Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Герейханов, Гаджи Пирмурадович

Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ
<
Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герейханов, Гаджи Пирмурадович Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ государственно-исламских отношений как социального явления 28

1.1. Сущность и содержание государственно-исламских отношений 29

1.2. Государственно-исламские отношения как предмет социально-философского исследования 68

1.3. Сравнительная характеристика государственно-исламских отношений в странах с мусульманским населением 90

Глава 2. Диалектика отношений государства и ислама в России 126

2.1. Развитие отношений государства и ислама в России, специфика российского ислама 127

2.2. Идея межконфессионалыюго единства в системе государственно-исламских отношений в России 154

2.3. Государственно-исламские отношения в социально-философских, религиозно-этических и политических концепциях XIX - начала XX веков 172

2.4. Участие мусульман в общественно-государственной жизни России 192

Глава 3. Государственно-исламские отношения в приграничных регионах России 212

3.1. Эволюция отношений российского государства и ислама на государственной границе 212

3.2. Воздействие исламского фактора на пограничную безопасность России в современных условиях 240

Глава 4. Оптимизация отношений российского государства и ислама в контексте обеспечения пограничной безопасности 273

4.1. Межконфессиональный диалог как основа совершенствования взаимодействия государственных органов с религиозными организациями 274

4.2. Влияние исламской элиты на социально-нравственные ориентации мусульман в приграничных регионах 283

4.3. Приоритеты в оптимизации государственной политики России в «мусульманских» регионах 301

4.4. Основные направления совершенствования государственно-исламских отношений в интересах обеспечения пограничной безопасности 333

Заключение 356

Библиография 375

Введение к работе

Россия вовлечена в мировые процессы, объективный характер которых обусловливает появление внутренних и внешних угроз, справиться с которыми можно только изучая их сущность. Эти проблемы носят разноплановый характер, среди которых международный терроризм, межнациональная напряженность, межэтническая конфликтность, религиозный и политический экстремизм, региональный сепаратизм и др. Проблема распространения политического и религиозного экстремизма в Российской Федерации на фоне глобальных геополитических перемен последнего времени становится одним из ключевых факторов, способствующих ослаблению российской государственности, росту нестабильности в обществе. Все в большей степени опасность, которую несет религиозный экстремизм социальному благополучию граждан, проявляется в пограничном пространстве.

Рост экстремистских проявлений сопровождает и усиливает сепаратистские настроения в отдельных приграничных субъектах Российской Федерации и направлен на создание для экстремистов благоприятной возможности реализации их целей и задач, в том числе террористическими методами. Экстремизм в религиозной сфере во всех его проявлениях ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает государственную целостность и международный авторитет России, создает реальную угрозу основам конституционного строя, межнациональному и межконфессиональному миру, что наиболее рельефно проявляется в пограничном пространстве страны.

В этих условиях возрастает роль оптимизации отношений между государственными органами и общественно-политическими и религиозными организациями, в том числе исламскими.

Актуальность социально-философского исследования

государственно-исламских отношений в условиях современной России

определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, активизацией исламского фактора, характеризующейся поиском современными мусульманскими сообществами идеальной модели ислама и ее реализации в мире. Попытки претворения в жизнь этих моделей сопровождаются как призывами к возврату «чистоты первоначального ислама», модели образа жизни времен пророка Мухаммада (движение ваххабитов, современные «фундаменталисты», «Ассоциация братьев-мусульман», «Исламская партия возрождения» - «Хизб-ут-тахрир аль Ислами» и др.), так и в претензиях на «истинность», «правоверность» той или иной исламской концепции.

Во-вторых, возрастающими потребностями теоретического осмысления новых, характерных для современных условий подходов к различным видам отношений между государственными органами и религиозными объединениями. Прогнозирование перспектив развития многоконфессионального российского общества требует исследования сложных процессов функционирования российского социума в контексте динамики эволюции его религиозной части, в том числе российской мусульманской уммы.

В-третьих, наличием ярко выраженных противоречий между новыми религиозными реалиями и процессами в российском мусульманском обществе и недостаточно полными представлениями об их сущности и содержании. Сегодня безусловным фактом является возросшее влияние религиозного фактора на различные сферы российского общества. Активизация «исламского фактора» в российском обществе воспринимается неоднозначно - от полной поддержки до ксенофобии. Бесспорным является и то, что в результате многовекового сосуществования, взаимодействия и взаимопроникновения православной и мусульманской культур мусульмане России достаточно основательно и глубоко интегрировалось в российское общество, стали неотъемлемой его частью. Поэтому игнорирование и недооценка этого фактора чреваты нестабильностью общественно-

политической обстановки, активизацией деятельности социально опасных и псевдорелигиозных мусульманских организаций, которые наносят существенный ущерб духовному здоровью российских граждан. Эти обстоятельства требуют глубокого и всестороннего изучения воздействия государственно-исламских отношений на систему национальной безопасности России, в том числе на ее пограничную составляющую.

В-четвертых, превращением ислама в фактор политической жизни российского общества, связанный с созданием политических организаций, сформированных по принципу принадлежности к исламу и выдвигающих собственно религиозные требования. Кроме того, политизация ислама характеризуется приобщением к политике мусульманских духовных лиц, обращением к исламу светских политиков, входящих в различные слои мусульманской элиты, а также использованием ислама оппозиционными, в том числе сепаратистскими политическими партиями и движениями. Деятельность исламских общественных организаций нередко осуществляется на фоне их радикализации, спекуляций на экономических трудностях мусульманского населения, провоцирования конфликтных ситуаций в отдельных мусульманских регионах. Кроме того, мусульманский радикализм характеризуется сформировавшимися этноконфессиональными традициями, сложившимися в ряде стран, непосредственно граничащих с Российской Федерацией, а также в российских «мусульманских» приграничных регионах.

В-пятых, необходимостью регуляции отношений между государственными . организациями и российскими исламскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации в динамично изменяющихся условиях жизнедеятельности российского социума.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ социально-философских работ и источников свидетельствует о неоднозначной оценке проблемы взаимоотношений между государственными органами и

*

исламскими общественно-политическими и религиозными организациями. Это определило необходимость обращения в процессе данного исследования к архивным материалам, составившим его документальную основу.

Богатый фактологический материал по исследуемой проблеме содержится в сборнике Д.Ю. Арапова, куда вошли 124 законодательных документа из Полного Собрания законов Российской империи, Свода законов Российской империи1. К другим источникам документального характера, в той или иной мере отражающих исламский аспект политики России XIX в., следует отнести материалы архива Внешней политики России, Российского государственного военно-исторического архива. Значительную научную ценность для исследования государственно-исламских отношений представляют материалы Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ), собранные в книге Р.А. Набиева4.

Научный интерес для анализа современной государственной политики в «мусульманских» регионах представляют такие источники как «Записки императрицы Екатерины II»5, письма и воспоминания наместников на Кавказе генералов А.П. Ермолова, Е.А. Головина, СМ. Воронцова, Н.Н. Муравьева-Карского и других6, в которых содержится анализ политики

См.: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель и автор Д.Ю. Арапов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001.

Архив внешней политики России, ф. Турецкий стол (старый), оп. 502 а, д. 4505; АВПР. Кабардинские дела, д. 19. 3РГВИА,ф.ВУА,д.42-92.

См.: Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.

См.: Записки императрицы Екатерины И. - СПб., 1907. 6 См.: Записки Ермолова А.П.. 1798-1826. - М.,1991; Милютин Д.А. Краткий очерк Кавказского края в военном отношении. - М., 1848; Архив Воронцова. - М., 1891; Головин Е.А. Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 г. по конец 1842 г. - Рига, 1847; Муравьев Н.Н. Война за Кавказом в

царской России на Северном Кавказе.

Социально-философский анализ проблемы взаимоотношения государства и ислама в России невозможен без опоры на базовые основополагающие источники исламской культуры. В качестве исламских документальных источников использовались: Коран в переводе Г.С. Саблукова, двуязычное издание Священного Корана в переводе Мауланы Мухаммеда Али, Коран в переводе В.Прохоровой, Мекканские откровения Ибн ал-Араби, Жизнеописание пророка Мухаммеда; а также книги известных мусульманских ученых - Краткая история Ислама, Законы жизни мусульман, Достижение цели, Женщина в исламе и др., раскрывающие социальные, политические, правовые, культурные, экономические, военные, религиозные, межнациональные аспекты мусульманского общества1.

В целом источники и социально-философская литература по исследуемой проблеме в диссертации представлены следующими группами.

Первая группа включает источники самых разных времен, народов и мировоззрений, авторы которых анализировали систему взаимоотношений между религией (церковью), с одной стороны, и обществом - с другой.

1855 г. - СПб., 1877. - Т. 1-2; Щербатов Генерал-фельдмаршал князь Паскевич. Его жизнь и деятельность. В четырех томах. - Спб., 1891.

См.: Коран. Перевод с арабского языка Г.С. Саблукова. Третье издание. -Казань: Центральная типография, 1907; Священный Коран /Перевод Мауланы Мухаммад Али. - США: Лахор Инк, 1997; Коран /Перевод смыслов и комментарии Иман В. Прохоровой. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002; Ибн ал-Араби. Мекканские откровения /Перевод А.Д. Кныша. - Санкт-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение», 1995; Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада /Перевод Н.А. Гайнуллина. - М.: Изд. дом «Умма», 2002; Абу Амина Биляль Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. - М.: Изд. дом «Умма», 2002; Доктор Рахман. Краткая история ислама. Хронология событий 570-1000 гг. от Рождества Христова. - М.: Изд. дом «Умма», 2002; ибн Хаджар Аль-Аскалани. Достижение цели /В уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право/ Перевод Э.Р. Кулиева. - М.: Изд. дом «Умма», 2003; Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. - М.: Изд. «ИХЛАС», 2003; Мурат Рамзи. Тафсир аль-ахбар /Труд по истории Казани, булгар и татарских царей. - Оренбург, 1908 и др.

Воздействию религии на духовную, политическую, военную и другие сферы жизни общества были посвящены работы таких ученых, как М. Вебер, Г. Гегель, Т. Гоббс, П.Гольбах, Г. Зиммель, Э. Кант, О. Конт, К. Маркс, Ж. Мелье, Ш. Монтескье, Ф. Ницше, Т. Парсонс, Ж. Руссо, П. Сорокин, Л. Фейербах, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ф.Энгельс, Д. Юм и др.

Особое место среди ученых, занимавшихся изучением влияния религии на государство, общество и личность, следует отвести таким российским ученым, как М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, А.А. Богданов, С.Н. Булгаков, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Ф. Достоевский, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, П.Л. Лавров, Н.О. Лосский, К. Леонтьев, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Г.В. Плеханов, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, Вл.С. Соловьев, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Н.Ф. Федоров, Н.Г. Чернышевский, ПЛ.Чаадаев и др.

Большую ценность представляют работы российских ученых, которые непосредственно занимались исследованием ислама в России, среди которых труды известного исламоведа М.А. Батунского - исследовавшего отношения России к исламу и к мусульманским царствам с X по XX века1; труды Л.Н. Гумилева, изучавшего отношения христианского и мусульманского миров. Особое место в исследовании православно-мусульманских отношений занимают работы Д.С. Лихачева, И.Ю. Крачковского, Г.В. Вернадского, В.Р. Розена. Значительную ценность для понимания догматики ислама, его идейных расхождений, основ мусульманского права представляют труды М.Б. Пиотровского, Д.В.Ермакова, СМ. Прозорова, А.Д. Кныша, А.Э. Шмидта, Е.А. Резвана и др.

См.: Бату некий М.А. Россия и Ислам. В 3-х томах. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.; он же. К проблеме взаимоотношений религиозной и политической элит на мусульманском Востоке //Общество, элита и бюрократия в развивающихся странах Востока (книга первая). - М., 1974.

См.: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд.З-е. - М., 1979. - С. 10-12; Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. - М. -Л., 1950; Вернадский Г.В. Монголы и Русь; он же. Киевская Русь. Пер. с анг.

Проблемы, связанные с реализацией национальных интересов России на мусульманском Кавказе, исследованы в трудах выдающихся русских историков С.А. Белокурова, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева и других ученых1.

Оценке и специфике мусульманского социума посвящены работы авторов, исследующих его военно-политическую проблематику . Особое

Е.П.Беренштейна и др. - Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 2004; Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М., 1988.

См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Московского Главного архива Министерства иностранных дел С.А. Белокуровым: Вып.1. - М.,1889; Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. /Под ред. В.Л. Янина, послеслов. и комментарии Р.А. Киреевой, В.А. Александровой и В.Г. Зиминой.- М.: Мысль, 1989; Прозрителев Г.Н. Из прошлого Северного Кавказа. - Ставрополь, 1911; Он же. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии. -Ставрополь, 1912; Он же. Шамиль в Ставрополе. - Ставрополь, 1913. Соловьев СМ. Сочинения. В 18 кн. История России с древнейших времен /Отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. - М.: Мысль, 1989. - Кн.4. - Т.7-8.

См.: Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. - СПб., 1869; Дубровин Н.Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней.- СПб., 1885-1898; Он же. История войн и владычества русских на Кавказе. - СПб., 1886; Ковалевский П.И. Завоевание Кавказа Россией. - СПб., 1905; Потто В.А. Кавказская война. В 5 т. - Ставрополь, 1993; Утверждение русского владычества на Кавказе /Под ред. В.А.Потто. - Тифлис, 1901; Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. - Тифлис, 1860; Эсадзе С Историческая записка об управлении Кавказом. - Тифлис, 1901; Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. - london, 1991.; Бушуев СК. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Л.: Изд-во АН СССР, 1939; Он же. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е гг. XIX в.). - М.: МГУ, 1955; Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1960; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XYI-XYII вв. - М.,1965; Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки и сущность //История СССР. -1983. - № 2; Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. - М.,1994; Павлов B.C. Социальное развитие национальных регионов России в 1-ой половине XIX в. (на материалах Северного Кавказа). -М.-.МГСУ, 1995; Попов В.В. Национальная политика Российского государства (1800-1880 гг.). - М.:ВУ, 1996; Ибрагимбейли Х.-М. Народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля против царизма и местных феодалов //Вопросы истории. -1990. -№6;

место среди них занимают труды, посвященные исследованию исламской концепции джихада1.

К первой группе источников также следует отнести авторов, разрабатывающих проблемы государственно-религиозных отношений и тех ученых, работы которых пришлись на период политизации советской науки .

Джахиев Г.А. Россия и Дагестан в начале XIX века. - Махачкала, 1985; Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX в.: Материалы Всесоюзной научной конференции 20-22 июня 1989 г. - Махачкала, 1989; Кавказская война: уроки истории и современность: Материалы научной конференции /Отв. ред. В.Н.Ратушняк. - Краснодар, 1995.

См.: Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции
джихада. (Критический философско-социологический анализ).- М.: ВПА,
1987; Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе/ЛЗопросы научн.
атеизма. Вып.31. - М.: Мысль. 1993; Кудрявцев А.В. Ислам и
ближневосточный конфликт/Доктрина джихада в идеологии и политике. Дис.
...канд. ист. наук.- М.,1984; Его же. Политический аспект современных
концепций джихада/Ислам в совр. политике стран Востока. - М.: Наука, 1986;
Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах
современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы/АН
СССР, Институт мировой экономики и межд. отношений,- М.: Наука, 1991;
Сагадеев А. Джихад //Наука и религия № 6, 1986.-С. 18-20; Тожиддинов Т.
«Концепция джихада» и исламская политическая

терминология//Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып.З.Часть2 - М.: Наука, 1985.-С.102-110; Тегин Ю.А. Идеологическая концепция Ассоциации «Братьев-мусульман» как орудие реакции (критический анализ): Дис. ...канд. филос. наук.- М.:ВПА, 1983.

См.: Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов. - Алма-Ата, 1950; Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. - Ташкент, 1960; Вагабов М.В. Ислам - защитник рабства женщин. - Махачкала, 1963; Абазанов М.А.О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. - Грозный, 1963; Каратаева В.А. Борьба против шариата и вредных адатов. - Грозный, 1975; Маджидов P.M. Развитие атеизма в Таджикистане. - Душанбе, 1975; Кулиев Н. Антинаучная сущность ислама и задачи атеистического воспитания трудящихся в условиях Советского Туркменистана. - Ашхабад, 1960; Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - М., 1972; Ишмухаметов В.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. - Казань, 1973; Маршудли Г.Д. Ленинские принципы о свободе совести и их осуществление в Азербайджане: Дис. ... канд. филос. наук. - Баку, 1981; Хакимов 3. Осуществление свободы совести в республиках советского Востока: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1984.

Вторую группу источников составляют труды известных ученых-исламоведов, среди которых следует особо выделить А. Меца, А. Массэ, Дж. С. Тримингема, Г.Э. Грюнебаума фон; И. Грюнебаума, И. Гольдциера, А. Маудуди, А.В. Авксентьева, Ю. Ал-Кардави, Баладзури, В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, A.M. Васильева, А.В. Васильева, М.В. Вагабова, 10. Гаури, Р.Г. Гаджиева, В.Ф. Гиргаса, А.В. Журавского, В. Ирвинга, А.А. Игнатенко, К.И. Полякова, С. Кутба, А.В. Малашенко, Л.В. Негря, Л.И. Климовича, Г.М. Керимова, В.О. Бобровникова, А.Р. Шихсаидова и др. ученых1. Работы этих

См.: Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М.: «ВиМ», 1996; Тримингем Дж. С. Суфийские ордена в исламе. - М.: «София», ИД «Гелиос», 2002; Аль-Кардави 10. Халал и харам в исламе. - Махачкала, 1992; Аль-Маудуди А. Образ жизни в исламе. - М., 1990; Он же. Жизненная миссия пророка. Ислам сегодня. Житие пророка Мухаммеда. - ПК «Сантлада», Москва, 1992; Авксентьев А.В. Книга о Коране. - Ставрополь, 1984; Бартольд В.В. Сочинения. Т. 4, 6. - М., 1966; Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М., 1985; он же. Мусульманское сектанство. - М., 1957; Вагабов М.В. Ислам и женщина. - М., 1968; он же. Ислам и семья. -М.. 1980; Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. - М., 2002; Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии. - М., 1967; Васильев А.В. История Саудовской Аравии (1745-1973). - М., 1982; Гаджиев Р.Г. Ваххабизм и его проявления на Северном Кавказе. - Махачкала, 2002; Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской цивилизации. - М., 1981; он же. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). - М., 1988; Грюнебаум И. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981; Гаури Ю. Ислам и его влияние на жизнь его последователей. - Ташкент, 1893; Гольдциер И. Ислам. - СПб, 1911; он же. Лекции об исламе. - СПб., 1912; Гиргас В.Ф. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. - СПБ., 1865; Игнатенко А.А. Средневековые поучения владыкам и проблематика власти //Социально-политические представления в исламе. История и современность. - М.: Наука, 1987; он же. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. - М., 1988; Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. - М., 2001; Журавский А.В. Христианство и ислам. - М., 1990; Ирвинг В. Жизнь Магомета. - М., 1849; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М., 1978; Климович Л.И. Ислам. - М., 1965; он же. Книга о Коране. - М., 1986; Кутб С. Будущее принадлежит исламу. - М., 1993; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.. 1996; Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. - М., 1981; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной

ученых представляют определенную ценность в методологии понимания исламского феномена.

Третью группу источников составляют работы ученых, рассматривающих взаимосвязь и взаимодействие политики и религии, государства и церкви, а также факторы, влияющие на политизацию религиозных объединений с историко-философских позиций1. Анализ этих

России - М., 1998; Шихсаидов А.Р. Ислам и исламская культура в Дагестане. -М.,2001.

Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. Ислам и политическая борьба в странах СНГ. - М: Панорама, 1992; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. - М.: Мысль, 2002; Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. - Харьков, 1987; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985; Бакаев Ю.Н Религиозный фактор в истории России //Научные и методологические проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. - Хабаровск, 1998. - Вып.1 - С.32-38; Гараджа В. Политика и религия. - М.: Наука и религия, № 3,1991.-С.2-3, №5.- С.3-8; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.: Наука, 1985; Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления //Информационный сборник «Безопасность». - 2001. - №7 - 12. - С. 312-342; Курбанов Г. Религия и политика террора. - Махачкала: «Народы Дагестана», 2002; Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990; Крицкий Е.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе //Религия и политика в современной России. - М., 1997. -С 39-46; Краснов М.П. Политический экстремизм - угроза государственности //Российская юстиция.-1999. - № 4. - С.22-28; Лопаткин Р.А. Экстремизм религиозный //Политическая энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т.2. - С.637-638; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М.: Наука, 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. - М.: Свободная мысль №5, 1993.-С.52-62; Непесов М.М. Современный терроризм: социальные истоки, цели, проявления. - М., 1984; Организованный политический экстремизм //Российский монитор. - М., 1996. - Выпуск №7. - С.29-43; Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. - М.: ВУ, 1997; Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в национальных процессах //Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. - М.:РАГС, 1994. - Ч. 1; Одинцов М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. - М.: Знание, 1991; Религия и политика в посткоммунистической России /Материалы «круглого стола»//Вопросы философии № 7, 1992.-С.6-33; Полонская Л.Р. Советский исламский

работ позволяет оценить воздействие религиозного фактора на национальную безопасность страны, исследовать механизм слияния религии и политики, что помогает ориентироваться в условиях борьбы с терроризмом.

Четвертая группа источников включает труды, посвященные формированию и реализации политики Российской Федерации в пограничном пространстве, с учетом влияния геополитических, политических, социокультурных, этноконфессиональных и иных факторов, обеспечению ее интересов и безопасности в приграничных регионах.

Исследованию теоретико-методологических проблем пограничной политики посвящены социально-философские исследования М.М. Валиева, А.И. Василенко, В.А. Бондаренко, Г.П. Герейханова, В.И. Земцова, В.А. Косарева, В.А. Кудиярова, А.В. Кулакова, В.Ф. Молчановского, А.И. Николаева, Ю.В. Лашкула, В.М. Родачина, В.В. Рожкова, Н.Н. Рыбалкина, Ю.А. Тихомирова, В.В. Чебана, А.С. Щербакова1 и других авторов. В

фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития / Азия и Африка сегодня. 1994, №1; Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. - М.: РАГС, 1998; Саидбаев Т.С. Политика и религия. - М.: Соц-политические науки, № 9, 1991.- С.45-53; Степаньянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. -М.: Наука, 1982; Телякавов М.П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности и России (политологический анализ): Дис. ...канд.полит.наук. - М.: ПА ФСБ РФ, 2003; Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании. - М.: Социолог, исследования, 1992, №7. - С.3-12; Шведов В. Религия и политика. - М.: Межд. жизнь, № 5,1992.-С.48-59.

Валиев М.М. Основные направления формирования пограничных органов ФСБ России на территориях федеральных округов. - М., 2004; Василенко А.И. Методологические основы государственной пограничной политики Российской федерации: Дис.... канд.филос.наук. - М., 1995; Бондаренко В.А. Религиозные процессы, их влияние на деятельность пограничной службы: Монография. - М.:АФПС, 2003; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - М.: АФПС, 2000; Земцов В.И. Подготовка и ведение специальной операции по защите государственной границы и стабилизации обстановки на

указанных трудах анализируются новые геополитические реалии, прослеживается зависимость пограничной безопасности от внутренних и внешних факторов, активизировавшихся в условиях постсоветской трансформации в приграничных регионах, предлагаются новые пути решения проблем пограничной безопасности.

В особую группу следует выделить работы, посвященные исследованию взаимосвязи ислама с социально-политическими процессами в

приграничной территории: Дис. ... канд.воен.наук - М.: АГШ ВС, 2000; Косарев В.А. Социально-философский анализ пограничной политики России в Центр ально-азиатском регионе в 90-х годах XX века: Дис. ... канд.филос.наук. - М.: МПУ, 1997; Кудияров В.А. пограничная политика России. Пограничное пространство //В кн.: Пограничная политика Российской Федерации - М.: Граница, 1997; Кулаков А.В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации: Дис. ...д-ра филос.наук - М.: АФПС, 2000; Теоретико-методологические основы деятельности государственных специальных служб по обеспечению национальной безопасности России в условиях глобализации. Материалы межвузовской научно-практической конференции /Под общ. ред. д-ра филос. наук проф. А.В. Кулакова. - М.: ПА ФСБ РФ, 2004; Молчановский В.Ф. Методологические аспекты пограничной политики. Государственная граница как социально-политическая реальность. Пограничные отношения //В кн.: Пограничная политика Российской Федерации. - М.: Граница, 1997; Николаев А.И. Пограничная политика России //НВО, 1996; Лашкул Ю.Н. Некоторые вопросы применения пограничных органов и пограничных войск для борьбы с организованной преступностью и терроризмом на государственной границе и приграничной территории: Монография. - М.: ПА ФСБ РФ, 2004; Родачин В.М. Национально-государственные интересы как основа пограничной политики России. Теория пограничной политики Российской Федерации и актуальные задачи ее развития // В кн.: Пограничная политика Российской Федерации. -М.: Граница, 1997; Рожков В.В. Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки офицерских кадров для Пограничной службы ФСБ России. Доклад на научно-практической конференции. - М.: ПА ФСБ РФ, 2004; Рыбалкин Н.Н. Пограничная политика. В 2-х ч. - М.: АПВ РФ, 1995; Тихомиров Ю.А. Геополитические особенности России и их влияние на национальную безопасность в условиях постсоветской трансформации: Дис. ... д-ра полит, наук - М.:ПА ФСБ РФ, 2005; Чебан В.В. Геополитическое положение и военная безопасность России. - М.: Фонд «Воин», 1997; Щербаков А.С. Пограничная безопасность России: роль и место Федеральной пограничной службы в системе ее обеспечения. - М.: РАГС, 1998.

мире и в России .

Значительный интерес для понимания проблемы государственно-исламских отношений представляют работы зарубежных авторов . Особый

См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Дис. ...д-ра.филос.наук.- М., 1994; Голу нов СВ. Ислам в СНГ в общественно-политической и научной мысли Запада: Дис. ...канд.ист.наук.-М.,1998; Гучетль Г.И. Демократизация в арабском мире. (Опыт Туниса и Сирии) - М., 1999; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. ...канд.ист.наук.-М., 1998; Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США: Дис. ...канд.ист.наук. - М., 1998; Ислам в СНГ. - М., 1998; Ислам в России: традиции и перспективы: (Материалы НІЖ).- М., 1998; Ислам и мусульмане в России.- М., 1999; Ибрагимов М. Современная англо-американская политология об «исламском возрождении»: Дис. ...канд. филос. наук - М., 1990; Имам Хомейни - М., 1999; Мусульмане в постсоветском пространстве// Диа-Логос: Религия и общество.- М., 1997. -С. 265 - 283; Гайнутдин Р. Ислам, вера, милосердие - М., 1997; Лукьянов А.Г. Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России (философско-политологический анализ): Дис....канд. полит, наук. - М.,2004; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ - М., 1996; Он же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Мельков С.А.Исламский фактор и его влияние на военную политику России: Дис. ...д-ра полит.наук. -М.: ВУ, 2002; Нуруллаева Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии): Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1995; Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. - М., 1999; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура - М., 1997; Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне. 1917-1921 гг.: Дис. ...канд.ист.наук.-Махачкала, 1997; Томе Э. Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на Арабском Востоке на современном этапе). Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1993; Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гг.-М., 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения. Дис. ...канд.филос.наук.-М., 1993; Хачим Ф.И. Проблема государственной власти в исламской доктрине (на примере шиизма): Дис. ...канд.юрид.наук.-М., 1992; Хишам М. Теоретические основы и практическая деятельность исламских фундаменталистов в Египте: Дис. ...канд.ист.наук.- М., 1996; Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ: Дис. ...д-ра.филос.наук.-Ростов н/Д, 1997; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: Дис. ...д-ра. ист. наук.-М., 1997 и др.

Borrmans М. Orientalions pour un dialogue entre Chretiens et Musulmans. P., 1981; Cragg K. Muhammad and Christian. A question of respons. L., 1984; Daniel

интерес вызывают исследования Д. Бэдли, Д. Лэнга, Э. Фуллера, посвященные военно-политическим проблемам Кавказского региона1.

Сегодня наиболее известными российскими специалистами в области государственно-исламских отношений являются исследователи: Р.Г. Абдулатипов, А.А. Алов, В.Б. Ахмадуллин, Ф.А. Асадуллин, Н.Г. Владимиров, Р. Гайнутдин, Г. Джемаль, Ю.Г. Носков, Р.А. Набиев, Т.С. Саидбаев, В. Садур, А.В. Малашенко, С.А. Мельков, А.А. Нуруллаев, Р.Г. Ланда, Г.Б. Фаизов, А.Б. Юнусова, Ф.М. Мухаметшин и др. ученые . В то же

N. Islam and West. The Making of Image. Oxford, 1993; Dupuis J. Jesus-Christ a la rencontre de religions. P., 1989; Moubarac Y. L'Islam et le dialogue islamo-chretien. - Pentalogie islamo-chretienne. Vol.III. Beyrouth, 1973; Waardenburg J (Ed.). Muslim Perceptions of Other Religions throughout History. N.Y., 1999.

См.: Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in Caucasus. - London, 1908); Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658-1832. (Lang D. The last years of the Georgian monarche 1658-1832, New York, 1957; Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР. / Россия и современный мир. - М.: ИНИОН, 1995. - Вып. 2 и др.

См.: Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in Caucasus. - London, 1908); Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658-1832. (Lang D. The last years of the Georgian monarche 1658-1832, New York, 1957; Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР. / Россия и современный мир. - М.: ИНИОН, 1995. - Вып. 2 и др.

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М.: Мысль, 2002; Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. - М., 1996; Ахмадуллин В.Б., Мельков С.А. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория. Механизмы. Военно-политические аспекты. - М., 2000; Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: Дис. ... д-ра филос.наук. - М.: ВУ, 2000; Набиев Р.А. Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 20-30-е годы (на материалах национальных республик Поволжья и Приуралья): Дис. ... д-ра ист. наук. -Казань, 1992; он же. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке. - Казань, 2002; Саидбаев Т.С. Ислам и общество (опыт историко-социологического исследования). - М., 1978; он же. Ислам и общество. Анализ изменений роли и функций религии в социалистическом обществе: Дис.... д-ра филос. наук. -М., 1980; Малашенко А. В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Дис.... д-ра ист. наук. - М., 1994; он же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Нуруллаев А.А. Мусульманские религиозные организации в

время, анализ публикаций и диссертационных работ, материалов научно-практических конференций свидетельствует о том, что несмотря на объем и многоплановость научной литературы по исследуемой Проблеме, философский аспект взаимосвязи субъектов исследования представляет собой наименее исследованную область, особенно в пограничной сфере и тем более актуальную в свете развития современных угроз пограничной безопасности.

Осознание этого противоречия, актуальность темы, недостаточная степень разработанности в современной литературе явились побудительным мотивом для избрания ее автором в качестве научной проблемы своего социально-философского исследования.

Объект исследования - государственно-исламские отношения как социальный феномен, специфический вид взаимосвязи государственных органов и мусульманского общества.

Предметом диссертационного исследования выступает сущность, содержание, специфика государственно-исламских отношений и приоритетные направления их влияния на пограничную безопасность России.

Целью диссертационного исследования является социально-философское исследование государственно-исламских отношений, их влияния на пограничную безопасность и выработка на этой основе практических рекомендаций по оптимизации отношений государственных органов и мусульманских организаций в интересах обеспечения пограничной безопасности России.

В соответствии с поставленной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

советском обществе. Эволюция идеологических установок и культовой практики: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1990; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. - Уфа, 1995; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. История, состояние и перспективы развития: Дис. ... д-ра ист.наук. - М.: РАГС, 1997; и др.

1.Выявить сущность, содержание и особенности государственно-исламских отношений как предмета социально-философского исследования.

2. Обосновать социально-историческую обусловленность
государственно-исламских отношений в России, в том числе в пограничной
сфере.

3. Исследовать теорию и практику отношений между исламскими
организациями и государственными структурами различных государств.

4. Проанализировать диалектику отношений государственных структур
и ислама в России, выявить основные тенденции в их развитии.

5. Осуществить анализ содержания деятельности субъектов
мусульманского общества в России, выявить их цели, используемые способы
и средства.

  1. Раскрыть эволюцию развития государственно-исламских отношений в пограничной сфере через призму воздействия исламского фактора на пограничную безопасность.

  2. Сформулировать и обосновать приоритеты оптимизации отношений государственных органов и исламских организаций, в том числе религиозных, в пограничной сфере.

8. Определить направления совершенствования государственно-
исламских отношений в контексте обеспечения пограничной безопасности.

Общий теоретический замысел и цели работы позволили сформулировать гипотезу исследования, суть которой сводится к следующим положениям.

Появление в мире новых центров силы, активизация исламского фактора, связанного с мощным натиском профессионально подготовленных зарубежных и российских борцов за «чистоту» ислама показали, что светские власти и официальное мусульманское духовенство России оказались неготовыми в полной мере противостоять идеологии радикального ислама. В условиях возрастающей этноконфессиональной и социально-политической напряженности, доступа граждан к новым средствам информационной

коммуникации традиционные формы, методы и способы противодействия исламскому религиозно-политическому экстремизму в практическом плане оказываются малоэффективными.

Отсюда вытекает одна из важнейших задач социально-философского исследования - выработка научно-методологического подхода к отношениям между государственными органами и исламскими организациями с учетом исторического и научного опыта взаимодействия указанных субъектов. Социально-философский анализ ислама позволяет глубже познать этот социальный феномен, интерпретировать его не только как религиозную систему, но и понять механизм функционирования в современных условиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: последовательно реализуемый в диссертации социально-философский анализ в единстве основополагающих принципов и понятийно-категориального аппарата социальной философии, развиваемых данной областью научного знания методологических подходов, в частности, деятельностного, системного, аксиологического, социокультурного, цивилизационного и др.; социально-философские идеи отечественных и зарубежных ученых по проблемам взаимоотношения религии со всеми сферами жизнедеятельности общества и государства, а также проблеме межконфессиональных отношений. Особое внимание в работе уделяется анализу отношений между государственными органами и исламскими организациями в странах со значительным мусульманским населением. В ходе исследования используются материалы по истории, теологии, социологии, политологии, источники и литература, докторские и кандидатские исследования, отражающие результаты анализа государственно-религиозных отношений, материалы международных и региональных конференций, симпозиумов и семинаров, документы российского государства.

Эмпирическую базу исследования составляют: результаты анализа основных источников мусульманских религиозно-философских учений, богословско-правовых школ; контент-анализ материалов периодической

печати; результаты и выводы социологических исследований, проведенных в стране за последние десять лет; законодательная база федерального и регионального уровней; аналитические разработки, литературные источники, личный архив автора, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internet. Кроме того, в исследовании активно использовался личный опыт автора - офицера пограничных органов ФСБ России, проходившего службу в приграничных регионах с преобладающим мусульманским населением.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются степень её научной разработки, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи, характеризуются методологические основы анализа решаемых задач, их теоретические и эмпирические источники, научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, отражается степень апробации полученных выводов и результатов.

В первой главе - «Методологические основы социально-философского анализа государственно-исламских отношений как социального явления» -раскрываются природа, сущность и содержание государственно-исламских отношений. В главе предложено авторское определение категории «государственно-исламские отношения», раскрывается ее содержание, определяются предмет, субъект, уровни и сферы проявления. Автором вводятся в научный оборот стадии отношений между российским государством и исламом, что позволяет выявить специфику общественных отношений указанных субъектов в историческом времени и пространстве. Кроме того, в данной главе сводятся в единую систему фрагментарные внутренние и внешние связи государственно-исламских отношений, а также дается сравнительная характеристика государственно-исламских отношений

в странах с мусульманским населением, что позволяет оценить и спрогнозировать тенденции влияния внешнего фактора на российскую мусульманскую умму.

Во второй главе - «Диалектика отношений государства и ислама в России» на основе социально-философского анализа субъектов раскрывается «стратегия общения» между православием и исламом в социально-исторической ретроспективе. Эта стратегия более конкретно прослеживается в процессе анализа взаимосвязи государственных органов и российского ислама в межконфессиональной сфере, в социально-философских, религиозно-этических и политических концепциях, наличествующих в России.

В третьей главе - «Государственно-исламские отношения в приграничных регионах России» исследуется процесс взаимодействия исламского фактора и российской государственности на ее государственной границе на исторически длительном отрезке времени - от создания Древнерусского государства до современного этапа. Социально-философский анализ государственно-исламских отношений в пограничном пространстве направлен на доказательство того, как религиозный фактор может оказывать решающее влияние на изменение государственной пограничной политики. Знакомство с эволюцией отношений российского государства и ислама на приграничных территориях и специфика их проявлений на различных отрезках социального времени позволяет осмыслить процессы в социальном пространстве на государственной границе.

В четвертой главе «Оптимизация отношений российского государства и ислама в контексте обеспечения пограничной безопасности» рассматриваются стратегические пути по разрешению противоречий между государством и исламом, сложившиеся в результате радикализации деятельности отдельных мусульманских организаций, особенно в пограничном пространстве. Среди них особое место отводится православно-

мусульманскому диалогу, который выступает основой совершенствования взаимодействия государственных органов с религиозными организациями. Показана негативная и позитивная роль влияния мусульманской элиты на общественные процессы в мусульманской умме приграничных регионов. Рассматриваются новые виды угроз национальной безопасности России в пограничной сфере, связанные с исламским фактором, а также с негативными тенденциями в социальной сфере приграничья. Предлагаются конкретные направления стабилизации общественно-политической, социально-экономической, этноконфессионалыюй, культурно-правовой и военной обстановок в регионах с преимущественно мусульманским населением.

В заключении формулируются теоретические выводы и предлагаются практические .рекомендации, направленные на улучшение государственно-исламских отношений в пограничной сфере.

Библиография включает документальные и архивные источники, справочные издания, диссертационные исследования, научную литературу, работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме диссертационного исследования. Источники литературы приведены по разделам в алфавитном порядке.

Научная новизна исследования заключается: в постановке и решении
проблемы оптимизации отношений между государственными органами и
субъектами мусульманской уммы с позиций социально-философского
анализа; определении сущности и содержания феномена государственно-
исламских отношений в контексте понимания ислама не только как мировой
религии, но и системы нравственно-духовных ценностей, политико-правовой
культуры; раскрытии генезиса и эволюции российского ислама и анализе
социально-философских и религиозно-этических концепций

межконфессионального сосуществования; выявлении роли мусульманской элиты в изменении социальных ориентации мусульманского общества; определении особенностей государственно-исламских отношений на

приграничной территории и их влияния на пограничную безопасность; обосновании приоритетных направлений оптимизации государственно-исламских отношений в «мусульманских» регионах России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты социально-философского анализа сущности
государственно-исламских отношений. В исследовании с позиции
методологических принципов социальной философии сформулировано
определение сущности государственно-исламских отношений как
исторически обусловленного процесса взаимосвязи государственных органов
и мусульманских организаций в системе социальных, экономических,
политических, национальных, культурных, национально-религиозных и иных
сферах общественной жизни.

  1. В диссертации раскрыто содержание государственно-исламских отношений на основе предложенной автором их классификации по таким основаниям, как субъекты, объекты, сферы и уровни проявления, способы и средства реализации. Предметно-содержательной областью этих отношений выступают: защита прав граждан на свободу совести и вероисповеданий; осуществление гарантированных законом прав религиозных объединений; реализация конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, светского характера образования (в светских государствах); обеспечение взаимодействия государственных органов власти с религиозными объединениями и общественными организациями (джамаатами) в осуществлении социально значимых программ; регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений в конфликтных ситуациях; обеспечение безопасности личности, общества и государства.

  2. На основе взаимосвязи принципа исторического и логического исследованы генезис и эволюция государственно-исламских отношений в России, получившие отражение в социально-философских, религиозно-этических и политических концепциях XIX - начала XX веков, раскрыты

специфика российского ислама как вероучения и религиозной практики (обрядности), формы участия российских мусульман в общественно-государственной жизни. Результаты исследования позволили сделать вывод, что исторически русская цивилизаторская миссия в мусульманских регионах показала активную динамику и преимущества российской системы регулирования государственно-исламских отношений (по отношению к западной и восточно-азиатской системам), определявшую тенденцию к равноправному сосуществованию в стране различных религиозных конфессий. Тем не менее, государственные меры не всегда вызывали доверие и оптимизм у верующих мусульманских народов, особенно относительно предложений отдельных политиков и ученых по интегрированию России в западную цивилизацию.

4. Наряду с анализом эволюции отношений российского государства и ислама на государственной границе дана характеристика основных особенностей воздействия исламского фактора на пограничную безопасность России. К ним в диссертации отнесены: наращивание западными и другими государствами, их спецслужбами информационно-аналитических возможностей в российских мусульманских регионах (в первую очередь -Северо-Кавказском) с целью налаживания диалога с мусульманскими лидерами, в том числе духовными; использование так называемых миротворческих миссий с глобальной задачей закрепления на Северном Кавказе и других территориях компактного проживания российских мусульман; непрекращающиеся попытки некоторых арабских стран, Ирана, Турции использовать идеи пантюркизма, ваххабизма, исламского модернизма о единстве исторических судеб мусульманских народов, их «возрождении», а, следовательно, объединении и создании единого, самостоятельного исламского государства (Халифата); подготовка исламских террористов и боевиков - выходцев из России и других сопредельных стран на территории исламских государств для осуществления диверсий и экстремистских действий в Северо-Кавказском и других регионах;

использование незаконной миграции, трансграничной преступности, контрабанды, наркотрафика через государственную границу России и др. Рассматривая преимущественно негативные проявления исламского фактора в пограничных пространствах и приграничных территориях России, исключительно важно учитывать, что он содержит и позитивный потенциал, который необходимо использовать в интересах налаживания государственно-исламского диалога по проблемам обеспечения пограничной безопасности.

5. Обосновано положение о доминирующем влиянии мусульманской элиты на социально-нравственные ориентации верующих. Активное вовлечение ислама в политическую жизнь вызывает необходимость поиска средств, выступающих основой совершенствования отношений государственных органов с исламскими организациями. Речь идет, прежде всего, о подготовке управленцев различного уровня из числа российских мусульман, способных в условиях обострения этнополитической, религиозно-политической, а порой и военной обстановки принимать верные государственные решения с учетом названных факторов. Объективность и необратимость указанного процесса выдвигает на передний план мусульманскую элиту. Результаты обоснования места и роли мусульманской элиты в обеспечении ее влияния на активность российских мусульман свидетельствуют о появлении в её среде различных типов, активно связанных в своей деятельности с региональными властными структурами, различными политическими, религиозными, культурными и иными общественными организациями. В последние годы в российском мусульманском обществе появляются представители различных социальных слоев (духовенства, интеллигенции, государственных чиновников различного уровня), в разных формах симпатизирующих радикальным взглядам зарубежных исламских организаций. Об этом свидетельствует взаимосвязь изменения общественно-политической и религиозной ситуации на приграничной территории, связанного с активностью отдельных представителей мусульманской элиты.

6. Наряду с мерами по совершенствованию государственной политики по отношению к мусульманской умме, предложены приоритетные направления оптимизации государственно-исламских отношений в сфере обеспечения пограничной безопасности России, призванные нейтрализовать напряженность в государственно-исламских отношениях, к которым автором отнесены: проведение реформы по совершенствованию работы местных органов власти и управления мусульманским населением приграничья; распространение научных знаний об исламе и различных формах его бытия среди населения, сотрудников пограничных органов ФСБ России; использование совокупного позитивно-ценностного потенциала государственных, местных, муниципальных органов и исламских религиозных объединений в миротворческой деятельности на государственной границе; формирование у приграничного мусульманского населения качеств, позволяющих безболезненно адаптироваться к российской социокультурной среде и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществленный научный анализ государственно-исламских отношений и их влияния на пограничную безопасность российского государства позволяет переосмыслить место и роль субъектов российской мусульманской уммы в условиях активизации международного терроризма, связанного, в том числе, с активизацией исламского фактора в приграничных регионах. Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации могут способствовать, во-первых, внесению корректив в проводимую на государственном уровне политику по отношению к исламу; во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимоотношений между государством и мусульманским сообществом в стране; в-третьих, отдельные положения и выводы диссертации могут быть использованы государственными управленческими структурами при проведении внутренней и внешней политики в регионах с преимущественно

мусульманским населением; в-четвертых, материалы диссертации могут быть применены в деятельности основных институтов обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации; в-пятых, исследование может представлять интерес при составлении учебных программ и тематических планов, разработки лекций, специальных курсов, памяток, других методических рекомендаций, посвященных проблеме противодействия экстремизму и терроризму; в-шестых, исследование может представлять интерес для различных руководителей пограничных органов ФСБ России, выполняющих служебные задачи в регионах с преимущественно мусульманским населением.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на различных конференциях, в том числе и международных в период с 1998 по 2006 г.г. Основные положения и идеи диссертационного исследования излагались автором в лекциях, выступлениях и докладах перед офицерами Центрального аппарата ФСБ России, профессорско-преподавательским составом Академии ФСБ, учеными Института стран Азии и Африки (МГУ), Института востоковедения РАН. Отдельные положения и выводы диссертации легли в основу практического курса «Религиоведение» для слушателей Пограничной академии ФСБ России. Кроме того, отдельные положения диссертации использовались автором в практической деятельности - в период службы на Северном Кавказе (1993-1998 гг.), в ходе научного взаимодействия с государственными структурами Республики Дагестан, а также при проведении военно-политологических исследований в составе рабочих групп по выполнению комплексных межвузовских НИР. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора общим объемом более 50 ил.

Сущность и содержание государственно-исламских отношений

В исторической, философской, политологической, религиозной литературе, политической и периодической печати мы встречаемся с работами, авторы которых так или иначе рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения влияния религии на общество, взаимодействия государственных и религиозных институтов.

Для научного осмысления специфики отношений государства и религиозных процессов важна позиция русских философов, которые не отрицают участия религии и церкви в общественных процессах. Русские религиозные мыслители И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, B.C. Соловьев, Н.О. Лосский и др. посвятили множество работ анализу взаимосвязи государства и религии . В науке указанная проблема получила обобщающее название «русской идеи».

В советской науке, в силу декларируемого атеизма, писать об участии церкви в жизни общества и государства было сложно, поэтому изучалась роль церкви и религии в политической истории дореволюционного российского государства, либо на примере зарубежных стран. Тем не менее, проблема отношений государства и церкви обсуждалась, но с марксистко-ленинских - атеистических позиций. В качестве примера можно привести книгу Г. Эзрина «Государство и церковь», где автор замечает что, «религия представляет собой одну из многих форм общественного сознания, но ни одна из этих форм (за исключением политической идеологии и правосознания) не сыграла такой роли в политической жизни общества, как религия. Ни в одной из них (за тем же исключением) не возникло организаций, равных по своему могуществу и влиянию религиозным организациям церкви. В политической жизни религия может участвовать по-разному: непосредственно через религиозную деятельность: с помощью своих социальных учений, разработанных в лоне церкви; через политическую деятельность религиозных организаций. Если религиозное направление создает свою систему учреждений, свою церковную организацию, то его роль в жизни общества становится более заметной, а влияние на политическую жизнь превращается в прямое участие в ней. В странах, где церковь отделена от государства, религиозные организации могут представлять собой часть политической системы общества, но не входить в состав государственных органов. В тех странах, где церковь не отделена от государства, религиозные организации могут входить в аппарат государства. Возможен случай, когда государственная власть полностью оказывается в руках религиозной организации (Ватикан)»1.

С середины XX века активизировался научный интерес к исламу, ставшим в этот период значительным фактором, оказывающим воздействие на формирование международной обстановки, составляющим основу идеологических, политических, социальных, экономических, военных концепций и доктрин многих государств Азии и Африки, прежде всего Ближнего и Среднего Востока. И в наши дни ислам, как одна из мировых религий усиливает свое влияние практически на все стороны социальной и политической жизни многих стран , все чаще становится идеологической основой для радикальных идеи и террористических настроений, отдельных религиозно-политических группировок.

70-80-е годы XX века по отношению к исламу характеризовались обострением международных проблем, которые потребовали изменения отношения к исламскому миру и, в частности, к самому исламу, проявившему себя в некоторых странах мощной политической силой.

Эти обстоятельства оказали существенное влияние на отечественную ис-ламистику. В этот период существенно расширилась тематика исследований общего религиоведческого характера, в которых ислам рассматривался как система, с присущими ей элементами - религиозным сознанием, деятельностью, институтами, организациями и т.п. В увеличившемся объеме научных публикаций выделились два направления: изучение процессов, происходящих на зарубежном мусульманском Востоке и исследование роли ислама в регионах его традиционного распространения в СССР1. В это время стали выходить научные работы по проблемам взаимоотношения ислама и национализма, ислама и политики, исследования, рассматривающие политические течения в исламском мире2.

В указанный период началось исследование проблем, непосредственно касавшихся взаимоотношений ислама и общественных процессов: изучалась деятельность внешнеполитических органов исламских стран, международных исламских организаций и отдельных идеологов1; появились работы, затрагивавшие вопросы использования Западом ислама в идеологическом противостоянии с Советским Союзом2.

Развитие отношений государства и ислама в России, специфика российского ислама

Российские историки неоднозначно подходят к дате появления ислама на территории России: одни связывают её с проникновением религии в Нижнее Поволжье в X веке, другие с появлением арабов в Дербенте в VII веке. Не вдаваясь в исторический спор, автор считает наиболее точной дату появления ислама на территории нынешней России - 653 год от рождества Христова. По этому поводу Р. Абдулатипов отмечает: «Есть разные мнения о том, когда ислам пришел в Россию. Некоторые российские мусульмане в 1989 г. отмечали 1100-летие принятия ислама, этот отсчет велся, видимо, от периода исламизации Волжской Булгарии. Другие мусульмане в 2000 г. отмечали 1400-летие принятия, прихода ислама на территорию современной России, в частности на Кавказ, в Дербент в VII в.»1. Д.Ю. Арапов пишет: «В располагавшейся в Нижнем Поволжье и на Дону Хазарии, значительная часть населения приняла ислам в VIII в.; в Среднем Поволжье возникла Волжская Булгария, ислам здесь был государственной религией с 922 г.» .

Часть исследователей связывают проникновение ислама в Россию с нашествием татаро-монголов, хотя они по-настоящему мусульманами стали при хане Узбеке (1312 г.).

Ислам в процессе своего формирования и развития на территории нынешней России поглощал, «абсорбировал» различные общества с их нравственными принципами, политическими и правовыми воззрениями, философскими взглядами. Растворяясь в исламе, эти общественные идеи ассимилировались, вошли в плоть и кровь религиозных верований, убеждений, догматов, придали им общественное звучание и значимость.

Принятие ислама народами, проживающими на Северном Кавказе, в Поволжье, Сибири свидетельствует о значимости и роли общественной идеи в истории человечества. Если исходить из того, что эти народы на тот исторический период входили в Хазарский каганат, то вполне возможно предположить, что ислам принимался для объединения усилий в борьбе против хазар и других захватчиков1. Речь идет о том, что правители Хазарского каганата исповедовали иудаизм, а остальные народы придерживались христианства, язычества, иудаизма, ислама. Вот что писал об этом арабский историк X в. аль-Масуди: «Там семь казыев, из них двое мусульман. Они судят по шариату и Корану. Двое иудей. Они вершат суд по Торе. Двое христиан. Они судят по христианскому законодательству. Один славянин. Он представляет руссов и иных язычников и судит либо по языческим обычаям, либо советуется с казыями».

Занимая огромные территории Прикаспия, бассейна Дона, Приазовья, хазары активно сотрудничали с народами Ближнего Востока. Прикаспийский регион всегда был насыщен взаимодействием религий и культур, отличался веротерпимостью, и активной борьбы религий между собой здесь не было. Свободный выбор веры был нормой жизни.

Хазарский каганат одним из первых стал в определенной степени мостом между Западом и Востоком, в том числе и по отношению к Руси. Хазарский каган Иосиф Хаздай писал примерно в 954 г. советнику Кордовского халифа: «Я охраняю устье реки и не пускаю руссов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмаилтян. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаилтян до Багдада». Таким образом, и десять веков назад Прикаспийская низменность, бассейны Дона, Приазовья, занимая выгодное геостратегическое положение, играли геополитическую роль. На это обращает внимание Р. Абдулатипов: «Это примечательное свидетельство средневековой геополитики» .причинах распространении ислама на территории нынешней России свидетельствует активная миссионерская деятельность Халифата, установление активных экономических и политических отношений с народами, населяющих нынешнюю Россию . К X веку ислам исключительно мирными формами охватил частично или полностью чувашей, марийцев, башкир, камских булгар. Историк Ключевский пишет, что «в княжеских дружинах XI—XII вв. были люди из инородцев восточных и западных, которые окружали Русь, торков, берендеев, половцев, хазар». Это еще раз подтверждает историческую терпимость народов России, их многорелигиозность и отсутствие изначально враждебных противоречий между ними, между их культурами и религиями.

Принятие ислама Волжской Булгарией, Казанским и Астраханским ханством, народами Хазарского каганата включило их в мусульманскую общину, так называемую «дар-уль-Ислами», что явилось следствием образования социокультурных очагов мусульманского мира с этнически разнородным населением. Следует отметить, что указанные мусульманские анклавы существовали в окружении немусульман долгое время и исторически выработали традиции мирного сосуществования с ними.

Эволюция отношений российского государства и ислама на государственной границе

Рассмотренные нами в рамках диалектики отношения российского государства и ислама свидетельствуют о том, что указанные субъекты активно соприкасались в пограничном пространстве на протяжении многих веков. Можно сказать, что религиозный фактор и в частности исламский фактор не раз оказывал судьбоносное влияние на ход исторического развития российского государства.

Известно, что как государственное образование - Древняя Русь появилось во второй половине IX века. Развиваясь, государство стремилось обозначить границы собственных владений, а также рубежи своего политического и экономического влияния, которые часто нарушали внешние враги.

Однако, еще до создания централизованного государства на Руси, мусульмане поддерживали экономические отношения со славянскими племенами. Так известен один из крупных торговых путей начала IX века, который начинался в Багдаде и проходил через Хазарию, Камскую Булгарию, Русь и заканчивался в Скандинавии1.

На наш взгляд, Русское государство впервые столкнулось с исламским миром как с военной угрозой в результате набегов тюркоязычных племен, входивших в состав Хазарского каганата2. Итак, молодое русское государство вошло в «первый межгосударственный конфликт» с мусульманским миром по причине «данничества»3. Можно ли утверждать, что указанные племена исповедовали ислам? По свидетельству мусульманского проповедника, посетившего столицу Хазарии - Итиль, мусульманами там были и гузы, и хазары, и булгары, и сувары (предки чувашей), и арабы4. О том, что ислам был широко распространен в Хазарии, отмечает М. Худяков, «большинство населения в Хазарской стране составляли мусульмане - из них набиралось хазарское войско, а также избирался визирь - фактический глава государства»1.

Для обеспечения своей безопасности молодое государство было вынуждено не только противодействовать набегам кочевников, но и проводить завоевательную политику. Так, в течение 965-968 гг. Древнерусское государство под руководством князя Святослав Игоревича (945-972 гг.) полностью разгромило Хазарию, победило Волжскую Булгарию и вышло на берег Русского (Черного) моря от Дуная на западе (Переяславец) до Керченского пролива на востоке (Тмутаракань). На востоке были покорены юго-восточные земли Поволжья . Таким образом, языческая Русь столкнулась с мусульманами в ходе претворения в жизнь политики «собирания» восточнославянских земель, направленной не только на расширение территории государства, но и обеспечение безопасности ее южных и восточных окраин.

Следует отметить, что исчезновение Хазарии с политической карты способствовало исламизации Северного Кавказа, Поволжья и Великой степи. Ведущую роль в регионе стали играть хорезмийцы, гузы и кипчаки (половцы). И уже через несколько лет в 985 году Владимир «предпринял поход на волжских (камских) болгар», результатом которого явилось заключение договора, который подавал Древнерусскому государству надежду на обеспечение мира на восточных границах. При этом мусульмане, торжественно обещая жить с Русью дружно, утвердили клятву словами: «Разве тогда нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде» .

Постоянные набеги степных тюркоязычных народов вынудило искать защиту от них и в 988 году Киевский князь Владимир высказал мысль о строительстве городов по пограничным рубежам. «И нача набирати мужи лучшие от словен, и от кривич, и от чюди, и от вятич, и ими населил грады, ибо была рать с печенеги»1.

Таким образом, начало отношений молодого государства с мусульманским миром активизировало как внешнеполитическую, так и внутриполитическую деятельность на Руси, что, во-первых, способствовало активному формированию единого Древнерусского государства; во-вторых, появлению идеологии, способной объединить и удерживать в союзе многочисленные славянские племена - речь идет о принятии христианства на Руси. До принятия единой веры многочисленные племена не осознавали себя единым народом; в-третьих, угроза со стороны орд кочевников вынуждала государство принимать меры по защите своих границ от врагов. Следовательно, обустройство границ имело важнейшее внешнеполитическое значение для молодого государства, повышало ее международный авторитет.

Кроме того, следует отметить поворот во внешней политике Древнерусского государства по отношению к мусульманским племенам. Об этом свидетельствует женитьба князя Святополка на дочери половецкого князя, а также возобновление экономических, политических связей, дипломатических отношений . О важности указанных отношений свидетельствует тот факт, что Волжско-Камская Булгария в Х-ХШ веках занимала территории нынешнего Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской областей, через неё проходили торговые пути из Средней Азии.

Раскрывая внешнеполитический аспект отношений Древнерусского государства с исламским миром, интересно показать неизвестную для широкого круга людей страничку истории. Речь идет о том, что в войске Кордовско-го халифа Абдур-Рахмана служило 14 тысяч славян-мусульман, так называемых «сакалиба». Это были воины-славяне, которые предназначались для поддержания мира и порядка в стране и которых опасались многие знатные арабы. После распада Кордовского халифата в XI веке «сакалиба» создали несколько династий1. Таким образом, представители славянских племен оказали существенное влияние на историческое развитие мусульманской уммы, качественно меняя векторы ее развития, что свидетельствует о сильной духовной составляющей русского этноса.

Анализируя отношения Руси и исламского мира на государственных рубежах, следует отметить и такую их особенность. Внутренние распри, конфронтация между различными наследниками, не прошли бесследно для молодого государства. Более того, в борьбе за власть многие претенденты стали прибегать к услугам половцев. Так в 1078 году внук Ярослава Мудрого, Олег Святославович вступил в союз с половцами, а в 1094 году возглавил их набег на русские земли. Все это привело к распаду Киевской Руси, что сказалось на характере ее внешних границ - они перестали быть общегосударственными.

Похожие диссертации на Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ