Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальный характер как объект социально-философского анализа Авганова Зарина Асламовна

Национальный характер как объект социально-философского анализа
<
Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа Национальный характер как объект социально-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авганова Зарина Асламовна. Национальный характер как объект социально-философского анализа : 09.00.11 Авганова, Зарина Асламовна Национальный характер как объект социально-философского анализа (на примере таджикской нации) : диссертация... канд. филос. наук : 09.00.11 Душанбе, 2007 177 с. РГБ ОД, 61:07-9/466

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Национальный характер и проблемы его исследования.

1. Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы национального характера 20

2. Историко-философский анализ проблемы национального характера 41

3.Национально-особенное в условиях глобализации 66

Глава II. Особенности формирования и сущность национального характера таджиков.

1. «Базовая модель» национального характера таджиков 83

2. Уклад жизни и национальный характер 113

3. Особенности проявления этнического характера в культуре таджикского этноса 140

Заключение 157

Список использованной литературы 165

Введение к работе

Актуальность темы; С распадом Советского Союза и образованием новых независимых государств - начался новый вектор развития человеческой цивилизации. С обретением свободы и независимости перед молодыми образовавшимися государствами встала задача переосмысления своего исторического прошлого, настоящего и перспективы будущего развития с 1 целью социального прогресса, демократизации всех сторон общественной жизни, с тем, чтобы занять свое достойное место в ряду цивилизованных стран. Поэтому в настоящее время - время глобальных перемен - возрастает интерес к национальным идеям, традициям и обычаям, способных сплотить на решение грандиозных задач, стоящими перед нацией, а также сохранить и возродить самобытную историю и культуру, её «народный дух». Для осуществления этих задач важным подспорьем может служить национальный характер - как выражение «коллективной воли» народа.

В условиях глобализации, охватившей современное человеческое сообщество и сопровождающейся вестернизацией и стандартизацией жизни, засильем массовой культуры, наметилась другая тенденция - сохранить свою этническую самобытность, язык и культуру. Этот процесс, в свою очередь, инициировал интерес народов, особенно тех из них, которые обрели независимость и национальную государственность, к своим корням, своему историческому прошлому, осознанию своего места и роли в современном мире% Важным детерминантом этого процесса можно считать и всплеск национального самосознания или идентичности - стержневую основу которой составляет национальный характер.

С обретением независимости и свободы Таджикистан вступил в новый этап своего развития. Однако развязанная внутренними и внешними врагами гражданская война поставила судьбу молодого государства и таджикского народа в целом на грань национальной катастрофы, выявила глубокие

4 противоречия и изъяны в таджикском обществе, копившиеся в течение десятилетий. Особую тревогу вызвал всплеск психологии регионализма, местничества, землячества и клановости, которые раскололи общество на противостоящие силы. Война нанесла не только материальный, но и морально-психологический ущерб, последствия которой до сих пор дают о себе знать в обществе. В связи с этими трагическими событиями возникает ряд вопросов: Каковы основные причины вспыхнувшей пламени гражданской войны? Связано ли это с прошлой историей таджикского народа? Какую роль сыграли психологические особенности менталитета народа или национального ' характера в разыгравшейся трагедии? Почему таджикский народ, являясь наследником величайшей культуры прошлого, неповторимой духовной сокровищницы, родиной плеяды выдающихся философов, ученых, поэтов и государственных деятелей, в настоящее время пребывает на обочине исторического развития? Какие уроки следует извлечь из случившейся трагедии? Какие черты таджикского национального характера следует сохранить и от каких из них избавиться? Вот на эти и другие актуальные вопросы должна, если и не ответить, то, во всяком случае, пролить свет исследуемая проблема. Актуальность изучения национального. характера ' обусловлено не праздным любопытством познания «духа народа» или возвеличиванием ее исторического прошлого, а имеет практическое значение, которое направлено на критическом осмыслении настоящего и перспектив будущего развития, передаче подрастающему поколению славных традиций и социального опыта, накопленных предшествующими поколениями.

Актуальность исследования национального характера обусловлена тем, что из всех признаков нации рассматриваемый феномен является наименее разработанным и малоисследованным. Сложившееся обстоятельство вызвано тем, что национальный характер является «неуловимым», сложно поддающимся объектом научного исследования, связанный с внутренними, невидимыми на поверхности, психологическими параметрами этноса.

Невнимание и неизученность проблемы национального характера ' объясняется тем, что главное внимание национальной политики советского государства была направлена на превознесение интернациональных черт над национальными, целенаправленное стирание национальных различий в угоду классовым. Расцвет и сближение наций и образование новой исторической общности- «советского народа», провозглашалась главной целью национальной политики государства. Всякий интерес к своей национальной самобытности, языку или истории воспринималось как проявление национализма и мелкобуржуазной психологии и вытекающими из этого последствиями.

Актуальность исследования данной тематики продиктовано и тем, что из ' всей совокупности компонентов национальной психологии, таких, например, как национальное сознание и самосознание, национальные чувства и интересы, историческое сознание и др. национальному характеру со стороны исследователей уделено крайне мало внимания или вовсе не был объектом целенаправленного научного анализа и концептуализации. Робкие в советский период, попытки учёных, опутанные идеологическими нитями и штампами, были малоэффективными и непродуктивными из-за отсутствия надлежащей методики его исследования. Используемая методология была абстрактной и оторванной от анализа противоречивой реалий современной жизни и не ' отвечала научным потребностям в адекватном отражении условий этнических сообществ. Определённый прорыв в этом направлении исследования было осуществлено в современной западной этнологии, культурной и социальной антропологии, социологии и этнопсихологии.

Такие важные составляющие национальной психологии как национальное самосознание, национальные чувства и национальный характер, ввиду их рудиментарной природы, согласно идеологическим, классовым установкам, выталкивались на второй план. Поэтому особую актуальность приобретает в настоящее время исследование специфики формирования ' самобытности этнических общностей, исторического прошлого их языка и культуры, своеобразие психического склада и менталитета (характера) этносов,

не с классовых, идеологических штампов, а с гуманных, общечеловеческих ценностей, норм и позиций.

В современном обществознании все большую популярность приобретает новая формирующаяся дисциплина - этнопсихология. В качестве междисциплинарной науки она возникла как самостоятельная наука на стыке трёх дисциплин - этнологии, культурной антропологии и психологической антропологии. Объектом её исследования являются психологические особенности этнических и межэтнических отношений, проявляющиеся на уровне национального самосознания, национального характера и менталитета, этнического стереотипа и других модификаций психического склада этносов. Национальный характер составляет как бы стержневую ось психологического k своеобразия этнообразований.

Актуальность исследования национального характера ^продиктовано также международными, политическими соображениями, направленные на предотвращение разного рода конфликтов в межэтнических и межгосударственных отношениях, возникающих из-за элементарного незнания психологических особенностей того или иного этноса, пренебрежение к национальному характеру и менталитету этносов; или принятие бездумных политических решений, росчерком пера решающих судьбы целых народов по наставлению их на путь «всеобщего благоденствия», «демократизации» и ' «светлого будущего». О возрастании роли и значимости изучения национального характера в современной международной жизни говорит проявляемый интерес учёных к этой проблеме. «Сегодня совершенно очевидно, - пишет таджикский философ М.К.Гафарова, - что национальное сознание развивается на новой почве - в условиях демократизации общества, когда в мире идёт процесс возрождения роли национального характера, национальных особенностей, возвращения к родному языку, понимание народами целостности и неповторимости своей истории»1.

1 Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание - Душанбе: Ирфон, 2001. - С.54-55.

7 Степень разработанности проблемы,

В советский период изучение национального характера связывалось главным образом, с определением сущности нации и её основных признаков. 1 Начало этому положила дискуссия, организованная журналом «Вопросы истории» в 60-годы XX века. Согласно этой конструкции психический склад или национальный характер выступал одним из основных признаков нации, проявляющийся в различных сферах духовной и материальной культуры. Несмотря на это исследование национального характера не нашло должного освещения и исследования в научной литературе ввиду сложной природы данной проблемы.

В 80-годы прошлого века проблема национального характера вновь стала в центре внимания исследователей в области наций и национальных ч отношений. В развернувшейся на страницах журнала «Советская этнография» дискуссии акцент был сделан на выявлении теоретико- методологических аспектов и своеобразии концептуальных подходов в исследовании специфичных черт национальной психологии и национального характера. Высокий тонус и импульс этой дискуссии был предзадан статьей А.Ф. Дашдамирова «К методологии исследования национально- психологических проблем»1, вокруг которой и было сосредоточено обсуждение данной проблемы.

В данной статье, автор поднимает ряд актуальных проблем, касающиеся v функционального статуса и структуры национальной психологии; отличительные качественные характеристики её элементов, а также тенденции и закономерности развития этнопсихологических процессов. Данный подход в какой-то мере восполнил недостаток необходимой научно-теоретической базы исследования национального характера и национальной психологии в целом. Хотя следует отметить, что нарождающаяся этнопсихологическая наука находилась в эмбриональном состоянии и не имела в своём арсенале

надлежащего инструментария и методики исследования этнопсихологических

і

См.: Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально- психологических проблем // Советская этнография, 1983, №2.

8 явлений и механизмов отработки эмпирических данных. Поэтому этнопсихологические исследования всё ещё были оторваны от реалий повседневной жизни этносов и значительно отставали от исследований своих коллег - западных учёных- этнопсихологов.

Несмотря на это в упоминаемый период большой вклад в изучении проблемы национального характера внесли такие советские учёные как С.М.Арутюнян, Ю.В. Баграмов, Л.И.Горячева, П.И.Гнатенко, Н.Н.Джандильдин, М.С.Джунусов, А.Ф.Дашдамиров, М.В.Иордан, И.С.Кон, С.Т.Калтахчян, Т.Ф.Кряклина, В.И. Козлов, М.И.Куличенко, П.М.Рогачёв, М.А.Свердлин, Э.В.Тадевосян, И.П.Цамерян, В.Н.Филатов и др.

Исследованию проблем этнического характера в той или иной мере были вовлечены и те исследователи, которые занимались общетеоретическими вопросами наций и этнонациональных отношений. Среди них следует отметить ' таких российских ученых как Абдулатипов Р.Г., Артановский Н., Бушков В.И., Микульский Д.В., Бромлей Ю.В., Гумилёв Л.М., Дробижева Л.М., Козлов В.И., Рыбаков СЕ и др.'

В то же время со стороны некоторых психологов2 предпринимались самостоятельные шаги, направленные на осмысление и объяснении сущности и природы социальной психологии характера личности и этнического характера, их качественные различия и особенности.

1 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.: Мысль, 1991; его же: Этнополитология.
СПб.: Питер, 2004; Артановский Н. Этноцентризм и возврат к этничности: Концепции и действительность. -
М.,1992; Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия граданской войны в Таджикистане. (Этно-социальные
процессы и политическая борьба, 1992-1996).-М., 1997; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория,
история современность. - М.: Наука, 1987; Гумилёв Л.М. Этногенез и биосфера Земли. -Л.: Изд. Ленингр-го
университета, 2 изд., испр; -1989; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. (Историко-
социологический очерк межнациональных отношений). - М.: Мысль, 1981; Козлов В.И. Этнос. Нация.
Национализм. - М. 1999; Рыбаков СЕ. Нация и национализм. -М., 2001.

2 См., напр. Андреева Г.М. Социальная психология.- M.: Изд-во МГУ 1980; Белик. Психологическая
антропология: История и теория. - М., 1993.; Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. - Л.:
Наука, 1979; Левыкин И.Т. Проблемы перестройки общественной психологии // Психологический журнал,
1988, №1; Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера.- М.: Учпедгиз, 1956; Симонов П.В., Ершов П.М.
Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.- М.:
Наука, 1979; Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971; Кон И.С.
психология предрассудка // Новый мир, 1966, №9; Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии
установки. Тбилиси: Изд-во АН СССР, 1961.

Значительный вклад в изучении теории наций и национальных отношений внесли и таджикские учёные. Среди них следует отметить труды, написанные, как в советский так и в постсоветский периоды, таких учёных как Асимов М.С. И.Асадуллаев, A.M. Богоутдинов, Б.Гафуров, М.Диноршоев, Х.Додихудоев, З.Дадабаева, Х.Идиев, М.Комилов, Н.Н.Негматов, К.С.Сабиров.,' А.Самиев, А.С.Саидов, И.Шарипов. Ш.Шоисматуллоев и др.1

За последнее время в отечественной обществоведении возрос интерес к проблемам национального и этнического характера. К ним в первую очередь следует отнести исследования М. К. Гафаровой, К.Гиёева, В. Кучкарова, М.Набиева, М.Рахимова, П.Шозимова, М. Шукурова и др.

В отечественной литературе, среди работ посвященной изучению общественной психологии, национального психического склада, следует выделить монографию профессора М.К. Гафаровой (в соавторстве с В.А. Фоминой) «Общественное сознание».

В ней освещается сущность и структура общественного сознания, уровни, сферы и формы общественного сознания, а также механизмы функционирования, развития общественного сознания и её регулятивные

Асимов М.С, Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1990; Асадуллаев И.К. Новые категории философии и философия политики. - Душанбе, 2006; Богоутдинов A.M. К вопросу о консолидации таджикской нации// Богоутдинов A.M. Избр. произведения - Душанбе: Дониш, 1980; Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. В 2-х томах. - Душанбе 1989; Диноршоев М.Д. О некоторых принципах философии национального мира // Фонус, 2001, №3. Додихудоев X. Регионализм как феномен общинного сознания // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: Философия и Правоведение №1-4. - Душанбе, 2001; Дадабаева 3.A. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества. - Душанбе, 1 2000. Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. - Душанбе: Ирфон, 2003; Камилов М.К. Формирование новой личности. Философский и социологический аспекты. - М.: Наука, 1975; Негматов Н.Н. О концепции и хронологии этногенеза таджикского народа// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1990; Сабиров К.С. Таджикская социалистическая нация - детище Октября. -Душанбе 1968; Самиев А.Х. Историческое сознание и развитие духовного мира человека. - Душанбе: Дониш, 1994; Саидов А.С. Нация как субъект социального действия. - Минск, 2000; Шарипов И.Ш. Развитие национальных отношений в современном Таджикистане. - Душанбе, 2002. Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. - Душанбе, 2006.

2 Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание - Душанбе:Ирфон, 2001; Гиёев K.X. Национальные интересы. - Душанбе, 1993; Кучкаров B.X. Историческое сознание и культура межнационального общения. Автореф. канд. филос. наук.- Душанбе, 1994; Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении: Дисс. канд.психол.наук, - М., 1995; Рахимов M.X. Место и роль национального характера в социалистическом образе жизни. Дисс. канд. философ, наук.- Алма-ата, 1988; Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.-' Душанбе, 2003; Шукуров М. Независимость и социально-духовное самосознание - Душанбе, 1999 (на таджикском языке).

\

10 социальные функции. В рамках общественного сознания авторы монографии дают конструктивный анализ структуры общественной психологии.

В 90- годы XX века на постсоветском пространстве благодаря работам
ученых, специализирующихся в области нации и национальных отношений,
были заложены основы новой формирующейся самостоятельной научной
дисциплины - этнопсихологии. '

За последние годы значительного прогресса в исследовании этнической психологии в целом, и национального характера в частности, добились российские учёные - этнологи и этнопсихологи. Изданные ими за последнее время учебники и монографические работы1 свидетельствует о начале масштабного развёртывания исследований в этой области, на базе лучших достижений отечественной и зарубежной этнопсихологической науки.

Несмотря на актуальность и повышенный интерес учёных к проблематике национального характера следует констатировать, что до сих пор в социально-философской и этнопсихологической области отсутствуют \ специальные фундаментальные работы, посвященные данной проблеме. Исключение составляют лишь отдельные работы отечественных и зарубежных исследователей , а также ряд диссертационных работ, непосредственно или косвенно затрагивающие проблему национального характера.

Некоторые из этих работ были написаны ещё в советскую эпоху и к сожалению не были свободны от идеологического, классового налёта. В монографии Гнатенко, Баграмова и в некоторых диссертационных работах классовый подход в какой-то мере затмил сущность национального характера и не позволил в полной мере раскрыть содержание и основные функциональные 1 назначения национального характера. Каким бы ни был национальный характер

1 Крысько. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. - М.: Экзамен, 2002; Кукушкин
B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология .- Ростов-на-Дону: Феликс, 2000; Садохин А.П.
Грушевицкая Т.Г. Этнология.- М.: Академия, 2000; Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Академический
проект, 1999.

2 Гнатенко П.И. Национальный характер. - Днепропетровск, 1998; Американский характер. Очерки культуры
США: Традиции в культуре/ Отв. ред. О.Э. Туганова.- М.: Наука, 1998.

3 Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом
общении: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995; Рахимов M.X. Место и роль национального характера в
социалистическом образе жизни: Автореф. канд. филос. наук..- Алма-Ата, 1988.

или особенности национального, в конечном счёте, они объявлялись второстепенными, временными по отношению к интернациональному, классовому - как магистральной линии развития наций и народов.

Советские учёные, окутанные классовым сознанием и идеологическим прессом не могли должным образом исследовать природу национального характера: механизмы его формирования и функционирования.

В этот период на Западе бурный рост переживают науки этнология, \ этнопсихология, этносоциология, занимающиеся исследованием проблем этнопсихологических особенностей народов в рамках которых и исследовалась проблема национального характера. Особенно значительных успехов добилась американская этнопсихологическая школа, представленная тремя школами: А.Кардинера, Р.Бенедикт и М.Мид.

По Кардинеру, в основе его учения лежит так называемая идея базовой личности, которая закладывается в детском возрасте посредством общественных институций примерно в 4-5 лет и не претерпевая в дальнейшем какому-либо изменению. Исходя из этого учёный выводит своеобразие этноса \ не из его культуры, а из психологической особенностей этноса. Трансформируя эту модель на всех членов общества, он определяет средний этнический характер и особенности его психологии.

Другая школа, представленная Рут Бенедикт, полагает, что каждый народ является носителем особой «базовой структуры характера», играющей судьбоносную роль в его истории и передающейся по наследству. Своеобразие характера того или иного народа обусловлено, по Бенедикт, своеобразием черт, элементов культуры.

В совокупности эти конфигурации (элементы культуры, например: * религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры образуют единую неповторимую структуру). Именно эти конфигурации (элементы) формирует специфический тип личности, а через неё формирует характер того или иного этноса.

Из тех же методологических принципов исходит в своём исследовании американский антрополог Маргарет Мид1. Во главу угла своего учения М.Мид кладёт исследование роли детства в формировании своеобразия психологических черт этноса.

Разумеется американская традиция изучения национального характера не ограничивается этими тремя школами. Она охватывает и другие научные сообщества, в рамках которых проводятся этнопсихологические исследования2.

Для освещения духовно- нравственных основ национального характера \ важное значение имеют произведения искусства и литературы. Они позволяют более рельефнее и красочнее воспроизвести облик «народного духа» или национального характера, нежели абстрактные научные модели этноса и его психологического портрета. К такого рода произведениям и научным исследованиям3 относятся анализируемые нами ниже работы. ;

Как показывает анализ состояния разработанности темы проблема национального характера остаётся в отечественной науке неразработанной и находится в зародышевом состоянии. Это касается как теоретико-методологического аспектов анализа проблемы, так и её эмпирических \ разработок и подходов исследования.

На теоретическом уровне необходимо сосредоточиться на выявление концептуальных основ этнического характера, его функционального статуса как самостоятельного объекта исследований в системе этнической психологии и определение своеобразия его структурных элементов.

Эмпирический уровень предполагает проведения тщательного, всестороннего анализа различных сторон жизнедеятельности этноса, связанные с обычаями, традициями, обрядами, бытом, повседневного общения, с

1 Мид М. Культура и мир детства.- М., 1988.

2 Американский характер. Очерки культуры США: Традиции в культуре / Отв. Ред. О.Э. Туганова. - М.: Наука,
1998.

3 Айни С. Одина // Повести. Публицистика; Айни Л. Некоторые аспекты национального своеобразия в
творчестве художников Таджикистана. - В кн. Искусство таджикского народа. Вып.4. - Душанбе: Дониш,

1979.; М.: Советский писатель. 1978; Хамракулов И. В поисках национального характера героя.- Душанбе: Ирфон, 1976.

13 материальной и духовной культурой и другими областями жизни национальной общности, где проявляются специфические черты национального характера. Особо следует обратить внимание на методике сбора эмпирических данных и их обработки и анализа. Для этого следует, на наш взгляд, обратиться к опыту ведущих современных этнопсихологических школ и направлений, особенно на методику исследования американской этнопсихологии и антропологии.

Данный подход включает в себя также проведение полевых работ,' тестирования, интервью и др. формы и методы эмпирического исследования.

Для повышения эффективности проводимых исследований I национального характера и других составных частей национальной психологии необходимо разработать курс этнопсихологии - как самостоятельной научной дисциплины.

Важным подспорьем и дополнением к теоретическим исследованиям сущности национального характера мог бы служить проведение социологических исследований в различных их модификациях.

Кроме того, для проведения комплексного научного исследования проблемы национального характера необходимо объединить усилия учёных и специалистов различных отраслей наук: философов, социологов, этнологов, \ психологов, литераторов, искусствоведов и др. с целью теоретических и практических изысканий содержания и сущности рассматриваемой проблемы.

Поэтому выбор данной темы диссертации продиктован тем
обстоятельством, что до сих пор в отечественной социально-философской
литературе отсутствует теоретическая и методологическая «модель»
исследования национального характера, на базе которой можно было проводить
развернутое исследование данной проблемы как социально-философской
категории. Исходя из этого, диссертант предпринимает попытку на базе
изысканий отечественных и зарубежных исследователей, а также достигнутого *.
уровня философской, этнологической, этнопсихологической,

культурантропологической наук, восполнить пробел в этой области

14 исследования и заложить начальные основы для проведения комплексного \ исследования ее различных аспектов.

В представленной диссертации автор основываясь на критическом анализе существующей литературы, пытается освятить некоторые теоретико-методологические аспекты проблемы национального характера. Используемый фактологический материал позволил (на примере таджикской нации) проанализировать основные сущностные черты национального характера и их проявление в различных сферах жизни таджикского этноса. Цель и задачи исследования.

Целью данной работы является обосновать реальность существования \ феномена национального характера как важного этнообразующего признака нации и на этой основе выявление и систематизация типических черт характера таджикского народа. Для достижения данной цели автор предлагает решение следующих задач;

проанализировать и раскрыть сущность и содержание национального характера как социально- философской категории;

обосновать статус национального характера в качестве стержневой основы национальной психологии;

выявить социально-экономические, культурно-исторические И '' естественно-биологические истоки формирования национального характера;

проанализировать различные формы проявления и опредмечивание национального характера в различных сферах уклада жизни, их взаимосвязь и взаимодействие;

показать своеобразие культурологического подхода в исследовании проблемы национального характера;

проанализировать позитивные и негативные аспекты черт национального характера (на примере таджикского народа) и их воздействие на' становление и развитие этнической общности;

проанализировать возникшие проблемы процесса глобализации и их

15
воздействие на культурное пространство и менталитет этнических
общностей. ,

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В процессе работы над диссертацией автор основывался на результаты исследования философов, психологов, социологов, этнологов, этнопсихологов, антропологов, культурологов, литературоведов и искусствоведов, а также видных отечественных и зарубежных специалистов в области этно-национальных и межэтнических отношений. Методологической основой исследования послужили главным образом методы сравнительного анализа; логико-индуктивный и дедуктивный методы исследования, методы описания, анализа и синтеза, диалектического метода, а также принцип историзма и ^ системного анализа. Научная новизна исследования заключается в следующем:

впервые на примере таджикского этноса рассматривается феномен
национального характера как самостоятельный объект социально-
философского исследования, где предпринимается анализ различных
подходов, методов и концептуальных идей советских (И. С. Кон и А.Ф.
Дашдамиров), современных российских (А.П. Садохин,Т.Г. Грушевицкая,*
Т. Стефаненко, B.C. Кукушкин и др) и американских (А. Кардинер,

Р. Бенедикт и М. Мид) школ и направлений; \

дано определение сущности национального характера как совокупности типичных, устойчивых черт нации, сформировавшихся в ходе исторического развития и выражающих собой своеобразие и дух нации, ее менталитет, привычки и вкусы;

раскрыто базовые черты национального характера, являющиеся этнообразующими признаками нации, наиболее типичные из которых образуют такие черты как гостеприимство, уважение и почитание старших, миролюбие, толерантность, сострадательность, открытость и др;

обоснована взаимосвязь и взаимовлияние черт национального характера и процессов социальной жизни, в частности, такие черты таджикского

народа, как конформизм, раболепие, угодливость, сформировались-вследствие потери своей независимости, национальной государственности, в результате чего таджикский народ в течение, столетий пребывал под властью деспотических иноземных завоевателей; и наоборот, такие положительные черты характера как миролюбие, смиренность, не воинственность, любовь и привязанность к родному очагу способствовали, в ином историческом контексте, положить конец братоубийственной, гражданской войне и возвратиться в лоно мирной жизни; в комплексном виде раскрыты содержание категории национальный" характер в контексте анализа различных сторон жизнедеятельности этноса: традиций, обрядов, обычаев, ритуалов, норм нравственности и < своеобразия духовной культуры, на примере таких групповых форм деятельности, как «Хашар» (безвозмездная коллективная помощь), празднование «Навруза», «Сада», а также через образы художественных произведений (на примере творчества С.Айни), пословицы, поговорки и другие жанры художественного искусства. Основные положения, выносимые на защиту;

  1. Сущность национального характера определяют комплекс своеобразных типичных черт в её единстве и неповторимом сочетании, которые в совокупности составляют неповторимый облик того или иного этноса И \ своими корнями уходит вглубь веков, обусловленные природно-климатическими, социально-экономическими условиями и духовно-нравственным факторами и событиями, в частности, важнейшими вехами в истории народа, запёчатлёнными в исторической памяти и историческом сознании народа и передающимися от поколения к поколению.

  2. Национальный характер выражает не только «народный дух» той или иной нации, он, вместе с тем, есть один из механизмов сохранения этнического своеобразия в условиях участившихся контактов с внешним \

17 миром и развёртывания процессов глобализации. Кроме того, национальный характер является «коллективной волей» народа для-преодоления катаклизмов социальной жизни или экстремального состояния, в котором оказалась нация в тот или иной период своей ( истории.

  1. Национальный характер, будучи по своей природе одним из компонентов национальной психологии, т.е субъективным феноменом, тем не менее, находит своё материальное воплощение, т.е. «опредмечивается» в различных сферах жизнедеятельности этноса, включающая в себя: обычаи, традиции, ритуалы, обряды, быт, повседневную семейную жизнь, внутриэтническое и межэтническое общение; различные области-материальной и духовной культуры - живопись, музыка, литература, устное народное творчество: фольклор, пословицы, поговорки, а также, прикладное искусство, скульптура и пр.

  2. Этническую общность сопровождает не только комплекс положительных черт, но и ряд негативных черт национального характера, которые являются продуктом восприятия ложных представлений, идей и идеалов, в свою очередь вытекающих из образа жизни этноса. Некоторые из них становятся серьёзным препятствием на пути становления нации как целостной этносоциальной общности, основанных на гуманистических и-цивилизованных началах и традициях. Их выявление и устранение станут важным шагом на пути возрождения нации, а также духовного и, интеллектуального её совершенствования.

  3. Процесс глобализации в современном мире наряду с позитивными моментами, такими как использование высокотехнологических средств, компьютерных сетей, развитие коммуникационных сетей и др., несёт в себе также и угрозу нивелирования, а порой и упадка, исчезновения национально-этнического своеобразия и самобытности, стандартизации повседневной жизни, падение нравов, культ силы и наживы е межличностных отношениях. В этих условиях необходимо предпринять

\

18 меры по сохранению и развитию национального своеобразия народов, самобытности их культуры и языка, а также их религиозных верований и образа жизни. В этой связи важную роль играет учёт специфики, этнического характера, его сохранение и развитие. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы:

при разработке целостной концепции национального характера и на этой основе строить стратегию и тактику национальных отношений и политическую линию государства в целом, в том или ином регионе или полиэтнической среде.

позволяет понять, что национальный характер как стержневая основа этнонациональной психологии, выступает устойчивым компонентом* этноса и, несмотря на социально-политические и идеологические трансформации, служит своего рода защитным механизмом в, сохранении им своей этнокультурной самобытности.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при чтении учебных курсов по этнологии, этнопсихологии, социальной философии и психологии, социологии, конфликтологии и политологии; они могут также использоваться при чтении спецкурсов по проблемам наций и национальных отношений и разработке учебников по соответствующим отраслям гуманитарных наук.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарных наук» Таджикского Технического Университета им. акад., М.С.Осими, на заседании сектора социальной философии Института Философии имени акад. A.M. Богоутдинова АН РТ. Основные положения и результаты диссертации нашли отражение в статьях, научных сборниках, а также излагались в виде докладов и сообщений автора на методологических семинарах, научно-практических конференциях, в частности: на региональной научно-практической конференции: «Образование: стратегия перемен», 1-2 сентября, Душанбе, 2000г., на конференции: «Проблемы

\

19 языка, культуры, искусства и философии Востока». Российско-Таджикский Славянский Университет. Душанбе, 2001, на международной научно-практической конференции: «Модернизация учебного процесса в высшей школе» Худжанд, 2002, на международном симпозиуме: «Вклад женщин в-развитии современного мира и международного сотрудничества». Душанбе, 2004г., Центра стратегических исследований при Президенте Республики ( Таджикистан. Международная конференция: Таджикистан и современный мир. №1(4) 2004. . Душанбе - 2004г. Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы национального характера

Категория «национальный характер» тесно сосуществует с другими признаками нации. В качестве структурного элемента она входит в состав национальной психологии, а вместе с нею - в духовный компонент нации. Во избежание путаницы следует уточнить содержание категории «национально особенное», поскольку нередко данную категорию отождествляют с понятием «национальный характер». Поэтому методологически и практически оправданным является разграничение, с одной стороны, понятий, «национальное», национально - специфическое, этническое, а с другой - их соотношение с национальным характером. Национальное более шире, богаче, содержательнее, чем национально-специфическое. Национально- особенное тождественно понятию этнического и когда говорится об этническом подразумевается национально-специфическое. Нация - это социально-этническая общность. Поэтому надо различать черты отражающие социальные и этнические свойства нации. Социальные черты отражают классовую структуру, тип государственности, мировоззрение (идеологию), тип производственных отношений. Эти черты более интернациональны.

В нации «этническое» - совокупность национального своеобразия, выражаемое языком, самобытностью культуры и быта, традиций и обычаев, ( национальным характером и психологией, которые характеризуют индивидуальность бытия нации.1 В конечном счёте национальная специфика - это, накапливаемая веками, относительно обособленного существования народов, качественная определённость их духовной жизни, закреплённой и выраженной в их своеобразных традициях, в нравственных ценностях и культуре.

Для отличия этноса от нации следует учесть, что сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и. воли людей.

Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу.

Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.

В научной литературе возникновение этноса связывают с периодом перехода от первобытного общества к классовому, а становление наций - с зарождением капиталистического способа производства

Таджикский учёный М.К. Гафарова под национально-особенным понимает, прежде всего, национальное сознание. Последнее представляет собой разновидность общественного сознания. Оно проявляется в различных сферах национальной жизни, например, в национальном языке, в национальных особенностях характера, традициях, а также в духовной и культурной специфике. «Отличительная особенность национального сознания как. национально- особенного, - отмечает она - связана, бесспорно, с его субъектом. Субъект национального сознания - национально-этническая общность, все ( общественные силы - классы и группы данной нации, в их сложном единстве и противоречий»2.

Сохранению этнического своеобразия, по мнению известного таджикского философа И.К.Асадуллаева способствовала такая его форма как «экспрессия этничности», т.е. «сила выразительности проявлений социума в культурно - историческом аспекте в широком смысле этого слова. Благодаря экспрессии этничности возникли все самые замечательные достижения таджиков, которые доминирующе определили культурно-исторический облик Центральной Азии во всех направлениях развития цивилизации этой части. Света, оказав влияние на другие социумы человечества.

Экспрессия этничности - это неукротимое стремление к наибольшим достижениям заключённого в народе его потенциала. Доминантой экспрессии этничности таджиков на протяжении последнего тысячелетия стала культурная экспрессия, достижение наибольших результатов, прежде всего, в области культуры в широком смысле.1 В национальном этническое тесно переплетено с социально- классовым, что является ведущей стороной нации. «Этническое» носит относительно консервативный, устойчивый характер, составляя преимущественно, внеклассовую сторону национального. В различных областях общественной жизни «национальное» отражается не в одинаковой степени; в социально-политической и экономической областях оно проявляется значительно меньше, чем в культуре, сознании и психологии . Что касается национально- особенного (этнического), то оно шире и многообразнее понятия национального характера. Их взаимоотношение можно обозначить как отношение целого к части. Под национальным характером, как отмечалось выше, мы, прежде всего, понимаем те своеобразные психологические черты определённой социальной общности, выражающиеся в ценностных ориентациях, эмоционально-волевых реакциях,, установках, вкусах и т.д., «материализующихся» в различных сферах образа жизни, представляя, таким образом, нацию как субъект общественных отношений.

Историко-философский анализ проблемы национального характера

Прежде чем приступить к изложению сущности национального (этнического) характера целесообразно начать с выявления первичной «клеточки» или «модуса» этого феномена - т.е. с выяснения этимологии термина «характер». В философском энциклопедическом словаре термин «характер» (от греч. - буквально означающий - отпечаток, признак, отличительная черта) определяется как «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни»1.

Первую попытку систематизации черт характера предпринял ( древнегреческий философ, ученик Аристотеля, перипатетик Теофраст. В своём сочинении «Нравственные характеры» он описал тридцать характерологических типов. Наука предметом, которой выступает характер, называется «характерологией». В качестве самостоятельного объекта исследования проблема характера стала разрабатываться в немецкой психологии начиная с первой половине XX в.

Поскольку в основе поведения человека лежит характер, то многие исследователи, в частности, в западноевропейской психологической литературе отождествляли термин «характер» с понятием «личность». (

В современной психологии характер, в наиболее обобщённом виде,, определяется как «система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д».1

Многообразие черт характера можно условно разделить на четыре подсистемы каждая из которых выражает различное отношение личности к себе и к окружающей среде. Первая группа включает в себя черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т.д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т.е. в общении (тактичность-бестактность,, вежливость-грубость, чуткость- черствость и т.д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность- завышенное самомнение, скромность - наглость и т.д.) Четвёртая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность- безалаберность, щедрость-скупость и др).

Согласно другой классификации черты характера могут выражать природно-волевые качества личности, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчётливость, рациональность и т.д., или альтернативные-им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение ( поставленных целей (настойчивость, целеустремлённость, последовательность и др., а также противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия- экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность- импульсивность, пластичность-ригидность и т.д.);

Несмотря на сложность и многогранность проявления черт характера, в-современной психологической науке предпринята попытка определения типов характеров. Все эти типы концентрируются в основном вокруг трёх основных учений:

1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3. социальная типология характеров, в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

По признанию учёных первые признаки черт характера начинают возникать и закрепляться уже в самом начале жизненного пути. Самый ( оптимальный период формирования характера индивида является возраст от 2-3 до 9-10 лет. В этот период, особенно в первые месяцы жизни, под влиянием взрослых, у ребёнка формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, черствость, безразличие и др. Особо значимую роль в формировании черт характера в начальном периоде принадлежит способу уходу матери за ребёнком.

В дошкольном возрасте у ребёнка, через детские игры и посильных видах домашнего труда, формируются такие черты характера как трудолюбие, ( аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие качества, также как и их антиподы. Эти процессы должны быть стимулированы взрослыми. У ребёнка начальных классов преобладают черты, проявляющиеся в общении и в отношениях с людьми как следствие расширяющегося контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

«Базовая модель» национального характера таджиков

Таджики как этнос сформировались более тысяч лет назад, в эпоху саманидов, где приобрели свою государственность. И, несмотря на то, что во время нашествий тюркских племён в средние века (Х1в.) потеряли свою, государственность, всегда оставались культуро-созидающим, государствообразующим этносом, оставившим заметный след в истории человеческой цивилизации. Если об истории, культуре, о генезисе таджиков написаны и опубликованы сотни исследований и книг, то относительно психологических черт, этнического (национального) характера, менталитета таджиков практически не проводились специального исследования. То немногое, что встречается или упоминается в научных, исторических трактатах, в художественных и поэтических произведениях или в мемуарных сочинениях, являются отрывочными и не систематизированными.

В данной главе, используя методы наблюдения, сравнительного анализа, изучения источников по материальной и духовной культуре, а также описаний и высказываний писателей и учёных разных эпох и народов, попытаемся воспроизвести и реконструировать некоторые черты и особенности менталитета или национального характера таджиков .

В процессе исследования сущности таджикского национального характера и выявления его своеобразных черт в основе нашего анализа был положен уже упоминавшийся метод американской этнопсихологической школы Руд Бенедикт, а также близких к ней школ американских антропологов 1 А. Кардинера и школы М.Мид.

В изложенной Р.Бенедикт теории «базовой структуры характера» обосновывается идея о том, что каждый народ является носителем своеобразных черт элементов культуры или этоса культуры, которые вытекают из неповторимости их структуры. Именно эта уникальная конфигурация внутрикультурных элементов (т.е. религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры) формирует специфический тип личности, лежащий в основе специфического характера того или иного народа. Сами конфигурации (элементы культуры) являются плодом исторического развития того или иного этноса, которые проявляются в различных сферах жизнедеятельности индивида: в быту, в социально-политической, экономической и религиозной жизни людей.

Что касается теории «базовой или основной личности» А.Кардинера, то он для выявления специфики национального характера упор делает на практику детского воспитания и социальных институтов, функционирующих в данном обществе. По мнению учёного базовые черты характера личности закладываются в первые 4-5 лет его жизни и в дальнейшем не подвергаются какому-либо изменению. Выводимые А.Кардинером типичные черты, свойственные отдельному индивиду и обозначенные им как базовой (основной) личности, он распространяет на всех членов этноса, которые являются носителями психологических особенностей и этнического характера того или иного народа.

Базовые структурные элементы черт национального характера таджиков сформировались в ходе длительного исторического развития. В основе их лежит 4-5 типичных черт, которые являются доминантными и этнообразующими.

Один из самых почитаемых черт национального характера таджиков является гостеприимство. Испокон веков в таджикской семье приучают уважительно относиться к гостью. Особенно ярко эти черты проявляются у \ сельских жителей. В любой таджикской семье рады гостью. Не будет обделён вниманием случайно оказавшийся незнакомец или заблудившийся путник. Даже самый малоимущий и бедный таджик готов разделить кусок хлеба со своего дастархана с гостем или незнакомцем.

Типичную черту национального характера таджиков составляет такая черта как «уважение или почитание старших». Наряду с гостеприимством данная черта является доминантным в системе психологических черт и ментальносте таджиков. Характерная особенность этой черты заключается, в том, что у представителей данного этноса она проявляется наиболее зримо и имеет различные модификации своего выражения. Наиболее распространенной сферой ее проявления является повседневная жизнь, быт людей, межличностные отношения, а также внутриэтнические и межэтнические контакты, их общение друг с другом. К примеру, какого бы возраста не был тот или иной человек, он обязан почитать своих родителей. Более того, содержать их, выполнять их волю, ухаживать за ними (если они преклонного возраста) - как самой священной обязанностью и долгом детей перед родителями. На Западе, нередко случаи, когда взрослые, вполне материально обеспеченные дети «сдают» или, мягко говоря, помещают своих немощных состарившихся родителей в различные приюты, дома престарелых или пансионаты, где старики коротают свои дни. Для восточного, мусульманского менталитета подобная «забота» является кощунственной и святотатством. В исламе (приверженцами которого является абсолютное большинство таджикского населения) предписано: тот, кто ухаживает за своими родителями в преклонном возрасте, выполняет их пожелания, обязательно он будет вознагражден за свои деяния.

Похожие диссертации на Национальный характер как объект социально-философского анализа