Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное самосознание как объект философского анализа Золотова Нелли Петровна

Национальное самосознание как объект философского анализа
<
Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа Национальное самосознание как объект философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Золотова Нелли Петровна. Национальное самосознание как объект философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 1997 122 с. РГБ ОД, 61:97-9/211-0

Содержание к диссертации

Введение

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ 16

1.1. Субъект национального самосознания 16

1.2. Национальное самосознание как обнаружение социально- психической природы исторического процесса ("социального сращения' индивидуальных душ, ьідуха народа', "национального характера") 39

1.3- Национальное самосознание как знание и как иллюзия 51

2. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 66

2.1. Система мобилизующих нацию фундаментальных ценностей 66

2.2. Национально-государственная идеология России 76

2.3. Русская национально-государственная идея в современном общественном сознании 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность изучения национального самосознания обусловлена,
прежде всего, особенностями развития наций в конце XX века. Мы являем
ся свидетелями двух тенденций цивилизационного развития наций в со
временном мире. Проявления первой тенденции связаны с унификацией
культур, становлением ''нового мирового порядка", однополярного мира.
Ускорению этих процессов способствует осуществление мондиалистского
проекта, направленного на то, чтобы навязать народам мира единый стан
дарт жизни, западную систему ценностей. Реализация проекта
"вестернизации^ человечества влечет за собой размывание национального
своеобразия, культурных традиций. Вторая тенденция прямо противопо
ложна первой. Она связана со стремлением народов сохранить свое этни
ческое и национальное своеобразие, защитить национальные традиции,
ценности. Как правило, эта тенденция сопряжена с борьбой за националь
ную независимость, за политическое самоопределение наций.

Современная Россия переживает всплеск национализма, пробуждения национального духа, рост национального самосознания у коренных народов. Национальное самосознание сегодня оказалось фактором, который влияет на эти процессы и негативно, и позитивно. Именно национальное самосознание оказывается организующей идеологической формой национальных движений, В условиях обострения политических и социальных противоречий в России национальное самосознание становится особенно действенным, в частности, в такой форме его существования, как национально-государственная идеология.

Проблема национального самосознания в нашей научной литературе разработана слабо. Одной из причин этого явилась длительная изоляция отечественного обществоведения от многих достижений зарубежной и русской историко-социологической и философско-исторической мысли конца XIX - начала XX веков. Начиная с середины 80-х годов появляются работы, посвященные проблеме национального самосознания. Это, напри-

мер, работы Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, И.В.Дьяконова, ПТ.Евдокимова, Л.В.Скворцова, АТ.Спиркина1 и других авторов. Они внесли определенный вклад в разработку вопроса, однако следует констатировать, что даже в толковании понятия "национальное самосознание" имеются существенные различия в позициях названных авторов. Одни отождествляют его с сознанием нации, другие - сводят его содержание к национальному автостереотипу, национальным интересам, третьи - подразумевают национальную самоидентификацию личности. Некоторые авторы избегают разграничения понятий "национальное самосознание" и "национальное сознание". Так, под национальным самосознанием, по мнению академика Ю.В.Бромлея, надо понимать весь комплекс представлений национальности о самой себе ( в том числе о принадлежности к ней ), ее осознанных интересов, ценностных ориентации и установок по отношению к другим национальностям"2.

Как "совокупность идей, взглядов и чувств, связанных, во-первых, с самоопределением национальной общности, осознанием своего места среди других национальных общностей, ил во-вторых, с осознанием общественно-политических ценностей, характеризующих понятие "Родина", приверженностью к ним"3 понимает национальное самосознание профессор А.К.Уледов.

Л.М. Дробижева определяет национальное самосознание как духовное образование, включающее в себя "... и национальные автостереотипы, и представления о территории, культуре, языке, об историческом прошлом1', а также "отношение к культурным и историческим ценностям своего народа и самое главное - национальные интересы, которые стимулируют деятельность людей"4.

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М.Л 983; Дробижева Л.М, Духовная общность народов СССР;
историко социологический очерк межнациональных отношений.-М., 1981; Джунусов М.С. Национализм в
различных измерения\.-Алма-Аіа, 1990; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.-М.Л 983; Скворцов Л.В.
Культура самосознания.-М,Л989; Евдокимов ГЛ.Г. Проблемы национального самосознания в истории
общественной мысли.-ВолгоградЛ990; Дьяконов И. Вес мы - люди (размышления историка оботмическом
самосозлании)//3нание - сила, 1989,N4.

2 Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов.-М.Д9й8.С.57

3 Уледов А.К. Духовное обновление общества.-М.. 1990.С.31 ft,

4 Дробижева Л М, Выступление на "круглом столе"//Вопросы философии, 1989,С31.

Уледов рассматривает национальное самосознание как ''целый мир взглядов и представлений нации о самой себе, мир чувств, настроений и мнений, традиций, обычаев, нравов и других духовных образований, возникающих у нее как у социально-исторической общности, пребывающей в состоянии движения, изменения, развития или угасания"5.

Одно из последних определений национального самосознания, которое рассматривается как "неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жизни и наиболее характерное его выражение", а также как ''составная часть психологического комплекса нацииэ\ дается в "Кратком этнологическом словаре",

В жизни нации национальное самосознание проявляется в следующих функциях;7

. 1) познавательной - осознание нацией (народом) себя, своей реаль-носчи;

2) эмоционально-ценностной - формирование у нации ценностного
отношения к себе;

  1. регулятивной - воля нации в достижении поставленных целей;

  2. адаптационной - обеспечивает передачу национальных традиций, других явлений национальной жизни;

  1. защитной - проявляется как защитная реакция, когда возникает необходимость сохранять культурные национальные ценности или чувство национального достоинства;

  2. самоконтроля - чувство ответственности и целесообразности в решении межнациональных вопросов.

Торукало В.П., определяя национальное самосознание "как проявление духа нации во всех сферах ее жизни", характеризует его следующим образом:

- Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосоэндния//А1та mater-1992,N7-9,-Лики России. -С. 54.

6 Краткий лнологический словарь.-М J 994,0.44.

7 См, Тор\кало В.П. Нация: история и современность.-V1..1996.C. 149-151.

!) национальное самосознание - это духовное образование, суть которого состоит в осознании нацией себя как субъекта исторического процесса;

  1. национальное самосознание - это социальный феномен, при этом этническая и антропологическая сторона национального самосознания не отрицаются;

  2. национальное самосознание - явление динамичное, исторически развивающееся;

  3. выделяются два взаимообуславливающих яруг друг направления "движения" национального самосознания: от человека к нации, а затем к интернациональному общению и обратное - от общечеловеческих норм к восприятию их нацией, а затем ее представителями;

5) выделяются две стороны национального самосознания: пози
тивная, направленная на гармоничное развитие собственной и других на
ций, и негативная, проявляющаяся в национальном эгоизме;

6) культура - ядро национального самосознания*.

Типичным в отечественной литературе является определение понятия ^национального самосознания" как "совокупности взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними"9. В энциклопедическом словаре "Политология" дается определение понятия "национальное сознание17 как "совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций и народностей31'0. На основе анализа этих и других определений, существующих сегодня в науке, можно сделать вывод, что

8Ъш же.-С.151-154.

9 Политология: Энциклопедический словарь.-М.Л 993.С.203.

10Тамже.-С.2И6.

6 четкого разделения между двумя понятиями нет. Достаточно ясно говорится только о том, что ''основой национального сознания является национальное самосознание"11. И национальное самосознание, и национальное сознание - это, с нашей точки зрения, некое знание нации о самой себе. Вопрос в том, какое это знание и что понимать под "национальным".

Необходимо отметить, что трактовка национального самосознания во многом зависит от содержания, которое вкладывают в понятие "нация'1. Именно она оказывается, с нашей точки зрения, субъект-объектом национального самосознания. Мы не будем выяснять, как менялось в ходе исторического развития содержание понятия "нация'1, как истолковывали ее сущность, законы ее возникновения и развития.

Отметим тольколто единомыслия в этой области обшествознания по-прежнему нет- Например, М.В. Крюков и А.И. Кузнецов считают целесообразным отказаться от разделения народов на нации и народности, так как, с научной точки зрения, такая классификация является несостоятельной12. Близок в своих взглядах к данной позиции и В.А.Тишков, считающий необходимым вообще отказаться от понятия нации, так как дать ему определение невозможно13. Он не считает национальность врожденным человеческим свойством. Национальность, нации создаются "человеком, усилиями интеллектуалов и государственной политической волей"14. Ученый убежден, что этничность можно конструировать и реконструировать. Нация - внутригрупповая дефиниция, считает Тишков, и этнос - тоже. "Нация есть многоэтничное по составу образование, основными признаками которой являются территория и гражданство. Принадлежность к нации не взаимоисключает принадлежность к той или иной этно-культурной общности (пароду) и даже, более того, предполагает наличие у нее (у на-

1' Там же.

]- См,: Советская тгнография,-1989,К4.

'*См.: Советская культура,-1989, І июля.

14 Тишков R.A. Межнациональные отношения в Российской Федерации.-М..1 У93.С.7.

ции) отличительного этно-культурного облика, определяемого культурой доминирующей группы, или нескольких групп"15.

Другие авторы - Ю.В.Бромлей, АХ, Агаев, М.В.Иордан - выступают за сохранение понятия нации. Причем одним из признаков нации они считают наличие государственности. Так, Агаев считает, что "нация" - это "политически, государственно организованный народ"16.

Иордан рассматривает нацию как живой социальный организм. Он убежден, что в нации социальное и этническое находятся в отношении диалектического взаимопроникновения: этническое социально по содержанию, а социальное этнично по форме17.

Бромлей рассматривает нацию как тип этноса. Он выделяет три значения слова "нация": 1 - этносоциальная общность; 2 - этническая общность в узком значении слова; 3 - обозначение государства, страны'*.

Л.М.Дробижева также предлагает рассматривать нацию как этносоциальный организм19.

М.С.Джунусов считает, что нации - это социально-этнические общности211.

В.Н.Межуев рассматривает нацию как политическую организацию21.

М.А.Родионова считает, что нация - это мифологема22.

Согласно Л.Н. Гумилеву, этнос - явление живой природы, развитие которого зависит от особого вида энергии, от "пассионарности",

Р.Г.Абдулатипов рассматривает нацию в ее этническом измерении: "как общность людей она исторически формируется на основе их этнического происхождения с постепенно складывающейся общностью террито-

15Тамже,-СЛ5,

[{} Агаев А.Г. теория наций в тисках схоластического догматизма/Социально-политические исследова-

ния.-1990тМ12\27.

|7 Иордан VI,В, Интернационализм против нацнонализма,-М,,19Я0,С64.

IS Бромлей Ю.В.Нацнональные процессы в СССР: впонсках новых подходов.-М,1<Ш,С.ЗУ.

19 Дробижева Л.М.Этносоциальное изучение современности//Расы и народы,-1976,N6,C73.

~ Джунусов М,С,Введение в марксистско-ленинскую теорию нации.-Ашхабад,1988чС.238,

21 Межуев Б.Н. Национальное государство:теория, история, политическая практики. Дискуссия в клубе

"свободное слово"7/Полис.-1992^5-6Х.16,

-- Родионова М,Л. Нация: фантом или реальность//Совсіскан лнография -1991.N6.СМ 33-134.

рий, языка, культуры, экономической жизни, традиций, обычаев, со своеобразной национальной психологией и укладом жизни1'23,

В.Н.Шевченко считает, что нация не вырастает из этноса. Формирование нации начинается в империях, в полиэтнических государствах и длится не одно столетие. "Идея нации - это идея третьего сословия, нарождающихся купцов, предпринимателей, лавочников"24. Шевченко подчеркивает, что "нация есть одновременно государственная, правовая и культурная общность людей, но ни в коем случае не естественная их общность"25. Объединяющим началом для нации, как культурной общности, являются надэтнические ценности - те смыслы и ценности, в которых выражено общечеловеческое содержание. Шевченко полагает, что этническая общность, провозглашающая себя нацией только на основе духовных, культурных признаков, нацией не является, так как еще не пройден тот "барьер в развитии, когда их облик определяло наличие естественной общности, сращенности людей ввиду неразвитости экономического базиса"26.

В.ПТорукало высказывает следующую точку зрения: "нация - это общность людей, проживающих на данной территории, разговаривающих на одном языке, включенных в единую систему экономических и культурных ценностей и т.п. То есть нация - это социальная общность реального проживания, общения, языка, быта, труда, мышления, чувства, культуры и т.д. ... нации возникают на определенном этапе общественной жизни и развития"27. Фундаментальной характериской нации, с ее точки зрения, является государственность.

На наш взгляд, следует различать национальное самосознание и этническое сознание. Этнос - это "исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( включая язык), психо-

23 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального ЦЯ' .-М.Л991,С11,

24 Шевченко В.Н. Нация, государство, национализм: европейский опыт и российская деиствичель-
ность//Соцпальная теория и современность, 1993,N 12,С9,

-- I ам же.

2Е,Тл.чже.-С13.

-' Tops кало В.П. Нация:лстория и современность.-М ,1996.С.52

логического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)"28. Как видим, в данном определении на первый план при характеристике этнического самосознания ставится сознание своего единства и отличие от других подобных образований. Авторы данного определения относят также к характерным признакам этнического самосознания представления об общности происхождения данного этноса, находящие внешнее выражение в этнониме-^, JLE.Куббель в своей работе "Очерки потестарно-политической этнографии", посвященной отношениям власти и руководства обществом в докапиталистических общественных организмах, рассматривает этническое сознание и самосознание как "сознание отличия "своих" от "чужих"50. Он согласен с П.ИКушнсром, что этническое самосознание надо понимать как "своего рода результанту действия всех основных факторов, формирующих этническую общность"31. Куббель уверен, что именно "этническое сознание и самосознание образует одну из главных характеристик всякой этнической общности"^.

Следует также отличать от понятия "нация41 понятия "национальность" и "народ". Как правило, под национальностью понимают "принадлежность к той или иной социально-этнической общности: нации, народности, национальной группе или этнической группе"33. Народ - это " J) все население данного государства (республики); 2) термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация); 3) социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые объективно способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества"34.

Следует отметить, что работы многих западных ученых отличает конкретно-эмпирический подход к рассмотрению данной проблемы, при-

-8 Краткий этнологический словарь.-М.,19941С.93.

24 См.: Там же,

^' Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии.-М„ 19S8,C 1Н5.

31Тамже,-С.186,

-^- Там же.

ъ:" Межнациональные отношения Л ермины и определения: словарь-справочник.-Киев, 1991, С, 37.

,4Та\іже.~С\28.

чем акцентируется внимание на этническом аспекте национально-государственного сознания ( М. Вайнер, Дж. Брун-Зеймис, Н. Джайэл, М. Фримэн, Г, Уэйлер, Дж, Лайон, Дж. Стерн, Б. Шейфер, Г.Хайез, Э. Геллнер и др.)35.

Так, например, К. Дейч считает, что "нация - это народ, обладающий государством... "36.

Г.Хайез, X. Ортега-и-Гассет37 и др. зарубежные авторы, анализируя генезис нации и национальных отношений, считают, что определяющее значение в появлении нации имеет государство.

Данная проблема рассматривалась в ряде защищенных в 90-х годах диссертаций (С. Атамуратова, В.Н. Бадмаева, В.М. Каирова, Ё. Овляку-лиева, Н,С. Шпак и других авторов). Это свидетельствует о росте научного интереса к вопросам теории нации в целом (национальные отношения, национальное самосознание, национальная культура, национальная политика и др.).

Таким образом, имеющиеся на сегодня определения нации и национального самосознания - как приведенные выше, так и другие, - не раскрывают достаточно полно сущности национального самосознания. Самые последние определения национального самосознания даны в словаре-справочнике "Межнациональные отношения"38 и в энциклопедическом словаре "Политология"39 ( понятие национального самосознания, которое дается в этом источнике, мы уже цитировали). В первом из названных из-

35 WeinerMPeople and stales in a new ethnic order?// Third world quart.-L.,1992, voU3,N2,P.317-333; Brun-
Zejmis J. Messiunik consciousness as an expression of national inferiority: Chaadaev and some samizdat writings
of the 1970 s// Slavic rev.- Stanford, 199 К vol.50, N З, P.646-662; Jayal N,G. Ethnic diversity and the nation
state//J, of appl. philosophy,- Abington, 1993,vol.lG,N.2,P,l47-153; Freeman M Nation -state and
cosmopolis: A respons to David Miller//J. of appl.philosophy.-Abington, 1994, vol. 11 ,N1 ,P.79-87; Weiler G,
What is the philosophy of nationalism?// Sciens a. gov. rep.-Wash,. l994,vol.24,N.5,P. 119-128; Lyon 1M. The
herder syndrom: a comparative study of cultural nationalism// Ethnic a. racial studies.-L., 1994. vol 17, N2,

P.224-237; Stern I.E. Moscow meltdown: Can Russia survived/Intern, security.-Cambridge (Mass.)J994,vol.le\N 4.P. 40-65; Schafer B.C. Faces of nationalism. New realities and old myths.-N.-Y ,1972: Hayes G.Y.H./Essays on nationalism,-N.-Y,,1928; Геллнер Э. Нации и националиш//Винросы философии.-1989. N7,C. 119-133.

36 Deutsch K.W. Nationenbilduiig-Natioiialstaat-Integration.Hrgs.Von A,Aschkenasi und P.Schulzc-
DusseldorfJ972,R2()4.

57 Cw.:Haves G.Y.H / Essays on nationalism.-N.-Y.A928; Ортега-и-Гассет Х.Восстание масс//Вопросы фило-

софии.-ІУ89.-К4.

^ Межнациональные отношения: Термины и определения.Словарь-справочник.- Киев Л 99].

59 Политология. Энциклопедический словарь.-М .1993.

] I даний дается такое определение национального самосознания: ''Неотъемлемый идеологический атрибут национальной жизни и наиболее характерное его выражение, сознание своей национальной принадлежности, идентификация, т.е. отнесение индивидами себя к той или иной национальной общности на основе представлений о типичных ее чертах, этнической территории, языке, исторических и духовных ценностях, религиозных воззрениях, мифах, легендах, наконец, корнях ее генезиса и условиях развития. На уровне массового, обыденного сознания в национальном самосознании преобладают эмоциональные, чувственные проявления, па этом уровне активно действует и национальная психология. Однако национальное самосознание в своем развитии способно подняться на теоретический уровень как осознанное отношение к истории, настоящему и будущему развития национальной жизни. В его структуре содержатся не только наследие прошлого, исторические ценности, но и представления об интересах, потребностях национального прогресса, нерешенных проблемах, наконец, забота об исторических судьбах нации"4(>.

На наш взгляд, следует согласиться, с той точкой зрения, в соответствии с которой нация возникает на капиталистической стадии развития общества, и главной ее характеристикой служит наличие государственности, которая возможна только при наличии национального самосознания. Мы имеем в виду не национальное сознание как знание о себе, а национальное самосознание как сознавание себя в соотношении с другими и, соответственно, моделирование своего будущего, которое возможно только благодаря акту воли. Это и есть, на наш взгляд, главное отличие национального самосознания от национального сознания. Рассматривая структуру национального самосознания, мы выделяем два уровня ( доре-флексивное сознание и собственно самосознание) и основные структурные элементы, исследуемые современными философами, этнопсихологами, социологами: это - интересы, стереотипы, ценностные ориентации, установ-

Межнашюпальныс о і ношении: Термины и определения.С л оварь-справочник.-К tic&. 1991.С.3.V34

ки, связанные с самоидентификацией и самоопределением национальной общности. Нужно отметить, что в работах Р.Г. Абдулатипова, JLM, Дро-бижевой, М.С. Джунусова, П.Г. Евдокимова. Е. Овлякулиева и др. авторов не получила освещение та субъективно-идеальная форма, которая обеспечивает динамичное единство вышеперечисленных структурных элементов национального самосознания. Мы считаем, что такой формой является человеческая воля в той или иной ее модификации (это может быть индивидуальный произвол конкретного носителя национального самосознания -вождя национально-освободительного движения, лидера националистической партии, идеолога национально-государственного строительства и т.д. или же "общая воля" национальной элиты, правящего слоя, выраженная в виде политической программы или политического умонастроения). При этом необходимо обращать внимание на различную социальную направленность национального самосознания, так как в его основе находится социально-психологический механизм развития человеческого сознания -антитеза "мы - они", "свои - чужие'7. В силу этого национальное самосознание может быть использовано против других наций, особенно в период кризисных ситуаций, когда национальное самосознание может трансформироваться в агрессивный национализм.

Основная цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа западноевропейских и отечественных социально-философских традиций выявить методологически эффективные подходы к анализу феномена национального самосознания и его социально-исторической сущности.

Для достижения этой цели автор стремился решить следующие задачи:

- обосновать продуктивность феноменологического подхода к изучению национального самосознания;

изучить генезис, структуру и функции национального самосознания;

исследовать соотношение национального самосознания и этнического сознания ("этнической психологии'');

осмыслить структуру национального самосознания в связи с темпо-ральностью человеческого "бытия-в-мире'4;

рассмотреть национально-государственную идеологию как основную форму существования национального самосознания.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются общефилософские концепции самосознания, сформулированные классиками новоевропейской "философии сознания'" (от Р. Декарта до Г. Гегеля и Ф. Шеллинга ).

Анализируя феномен национального самосознания, автор опирался также на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, Х.-Г\ Гадамера, М. Хайдеггера, К, Манхейма, Структурные элементы национального самосознания могут быть выявлены с помощью феноменологического метода. Согласно М.Шелеру, феноменология - это такая установка духовного созерцания, "в которой удается усмотреть или ухватить в переживании нечто такое, что остается скрытым вне ее: а именно, некую область "фактов*4 особого вида41. Феноменология рассматривает такие факты, которые предшествуют логической фиксации, а также саму процедуру созерцания. Речь идет не об установке наблюдения, а о совершенно отличной от наблюдения установке, когда ''пережитое и усмотренное "дано" только в самом акте переживания и усмотрения: оно являет себя в нем, и только в нем"42. Феноменология отвергает подход, согласно которому во всех вопросах на первое место следует ставить проблемы критерия или понятие '"опыта". Основное отличие феноменологии состоит в непосредственном, происходящем в переживании контакте с самим миром, когда "феномены как содержания непосредственного переживания становятся данными'1 и основу свою имеют "не

' Шелер М Итбранныс произведения.-М. Л 994,С,1*Ж - Там же.

в каком-то "рассудке", но в их сущности"47. Тогда, например, "все предложения, имеющие силу для ценностей, имеют силу и для благ и действий, несущих в себе эти ценности". То есть все, что значимо для ( самоданной ) сущности предметов ( и для связей сущностей ), a priori значимо и для предметов этой сущности"44. Смысл феноменологического рассуждения состоит в том, чтобы "усмотреть нечто, что по своей сущности только и может быть усмотрено", а "все выводы, все возможные предварительные дефиниции, все предварительные описания, все цепочки умозаключений и доказательств в их совокупности выполняют лишь функцию указателя, который свидетельствует о том. что еще нужно усмотреть (Гуссерль)"-5.

При рассмотрении национального самосознания в контексте русской философии использовались обобщающие социально-философские и'фило-софско-исторические труды В,С. Соловьева, С.Н. Булгакова. П.Н. Милюкова, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина.

Для выяснения социально-психической основы национального самосознания автор использовал работы по этнической психологии Г. Шпета, К. Леонтьева, П. Ковалевского, П. Астафьева, а также работы Л. Гумилева.

Работы А.В. Водолагина, Б.А. Воронович, СИ. Данилова, ВВ. Ильина, А. С. Панарина, Г.Т. Тавадова, Е.С. Троицкого, В.Н. Шевченко46 бы-

-и Там же.-СЛ 99,202. 44Тамже.-С202. 45ТамжеХ\2М.

46Водолагин А^Данилов С, Метафизическая ось евразийства.-ТверьJ994; Водолагин А. Онтология политической вол и.-Тверь J 992; Воронович Б. А. Витальное и ментальное в структуре человека//Социальная теория и современность. Выпуск N24,М.,1996,С.37-57; Шевченко В.Н. Нация, государство, национализм, европейский опыт и российская действительнослъ//Социальная теория и соврсменность.Выпуск К12,М.Л993. С.7-17; К современным спорам вокруг евразийской идеи//Социальная теория и современность.Выпуск N18,M-Л 995,0.32-47; Панарин АС Россия в цивилизацией ном процессе.-Ы. 1995; Ильин В В. Национально-государственная идеология - онтслехия отечественных реформ//Вестник Московского университета-Серия 12 1994.NI, С.21-36;Троицкий \L. О Русской идее. Очерк возрождения нации. R двух частях -М.J994; Тавадов Г\Т. Проблемы формирования национального самосозішшя/УВестник Московского университета. Серия 1 2Л 982,N6,С,34-42; Содержание и структура национального самосозна-ния//Диалекгпка ипіернациональноіи сознания и национального самосознания- М, Л УЙ5чВьпнск N L С.27-34

ли использованы автором в качестве источников іеоретико-методологических идей.

Субъект национального самосознания

Национальное самосознание невозможно понять, не зная природы самосознания. Первые попытки философского анализа феномена самосознания были предприняты философами нового времени: Р.Декартом, Г.Лейбницем, Т.Гоббсом, Дж.Локком и другими. В дальнейшем углубленную феноменологическую разработку данная проблема получила в трудах И.Фихте, И.Канта. Ф.Шеллинга и особенно - Г.Гегеля. Именно он первым в истории проследил логику развития сознания в соответствии с событиями мировой истории.

Следует обратить внимание на работу Шеллинга "Система трансцендентального идеализма", где он прослеживает историю самосознания: от бессознательных природных форм знания субъекта до собственно самосознания. Абсолютность самосознания как знания состоит в том, что оно оказывается не просто объективированным знанием, но и источником его получения: Самосознание является единым абсолютным актом"47. Следовательно, знание абсолютно свободно, оно не нуждается в доказательствах. Таким знанием является, по Шеллингу, созерцание. Если созерцание способно порождать свой объект, то это интеллектуальное созерцание, если не способно, то это чувственное созерцание. Основу этого безграничного в себе самосознания составляет идеальная деятельность Я\ соотносимая с реальной деятельностью. "Самосознание в принципе своем сплошь идеально, но через него Я возникает в качестве сплошь реального1 48. Реальная деятельность постулируется для объяснения ограниченности "Я". "Путем акта самосозерцания ... "Я4 непосредственно представляется также и ограниченным ... Предел полагается лишь через самосознание, следовательно, ему присуща та реальность, которую он обретает через самосознание. Акт последнего является чем-то высшим, ограниченность уже выводится отсюда"49. Наличествующие в "Я" изначальные противоположности - субъект и объект - "взаимно друг друга снимают и в то же время одно невозможно без другого"50. И субъект, и объект утверждают себя в противоположении другому, так как не один из них не может реализоваться, не уничтожив свою противоположность. Но так как каждый из них может быть самим собой только лишь в противоположность другому, то до уничтожения дело никогда не доходит. Следовательно, должно быть достигнуто объединение того и другого. Эти противоположные деятельности являются объектом самосознания.

По Шеллингу, самосознание - некая духовная деятельность "Я" (личности) по самосозиданию. Носителем любого самосознания, включая и национальное, является "Я \ а не масса.

Сознание - это рефлективное отношение "Я". "Абсолютная абстракция, то есть начало всякого сознания объяснимо только при помощи самоопределения или воздействия интеллигенции на самое себя"51. Под абсолютной абстракцией Шеллинг понимает действие, "... при помощи которого интеллигенция абсолютно возносится над объективным"52. Сознание, как считает философ, - это порождение живой диалектики, единство реального и идеального деятельности личности.

Заслуга Шеллинга в том, что он рассматривал сознание не как зеркальное отражение мира вещей, существующих социальных, политических реальностей, а попытался объяснить его из духовной активности личности, введя такую терминологию, как абсолютная абстракция, самосозерцание, самоопределение, интеллигенция. Под интеллигенцией Шеллинг понимает духовный процесс - одновременно и созидающий, и осознающий себя субъект. Самоопределение, проводимое интеллигенцией, он именует волей.

Только благодаря акту воли интеллигенция может познать себя, становится сама для себя объектом. Следуя этой логике, можно предположить, что акт воли является определяющей характеристикой и национального самосознания.

Если у Шеллинга категория самосознания является системообразующей, то для Гегеля универсальность ее сомнительна. Он обратил внимание на ограниченные системосозидающие возможности самосознания и в гносеологическом, и в онтологическом аспектах. Самосознание он рассматривал как новую ступень в развитии сознания. Переход сознания в самосознание Гегель называл поворотным пунктом в развитии сознания, "где оно из красочной видимости чувственного потустороннего вступает в духовный дневной свет настоящего7153.

Гегель указывал на две разновидности самосознания: самосознание, которое выступает как познание сознанием самого себя, и самосознание, выступающее как познание собственного отношения к миру действительности.

По мнению Гегеля, человеческое сознание - это одно из проявлений духа (духа народа, мирового духа в целом). Именно о нем он рассуждает в Философии духа 1. Дух имеет три ступени развития. Первая - субъективный дух", или индивидуальное человеческое сознание. Вторая -" объективный дух" ( право, государство, нравственность ). Третья -"абсолютный дух". К ней Гегель относит искусство, религию, философию.

Национальное самосознание как обнаружение социально- психической природы исторического процесса ("социального сращения' индивидуальных душ, ьідуха народа', "национального характера")

Осмыслить проблему национального самосознания невозможно без всестороннего изучения характеризующих ее двух аспектов. Первый аспект - это дорефлексивиое сознание, включающее в себя все специфически человеческие психические процессы: коллективные настроения, чувства, мифологемы, инстинкты. Второй аспект - это уже систематизированные, отре-флектированные, теоретизированные представления о национальном ия \ Моральные и интеллектуальные особенности народа, из которых вытекает его эволюция, агрегат его общих психологических особенностей и составляет то, что называют национальным характером,

В этом параграфе мы рассмотрим, как возникает национальное самосознание из этнической психологии, этнического сознания".

Национальное самосознание, как и социальные отношения, государство, общество, по Карсавину, "суть некоторые психические реаль-ности,ЧК Философ считает, что предметом истории всегда является социально-психическое115, значит, и национальное самосознание, следуя этой логике, мы можем рассматривать как обнаружение социально-психической природы исторического процесса116. Именно в национальном самосознании проявляется то, что скрыто на других уровнях. "Самосознание" вовсе не метафизическая выдумка. Оно - несомненный факт нашего внутреннего опыта 117 . В том, что большая часть людей подобный внутренний опыт имеет, Карсавин не сомневается. А отрицание самосознания он рассматривает как искажение качествования душевности. Но самосознание, которое мы в себе наблюдаем, "есть самосознание данного конкретного качество-вания" IS. Бескачественного "я" нет, бескачественный субъект себя не сознает, іюзюму и не может быть самосознания бескачественности: самосознание всегда психически конкретно, хотя, как отмечает философ, качествует оно и с разной степенью интенсивности или опознанное 110 . Значит, самосознание, как осознание себя субъектом, это не всегда один и гот же уровень осознавания, этот уровень всегда разный.

Анализируя процесс развития " всеединой души", Карсавин приходит к выводу, что достоверное знание о развитии возможно " только как полнота бытия всеедипого субъекта изучаемого развития, и не только полнота стяженпая, а полнота усовершенная". Знание, субъектом которого является данный момент развития, есть эмпирическое знание. Это знание неполное, но ценно качествованием своим. Именно такое знание момента, качественно единственное и абсолютное", Карсавин называет самосознанием120. Т.е., с точки зрения Карсавина, знание есть самосознание, даже некоторое его умаление. Карсавин отказывается понимать самосознание как сознавание "себя самого собой со стороны отвлеченной души 1. Самосознание всеедино лишь до той поры, пока в нем нет внутреннего раздвоения. Как только оно двоится, т.е., умаляется как самосознание. ь:оно уже есть и знание"121, В данном случае мы видим еще одну форму выражения национального самосознания - это национальное самосознание как знание. Знание о чем? Знание о коллективной самости - о "душе народа", "национальном духе", "национальном характере 1.

Особого внимания заслуживает работа Густава Шпета "Введение в этническую психологию"122. Полемизируя с общепризнанными авторитетами в этнической психологии ( Вунт, Лацарус-Штейнталь и др. ), Шпеч, тем не менее, сохраняет используемую ими терминологию. Новое у Шпета - ото толкование и применение этой терминологии и "в вытекающем отсюда методе 1-1. Основным в этнической психологии является термин "дух народа", который Шпст рассматривает как субъект. Это и есть новое, так как " преодолевается традиционное представление о субъекте, как индивидуальной особи"124. Не каждое явление в жизни народа следует рассматривать как проявление "его духа". Объектом психологии является "культурное явление, как выражение смысла". Но значимо не само значение, а "со-значение, сопровождающие осуществление исторического, субъективные реакции, переживания"- .

Система мобилизующих нацию фундаментальных ценностей

Сегодня в общественно-политической жизни России сложилось двойственное отношение к феномену национально-государственной идеологии. В статье 13 Конституции Российской Федерации закрепляются нормы, в соответствии с которыми "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", ив Российской Федерации признается идеологическое многообразие 1 0. Насколько это соответствует реалиям жизни, интересам общества? Видимо, в России наступила та специфическая ситуация, когда, как пишет К.Манкейм, "коллективно-бессознательные мотивы сгановяіся осознанными", а это "может происходить не в любую эпоху, а лишь в определенной специфической ситуации"21". Идеологический плюрализм не исключает возможности существования национально-государственной идеологии.

"Идеология - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и пласти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т.д., вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии 1-02.

К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкой идеологии утверждают, что "мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила"203. Именно материальный мир порождает духовные образования: производство идей, представлений, сознания первоначально вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей..."-04. Люди, обусловленные своим собственным развитием, развитием производительных сил, являются непосредственными производителями своих собственных представлений, иллюзий. "...Эти представления являются сознательным выражением,-действительным или иллюзорным, - их действительных отношений и политической организации1 20 . Маркс и Энгельс рассматриваю]-идеологию как систему иллюзий, когда "люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре.

Выдающийся немецкий философ и социолог К. Манхейм в книге Диагноз нашего времени обращает внимание на то, что идеология и утопия позволяют "осмыслить возможность ложного сознания"-0". Манхейм различает два понятия "идеологии 1: частичное и тотальное. Когда определенные "идеи" противника не вызывают у нас доверия, мы говорим о частичной идеологии. Частичным это понятие называют потому, что оно колеблется от сознательной лжи до частичного сокрытия истины. Когда мы говорим о тотальной идеологии, то речь идет об идеологии эпохи или идеологии социальной группы. Формируется идеология только в акте переживания, - считает Манхейм. В самой идее идеологии и утопии, - пишет философ,- находится стремление избежать как идеологии, иак и утопии. Этот внутренний смысл идеи идеологии и утопии содержит в себе поиск реальности, что, в свою очередь, препятствует мышлению замкнуться в себе, а это значит - скрыть реальность. "Мысль должна содержать не меньше и не больше, чем действительность, в рамках которой она существует"2118. Параллельно с понятием идеологии и утопии проявляет себя проблема действительности. Поэтому основное требование, которое содержат в себе оба представления - ото то, что "мысль должна быть подтверждена ее соответствием реальности"21 . Манхейм отмечает, что само понятие реальности поставлено под сомнение, поэтому неудивргтелъно, что все партии ищут эту реальность в своем мышлении. Естественно, она является им в различных образах"210. Но данная неусюйчивость понятия - единственно возможная и адекватная форма поисков выхода в мире, где существует множество видений, каждое из которых... демонстрирует свой частичный характер"311. Когда в практике повседневной жизни человек руководствуется интуицией, инстинктом или тем, что ему выгодно, ссылаясь при этом на то, что любое (политическое, историческое) мышление покоится на метатеоретической основе, что мышлению доверять нельзя, такое поведение ошибочно. Такую позицию чарактеризуют "безыдейная предвзятость и иррационализм, вызванный нежеланием мыслить и ограничивающийся произвольным решением и пропагандой"212.

"Для осмысления любой исторической ситуации необходима определенная структура мышления, поднимающегося до уровня актуальной, реальной проблематики и способного охватить весь имеющийся в наличии противоречивый материал11, а для этого требуется "найти отодвинутую на нужное расстояние аксиоматическую отправную точку, всеобъемлющую позицию, необходимую для понимания ситуации в ее целостности"2[3. Когда наступает кризис мышления, то еі о нельзя преодолеть попыткой скрыть правду о сложившейся ситувции.

Похожие диссертации на Национальное самосознание как объект философского анализа