Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная оценка как объект социально-философского анализа Сутужко Валерий Валериевич

Социальная оценка как объект социально-философского анализа
<
Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа Социальная оценка как объект социально-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сутужко Валерий Валериевич. Социальная оценка как объект социально-философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-9/350

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность и принципы оценки

1. 1. Проблема оценки в философии

1.2. Структура, принципы и виды оценок

Глава 2. Специфика социальной оценки

2.1. Особенности структуры социальной оценки

2.2. Социальная оценка в системе общественных отношений

Заключение Библиография

Введение к работе

Современная фаза развития общества предъявляет ряд актуальных фундаментальных требований к развитию социальной философии. В наиболее общей форме эти требования можно выразить так: развитие и функционирование подлинно гуманитарного общества должно быть обеспечено высоким уровнем содержания' и качества социальных теорий. Социальные науки получили в России в конце XX века второе дыхание. Более опосредованное отражение социальный заказ в современной практике находит в выдвижении в центр внимания собственных конкретных проблем, в повышенном интересе к тем вопросам, которые еще недавно решались в общей, недетализированной форме. В большей степени это касается проблем социального познания, социальных ценностей, социальных оценок.

Изучение общественных бытия и сознания, социальных явлений и социальной деятельности через призму оценочно-ценностных феноменов есть определенный шаг в познании их сущности иного, более глубокого, нового порядка. Необходимость изучения оценочно-ценностной области продиктована и практической необходимостью, так как обоснованная всесторонняя социальная оценка — непременный элемент научного управления обществом, социальной деятельности, процесса регуляции общественных, межгрупповых и межличностных отношений.

Актуальность рассмотрения социальной природы оценочно-ценностной проблематики достаточно очевидна в общетеоретическом плане в том смысле, что оценка является всеобщим условием социальной деятельности. Нельзя назвать ни одной сферы социальной деятельности, ни одного феномена общественного сознания, где непосредственно и опосредованно не проявлялась бы оценка. И в то же время в исследовании феноменов бытия и сознания нередка та парадоксальная ситуация, когда, например, рассмотрение мировоззрения, идеологии форм общественного сознания осуществляется вне анализа их оценочно-ценностной природы.

4 Другой стороной, определяющей актуальность избранной тематики, является тот факт, что термины «оценка», «социальная оценка», «политическая оценка» и т. п., столь широко употребляемые в настоящее время, не получили достаточной степени разработки. Это выражается, в частности, в появлении различных вариаций их толкований, многие из которых отнюдь не способствуют прояснению сущности этих «ускользающих» понятий. Особую актуальность рассмотрение этих понятий в социально-философском контексте обретает применительно к реалиям современной России, где сейчас происходят радикальные процессы, трансформации, сопровождаемые переоценкой существовавших ранее систем ценностей.. Как видно, изучение феномена оценивания, оценки, вообще, а социальной оценки в особенности,' на сегодняшний день является актуальной проблемой..

Степень разработанности темы.

Вопросы, являющиеся предметом данной работы, находятся на пересечении нескольких научных дисциплин: аксиологии, социальной психологии, политологии и социологии. Но, к сожалению, на сегодняшний день не существует комплексного социально-философского исследования феномена социальной оценки,- хотя разработка оценочной проблематики — изучение природы, сущности и функции феномена оценки — имеет давнюю историю и начинается с трудов по этике и эстетике.

Оценочно-ценностная проблематика проходит красной нитью через историю философии от Платона до Г. В. Ф. Гегеля, от Сократа до Т. Г. Гоббса и Б. Спинозы. И. Кант разграничил области познания, оценки и ценности, отнеся их соответственно к гносеологии, эстетике и этике. В 1860-1880 гг. Р. Г. Лотце, А. Ритчль и Ф. Брентано ввели категорию ценностей и оценок в широкий философский оборот. На рубеже XIX и XX веков учение о ценностях и оценках находится в.центре философских.концепций В. Виндельбанда и его последователей, и наиболее полно выражается в воззрениях Г. Риккерта. В' XX столетии в системе философских дисциплин развивается новая наука -

5 '

аксиология, которая является преимущественно'теорией ценностей и оценок. Особый вклад в разработку аксиологических проблем внесли западные философы различных направлений — М. Шелер, Н. Гартман, Э. Гуссерль, М. Хайдегтер, Дж. Дьюи, Л. Витгенштейн. Новым, «оценочно-ценностным видением» стала русская философия религиозного ренессанса, отраженная в трудах В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева. В основе всех этих теорий лежит попытка преодолеть односторонность, как объективизма, так и ' субъективизма, посредством включения ценностей в качестве части мирового целого, наряду со сферой субъектов и объектов («действительность»). Нетеистический аксиологический персонализм развивал, в своих трудах М. М. Бахтин. Во второй половине прошлого века оценочно-ценностная тема постоянно была в центре внимания таких исследователей, как' Л. Лаудан, А. Маслоу, С. Московичи, Г. Олпорт, М. Рокич, Р. М. Хайер и др.

В отечественной философии проблемы оценок и ценностей активно ' изучаются с 60-х годов XX столетия. Большой интерес в этом контексте представляют работы В. П. Тугаринова, И. С. Нарского и В. А. Василенко. В последней трети прошлого века оценочно-ценностная сфера находилась в поле исследований О: М. Бакурадзе, Ю. Д. Гранина, А. А. Гусейнова, Q. Г. Дробницкого, А. А. Ивина, Ю. М. Смоленцёва и др.

Всплеск интереса к оценочно-ценностной проблематике приходится на 80-е годы XX столетия. Именно в тот период времени исследователи перешли от дискуссионных экскурсов в ценностно-оценочную, сферу к системному ее изучению. Однако, что характеризует и настоящий период времени, проблемы ' оценки — совершенно оправданно — изучались в контексте проблем ценности, и нередко получается так, что ценностная проблематика поглощает оценочную, ' и главным объектом исследования оказывается ценность. Оценки и ценности имеют определенные черты близости, и даже сходства. Именно поэтому эти понятия необходимо различать, а их отождествление является недопустимым. До настоящего времени оценка не рассматривалась как особый социальный

7 Теоретико-методологическая основа исследования.

Общими основаниями диссертационного исследования являются методы историческо-философской реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации «оценки» как понятия, отражающего субъект-объектное содержание явлений и процессов через призму классических философских методов диалектического, феноменологического и трансцендентального анализа. Аналитические и синтетические операции с историко-философским материалом способствуют выявлению в диссертации системной значимости феномена оценки в социальной философии.

В своей работе диссертант опирался на труды таких, авторов, как
С. Ф. Анисимов (идеи духовных ценностей), С. С. Бубнов (ценностные
ориентации), Т. И. Вендина (концепция оценки), Т. И. Горбунова (экспертиза
как особый вид человеческой деятельности), К. X. Делокаров,.
А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. Ю. Крылов, Г. П. Медведева (ценности
социальной работы), М. А. Недоседкина (ценности и их .классификация),
С. Д. Погорелова, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов. (теории эмоций),
П. И. Смирнов, Э. В. Соколов, X. Р. Фабело (понятийно-оценочная концепция)
и др. Также использовались идеи, содержащиеся в работах. Ф. Вернона,
Ф. Знанецкого, Д. Лидзли, Г. Олпорта, Т. Парсонса, П. Рикёра (принцип
«герменевтической арки»), У. Томаса и др. Кроме этого, автор обращается
к воззрениям античных мыслителей (Демокрита, Сократа, Платона
и Аристотеля) и классиков философии (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы,
И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и др.). .

Необходимость комплексного подхода к проблемам оценивания и ценностей обусловила использование в настоящей работе также идей представителей смежных с философией дисциплин, среди которых можно назвать психологов (Б. Ф. Ломов, Б. Ф. Поршнев, Ф. ,Е. Василюк, Л. С. Кравченко, М. В. Загоскин, К. К. Данилов, Д. Н. Узнадзе, К). Р. Саарнийт и др.), лингвистов (Н. Д. Арутюнова, Е. М. Вольф, В. В. Максимов и др.), педагогов (А. С. Макаренко), политологов (Дж. Бачлер, Д. Уадлей, Н. Ванхове

феномен и совсем нет работ, в которых .отдельно осмысливается понятие, социальной оценки.

Объектом данного исследования является общество, предметом — феномен социальной оценки, а- более конкретно — специфические характеристики социального оценивания человека и общества.

Целью работы является социально-философский анализ оценки как . социального феномена в контексте уже существующих категорий понятийного аппарата социальной философии и выяснение роли оценочной деятельности в . функционировании общества.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

показать эволюцию оценочно-ценностных представлений в истории социальной философии;

выявить роль и место социальной оценки в системе общественных . отношений;

рассмотреть детерминанты и компоненты социальной оценки;

проанализировать понимание социальной оценки как специфического феномена индивидуального, группового и. общественного сознания;

выделить субъективные и объективные моменты в структуре оценки;

определить особенности выбора оценочных критериев- и эквивалентов;

выявить индивидуальное и общественное в структуре социальной оценки и др.

8 и др.) и социологов — таких, как М. Вебер, П. А. Сорокин, Ю. Л. Качанов, Д. В. Полежаев, 3. И. Фрайнбург, В. А. Ядов и др.

В русском языке смысловое содержание понятий «оценка», «оценивать», «оценить» с.одной стороны, и «цена», «ценить», «ценность»,; «ценить» с другой стороны, тесно переплетается и, более того, в ряде значений тождественно. Это свидетельствует о том,' что в языке понятия «оценка» и «ценность» почти не различаются. С позиций философского онтогенеза «оценка» и «ценность» различны по времени своего появления. Оценка имеет более «древнее» происхождение — все разумное вначале оценивало кого-то или что-то, а затем уже «ценило» или отвергало их «ценность». При этом получалось, что «оценка» могла быть высокой/низкой, а «ценность» — это всегда то, что высоко оценивается, как в отрицательном, так и в положительном смысле — это то, что признается или не признается другими людьми, группой, обществом. Ценность, таким образом, мера качественная и включает в себя только что-либо стоящее, социально значимое. Оценка кого-либо или чего-либо осуществляется также с точки зрения стоимости (цены). Обычно оценка выражается во мнении, причем как вербально, так и невербально. Мнение понимается как суждение, мысль, выражающие оценку кого-либо, чего-либо. Или как отношение к кому-то, чему-то, синонимы — взгляд, воззрение, точка зрения. Существует также понятие «общественное мнение», которое выражает массовую социальную оценку.

В философских словарях понятия «оценка» и «социальная оценка», как правило, не выделяются самостоятельно, а объясняются в контексте других философских категорий, таких как ценности, мораль, нравственность, этика и др.

На защиту выносятся следующие основные положения.

Оценка специфична во всех объективных определениях: в ней по-особому проявляется и существует истина, особым образом соотносится объективное и

субъективное, она взаимосвязана с практикой, она не имеет аналога среди '' других явлений бытия и сознания.

Объяснение оценки именно как социального феномена оказывается адекватным ее сущности, сформировавшейся в результате .диалектического субъект-объектного взаимодействия.

Социальная оценка, прежде всего, выражает разнообразие вариантов субъект-субъектных отношений. Она может также, наряду с. социальными ценностями, исполнять в обществе нормативно-регулирующую роль.

Социальная оценка является неотделимой частью сознания, выступающей в качестве субъективной способности. При этом оценивание '' может осуществляться в качестве специфической социальной деятельности.

Социальное оценивание - средство осознания субъектом ценности социального мира, природы и самого себя (индивидуальность/социальность).

Социальный субъект подвергает оценке разнообразные -сферы

' действительности, при этом социальное оценивание выступает как особая

форма познания (социальное познание). Посредством оценки, оценочных

критериев и ценностных представлений потребности и интересы субъекта

(исследователя) включаются в процесс социального познания и деятельности. .

Мир социальных и индивидуальных ценностей придает смысл акту социальной оценки. В процессе оценивания раскрывается единство значения и. смысла, объяснения и понимания и др.

Научная новизна исследования.

В диссертации представлена авторская версия трактовки социальной оценки.

В рамках представленной концепции уточнено содержание социальной оценки.

Рассмотрено становление социального феномена оценки через восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот, от единичного к.

10 общему и обратно, от субъективного к объективному и обратно, от идеального к материальному и наоборот, и т. д.

Обоснована определенная правомерность введения в тезаурус социальной
философии понятия «социальная оценка». *

Выявлены принципы формирования оценки вообще и социальной оценки в частности.

Проведено сопоставление понятия «социальная оценка» с такими феноменами, как- «общественное мнение», «социальный статус», «престиж», «социальные установки», «социальные ориентации», «социальные ценности», «социальная работа» и др.

Обосновано применение социальной .оценки как особого метода познания, позволяющего по-новому анализировать социальную деятельность субъектов, общественные отношения и социальный прогресс.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты диссертации могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии. Содержащиеся в исследовании положения могут стать концептуальной основой для проведения дальнейших социально-философских, социологических и социально-психологических исследований .в процессе реформирования современных систем и структур по работе с общественным сознанием, для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии.

Основные выводы рассчитаны на" практическое использование в ' деятельности институтов государственного регулирования социальных и идеологических процессов, при разработке вопросов государственной политики в. целях социального управления, при изучении массового сознания и общественной психологии. Отдельные разделы могут быть использованы в системе последипломного образования работников сферы, социального управления, политических и других органов и организаций. В социально-

практическом плане значимость данной диссертации обосновывается возможностью использования социальной оценки и ее производных при анализе и разработке социальных технологий различной направленности и разнообразного содержания.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке как общих, так и специальных курсов по философии, социальной философии, логике, социологии и социальной психологии и т. д.

Апробация диссертационной работы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Московского государственного социального, университета. Основные положения работы изложены в публикациях автора и его выступлениях на конференциях и «круглых столах». В частности, в сообщениях. на тему: «Категория оценки в социально-психологическом исследовании» на Межвузовской научно-практической конференции (Саратов, .1992 г.); «Человек и общественная действительность: феномен социальной оценки» на заседании секции II Международного социального конгресса «Россия в системе глобальных социальных координат» (Москва, 2002 г.); «Человек и проблема социального оценивания регионального пространства» на Всероссийской научно-практической конференции «Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен» (Саратов, 2002 г.).

Проблема оценки в философии

В обществе постоянно производится всесторонняя оценка явлений окружающего мира, существа деятельности и поведения человека, его идей и т. п. В оценках отражается взаимодействие действительности и человека — объективный мир подразделяется с точки зрения его ценностного характера — добра и зла, пользы и вреда и т. п., и это вторичное деление, обусловленное социально, весьма сложным образом отражено в языковых структурах (Арутюнова Н. Д., Вольф Е. М. и др.). Ценностный подход к явлениям природы и общества, результатам деятельности подразумевает отбор того, что ценится, что является необходимым для существования, удовлетворения потребностей. По словам Т. И. Вендиной, ценностное отношение — это особая группа отношений значимости, реализующаяся только в человеческом обществе и лишь благодаря этому существующая как социальный феномен. Сущность «Я», как справедливо отмечает Э. . Ш. Брайтмен, составляет его активность, обладающая способностью выбирать и оценивать.

Поскольку предметом нашего рассмотрения является феномен оценки,, который неразрывно связан с понятием «ценность» - главного критерия при вынесении оценочного суждения — возникает необходимость сначала рассмотреть последнее.

Еще в начале прошлого века основатель феноменологии как отдельного направления философии Э. Гуссерль был поражен несоизмеримостью сущности и факта, другими словами, тем, что тот, кто отправляется в своем исследовании от фактов, никогда не придет-к отысканию сущности. Так,, если искать научно-философские факты, лежащие в основе социальной .оценки,, то никогда не удастся реконструировать социальные сущности индивидуальной оценки, самооценки, взаимодействия индивидуальных оценок. Не отказываясь, однако, от идеи опыта (принцип феноменологии — идти «к самим вещам», основа ее метода — эйдетическая интуиция1), нужно эту идею сделать более гибкой и отвести место опыту сущностей и ценностей; нужно даже признать, что «только сущности позволяют классифицировать и обследовать, факты ».

Именно в оценке как философском феномене раскрывается единство значения и смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей, а следуя канонам феноменологии, можно сказать, что оценка (факт) выступает как проявление ценностей (сущности).

Оценка есть один из .способов актуализации ценности в действительности. Она невозможна вне субъекта, так как представляет собой проявление той ценностной предметности, которая стала предметом оценки. Вместе с тем оценканесет информацию об этой ценностной предметности, т. е. отражает специфические стороны общественного бытия. Необходимость оценки диктуется в первую очередь потребностями общественной практики,-вынуждающей решать вопрос о предпочтениях одних предметов перед другими. Именно в оценке ценностная предметность объекта находит свое актуальное выражение, становясь предметом актуальной потребности. Ценность не тождественна ценностной предметности, она является отраженной ценностной предметностью, отраженным функциональным состоянием объекта. Состояние — объективно, но отражение (рефлексия) — субъективно. Эстетическая, этическая, политическая, научная, правовая, техническая, военная, экономическая и т. д. ценность выявляют объективную ценностную предметность только в рефлексии, форма которой обусловлена субъективным выбором оценочного критерия. Опредмечивание сущности человека во внешнем предмете рождает возможность ценности: удовлетворение потребности индивида с помощью данной вещи превращает ценность из возможности в действительность, реализует ее, делает ее актуальной.

Ценность включает в себя субстанциональный момент — ценностные . свойства и реляционный — ценностное отношение. Таким образом, ценность не есть предмет, его свойства в их собственном, не связанном с субъектом бытии. Ценность есть предмет во взаимоотношении с человеком. Ценность не является отражением ценностной предметности в сознании субъекта (таким отражением является в определенном смысле норма (эквивалент), которая в то же время есть выражение интересов субъекта, но представляет собой проявление ценностной предметности, субъективно обусловленный способ, каким объективная ценностная предметность является субъективному сознанию. Следовательно, ценность существует не в сознании, а до него, хотя свою форму обретает благодаря норме (эквиваленту), которая является фактом сознания. Ценность не есть сама вещь, а ее особый, общественный способ существования.

Ценностная предметность изменчива, она совершенствуется вместе с диалектически развивающейся практикой общества, познаваема, как и любое другое объективное отношение, предмет или свойство. Ценностная предметность раскрывается субъекту познания в отношениях и может-быть выражена через общественные отношения. Познать соответствующую ценностную предметность, по мнению Т. И. Горбуновой, значит осознать функции ценностного объекта и их общественную обусловленность.

Структура, принципы и виды оценок

При определении оценки будем исходить из того, что оценка является субъективным выражением значимости предметов и явлений окружающего нас мира для нашей жизни и деятельности, т. е. оценка — это умственный акт (способность), в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта. Подобного понимания оценки придерживаются . С. Д. Погорелова, X. Р. Фабело и др.

Современные исследователи," как правило, выделяют .следующие компоненты оценок: субъект, объект, основание и характер42. Субъект оценки — лицо (или социум), определяющее ценность того или иного предмета путем выражения оценки. Объект оценки — это предмет или явление, которые поддаются осмыслению и оцениванию.

При этом необходимо понимать, что не следует путать такие понятия, как объект оценки и объект собственно познания. Если собственно познание

. представляет собой отражение предметов, явлений и процессов объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, то оценка предполагает взаимное сравнение с нашими субъективными взглядами и представлениями, которые выполняют в процессе оценки функцию критерия, мерила, нормы и тем самым позволяют прийти к оценочному суждению. Предмет оценки уже,

. чем предмет собственно познания. Элементы бытия, еще не ставшего общественным, лишены всякой ценностной предметности (минерал, который еще ничем не стал в общественной практике, можно познавать, но нельзя

. оценивать до тех пор, пока познание не раскроет такие его свойства, благодаря которым минерал можно будет использовать в общественной практике). Если возможным предметом такого познания является все, что . объективно существует, то предметом оценки служит только ценностная предметность, т. е. общественное бытие объектов. Важно подчеркнуть то, что как действительным

. предметом собственно познания (несоциального) становится лишь определенная часть объективной реальности, так и предметом оценки становится не общественное бытие как таковое, а лишь определенная ценностная предметность и лишь частичным образом. О социальном познании подробнее поговорим позже, сейчас заметим, что собственно познание — предпосылка оценки, а оценка, в свою очередь, обусловливает процесс такого познания (она стимулирует познавательную активность в том направлении, которое считается желательным).

Предметом оценки является ценностная предметность таких элементов общественного бытия; которые служат предметом не удовлетворенных в полной мере актуальных потребностей субъекта, или таких элементов, которые связаны с удовлетворением этих потребностей. Основание оценки — это ее . мотивация или оценочный признак, т. е. то, с точки зрения чего производится оценивание. Именно основание оценки является базой многочисленных классификаций оценок.

В зависимости от того, какие признаки актуализируются в. оценочном акте, основание оценки принято дифференцировать на внутренние и внешние. Внутренние выражают эмоциональную сферу говорящего, его чувства, ощущения, положительные и отрицательные эмоции, связанные с психической сферой симпатий и антипатий. Внешние ориентированы на когнитивную сферу говорящего, они отражают знания субъекта, формируемые отношением. ментальной и социальной природы окружающей человека действительности.

Характер оценки — это признание ценности. (положительной, отрицательной или нулевой) объекта оценки. Оценочное высказывание может включать факультативные элементы — мотивировки, классификаторы, различные средства интенсификации и деинтенсификации, субъект «пользы». При сравнительной оценке в модальную рамку включаются дополнительные элементы — то, с чем сравнивается, признак, по которому дается сравнение, мотивировки сравнения и т. п. Всякая оценка складывается из акта сравнения. (собственно оценки) и рекомендаций к отбору (выбору) того, что признается за ценность.

Оценка предполагает конкретно-исторический подход к оцениваемым общественным явлениям. Например, об исторических заслугах судят не по тому, что не сделали исторические деятели сравнительно с современными, требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками.

Оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого. Наличие эквивалента как меры оцениваемого является наиболее важным фактором, отличающим процесс оценки " от процесса несоциального познания: Эквивалентом может быть практически любая из ценностей или норм, доступных субъекту, в том числе и любой из известных ему символов. Процесс оценки ставит субъекта перед необходимостью решать, какому из возможных эквивалентов отдать предпочтение при оценке. Оценка неизбежно предполагает выбор оценочного эквивалента. Этот выбор вовлекает в процесс оценки не только предшествующий опыт субъекта, но и прежде всего его актуальный интерес. Интерес накладывает отпечаток на результат оценки, поскольку . именно выбранный критерий делает процесс оценки вполне определенной ценностью. От выбора оценочного критерия зависит не только форма ценности, но и ее параметры и даже полярность. Так, при измерении ценностной предметности одним эквивалентом получаем некоторую ценность, а при использовании другого эквивалента та же ценностная предметность предстает в форме отрицательной ценности.

Особенности структуры социальной оценки

Современная фаза развития общества, предъявляет ряд актуальных фундаментальных требований к. научным исследованиям. В наиболее общей форме эти требования можно выразить так: развитие и функционирование подлинно гуманитарного общества должно быть обеспечено высоким уровнем содержания и качества социальных теорий. Социальные науки получили в России в конце XX века второе дыхание. Поэтому сейчас, на рубеже веков, осмысление всего происходящего в обществе позволяет отметить. новые явления социальной действительности.

Реализация требований, предъявляемых к социально-философским исследованиям, находит свое непосредственное выражение в. обращении к важнейшим теоретическим и методологическим проблемам. Прерогатива социальной философии заключается в создании теорий, адекватно отражающих и правильно анализирующей действительность. Разработка методологии социального познания является вещью бесспорной и предметом отдельного разговора.

Более опосредованное отражение социальный заказ в современной практике находит в собственно логике развития социальной философии, выдвижении во главу угла собственных конкретных проблем, в повышенном интересе к тем вопросам, которые еще . недавно решались в общей неструктурированной форме. Из всей совокупности, проблем прежде всего выделяются такие, как: социальное познание, социальные ценности, социальные оценки.

Всплеск интереса к оценочно-ценностной проблематике приходится на 80-е годы прошлого столетия, что, в частности, выразилось в увеличении числа публикаций, во включении аксиологической теории й исследования гносеологического, методологического и социального характера. Именно в этот период времени исследователи перешли от спорадических экскурсов в ценностно-оценочную проблематику к системному ее изучению. Настало время, когда изучение сущности социальных явлений, общественного сознания социальной деятельности и т. д. будет явно неполным при элиминации категорий оценки и ценности. Представляется также, что рассмотрение названных явлений, процессов через призму оценочно-ценностных феноменов есть определенный шаг в познании их сущности иного, более глубокого, нового порядка.

Но в равной мере необходимость изучения оценочно-ценностной области продиктована и практической необходимостью. Обоснованная всесторонняя социальная оценка — непременный элемент научного управления обществом, социальной деятельности, процесса регуляции общественных, межгрупповых и межличностных отношений.

Актуальность рассмотрения социального феномена оценочной и сопряженной с ней ценностной проблематики достаточно очевидна в общетеоретическом плане, в том смысле, что социальная оценка является всеобщим условием социальной деятельности..Нельзя назвать ни одной сферы социальной деятельности, ни одного феномена общественного сознания, где непосредственно и опосредованно не проявлялась бы оценка. И в то же время в исследовании феноменов бытия и сознания нередка та парадоксальная ситуация, когда, например, рассмотрение мировоззрения, идеологии форм общественного сознания осуществляется вне анализа их оценочно-ценностной природы. В силу указанных причин оценка изучается достаточно интенсивно в философии. Правда, как правило, проблема оценки — и это совершенно оправданно — изучается в контексте проблемы ценности, и нередко получается так, что ценностная проблематика поглощает оценочную, и главным объектом исследования оказывается ценность. «Близость и известное сходство понятий ценности и оценки приводят также к тому, что их иногда не различают, отождествляют, что, разумеется, недопустимо» .

Разработка оценочной проблематики — изучение природы,:сущности и функции феномена социальной оценки — имеет давнюю историю и начинается с трудов по этике и эстетике62. И это понятно, так как основные категории этики63 и эстетики, характер эстетического отношения человека к действительности, содержание эстетического и нравственного идеалов,

художественного образа и т. д. не могут быть поняты и раскрыты без

привлечения понятия оценки. Заслуживает особого внимания оригинальная концепция Ю. М. Смоленцева64 о диалектическом взаимодействии морали и нравственности в социальных оценках и ценностях.

Значение проблемы отнюдь не локально, необходимость ее исследования заметна и при решении многих социально-философских проблем. Неслучайно поэтому в работах, посвященных изучению теоретических вопросов разных областей философии, оценка нередко становится объектом рассмотрения. Многое в характеристике социального феномена, оценки остается еще проблематичным. В общефилософской литературе сформировалась, во-первых,

точка зрения, в соответствии с которой природа оценки — познавательная, и с этим трудно не согласиться, поскольку предпосылкой всякой оценки является знание. Но, во-вторых, оппонентами сторонников такой точки зрения отмечается, .что оценка — специфический феномен, который Невозможно полностью свести к знанию, она включает в себя нечто не относящееся к познанию.

Похожие диссертации на Социальная оценка как объект социально-философского анализа