к различным религиям, налагают отпечаток друг на друга, одновременно усугубляя уже имеющиеся предрассудки друг друга, моделируя тем самым и межнациональные отношения, изменяя их в таких случаях в худшую сторону, вызывая противоречия и конфликты. В постсоветской России сохраняются объективные причины и факторы порождающие и поддерживающие религиозные предрассудки в сознании людей; например, отправление религиозных культов, многие из которых являются источниками предубеждений и предрассудков. «...Религиозная специфика и связанные с ней особенности быта могут выступать составной частью комплекса культурных предубеждений, действующих на снижение образного и статусного восприятия контактной группы. Наличие подобных заниженных взаимооценок почти всегда является сопровождающим фоном межэтнической напряженности».

Похожие диссертации на Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России