Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Гусева Елена Анатольевна

Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта
<
Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусева Елена Анатольевна. Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : М., 2005 142 c. РГБ ОД, 61:05-9/542

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные стратегии исследования межличностного конфликта в научном знании.

1. Межличностный конфликт как объект исследования в корпусе социально - гуманитарного и естественно - научного познания 17

2. Типология подходов в рассмотрении феномена межличностного конфликта в научном знании 46

ГЛАВА II. Стратегии исследования феномена межличностного конфликта в социальной философии

1. Специфика понимания феномена межличностного конфликта в социально - философском познании 61

2. Межличностный конфликт и проблема идентичности 85

3. Межличностный конфликт как механизм социальной коммуникации 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

БИБЛИОГРАФИЯ 125

ПРИЛОЖЕНИЕ 139

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Проблематика конфликта является одной из вечных тем философского исследования, главным образом потому, что природа бытия скорее противоречива, чем гармонична. Поэтому вопрос изучения различного рода конфликтов как в онтологическом, так и в социально- философском контекстах, проблема их происхождения, развертывания, регулирования и разрешения всегда актуален и своевременен. Очевидно, что интерпретаций межличностного конфликта может быть определенное множество, они могут исходить из разных ценностно-нормативных и когнитивных посылок, разных задач и целей, из разных пониманий самого базового термина - конфликта. Философия, в силу присущих ей понятийного аппарата и методологических средств анализа, способна создать единую феноменологию конфликтов, сформулировать и развить его целостную концепцию. В этом случае изучение межличностного конфликта станет обобщенным, а не фрагментарным, создаст возможности для плодотворной интеграции точек зрения разных наук на сущность и функции межличностного конфликта в обществе.

Как социальный феномен конфликт изучается такими науками, как
философия, социология, конфликтология, психология, педагогика, история,
политология, экономика, которые рассматривают различные аспекты данного
феномена. Объектом рассмотрения в этих науках являются

внутриличностные, межличностные, групповые и межнациональные
конфликты. Исторический и социальный опыт, накопленный людьми к
началу XXI века, показал, что в основе большого числа социальных
конфликтов нередко лежат межличностные отношения, которые

затрагивают культурно-образовательную, социально-бытовую, духовно-нравственную, экономическую, политическую, экологическую сферы

жизнедеятельности общества. Безусловно, на формирование и движение
общества оказывают влияние специфические исторические и национальные
условия жизни стран, их культурное своеобразие, особенности
существования экономики, действия господствующей в обществе
политической элиты и так далее. Но кроме этого, социальные процессы и
отношения обусловлены множеством не только объективных, но и
субъективных факторов, многие из которых носят трудно предсказуемый,
многовариантный, противоречивый характер. Здесь переплетаются
различные альтернативы, необходимость и случайность. Оперирование
понятием межличностного конфликта в этом контексте делает более
понятным и объяснимым историческое и социальное будущее,

одновременно приоткрывая завесу тайны над прошлым и делая понятным настоящее. Вопросы влияния межличностного конфликта на социальные процессы, выявление базовых аспектов конституирования им надличностной сферы жизнедеятельности общества становятся крайне важными. Необходимость осмысления этих взаимозависимостей, нерешенность многих вопросов роли межличностного конфликта в обществе и истории определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень теоретической разработанности проблемы.

В диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть межличностный конфликт в контексте философского знания вообще, осуществляя обобщающую функцию философии, а также исследовать конкретную роль межличностных конфликтов в социальных трансформациях. Межличностные конфликты детерминируют межгрупповое взаимодействие в обществе, непосредственно влияют на динамику отношений микроэлементов социальных групп. Поэтому, изучение феномена межличностного конфликта в диссертационной работе распадается на два блока исследований:

1. анализ собственно феномена межличностного конфликта;

2. анализ его роли в обществе.

Диссертант обратился к исследованию основных стратегий понимания
феномена межличностного конфликта в естествознании для того, чтобы
учесть существенные связи и аналогии между естественнонаучным и
социальным знанием, тем более, что есть дисциплины, которые с равным
правом можно отнести и к социальным и к естественным наукам. В
естественных науках понятие межличностного конфликта обозначает
борьбу, действия, направленные на разрешение имеющегося противоречия, а
также биологическую потребность человека, проявляющуюся в сложной
стереотипной форме поведения. В науках социально-гуманитарного корпуса
понятие межличностного конфликта хотя и употребляется довольно часто,
но в основном в широком общенаучном контексте. Достаточно сказать, что
вплоть до недавнего времени феномен межличностного конфликта в
основном рассматривался только в социальной психологии и

конфликтологии. В социологии и философии межличностный конфликт квалифицировался как специфический неклассический тип объекта.

Наиболее развитой наукой в плане теоретических и практических разработок в области феноменологии конфликтов, в частности межличностного конфликта (далее - МЛК) является психология, которая рассматривает в основном структурные и динамические характеристики конфликта, а сам он трактуется как результат интрапсихических процессов. Таким он изучается в гуманистической психологии, психоанализе, когнитивизме, внутри которых представлены различные теории и подходы к его исследованию, а именно: МЛК как тип противоречия (А.Рапопорт и др.), как объект и метод исследования конфликтного взаимодействия индивидов (Е.В.Первышева и др.), как выявление структурно - динамических характеристик (Л.А.Петровская и др.). В рамках социальной психологии МЛК описывали Л.А.Петровская, А.А.Ершов, Н.В.Гришина. По их мнению, конфликт в межличностных отношениях возникает тогда, когда индивид

имеет противоположные интересы, потребности, ценности, а их одновременное удовлетворение затруднено, участник конфликта представляет их как несовместимые. С позиций деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн) МЛК определяется как противоборство (активное противоречие) самоопределяющихся субъектов. Мотивационный подход (М.Дойч, Г.Макклинток) к анализу МЛК позволил углубить анализ содержания мотивов действий. В бихевиоризме межличностный конфликт рассматривается как реакция на внешнюю ситуацию (М. Дойч, М.Шериф, Уолш). В необихевиористской традиции (А.Бандура, Н.Миллер, Дж.Доллард, Л.Дуб) МЛК понимается как особая форма агрессивного ответа на ту или иную фрустрирующую ситуацию. Согласно психоанализу, межличностные конфликты интерпретируются как явления, имеющие интрапсихическое происхождение (З.Фрейд, К. Юнг, А.Адлер, К. Хорни). В когнитивистском подходе К.Левин рассматривает «конфликт между собственными и вынуждающими силами», то есть как противоречие между собственными потребностями (интересами, целями) человека и внешней объективной вынуждающей силой. В.С.Мерлин, С.Г.Якобсон, Б.А.Вяткин, А.Г.Асмолов, В.А.Петровский рассматривали МЛК в контексте индивидуальности субъекта. Определяя место и назначение межличностного конфликта в развитии личности, Б.И.Хасан, Н.В.Гришина, А.И.Донцов, представляли данный феномен с точки зрения его конструктивного характера. В конфликтологии (теория разрешения социальных противоречий) межличностный конфликт рассматривается как расхождение интересов или убеждение сторон в том, что их устремления не могут быть достигнуты одновременно. Отечественные авторы (В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, Л.А.Петровская) рассматривали в межличностном конфликте принятие человеком субъективной оценки сложившейся ситуации, его субъективного переживания. Изучаются мотивы и цели, познавательные процессы, эмоциональное состояние противоборствующих сторон,

отдельные стороны личности, функциональные характеристики в межличностном конфликте. Социология объектом своего рассмотрения выделяет социальный конфликт, акцентирует внимание на его характере и структурных характеристиках. В социологии наработаны качественно значимые материалы анализа МЛК. Ключевое положение социологов заключается в том, что конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы, они являются не только нормой, но и исключительно важной формой общественной жизни. При этом исследованию межличностных конфликтов не уделяется достаточного внимания, в социологии данный феномен не имеет статуса социального. В немногочисленных социологических работах по исследованию межличностного конфликта он рассматривается как ценностно-нормативный конфликт (Н.В. Исаев), статусно-ролевой в политической сфере, социально-трудовой в производственных коллективах (О.М. Маслова, С.Д. Ионов), как социализирующий фактор (Н.В. Вохменцева).

В зарубежной литературе самыми значительными исследованиями межличностного конфликта являются работы таких авторов, как З.Фрейд, Дж. Морено, М.Дойч, А.Берг, К.Марч, Э.Фромм, Э.Шибутани и др. Указанные авторы рассматривали межличностный конфликт с разных позиций: в качестве объяснительного принципа, как результат внутриличностного конфликта (психологическое явление), как социально — психологический феномен, как механизм социализации индивида.

Анализ зарубежных и отечественных исследований специфики
межличностного конфликта позволил сделать вывод о различных ориентирах
рассмотрения данного феномена в отечественной и зарубежной литературе:
в последней он представлен, в основном, в контексте теоретико —
методологического подхода, в отечественной - к контексте

прагматического. Большое разнообразие трактовок МЛК приводит к тому, что в научной литературе до сих пор нет однозначного, всеми разделяемого,

устоявшегося определения понятия межличностного конфликта, которое хоть в какой-то степени можно было бы считать «каноническим». Существование широкого спектра направлений исследования МЛК в психологии, конфликтологии, социологии, зачастую не согласных между собой по ключевым вопросам, порождает задачу его философского осмысления. Однако и в рамках известных философских концепций нет единства относительно природы, источников возникновения, места и роли конфликта и межличностного конфликта в частности, в современном мире, что конструирует широкий диапазон его социально - философского исследования. Но диссертант надеется, что в контексте философского анализа способов и путей познания феномена МЛК осуществится интеграция между несоприкасающимися или незначительно пересекающимися областями научного знания, произойдет поворот от фрагментарной рефлексии феномена межличностного конфликта к целостной.

В русской философии межличностный конфликт рассматривается такими отечественными авторами, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н. Бердяев, Л. Шестов (тема «бунта», конфликтности человеческого бытия и ее преодоления). Они понимают межличностный конфликт в основном как противоречивость, производную от внутреннего конфликта. Отечественная философия конца XX века связывает возникновение конфликта с появлением и развитием противоречий, причем конфликт отражает кульминационный этап их развития. Разрешение конфликта ведет к разрушению данного противоречивого единства с одновременным возникновением его нового качества. Соотношение понятий конфликта и противоречий рассматривали А.Г. Здравомыслов, А.В. Дмитриев, В.И. Новосельцев и другие. Многие авторы связывают возникновение противоречий с проблемой неравенства возможностей людей в различных сферах жизни. Именно поэтому притязания отдельных людей считают мощным источником конфликтов.

B.A. Ядов указывал, что неравенство возможностей, определяемое конкретными условиями - принадлежностью к тому или иному социальному слою, организации, движению, региону («идентификация»), всегда обнаруживается в рамках конфликтной ситуации. Н.Н. Козлова утверждает, что за любым конфликтом и его разрешением - битва ценностей. По мнению В.Б. Власовой, конфликт происходит не только оттого, что люди не обеспечены материально необходимым, но в первую очередь оттого, что ситуация не соответствует их духовным устремлениям.

Темы человеческих конфликтов рассматриваются в

экзистенциализме, философской антропологии, философии жизни и в других направлениях западной философской традиции: Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Фромм и другие. Интересно, что философы - антропологи пытаются выделить особую сферу «собственно человеческой реальности» и именно через нее раскрыть сущность и смысл всех типов человеческих конфликтов и их социальных проявлений. Что же касается непосредственно темы данного исследования, то нам не удалось обнаружить исследовательских работ, в которых систематически анализируются основополагающие паттерны рассмотрения феномена межличностного конфликта в контексте социальной диалектики.

Решающее влияние на межличностный конфликт оказывает как сама личность (потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте), так и социальные факторы ее жизни: социокультурные нормы, социальные позиции, социальный контроль, ролевые ожидания, социальные роли, социальные установки, ценностные ориентации. В связи с этим данные концепты всесторонне исследованы в научной литературе. Рассмотрены, хотя и не так подробно, внутренние интенции личности (психологическая составляющая), так и мотивирующие компоненты социума в конфликте. Учитывая все полученные данные, диссертантом введено рабочее

определение межличностного конфликта, суть которого состоит в акцентировании социального характера МЛК и его способности перерастать в крупномасштабный социальный конфликт. Таков результат первого блока диссертационного исследования.

Дальнейшее рассмотрение межличностного конфликта сопряжено с выявлением и анализом его роли в социальных процессах, влияния на жизнедеятельность общества, исследованием его универсальности во времени и пространстве, определением статуса межличностного конфликта в исторической данности. Сам феномен взаимосвязи межличностного конфликта и жизни общества был замечен достаточно давно. О нем писали историки и политики Древнего мира (Аристотель), Возрождения (Н. Макиавелли), Нового времени (Т. Гоббс), эпохи Просвещения (III. Монтескье, Э. Фергюсон, А. Гиббон, Вольтер и др.) современные философы (М. Хайдеггер, Л. Демоз, Ю. Хабермас, и др.). Взаимное влияние МЛК и общества отражено в психоисторической концепции эволюции детства Л. Демоза, теории социальных представлений С. Московичи, теории Дж. Рубена, Д. Пруйт, С. Ким и других авторов.

Для более глубокого понимания межличностного конфликта и его связи с макросоциальными процессами необходимо учитывать историческую реальность, тип мышления и реагирования, принятые в данную эпоху, характерные особенности общественной системы. Например, теория Л. Демоза помогает понять специфику общества, осмыслить тип взаимоотношений на каждом историческом этапе и объяснить как внутренние процессы личности, так и межличностное конфликтное взаимодействие. Французский социолог Ален Турен в своей работе «Возвращение человека действующего» призывает отказаться от иллюзорных, по его мнению, попыток анализировать роль субъектов вне всякого отношения к общественной системе или от описания социальной системы без действующих лиц. Пример перерастания межличностного

конфликта в социальный описан в исследованиях Дж. Рубена. Но работ, которые были прямо посвящены исследованию взаимосвязи межличностного конфликта и общества, в которых бы выявлялись и систематически исследовались ключевые аспекты социально-философского понимания природы межличностного конфликта, диссертанту обнаружить не удалось. К немногим исключениям принадлежат статьи А.Б. Савина, О.А. Алексеева, Н.В. Вохменцевой. Но и они затрагивают лишь частные вопросы и не касаются исследования указанной проблемы. К числу аналогичных работ можно отнести и объективные исследования по проблемам политологии (А.И. Закамулин), истории (Ю.Г. Алексеев) и другие. Особый интерес представляют работы журналистов А. Будберга, А. Минкина, дающие богатый фактический и теоретический материал для решения задач диссертационного исследования.

Диссертант также использовал результаты исторических работ (Гай Светоний Транквилл, О.И. Кабанес, Л. Насс), содержащие обширный материал обобщающего характера. Выбранная диссертантом проблематика потребовала знакомства и анализа произведений литературы и искусства, ' например, романов В. Пикуля, Ю. Семенова, публицистики Ю.Б. Борева, М.К. Касвинова. В результате исследования обширной литературы, прямо или косвенно относящейся к теме диссертации, ее автор пришел к выводу, что конкретный аспект проблемы, ставший предметом диссертационного исследования, малоисследован. Настоящая работа призвана лишь в определенной мере восполнить образовавшийся пробел. Диссертант посчитал возможным и необходимым остановится на менее проанализированных аспектах проблемы, и социальная философия является как раз тем исследовательским полем, где этот теоретический пробел может быть устранен. Диссертант отдает себе отчет в сложности и обширности исследовательского поля заявленной темы. Именно поэтому были выбраны ключевые, на его взгляд, концепции и теории, рассмотрение которых задает

угол зрения, позволяющий сформировать достаточно целостное представление о роли межличностного конфликта и его влиянии на жизнедеятельность общества.

Объект исследования - межличностный конфликт (МЛК).

Предметом исследования выступает межличностный конфликт как специфический социальный феномен, как проявление социальной диалектики, одна из сущностных характеристик социального бытия человека.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявление и анализ философских аспектов изучения феномена межличностного конфликта в социально-гуманитарном знании.

Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:

  1. Выявить и рассмотреть основные подходы к пониманию феномена межличностного конфликта в естественнонаучном знании. Уточнить понятие межличностного конфликта в рамках естественнонаучного знания.

  2. Выявить и рассмотреть основные подходы к пониманию феномена межличностного конфликта в социологии, психологии, социальной психологии, конфликтологии. Провести сравнительный анализ ключевых интерпретаций МЛК в естественнонаучном и в основных паттернах социально-гуманитарного знания.

3. Обобщить основные подходы в рассмотрении феномена
межличностного конфликта в указанных сферах знания. Создать
междисциплинарную модель исследования данного феномена.

  1. Выявить и исследовать ключевые аспекты рассмотрения феномена межличностного конфликта в рамках социально-философского знания.

  2. Сформулировать и обосновать концепцию межличностного конфликта как осознанного конфронтационного взаимодействия субъектов,

обусловленного психологическими и социальными факторами, влияющими на протекание как микро- так и макропроцессов.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В

анализе поставленной проблемы диссертант исходил из концепции Gesellschaft, предложенной классиками немецкой социологии и образующей нормативный паттерн социальной философии. Здесь акцентируется роль интенциональных характеристик человеческих действий в исследовании социальных явлений. Интенциональныи или индивидуалистический подход к анализу социального требует понимать общество только через исследование составляющих его индивидуумов. Чтобы понять общество, мы должны проникнуть внутрь самополагания людей в этом обществе (Verstehen). Эта концепция пересекается частью объемов с политической и нравственной философией. Поэтому, теоретической основой исследования послужили работы прежде всего отечественных авторов по проблемам социальной философии С. Панарина, А. Дугина, В. Федотовой, концепции и идеи М. Вебера, Э. Трельча и других, а также некоторые идеи современной либеральной мысли, связанные с именами Дж. Ролза, Р. Дворкина.

Методологической базой исследования стали принципы непредвзятого, исторически конкретного и обоснованного философского анализа, представленного в работах ведущих отечественных философов. Диссертация построена на сочетании проблемно-теоретического и историко-дескриптивного методов исследования как методов доказательства, систематизации и изложения полученного знания. В исследовании применялись и междисциплинарные приемы анализа проблем, благодаря которым несколько дисциплин обмениваются новой информацией и переводят языки каждой из них на языки других.

В работе использованы оригинальные тексты философов, социологов, психологов, историков, критическая литература по персоналиям и

направлениям научного знания, а также литература по естественнонаучному направлению, имеющая отношение к данной теме. Научные результаты и их новизна:

1. Выделены и рассмотрены три возможных аспекта философского
исследования МЛК: обобщающий (конструктивная генерализация),
методологический (философская рефлексия междисциплинарности),
социальный (МЛК как специфическое явление общественной системы,
проявление социальной диалектики).

2. Исследованы и философски обобщены основные стратегии
понимания и методологические подходы к анализу феномена
межличностного конфликта в естественнонаучной и социально-
гуманитарной областях научного знания, произведен их сравнительный
анализ. Показано, что в естественнонаучном познании МЛК рассматривается
как биологическая потребность и трактуется как «борьба». В социально-
гуманитарном познании МЛК представлен широкий спектр понятий в
зависимости от направленности исследований (от индивидуалистического
подхода до социального). Сравнительный анализ дал возможность выявить
уровни совпадения ключевых концепций МЛК в рассматриваемых областях
познания, проявляющиеся, главным образом, в общности методологических
программных установок. Этим внесен определенный вклад в выявление
пределов их аналитических возможностей и меры эффективности
понятийного инструментария, используемого при осмыслении проблемы.

3. Уточнена возможная методология исследования межличностного
конфликта, основанная на принципах междисциплинарного синтеза. На этой
основе предложена новая дескриптивная типология основных подходов к
МЛК, позволяющая эффективно оперировать различными концепциями и
гипотезами в ходе его исследования.

4. В сравнительном контексте рассмотрены понятия
внутриличностного, межличностного и социального конфликтов, выявлены

основные векторы их взаимосвязи. Они проходят по осям микро- (субъект-субъект, субъект-группа) и макро- (группа-группа) взаимодействий. Предложено новое понимание межличностного конфликта как осознанного конфронтационного взаимодействия субъектов, обусловленного личностными и социальными факторами, влияющими на протекание совместной социальной деятельности индивидов и опосредованно - на сохранение целостности социального организма (в том числе в историческом контексте).

5. Рассмотрена (в порядке аргументации предложенных гипотез) феноменология межличностного конфликта в исторической реальности, для чего исследованы концепции персональной идентичности и социальной коммуникации Показано, что возникновение и протекание МЛК оказывает важное влияние, во-первых, на сохранение персональной идентичности, что имеет глубокие коннотации в исторической действительности. Во-вторых, возникновение и трансляция МЛК обусловлена нарушениями межличностной и социальной коммуникации, что оказывает влияние на существование, сохранение и развитие социальных групп и общества в целом.

В дополнение к диссертационному исследованию приложены схемы взаимодействия различных концепций анализа МЛК в разных областях научного знания.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в
применении широкого философского анализа к исследованию фенгмена
МЛК; в углублении наших представлений о взаимоотнопинии социума и
личности, межличностной коммуникации; в более ясном понимании
методологических ориентации; в исследовании сложных

социопсихологических и социокультурных феноменов; в разработке более точной, по сравнению с имеющимися, модели МЛК.

Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в практике философских, социологических, психологических исследований; в чтении спецкурсов по данной тематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседании кафедры философии, докладах на конференциях. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и психологии Московского государственного технического университета «МАМИ». Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международной научной конференции «Философия истории рубежа XX - XXI вв.» 5-7 февраля 2004 года в Москве (МГТУ «МАМИ»), на международном научном симпозиуме 23-24 марта 2005 года в Москве (МГТУ «МАМИ»). Материалы исследования нашли свое отражение в 5 научных статьях, тезисах, общим объемом 2 п. л.

Материалы исследования использовались в учебном процессе при преподавании курсов по социальной философии, психологии. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (два параграфа в первой главе и три параграфа - во второй), заключения, приложения и библиографического списка. Структура и логика построения работы обусловлены поставленными задачами исследования. Общий объем диссертации 143 стр., библиографический список включает 205 наименований. Логика построения работы соответствует логике решаемых в ней задач.

Межличностный конфликт как объект исследования в корпусе социально - гуманитарного и естественно - научного познания

Конфликт является важной детерминантой человеческой активности. Конфликт - это явление повседневной жизни людей, оно касается всех и поэтому к нему проявлен всеобщий интерес. Понятие «конфликт» происходит от латинского confliktus - столкновение. Оно включает в себя ряд смысловых значений: спор, борьба, разногласия, противоречия, ссора.

Межличностный конфликт является одной из форм и более частным случаем конфликта вообще. Многофункциональная и многоуровневая природа межличностного конфликта породила неоднозначность теоретического и экспериментального подходов к его исследованию, что привело к отсутствию в настоящее время строгого научного определения этого феномена. Теме конфликтов посвящено множество исследований. Различные подходы к соотношению психического и социального в межличностном конфликте определяют множество теоретических программ. Сведение межличностного конфликта только к психофизическому, биологическому или социальному явлению отражается в методах исследования соответствующих дисциплин.

До недавнего времени теория и практика межличностных конфликтов ограничивалась немногими работами, изучавшими производственные конфликты. Рассматривалось нарастание напряженности во взаимодействии в конкретном коллективе, целью исследований являлось создание комфортного психологического климата. Активная работа в области теории и практики межличностного конфликта началась только в последние годы, вызванная необходимостью осмысления причин происходящей в обществе возрастающей конфликтности, поиска путей и форм работы с различными конфликтами.

В зарубежной литературе результаты исследований межличностных конфликтов отражены у Л.Козера, Р.Дарендорфа, М.Дойча, Дж.Морено, А.Берга, К.Марча, З.Фрейда, Э.Фромма, Э.Дюркгейма, Э.Шибутани и др. Авторы рассматривали межличностный конфликт с различных позиций: в качестве объяснительного принципа межличностного взаимодействия, как результат внутриличностного конфликта (как чисто психологическое явление), механизм социализации индивида.

В отечественной литературе, к примеру, в социальной психологии, также существует несколько позиций рассмотрения межличностного конфликта: как тип противоречия (А. Рапопорт и др.), как объект и метод исследования конфликтного взаимодействия индивидов (Е.В. Первышева и др.), как рассмотрение структурно - динамических характеристик (Л.А. Петровская и другие).

В определении понятия межличностного конфликта также выявляются разногласия вплоть до полярных точек зрения. Одно из наиболее часто используемых определений межличностного конфликта: «...Это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей» [17, 160]. Оно указывает на социально - психологическую природу конфликта. Некоторые исследователи акцентируют внимание на характере межличностного конфликта. Н.В. Вохменцева, к примеру, определяет межличностный конфликт как крайнюю форму рассогласования межличностных отношений и указывает, что данная категория является индикатором социального регресса, сигнализирующим о разрушении системы нравственности в обществе. Б.И. Хасан указывает на конструктивный регулирующий и разрешающий характер межличностных отношений. В любом случае в центре внимания находится личность с ее психологическими и социальными характеристиками. Выявление основных подходов в исследовании межличностного конфликта через анализ таких ключевых понятий, как личность и социальная среда, помогает определить его как социальный феномен и исследовать в рамках философско — исторического опыта. Рассмотрение интенциональной природы личности, исследование факторов социокультурной среды играют важное значение в межличностных конфликтах.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения [134, 174]. Личность отражает содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности [169, 244]. В гуманистических философских и психологических концепциях под личностью понимается человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Человек и его взаимодействие с окружающей средой стали предметом исследования нескольких сотен естественных и социально - гуманитарных наук. Межличностный конфликт является также объектом исследования социально - гуманитарного и естественно - научного знания, принципиально отличающихся друг от друга уровнями познания, методами построения и исследования теоретического объекта, познавательными средствами, формами знания. Становление личности в рамках того или иного общества, социальной группы задается определенной общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека, поэтому исследования межличностного конфликта наиболее представлены в социологическом и психологическом направлениях.

Типология подходов в рассмотрении феномена межличностного конфликта в научном знании

Межличностный конфликт - малоизученное многоуровневое явление, которое предполагает построение обобщенной модели конфликта. В соответствии с задачами исследования, определяющими место и роль межличностного конфликта в жизни общества, требующими обобщенного анализа и выявления основных философских содержательных аспектов межличностного конфликта, в работе предпринимается попытка создания обобщающей модели социально - философского исследования данного феномена и типологизации основных подходов в рассмотрении межличностного конфликта. Различными науками рассматривались типологии конфликтов по разным основаниям, но задача философского исследования состоит в создании типологий изучения конфликтов.

В решении этой задачи ключевым является вопрос о том, с каких позиций должно вестись беспристрастное научное исследование и возможно ли полностью незаинтересованная дескрипция объекта? Не определяется ли исследование некоторыми скрытыми, явно не осознаваемыми нормами и предпочтениями? При этом под методом мы понимаем определенный свод правил, норм и стандартов, регулирующий активность познающего субъекта.

В рамках традиционной эпистемологии философия считала, что найти такой путь можно, и он представлен вполне успешными образцами познания в области логики, математики, физики и прочими науками. Отсюда выводились и основные программы традиционной эпистемологии - эмпиризм и рационализм. Эмпиризм полагал, что несомненными могут являться только единичные утверждения об объектах в терминах описания чувственно данных, , главная задача рационализма состояла в дедуктивном выведении знания из ясных, отчетливых, врожденных общих идей. Критика положений эмпиризма и рационализма привела к появлению дескриптивной эпистемологии и далее - эволюционной как новому междисциплинарному направлению теории научного познания. Предлагаемый подход ориентирован на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки, причем в центр внимания ставятся процессы формирования познавательного репертуара субъекта. Мы не ставим себе целью рассматривать принципы и развитие эволюционной эпистемологии. Мы хотим подчеркнуть ее эвристическую силу, для нас, помимо прочего, выражающуюся в создании базы для широкого междисциплинарного синтеза, в который включается масса материала из биологии, психологии, физики, нейрофизиологии, антропологии, лингвистики. Именно этот синтез, на наш взгляд, и должен стать основным методологическим инструментарием решения проблемы МЛК.

Междисциплинарное исследование есть особая форма взаимодействия наук, в которой исследование проходит через систему монологических построений, подчиненной единой цели, дающей возможность сопрягать, скрещивать разнородную информацию о предмете исследования. Это исследование построено по диалогическому принципу, где каждая дисциплина сохраняет свою индивидуальность, но все участвуют в решении общей познавательной задачи. Диалог вообще есть одна из наиболее эффективных форм развития знания, его цель - придать знанию целостный характер. Междисциплинарность сообщает научному исследованию достоверность, глубину и релевантность, гарантирует достаточный уровень теоретического проникновения в объективное содержание исследуемой предметности. Мы полагаем, что для анализа МЛК междисциплинарная матрица анализа, осмысленная в рамках философской эпистемологии, гласящей, что все наше знание принципиально гипотетично, является наиболее плодотворным. Здесь междисциплинарный подход выполняет нормативную задачу, вырабатывая определенное множество стандартов (не исключающих их изменения и дополнения), ориентированных на максимальную полноту и точность анализа проблемы.

При рассмотрении типологии конфликтов в различных направлениях и подходах единая точка зрения отсутствует. Принимая те или иные критерии как основу типологии, лишь немногие исследователи занимались этим вопросом систематически. В научной литературе существует много типов классификаций, которые будучи собранными вместе, не составляют какой - либо единой классификации и являются частными теориями.

Все классификации подразделяются на:

- критериальные — характеризуют различие в критериях конфликтного поведения;

- функциональные - охватывают основные факторы взаимодействия систем в МЛК (стабильность и ход развития во времени, наличие и характер памяти, способ управления, явность и скрытость конфликтных факторов);

- информационные: определяют объем, характер знаний сторон о себе и другой стороне.

В рамках социальной психологии Н.В.Гришиной на основании исследований производственных конфликтов была разработана типология конфликтов, основанная на взаимосвязях, существующих между людьми в процессе трудовой деятельности. Эти взаимосвязи имеют функциональный характер (связаны с выполняемой людьми деятельностью и целями, достигаемыми ими в процессе этой деятельности), социальный (связаны с принадлежностью людей к одной организации и коллективу и, соответственно нормативным характером их взаимодействия) и психологический (связаны с естественной потребностью в общении и ее реализацией в группе).

Специфика понимания феномена межличностного конфликта в социально - философском познании

Философское и гуманитарное знание соотносятся как универсально-всеобщее и конкретно-специальное знание о человеке, его мире и культуре. Философия, например, обращается не только к методам и формам естествознания, но и к особенностям когнитивных приемов и операций гуманитарных наук. Именно эта область знания включает специфические приемы познания культурно - исторического субъекта, имеющего социокультурные «параметры», типические индивидуально-личностные характеристики. Данные науки располагают определенным понятийным аппаратом, системой абстракций, позволяющих фиксировать ценностные компоненты познавательной деятельности, эффективно и корректно включать систему ценностных ориентации субъекта в методологию и теорию историко - философских и других близких областей знания. Именно гуманитарные исследования дают богатый материал для философского осмысления феномена межличностного конфликта и его роли в культурно-историческом процессе. «Наше восприятие и наше поведение отражают человеческую природу. Философия, не уделяющая этому обстоятельству должного внимания, безосновательна» [140, 26-27].

Философия выступает как наиболее общая форма самопознания культуры, в которой осуществляется рефлексия над основаниями культуры, вырабатываются самые общие принципы мировоззрения людей. В философском познании преобладают два подхода: предметно-содержательный и «соотносительный» (назовем его так условно), как рассмотрение специфики философии в связи с соотношением ее с другими науками и сферами духовной и культурной жизни. В лервом случае философское знание характеризуется как осмысление общей структуры бытия, универсалий объективной действительности, «мире* в целом»; как знание, специфичность которого определяется необходимостью решения вопроса об отношении бытия и сознания, рефлексии над универсалиями культуры; как форма социального сознания, отражающего типы ориентации человека в мире, т.е. как мировоззрение. Что касается второго подхода, философия в нем основывается на опыте всемирной исторической практики человечества, культурных универсалиях, социально - гуманитарных ценностях в целом. В отличие от естественно-научного познания, в котором объект исследуется в отвлечении от субъекта научной деятельности, объект философского знания исследуется с учетом способа задакности объекта, общетеоретических и социально - исторических предпосылок такого способа.

Представление о конфликте как социальном феномене берет свое начало в философии через постановку вопроса о соотношении объективного «внешнего» мира и субъективного «внутреннего» мира человека, об отражении «объективного» в «субъективном». Интерес социальных наук к конфликтам обусловлен действием конфликтов на общество и на различные аспекты взаимодействия в социуме. С другой стороны, понимание конфликтов и их роли в обществе позволяет понять и предупредить совершение действия, регулировать социальную напряженность (забастовки, революции, войны). Попытки выявить роль и место конфликта в динамике жизни общества представляет собой континуум подходов, где одни авторы приветствуют конфликт и видят развитие общества исключительно путем борьбы и конфликта, а другие, напротив, видят в нем побочный фактор движения социального.

Современная социальная философия рассматривает проблематику конфликтов во многих аспектах и на различных уровнях социального и духовного бытия. Среди известных философских концепций конфликта нет единства относительно природы, источников возникновения, места и роли конфликта в современном мире, что открывает широкий диапазон для социально - философского исследования. В рамках подходов, акцентирующих влияние конфликтов на жизнь общества, наиболее ранние философские концепции связаны с именами древнегреческих философов Геродота, Платона, Эпикура. Философы средневековья Ф.Аквинский, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, а также философы Нового времени Ж.-Ж. Руссо, А.Смит, И.Кант, Г.Гегель развивали мысли о социальном характере конфликта. Аристотель определял конфликт как некое состояние взаимоотношений между личностями, являющееся следствием некоторой причины и причиной некоторого следствия. Т.Гоббс объяснял конфликты как столкновение между персонами. Персону автор определял как крайнее проявление индивидуализма.

В современной западной философии наибольший интерес с точки зрения концептуальной разработанности темы человеческих конфликтов представляют философы антропологического направления: Ж.-П.Сартр, А.Камю, Э.Фромм и другие. Философы - антропологи пытаются выделить особую сферу «собственно человеческой реальности» и через нее раскрыть сущность и смысл человеческих конфликтов и его социальных проявлений.

Межличностный конфликт в философии является специфическим неклассическим объектом исследования, что влечет за собой фрагментарность социально - философских исследований. Межличностный конфликт выступает одной из самых напряженных дилемм для личности. Философское познание человека, интегральное постижение личности, ее место в природном и социальном мире на протяжении всей истории человечества сопряжено с изучением феномена межличностного конфликта в таких аспектах, как его природа, роль в жизни человека и общества. Кроме того, поиску идеала человеческой жизни всегда сопутствовала философская рефлексии по поводу рационализации и преодоления внутриличностного и межличностного конфликта.

Многовековую историю имеют традиции накопления конфликтологических идей, отражением которых являются произведения культуры, литературы, искусства. Научные воззрения на конфликт представляют собой эволюционный процесс. Всевозможные конфликты, появившись вместе с человеческими сообществами, представляли собой повседневные явления и не были объектом научного исследования. В древнее время конфликты в сознании людей представляли аналог войн, насилия, противоборства. Разделения на типологии не было, межличностные конфликты стали предметом рассмотрения только с возникновения социологических исследований, и в философских источниках мы можем лишь опосредованно судить о предмете рассматриваемой проблемы.

Первые сведения о конфликтных взаимодействиях появляются в китайских философских источниках, в которых повествуется о постоянном противоборстве положительных и отрицательных (ян и инь) сторон материи, приводящих к конфронтации их носителей. В Древней Греции Гераклит представлял движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Первые обобщения о роли социального конфликта мы находим у Платона. Идеальное государство Платона - одна из первых моделей совершенного государства в истории философской мысли — предстает как справедливое общество для взаимного удовлетворения потребностей. При условии, что разные люди выполняют разные общественные функции, они дополняют друг друга, что исключает межличностные конфликты. Распри порождаются наличием богатства. По Платону, запрещение частной собственности и упразднение института семьи - самые эффективные способы усмирения эгоистических интересов, стабилизации общества и предотвращения всех типов конфликтов.

Похожие диссертации на Опыт философского осмысления феномена межличностного конфликта